Меню Услуги

Анализ формирования и использования материально-производственных запасов на предприятии. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4   5


1.2. Учет материалов и полуфабрикатов

Данные бухгалтерского учета должны отражать действительную информацию движения материалов.

В связи с этим перед учетом материалов стоят следующие задачи:

1) правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;

2) выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений по направлениям затрат;

3) контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения;

4) постоянный контроль за соблюдением установленных норм производственных запасов;

5) систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;

6) контроль за технологическими отходами и потерями и их использованием;

7) своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;

8) своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных ресурсов, контроль за ценностями, неотфактурованными поставками.

Для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке), предназначен активный синтетический счет 10 «Материалы.

Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 «Материалы», в течение этого года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости [25, c. 307].

При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов».

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

10-1 «Сырье и материалы»;

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

10-3 «Топливо»;

10-4 «Тара и тарные материалы»;

10-5 «Запасные части»;

10-6 «Прочие материалы»;

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

10-8 «Строительные материалы»;

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др.

На субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается наличие и движение: сырья и основных материалов (в том числе строительных — у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.

На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей — у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 «Товары».

Организации, занятые выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, приобретающие на стороне необходимые им в качестве комплектующих изделий для проведения этих работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, учитывают эти ценности на субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».

На субсчете 10-3 «Топливо» учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива.

На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 «Сырье и материалы».

Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 «Товары».

На субсчете 10-5 «Запасные части» учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».

На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.

Субсчет 10-8 «Строительные материалы» используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т.д.).

На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» предназначен для учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10-11 отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и химикатов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др.

В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без использования их [22]. В случае использования организацией счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию — до или после получения расчетных документов поставщика.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

В случае если организацией не используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили — до или после получения расчетных документов поставщика [18].

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад).

Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.

При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В бухгалтерии ведётся не только синтетический, но и аналитический учет материалов.

Существует несколько способов аналитического учёта материалов в бухгалтерии: сортовой, способ учёта по номенклатурным номерам и оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ.

При сортовом способе на каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учёта, в которых на основании первичных документов фиксируются операции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учёт в бухгалтерии дублирует складской учёт на карточках учёта материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные ведомости аналитического учёта, открываемые по материально-ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учёта должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах [14, c. 310].

При способе учёта по номенклатурным номерам, первичные документы по приходу и расходу материалов поступающие в бухгалтерию, группируют по номенклатурным номерам. А в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учёта материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведённых кладовщиком записей в карточках учёта материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учёта материалов в «Ведомости учёта остатков материалов» (сальдовые ведомости). В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учётным ценам и выводят их итоги по отдельным учётным группам материалов и в целом по складу. При сальдовом методе учёта поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По данным картотеки документов составляются групповые оборотные ведомости в суммовом выражении по каждому складу.

Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков с итогами записей в регистрах синтетического учёта.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Основным регистром аналитического учёта движения материалов в бухгалтерии является ведомость №10 «Движение материальных ценностей». Ведомость состоит из трех разделов:

  • «Движение на общезаводских складах (по учётным ценам)»;
  • «Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца (по синтетическим счетам и учётным группам) – по учётным ценам и фактической себестоимости»;
  • «Расход и остаток на конец месяца (по учётным ценам и фактической себестоимости в разрезе учётных групп материалов)».

Ведомость №10 заполняется на основании реестров сдачи документов, ведомостей по движению материалов, производственных отчётов цехов, требований-накладных.

Производственные запасы материалов пополняются за счёт их поставок организациями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров.

Поставщики одновременно с отгрузкой выписывают покупателю расчётные документы (платёжное требование, счёт-фактуру), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчётные и др. документы поступают в отдел маркетинга покупателя. Там их регистрируют в «Журнале учёта поступающих грузов», акцептуют их, т.е. дают согласие на оплату.

После регистрации платёжные документы получают внутренний номер и передаются в бухгалтерию для оплаты, а квитанции и товарно-транспортные накладные передаются экспедитору для получения и доставки материалов.

С этого момента у бухгалтерии организации возникают расчёты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платёжному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку с расчётного счёта о списании денежных средств, в пользу поставщика.

Важным при организации учета производственных запасов является правильное отражение неотфактурованных поставок, которое вызывает трудности, а зачастую приводит к ошибкам. Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без платёжного документа. На складе их приходуют, выписывая акт о приемке материалов, который при реестре поступает в бухгалтерию. Неотфактурованные поставки регистрируются в журнале-ордере №6 в конце месяца, когда возможность получения платёжного документа в данном месяце отпала. Оплате в отчётном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платёжные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в следующем месяце, они акцептуются организацией, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе «акцепт» в сумме платёжного требования, а по строке сальдо ранее записанная сумма по учётным ценам сторнируется тоже по группе и в графе «акцепт». Расчёты с поставщиком, таким образом, по этой поставке будут закончены [26, c. 211].

