2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МО «ОСТРОВНОЕ»
2.1 Общая характеристика МО «Островное»
Администрация МО «Островное» образована 29 января 2016 года в результате слияния администрации МО «Вознесенское», администрации МО «Ластольское» и администрации МО «Пустошинское».
Юридический адрес: 163520, Архангельская область, Приморский район, с.Вознесенье, ул.Центральная, д.28. Администрации присвоены: ОГРН 1162901052126 ИНН 2921127614 КПП 292101001ОКПО 31298602 ОКТМО 11652446101.
Муниципальное образование «Островное» образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области, находится на территории Приморского района Архангельской области. Наделено законом Архангельской области статусом сельского поселения. Правовой статус муниципального образования определяется конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Архангельской области, а также Уставом муниципального образования «Островное» и иными правовыми актами.
Муниципальное образование «Островное» расположено в северо-западной части Приморского муниципального района Архангельской области. В состав вновь образованного муниципального образования «Островное» входит 48 населенных пунктов. Все они расположены в Мурманском и Никольском рукавах реки Северная Двина.
Характерной особенностью муниципального образования является то, что все населенные пункты расположены на 22 островах. Территория поселения характеризуется как труднодоступная, особенно в осенний и весенний период. Площадь территории муниципального образования «Островное» составляет 358,6 кв. км. Административным центром вновь образованного сельского поселения, согласно областного закона, определено село Вознесенье. Общая численность населения составляет 2384 человека.
К вопросам местного значения поселения относятся:
- — формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
- — установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
- — владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
- — обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
- — создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- — создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры;
- — обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
- — формирование архивных фондов поселения;
- — организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- — присвоение наименования улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованием улиц и номерами домов;
- — содействие развития сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- — организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
- — создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Администрация муниципального образования «Островное» является учредителем МБУ «Ластольское», МУП «Пустошинское».
В администрации применяется унифицированные формы первичной документации, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
При необходимости используются иные документы в соответствие с требованиями Федерального Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности лица, ответственного за правильность оформления совершившегося события; подписи указанных должностных лиц, с расшифровкой их фамилий и инициалов.
Имеется разработанный и утвержденный график документооборота в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документе, выполняемых подразделениями и отельными исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Инвентаризацию проводится согласно методологическим рекомендациям по проведению инвентаризации.
Бюджетный учет в администрации муниципального образования «Островное» ведется без особенностей.
В бухгалтерии ведется автоматизированный учет и применяется программный продукт 1С. Отчетность в ИФНС и Пенсионный фонд передается через 1С-отчетность.
Работа с Управлением Федерального казначейства ведется на СУФД Портале. Бюджетных кредитов и муниципальных гарантий не предоставлялось.
Организационная структура Администрации МО «Островное» представлена на рисунке 1.

2.2 Анализ основных показателей бюджета
Доходная часть бюджета муниципального образования «Островное» на 2016 год сформирована в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, на основании бюджетной и налоговой политики на 2016 год и среднесрочную перспективу, положений налогового и бюджетного законодательства на момент составления проекта бюджета.
Налоговые и неналоговые доходы составляют 1041 тыс. руб. или 8,8% в структуре доходов, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы составляют 10770,8 тыс. руб. или 91,2% в структуре доходов.
Главными источниками налоговых и неналоговых доходов бюджета поселения в 2016 году выступают: налог на доходы физических лиц-13,4%; налог на имущество физических лиц 21%; земельный налог 58,4%.
Прогноз налога на доходы физических лиц на 2016 год выполнен на основе прогнозируемого фонда оплаты труда в 2016 году.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет поселения налог на доходы физических лиц зачисляется по нормативу 2%, что составит 140 тыс. руб.
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства запланированы в сумме 10 тыс. руб.
Прочие неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты поселений запланированы в сумме 13 тыс. руб.
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований на осуществление государственных полномочий в сфере административных правонарушений- 62,5 тыс. руб.
Субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты 280,7 тыс. руб..
Дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений- 564,7 тыс. руб.
Дотация из бюджета муниципального района на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений- 6545,3 тыс. руб.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам сельских поселений на поддержку деятельности подразделений добровольной пожарной охраны — 10,0 тыс. руб.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями в целях материально- технического и организационного обеспечения деятельности – 1640,2 тыс. руб.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения на финансовое обеспечение дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда – 1155,4 тыс. руб.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам сельских поселений в соответствии с заключенными соглашениями, на поддержание жилищно-коммунальной отрасли сельских поселений, включая расходы на вывоз твердых бытовых отходов и содержание мест захоронений – 512,0 тыс.руб
На основании данных таблицы 6 видно, что исполнение расходной части бюджета поселения производилось согласно утвержденной бюджетной росписи. Кассовое исполнение составило 19919949,34 при годовом плане 20007169,13 что составило 100%.
