Меню Услуги

Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.3. Классификация юридических лиц

Существующая в российском правопорядке система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организованному) характером современной отечественной экономики. В ее составе сохраняются преобладавшие в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также некоторые некоммерческие организации-несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами несвойственно нормальному рыночному обороту. Наряду с ними развиваются, занимая господствующее место, обычные для рыночной экономики субъекты — акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества. Отсюда деление юридических лиц в российском гражданском праве на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав), не свойственное развитым правопорядкам.

Виды юридических лиц — это подразделения всей системы юридических лиц, основные группы организаций, отражающих состояние и направления экономико-социальной и духовной жизни общества, участие граждан в различных объединениях, имеющих гражданскую правосубъектность.

Ценность любой научной классификации заключается в систематизации знаний о предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. Место, которое юридические лица занимают в системе имущественных отношений общества, своеобразие преломления в этом правовом институте фундаментальных экономических категорий позволяют определить наиболее важные основания их классификации. Социальная ценность института юридического лица воплощается, прежде всего, в той полезной нагрузке, которую он несет обществу, т.е. в его функциях, которые также влияют на систематизацию юридических лиц.
Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Будучи закрепленной законом, она исключает появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение данной классификации, и тем самым препятствует появлению среди участников оборота непонятных, сомнительных образований (типа разного рода «фирм», «корпораций», «центров» и т.п.). Поэтому в интересах всех участников оборота закон устанавливает исчерпывающий, закрытый перечень (numerus clausus) видов юридических лиц, которые могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах.

Во-вторых, такая классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, «малые предприятия», подобно средним и большим, в действительности существуют не в форме унитарных предприятий, а в виде небольших по численности хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а «совместные предприятия» (с иностранным участием) – лишь в форме хозяйственных обществ. Сами же «малые» и «совместные» предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле: т.е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. В данной классификации усматривается прямая аналогия с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права.

Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица — собственники, на имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования (утрачивая, следовательно, право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование). К ним относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий — несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих — потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица — несобственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся юридические лица — собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) — общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим, по степени увеличения предпринимательского риска участников, хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

С вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ основное деление юридических лиц по организационно-правовым формам будет происходить на корпоративные и унитарные организации, коммерческие и некоммерческие организации. Корпоративные организации (корпорации) — юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы. Унитарными же организациями являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации.

1.4. Виды юридических лиц

Наиболее распространенной и универсальной группой организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц являются хозяйственные общества и товарищества.
Гражданский кодекс РФ предусматривает достаточно широкий круг правовых форм коллективного хозяйствования, который отвечает как современным международным стандартам, так и отечественным экономическим реалиям. Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ или обществ способны учитывать интересы как и индивидуальных коммерсантов, так и малых семейных коллективов, а так же больших групп незнакомых друг с другом акционеров.

Как правило, хозяйственное (торговое) общество (товарищество) служит средством концентрации в одних руках разрозненных капиталов, дающих в хозяйственной деятельности (каждый в отдельности) небольшой эффект. Его цель — извлечение доходов, получение прибыли.

Хозяйственные товарищества в российском законодательстве понимаются как договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ).

Для хозяйственных обществ характерным является объединение не столько личных усилий участников, сколько их имуществ. Участники не отвечают по обязательствам фирмы, и их предпринимательский риск ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Поэтому именно размер уставного капитала общества является основной гарантией интересов кредиторов и приобретает особое значение, нехарактерное для товариществ. Уменьшение размера уставного капитала общества возможно лишь после уведомления всех его кредиторов, которые в этом случае приобретают право требовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков (как и при реорганизации).

Основные права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ в общем виде закреплены ст. 67 ГК РФ и могут дополняться в учредительных документах. Участники имеют право управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деятельности, участвовать в распределении прибыли и получать часть имущества, оставшегося после ликвидации предприятия (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущества предприятия и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. Нормы ст. 67 ГК РФ носят императивный характер, поэтому лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от обязанности невозможно.

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 01.09.2014г. в ГК РФ вносятся существенные изменения в отношении хозяйственных обществ. Это касается изменения в регулировании организационно-правовых форм юридических лиц, которые состоят в делении хозяйственных обществ на публичные и непубличные, а также исключения из российского законодательства обществ с дополнительной ответственностью. Законом установлено, что публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Хозяйственное общество, которое не отвечает названным признакам, считается непубличным.

Предусмотренный в законе о внесении изменений в ГК подход позволяет хозяйственному обществу из непубличного стать публичным и, напротив, из публичного преобразоваться в непубличное, если этого хотят его акционеры.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, называется полным товариществом. Оно возникает на основе договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели — индивидуальные или коллективные.

