Меню Услуги

Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 2. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений

2.1. Правоспособность юридических лиц

Как всякий участник гражданских правоотношений, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Однако эти его качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами (гражданами).

Под общей (универсальной) правоспособностью понимается способность юридического лица иметь любые гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления любого вида деятельности, не противоречащего действующему законодательству. Специальная правоспособность — это наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые отдельно регулируются законом, соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Гражданский Кодекс 1994 г. наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью (следует учитывать, что общую правоспособность могут иметь только коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113-115 ГК), банков (согласно Закону «О банках и банковской деятельности»), фондовых бирж (в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»), страховых организаций (согласно Закону Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Прекращаются они также одновременно — в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами. На сегодняшний день таким законом является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензионным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Любое юридическое лицо может быть ограничено в правах, но только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, ограничено право унитарных предприятий распоряжаться недвижимым имуществом (ст. 295 ГК РФ). Любое ограничение, не соответствующее закону или принятое с нарушением установленного порядка, может быть обжаловано в суд.

Ограничение правоспособности может устанавливаться специальным законом путем указания тех видов деятельности, которыми отдельные юридические лица заниматься не могут (например, законодательство о страховании, о банковской деятельности, о товарных биржах). Так, банкам запрещено совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков.
По мнению Е.А.Суханова в условиях рыночной организации хозяйства целевые ограничения правоспособности юридических лиц весьма отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные документы при каждом, иногда даже не очень существенном изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, «непрофильных» видов деятельности). С формальной стороны такие ограничения легко обходятся закреплением в учредительных документах длинного перечня различных видов деятельности, которые вправе осуществлять данная организация, да и сами цели деятельности могут быть сформулированы весьма общим образом.

В связи с этим ГК, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, т.е. общую правоспособность (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия – несобственники (поскольку они создаются публичными собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном, виде коммерческой деятельности, к тому же обычно лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).

Учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое «самоограничение» правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц — других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем (ст. 173 ГК). Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.

Для юридических лиц, сохраняющих целевую правоспособность по прямому указанию закона (некоммерческих организаций, унитарных предприятий, банков и страховых компаний), возможно совершение лишь таких действий (сделок), которые соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности. Специального оповещения контрагентов об этом не требуется (ибо знание ими действующего закона предполагается), а потому сделки, выходящие за указанные пределы, считаются ничтожными вне зависимости от того, знали ли они о таких ограничениях (ст. 168 ГК).

Юридические лица имеют право заниматься отдельными видами деятельности не только на основании специального разрешения (лицензии), но так же и на основании членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, будет возникать с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращаться при прекращении членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании.

2.2. Органы юридического лица

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), которые формируют и выражают вовне его волю как самостоятельного субъекта права. Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Рассмотрим взгляды теоретиков на орган юридического лица как на его составную часть.
Так, например В.И. Синайский указывал, что органы юридического лица представляют собой его часть . По мнению М.И. Брагинского, органом юридического лица является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю . Схожая точка зрения у Е.А. Суханова, который полагает, что «они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права».

В.В. Долинская считает, что органы юридического лица представляют собой его составную часть, которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует и выражает волю юридического лица, руководит его деятельностью.

К.В. Мукашева считает, что органы юридического лица представляют собой предусмотренные законодательными актами или учредительными документами структурные звенья юридического лица .

На наш взгляд, указанная точка зрения не может не вызывать критики. Если орган юридического лица является его частью, то логичным выглядит вопрос: что это за часть? Если юридическое лицо понимать как обособленный имущественный комплекс, то орган юридического лица — это часть его имущества? Если же сущность юридического лица раскрывать через теорию трудового коллектива, то его орган — это часть трудового коллектива? Но в современных условиях, когда организация может быть создана одним лицом, людской субстрат играет крайне незначительную роль, поскольку весь трудовой коллектив юридического лица может состоять из одного лица.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям. Это, однако, не касается собраний «трудовых коллективов» юридических лиц, поскольку наемные работники (рабочие и служащие) в этом своем качестве не участвуют в формировании имущества (уставного или иного капитала) юридического лица и потому не вправе влиять на формирование его воли (по крайней мере, без прямого на то согласия учредителей или участников).

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы).

Волеобразующие органы — это органы, которые образуют (формируют) волю юридического лица. К ним, в частности, относятся общее собрание акционеров в акционерном обществе; съезд (конференция) или общее собрание участников в общественных организациях; общее собрание в производственном кооперативе (артели) и в товарной бирже.

