3.3. Статистическая оценка успешного освоения программы подготовки на курсах по разным предметам и поступления слушателей курсов на бюджетные и договорные места в ГУУ и другие ВУЗы
В данной части проанализируем успешное освоение программ подготовки на курсах по разным предметам на примере Факультета довузовской подготовки Государственного университета управления Учебного центра «Азъ».
Поскольку поступление в ВУЗ осуществляется по баллам ЕГЭ, необходимо сравнить средние баллы, набранные выпускниками школ по России и у слушателей курсов по следующим предметам (так как именно по ним осуществляется подготовка на курсах): русский язык, математика, обществознание и информатика.

Рисунок 28 – Распределение слушателей Учебного центра «Азъ»
по количеству набранных баллов по русскому языку на ЕГЭ-2018 г. [26]
Большая часть слушателей (31 %) набрала от 70 до 79 баллов за ЕГЭ
по русскому языку.
Рисунок 29 – Средний балл ЕГЭ по математике. [26]
Рисунок 30 – Распределение слушателей Учебного центра «Азъ»
по количеству набранных баллов по математике на ЕГЭ-2018 г. [26]
Большие части слушателей (по 23 %) набрали от 27 до 39 и от 50 до 59 баллов за ЕГЭ по математике.Рисунок 31 – Средний балл ЕГЭ по обществознанию. [26]
Рисунок 32 – Распределение слушателей Учебного центра «Азъ»
по количеству набранных баллов по обществознанию на ЕГЭ-2018 г. [26]
Большая часть слушателей (31 %) набрала от 60 до 69 баллов за ЕГЭ
по обществознанию.
Рисунок 33 – Средний балл ЕГЭ по информатике. [26]
Рисунок 34 – Распределение слушателей Учебного центра «Азъ»
по количеству набранных баллов по информатике на ЕГЭ-2018 г. [26]
Большая часть слушателей (43 %) набрала от 70 до 79 баллов за ЕГЭ
по информатике.
Из всех графиков видно, что слушатели курсов сдавали ЕГЭ (по всем перечисленным предметам) в среднем лучше, чем обучающиеся по России (разрыв в среднем составляет порядка 15 баллов)
То есть, можно сделать вывод, что курсы достаточно сильно влияют
на результат сдачи ЕГЭ, а, следовательно, и на поступление на бюджет (когда каждый балл «на счету»).
Статистическая оценка поступления слушателей курсов на бюджетные
и договорные места в ГУУ и другие ВУЗы
Вузы проводят прием на основе результатов ЕГЭ по трем или четырем предметам, определенным для каждой специальности. Помимо этого, вузы вправе проводить дополнительные испытания для поступления на направления, требующие наличия определенных психологических, физических или творческих качеств. Также несколько вузов с согласия Министерства образования и науки проводят дополнительный профильный экзамен.
Уже не первый год действует система, благодаря которой вузы имеют право добавить к результатам ЕГЭ до 20 баллов: за счет результатов итогового сочинения — до 10 баллов и за портфолио абитуриента — до 10 баллов (сюда относятся: аттестат с отличием; нормы ГТО; волонтерская деятельность; звания чемпиона мира, Европы или Олимпийских
(и Паралимпийских) игр;).
Учебные заведения имеют право самостоятельно перепроверять или не перепроверять сочинения, и, соответственно, выставлять за этот экзамен от 1 до 10 баллов. Например, в 2017 году МГУ им. М.В. Ломоносова автоматически добавил всем выпускникам без исключения по 10 баллов за сочинение к сумме баллов за ЕГЭ, а Московский государственный лингвистический университет провел собственную проверку сочинений и выставил каждому выпускнику оценку по 10-балльной шкале.
В 2018 году на подготовительных курсах в учебном центре «Азъ»
по программе «11 класс и выпускники колледжей» обучалось 319 человек,
76 человек из которых поступили в Государственный университет управления (ГУУ): на бюджетные места – 28 человек, на договорные места – 48 человек.
Средний балл ЕГЭ за три предмета поступивших в ГУУ слушателей Факультета довузовской подготовки – 197. Средний балл поступивших
на бюджетной основе – 221. Средний балл по договору – 186.
