Заявка на расчет
Меню Услуги

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии оптовой торговли

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


СОДЕРЖАНИЕ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

1.1 Сущность, виды и формы расчетов на предприятиях оптовой торговли

1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятиях оптовой торговли

1.3 Бухгалтерский учет расчетов дебиторской и кредиторской задолженности с покупателями и заказчиками

2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПАРТНЕР»

2.1 Характеристика ООО «ПАРТНЕР»

2.2 Документальное оформление и учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО «ПАРТНЕР»

2.3 Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности ООО «ПАРТНЕР»

2.4 Мероприятия по совершенствованию управления дебиторской задолженностью ООО «ПАРТНЕР» и оценка их эффективности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные отечественные хозяйствующие субъекты функционируют в среде жесткой конкурентной борьбы. Для поддержания своих позиций на рынке, предприятия стремятся обеспечить положительную динамику финансовых результатов деятельности на основе координирования и регулирования внутренних бизнес-процессов, которые распространяются на все сферы управленческой деятельности.

Финансовое состояние предприятия зависит от показателей динамики, оборота имущества, собственных оборотных средств, оборотных активов, величины заемных источников финансирования деятельности, дебиторской и кредиторской задолженности.

В ходе хозяйственной деятельности между предприятиями постоянно осуществляются взаиморасчеты по поводу приобретения средств и материалов, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. Все расчеты на предприятии могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме.

Актуальность темы не вызывает сомнения — учет расчетов с покупателями и заказчиками является важнейшим показателем хозяйственной деятельности организации, так как от него во многом зависит правильность расчета величины валового дохода от реализации, издержек обращения и суммы прибыли.

В системе управления важен блок «управление, учет дебиторской задолженности». В данной работе рассмотрены основы системы учета и управления расчетами с покупателями и заказчиками. От правильной организации учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками, зависит финансовый результат деятельности предприятия, для этого необходимо:

— при заключении контрактов должны четко указываться условия и сроки оплаты, которые должны регулярно подтверждаться;

— сосредоточить внимание на наибольшем числе потребителей, чтобы уменьшить риск неплатежа со стороны одного или нескольких потребителей;

— необходимо контролировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Сказанное обусловило актуальность выбранной темы исследования. Цель исследования – изучить бухгалтерский учет расчетов покупателями и заказчиками, разработать рекомендации по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть сущность, формы и нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятиях оптовой торговли;

— рассмотреть учет расчетов с покупателями и заказчиками, провести анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности предприятия ООО «ПАРТНЕР»;

— предложить мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии;

Объект исследования – предприятие ООО «ПАРТНЕР».

Предмет исследования – бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии.

В качестве информационных источников использовались законодательные акты, учебная литература, профессиональная периодическая литература. Теоретической основой исследования являются труды отечественных авторов в области экономики, управления предприятием, учета: В.Н. Астахова, И.В. Бахолдиной, В.М. Богаченко, Н.Н.Кондракова и других. При выполнении данного исследования были использованы следующие методы научных исследований, как научный метод, системный, метод сравнения и сопоставления, диалектический метод, методы экономического анализа и др.

 

1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

 

1.1 Сущность, виды и формы расчетов на предприятиях оптовой торговли

 

Предприятия оптовой торговли ведут деятельность по реализации товаров партиями для дальнейшей перепродажи или профессионального использования и выступают в качестве посредника между производителями и потребителями.

Одни оптовые предприятия выполняют функции по отношению к товаропроизводителям, среди них:

— предоставление информации о структуре рынка, динамики спроса, уровня цен;

— обеспечение сбыта товаров производителей;

— закупка товаров в установленных производителем объемах;

— покупка на условиях предоплаты

Другие оптовые предприятия включают функции по отношению к покупателям (розничной торговле), из них можно выделить:

. продажа товаров более мелкими партиями;

— доставка и экспедирование до места назначения;

-кредитование розничных предприятий;

— помощь в рекламе.