Волеизъявляющие органы — это органы, которые не только участвуют в формировании воли юридического лица, но и выражают ее вовне по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота (иногда в юридической литературе их называют исполнительными органами). Волеизъявляющие органы юридического лица всегда являются и волеобразующими. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 113 ГК в унитарных предприятиях единоличный руководитель (директор) одновременно является его волеобразующим и волеизъявляющим органом.

Органами юридических лиц обычно являются физические лица, сохраняющие в этом качестве самостоятельную гражданскую правосубъектность (которая и объясняет предусмотренную п. 3 ст. 53 ГК возможность их имущественной ответственности перед своими юридическими лицами). Признание органов юридических лиц самостоятельными субъектами права, как это имеет место и в ряде развитых правопорядков, поставит их в положение законных представителей, которые в российском гражданском праве традиционно действуют от имени лиц с недостатками правосубъектности (дееспособности).

Закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его, а не собственными интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т.е. волей ее учредителей), например, необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника). Если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст. 168 ГК), ибо последние должны были знать о требованиях закона.

Например, унитарное предприятие не вправе распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п. 2 ст. 295 ГК). Если же ограничения введены уставом конкретного юридического лица (например, запрет единоличному органу акционерного общества заключать договоры на определенную сумму без предварительного согласия коллегиального органа), оспаривание соответствующих сделок возможно лишь при доказанности знания контрагентов об этих ограничениях (ст. 174 ГК).

Единоличные органы либо назначаются учредителями (например, собственником имущества унитарного предприятия или учреждения или уполномоченным им органом), либо избираются участниками (учредителями) юридического лица или созданным ими коллегиальным органом (советом, правлением). Коллегиальные органы (совет директоров, правление) либо избираются всеми участниками (учредителями), либо состоят из них (общее собрание, попечительский совет).

Состав и компетенция органов юридических лиц, а также порядок их формирования (назначение или избрание) определяются законодательством и учредительными документами юридического лица. По общему правилу заместитель руководителя (единоличного органа) юридического лица, а также члены правления или дирекции (коллегиального органа) не являются органами юридического лица.

Так, в унитарном предприятии в соответствии с законом единственным (единоличным) органом является его руководитель (п. 4 ст. 113 ГК). Однако в уставах хозяйственных обществ и некоторых некоммерческих организаций может предусматриваться выступление в определенных сделках от их имени без доверенности также заместителей руководителя (например, вице-президентов).

В содержание правоспособности юридического лица входит и его деликтоспособность, т.е. способность самостоятельно отвечать за причиненный его действиями имущественный вред. Поскольку действия органов юридического лица являются его собственными действиями, выражающими его волю, то очевидно, что оно и должно отвечать за их вредоносный характер. Но оно отвечает также и за действия своих наемных работников, совершенные ими в пределах своих трудовых (служебных) обязанностей, как за свои собственные (п. 1 ст. 1068 ГК), ибо такие действия тоже совершаются во исполнение указаний (воли) этого юридического лица.

Согласно п. 3 ст. 53 ГК лицо, действующее от имени организации на основании закона или учредительных документов, должно действовать добросовестно и разумно. В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, следовательно, их отсутствие должно быть доказано.

В случае нарушения принципов разумности и добросовестности лицо может нести обязанность по возмещению убытков, причиненных организации. При этом данная норма является диспозитивной, так как правило, предусмотренное п. 3 ст. 53 ГК, может быть частично или полностью изменено или отменено не только законом, но и договором.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.3. Филиалы и представительства юридического лица

В силу ряда причин юридическое лицо может быть поставлено перед необходимостью создания обособленных подразделений, каковыми, в соответствие с Гражданским кодексом РФ, признаются филиалы и представительства. Такими причинами могут быть: оптимизация производственного процесса, учитывая разность экономической ситуации в регионах необходимость расширения сетей сбыта, и т.д.

В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом же признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы наделяются имуществом юридическим лицом-создателем и действуют на основании утвержденного юридическим лицом положения, при этом они не являются юридическими лицами, они не могут быть налогоплательщиками. Судебная практика подтверждает данное положение. Так постановлением кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 7 июля 2000 г., рассмотрев кассационные жалобы Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска и ОАО «Промышленно — строительный банк» в лице его филиала «Смоленский» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.02.2000 (судьи Индыкова Л.В., Бажанова Е.Г., Петраченков С.С.) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 04.05.2000 (судьи Шийко П.В., Ткаченко В.А., Либерова Л.В.) по делу N А-62-429/2000/1366/1 установлено, что при рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций не было учтено, что в соответствии со ст. 19, 107 НК РФ, разъяснением, данным в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ» с 01.01.99 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал.

Филиалы и представительства юридического лица являются его территориально обособленными подразделениями. Различие между представительством и филиалом заключается в том, что если представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью совершения для него юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все или определенная часть функций (целей) юридического лица, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК).