Динамика поступления в ГУУ слушателей подготовительных курсов Учебного центра «Азъ» факультета довузовской подготовки за 2016, 2017, 2018 год представлена в таблице 23.
Из представленных выше данных видно, что 24% слушателей подготовительных курсов Учебного центра «Азъ» ФДП поступили
в Государственный университет управления, из них 37% на бюджетные места и 63% на договорные.
Динамика показывает увеличение доли поступающих на договорные места, сокращение числа поступающих в ГУУ на бюджет и общего числа поступающих.
Таблица 23 – Динамика поступления в ГУУ слушателей подготовительных курсов Учебного центра «Азъ» ФДП за 2016-18 гг. [25, 26]
Увеличение доли поступающих на договорные места можно связать
с сокращением бюджетных мест по многим направлениям, интересным абитуриентам. Например, на направление «Инноватика» и «Гостиничное дело» поступили слушатели факультета довузовской подготовки, набравшие достаточное количество баллов для поступления на бюджет на любое другое направление, но, тем не менее, заключили договор об оказании платных образовательных услуг.
В таблице 24 представлено распределение поступивших в 2018 году в Государственный университет управления слушателей факультета довузовской подготовки учебного центра «Азъ» по направлениям обучения
Таблица 24 – Распределение поступивших в ГУУ слушателей ФДП по направлениям обучения в 2018 году. [25]
Важно показать, с какими баллами абитуриенты поступали в другие высшие учебные заведения. Рассмотрим первые 10 ВУЗов Москвы с наибольшими и наименьшими проходными баллами в 2018 году. Для удобства результаты представим в таблицах 25 и 26 по убыванию и возрастанию проходных баллов соответственно.Наибольшее количество абитуриентов поступило на направления «Менеджмент» и «Экономика», что объясняется специализацией университета, популярностью данных направлений и наибольшим количеством бюджетных и договорных мест.
Видно, что наибольший проходной балл был в Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России – 94,7 балла; а наименьший – в Московская государственная академия водного транспорта – 51,8 балла.
Таблица 25 – Вузы с самым высоким проходным баллом в 2018 году. [25,26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34]
Таблица 26 – Вузы с самым низким проходным баллом в 2018 году. [25,26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34]
Наибольшее число слушателей поступают в Государственный университет управления (ГУУ) – от 26,6 до 36,3 %. Далее по числу поступивших слушателей учебного центра «Азъ» идут Финансовый университет при Правительстве РФ – в него поступили 5,8% слушателей и Российский экономический университет им. Плеханова ‑ в него поступили 4,8% слушателей.Статистика поступления слушателей курсов в ВУЗы Москвы (данные получены в результате опроса слушателей) представлена в табл. 27
Наименьшее число слушателей поступили в Российский университет дружбы народов (РУДН) и Московский государственный технический университет им. Баумана (МГТУ им. Баумана) ‑ в них поступили по 0,8% слушателей и в другие ВУЗы. Всего в другие высшие образовательные заведения поступили 30,2% всех слушателей.
Как видно из таблицы, число не полупивших в высшие учебные заведения снижается с 1,4% до 1,0 в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Это очень важный показатель качества подготовки абитуриентов.
Так же нужно отметить, что во всех ВУЗах больше половины поступавших слушателей прошли на бюджетные места (от 55,4% до 89,6% числа поступивших слушателей курсов), что демонстрирует качественную подготовку абитуриентов на курсах.
Таблица 27 –Статистика поступления слушателей в ВУЗы Москвы. Рассчитано автором по данным внутренней отчетности УЦ «Азъ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-техническая революция привела к качественному изменению роли человека в производстве. Сегодня человек, его знания, умения, профессиональная компетенция лежат в основе экономики. В современных условиях формирования инновационной экономики важной задачей является обеспечение рынка труда высококвалифицированными работниками.
Так как, дефицит современных кадров является фактором, ограничивающим экономический рост. Он связан с несоответствием содержания профессиональной подготовки рабочей силы современным запросам экономики; а также с качеством общеобразовательной подготовки, уровень которой сегодня уже недостаточен для освоения новых профессиональных знаний, умений и навыков, которые в полной мере соответствовали
бы требованиям «новой экономики».
Статистическое исследование уровня и структуры системы высшего образования в Российской Федерации, приведенное в выпускной квалификационной работе, позволяет сформулировать следующие выводы.