Основными задачами оптовых предприятий являются анализ рынка, определение группы потребителей, на которые будет ориентирована компания, выбор поставщиков, планирование запасов, формирование ассортиментного перечня товаров, ценовой и сбытовой политики, установление отношений с покупателями и заказчиками. От работы оптовой торговли во многом зависит сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей.

Торговля, включающая в себя как оптовое, так и розничное направление, является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. На законодательном уровне определен критерий отличия этих типов торговли и закреплен он в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (редакция от 28.11.2018), согласно которому акту основное отличие оптовой и розничной торговли в их предпринимательском характере. Оптовая торговля — это продажа товаров юридическим лицам для использования их в предпринимательских целях, на основании договоров поставки. В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ(ГК РФ) (часть первая) (ред.от 03.08.2018) (с изменениями и дополнениями вступило в силу с 01.09.2018) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Исходя из нормы статьи 506 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) (редакция от 29.07.2018) (с изм. и доп. вступ.в силу с 30.12.2018) при оптовой торговле реализуются крупные партии товаров оптовым покупателям, потребляющим товары в большом количестве или продающим впоследствии эти товары в розницу. В рамках указанных договоров оптовики обеспечивают осуществление расчетов в рамках действующего законодательства.

Каждое предприятие, ведущее финансово-экономическую деятельность, в процессе своего существования осуществляет расчеты с покупателями и заказчиками за приобретенную продукцию, за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск несвоевременной оплаты увеличивается, что приводит к появлению дебиторской задолженности. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия.

Предприятия оптовой торговли в своей деятельности осуществляют платежи в двух формах:

  1. Путем безналичных перечислений через систему банка.
  2. В виде платежей наличными денежными средствами.

Понятие безналичного расчета установлено в статье 861 Гражданского кодекса (часть вторая) (редакция от 29.07.2018) (с изм. и доп. вступ.в силу с 30.12.2018), в соответствии с этой нормой, безналичным расчетом является перевод денежных средств банками или иными кредитными организациями, который может быть осуществлен с открытием либо без открытия банковских счетов [2].

Вместе с тем безналичный расчет согласно с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств № 383-П, утвержденного ЦБ РФ 19.06.2012 (редакция от 11.10.2018) (с изменениями и доп., вступ. в силу 06.01.2019), может осуществляться при помощи одного из следующих инструментов:

— платежное поручение;

— аккредитив;

— инкассовое поручение;

— чек;

— перевод электронных денежных средств.

В соответствии с пунктом 1.4 упомянутого выше Положения Центробанка, перевод физического лица без открытия счета также является безналичным расчетом.

Осуществление платежей в форме электронного платежа тоже входят в число безналичных расчетов это определение (электронного средства платежа), дано в законе № 161-ФЗ от 27.06.2011г. (редакция от 28.11.2018). Это средства или способы, позволяющие владельцу составлять, удостоверять и передавать оператору распоряжения о переводе денежных средств по форме безналичных расчетов с использованием информационных технологий и электронных носителей информации. Электронные карты относятся к электронным средствам платежа.

Оплата наличными (наличные расчеты) производятся в сумме не более 100 тысяч рублей в рамках одного договора. При продаже товаров за наличный расчёт обязательно нужно соблюдать кассовую дисциплину и применять кассовый аппарат. Все организации независимо от их организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4ст. 346.11, п. 5ст. 346.26 НК РФ (часть вторая) (редакция от 28.11.2018) (с изменениями и доп., вступ. в силу 01.01.2019).

Кассовые операции и работа с наличностью включают в себя:

— прием и выдачу наличных, для чего оформляют приходные и расходные кассовые ордера;

— хранение наличных денежных средств в кассе;

— соблюдение лимита при расчете с наличными;

— ведение кассовой книги;

— сдачу наличности в банк.

Свободные деньги хранят на банковских счетах. Непосредственно в кассе можно хранить ограниченную сумму наличных – в пределах установленного руководителем организации лимита. Такой порядок установлен абзацами 1–9 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У (редакция от 19.06.2017).

