Меню Услуги

Совершенствование методов социальной защиты инвалидов в муниципальном образовании района Сокольники

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной защиты инвалидов
  • 1.1. Основные понятия и классификации инвалидности
  • 1.2. Правовое регулирование социальной защиты и поддержки инвалидов
  • 1.3. Социальная защита инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровне
  • ГЛАВА 2. Исследование технологий социальной реабилитации инвалидов на примере ГБУ ТЦСО «Сокольники»
  • 2.1. Краткая характеристика деятельности ГБУ ТЦСО «Сокольники»
  • 2.2. Анализ системных мер обеспечивающих социальные гарантии инвалидам
  • 2.3. Рассмотрение льгот, предоставленных инвалидам в 2014 году
  • ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию социальной реабилитации инвалидов
  • 3.1. Мероприятия по совершенствованию методов социальной реабилитации инвалидов
  • 3.2. Предложения по внедрению социальных методов реабилитации инвалидов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что социальная защита является функцией правового государства и обусловлена создаваемыми государством правовыми, экономическими и организационными мерами, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски). В основе социальной защиты лежит социальное обеспечение, которое является одной из форм социальной защиты населения. Право на гарантию социальной защиты закреплено в Конституции РФ (ст. 7, ч. 2).

Создание необходимых способов для возможностей самообеспечения малообеспеченных трудоспособных групп населения, а также системы выплат для социально уязвимых слоев — актуальная потребность развития общества.

Все региональные образования России, муниципальные образования находят варианты развертывания своих систем адресной социальной поддержки, выполняемых за счет средств местных бюджетов. Но все они сталкиваются с сложностями выявления критериев, нормативов и показателей предоставления помощи наиболее нуждающемуся контингенту населения, внедрения долгосрочных программ, предусматривающих этапы исполнения и перспективы перехода от ограниченного круга лиц, получающих помощь, к гарантии прожиточного минимума каждому.

В силу различного контингента социально-экономических, демографических, природно-климатических, финансовых и других условий региональные и муниципальные образования России разрабатывают разнообразные подходы к организации систем конкретной социальной помощи. Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Этим и определяется актуальность темы исследования.

Объект исследования: Государственное бюджетное учреждение Территориальный центр социального обслуживания «Сокольники».

Предмет исследования: методы социальной защиты инвалидов (на примере ГБУ ТЦСО «Сокольники» города Москвы)

Цель выпускной квалификационной работы –исследовать социальную защиту инвалидов и разработать методы по развитию социальной защиты инвалидов.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • Проанализировать сущность и принципы социальной защиты инвалидов;
  • Провести анализ деятельности Территориальный центр социального обслуживания «Сокольники» по реализации задач социальной защиты инвалидов;
  • Разработать предложения по совершенствованию социальных методов реабилитации инвалидов.

Для решения поставленных в работе задач необходимо применить следующие методы: системный и статистический, деятельностный подход, в котором структура социальной поддержки малообеспеченных слоев населения; аналитический метод в части анализа существующей системы социальной защиты населения в городе Москве.

Научная новизна работы состоит в выработке мер социальной защиты инвалидов, применительно к конкретным проблемам, сложившимся в системе социальной защиты города Москва.

Практическая значимость исследования заключается в выработке мер поддержки инвалидов, которые могут быть использована в работе органов и учреждений социальной защиты населения города Москвы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили рекомендации по повышению контроля предоставления мер поддержки инвалидов учреждения социальной защиты муниципального района. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность по социальной поддержке инвалидов на государственном уровне, уровне Москвы, а также специальная литература по теме дипломного исследования таких авторов, как Агешкина Н.А., Зайнышев И.Г., Косенкова Т.В., Антипьева Н.В., Осадчих М. и др.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении обоснована актуальность, цель, задачи работы.

В первой главе раскрываются теоретические вопросы, излагаются основы государственной политики по вопросам социальной защиты инвалидов на современном этапе, обозначаются субъекты и объекты социальной защиты.

