Меню Услуги

Правовое регулирование прав женщин по гражданскому законодательству РФ. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

4.2. Проблемы реализации прав женщин

Е.И. Козлова отмечает, что далеко не всегда, механизмы защиты прав, в том числе прав женщин: суд, прокуратура, государственная инспекция труда и институт Уполномоченного по правам человека, — используют такой рычаг, как роль профсоюзов, правозащитных и женских общественных организаций которые, согласно Закону РФ (1995 г) “Об общественных объединениях” вправе выступать в защиту индивидуальных и коллективных прав и интересов своих членов (ст.27).

Е.А. Лукашева считает необходимым отметить становление механизмов организации гендерной экспертизы законодательства в верхней палате Парламента России. Важную роль в организации экспертной оценки законопроектов уже несколько лет играет Комиссия по делам женщин при Совете Федерации РФ.

Поскольку Россия является не только правовым, но и социальным государством (ст.1 и ст.7 Конституции РФ), а в социальном государстве должен существовать баланс льгот, предоставляемых женщинам как социальному слою населения, то это значит, что льготы, предоставляемые в связи с материнством, не должны снижать конкурентоспособность женщин по сравнению с мужчинами в других сферах возможного приложения сил — в труде и в общественно-политической деятельности.

С.В. Поленина подразделяет предоставляемые женщинам льготы, на три категории:

1) льготы в связи с беременностью, родами и кормлением ребёнка;

2) льготы по уходу за ребёнком;

3) прочие льготы.

Первые из названных льгот должны быть полностью сохранены и в условиях рынка. Они должны также включать права в области планирования семьи: право на искусственное оплодотворение, право на контрацепцию, право на искусственное прерывание беременности и др.

Льготы по уходу за ребёнком, по мнению С.В. Полениной, должны принадлежать в равной мере и матери и отцу. Это вытекает не только из ст. 19 Конституции РФ, но и из ратифицированной РФ 30 ноября 1997 г. Конвенции МОТ № 156 “О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».

По-прежнему требуют тщательного внимания вопросы охраны материнства, ночного труда женщин и применения труда женщин на подземных работах. Но это не должно ущемлять в праве на профессиональную ориентацию и праве на профессиональную подготовку; праве на защиту своего достоинства по месту работы российских женщин.

Право на социальную, правовую и экономическую защиту материнства, детства, семьи, должно существовать вместе с правом на отцовство. В признании и реализации для женщин права на охрану здоровья и медицинскую помощь есть свои особенности. В связи с этим Н.М. Воловская считает целесообразным повысить роль женщин в осуществлении права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В.И. Курбатов констатирует, что право на жилище и вопросы создания условий для его осуществления и защиты применительно к отдельным категориям женщин по-прежнему не обеспечивается. В России женщины составляют более половины населения страны, но С.В. Поленина считает, что они явно недостаточно представлены в органах государственной власти. Такое положение ненормально и препятствует отражению в законах интересов всех слоев населения, как во внутренней, так и во внешней деятельности государства.

По мнению Л.Д. Бойченко порядок, процедуры и правовые акты в механизме защиты прав женщин не всем известны, т.к в советское время на эти моменты совсем не обращали внимания. Становление системы социального партнерства и использование его механизма при защите прав женщин могло бы во многом помочь.

С точки зрения Л.Д. Бойченко особого внимания заслуживает тема предотвращение насилия в обществе, проблема домашнего насилия. Существует модельное законодательство о насилии в семье. Разработаны Рекомендации ООН, создан Проект закона РФ «О предотвращении насилия в семье», но по-прежнему 30% всех убийств, осуществляемых в России происходит между родственниками и близко знакомыми людьми. Решать данную проблему помогает развитие сети кризисных центров (для женщин, подвергающихся домашнему насилию и для мужчин — виновников домашнего насилия).

С.Г. Айвазова считает необходимым широко обсуждать и внедрять в России вопросы репродуктивных прав, репродуктивной свободы, репродуктивного выбора. Право женщины распоряжаться своим телом не должно подвергаться сомнению ни церковью, ни государственными институтами. Современные формы регулирования рождаемости: аборт и контрацепция не должны рассматриваться как угроза демографической ситуации в России.