Современная российская экономика ставит на важное место так называемые товарообменные (бартерные) операции. Под бартерной сделкой необходимо рассматривать безвалютные, но оцененные сбалансированные обмены продукцией, которые оформляются в едином договоре (контракте). Основой товарообменных операций является договор мены.

Регулирование договора мены осуществляется на основании главы 31 ГК РФ (часть вторая) (редакция от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу 30.12.2018) и заключается в соглашении, на основании которого каждой из сторон, принимающей участие в договоре, принимается обязательство по предоставлению в собственность для другой стороны одного товара в обмен на другие [2]. При использовании договора мены каждой стороной играется роль параллельно и продавца, и покупателя.

На основании законодательной базы РФ стоимость продукции, которая должна быть подвергнута процедуре обмена, будет признаваться равноценной, только если договор не будет содержать их равнозначной стоимости. В последней ситуации стороне, которая осуществляет передачу товаров, цена на которые находится ниже, чем стоимость получаемых в обмен товаров, необходимо доплатить либо предоставить большее количество продукции.

Практика расчетов демонстрирует наличие широко применяемых взаиморасчетов и взаимозачетов. Использование взаимозачетов необходимо для того чтобы ускорить оборот ресурсов, обеспечить исполнение бюджета.

Возможность погашать обязательства путем проведения зачета взаимных требований предусмотрена ст.410 ГК РФ (часть первая) (ред.от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018), где установлены условия, необходимые для проведения взаимозачета между контрагентами:

— наличие встречной задолженности. То есть каждая сторона выступает одновременно и должником и кредитором по отношению к другой стороне;

— однородность требований. Например, денежное требование может быть зачтено только встречным денежным требованием. Если денежное требование зачтено поставкой товара, то речь идет скорее о бартерной операции, но не о взаимозачете.

— если срок исполнения требований наступил (либо не указан, либо определен моментом востребования). Если срок исполнения обязательства не указан, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения.

Если же срок исполнения обязательства определен моментом востребования, оно должно быть исполнено в течение семи дней с момента предъявления требования. В некоторых случаях законом установлен запрет на осуществление зачета взаимных требований, не допускается зачет требований (ст. 411 ГК РФ, часть первая (ред.от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) [1] :

— если по одному из требований истек срок исковой давности, и контрагент заявил об этом;

— при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

— при взыскании алиментов;

— при пожизненном содержании;

— в иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Сумма задолженности не играет роли при проведении зачета взаимных требований: стороны могут иметь как равную задолженность, так и различную. Если суммы обязательств не совпадают, то зачет проводится на меньшую сумму. В этом случае задолженность одного участника взаимозачета прекращается полностью, а другого лишь частично.

Операции с физическими лицами не относятся к понятию «расчет». При их осуществлении кассовая техника не применяется, среди из них:

  1. Выплаты физическим лицампо договорам гражданско-правового характера;
  2. Расчеты сотрудникам по суммам, которые выдаются под отчет, включая прием неиспользованных средств;
  3. Выплата дивидендов(пункт 1 статьи 67 ГК РФ, часть первая (ред.от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) [1]. Дивиденды выплачиваются в рамках корпоративных имущественных правоотношений. Исключение составляет выплата дивидендов имуществом — это признается встречным представлением и с 1 июля 2019 года должно сопровождаться формированием кассового чека;
  4. Возмещение ущерба(ст. 15 ГК РФ (часть первая) (ред.от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) [1] , ст.1064 ГК РФ(часть вторая) (редакция от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу 30.12.2018) [2], статья 232 ТК РФ (редакция от 27.12.2018) ( с изм. вступ.в силу с 08.01.2019). К этому понятию относится, в том числе возврат ошибочно полученных на расчетный счет денежных средств, расчеты с работниками по оплаченным штрафам и другие.

 

1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятиях оптовой торговли

 

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям – это оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Организовав движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в оптовой торговле состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных (рисунок 1).