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Имущество филиала (представительства) формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (касаемо филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с Положением, а также доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом.

Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее.

Как правило, филиалы и представительства создаются и ликвидируются самим юридическим лицом. Однако законодательством Российской Федерации предусмотрено, что вопросы создания и ликвидации филиалов в отношении некоторых организаций (представительств) находятся в компетенции ее собственника. Так, например, в соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональнымобразованием,соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.
Гражданская правосубъектность (правоспособность и дееспособность) филиалов и представительств производна от правосубъектности создавшего их юридического лица. Ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о данном филиале или представительстве. При этом законодательством Российской Федерации для некоторых видов юридических лиц может быть предусмотрена обязанность получения лицензии филиалом самостоятельно (такая обязанность предусмотрена, например, абз. 7 п. 3 ст. 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 435/96).

Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация выдает руководителю филиала или представительства доверенность. Указанная доверенность выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 при определении компетенции руководителя филиала (представительства) необходимо исходить из того, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо следовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (представительства).

 

Заключение

Юридическое лицо — это организация, имеющая самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших ее или входящих в ее состав учредителей (участников). При этом под организацией понимается определенная указанная в законе структура (организационно-правовая форма), являющаяся субъектом гражданского права. Организация, считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей (участников) имущество. Данное имущество организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. Исследуя исторические предпосылки возникновения юридического лица, становиться понятно, что на стадии зарождения и первичного формирования юридическое лицо, обозначалось исключительно с точки зрения коммерческой необходимости.

Неотъемлемыми признаками юридического лица являются: организационное единство, наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, возможность выступать истцом и ответчиком в суде, возможность участвовать в гражданском обороте от собственного имени.

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых основатели имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения предприятий и религиозные организации) В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

Правоспособность юридического лица определяется целями, зафиксированными в его уставе. Она возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Юридическое лицо имеет свое наименование, устав, адрес местонахождения, а также печать и расчетный счет в банке, проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Организация как юридическое лицо считается созданной с момента ее государственной регистрации — со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Новый Гражданский кодекс РФ был принят относительно недавно, однако, изменение российского законодательства не успевает за фактическими изменениями, происходящими в политико-экономической жизни страны. В настоящий момент, мы стоим на пороге кардинального изменения гражданского законодательства.

С вступлением в силу Федерального закона № 99-ФЗ от 05.05.2014г. изменилось законодательное определение юридического лица и значительно расширился спектр организационно-правовых форм юридических лиц.

При сохранении традиционного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, так же в Гражданском кодексе юридические лица классифицируются на корпоративные и унитарные, что соответствует исторически сложившейся доктрине большинства западных стран.

В настоящее время Гражданским кодексом предусмотрен исчерпывающий перечень как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Так в сфере регулирования некоммерческих организаций действует то, что некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты признаются не самостоятельными организационно-правовыми формами, а разновидностями ассоциаций (союзов) граждан и (или) юридических лиц. Некоммерческими унитарными организациями являются фонды (разновидностью которых признаются автономные некоммерческие организации), учреждения и религиозные организации.

Более серьезные изменения коснулись коммерческих юридических лиц. Наиболее значимые для них:

1. Параграф кодекса «Коммерческие корпоративные организации» включает хозяйственные общества, товарищества и производственные кооперативы.

2. В отношении акционерных обществ – было исключено деление их на типы. Это значит, что существующие закрытые акционерные общества могут преобразоваться в производственные кооперативы или общества с ограниченной ответственностью, если они соответствуют установленным законодательством требованиям для этих организационно-правовых форм, либо оставаться непубличными акционерными обществами.

3. так же действует деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные. Правила о публичных обществах применятся также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

В настоящее время, всевозможными законодательными актами, устанавливаются различные требования к учредительным документам юридических лиц. Перечень и порядок их использования разнообразен. На данный момент существует их упорядочивание и приведение к единому стандарту. Следует отметить, что единственным учредительным документом хозяйственного общества ранее являлся устав, однако теперь существует положение о том, что учредители (участники) юридического лица могут утверждать внутренний регламент (иные внутренние документы), который может содержать положения, не противоречащие уставу юридического лица. Начиная с 01.01.2016 г. у всех ООО появилась возможность использовать типовой устав при первичной регистрации и дальнейшей деятельности. Эта возможность утверждена Федеральным Законом от 29.06.2015 г. N 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов». Решение об использовании такого устава принимается ООО на общем собрании участников при его учреждении или в последствии «при переходе» на его применение. При обращении в налоговую инспекцию для выполнения регистрационных действий подавать устав не требуется ни в бумажной форме, ни в электронной форме. Индивидуальные сведения о наименовании, размере уставного капитала, юридическом адресе, видах деятельности ООО, использующего типовой устав, будут отображаться только в едином государственном реестре юридического лица. За ООО сохранилась возможность использовать свои индивидуальные уставы, именуемые «уставы, утвержденные участниками общества». Таким образом участники общества могут добавлять положения, которые отсутствуют в типовом уставе. Устав, разработанный и утвержденный участниками ООО (индивидуальный) так же продолжает существовать в бумажной форме. Таким образом, для ООО предусмотрено два возможных вида устава: типовой и утвержденный участниками Общества. При этом отличие содержания первого от индивидуального доступно широкому кругу общественности. Перейти на типовой устав или отказаться от его использования и перейти на индивидуальный, Общество вправе в любой момент деятельности, в порядке, установленном законом о государственной регистрации.

