Меню Услуги

Законодательство Российской Федерации в сфере авторского права

Страницы:   1   2   3


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
  • 1.1 Исторические и правовые предпосылки возникновения авторского права
  • 1.2 Кодификация законодательства об авторском праве на современном этапе
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
  • 2.1 Проблемы применения законодательства об авторском праве в России
  • 2.2 Восполнение пробелов в законодательстве об авторском праве разъяснениями высших судов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В современном мире одним из важнейших условий развития науки, литературы и искусства является признание за авторами исключительных прав на результаты их интеллектуальной деятельности. Авторское право, способствуя созданию условий для занятия творческим трудом и обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на пользование, распоряжение и получение доходов от созданных ими произведений, одновременно создает условия для использования результатов интеллектуальной деятельности в интересах общества

Историю развития законодательства об авторском праве на протяжении трех последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов между автором и обществом, как ряд попыток сбалансировать потребности общества с заинтересованностью автора в получении вознаграждения за творческий труд.

К проблемам авторского права традиционно относят порядок заключения авторского договора, длительность охраны творческих произведений после смерти автора, пределы их свободного использования, особенности обеспечения исключительных прав иностранных авторов.

Процесс возникновения и развития авторского права в России сопоставим с аналогичным процессом, который протекал в Европе. Однако существовал ряд особенностей, повлиявших и на современное состояние института авторского права в России. Во-первых, правовая охрана и защита авторских прав появилась в России значительно позже, чем в Европе. Во-вторых, для России характерен традиционно низкий уровень охраны авторских прав Российское законодательство не соответствовало европейским стандартам и не отвечало требованиям основных международных конвенций Россия длительное время не участвовала ни в одном из важнейших международных соглашений по охране авторского права. Эта изолированность от внешнего мира также не могла не сказаться на развитии законодательства об авторском праве. В-третьих, государство оказывало активное влияние на данную область гражданского права. Авторское право в России возникло и длительное время существовало в рамках цензурного законодательства, которое предусматривало возможность широкого вмешательства государства. Отмеченные выше особенности развития российского авторского права не могут сбрасываться со счетов при оценке его современного состояния. Хотя реформы 90-х гг. XX в знаменовали собой значительный прорыв в рассматриваемой сфере, невозможно за столь короткий срок полностью преодолеть те традиции, которые складывались в России не одно десятилетие.

Для современной ситуации в России характерен разрыв между законодательством и реальным правоприменением. Именно в то время, когда Россия впервые обрела, соответствующее международным стандартам авторское законодательство, страну захлестнула волна пиратства. Авторские права систематически нарушаются не только частными издательствами, студиями звукозаписи, радиостанциями, телеканалами, но и государственными организациями. Результатом незаконного использования авторских прав являются материальные потери, которые несут как авторы, так и российское государство, поскольку оно не получает налоговые платежи. Преступная деятельность в области авторского права препятствует научно-техническому прогрессу, подрывает международный авторитет России, грозит применением экономических санкций со стороны западных стран.

Корни этой проблемы определяются историческими причинами, в частности, особенностями сформировавшейся национальной модели правосознания. Отсюда возникает необходимость изучения не только конъюнктуры, но и истории авторского права. Комплексное, сравнительно-правовое исследование данного вопроса необходимо в связи с тем, что глубокое понимание всей специфики указанного института в российском праве невозможно без анализа его эволюции.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Объектом исследования процессы возникновения, становления и развития института авторского права в России.

Предмет исследования составили исторические и правовые предпосылки формирования института авторского права, этапы и тенденции его развития, а также законодательная база авторского права.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ законодательства Российской Федерации в сфере авторского права.

Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:

рассмотреть исторические и правовые предпосылки возникновения авторского права;

проанализировать этапы кодификации законодательства об авторском праве;

— рассмотреть проблемы применения законодательства об авторском праве в России;

— исследовать восполнение пробелов в законодательстве об авторском праве разъяснениями высших судов.

Методологическую основу работы составляет диалектический метод познания общественных отношений, в рамках которого применялись общенаучные методы формальнологический, структурно-функциональный, эмпирический и сравнительно-правовой. Их применение в значительной степени облегчило изучение данной темы.

Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, которые содержатся в трудах таких специалистов как: М.М. Богуславского, М.И. Брагинского, А.К. Базиной, А.Т. Боннера, В.В. Витрянского, Л.Г., И.И. Лукашука, Д.А. Медведева, В.В. Наумина, М.Г. Розенберга, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Практическая значимость. Сформулированные выводы дипломной работы могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок вопросов кодификации гражданского законодательства. Отдельные положения могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям учебных курсов «Гражданское право», «Российское предпринимательское право» и др.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

1.1 Возникновение и развитие авторского права

 

С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.