Важным элементом социальной политики является государственная политика доходов, состоящая из выплаты пособий и заработной платы, где так же чрезвычайно важны гендерные аспекты. Именно они показывают необходимость совершенствования и регулирования оплаты труда женщин и мужчин.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Уровень заработной платы женщин отстает от уровня зарплаты мужчин в среднем на 30-40%. М.Е. Баскакова утверждает, что это обстоятельство накладывает свой отпечаток и на размеры пенсионных накоплений мужчин и женщин. Если сравнивать пенсионные накопления бездетных мужчин и женщин, имеющих одинаковый уровень образования и одинаковый страховой стаж, то оказывается, что пенсионные накопления женщин составляют 70-77% накоплений мужчин.

Законодательная база женских прав в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует “Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие. Таким образом, реально сегодня можно говорить о двух рычагах воздействия на положение женщин: прямой компенсации их неблагоприятного положения; мерах по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда; все меры должны быть тщательно дифференцированы по срокам. В пределах минимум года-полутора никакие меры по повышению конкурентоспособности женщин не дадут прямого эффекта. Это время “нулевого цикла» мер по изменению структуры спроса и предложения на рынке труда. На это время непосредственный эффект могут принести лишь меры прямой поддержки: пособия, льготы и т.п. С определенного периода удельный вес этих мер должен меняться. Все меры по изменению ситуации на рынке труда должны исходить из анализа реальных причин относительно низкой конкурентоспособности женщин — бороться с «ветряными мельницами» бессмысленно, а в условиях крайней ограниченности государственных ресурсов — и слишком рискованно для экономики в целом и для общественного престижа любых социальных программ.

Активная роль женщин в общественных процессах в современной России достаточно очевидна, но проблема реализации принципа равноправия женщин в современном российском обществе все еще не исследована в должной мере глубоко и полно в существующей научной литературе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблематика прав женщин является одной из центральных в деятельности государства. Начиная с античности и до нашего времени, социально-правовое знание прав женщин прошло длительный путь осмысления этого феномена. Содержание понятия правового статуса женщин изменялось в зависимости от социально-экономических, морально-этических, религиозных и научных воззрений. Отдельные стороны и аспекты правового статуса женщин стали предметом изучения как общественных наук: философии, психологии, истории, политологии, социологии, так и специальных отраслей правового знания: философии права, психологии права, теории государства и права, истории права, социологии права и др.

В эпоху Нового времени в связи с изменением типа социальной стратификации общества и утверждением социально-правового статуса гражданина произошли существенные изменения в социально-правовом статусе пола. С этого момента в обществе начинается активное формирование теорий и моделей, цель которых – изменение правового статуса женщин в обществе. Основным содержанием эмансипационных движений в истории становится борьба за женское юридическое и политическое равноправие.

Изучение проблемы правового статуса женщин позволяет отчётливо увидеть, что каждая историческая эпоха отличается, в том числе и особенностями отношений между мужчинами и женщинами, которые (особенности) проявляются и в правовом регулировании  этих отношений.

В современной России, по мнению многих отечественных исследователей, гендерные проблемы правового статуса женщин обостряются в связи с фактическим снижением уровня социальной защищенности женщин, нарастанием социальной напряженности.  Поэтому в работе особое внимание уделяется отражению прав женщин в законодательстве России и их роль в становлении и развитии правового государства в России. «Дискриминация женщин – это процесс, который не заметен государству сегодня или представляется неизбежно необходимым, но обычно и всегда дорого обходится государству». Кроме того, принцип равенства и не дискриминации – это принципы, на которых базируется вся современная международно-правовая система защиты прав человека и основных свобод.  Учитывая тот факт, что международное право постепенно становится универсальным, а его нормы и принципы обязательны для всех государств мирового сообщества, становится очевидной необходимость приведения отечественных правовых норм в соответствие мировым стандартам передового уровня.

Права женщин имеют специфическое правовое содержание и самостоятельное методологическое значение. Это – общеправовой институт, исторически сложившийся как система прав и обязанностей женщин, основанных на общем статусе граждан, закрепленных в нормах права и гарантированных государством.

