2.7. Оборудование
Для открытия салона красоты необходим следующий минимальный набор оборудования:
Таблица 4 – Оборудование для салона красоты
| Наименование | Кол-во | Цена за ед-цу | всего, руб. |
| Вывеска (световой короб — лайтбокс) | 1 | 15 000 | 15 000 |
| стойка администратора | 1 | 10 000 | 10 000 |
| зона ожидания: | |||
| диван 2-х местный | 1 | 12 000 | 12 000 |
| кресло | 1 | 7 000 | 7 000 |
| журнальный столик | 1 | 3 000 | 3 000 |
| вешалка для одежды | 1 | 1 000 | 1 000 |
| Телевизор | 1 | 15 000 | 15 000 |
| Парикмахерский зал: | |||
| парикмахерская мойка | 1 | 15 000 | 15 000 |
| парикмахерское кресло | 3 | 5 000 | 15 000 |
| тележка парикмахерская | 3 | 3 500 | 10 500 |
| кресло детское | 1 | 3 500 | 3 500 |
| зеркало | 3 | 7 000 | 21 000 |
| сушуар | 1 | 7 000 | 7 000 |
| климазон | 1 | 10 000 | 10 000 |
| Маникюрный зал: | 0 | ||
| маникюрный стол | 2 | 20 000 | 40 000 |
| кресло для клиента | 2 | 3 000 | 6 000 |
| стерилизатор | 1 | 4 000 | 4 000 |
| Массажный кабинет: | |||
| Массажная кушетка | 1 | 10 000 | 10 000 |
| столик для инструментов и косметических средств | 1 | 5 000 | 5 000 |
| кресло для массажиста | 1 | 5 000 | 5 000 |
| прочая мебель (тумба, полки, стул) | 10 000 | 10 000 | |
| Косметологический кабинет: | |||
| косметологический комбайн | 1 | 80 000 | 80 000 |
| кушетка косметологическая | 1 | 15 000 | 15 000 |
| стерилизатор | 1 | 2 000 | 2 000 |
| стул для косметолога | 1 | 5 000 | 5 000 |
| непредвиденные расходы | 38 000 | ||
| ИТОГО | 365 000 |
Салон находится в густонаселенном спальном районе. В данном районе преимущество расположены новостройки, в районе много молодежи, детей. Проект ориентирован на посетителей со средним и выше среднего доходом.
Таблица 5 — Предварительный прейскурант на услуги
| наименование услуги | Минимальная цена | Максимальная цена |
| стрижка женская | 500 | 1000 |
| стрижка мужская | 350 | 500 |
| стрижка детская | 150 | 300 |
| укладка волос | 300 | 1000 |
| прическа | 900 | 3000 |
| мытье волос | 200 | 200 |
| лечение волос | 400 | 1000 |
| ламинирование волос | 900 | 3000 |
| окрашивание волос | 500 | 900 |
| осветление волос | 400 | 1200 |
| мелирование волос | 800 | 1200 |
| тонирование волос | 400 | 1100 |
| химическая завивка | 2200 | 5000 |
| make-up | 700 | 1000 |
| косметологические услуги | 1000 | 7000 |
| маникюр | 350 | 800 |
| моделирование ногтей | 1200 | 2500 |
| укрепление ногтей | 1000 | 1250 |
| педикюр | 1000 | 1300 |
| моделирование ногтей на ногах | 2200 | 2200 |
| наращивание ресниц | 1700 | 2200 |
| депиляция | 200 | 1200 |
| массаж по лицу | 250 | 400 |
| массаж по телу | 900 | 1200 |
Цена зависит от индивидуальных признаков клиента, допустим, цена стрижки зависит от длины волос.
2.8. Персонал, график работы
Кроме руководителя, салон красоты содержит следующий персонал:
- Менеджер салона с совмещением работы бухгалтера, осуществляющий закупки материала, оборудования, инвентаря и хозяйственных материалов. Иначе говоря, организатор и хозяйственник, ведущий всю финансовую отчетность. Данные виды работы может исполнять один человек в нашем случае с небольшим салоном. При открытии большой структуры необходимо разграничить обязанности на несколько единиц.
- Парикмахер-универсал (2 чел. на обслуживание женской половины, 2 человека в мужской зал).