Первый «авторский» закон появился в 1710 г. в Англии. Он известен под названием «Статут королевы Анны». Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права — принцип «копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.

Во Франции в Декрете Учредительного собрания 1789 г. было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью». Однако чуть позже были приняты два закона (1791 и 1793 гг.), которые впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

Вслед за Англией и Францией положения авторского права были восприняты и другими европейскими странами.

В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, а затем и другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу интеллектуальной собственности.

В XIX в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.), ст. 27 которой гласит: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




В 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия предоставили исполнителям и производителям звукозаписи смежные права. Поскольку уже тогда была очевидна непосредственная взаимосвязь прав исполнителей, производителей фонограмм и вещателей, была высказана идея об объединении их в одном институте. Эта идея нашла свое отражение в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), заключенной в 1961 г.

Становление и развитие авторского права в России отличаются определенными особенностями.

В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Такой подход основывался во многом на теории естественного права, которая признавала за создателем произведения право собственности на достигнутый творческий результат.

Поскольку на всем протяжении истории в России господствовала цензура, не удивительно, что именно царский Устав о цензуре и печати, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержал отдельную главу «О сочинителях и издателях книг». Эта глава включала в себя 5 статей и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое было приложением к Цензурному уставу. В соответствии с § 1 Положения, касавшегося только литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». При этом срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики» (§ 137 Цензурного устава). Защита авторского права зависела от соблюдения цензурных правил, поскольку «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную» (§ 17 Положения).

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.

Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. — в Положении о художественной собственности.

В 70-е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ — 29 ноября 1870 г. было учреждено «Собрание русских драматических писателей».

К концу XIX века стало очевидно, что законодательное закрепление отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям времени. Поэтому с 1887 года все нормы авторского права были объединены в Своде законов Российской империи, а 20 марта 1911 года был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве». Общая часть Закона закрепляла основные понятия авторского права: охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и способы защиты и т.п. Отдельные главы были посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Для дальнейшего развития авторского права многие положения Закона имели весьма существенное значение.

Так, авторские права наравне с русскими подданными признавались за иностранцами; понятие «литературная и художественная собственность» было заменено понятием «исключительные права». Впервые было законодательно закреплено право авторов на перевод их произведений. Это право действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала.

Указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




В целом это был прогрессивный закон, который учитывал международный опыт регулирования авторских отношений.

Закон действовал вплоть до его отмены в 1917 г., когда был принят целый ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства. Так, например, Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве» закрепил право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения, подлежащие изданию.

26 ноября 1918 г. был издан Декрет СНК «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Он сделал возможным признание достоянием РСФСР любых произведений: литературных, музыкальных, научных, опубликованных и неопубликованных и т.д. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими.

Постановлением Народного Комиссариата Просвещения от 16 августа 1919 г. «О национализации музыкальных произведений некоторых авторов» были признаны достоянием РСФСР все произведения 17 русских авторов, в том числе П. Чайковского, М. Мусоргского, П. Римского-Корсакова.

С середины 20-х годов отношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями СНК, изданными в 1925 Декрет СНК от 30 января 1925 года «Об основах авторского права» и 1928 Декрет СНК от 16 мая 1928 года «Основы авторского права Союза ССР» годах, а также постановлением СНК союзных республик. За всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое по Закону 1925 г. имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения. С 1928 г. срок действия авторского права стал пожизненным. Использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами, условия которых детально регулировались законом.

В 30-е годы XX века в СССР стали образовываться творческие союзы, учредившие управления, каждое из которых занималось своей сферой охраны авторских прав.

В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Авторскому праву был посвящен раздел IV.

Согласно ст. 96 Основ, авторское право распространялось на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Автору принадлежали право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе.

Исходя из Основ был принят Гражданский кодекс РСФСР (далее — ГК РСФСР 1964 года), который введен в действие с 1 октября 1964 г. Статья 492 ГК РСФСР 1964 года допускала свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе.

Срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Этот срок был увеличен до 25 лет в связи с тем, что в 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




 

1.2 Кодификация законодательства об авторском праве на современном этапе

 

Потребность в кодификации норм об интеллектуальной собственности на современном этапе была очевидна в связи с резким увеличением участия имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в гражданском обороте, что в свою очередь потребовало более подробной регламентации вопросов, связанных с распоряжением этими правами, более точного определения места норм об интеллектуальной собственности среди других положений гражданского законодательства.