Во второй главе дается характеристика и описываются основные задачи муниципального образования ГБУ ТЦСО «Сокольники» города Москвы, проводится анализ системных мер обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, исследуется основы и проблемы социальной реабилитации инвалидов на примере муниципального образования.

В третьей главе разработан ряд практических рекомендаций по совершенствованию социальных методов реабилитации инвалидов на примере муниципального образования ГБУ ТЦСО «Сокольники» города Москвы.

В заключении представлены выводы по работе.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫСОЦИАЛЬНОЙЗАЩИТЫ

1.1. Основные понятия и классификация инвалидности

Во всех слоях населения мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их количество в мире многочисленно и продолжает расти. И хотя инвалидность содержит много характерных для нее черт, которые влекут на условия жизни инвалидов, причины и следствия инвалидности в разных странах разнообразны. Эти различия определяются разными социально-экономическими условиями и разными возможными мерами государств по обеспечению благосостояния своего населения. На протяжении долгих лет политика в отношении инвалидов изменялась: начиная от обычного ухода за нуждающимися в соответствующих учреждениях до получения образования детьми-инвалидами и реабилитации лиц, ставших нетрудоспособными уже в зрелом возрасте. Благодаря возможному образованию и реабилитации в соответствующих учреждениях, инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов. Начали создаваться организации инвалидов, их семей и сторонников, которые по сегодняшний день выступают за улучшение условий жизни инвалидов.1

По статистики в Российской Федерации уже насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процентов населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 59 процентов населения. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 г. (далее — Конвенция о правах инвалидов), и это является показателем готовности страны к формированию возможных условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав нетрудоспособных граждан населения. Декларация о правах инвалидов, утвержденная Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г. (далее — Декларация о правах инвалидов), установила, что инвалидом признается любой человек,

который не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/96, утвердившая «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», определила, что термин «инвалидность» состоит из значительного числа различных функциональных ограничений, которые встречаются среди граждан населения во всех точках мира. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными

Конвенции о правах инвалидов определила, что к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.  Лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Все инвалиды по разным критериям подразделяются на несколько групп:

  1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
  2. По приобретению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
  3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
  4. По характерным физическим заболеваниям инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам. От определения принадлежности к той или иной группе решаются возможности трудоустройства их и организации быта. Маломобильные инвалиды (способные перемещаться только при помощи колясок или на костылях) могут производить работу на дому или с доставкой их к месту работы и обратно. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных сложностей: организация рабочего места на дому или на предприятии, доставка необходимых материалов на дом и возврат готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, техническое обслуживания оборудования на дому, выделение необходимого транспорта для перемещения инвалида на работу и с места работы и т.д.

Более сложная ситуация с лежачими инвалидами, прикованными к постели. Передвигаться на работу и с места работы без посторонней помощи они не могут, но могут работать умственно: детально проводить анализ общественные, политические, экономические, экологические и иные ситуации; создавать статьи, художественные произведения, рисовать картины, разбираться с бухгалтерской деятельностью и т.п.

Если такой инвалид живет не один, то многие вопросы решаются. А если такой человек одинок? То нужны специальные социальные работники, которые помогали найти таких инвалидов, определяли их способности, заключали с ними договора, помогали получать заказы, оказывали помощь в приобретении материалов и инструментов, помощь в организации сбыта продукции и т.д. Понятно, что таким инвалидам требуется повседневный уход, начиная с утреннего туалета и заканчивая обеспечения продуктами. Для этого есть необходимые социальные сотрудники, которые за уход за инвалидами получают вознаграждение в виде заработной платы. За слепыми или практически не видящими, но подвижными группами населения, тоже закрепляются оплачиваемые из бюджета государства или благотворительными организациями сотрудники.