Проблема прав женщин (одна из главных составляющих которой состоит в том, что, несмотря на закрепление в Конституции РФ приоритетного направления развития России – построения правового государства, всемерной охраны прав и свобод граждан, соблюдения принципов равенства, в том числе и по половому признаку, в действующем законодательстве фактически сохраняются элементы юридического неравенства, а также недостаточно четко прописаны и отработаны механизмы, обеспечивающие практическую реализацию принципа гендерного равенства) принципиально значима в условиях современной России в связи с процессом построения правового государства, важнейшими признаками которого являются свобода и равноправие. Реальное равноправие женщин может быть достигнуто лишь в случае комплексного подхода к разрешению проблем гендерной асимметрии, в частности путем а) закрепления правовых норм, гарантирующих равноправие женщин, б) отлаживания механизма правового регулирования этих отношений, в) формирования механизма контроля и оценки действенности этой системы юридических норм.

Учет специфических особенностей проявления правовых принципов в правах женщин позволяет более полно понять и оценить содержание этого юридического института.

Анализ проблем преодоления противоречий между правовым положением женщин и их фактическим положением в современном российском обществе привел к выводу о том, что при всех сложностях в сфере правового регулирования общественных отношений, в той или иной степени затрагивающих взаимоотношения полов, в современной России сформированы условия, позволяющие разрешить проблему гендерного неравенства.

Основным направлением правовой реформы в этой плоскости должны стать национальные проекты в области демографии, здоровья, образования, борьбы с бедностью.

Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей эти блоки отношений, должно в обязательном порядке проходить правовую экспертизу в комитете гендерной стратегии Российской Федерации, который необходимо создать в Государственной Думе.

В содержании прав женщин, кроме законодательного, выделяются

нравственно-психологические, исторические, социально-экономические и политические составляющие.

Законодательные аспекты включают в себя всю совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по поводу осуществления прав женщин.

Нравственно-психологические аспекты определяются менталитетом, социальными ориентирами, уровнем культуры общества и существенно влияют на содержание правового статуса женщин.

Исторические аспекты прав женщин играют важную роль в осмыслении процесса становления гендерного равенства. Изучение истоков формирования правового статуса женщин в России и логики его развития позволяет понять гендерную специфику современной ситуации в ее взаимосвязи с предшествующими социальными реалиями.

Социально-экономические аспекты прав женщин в современной России определяются в первую очередь последствиями экономического кризиса в виде спада производства, снижения спроса на рабочую силу, инфляции, обесценивании доходов и сбережений граждан, безработицы, изменения качества рабочей силы.

Рыночные реформы показали, что социально-экономические изменения по-разному отражаются на положении мужчин и женщин в обществе. Целый комплекс негативных социальных факторов создаёт проблемы в реализации прав женщин. В их ряду – насилие в семье, рост уровня женской безработицы, снижение социальной защищённости, увеличение числа женской преступности, феминизация бедности, низкие показатели здоровья женщин и др.

Политические аспекты прав женщин определяются характером и природой власти в обществе и всей системой отношений власти и подчинения. Государство как важнейший политический институт формирует и реализует конкретную идеологическую модель общества, инициируя определенные ценности и нормы социальной жизни, в том числе на законодательном уровне закрепляет правовые нормы, составляющие правовое положение женщин.

Современная теоретико-правовая мысль в России характеризуется актуализацией проблемы правового положения женщин, появлением различных теорий, определяющих место и роль женщины в обществе, изменением нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, непосредственно связанные с гендерными проблемами в обществе.

Современный уровень социально-экономических отношений сформировал предпосылки для появления в отечественной юридической науке новых категорий – правовой статус и правовое положение женщин, теоретико-правовое исследование которых является велением времени. Несмотря на то, что данные категории стали предметом юридической науки, скептическое к ним отношение некоторой части ученых остается. В связи с этим необходимость дальнейших теоретических разработок данных правовых категорий является как проблемой юридической науки, так и проблемой преодоления гендерной асимметрии, в том числе путем формирования нового мышления общества и юридического закрепления правил поведения, способствующих становлению реального равноправия российских женщин.

Международное и национальное антидискриминационное законодательство развивалось на базе Всеобщей декларации прав человека, принятой Третьей сессией Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. В дальнейшем правовой статус женщин получил развитие в международном праве: Конвенция о политических правах женщин (7 июля 1954 г.), Конвенция о равной оплате труда за равный труд (29 июня 1951 г.),  Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 г.), Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными  обязанностями (3 июня 1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (19 декабря 1966 г.), Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (20 декабря 1993 г.)  и др.