Первые шаги по подготовке соответствующих подходов к кодификации норм об интеллектуальной собственности были предприняты в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые были утверждены Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. № 2211-1 и должны были вступить в силу с 1 января 1992 г. Из-за распада СССР этого не произошло, и Основы вступили в силу на территории России с 3 августа 1992 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». Они действовали в тех пределах и до тех пор, пока не были приняты соответствующие законодательные акты Российской Федерации. Так, разд. IV «Авторское право» прекратил действие на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (п. 10 Постановления ВС РФ от 9 июля 1993 г. № 5352-1). А положения разд. V «Право на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве» окончательно утратили силу с 1 января 2008 г. (Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ).

Однако тенденция к кодификации норм об интеллектуальной собственности в рамках общей гражданской кодификации прервалась в начале 1990-х гг., когда в очень короткий срок было принято несколько законов об отдельных видах результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: 9 июля 1993 г. — Закон «Об авторском праве и смежных правах»; 23 сентября 1992 г. — Патентный закон, Законы «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; 6 августа 1993 г. — Закон «О селекционных достижениях».

Таким образом, работа над разделом ГК, посвященным правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, началась как раз в тот момент (в 1994 г.), когда система этих актов уже была выстроена. Вместе с тем было очевидно, что эти законы, не связанные и не скоординированные друг с другом, изолированные от общих гражданско-правовых норм, требуют упорядочения, а регулируемые в них отношения — определения их места в системе российского гражданского права.

Первоначально предполагалось, что разд. V «Исключительные права (Интеллектуальная собственность)» войдет в часть третью ГК наряду с разделами «Наследственное право» и «Международное частное право». Работа над проектом велась на протяжении нескольких лет и была завершена в 1999 г.

В основу проекта был положен принципиально новый подход, предполагающий объединение всех правовых норм об интеллектуальной собственности в одном правовом акте с выделением общих положений, относящихся ко всем видам охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Формирование в составе соответствующего раздела ГК отдельной главы об общих положениях и объединение вокруг этой главы, а также определенная унификация других положений, касающихся различных видов интеллектуальной собственности, стали возможны потому, что в основу проекта была положена единая концепция исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Помимо главы, посвященной общим положениям, проект включал также главы, содержащие основные положения о правовом режиме конкретных видов результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Предполагалось, что принятые в начале 1990-х гг. специальные законы, посвященные отдельным видам интеллектуальной собственности, сохранят свое действие и будут посвящены более детальной регламентации отношений, складывающихся в этой области.

На этом этапе разработчики проекта были убеждены, что такое двухуровневое регулирование является оптимальным для данного случая. Общая часть должна была обеспечить единообразие правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, определить место обширной группы разнообразных прав, возникающих в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в общей системе гражданского права, способствовать большей систематизации и унификации положений законодательства о различных видах таких результатов и средств. Включение в ГК РФ одной только общей части могло привести к тому, что она приобрела бы схоластический характер, ее нормы в значительной мере утратили бы прямое действие, стали бы бесполезны для решения каких-либо практических задач. Вместе с тем сохранение специальных законов казалось необходимым для того, чтобы избавить ГК РФ, с одной стороны, от положений, не до конца устоявшихся, подвергающихся частым изменениям, а с другой стороны, от норм публично-правового характера, которых особенно много было в законах, посвященных промышленной собственности (прежде всего речь идет о процедуре государственной регистрации).

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Однако в процессе обсуждения проекта наличие в нем части, посвященной отдельным видам исключительных прав, подверглось наиболее острой критике. В связи с тем, что этот раздел проекта части третьей ГК РФ вызвал серьезную полемику и задерживал прохождение проекта в целом, было принято решение о выделении положений об интеллектуальной собственности из проекта части третьей ГК, с тем чтобы они в дальнейшем составили содержание самостоятельной части четвертой ГК РФ.

В последующие годы теоретическая дискуссия по поводу дальнейших перспектив развития законодательства об интеллектуальной собственности продолжалась. Основные варианты предложений о возможной структуре такого законодательства можно разделить на следующие группы: 1) вообще отказаться от включения в ГК РФ специального раздела об исключительных правах, ограничиться добавлением в часть первую ГК нескольких норм, посвященных исключительным правам; 2) включить в ГК только главу об общих положениях; 3) включить в ГК как общие положения, так и основные положения об отдельных видах исключительных прав (во всех этих трех случаях должны были сохранить свое действие специальные законы); 4) включить в ГК все нормы об интеллектуальной собственности, содержащиеся в специальных законах, и прекратить на этом основании их действие.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!