- Косметолог с совмещением работы визажиста, консультанта. (1 ед.).
- Визажист с совмещением работы гримера, стилиста, консультанта по косметическим средствам. (1 ед.).
- Мастер маникюра-педикюра (на начальном этапе взяли одну единицу, при увеличении количества клиентов можно взять дополнительно одного мастера).
- Массажист, с совмещением работы СПА-терапевта, хиропракта.
Для бесперебойной работы потребуется штат в 15 человек. Т.к. рабочий день салона составляет 11 часов, необходимо составить для персонала скользящий график, например, 5 парикмахеров будут работать посменно — 3 дня работают, 2 отдыхают, мастера по маникюру 4 дня работают, 2 отдыхают.
Таблица 6 – Персонал салона красоты
| должность | кол-во | максимальная зарплата | итого ФОТ |
| Парикмахер-универсал | 5 | 26000 | 130000 |
| Косметолог | 2 | 35000 | 70000 |
| массажист | 2 | 35000 | 70000 |
| мастер маникюра | 3 | 30000 | 90000 |
| администратор | 2 | 15000 | 30000 |
| уборщица | 1 | 10000 | 10000 |
Система оплаты труда работников:
Работники салона красоты, кроме администратора и уборщицы находятся на сдельной оплате труда, 30% от стоимости услуг является заработной платой работника.
Администратор и уборщица получают фиксированную заработную плату (оклад).
2.9. План маркетинга
Общая стратегия предприятия направлена на развитие бизнеса в области парикмахерских и косметических услуг – сферы деятельности приносящей в ближайшее время и в перспективе стабильный высокий доход.
Основной целью стратегии маркетинга на предприятии в отношении потребителя выступает привлечение новых сегментов покупателей за счет расширения в будущем ассортимента услуг, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширения видов деятельности и ввода в действие новых площадей.
Постоянное улучшение культуры обслуживания покупателей, предполагающие проведение консультаций покупателей, даст возможность увеличить долю рынка на 0,5–1,0 %, что повлечет за собой рост доходов и прибыли предприятия.
Также основными факторами, на которые предприятие будет опираться при установлении цен, будут выступать:
- уровень цен конкурентов;
- уровень спроса и предложения;
- эластичность спроса;
- возможная реакция потребителей; и др.
Таким образом, в качестве методов ценовой политики предприятие будет использовать:
а) обеспечение безубыточности;
б) ориентация на спрос;
в) ориентация на цены конкурентов (ценового лидера);
г) использование среднеотраслевых цен.
Для привлечения потребителей необходимо разместить различную рекламу. Объектом рекламы будет являться качественный букет.
В первую очередь, нужно дать телевизионную рекламу.
Таблица 7 — Расходы на рекламу
| Расходы (руб.) | Вид рекламы | |||
| Телевизионная | Щитовая (банер 3*6) | Транспортная | ||
| 1 год | Январь | 6000 | 9000 | 5000 |
| Февраль | 5000 | 9000 | 5000 | |
| Март | 5000 | 9000 | 5000 | |
| Апрель | 9000 | 15000 | 5000 | |
| Май | 5000 | 15000 | 5000 | |
| Июнь | 5000 | 15000 | 2000 | |
| Июль | 6000 | 20000 | 1000 | |
| Август | 9000 | 20000 | 1000 | |
| Сентябрь | 8000 | 20000 | 2000 | |
| Октябрь | 5000 | 15000 | 2000 | |
| Ноябрь | 5000 | 15000 | 2000 | |
| Декабрь | 4000 | 15000 | 2000 | |
| ИТОГО | 72000 | 177000 | 37000 | |
Таблица 8 — Затраты на сайт компании. Создание собственного сайта для компании составит 5.000 рублей.
| Услуги | Техническая поддержка | Рейтинг | Итого (руб.) |
| Январь | 800 | 500 | 1300 |
| Февраль | 800 | 500 | 1300 |
| Март | 800 | 500 | 1300 |
| Апрель | 800 | 500 | 1300 |
| Май | 800 | 500 | 1300 |
| Июнь | 800 | 500 | 1300 |
| Июль | 800 | 500 | 1300 |
| Август | 800 | 500 | 1300 |
| Сентябрь | 800 | 500 | 1300 |
| Октябрь | 800 | 500 | 1300 |
| Ноябрь | 800 | 500 | 1300 |
| Декабрь | 800 | 500 | 1300 |
| Итого за год 19.500 | |||
Разработка логотипа компании составит 3.000 рублей.