В связи с тем, что отечественная правовая система на уровне конституционного регулирования признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), права, свободы и обязанности женщин, закрепленные в вышеперечисленных международно-правовых актах, являются неотъемлемой составляющей правового положения российских женщин.

Отечественное национальное законодательство (в широком смысле) содержит нормативно-правовые предписания, направленные на урегулирование гендерных проблем и охрану прав и законных интересов женщин. Правовые нормы, регулирующие данный пласт общественных отношений, содержатся, в частности, в Конституции РФ, Кодексах РФ, Федеральном законе Российской Федерации от 30 октября 1997 г. № 137 «О ратификации конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», Федеральном законе от 1 января 2007 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Указах Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 г. № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», от 18 июня 1996 г. № 932 «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.», Постановлениях Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации», от 26 августа 1996 г. № 1014 «Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», от 29 августа 1996 г. № 1032 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышении их роли в обществе до 2000 г.», от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» и других нормативно-правовых актах.

Что касается обязанностей, составляющих содержание правового положения женщин, то необходимо отметить, что ни в Конституции РФ, ни в текущем законодательстве не выделяется специальных обязанностей, предусмотренных для женщин. Конституция РФ и Семейный кодекс РФ обязанности, связанные с воспитанием детей, возлагает на обоих родителей (ст. 38 Конституции РФ: Забота о детях их воспитание – равное право и обязанность родителей). Тем не менее, в ст. 256 Трудового кодекса РФ за отцом закреплено право использовать отпуск по уходу за ребёнком, однако законодатель преимущество в осуществлении обязанностей по уходу за ребёнком все-таки возлагает на женщину: «По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком. Отпуска по уходу за ребёнком, могут быть использованы отцом ребёнка, бабушкой, дедом, другими родственниками».

Общество по традиции считает выполнение социальных обязанностей в семье чисто женской прерогативой. Конечно, сама природа возложила на женщину особую ответственность за жизнь и здоровье будущего поколения, поэтому роль женщины-матери в обществе никогда не уменьшится. Однако сведение в современном российском обществе роли отца к чисто биологической функции, (например, такое мнение: «изначально, вступая в брак, мужчина знает, что в случае развода воспитание детей продолжит женщина») противоречит современным социально-экономическим реалиям и не способствует формированию гармоничного общества. Общество порицает женщину, не участвующую в воспитании детей, к мужчинам же в этом вопросе относится вполне лояльно.

Очевидно, что для изменения стереотипов общественного мышления требуется четкая государственно-правовая концепция, претворение которой в социальную практику будет способствовать формированию качественно новых внутренних и внешних связей элементов структуры правового положения женщин.

Права женщин носят интегративный характер и отражают квинтэссенцию общественных правовых связей, в которых проявляется гендерная проблема. Виды правового статуса определяются многообразием социальных ролей женщины и выполняемых ею функций.

Проведенное исследование позволило выделить аспекты практического решения вопросов правового регулирования прав женщин:

— для выравнивания гендерной асимметрии необходимо предоставление дополнительных льгот для женщин, компенсирующих их положение «догоняющего пола», с тем, чтобы они имели равные возможности для доступа к собственности, рынку труда, образованию, управлению и т.д. Кроме того, необходимо практическое обеспечение равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод;

— для преодоления раннее допущенной дискриминации в отношении прав женщин и решения проблемы правового положения женщин возможно введение временных специальных мер «положительной дискриминации» в отношении мужчин;

— правовое положение женщин должно предусматривать специальные права, которые бы компенсировали биологическое различие мужчины и женщины за счет предоставления женщинам большего количества льгот и привилегий, поскольку наделение женщин и мужчин равными правами (формально) не способно уравнять их правовое положение;

— задачей любого государства в целях улучшения благосостояния всего общества является не только выравнивание правового положения мужчин и женщин с помощью специальных юридических норм, но и обеспечение его осуществления. Провозглашая права и свободы личности, государство должно гарантировать их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими и культурными средствами. Проводимые социальные реформы в качестве важнейшей составляющей должны иметь гендерную проблематику;

— одним из важнейших элементов механизма реализации политики равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин должно стать создание статистического мониторинга и контроля гендерных проблем, поскольку лишь на основе объективных статистических данных можно оценить остроту проблем и их динамику, разработать конкретные программы и мероприятия по выравниванию статусов мужчин и женщин и, наконец, что особенно важно, оценить эффективность (как социальную, так и экономическую) действия принимаемых законов, программ и проводимых мероприятий;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— без изменения уровня правовой культуры, правосознания общества невозможно решение проблемы реализации противоречий между фактическим положением и законодательным регулированием прав женщин. В этой связи необходим комплекс мер для разрешения указанного противоречия, в том числе проведение правовых экспертиз с целью изменения тех действующих законов, постановлений, обычаев и правоприменительной практики, которые содержат элементы дискриминации в отношении женщин.