Законодатель различает случаи управления полным товариществом (ст. 71 ГК РФ) и ведения дел товарищества (ст. 72 ГК РФ). Управление товариществом осуществляется на основе решений, принятых всеми участниками единогласно или большинством голосов. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Полное товарищество как юридическое лицо имеет несколько самостоятельных и равноправных органов (по числу участников).

Учредительный договор может устанавливать и другие схемы органов полного товарищества, например: ведение дел всеми участниками совместно (один коллегиальный орган) либо некоторыми из них (один или несколько единоличных органов). Важно отметить, что перечисленные варианты организационной структуры товарищества не могут применяться одновременно. Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества.

Для защиты интересов самих товарищей предусмотрен запрет для участника совершать без согласия других сделки, однородные с совершаемыми товариществом, т. е. конкурировать с ним (п. 3 ст. 73 ГК РФ).

В случаях выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным, или ограниченно дееспособным, либо несостоятельным (банкротом), открытия в отношении одного из участников реорганизационных процедур по решению суда, ликвидации участвующего в товариществе юридического лица либо обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующую его доле в складочном капитале, товарищество может продолжить свою деятельность, если это предусмотрено учредительным договором товарищества или соглашением остающихся участников.

Будучи по своей природе объединением лиц, полное товарищество не может состоять из единственного участника и, если все же такое случается, должно быть преобразовано в хозяйственное общество или ликвидировано (ст. 81 ГК РФ).

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК РФ).

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».

Товарищество на вере как бы включает в себя две относительно самостоятельные структуры: полное товарищество и группу (или одного) товарищей-вкладчиков. С одной стороны, коммандитисты полностью отстранены от участия в управлении и ведении дел товарищества. С другой — они распоряжаются своими вкладами совершенно независимо от полных товарищей.

Основания ликвидации товарищества на вере обладают значительной спецификой. В частности, товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются, по крайней мере, один полный товарищ и один коммандитист (ч. 2 п. 1 ст. 86 ГК РФ). Полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.

Общество с ограниченной ответственностью — одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций. Это статутные объединения юридических и физических лиц в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является устав, который должен содержать следующие положения: полное и сокращенное фирменное наименование общества; сведения о месте нахождения общества; сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; сведения о размере уставного капитала общества; права и обязанности участников общества; сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества; сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу; сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.

Федеральным законом N 312-ФЗ исключено упоминание об учредительных документах общества, так как в настоящее время общество имеет только один учредительный документ — устав. Отметим, что изменение является существенным, так как права участников общества могут определяться только уставом общества. Фирменное наименование общества строится по общим правилам и должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Отметим, что законодатель допускает внесение изменений в устав общества, если это будет решено общим собранием участников общества. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью складывается из номинальных стоимостей долей всех его участников. Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Участники общества и независимый оценщик, в случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами, солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества изменений.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.

Такое юридическое лицо создается благодаря оплате долей его участников, из которых составляется уставный капитал общества. Следовательно, каждый из участников, общее количество которых не должно превышать пятидесяти, должен иметь возможность участвовать в управлении делами общества.

Уставом общества может быть предусмотрена возможность образования совета директоров (наблюдательного совета) общества. Следовательно, уставом общества будет определен и порядок образования, деятельности этого органа общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета), компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета). Сравнительно, в акционерных обществах совет директоров (наблюдательный совет) создается в обязательном порядке, число владельцев голосующих акций в которых равно пятидесяти или превышает это число (ст. 64 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Что касается руководства текущей деятельностью общества, законодатель закрепляет данную функцию за единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества, которые подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества (п. 4 ст. 32 Закона).

Законодатель не устанавливает жестких правил о наименовании исполнительного органа, что дает возможность участникам самостоятельно определить в уставе общества наименование своего исполнительного органа. Характерными названиями для коллегиальных исполнительных органов могут быть — «правление», «дирекция», «исполнительная дирекция», для единоличных исполнительных органов — «директор», «исполнительный директор» и т.п.

Следует обратить внимание на то, что компетенцию общего собрания участников общества определяет не только устав конкретного общества, но и Закон, устанавливающий соответствующие правила, основываясь на положениях ст. 91 ГК РФ.

В отличие от акционерного общества, в обществе с ограниченной ответственностью образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) обязательно только при условии, если число участников такого общества более пятнадцати. Следовательно, общества с числом участников пятнадцать и менее не обязаны формировать данный орган внутреннего аудита.

Законодательством определен перечень наиболее принципиальных вопросов жизни общества, которые рассматриваются исключительно его высшим органом — общим собранием. В этом и состоит реальное участие в его управлении.

Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников с учетом требований Закона и устава общества. Главное отличие ликвидации общества с ограниченной ответственностью от его реорганизации в любой форме (ст. ст. 51 — 56 Закона) заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидированного общества к другим субъектам. Поэтому при ликвидации общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданского оборота.

Необходимо обратить внимание на то, что правила о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, установленные в ст. ст. 57 и 58 Закона, применяются только при ликвидации действующих обществ. Что касается обществ, фактически прекративших свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника (ст. ст. 227 — 230 ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)».

В п. 1 ст. 21 Закона установлен перечень юридических оснований перехода доли или части доли в уставном капитале общества к участникам (участнику) общества или третьим лицам, которые до перехода доли не являлись участниками общества. Переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании. Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества по цене предложения третьему лицу или по отличной от цены предложения третьему лицу и заранее определенной уставом общества цене (далее — заранее определенная уставом цена) пропорционально размерам своих долей, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления преимущественного права покупки доли или части доли.

В соответствии абз. 1 п. 11 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что сделка, направленная на отчуждение доли (части доли) в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки. Нотариальное удостоверение этой сделки не требуется в случаях, перечисленных в абз. 2 данного пункта Закона. К ним относятся, например: переход доли к обществу, распределение доли между участниками, использование преимущественного права покупки.

Если участник общества, заключивший договор, устанавливающий обязательство совершить при возникновении определенных обстоятельств или исполнении другой стороной встречного обязательства сделку, направленную на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, неправомерно уклоняется от нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, приобретатель доли или части доли, совершивший действия, направленные на исполнение указанного договора, вправе потребовать в судебном порядке передачи ему этой доли. В данном случае решение арбитражного суда о передаче доли или части доли в уставном капитале общества является основанием для государственной регистрации вносимых в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений.

Доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов (п.12 ст. 21 Закона).
Преимущественное право покупки доли (части доли) предполагает, что если участник собирается продать свою долю третьему лицу, то прежде такой участник обязан предложить всем участникам общества купить свою долю по цене, которую продавец доли намеревался получить от третьего лица, или заранее определенной уставом цене. Подчеркнем, что указанное предложение должно быть сделано всем, а не определенным участникам или одному из участников общества.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона и п. 1 ст. 94 ГК РФ предусмотрено право участника общества выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций; участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК, п. 1 ст. 2 Закона об акционерных обществах).
Организационно-правовая форма акционерного общества является в настоящее время одной из наиболее распространенных; она юридически удобна и создает условия для объединения и обособления имущественных ресурсов наиболее широкого круга лиц. Это позволяет сконцентрировать в рамках юридического лица значительный капитал, что необходимо для реализации крупных хозяйственных проектов.

Основное отличие акционерного общества от других юридических лиц заключается в способе закрепления прав участника по отношению к обществу: путем удостоверения их акциями. Это, в свою очередь, обусловливает специфику осуществления прав по акции и их передачи.
Устав признается единственным учредительным документом акционерного общества, чем подчеркивается формальный характер личного участия в обществе (п. 3 ст. 98 ГК РФ), и утверждается на собрании учредителей. Вместе с тем ГК РФ говорит и о заключении учредительного договора, регулирующего отношения учредителей в процессе создания акционерного общества (п. 1 ст. 98 ГК РФ). Такой договор служит вспомогательным средством, облегчающим создание акционерного общества, как правило, не представляется на регистрацию и впоследствии может быть расторгнут без ущерба для самого общества.

В отличие от уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, разделенного на доли его участников, размер которых может быть различен, уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Каждая акция удостоверяет равный объем прав владельца (акционера) по отношению к обществу. Правом выпуска акций обладают только акционерные общества.

Увеличение уставного капитала акционерного общества производится либо путем увеличения номинальной стоимости существующих акций, либо путем размещения (выпуска) дополнительных акций.

Текущей деятельностью руководит единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор); допускается также наличие в акционерном обществе одновременно и единоличного исполнительного органа, и коллегиального (правления, дирекции). Кроме того, функции управления акционерного общества могут быть переданы по договору индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации. Исполнительный орган подотчетен общему собранию акционеров, совету директоров (наблюдательному совету) и осуществляет полномочия, не отнесенные законом и уставом к компетенции указанных органов.