Рисунок 1 – Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов в оптовой торговле

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ (часть первая) (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) [2] , Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Один из наиболее важных документов бухгалтерского учета, который является обязательным к применению — это Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (редакция от 28.11.2018), согласно которому объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются факты хозяйственной жизни как результат, любые операции по взаимодействию с контрагентами, а также обязательства, включая дебиторскую задолженность.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред.от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018 ) определяет субъекты и объекты долговых отношений, понятие и сроки исковой давности, порядок исполнения обязательств, способы обеспечения исполнения обязательств, ответственность за нарушение обязательств [1].

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ ((часть вторая) (редакция от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу 30.12.2018) определяет порядок заключения договора купли-продажи и условия по нему, условия применения договора мены, порядок ведения и прекращении я расчетов [2].

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (редакция от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Статья 23 определяет по уплате налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (часть вторая) (редакция от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2019) Статья 266 предусматривает списание просроченной дебиторской задолженности, создание резерва по сомнительным долгам [3].

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) определяет проведение процедуры банкротства.

Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (редакция от 06.04.2015) предусматривает величину поступления дебиторской задолженности.

Приказ Минфина России от 25.11.1998 №56н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (редакция от 06.04.2015) определяет порядок дебиторской задолженности покупателей и заказчиков после отчетной даты.

Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (редакция от 06.04.2015) определяет расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, их признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности, в том числе дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (редакция от 28.04.2017) позволяет определить величину, порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам.

Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» (редакция от 08.11.2010, с изменениями от 29.01.2018) определяет порядок отражения дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности предприятия.

Приказ Минфина России от 02.07.2002 № 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02» (редакция от 06.04.2015) определяет порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о прекращаемой деятельности, в том числе сумм обязательств.

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (редакция от 08.11.2010) позволяет определить схему регистрации и группировки дебиторской задолженности.

«Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете» (утв. Минфином СССР 29.07.1983 №105) определяет порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов, а также их хранение.

Приказ Госстроя РФ от 21.04.2003 №142 «Об утверждении Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса» определяет порядок проведения и оформления результатов инвентаризации дебиторской задолженности.

Положение ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н) (редакция от 28.04.2017), в отношении дебиторской задолженности покупателей и заказчиков в учетной политике требуется отразить порядок первичного наблюдения, порядок стоимостного измерения, порядок текущей группировки, порядок итогового обобщения, организацию документооборота по дебиторской задолженности (в общем графике документооборота), сроки и порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности. [16]:

Таким образом, ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятиях оптовой торговли осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одним из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками должен опираться на данные нормативно-правовые документы, а также отслеживать изменения, происходящие в них, чтобы у предприятия не возникли различные нарушения, которые в дальнейшем могут грозить штрафными санкциями.

 

1.3 Бухгалтерский учет расчетов дебиторской и кредиторской задолженности с покупателями и заказчиками

 

В результате деятельности предприятие ведет расчеты с организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами и сотрудниками. В результате расчетов образуется дебиторская и кредиторская задолженность.

Под дебиторской задолженностью понимают сумму долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц за поставленные им товары, выполненные работы и оказанные услуги.

Кредиторская задолженность это — обязательства предприятия перед другими организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, сотрудниками при расчетах, связанных с поставленными товарами, оплатой труда, платежами в бюджет.

Основными принципами учета дебиторской и кредиторской задолженности являются:

— учет производится на соответствующих счетах бухгалтерского учета с нужной степенью аналитики;

— должна соблюдаться корректная и объективная оценка размеров дебиторской и кредиторской задолженности организации, подтвержденная документально;

— производится сверка задолженности с контрагентами;

— списание дебиторской и кредиторской задолженности производится своевременно на основании документов;

— инвентаризация дебиторской задолженности производится в обязательном порядке перед составлением бухгалтерской отчетности.

Дебиторскую и кредиторскую задолженность можно классифицировать по определенным признакам (таблица 1).