В Российской Федерации уровни высшего образования определяются в соответствии с МСКО (Международным стандартом классификации образования), разработанным ООН (Организацией Объединенных Наций) в 1970-е годы. После принятия Болонской декларации российские организации высшего образования начался переход к системе, аналогичной США и Великобритании: для освоения степени бакалавра ‑ 4 года и для освоения степени магистра ‑ 2 года; но в отличие от зарубежных стран, в России специалитет остался одним из уровней подготовки выпускников технических и естественно-научных специальностей;
Для качественной оценки системы высшего образования в Российской Федерации необходимо детально изучить все источники информации, поскольку от этого будет зависеть точность анализа. Главными источниками информации о высшем образовании в России являются: формы статистического наблюдения ведомственной статистики; выборочные обследования Росстата; формы федерального статистического наблюдения; переписи населения; мониторинги высшего образования.
В работе благодаря изученным источникам информации была проанализирована структура и динамика основных показателей системы высшего образования Российской Федерации. Численность студентов каждый год снижалась от 6,39 % до 8,49 %;
Сильно возрастает количество людей с высшим образованием и со средним профессиональным (на 42,5 % и на 11,8 % соответственно); а с начальным профессиональным – снижается более чем в 2 раза (на 57,5%) в 2010 году по сравнению с 2002 годом;
Количество образовательных организаций в 2015/16 уч. году по сравнению с 2010/11 уч. годом снизилось на 219 организаций или 19,64 %; а по сравнению с 2018/17 уч. годом снижение составило 5,68 % (54 организации)
Основная часть студентов Российской Федерации приходится на Центральный, Приволжский и Сибирский Федеральные округа. Наблюдается снижение численности студентов во всех федеральных округах, кроме Крымского (возрастает на 3,1 тыс. человек).
Основная часть числа профессиональных образовательных организаций приходится на 3 субъекта Российской Федерации: Приволжский, Центральный и Сибирский федеральные округа. Прослеживается тенденция к снижению числа профессиональных образовательных организаций во всех федеральных округах России.
Наибольшее число инвестиций в основной капитал, направленных на развитие образования, было в Центральном федеральном округе, и составило 26% от общего числа инвестиций, направленных на развитие образования; далее идет Сибирский федеральный округ – на него приходится 18% от общего числа инвестиций, направленных на развитие образования, и Приволжский федеральный округ ‑ – на него приходится 14% от общего числа инвестиций, направленных на развитие образования. Наименьшее число инвестиций в основной капитал, направленных на развитие образования, приходится на Южный (7 %) и Северо-Кавказский (6%) федеральные округа.
Проведен анализ успешного освоения программы подготовки на курсах «Азъ» по разным предметам, а именно: по русскому языку, математике, обществознанию и информатике. Можно сказать, что слушатели курсов сдавали ЕГЭ (по всем перечисленным предметам) в среднем лучше, чем обучающиеся по России (разрыв в среднем составляет порядка 15 баллов). В том числе, большая часть слушателей (31 %) набрала от 70 до 79 баллов за ЕГЭ по русскому языку; 23 % слушателей набрали от 27 до 39 и от 50 до 59 баллов за ЕГЭ по математике; 31 % слушателей набрали от 60 до 69 баллов за ЕГЭ по обществознанию и 43 % слушателей набрали от 70 до 79 баллов за ЕГЭ по информатике.
На основе изучения статистики поступления слушателей подготовительных курсов «Азъ» на бюджетные и договорные места в ГУУ и другие ВУЗы Наибольшее число слушателей поступают в Государственный университет управления (ГУУ) – от 26,6 до 36,3 %. Далее по числу поступивших слушателей учебного центра «Азъ» идут Финансовый университет при Правительстве РФ – в него поступили 5,8% слушателей и Российский экономический университет им. Плеханова ‑ в него поступили 4,8% слушателей. Больше половины поступавших слушателей прошли на бюджетные места (от 55,4% до 89,6% числа поступивших слушателей курсов), что демонстрирует качественную подготовку абитуриентов на курсах.
Необходимо учитывать полученные результаты в будущем. Нужно развивать систему высшего образования во всех регионах, особенно «отстающих» и повышать уровень качества высшего образования в Российской Федерации.