Интернет есть и остаётся на настоящий момент самым эффективным средством массовой информации (социальные сети, сайт компании).
Согласно многочисленным исследованиям, размещение рекламы в прессе хорошо влияет на потенциальных потребителей товара.
Также нанесение рекламы на транспорте – это напрямую оказывает воздействие на тех потенциальных потребителей, для которых и предусмотрены товары или услуги.
Таким образом, расходы на рекламу за год составят 58700 руб.
Предварительный прейскурант салона красоты определяет среднюю стоимость услуги в медиане 1228 рублей. Ожидаемая выручка за 2017 год составляет 12 550 000.
Конкурентная среда представлена 25 салонами красоты и несколькими мелкими парикмахерскими. Клиент салона определяется из расчета 95% потенциальной аудитории – женщины и девушки. Основное возрастное ядро 25-40 лет.
Обладая этими данными, рассчитаем:
12 550 000 / 12 = 1 045 833 руб — среднемесячная выручка / 1228 = 851 чел/мес — количественный показатель клиентского потока.
Именно столько человек в среднем надо привлечь и обслужить за месяц, чтобы обеспечить ожидаемую финансовую доходность проекта. В пересчете на 1 день это составляет 28-30 человек.
Население района подвержено среднестатистическому гендерно-возрастному ранжированию, т.е. около 51 % составляют женщины, 28% — люди нетрудоспособного возраста. Потенциальная аудитория выражена количеством 14 688 человек (женщины в трудоспособном возрасте).
Средняя частота посещения (различные источники и опросы) составляет 1 раз в 2 месяца. Таким образом, в месяц количество желающих посетить салон составляет около 7344 человек, которые распределяются среди действующих салонов. На долю одного косметического заведения приходится около 300 человек (по 4% на одного оператора), что в 2,8 раза меньше, чем необходимо для обеспечения ожидаемого финансового вала проекта.
В таком плотном конкурентном поле необходимо выдавливать конкурентов либо ценой (жесткий демпинг и агрессивная политика), либо уникальными предложениями. Для обеспечения должного клиентского потока (850 чел/месяц) необходимо:
- разработать сильные конкурентные преимущества;
- провести агрессивную рекламную кампанию;
- отвоевать около 7,5% рынка у всех конкурентов, т.е. по 0,3% у каждого из действующих салонов в среднем (по 22 человека).
При средней стоимости 1 положительного рекламного контакта 180 рублей, месячное нивелирование рисков конкурентной среды для привлечения 850 чел/мес составит около 153 тыс. рублей (маркетинговый и рекламный бюджет в месяц в среднегодовом показателе).
Количественные показатели риска изменения трендов и технологий самих косметических и косметологических услуг
Вероятность риска определяется средним опытным периодом появления новых технологий (1 раз в 2,5 года) и стоимостью приобретения оборудования и обучения персонала – в среднем около $3000. Таким образом, вероятность риска имеет критическое значение через 3,5-4 года и финансовый показатель в 23,2 тыс рублей/год.
Степень влияния некомпетентности персонала, неудовлетворенности качеством услуг
Риск является одним из наиболее вероятных и способствует усилению влияния конкурентной среды – чем хуже будет обслуживание в салоне, тем больше затрат потребует маркетинговый бюджет. При снижении качества удовлетворенности клиентов (нужно проводить регулярный мониторинг отзывов и лояльности) на 20%, рекламный бюджет увеличится на 28% с учетом погашения негативной среды (отрицательные отзывы), т.е. на 40-43 тыс.руб/мес.
Качественный анализ определяется экспертной оценкой того, насколько вероятно осуществление угрозы.
Количественные показатели определяют степень воздействия этих рисков в фактических величинах.
Все возможные риски делятся на:
- внешнюю зону, где имеет значение изменение экономической ситуации и событий, не связанных с процессом управления бизнесом;
- внутреннюю зону, где существует прямая зависимость прибыльности бизнеса от эффективности его организации и системы управления.