Далее приведем суммы запланированных и фактических затрат по разным направлениям расходования средств.
- — 0102 Функционирование высшего должностного лица: запланировано 1144915,03 руб. исполнено 1142509 руб. 99,8% задолженность по з/плате за декабрь 2016 года. Расходы произведены на выплату заработной платы и отчисления в фонды с оплаты труда главы муниципального образования, оплачен проезд к месту отдыха и обратно;
- — 0103 Функционирование законодательных органов: запланировано 40987 руб. исполнено 40987 руб. (100%) произведены компенсационные выплаты депутату, осуществляющему свою деятельность на непостоянной основе;
- — 0104 Функционирование органов местных администраций: запланировано 3963700,24 руб. исполнено 3963700,24 руб. (100%) расходы произведены на выплату заработной платы и отчисления в фонды с оплаты труда работников администрации, оплачен проезд к месту отдыха и обратно, на оплату услуг связи, транспортных расходов, коммунальных услуг, содержание имущества, прочих работ и услуг, приобретение материальных запасов, основных средств, уплачен транспортный налог, налог на имущество, уплачен штраф за нарушение лесного законодательства;
- — 0104 Осуществление государственных полномочий в сфере административных правонарушений: запланировано 62500 руб. исполнено 62500 руб. (100%) оплачены услуги связи, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, прочие работы, услуги, приобретены канцелярские товары;
- — 0106 Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора: запланировано 36600 руб. исполнено 36600 руб. (100%);
- — 0111 Резервный фонд администрации МО «Островное»: запланирован в сумме 1000 руб. исполнен не был, необходимость в расходовании средств отсутствовала;
- — 0203 Осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты: запланировано 280700 руб. исполнено 280700 руб. (100%) Финансирование расходов направлено на ведение первичного воинского учета на выплату заработной платы и отчисления в фонды с оплаты труда, транспортные расходы, оплату услуг связи, коммунальных услуг, прочих работ, услуг, приобретение канцелярских товаров;
- — 0309 Предупреждение и ликвидация ЧС: запланировано 62500 руб. исполнено 62500 руб. (100%) средства направлены на противопаводковые мероприятия;
- — 0310 Мероприятия в сфере пожарной безопасности: запланировано 129216,53 руб. исполнено 129216,53 (100%) Средства направлены на погашение задолженности по оплате за отопление пожарного дэпо за 2015 год в д.Пустошь, обслуживание пожарной сигнализации, приобретение помпы, материальных запасов;
- — 0409 Дорожное хозяйство: запланировано 1890669,75 руб. исполнено 1806855,99 руб. (95,6%) Выполнены работы по зимнему содержанию дорог, проведена паспортизация автомобильных дорог, изготовлены дорожные знаки, проведен ремонт пешеходной дорожки у дома № 13 по ул.Центральная, с.Вознесенье, проведен ремонт дороги д.Курган, выполнены работы по содержанию пешеходных ледовых переправ, отремонтирован мост через реку Кама;
- — 0412 Другие вопросы в области дорожного хозяйства: запланировано 600000 руб. исполнено 600000 руб. (100%) Приобретена автомашина;
- — 0501 Жилищное хозяйство: запланировано 843000,07 руб. исполнено 843000,07 руб. (100%) Уплачены взносы на капитальный ремонт, произведена строительно-техническая экспертиза домов д.Одиночка 5а, ул.Северодвинская 16 д.Ластола, ул.Заозерная 39, с.Вознесенье, изготовлен кадастровый паспорт дома д.Пустошь 46, уплачены штрафы за непредоставление по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям МО «Островное» жилое помещение не менее 49,6 квадратных метра.
- — 0502 Коммунальное хозяйство: запланировано 6153836,14 руб. исполнено 6153836,14 руб. (100%) Погашена кредиторская задолженность за 2015 год по замене дымовых труб, приобретен котел в котельную, произведен капитальный ремонт теплотрассы в д.Пустошь, проведена проверка достоверности определения сметной стоимости объектов, разработана схема водоснабжения, произведен ремонт теплотрасс и котельных, уплачен налог на имущество, исполнено судебное решение.
