4 Пути совершенствования торгово-технологического процесса предприятии
4.1 Оценка эффективности торговой деятельности
Анализ технико-экономических показателей магазина «Уют» представлен в таблице 4.
Таблица 4 — Анализ технико-экономических показателей магазина «Уют»
| Показатель | Данные за: | Абсолютное отклонение, +/- | |
| 2015 год | 2016 год | ||
| Товарооборот, тыс. руб. | 1714,7 | 1900,0 | 185,3 |
| Средние товарные запасы, тыс. р. | 209,1 | 230,0 | 20,9 |
| Среднесписочная численность работающих, чел. | 5 | 5 | — |
| Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 2352,0 | 2709,0 | 357 |
Из таблицы следует, что «Уют» улучшил свои экономические показатели в 2016 году по сравнению с 2015 годом, эффективно используя при этом основные производственные фонды.
4.2 Изучение потребительского спроса
С целью повышения эффективности для последующего управления товарным ассортиментом нами использован совмещенный АВС-XYZ-анализ.
В таблице 5 проведены расчеты по распределению непродовольственных групп товаров.
Таблица 5 – Распределение непродовольственных товаров по результатам АВС-анализ
| Ассортиментные группы | Оборот торговли, тыс. р. | Удельный вес в обороте, % | Удельный вес в обороте торговли с накопительным итогом, % | Группа |
| Мелкая бытовая техника | 4624 | 32,20 | 32,2 | А |
| Машины стиральные | 2066 | 14,39 | 46,59 | А |
| Сушильные машины | 1842 | 12,83 | 59,41 | В |
| Микроволновые печи | 1119 | 7,79 | 67,21 | В |
| Плиты | 1108 | 7,72 | 74,92 | В |
| Мебель | 1071 | 7,46 | 82,38 | С |
| Мультиварки | 689 | 4,80 | 87,18 | С |
| Телевизоры | 570 | 3,97 | 91,15 | C |
| Шторы для окна | 395 | 2,75 | 93,90 | C |
| Пылесосы | 234 | 1,63 | 95,53 | C |
| Пледы | 200 | 1,39 | 96,92 | C |
| Подушки | 185 | 1,29 | 98,21 | C |
| Постельное белье | 152 | 1,06 | 99,27 | C |
| Холодильники | 95 | 0,66 | 99,93 | C |
| Швейные машинки | 10 | 0,07 | 100 | С |
| Итого: | 14360 | 100,00 |
Проведем расчеты в таблице 6 по распределению мелкой бытовой техники с применением ABC-анализа, так как товары этой группы разнообразны.
Таблица 6 – Распределение мелкой бытовой техники по результатам ABC – анализа.
| Наименование товара | Оборот торговли, тыс. р. | Удельный вес в обороте, % | Удельный вес в обороте торговли с накопительным итогом, % | Группа |
| Чайники | 1241 | 26,8 | 26,8 | А |
| Утюги | 729 | 15,7 | 42,5 | А |
| Кофеварки | 597 | 12,9 | 55,4 | В |
| Фен для волос | 468 | 10,1 | 65,5 | В |
| Миксеры | 432 | 9,4 | 74,9 | В |
| Утюжки для волос | 396 | 8,7 | 83,6 | С |
| Мясорубки | 393 | 8,6 | 92,2 | С |
| Блендеры | 230 | 4,9 | 97,1 | С |
| Соковыжималки | 138 | 2,9 | 100 | С |
| Итого: | 4624 | 100,0 |
В результате проведенного анализа-ABC, из таблицы 6 видно, что прибыль приносят утюги и чайники.
Распределение непродовольственных товаров с применением XYZ-анализа представлено в таблице 7.
В группу «Z» вошли: «Постельное белье», «Пледы», «Подушки», «Сушильные машины». Товары данной категории характеризуются нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая, доля которых составила 5,5% и 27% соответственно. В группу «Y» вошли следующие товарные группы: «Мебель», «Микроволновые печи», и др. Товары данной категории имеют колебания в спросе и, как следствие, средний прогноз продаж.
Удельный вес данной группы в ассортиментной структуре составил 54,5% и 60% соответственно (рисунок 26).