Таблица 9 — Основные внешние риски проекта
| Наименование риска | Оценка риска | Характеристика риска и способы реагирования |
| Повышение себестоимости услуг вследствие политических или экономических мер | высокий | Изменения курса рубля может привести к увеличению стоимости продукции в закупке. Нивелировать риск можно увеличением конечной цены (что нежелательно) или оптимизацией иных расходов. Угроза риска состоит в снижении прибыльной части. Во избежание этого следует вести расчеты в твердой валюте, эквивалентно которой поддерживать ценовую политику салона. |
| Открытие в городе прямых конкурентов | высокий | Появление прямых конкурентов ведет к уменьшению рыночной доли продаж, что уменьшает доходную часть. Для компенсации риска следует закладывать в проект УТП (уникальное торговое предложение), использовать оригинальную продукцию и поддерживать лояльные отношения с покупательницами. |
| Сезонное снижение продаж | низкий | Сезонное колебание уровня продаж приводит к общему снижению среднегодового показателя, повышает долю затрат на содержание персонал, снижает долю прибыльной части. Риск нивелируется продуманной подготовкой к низкому сезону, проведением акций, распродаж, грамотной рекламой и организационной политикой (распределение внутренних ресурсов, период отпусков и т.д.). |
Существует возможность смягчения внешних угроз. Для этого в подготовительном периоде необходимо разрабатывать единую стратегию кризисного управления.
УТП, четкое позиционирование, работа с потребителем повышают эффективность бизнеса и снижает влияние внешних рисков – если салон красоты нравится покупательницам, то он будет нравиться в любое время года, в окружении любых конкурентов.
Таблица 10 — Основные внутренние риски проекта
| Наименование риска | Оценка риска | Характеристика риска и способы реагирования |
| Неправильная организация внутреннего пространства салона | средний | При неверном распределении пространства можно потерять до 50% продаж. Риск компенсируется наймом профессионального дизайнера и постоянным мониторингом поведенческих мотивов покупателей. |
| Нецелевая закупочная политика | средний | Пересекается с внешней угрозой («Снижение актуальности услуги, изменение модных трендов»). Нивелирование аналогичное. |
| Неверная ценовая политика | средний | Удерживая высокий ценовой уровень можно потерять массового покупателя, снижая цену до среднего тренда, можно искусственно занизить качественное восприятие услуги. При поддержании актуальной цены следует ориентироваться на возможности и потребности покупателей (опросы, анкетирования, исследования рынка, акции). |
| Низкий уровень компетенции персонала, текучка кадров | высокий | Угроза имеет конечный результат в виде снижения продаж и уменьшения доли прибыли. Отсутствие удовлетворённости покупателя усиливает все внешние риски. Нивелируется риск правильной системой контроля и мотивации персонала, повышением степени лояльности сотрудников к работодателю, введением системы обучения. |
| Технологические риски | низкие | Технология ритейла и ассортимент не влекут сложностей в процессе жизнедеятельности проекта. |
Как внешние, так и внутренние риски имеют два отрицательных следствия: снижение доли прибыли и потеря имиджа. К снижению доли прибыли могут привести:
- повышение себестоимости вследствие политических или экономических мер, повышения арендной ставки;
- открытие в городе прямых конкурентов;
- неправильная организация внутреннего пространства салона и ценовая политика;
- низкий уровень компетенции персонала.
К потере имиджа и, как следствие, к снижению продаж приведут:
- снижение популярности салона и иные риски, связанные с имиджем салона;
- снижение актуальности услуги, изменение модных трендов и нецелевая закупочная политика.
Учитывая анализ рисков, следует выделить как наиболее вероятный – снижение прибыльности при неграмотной и недостаточной маркетинговой организации. Средняя медиана, которую может обеспечить напряженная конкурентная среда – 368 400 руб/мес (300 человек). Т.е. вероятная годовая доходность составит 4 420 800 руб. Для обеспечения большей доходности в рамках ожидаемой прибыли необходимо увеличивать рекламный и маркетинговый бюджет до 15% и постоянно работать над самопродвижением в условиях жесткой конкуренции.
Общий фон угроз для проекта – неблагоприятный. Жесткая конкуренция, небольшие количественные показатели потенциала района, высокая зависимость прибыльности бизнеса от человеческого фактора являются рискованной средой для осуществления данного бизнес плана по открытию салона красоты (в указанном районе и с перечисленными ожиданиями).