Как показало исследование, правовое положение женщин является своеобразным барометром, чутко реагирующим на происходящие в обществе изменения и его развитие, составной частью процесса построения правового государства. К сожалению, для современного правового положения женщин в Российской Федерации характерны такие особенности, как слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечивать права и свободы женщин. Однако он не остается неизменным и динамичен как само общество. Как справедливо в этой связи замечает С.В. Поленина: «Мировой опыт показывает, что для половины человечества — женщин — подлинная свобода и равноправие с мужчинами возможны лишь в условиях социального правового государства». Конечно же, сегодня правовое положение женщин в своём развитии достигло определённого прогресса в ограничении дискриминации по признаку пола. Однако, несмотря на формальное равноправие мужчин и женщин, во многих случаях для достижения провозглашенного равенства в действительности необходимы активные действия со стороны государства, общественности, самих женщин.

Таким образом, в ходе проведённого исследования мы убедились в необходимости дальнейшего развития правового положения женщин в законодательстве. Сегодня этому способствует целый ряд условий и предпосылок: демократизация политического режима, формирование гражданского общества, активная деятельность женщин-депутатов Государственной думы, ученых, правозащитных организаций, развитие тендерных исследований в академических научных центрах и системе высшего образования, внимание к этой проблеме нашего президента. Обращаясь к Федеральному собранию Российской Федерации, В.В; Путин указал на главные ценности для нашего государства — любовь, семью, детей, женщин. Однако, к сожалению, экономические и политические реформы последнего десятилетия нередко сопровождаются осложнениями в реализации правового положения женщин по всем основным направлениям.

Несомненно, вопрос обеспечения прав женщин в национальном законодательстве на сегодняшний день особо актуален.

Основная цель решения этого вопроса состоит в том, «чтобы предоставленные женщине по закону юридические возможности стали действительно её правами». Для этого необходим дальнейший прогресс в развитии правового положения женщин, который зависит от системы разнообразных факторов, охватывающих все стороны, социальной и правовой жизни женщин, поэтому только фрагментарное изменение отдельных юридических норм или представление льгот не способны принципиально изменить ситуацию в целом.

Говорить о подлинном равноправии правового положения женщин и мужчин можно лишь при условии, если их правовые статусы, не совпадающие, по набору конкретных субъективных прав, все-таки являются равноценными, т.е. в равной мере обеспечивают удовлетворение важнейших потребностей личности.

Подводя итог исследованию, необходимо, еще раз подчеркнуть важность и сложность обозначенных в работе проблем как для юридической теории и практики, так и для социальной сферы в целом.

Использованный в работе историко-систематический метод позволил определить генетическую взаимосвязь процессов развития юридических норм и совершенствования правового положения женщин.

Анализ исторического процесса формирования правового статуса российских женщин, позволяет сделать вывод о том, что в России пол всегда выступал признаком социального неравенства и ограничения прав. Причем гендерная дифференциация полов является не столько биологически предопределённой, сколько социально сконструированной и нормативно закрепленной.

Таким образом, преодоление противоречий в реализации правового статуса требует не только конструктивных изменений социальных систем, но и установления специальных правовых норм, а также целого комплекса мер социального, экономического, политического и иного характера, направленных на решение проблем правового статуса женщин в современной России. Необходимо отметить, что предлагаемый комплекс правовых и социальных практических мер, направленных на решение общих вопросов правового статуса женщин, не претендует на полноту охвата проблемы в силу ее многогранности, а позволяет обозначить ее сущностные правовые черты, аспекты и механизмы решения.

Исследование правового регулирования прав женщин должно способствовать реализации жизненно важных прав женщин применительно к условиям формирующегося сегодня российского гражданского общества.