1.2. Правовое регулирование социальной защиты и поддержки инвалидов

Инвалидность, по определению, известна в любом обществе, и каждое государство, в виду своего развития, приоритетов и возможностей формирует свою социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Основные формы и принципы политики в отношении инвалидов:

  • За устранение условий, ведущих к инвалидности, отвечает государство и решает вопросы, связанные с последствиями инвалидности.
  • Возможность обеспеченияуровня жизни инвалидам одинакового со своими согражданами, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни достигается государством.
  • Инвалиды не лишены право жить в социальном обществе, которое порицает изоляцию инвалидов. Для этого необходимо сформировать условия независимой жизни инвалидов (без-барьерная среда).
  • За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.
  • Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).
  • При формировании политических подходов в отношении инвалидов,необходимо учитывать физиологические особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу своих специфических заболеваниях находятся в разных условиях, и для возможности обеспечения прав и обязанностей населения страны в отношении каждой группы инвалидов проводится конкретный комплекс мероприятий.

Настоящий Федеральный закон формирует необходимую государственную политику в области социальной защиты инвалидов в нашей стране, целью которой определяется обеспечение инвалидам равных с другими согражданами функциональных возможностей в получении гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Все предусмотренные меры в настоящем Федеральном законе социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

По вопросам защиты прав инвалидов в Конституции Российской Федерации сказано, ст. 37 гарантия права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, ст. 40- право на жилище.

Однако в Конституции Российской Федерации нет специальных норм об инвалидах, конституционное положение применяется в ровной степени ко всем гражданам государства проживающим на его территории. Иначе это расценивалось как ущемление прав человека с ограниченными возможностями.

Российская Федерация подписала 24 сентября 2008 г. принятую 13 декабря 2006 г. на 76 пленарном заседании Организации Объединенных Наций (далее — ООН) Конвенцию о правах инвалидов, затем 3 мая 2012 г. ратифицировала ее, а 25 сентября 2012 г. во время 67-й сессии Генеральной ассамблеи ООН передала ООН соответствующие грамоты о ратификации. Таким образом, с 26 октября 2012 г. Конвенция о правах инвалидов обрела для России полную силу и является основополагающим правовым документом при работе с инвалидами.

Подписав конвенцию о правах инвалидах, политика государства утвердила принципы, на которых и будет основываться эта политика. Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны надлежащим образом принимать все необходимые меры для обеспечения инвалидов ровно также как с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым различным группам населения. Эти меры, которые включают фактическое выявление и удаления препятствий и барьеров, препятствующих доступности, необходимо распространять: на здания, дороги, транспорт, школы, жилые дома, медицинские учреждения, и рабочие места; на информационные, коммуникационные, электронные, экстренные и прочие службы. С учетом требований Конвенции о правах инвалидов, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья формирование доступной среды определяется как приоритетное направление государственной политики.

Россия как участник конвенции о правах инвалидов должна выявлять и запрещать любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантировать инвалидам правовую защиту от дискриминации на любой почве.

Основной закон, содержащий важные гарантии о защите прав инвалидов, является ФЗ «0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которого является обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи»(далее — ФЗ «О государственной социальной помощи») предусматривает право инвалидов (в т.ч. инвалидов войны) и детей-инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в частности:

  • Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными медикаментами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • Предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, при наличии медицинских показаний в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • Льготный проезд на всех видах транспорта, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Отношения в сфере социального обслуживания инвалидов регулирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О социальном обслуживании граждан в РФ»).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации раскрываются в федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) (далее — ФЗ «О ветеранах»).

Защита прав и интересов «чернобыльцев» — принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы или лиц, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Защита прав и интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча определяется нормами Федерального закона от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (далее — ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»).

Пенсионное обеспечение инвалидов осуществляется на основании норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — ФЗ «О страховых пенсиях»), а также Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). Данными законами регулируются основания возникновения у инвалидов права на пенсии, порядок назначения, начисления, выплаты трудовых и государственных пенсий.

Федеральными законами от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «0 связи», от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «0 физической культуре и спорта в Российской Федерации» Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентированы требования к органам власти и организациям независимо от формы собственности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Помимо федеральных законов предоставление правовых гарантий инвалидам обеспечивается изданием и применением Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, например:

  • Указа Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;
  • Указа Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» (далее — Указ Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов»);
  • Правил признания лица инвалидом (утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95) (далее — Правила признания лица инвалидом), которыми определен порядок и условия признания лица инвалидом).