Отметим, что изменения в гражданском законодательстве коснулись так же акционерных обществ. Исключается деление акционерного общества на открытое и закрытое. На сегодняшнее время акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные. В отличие от участников публичных обществ (АО с акциями, обращающимися на организованном рынке), участники непубличных обществ свободно определяют структуру управления. Например, они не создают исполнительный орган (с передачей полномочий наблюдательному совету) либо передают полномочия наблюдательного совета единоличному исполнительному органу, также, участники непубличных обществ часть полномочий общего собрания акционеров передают на разрешение исполнительного органа общества, изменяют порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников.

Подпараграф 7 параграфа 2 главы 4 ГК, касающийся дочерних и зависимых обществ с 1 сентября 2014г. утрачивает силу (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 01.09.2014г.). Но согласно ст. 6 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. От 03.07.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью» Общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного общества (товарищества).
Основное хозяйственное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного общества (товарищества) последнее несет при недостаточности имущества дочернего общества субсидиарную ответственность по его долгам.

Участники дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

Общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более двадцати процентов уставного капитала первого общества.

Общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК РФ).

В производственном кооперативе, как и в хозяйственных товариществах, решающее значение имеет личное участие его членов в деятельности организации. В связи с тем, что законодатель фирменном наименовании вместо слов «производственный кооператив» можно использовать слово «артель», поскольку законодатель считает их синонимами.

Участниками производственного кооператива являются, по общему правилу, граждане. Причем, в отличие от полных товарищей, им абсолютно не требуется статуса индивидуального предпринимателя. Наряду с ними участвовать в кооперативе могут и юридические лица, если это допускается уставом кооператива. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В производственном кооперативе не создается уставный капитал, а находящееся в его собственности имущество делится на паи его членов. Уставом может быть установлено, что определенная часть принадлежащего имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом кооператива. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса, а остальную часть — в течение года со дня регистрации. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется и имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов (ст. 109 ГК РФ).

Права члена в отношении кооператива отнюдь не обусловлены величиной его пая. Так, независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п. 4 ст. 110 ГК РФ, ч. 3 п. 2 ст. 15 Закона «О производственных кооперативах»). Распределение прибыли и ликвидационного остатка между членами кооператива обычно производится в соответствии с их трудовым участием (п. 4 ст. 109 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Закона «О производственных кооперативах»). В случае образования неделимого фонда пай и вовсе перестает соответствовать доле в имуществе кооператива. При выходе из кооператива его член имеет право лишь на выплату ему пая, но никак не на выплату доли во всем имуществе.
Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законом о производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК РФ).

Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета и исполнительных органов: правления и (или) председателя (ст. 110 ГК РФ). К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся: изменение устава кооператива; образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива; прием и исключение членов кооператива, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибылей и убытков; решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

В соответствии со ст. 113 ГК РФТ, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Специфика государственных и муниципальных предприятий состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

Органом унитарного предприятия, представляющим его интересы, является руководитель (директор). Он назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен. По нашему мнению в отношении статуса руководителя (директора) существует достаточно много неясностей, коллизий, вызванных несовершенством законодательства по этому вопросу. На федеральном уровне этот вопрос отчасти решен Указом Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» от 10 июня 1994 г. № 1200 Отношения Российской Федерации с руководителями федеральных государственных предприятий регулируются на основании контрактов, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством.

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК РФ, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц.

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п.1 ст. 50 ГК).

С вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 01.09.2014г. существенно изменяется ст. 50 ГК РФ. Перечень некоммерческих организаций будет устанавливаться только в ГК.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний».

Для некоммерческих организаций, осуществляющих приносящую доход деятельность, будет введено требование о наличии обособленного имущества в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Некоммерческие организации смогут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, содержание которой зависит от целей создания конкретного юридического лица и его организационно-правовой формы.

Отличительными особенностями некоммерческих организаций являются их бесприбыльная деятельность, ориентация на социальный эффект, необязательность принятия формы юридического лица, ограничения в процедуре банкротства.

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.
Цели создания некоммерческих организаций могут быть различными: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, иные цели, направленные на достижение общественных благ.
Юридическое лицо в российском гражданском праве — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Существующая в российском законодательстве классификация юридических лиц объединяет как государственные производственные предприятия на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, так и гражданско-правовые формы юридических лиц, традиционные для рыночной экономики (акционерные общества, товарищества, кооперативы).

В действующем гражданском кодексе указана классификация, где в зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью. При сохранении указанного традиционного деления Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ также будет предусмотрена классификация юридических лиц на корпоративные и унитарные. С вступлением Закона в силу должны завершиться многолетние дискуссии о видах коммерческих организаций, относящихся к корпоративным. Из законодательства исключены нормы о закрытых акционерных обществах, а также обществах с дополнительной ответственностью. В то же время Закон разграничивает правовой статус публичных и непубличных акционерных обществ.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3