Бывают поставки, по которым организация акцептовала платёжные документы, а материалы на склад по ним ещё не поступили. Такие поставки называются материалами в пути. К учёту принимаются акцептованные платёжные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платёжные документы регистрируются в течение месяца в графе «За неприбывший груз» и в графе «Акцепт». По окончании месяца организация обязана принять эти ценности на баланс, т.е. записать по принадлежности к группе материалов, но на начало следующего месяца расчёты по этим поставкам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера со складов, оприходует их на склад и на группу по строке регистрации этого счёта в незавершенных на начало месяца расчётах. При закрытии журнала-ордера №6, по окончании месяца, эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

Согласно ПБУ 5/2012 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой [3].

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся, прежде всего, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику. В договоре на поставку обязательно указывается объем и сроки или периодичность поставок, цена, качественные характеристики материалов, формы расчётов и т.п.

Приобретение материалов в бухгалтерском учёте отражается проводками:

Оплата материально-производственных запасов:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К 51 «Расчетный счет» — стоимость материалов с НДС;

Поступление:

Д 10 «Материалы»

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- стоимость материалов без НДС

Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – НДС предъявляемый поставщиком.

Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов тоже включаются в фактические затраты (например, услуги по установке и использованию компьютерных программ).

Если материально-производственные запасы приобретены по импорту, то кроме рубля по курсу ЦБ РФ на дату приёма к бухгалтерскому учёту в стоимость фактических затрат включаются таможенные пошлины.

Также на удорожание материалов относятся: — затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;

-затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;

-затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ;

-затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;

-иные затраты связанные с приобретением МПЗ.

Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:

— фактическая себестоимость формируется непосредственно на счёте 10 «Материалы»;

— с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Если организация ведёт учёт заготовления материалов на счёте 10 «Материалы», тогда все данные о фактических расходах, понесённых при заготовлении, собирают по дебету счёта 10 «Материалы».

Этот способ формирования фактической себестоимости материалов целесообразно использовать лишь в организациях, у которых:

— небольшое количество поставок материалов за период;

— небольшая номенклатура используемых материалов;

— все данные для формирования себестоимости материалов, как правило, поступают в бухгалтерию одновременно.

Если учёт заготовления материалов в организации ведут вторым способом, все затраты, связанные с приобретением материалов, на основании поступивших в организацию расчётных документов от поставщиков записывают по дебету счёта 15 «Заготовление и приобретение материалов» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и др.:

Д 15 «Заготовление и приобретение материалов»

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Оприходование материалов, фактически поступивших на склад, отражается записью:

Д 10 «Материалы»

К 15 «Заготовление и приобретение материалов» (по учётным ценам).

Разница между фактической себестоимостью и стоимостью поступивших материалов по учётным ценам списывается со счёта 15 «Заготовление и приобретение материалов» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Использовать счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» для учёта заготовительных операций или вести его сразу на счёте 10/2 «Материалы»– решает сама организация при выборе учётной политики.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) входят в фактическую себестоимость материалов. К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.

Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму транспортно-заготовительных расходов, представляющую собой разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учётной цене.

Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учётным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставшихся на складе.

Процент транспортно-заготовительных расходов определяют по формуле:

Сумма ТЗР Сумма ТЗР

на начало месяца + по поступившим

материалам за месяц

%ТЗР= x 100% (1)

УЦн+УЦп

где УЦн – стоимость материалов на начало месяца по учетной цене;

УЦп – стоимость поступивших в течение месяца материалов по учётной цене.

Транспортно-заготовительные расходы учитывают на том же счёте, что и материалы (счет10), на отдельном субсчёте.

Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности по учётным ценам в корреспонденции:

Д 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 « Брак в производстве»

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

К 10 «Материалы»

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Как правило, это затраты, относимые на 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство» счёт (сырье, материалы, затраты на зарплату и ЕСН). Если в учётной политике предусмотрено включение в фактические затраты общепроизводственных и общехозяйственных расходов, тогда в их фактическую оценку будет включено кроме прямых расходов определённый процент затрат с 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» счета учёта затрат.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесённых учредителями в счёт вклада в уставный капитал, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями организации в учредительном договоре:

Д 10 «Материалы»

К 75 «Расчеты с учредителями» (по согласованной стоимости)

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения, а также остающиеся от выбытия основных средств или другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости:

Д 10 «Материалы»

К 98 «Доходы будущих периодов» (по рыночной стоимости)

Расходование и бухгалтерский учёт материалов может вестись по фактическим ценам только у тех предприятий и организаций, у которых небольшие объёмы поступления и расходования материалов, где можно чётко проследить движение каждой партии материалов, в этом случае расходование запасов оформляется проводками:

Д 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и т.д.