2.10. Общие затраты на реализацию проекта, распределение средств
Рассчитаем приблизительное число потребителей компании, которая будет заниматься реализацией услуг, приведено в таблице 11.
Таблица 11 — Количество потребителей
| Период | 1 день | За 1 год |
| Количество покупателей | 10 человек | 3650 человек |
Число первичных (постоянных) покупателей около 70%, а вторичных 30%.
Таблица 12 — Объем продаж
| Период | Количество покупателей | Средняя цена покупки (руб.) | Выручка от реализации (руб.) |
| 1 год, в том числе: | 5380 | 909 | 4891500 |
| Январь | 290 | 850 | 246500 |
| Февраль | 300 | 860 | 258000 |
| Март | 320 | 825 | 264000 |
| Апрель | 350 | 795 | 278250 |
| Май | 390 | 795 | 310050 |
| Июнь | 400 | 790 | 316000 |
| Июль | 420 | 780 | 327600 |
| Август | 550 | 780 | 429000 |
| Сентябрь | 560 | 975 | 546000 |
| Октябрь | 590 | 990 | 584100 |
| Ноябрь | 600 | 1000 | 600000 |
| Декабрь | 610 | 1200 | 732000 |
| 2 год, в том числе | 5940 | 951 | 5653400 |
| I квартал | 1000 | 865 | 865000 |
| II квартал | 1350 | 840 | 1134000 |
| III квартал | 1700 | 860 | 1462000 |
| IV квартал | 1890 | 1160 | 2192400 |
| Итого за 3 год | 5300 | 1210 | 6415300 |
| Итого | 14134 | 1200 | 16960200 |
Учитывая, что с каждым годом количество покупателей планируется увеличить, а также определяя среднюю цену в зависимости от сезона рассчитаем количество продаж в каждом периоде.
В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).
В зависимости от источника опасности выделяют риски, связанные с проявлением стихийных сил природы и целенаправленным воздействием человека в процессе присвоения материальных благ. В общей классификации рисков принято различать экологические, транспортные, политические и специальные риски.
Предпринимательская деятельность содержит определенную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив характер и масштабы этого риска.
Под предпринимательским риском понимается риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.
Определим степень вероятности выбранных рисков, где низкая вероятность риска – 0,1, умеренная вероятность риска — 0,2, высокая вероятность риска -0,3.
Таблица 13 — Степень вероятности рисков
| Виды возможных рисков | Степень вероятности риска |
| 1. Финансовый риск | 0,2 |
| 2. Экономический риск | 0,2 |
| 3. Организационный риск | 0,3 |
| 4. Социальный риск | 0,1 |
| 5. Политический риск | 0,1 |
Как видно из таблицы 13 наиболее вероятен организационный риск.
Организационные риски — это риски, связанные с ошибками менеджмента компании, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ, то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании.
В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном выражении. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к определенной экономической базе. В качестве этих показателей могут использоваться прибыль, затраты, выручка и т.д.
Для наиболее вероятного вида риска определим возможные потери. Потери разделяются на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, прочие потери.
Потерями организационного риска могут быть:
- Недостаток косметики, оборудования вследствие кражи
- Незначительный ущерб имуществу (пожар)
- Большой ущерб имуществу
- Другие потери
Профилактикой организационного риска будут являться:
- Пожарная сигнализация
- Охранная сигнализация
Рассчитаем затраты на профилактику опасных рисков. Определим расходы на охранную сигнализацию.
Таблица 14 — Расходы на охранную сигнализацию
| Наименование | Количество | Цена, руб. |
| 1. Контрольная панель | 1 | 1000 |
| 2. Датчик движения | 1 | 950 |
| Итого | 2 | 1950 |
Также расходы на техническое обслуживание охранной сигнализации составят за три года 1800 руб.
Пожарная сигнализация уже установлена в арендованном помещении и расходы на нее внесены в арендную плату за помещение.
В качестве одного из условий предотвращения рисков – это страхование предприятия. Для этого необходимо заключить договор со страховой компанией, согласно которому имущество ателье будет застраховано от непредвиденных ситуаций. Взносы в страховую компанию составляют 0,5 % от стоимости имущества ежемесячно, т.е. 45158 • 0,005 =226 рублей в месяц.