Таблица 1 — Классификация дебиторской и кредиторской задолженности

Дебиторская задолженность
По срокам погашения Сомнительная Не погашенная в срок и не обеспеченная банковским поручительством, гарантией, залогом
По содержанию По отгрузке товаров, работ, услуг Задолженность покупателей по отгруженным в их адрес товарам, выполненным работам, услугам, числится до момента поступления оплаты от покупателей
По авансам, оплаченным поставщикам в счет предстоящих поставок Задолженность поставщиков по полученной предоплате в счет предстоящих поставок. Обязательство погашается в момент получения товаров, работ, услуг от поставщика
По вкладам учредителей в уставной капитал Задолженность учредителей по вкладам в уставной капитал. Разница между суммой уставного капитала, указанного в учредительных документах, и суммой, внесенной учредителем в уставной капитал, числится до полного внесения доли учредителя в уставной капитал
По выданным сотрудникам подотчетным суммам Задолженность подотчетных лиц по суммам, полученным на хозяйственные нужды и командировочные расходы. Погашается в момент утверждения авансового отчета
По кредитам, выданным сотрудникам Задолженность сотрудников по полученным от организации кредитам и займам. Погашается после полного возврата сотрудником полученного кредита и процентов по нему
Кредиторская задолженность
По степени срочности оплаты Срочная Платежи в бюджет и внебюджетные фонды, выплата заработной платы, уплата процентов за кредит
Текущая Платежи за полученные товары (работы, услуги), погашение кредитов
По содержанию По приобретению товаров, работ, услуг Задолженность организации поставщикам и подрядчикам по приобретению у них товаров (работ, услуг), числится до момента оплаты
По полученным кредитам и займам Задолженность организации по полученным кредитам и займам, числится до момента погашения обязательства по займу и кредиту
По выплате заработной платы Задолженность организации по выплате начисленной заработной платы сотрудникам, числится с момента начисления заработной платы до даты выплаты
По оплате налогов и взносов в бюджет и внебюджетные фонды Задолженность организации по оплате причитающихся в бюджет и внебюджетные фонды налогов и взносов, возникает в момент начисления налога согласно законодательству, числится до даты оплаты в бюджет и внебюджетные фонды
По авансам, полученным от покупателей Задолженность организации по авансам (предоплате), поступившим от покупателей в счет предстоящих поставок. Обязательство погашается в момент отгрузки товаров покупателям

 

Все расчеты с покупателями, поставщиками, с сотрудниками, бюджетом и кредитными учреждениями, образующие дебиторскую или кредиторскую задолженность, отражаются на счетах бухгалтерского учета двойной записью.

Учет дебиторской и кредиторской задолженности должен быть организован так, чтобы были доступны сведения о каждом контрагенте по всем договорам, по датам образования и погашения долгов.

Согласно Федеральному закону №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (редакция от 29.07.2018, вступившая в силу 30.07.2018г.) — все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов [6].

Дебиторская задолженность — это актив, в бухгалтерском балансе сумма дебиторской задолженности отражается в разделе II «Оборотные активы», по строке 1230 «Дебиторская задолженность».

Синтетический и аналитический учет дебиторской задолженности организации ведется на следующих счетах:

— 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

— 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

— 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

— 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

— 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

— 75 «Расчеты с учредителями»;

— 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Приведенные счета являются активно-пассивными, это означает, что счета допускают наличие как дебетового, так и кредитового сальдо. Соответственно, дебиторская задолженность означает формирование дебетового сальдо по счетам учета расчетов.

Учет расчетов дебиторской задолженности с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который предназначен для обобщения информации о расчетах с дебиторами.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому покупателю и заказчику. Для этого заводят отдельные карточки или ведомости, в которых отражаются все договоры и сделки.

Такая аналитика счета должна обеспечивать возможность получения данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по полученным авансам. Сальдо также необходимо выводить отдельно по каждому покупателю или заказчику.

Все проводки по дебету счету 62 осуществляются в корреспонденции со счетами 90, 91 на суммы выручки. Они показывают факт перехода права собственности к контрагенту и фактически формируют дебиторский оборот и задолженность.

Кредит счета 62 означает оплату или иное списание обязательств покупателя или заказчика. Он корреспондируется со счетами 50, 51, 52, 55, 60.