Автор надеется, что его труд привлечет внимание к правовым аспектам гендерной тематики, позитивно повлияет на процесс совершенствования правового положения женщин в современных условиях, что, в конечном счете, приведет к обеспечению реализации законных прав женщин и становлению подлинного правового государства в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ// Собрании законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая ред. от 05.05.2014// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 05.05.2014;
  3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г №223-ФЗ (СК РФ) (ред. от 05.05.2014)// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 06.05.2014;
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 02.04.2014;
  5. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах обязательного социального страхования»//www.consultant.ru;
  6. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»//www.consultant.ru;
  7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 23.12.2013;
  8. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»//www/consultant.ru;
  9. Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 01.07.2011г.);
  10. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 12.03.2014;
  11. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 12.03.2014;
  12. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// www.consultant.ru;
  13. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 02.12.2011г.);
  14. Указ Президента РФ от 04.03.1993г. «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин//www.consultant.ru;
  15. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 25.03.2013;
  16. Постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 821 (ред. от 25.03.2013) «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 29.03.2013;
  17. Текст Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин см. tp://www.un.org/russian/docu- men/convents/cedaw.htm;
  18. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г.);
  19. Четыре всемирные конференции по положению женщин в 1975-1995 годы: историческая ретроспектива: Департамент общественной информации ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Представительство ООН в Республике Беларусь: un.org/russian/documen/gadocs/23spec/4conf.htm;
  20. Судебник 1497 г. // Памятники русского права. Вып. II. М., 1953;