- — 0503 Благоустройство: запланировано 1269577,17 руб. исполнено 1269577,17 руб. (100%) Произведены расходы на оплату уличного освещения, оплату договоров гражданско-правового характера за обслуживание уличного освещения, приобретены электроматериалы, убраны несанкционированные свалки, реализован проект ТОС «Заря» «Островок надежды» отремонтирован кабинет участкового;
- — 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства: запланировано 3227200 руб. исполнено 3227200 руб. (100%) Обеспечение МБУ «Ластольское»;
- — 0801 Культура: запланировано 150000 руб. исполнено 150000 руб. (100%) Реализовани проект ТОС «Ластоляночква» «Культуре на деревне быть-4!» Отремонтирован зрительный зал в Доме культуры;
- — 1001 Социальная политика: запланировано 120767,20 руб. исполнено 120767,20 руб. (100%) Выплачена доплата к пенсии муниципального служащего;
- — 1003 Социальное обеспечение населения: запланировано 20000 руб. исполнено 20000 руб. (100%) Выплачена материальная помощь, пострадавшей при пожаре.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждено 231496,13 руб. исполнено 226533,63 руб. (дефицит бюджета).
2.3 Количественная и качественная оценка бюджета
Основная проблема развития системы местного самоуправления в Российской Федерации заключается в обеспечении финансовой самостоятельности муниципальных образований, что напрямую зависит от уровня доходов местных бюджетов, от федерального и регионального законодательства, от состояния федерального и регионального бюджетов. Проблема усугубляется тенденциями замедления темпов экономического роста, увеличения дефицитов федерального и большинства региональных бюджетов.
В этих условиях представляются актуальными исследования в области оценки финансового состояния бюджетов муниципальных образований. Экономический анализ бюджетных показателей, обоснованность их структуры, динамики, соотношения и других параметров являются важнейшими элементами системы оценки социально-экономического развития муниципальных образований. Невозможно оценить уровень развития территории, не зная состояния финансовой сферы, так как именно она является базой реализации социально-экономических программ и проектов. В показателях бюджета отражена политика муниципальных органов власти в области социального развития территории.
Для оценки состояния бюджетов используются традиционные методологические подходы: анализ абсолютных показателей; анализ относительных коэффициентов; анализ интегральных показателей, построение рейтингов.
В качестве методов расчета могут быть использованы горизонтальное и вертикальное сравнение, группировка, агрегирование, методы цепных подстановок, методы факторного анализа, методы абсолютных и относительных разниц, методы экономико-математического моделирования.
Анализ финансовой независимости бюджета МО «Островное» показывает, что доходные источники только в основном сформированы из неналоговых платежей. Налоговые доходы города составляют 5% всех доходных источников, местные налоги формируют бюджет на 85,9%. Это выше, чем в среднем по России (13,5%) и по Архангельской области (16%). В то же время значение данных показателей подтверждает, что местные налоги не играют необходимой бюджетообразующей роли при формировании муниципальных бюджетов. Значение коэффициента общей финансовой зависимости подтверждает, что бюджет города более чем на 48% зависим от областного бюджета.
Коэффициент прямой финансовой помощи показывает, что из бюджета субъекта на выравнивание бюджетной обеспеченности и софинансирование социально значимых расходов поступает 15% от общего объема собственных доходов городского округа.
Это свидетельствует о достаточно высоком качестве управления муниципальными финансами. Прослеживается явно выраженная тенденция к улучшению качества финансовой помощи. Это подтверждается значением коэффициента качества финансовой помощи (83%), который показывает, что большая часть средств, выделяемых из областного бюджета, поступает не в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а на реализацию региональной политики на территории муниципалитета в виде субвенций на софинансирование социальных проектов.
Анализ расходов бюджета МО «Островное» показывает, что подавляющая часть расходов (более 90%) — это текущие расходы, которые имеют тенденцию к увеличению. Это означает, что финансирование инвестиционных проектов города сокращается (2% в 2016 г.)и, следовательно, не позволяет городу решать долгосрочные задачи и развиваться в полной мере.
Увеличение коэффициента стоимости содержания органов местного самоуправления с 5 до 7,4%при сокращении общего объема расходов бюджета на 2% говорит о необходимости проведения ревизии и оптимизации расходов по данному разделу. Коэффициент социальной ориентированности бюджета отражает социальную направленность средств бюджета и показывает, что в общем объеме расходов социально значимые расходы составляют около 78%. Рост коэффициента программных расходов свидетельствует о повышении рациональности бюджетных средств, увязке расходов бюджета с результатами их использования через систему количественных критериев и индикаторов эффективности деятельности органов власти.