Также рассмотрим постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297, на котором утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, цели и задачи которой формирование беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, устранение социальной разобщенности инвалидов и остальных граждан, модернизация системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Еще одной целью государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях. Деятельность образовательных организаций, создать программы обучения для детей с ограниченными возможностями.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы планируется к 2016 году увеличить количество региональных и муниципальных общеобразовательных организаций, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, с 1,2 до 9 тыс. единиц (20% прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных общеобразовательных организаций).

Законопроектом предусматривается дополнить ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» частями, предусматривающими основные условия доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов в зависимости от нарушений функций организма, что соответствует положениям Конвенции о правах инвалидов о разумном приспособлении (ст. 2, 24 и 27) и о наличии минимальных стандартов доступности (ст. 9). В соответствии с нормами Конвенции о правах инвалидов данные условия определены с учетом особенностей обеспечения доступности, характерных для инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, инвалидов вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата и иных заболеваний. При наличии возможности создания основных условий доступности несколькими способами собственник объекта вправе избрать один из этих способов. Установление данных норм позволит конкретизировать уровень требований и ответственность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций независимо от организационно-правовых форм за обеспечение гарантий беспрепятственного доступа инвалидов, определенных Конвенцией о правах инвалидов. Кроме того, отсутствие в действующей редакции ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» данных норм не позволяет инвалидам и лицам, представляющим их интересы,эффективно добиваться соблюдения предоставленных им прав.

С учетом имеющихся у инвалидов ограничений жизнедеятельности им необходима помощь в предоставлении услуг на ровне с другими лицами. Одной из проблем систем социальной защиты инвалидов является отсутствие норм в преодолении барьеров препятствующих услуг. В связи с этим соответствующая норма, включенная в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», имеет базовое значение для правового регулирования условий доступности, изложенных в качестве сквозной нормы в целом ряде других федеральных законов, регламентирующих правоотношения по вопросам предоставления услуг населению.

1.3. Социальная защита инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровне

Социальная политика производится на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных организаций, предприятий, обществ и учреждений. Если на федеральном уровне устанавливаются основные цели, а также задачи и принципы социального развития, а также основные меры, способы их достижения по отношению ко всему сообществу, то региональная и социальная политика производится с учетом особых факторов региона: уровня экономического развития и возможностей, этнических и национальных, исторических и культурных и других особенностей.

Социальная политика, равно как и деятельность ее субъектов на региональных и местных подуровнях, направлена на решение конкретных проблем граждан, отдельных особо нуждающихся социальных групп.

Состояние социального и экономического развития, социальных и трудовых отношений при не полных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют разграничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также упорядочивания приоритетов для создания долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.

В центре разделения функциональной деятельности федеральных и региональных органов власти по основам социальной политики лежат такие основные принципы федерализма, как необходимое обязательное «распределение ролей» во всех общественно значимых областях между всеми подуровнями органов власти, создание базы самостоятельных и ответственных функций каждого уровня органа власти в указанных областях и сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый подуровень органов власти обладает правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в этих зонах.

Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формируются внебюджетные государственные фонды, определяются условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

В основные цели федерального подуровня органов власти входят образование основ государственной социальной политики, правовое регулирование связей в социальной сфере, создание федеральных программ социального развития населения, создание и согласование государственных минимальных социальных норм федерального уровня, комплектование государственных гарантий их производства.

Региональные органы власти создают и производят Региональные законы и социальные государственные программы. Они же помогают обеспечить функционирование обществ социальной инфраструктуры, разрабатывают направления уровневой социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Только региональные органы власти воспроизводят жилищную политику, политику в области необходимого образования, а также здравоохранения и т.д.

Субъекты РФ создают начальные основы региональной социальной политики с учетом историко-культурных традиций зоны; создают региональные социальные стандарты и нормы, включая государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

  • Комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
  • Социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
  • Дома инвалидов и престарелых;
  • Детские дома;
  • Центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.


Страницы:   1   2   3   4