По счету 62 (на основании учетной политики), можно использовать субсчета:

— 62.1 — для расчетов в общем порядке;

— 62.2 — для расчета по авансам;

— 62.3 — для учета векселей;

— 62.21-62.22, 62.31-62.32 — валютные операции;

— 62.Р ( или 62.5) — розница;

— 62.О (или 62.6) — опт.

Если этих субсчетов не хватает, организация может использовать другие, в зависимости от специфики своей деятельности.

Оформлять все операции с покупателями и заказчиками необходимо исключительно на основе первичных документов, а факт заключенной сделки нужно подтверждать договором. Договоры могут заключаться на разные сроки, по некоторым из них может производиться пролонгация.

Отгрузку нужно подтверждать актами выполненных работ (услуг), товарными накладными, счетами-фактурами. При получении товара, покупатель обязан проверить количество и качество приобретаемого товара, При получении товара представитель покупателя должен иметь доверенность, скрепленный печатью и подписью руководителя.

Покупатель производит оплату за товар с соблюдением порядка и форм расчетов, предусмотренных в договоре. Оплата может производиться в наличной и безналичной форме, при расчетах могут применяться авансовые платежи. Оплата подтверждается платежными расчетными документами: выписками из банков, платежными поручениями, приходными кассовыми ордерами или чеками.

Как следует из главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (п п. 1 п. 1 ст.146 НК РФ, (часть 2) (редакция 25.12.2018, вступившая в силу 01.01.2019) — реализация товаров на территории РФ представляет собой объект налогообложения по НДС [3]. Следовательно, после отгрузки товара покупателю оптовая торговая организация обязана начислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, и отразить эту операцию в бухгалтерском учете. Моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:

— день отгрузка товаров;

— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Если товар продается на условиях предварительной оплаты, то с суммы полученной предварительной оплаты или частичной оплаты торговая организация — налогоплательщик НДС исчисляет сумму налога по ставке 10% или 20% (с 01.01.2019г.) в зависимости от вида продаваемого товара.

Согласно пункту 23 ПБУ 8/2010 Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19691) — дебиторская задолженность подлежит проверке перед наступлением новых событий и в конце отчетного года.

Важность периодичности проведения инвентаризаций расчетов обусловлена необходимостью контроля сроков исковой давности по истребованию задолженности покупателей и заказчиков. Инвентаризация проводится на основании данных, отраженных в первичных документах и актов сверок с контрагентами. В таблице 2 приведены основные записи по бухгалтерскому учету в торговых организациях.

Таблица 2 — Основные проводки при оптовой торговле

№ п/п Вид операции По Дебету счета По Кредиту счета
3 Отражена выручка от продажи товаров  

62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

90.01 «Продажи»- отражена выручка
4 Начислен НДС, с проданных товаров 90.03 субсчет «НДС» 68.02 «Расчеты по налогам и сборам»
5 Списана себестоимость реализованных товаров 90.02 «Себестоимость продаж» 41.01 «Товары на складах»
6 Отражены расходы, связанные с продажей товаров 44.01 «Расходы на продажу» 60, 10 «Материалы»,

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

7 Списаны расходы, связанные с продажей товаров 90, субсчет «Расходы на продажу» 44.01 «Расходы на продажу»
8 Получена оплата от покупателей 51 «Расчетные счета»- безналичный расчет;

50 «Касса» — наличный расчет

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
9 Выявлена прибыль от продажи товаров 90.09 «Прибыль/убыток от продаж» 99.01 «Прибыли и убытки»

 

Сроки проведения инвентаризации утверждает руководитель предприятия, кроме случаев ее обязательного проведения, частота проведения инвентаризации зависит от оснований для инвентаризации. Счета учета, которые подвергающиеся инвентаризации, отражены в таблице 3.

Таблица 3 — Счета учета, подлежащие проверке при инвентаризации

По окончанию проверки результаты оформляются справкой и актом №ИНВ-17, составленным в 2 экземплярах. Заполнение справки (формы установленного образца) предваряет составление акта. К форме №ИНВ-17 прилагаются копии документов первичного учета, подтверждающие наличие задолженности: накладные, сверки, договоры, решения суда, иные формы.