 

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Российская газета, № 6299 (27), 07.02.2014, (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (первая часть) от 13 ноября 1994 г. № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, Ст. 3301;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 01.09.2016) от 03.07.2016 № 249-ФЗ //Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030023.
4. Федеральный закан «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 01.09.2016) от 03.07.2016 № 340-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040138.
5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 01.09.2016) от 03.07.2016 года № 360-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040149.
6. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 (в ред. от 01.09.2016) от 03.07.2016 № 315-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040088.
7. Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 30.12.2015 № 430-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300016.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ (ред. 23.07.2013 № 251-ФЗ) «О хозяйственных партнерствах» // Российская газета 2011. 9 декабря.
9. Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ред. от 23.06.2016 № 221-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230076.

Научная литература

10. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. – М.: 2002. – Кн. 1. – 363 с.
11. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей – М.: Фонд «Правовая культура», 2004. – 710 с.
12. Братусь, С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве: М.: Юрид. изд-во Минюста СССР,1947 г./Ученные труды; Выпуск 12 – 364 с.
13. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. Москва. 1950. 166 с.
14. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. — М.; Л./ Изд-во АН СССР, 1948 г. — 839 с.
15. Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации – М.: Юристъ, 2003. – 210 с.
16. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» – М.: 2005. – 11 с.
17. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» – М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2005. – 388 с.
18. Илларионова Т.И., Гонгало Б.М., Плетнев В.А. Гражданское право. Ч. 1 – М., 2001. – 436 с.
19. Калпин А.Г. Гражданское право. Часть первая. – М.: Юрист, 2002. – 312 с.
20. Климкин С.И. Реализация правоспособности юридического лица через его органы/Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М., 2001. – 166 с.
21. Козлова Н.В. Правовая природа учредительных документов юридического лица /Хозяйство и право – 2004. – № 1. – 13 – 14 с.
22. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица /Законодательство – 2003. – № 12. – 13 – 16 с.; 2004. – № 1. – 17 – 18 с.
23. Крапивин О.М., Власов В.И Комментарий к Закону РФ «Об акционерных обществах» – М., 2005. – 412 с.
24. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1. М., Норма 1994. – 68 с.
25. Мозолин В. П. Советское и иностранное гражданское право (проблемы взаимодействия и развития) – М., 1989. 179—182 с.
26. Рыбасова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный)/»Юстицинформ», 2011.
27. Садиков О.Н. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой – М., 2004. – 462 с.
28. Садикова О.Н., Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая. – М.: Юрид.лит., 1998. – 424 с.
29. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание второе, переработанное и дополненное – М.: «Проспект», 2005. – 765 с.
30. Суханов Е.А. Об юридических лицах по римскому праву. – М.: «Статут», 2000. – 299 с.
31. Суханов Е.А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц / «Хозяйство и право». 1996. — N 1. 29 с.
32. Суханов Е. А. , Российское гражданское право том 1-й, 2-е издание,– М.: Статут, 2011. – 958 с.
33. Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц / Законодательство. – 2002. – № 1. – 7 – 8 с.
34. Тихомиров М.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» «Издательство Тихомирова М.Ю.», 2010.
35. Ткачев В.Н. Термины «банкротство» и «несостоятельность»: сущность и соотношение / Адвокат. – 2003. – № 3. – 6 – 8 с.
36. Хаймович М. Реорганизация предприятия / «Бизнес-адвокат», 2003. — N 8. 27 с.
37. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. – М.: «Статут», 2003 г. – 250 с.
38. Шиткина И.С., Вопросы корпоративного права в проекте федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ/ журнал «Хозяйство и право», 2012 год, №6.

Акты судебной власти

39. Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности, вступивших в законную силу от 7 июля 2000 г. Дело N А-62-429/2000/1366/1// СПС «Консультант плюс»;
40. Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 п. 37–44 / СПС «Консультант плюс».


Страницы:   1   2   3