Таблица 7 – Распределение непродовольственных товаров с применение XYZ-анализа
| Ассортиментные группы | Оборот за квартал, тыс. р. | Среднее значение оборота, тыс. р. | Коэффициент вариации, % | Категория | |||
| I | II | III | IV | ||||
| Микроволновые печи | 250 | 311 | 309 | 249 | 279,7 | 10,8 | Y |
| Мультиварки | 167 | 196 | 183 | 143 | 172,2 | 11,4 | Y |
| Мебель | 272 | 308 | 271 | 220 | 267,7 | 11,7 | Y |
| Холодильники | 18 | 25 | 27 | 25 | 23,7 | 14,3 | Y |
| Телевизоры | 157 | 109 | 166 | 138 | 142,5 | 15,3 | Y |
| Пылесосы | 75 | 62 | 51 | 46 | 58,5 | 19,0 | Y |
| Шторы | 83 | 81 | 128 | 103 | 98,7 | 19,1 | Y |
| Плиты | 207 | 349 | 304 | 248 | 277,0 | 19,4 | Y |
| Швейные машинки | 2 | 2 | 3 | 3 | 2,5 | 20,0 | Y |
| Машины стиральные | 538 | 454 | 583 | 491 | 516,5 | 9,4 | X |
| Мелкая бытовая техника | 1085 | 1164 | 1196 | 1179 | 1156,0 | 3,6 | X |
| Постельное белье | 27 | 64 | 35 | 26 | 38,0 | 40,5 | Z |
| Пледы | 63 | 82 | 32 | 23 | 50,0 | 47,3 | Z |
| Сушильные машины | 87 | 665 | 654 | 436 | 460,5 | 50,8 | Z |
| Подушки | 106 | 60 | 10 | 9 | 46,2 | 86,9 | Z |
| Итого: | 3137 | 3932 | 3952 | 3339 | 3590,0 | — | — |
Из таблиц 5 и 7 видно, что к товарам, вошедшим в группу «Х», относятся: «Машины стиральные» и «мелкая бытовая техника». Товары данной категории характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, по этим товарам можно формировать оптимальные запасы. Доля непродовольственных товаров, вошедших в данную группу, составляет 47% и 13% соответственно.
В завершение проводится сопоставление (совмещение) данных АВС и XYZ-анализов. При сопоставлении формируются девять групп товаров по двум показателям — степень влияния на оборот (АВС-анализ) и стабильность/прогнозируемость этого оборота (XYZ-анализ) (таблица– 8).
Таблица 8 − Совмещенный АВC-XYZ-анализ по непродовольственным товарам
| Ассортиментные группы | Оборот торговли, тыс. р. | Удельный вес в обороте, % | Группа АВС | Группа XYZ | Категория |
| Мелкая бытовая техника | 4624 | 32,20 | А | Х | АХ |
| Швейные машинки | 2066 | 14,39 | А | Х | АХ |
| Сушильные машины | 1842 | 12,83 | В | Z | BZ |
| Микроволновые печи | 1119 | 7,79 | В | Y | BY |
| Плиты | 1108 | 7,72 | В | Y | ВY |
| Мебель | 1071 | 7,46 | С | Y | CY |
| Мультиварки | 689 | 4,80 | С | Y | CY |
| Телевизоры | 570 | 3,97 | C | Y | CY |
| Шторы | 395 | 2,75 | C | Y | CY |
| Пылесосы | 234 | 1,63 | C | Y | CY |
| Холодильники | 95 | 0,66 | C | Y | CY |
| Машины стиральные | 10 | 0,07 | С | Y | CY |
| Пледы | 200 | 1,39 | C | Z | CZ |
| Подушки | 185 | 1,29 | C | Z | CZ |
| Постельное белье | 152 | 1,06 | C | Z | CZ |
| Итого: | 14360 | 100,00 | — | — |
- Товары группы «АХ» и «ВХ» характеризуют большой оборот торговли и стабильность. Необходимо следить за тем, чтобы товары были постоянно в наличии, что в свою очередь не требует создания избыточного страхового запаса. Оборот торговли данной товарной группы можно легко прогнозировать в связи с тем, что он стабилен.