К 10 «Материалы»

У многих предприятий, у которых большие объёмы расходования и движения материалов, отследить их движение не предоставляется возможным. Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь все слагаемые этой себестоимости.

Д 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и т.д.

К 10 «Материалы» (по средней учётной стоимости)

Поступление и выдача материалов происходит в организации ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Поэтому большинство организаций ведут текущий учёт поступления и расходования материалов по твёрдым учётным ценам или другим ценам, указанным в учётной политике предприятия [7].

В случае использования в текущем учёте покупных цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов.

При использовании плановых цен ежемесячно рассчитывают суммы и проценты отклонения фактической себестоимости от плановой.

Одним из условий чёткой организации бухгалтерского учёта заготовления и движения материально-производственных запасов является периодическое проведение инвентаризации. Инвентаризация проводится для проверки фактического наличия имущества и обязательств на предприятии и соответствия его данным бухгалтерского учёта.

В обязательном порядке она проводится в следующих случаях:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже. В этих случаях заключается договор, в котором должно быть указано, какое именно имущество является предметом договора;

— при смене материально ответственных лиц, при увольнении кладовщика, болезни кассира или ином отсутствии материально ответственного лица и его обязанности должно выполнять другое лицо. И это другое лицо будет отвечать только за те ценности, которые оно принимает под свою ответственность;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций;

Если даже ничего из вышеназванного не произошло, перед составлением годовой отчётности (в период с 1 октября по 31 декабря, т.е. на протяжении IV квартала) обязательно проводят инвентаризацию.

Организация может проводить инвентаризацию и чаще, в этом случае периодичность проведения инвентаризации следует указать в учётной политике предприятия.

Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационной комиссией, состоящей из компетентных лиц, назначаемой приказом руководителя организации, при обязательном участии материально-ответственного лица. Складские операции в момент инвентаризации не производятся.

Заведующий складом даёт расписку в том, что все документы склада записаны в карточку учёта материалов и сданы в бухгалтерию.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально-ответственного лица осуществляет подсчёт, взвешивание каждого вида материалов и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись. Данные этих описей используются для составления сличительной ведомости, в которой фактические данные описей сопоставляются с учётными данными.

Комиссия устанавливает на основании сличительной ведомости характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.

Независимо от причин возникновения, все недостачи производственных запасов по фактической себестоимости списываются с кредита счёта 10 «Материалы» в дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Недостачи материалов в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства или обращения:

Д 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а так же похищенные ценности списывают на счета виновных лиц:

Д 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Стоимость недостающих ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба.

Разница между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов»:

Д 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К 98/4. «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

По мере погашения задолженности, учтённой на счете 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», соответствующая сумма разницы списывается со счёта 98/4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:

Д 98/4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

К 91 «Прочие доходы и расходы».

Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на прочие расходы организации:

Д 91 «Прочие доходы и расходы»

К 10 «Материалы».

Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов:

Д 91 «Прочие доходы и расходы»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с отнесением на доходы организации по текущим рыночным ценам:

Д 10 «Материалы»

К 91 «Прочие доходы и расходы».

Продажа материалов на сторону отражается следующими проводками:

Д 76/5 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

К 91/1 «Выручка от продажи»

Д 91/2 «Прочие расходы»»

К 68 «Расчеты по НДС» — начислен НДС

Д 91/2 «Прочие расходы»

К 10 «Материалы»- списана себестоимость материалов.

Списание бракованных материалов.

Браком считается продукция, которая в силу имеющихся в ней дефектов не может быть использована по ее прямому назначению. Потери от брака — это затраты, которые организация должна понести для устранения исправимого брака, а также убытки, которые организация понесла или должна будет понести из-за невозможности использования по назначению бракованной продукции. Согласно Плану счетов, для отражения брака в бухучете используется счет 28 «Брак в производстве». При обнаружении бракованных материалов специально созданная комиссия составляет соответствующий акт, на основании которого бухгалтерией делаются проводки:

Д 28 «Брак в производстве»

К 10 «Материалы» — стоимость бракованных материалов.

Д 28 «Брак в производстве»

К 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» — списаны приходящиеся на бракованные материалы отклонения в стоимости.

Суммы, которые собираются на дебете счета 28, можно разбить на 2 категории:

— уменьшающие потери от брака;

— списываемые на себестоимость как потери от брака.

Потери от брака уменьшаются, в частности, за счет:

— возможного использования забракованной продукции;

— сумм, подлежащих удержанию с виновников брака;

— сумм, подлежащих взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак.