Таблица 15 — Суммарные текущие затраты на производство
| Наименования затрат | 1 год (тыс.руб.) | 2 год (тыс.руб.) | 3 год (тыс.руб.) | Итого (тыс.руб.) |
| Переменные затраты | ||||
| Покупка сырья | 1375,14 | 1425,00 | 1494,80 | 4294,94 |
| Итого переменные | 1375,14 | 1425,00 | 1494,80 | 4294,94 |
| Постоянные затраты | ||||
| Аренда | 540 | 540 | 540 | 1620 |
| Амортизация | 7,9 | 7,9 | 7,9 | 23,7 |
| Электроэнергия | 1,414 | 1,414 | 1,414 | 4,242 |
| Телефонная связь | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 11,7 |
| Реклама | 28,6 | 16,7 | 13,4 | 58,7 |
| Зарплата | 1216,5 | 1216,5 | 1216,5 | 3649,5 |
| Обслуживание сигнализации | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 18 |
| Страхование | 0,226 | 0,226 | 0,226 | 0,678 |
| Итого постоянные | 1799,14 | 1799,14 | 1799,14 | 5370,32 |
| Итого | 3174,28 | 3224,14 | 3293,94 | 9665,26 |
Таким образом, переменные затраты составят 4294940 рублей, а постоянные 5370320 рублей.
Составление финансового плана начинается с обоснования объема первоначальных инвестиций.
Начало реализации проекта начинается после получения кредита. Окончание через 24 месяца. Необходимые для реализации проекта мероприятия описаны в Таблице 16 «Этапы проекта».
Таблица 16 — Этапы проекта
| Этапы проекта | Условия выполнения | Сроки выполнения |
| Начало проекта | 01/2 год | |
| Заключение инвестиционного договора | 1 месяц проекта | 1-30 банковских дней |
| Получение кредита | Наличие соответствующего пакета документов | 01 месяц |
| Внесение в госреестр, постановка на учет в административных и налоговых органах | Заключение инвестиционного договора | 1-30 календарных дней |
| Подбор местоположения и оформление документации | Предварительные работы | 01 месяц |
| Покупка оборудования | Заключение инвестиционного договора | 1-30 календарных дней |
| Установка оборудования | Получение инвестиционных средств | 1-30 календарных дней |
| Найм персонала | Производственная деятельность | 1-30 календарных дней |
| Обучение персонала | Окончание этапа организации производственного процесса | 1-30 календарных дней |
| Проведение маркетинговой компании | 360 календарных дней | 1-360 календарных дней |
| Окончание проекта | 12 месяц – 24 месяц |
Система учета. Финансовый год предприятия начинается в январе. Валюта проекта: рубли (руб.)
Прогнозируемая структура доходов. Прогноз продаж 2017-2018 годов основан на:
— анализе спроса потребителей услуг салона красоты;
— анализе рынка предоставления услуг салона красоты;
— на общих выводах о состоянии рынка салона красоты.
При составлении программы реализации услуг предприятия будет рассматриваться самый низкий порог рентабельности деятельности салона красоты.
Предприятие рассматривает возможные источники дальнейшего финансирования инвестиций:
— использует для финансирования инвестиций только собственные средства в объеме 1 500 000 руб.
— использует собственные средства и заемные средства в 3-х вариантах максимальный, средний и минимальный.
— привлечение кредита на 3 300 000 руб. под 20 % годовых.
Проведем анализ для двух последних прогнозных вариантов: при низком значении прибыли и среднем значении прибыли (1560 тыс. руб. и 2850 тыс. руб. соответственно).
Рассматривая приведенные данные, можно увидеть, что при использовании предприятием собственных средств эффект финансового рычага отсутствует, так как оно не использует в своей хозяйственной деятельности заемный капитал. При использовании собственных и заемных средств этот эффект составляет:
ЭФРминимальный = (1-0,2)*(23,75-13)* 20000/100000 = 1,72 %,
А чистая рентабельность собственных средств равна:
ЧРССсредний = (1-0,2)*23,75+1,72 = 20,72 %
Из результатов проведенных расчетов видно, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого предприятием капитала, тем больший уровень прибыли оно получает на собственные средства.