- Товары группы «AY» и «BY» при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода. Если не обеспечить наличие этих товаров, то произойдет потеря значительной части оборота. По этим позициям возможно увеличение складского запаса (от 10 до 25% — сообразно коэффициенту вариации). Поэтому по ним важно осуществлять поставки меньшими, но более частыми партиями.
- Товары группы «AZ» и «BZ» при большом обороте торговли отличаются низкой прогнозируемостью. Попытка обеспечить гарантированное наличие только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к увеличению средних запасов и, как следствие, к затовариванию.
- По товарам группы «СХ» можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
- Товары группы «CY» имеют колебания, а также относительно небольшой запас. В группу товаров CZ попадает часть товаров, которую можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых организация несет потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся.
Результаты совмещенного ABC-XYZ-анализа представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Результаты совмещенного ABC-XYZ-анализа
| АХ (невысокий страховой запас, ежедневный контроль остатков) Мелкая бытовая техника, Машины стиральные | AY(запас с небольшим избытком, сезонный прогноз закупок, тщательный контроль остатков) | AZ(осторожность при закупке, постоянный контроль) | |||
| ВХ (невысокий страховой запас, резервный поставщик) | BY(запас с очень небольшим избытком, резервный поставщик, контроль остатков) Микроволновые печи Плиты | BZ(частичная работа под заказ, контроль остатков, осторожность при закупке) Сушильные машины | |||
| СХ (фиксированный заказ, поставки cпостоянной периодичностью, следить за наличием)
| CY(учет сезона, осторожность при закупке) Мебель Мультиварки Телевизоры Шторы Пылесосы Холодильники Швейные машинки | CZ(контроль новых товаров, вывод старых, поставки под заказ) Пледы Подушки Постельное белье | |||
Результаты анализа показали, что ассортиментная линейка достаточная большая, а стабильность продаж большинства групп товаров — высокая. С целью оптимизации ассортимента необходимо провести ряд мероприятий:
− прекращение поставок и снятие с продажи товаров, не пользующихся спросом (сушильные машины);
Обеспечить бесперебойное поступление в продажу и постоянное наличие пользующихся спросом товаров, таких как стиральные машины и прочие непродовольственные товары, что позволит удовлетворить платежеспособный спрос и увеличить объемы продаж.
Следует отслеживать товары, качество которых не соответствует требованиям покупателей, чтобы затем или снять их с продажи, или заменить, но лучшего качества. Для этого можно проводить опросы покупателей или использовать анкеты.
Проводить рекламные мероприятия по товарным группам таким как сушильные машины, которые пока не пользуются высоким спросом из-за полной информации об их свойствах и особенностях.
Таким образом, формирование оптимальной ассортиментной структуры — это один из наиболее важных инструментов повышения конкурентоспособности «Уют», а также эффективного управления товарными запасами. Это приведет к ускорению оборачиваемости и увеличению финансовых результатов.
Оптимизация ассортимента позволяет не только определять оптимальную величину запасов по каждой товарной группе, но и способствует привлечению наибольшего числа покупателей. Поэтому при управлении ассортиментом товаров необходимо учитывать его основные показатели, факторы, влияющие на его формирование. Все это возможно только при использовании современных методов и технологий в управлении ассортиментом и товарными запасами. Одним из таких методов и является совмещенный АВС-XYZ- анализ.
4.3 Организация маркетинга в магазине «Уют»
В современном мире магазин может добиться успеха лишь в случае, когда она «слышит своего покупателя». А удовлетворив максимальное количество потребностей – сможет тем самым повысить свою эффективность. Исследованием поведения потребителя как раз и занимается маркетинг.
Маркетингом занимается заместитель директора. Реклама, используемая в магазине:
— объявления на фасаде здания магазина;
— реклама товаров в группе одной из социальных сетей. В одной из известных социальных сетей создана группа, в которой размещаются объявления о поступлении новых товаров, и товаров, которые давно залежались.
Также в магазине 15 числа каждого месяца скидки на весь ассортимент товаров -15%.
Денежные средства, которые выделяются на осуществление рекламы из объема ежегодной прибыли и распределяются непосредственно на покупку печатного рекламного материала. Маркетингового плана в магазине нет.