 Научная и учебная литература

  1. Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека / С.Г. Айвазова. — М.: Эслан, 2008. — 80 с.
  2. Айвазова. С. Г. Избирательный цикл 2011-2012 гг.: о чем говорят гендерные разрывы // Пути России. Новые языки социального описания / Сборник статей. Том XIX. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  3. Александрова А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, проблемы/ Под ред. Лукашевича В.З. СПб., 2003. С.8
  4. Альперн Л.И. Сон и Явь женской тюрьмы// СПб., Алетейя. 2004
  5. Анининко Р.С, Матвеева В.Н., Сладкова Н.Г. Сборник «Семейная проблематика в теории науки». — М.: ВТРИ, 2008. — 126 с.
  6. Бабаева Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) / Л.В. Бабаева // Социологические исследования. — 2007. — №7. — С.51-59
  7. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь / Л.В. Бабаева // Женщина в российском обществе. — 2005. — №4. — С.64-71
  8. Баскакова М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин. Социальные аспекты пенсионной реформы / М.Е. Баскакова, В.Н. Баскаков. — М.: Московский философский фонд, 2008. — 200 с.
  9. Башкатова Б.И. Международная статистика труда / Б.И. Башкатов, Л.А. Карпухина. — М.: Дело и Сервис, 2005. — 207 с.
  10. Бойченко Л.Д. ООН и права женщин: история и современность / Л.Д. Бойченко. // Права женщин в России. Законодательство и практика. — 2008. — №2. — С.17-21
  11. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: учебное пособие для вузов / Н.М. Воловская. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 203 с.
  12. Девис М. Женщины изменившие историю. М., 1994. С. 322.
  13. Демографический энциклопедический словарь/Гл.ред. Валентей Д.И. — М.: Советская энциклопедия, 2007, с. 244.
  14. Деятельность ООН по улучшению положения женщин см. tp://www.un.org/russian/esa/social/women/
  15. Дорин А.В. Экономическая социология: учебное пособие для вузов / А.В. Дорин. — М.: Экоперспектива, 2006. — 254 с.
  16. Иванова Б.И. Женщины и занятость / Б.И. Иванова // Социологические исследования. — 2005. — №11. — С.36-39
  17. Иванова В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне: учебное пособие для вузов / В.Н. Иванова, Т.И. Безнадежных. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 192 с.
  18. Климатова, Г.Н. Женская занятость и рынок труда / Г.Н. Климатова // Семья в России. — 2004. — №3. — С.34-37
  19. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2006. — 608 с.
  20. Костомаров Н. М. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992. С. 299.
  21. Курбатов, В.И. Социальная работа: учебное пособие для вузов / Под. Ред.В.И. Курбатова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 480 с.
  22. Лукашева Е.А. Права человека / Е.А. Лукашева. — М.: Норма, 2007. — 573 с.
  23. Мальцева И. О., Нестерова Д. В. Гендерная сегрегация на внутреннем рынке труда: факторы и последствия //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 244-255.
  24. Мазин А.Л. Трудовая дискриминация / А.Л. Мазин // Трудовое право. — 2008. — №7. — С.86-90
  25. Мартынова Э. И. Материнство, семья, общество. Красноярск, 1993. С. 199.
  26. Международная статистика. Учебник для магистров// Юрайт. 2013. с.701;
  27. Мольтман Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину: Феминистская теория и человеческая идентичность // Вопросы философии. М., 1993. № 3. С. 56.
  28. Паршина В. Н. К вопросу о гендерном аспекте в истории народного образования в России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Пенза, 2007. № 4 (8). С. 105
  29. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / С.В. Поленина. — М.: Институт государства и права РАН, 2005. — 255 с.
  30. Пудовочкин Ю., Андриенко В. Практика назначения уголовного наказания женщинам//Уголовное право. М., 2006. № 6. С. 57-59.
  31. Пушкарева Н. Л. Женщина в русской семье (X – XX века) // Русские. М., 1999. С. 456.
  32. Пушкарева Н. Л. Какими же были древнерусские женщины? // Наука и жизнь. М., 1991. № 8. С. 14.
  33. Пушкарева Н. Л. Женщины России и Европы на пороге Нового времени. М., 1996. С. 213.
  34. Parker S. Leisure and work / S. Parker. London, 1983,с. 387
  35. Сафаров П. М. Снижение уровня безработицы: актуальные проблемы и государственная политика // Креативная экономика. 2012. № 2 (62). c. 118-120.
  36. Сергеева Е.Ю. Особенности реализации уголовной ответственности в отношении женщин: гендерный аспект//Вестник Саратовской Государственной Академии права. 2006. №4. С.123-127.
  37. Силласте, Г.Г. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным социально-политическим вопросам / Под. ред.Г. Г. Силласте. — М.: Человек и труд, 2005. — 70 с.
  38. Силласте, Г.Г. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа / Г.Г. Силасте, Г.Ж. Кожамжарова // Социологические исследования. — 2007. — №12. — С.112-120
  39. Словарь гендерных терминов/ Под. Ред.А. А. Денисовой. — М.: Информация ХХI век, 2007. — 256 с.
  40. Социальная работа: Учебное пособие/ Под ред. д. п. н., проф. Н.Ф. Басова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. — 362 с.
  41. Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления/ И.О. Тюрина // Социологические исследования. — 2005. — №11. — С.135-139
  42. Фоменко А. К., Фоменко И. А. Отношение христианства к женщине. Киев, 1983. С. 263.
  43. Цимбаев Н. И. Золотой век Екатерины. М., 1996. С. 243.
  44. Чернова Ж.В. Семья как политический вопрос: государственный проект и практики приватности/Жанна Чернова.- Спб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013.-288 c.
  45. Шатрова Л.А. Гендерные исследования на рынке труда / Л.А. Шатрова // Социологические исследования. — 2005. — №3. — С.124-126
  46. Щапов Я. Н. Брак и семья в Древней Руси // Вопросы истории. М., 1990. № 10. С. 219.
  47. Янин. В. Л. «Я послал тебе бересту…». М., 1979. С. 48.

Статьи и публикации в СМИ:

  1. Климашевская О. В., Крутов А. В. Генедерная политика государства: генезис понятия.// Женщина в российском обществе. 2010. № 4.
  2. Копысов Е. Гендерное неравенство на современном этапе развития общества// http://urssa.ru/page/gendernoe-neravenstvo-na-sovremennom-etape-razvitija-obshhestva. 2013.
  3. Невинная И. статья «Анна на шее»// Российская газета» — Федеральный выпуск №6189 (213) от 24.09.2013г.
  4. Права беременных женщин и матерей// www. orgpoisk.ru/articles/id/107;
  5. Самарина О. В. Положение женщин на рынке труда. Статья (интернет http://www.a-z.ru/women/texts/samarr-e.htm)
  6. Темкина.А. Гендерный вопрос в современной России//:Полит.Ру http://polit.ru/article/2012/06/16/gender/(дата обращения: 20.09.2013).
  7. Шмылева М.В. Гендерное равенство не требует никаких доказательств// журнала «SCI-ARTICLE.RU» Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013.
  8. Юкина И.И. Двуликий Янус гендерной политики в России//Женщина в российском обществе. 2011. № 3.


Страницы:   1   2   3   4