Далее рассмотрим целесообразность привлечения предприятием еще одного кредита на сумму 3 300 000 руб., но при этом средний уровень процентов за кредит увеличился до 20 %.
Эффект финансового рычага в этом случае для предприятия составит:
ЭФРсредний = (1-0,2)*(23,75-18)*60000/60000 = 4,6 %,
А чистая рентабельность собственных средств в этом случае увеличится и составит:
ЧРССсредний = (1-0,2)*23,75+4,6 = 23,6 % .
Привлечение нового кредита на сумму 3 300 000 руб. с соответствующими условиями заимствования является выгодным для предприятия. В данном случае чистая рентабельность собственных средств увеличится, а значит, увеличится уровень прибыли, приходящийся на собственный капитал.
Рассмотрим целесообразность привлечения предприятием еще одного кредита на сумму 3 300 000 руб., но при этом средний уровень процентов за кредит увеличился до 24 %.
Эффект финансового рычага в этом случае для предприятия составит:
ЭФРмаксимальный = (1-0,2)*(23,75-24)*100000/20000 = — 1%,
А чистая рентабельность собственных средств в этом случае снизится и составит:
ЧРССмаксимальный = (1-0,2)*23,75+(-1) = 18 %.
Привлечение нового кредитного договора для предприятия не целесообразно, так как снижается чистая рентабельность собственных средств.
Оптимальным вариантом для финансирования проекта на предприятии в данном случае будет являться вариант при использовании заемных средств в размере 3 300 000 руб. при среднем уровне процентов за кредит равном 20 %. В этом случае достигается наибольший уровень прибыли на собственные средства. При увеличении среднего уровня процентов за кредит до 23,75 % уровень прибыли на собственные средства снижается.
Также необходимо отметить невозможность использования заемных средств в 100% объеме, так как уровень процентов за кредит выше получаемой чистой прибыли. (В дальнейшем варианта расчета при 100% использовании заемных средств рассматриваться не будет.)
Итого сумма первоначальных инвестиций составила 4 800 000 руб. Из них 1 500 000 руб. внесено учредителями ООО (по 500 000 руб. каждым), следовательно, размер кредита для разработки маршрута составляет 3 300 000.
Кредит планируется взять по ставке 20%, на 40 месяцев, платеж аннуитетный, поскольку дифференцированный платеж в первые месяцы превышает размер аннуитетного платежа и его погашение может вызвать затруднение. Эффективная ставка равна 21,5%. График платежей представлен ниже.
Таблица 17 — План-график погашения кредита
| № платежа | Сумма платежа | Основной долг | Начисленные проценты | Остаток задолженности |
| 1 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 960 000 |
| 2 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 861 000 |
| 3 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 762 000 |
| 4 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 663 000 |
| 5 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 564 000 |
| 6 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 465 000 |
| 7 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 366 000 |
| 8 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 267 000 |
| 9 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 168 000 |
| 10 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 3 069 000 |
| 11 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 970 000 |
| 12 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 871 000 |
| 13 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 772 000 |
| 14 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 673 000 |
| 15 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 574 000 |
| 16 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 475 000 |
| 17 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 376 000 |
| 18 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 277 000 |
| 19 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 178 000 |
| 20 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 2 079 000 |
| 21 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 980 000 |
| 22 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 881 000 |
| 23 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 782 000 |
| 24 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 683 000 |
| 25 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 584 000 |
| 26 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 485 000 |
| 27 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 386 000 |
| 28 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 287 000 |
| 29 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 188 000 |
| 30 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 1 089 000 |
| 31 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 990 000 |
| 32 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 891 000 |
| 33 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 792 000 |
| 34 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 693 000 |
| 35 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 594 000 |
| 36 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 495 000 |
| 37 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 396 000 |
| 38 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 297 000 |
| 39 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 198 000 |
| 40 | 99 000 | 79 200 | 19 800 | 99 000 |
| Итого по кредиту | 3 960 000 | 3 300 000 | 660 000 | 0,00 |
Таблица 18
| Сумма ежемесячного платежа: | 99 000 руб. |
| Переплата по процентам за кредит: | 660 000 руб. |
| Эффективная процентная ставка: | 21,5 % |