В этих случаях составляются проводки:

Д 10 «Материалы»

К 28 «Брак в производстве» — уменьшение потерь от брака на стоимость возможного использования.

Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

К 28 «Брак в производстве» — уменьшение потерь от брака на суммы, подлежащие взысканию с виновников.

Д 63 «Расчеты по сомнительным долгам»

К 28 «Брак в производстве» — списание сумм, подлежащих взысканию с поставщиков бракованных материалов, (проводка может быть выполнена лишь по суммам, признанным поставщиками или присужденным арбитражным судом)

Д 51 «Расчетный счет»

Д 63 «Расчеты по сомнительным долгам» — денежные средства, поступившие на расчетный счет организации от поставщиков бракованных материалов.

В оставшейся части затраты по приобретению бракованных материалов списываются в дебет счетов издержек производства и обращения:

Д 20 (25,29…) «Основное производство»

К 28 «Брак в производстве» — списаны потери от брака.

Если впоследствии предъявленные поставщикам требования о возмещении потерь от брака будут признаны ими или удовлетворены судом, подлежащая взысканию сумма отражается:

Д 63 «Расчеты по сомнительным долгам»

К 99 «Прибыли и убытки».

Безвозмездная передача материалов.

Статья 575 ГК РФ запрещает безвозмездную передачу имущества (стоимостью свыше 5 МРОТ) одной коммерческой организацией другой [1]. Безвозмездная передача материалов отражается в бухгалтерском учете организации в том же порядке, что и их продажа, за исключением ряда особенностей. У коммерческой организации убыток (доход) относится на финансовые результаты, т.е. должен быть отражен на счете 99 и показан в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке 100 «Прочие операции». Однако убыток от безвозмездной передачи материалов не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации, поскольку статья 2 Закона о налоге на прибыль не предусматривает возможности такого уменьшения. Согласно законодательству РФ, НДС, уплаченный поставщикам по товарам, использованным на непроизводственный нужды, не подлежит зачету при расчетах с бюджетом. Поэтому НДС, уплаченный за безвозмездно переданные материалы, восстанавливается по дебету счета 19 и кредиту счета 68 и относится на увеличение убытков от безвозмездной передачи материалов [2].

Полуфабрикаты собственного производства — не готовая к реализации продукция предприятия, как правило, изготавливаемая с целью дальнейшего ее использования в собственном производстве как материальное основание для изготовления конечного продукта.

Наличие и движение полуфабрикатов собственного производства может отражаться как на отдельном счете 21 «Полуфабрикаты», так и в составе незавершенного производства на счете 20 «Производство». Отдельный (обособленный) учет таких полуфабрикатов имеет значение только на предприятиях с замкнутым производственным циклом (от добычи сырья — до изготовления продукции, предназначенной для потребителя), а не для переработчика.

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих обособленный их учет. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие изготовленные организацией (при полном цикле производства) полуфабрикаты: чугун переделанный в черной металлургии; сырая резина и клей в резиновой промышленности; серная кислота на азотно-туковых комбинатах химической промышленности; пряжа и суровье в текстильной промышленности и т.д.

В организациях, не ведущих обособленный учет полуфабрикатов собственного производства, указанные ценности отражаются в составе незавершенного производства, т.е. на счете 20 «Основное производство».

По дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства», как правило, в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов.

По кредиту счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» отражается стоимость полуфабрикатов, переданных в дальнейшую переработку (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» и др.) и проданных другим организациям и лицам (в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»).

Аналитический учет по счету 21 «Полуфабрикаты собственного производства» ведется по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.)

Д 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

К 20 (23) 20 «Основное производство» — оприходованы полуфабрикаты собственного производства

Д 20 «Основное производство»

К 21 «Полуфабрикаты собственного производства» — полуфабрикаты переданы для дальнейшей переработки в основное производство

Д 23 «Вспомогательное производство»

К 21 «Полуфабрикаты собственного производства» — полуфабрикаты переданы для дальнейшей переработки во вспомогательное производство.

Д 28 «Брак в производстве»

К 21 «Полуфабрикаты собственного производства» — списаны полуфабрикаты собственного производства, использованные на исправление брака.

Такой же проводкой списывается стоимость забракованных полуфабрикатов.

Д 62 «Покупатели и заказчики»

К 90-1 «Выручка» — отражена выручка от продажи полуфабрикатов собственного производства.

Затем спишите себестоимость проданных полуфабрикатов:

Д 90-2 «Себестоимость»

К 21 «Полуфабрикаты собственного производства» — списана фактическая себестоимость поданных полуфабрикатов.

Д 90-3 «НДС»

К 68 субсчет «Расчеты по НДС» начислен НДС с выручки от продажи полуфабрикатов.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!