В процессе проведения инвентаризации уделяется внимание мероприятиям по истребованию долгов. В акте указывается перечень мер, предпринимаемых должностными лицами по взысканию сумм долга, в том числе — отправление писем с напоминанием о необходимости погашения долга; — предъявление санкций согласно условиям договора, начисляемой за каждый день просрочки; — подача иска в судебные органы для взыскания задолженности.

Принятие своевременных мер позволяет определить задолженность как истребованную для того, чтобы после наступления трех лет просрочки — списать ее. По результатам проведенной инвентаризации предприятие формирует по сомнительным долгам.

Безнадежной считается дебиторская задолженность, по которой истек установленный срок исковой давности, по которой обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ликвидация организации) [3].

Сомнительной задолженностью считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

— определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);

— отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При создании резерва используются разные способы:

— интервальный способ ( размер отчислений рассчитывается ежеквартально или ежемесячно в процентах от суммы долга);

— экспертный способ (резерв создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая не будет погашена в срок);

— статистический способ (размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида).

Начисление или уменьшение (восстановление) резерва оформляется с использованием бухгалтерской справки-расчета. Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС. В бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность (строка 1230 баланса) на отчетную дату отражается за минусом созданного резерва по сомнительным долгам. Отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.

Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Проводки по созданию и резерва по сомнительным долгам

Моментом списания безнадежной дебиторской задолженности целесообразно считать последний день периода, в котором она была таковой признана [3]. Для списания безнадежного долга недостаточно внутренней инвентаризации и приказа руководителя. Необходимы документы, подтверждающие безнадежный характер задолженности. Кроме договора с контрагентом, накладных, актов сверки, документов оплаты необходимы выписка из ЕГРЮЛ должника и судебные решения.

Списанная сумма учитывается за балансом по Дебету счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Аналитический учет на счет 007 ведется в разрезе каждого должника. Документы подлежат хранению в течение пяти лет. В случае поступления оплаты в порядке взыскания ранее описанной в убыток задолженности, поступившая сумма включается в состав прочих доходов предприятия, одновременно уменьшается сумма, отнесенная на забалансовый счет 007.

Кредиторскую задолженность предприятия можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя задолженность — это задолженность предприятия сотрудникам по выплате заработной платы и задолженность сотрудников по полученным от предприятия кредитам и займам.

К внешней, относится задолженность сторонним организациям по приобретенным, но не оплаченным товарам, работам, услугам; кредитам и займам, полученным от сторонних организаций; оплате налогов и взносов в бюджет и внебюджетные фонды; авансам. полученным от покупателей в счет предстоящих поставок.

Как объект бухгалтерского учета кредиторская задолженность – это денежная оценка суммы задолженности предприятия (должника) перед другими лицами (кредиторами) . Кредиторская задолженность учитывается на активно-пассивных счетах учета расчетов:

— 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками;

— 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (получение аванса);

— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

— 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

— 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

-73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Общая схема документального оформления операций по движению товаров на предприятии представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Документальное оформление операций по движению товара

В бухгалтерском балансе кредиторская задолженность представляется как краткосрочная (V раздел баланса), если срок ее погашения составляет не более 12 месяцев после отчетной даты. В остальных случаях, кредиторская задолженность представляется как долгосрочная и отражается в разделе IV бухгалтерского баланса [19]. На величину кредиторской задолженности предприятия оказывают влияние общий объем закупок, условия отгрузки, доставки, оплаты, указанные в договорах поставки, доля полученных кредитов в общей доле собственных средств, политика погашения кредиторской задолженности. В Таблице 5 отображены типовые бухгалтерские записи, связанные с возникновением кредиторской задолженности:

Таблица 5 — Типовые бухгалтерские записи по кредиторской задолженности

Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом должны быть сверены с налоговым органом. Суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списываются в прочие расходы на основании данных проведенной инвентаризации задолженности.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф