Меню Услуги

Финансовое планирование в организации АО «РН-Москва»

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
  • 1.1. Основные понятия финансового планирования
  • 1.2. Виды финансовых планов и их роль в управлении организацией
  • 1.3. Методы планирования финансовых показателей
  • ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ АО «РН-МОСКВА»
  • 2.1. Общая характеристика АО «РН-Москва»
  • 2.2. Методы финансового планирования в организации АО «РН-Москва»
  • 2.3. Анализ финансового состояния организации АО «РН-Москва»
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ АО «РН-МОСКВА»
  • 3.1. Мероприятия по совершенствованию финансового планирования организации АО «РН-Москва»
  • 3.2. Расчеты экономической эффективности мероприятий по улучшению финансового планирования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике важной предпосылкой эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и достижение высоких конечных результатов является планирование деятельности предприятий.

Однако сейчас оно является не регламентированным, учитывая единые правила или стандарты. Более того, наработанный как отечественной, так и зарубежной наукой и практикой инструментарий планирования является не достаточно разнообразным, что позволяет использовать такой набор методов и алгоритмов, который является приемлемым для каждой ситуации.

Необходимым и достаточно важным элементом обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, а также его экономического роста является финансовое планирование.

Практика стран с рыночной экономикой свидетельствует, что чем выше уровень финансового планирования, тем эффективнее управления деятельностью предприятия. Именно поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной.

В современных теоретических разработках ученые значительное внимание уделяют вопросам достижения эффективности финансового планирования.

Планирование финансов – это процесс выбора целей в соответствии с их достижимостью, и в соответствии с имеющимися финансовыми средствами. Зависит от внешних условий и требует согласования с будущими финансовыми потоками. Также, финансовое планирование характеризуется составлением и регулированием выполнения плана формирования доходов и расходов, которые учитывают фактическое финансовое положение, выраженное в денежном эквиваленте целей и средств их достижения.

Финансовое планирование может осуществляться как самостоятельно, так и с помощью финансового советника. В западных странах широко распространены ассоциации финансовых консультантов и всевозможные программы сертификации.

Бывает, что услуги по простым методам финансового планирования выполняют банки для своих клиентов. Первым банком в Российской Федерации, предлагающим услугу финансового планирования, стал Ситибанк. Основной его задачей было сбережение от продаж рискованной продукции проверенным клиентам. А с 2012 года Сбербанк предложил собственную автоматизированную программу планирования финансов в Интернет — банке.

Бюджет — сводный план финансирования на определенный срок. Для того, чтобы выполнить определенный финансовый проект, часто используются бизнес-планы и сметы.

Планированием финансов в современной рыночной экономике могут заниматься как отдельные индивиды, семьи, предприятия, государства, так и их объединения, что является в организациях неотъемлемой частью менеджмента финансов. Бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытка и отчеты о потоке наличности не относятся к формам планирования финансов. Они считаются первичными документами по функционированию деятельности организации.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы, объясняется тем что, функционирование предприятий в рыночных условиях является предпосылкой концентрации внимания на проблемах организации финансового планирования, поскольку от этого зависит финансовое состояние предприятий, и, соответственно, экономическое развитие страны.

Целью исследования в выпускной квалификационной работе является разработка путей совершенствования финансового планирования на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • раскрыть сущность финансового планирования, его задачи и принципы;
  • рассмотреть методы и виды финансового планирования на предприятии;
  • кратко охарактеризовать предприятие АО «РН-Москва» и его организационную структуру;
  • проанализировать финансовую деятельность предприятия;
  • рассмотреть проблемы финансового планирования на предприятии;
  • представить основные направления совершенствования финансового планирования АО «РН-Москва».

Объектом исследования в выпускной работе является АО «РН-Москва».

Предмет исследования – методика финансового планирования на предприятии.

Проблемы становления системы планирования рассматривали такие зарубежные ученые: Ю. Бригхем, Л. Гапенски, Дж. Ван. Хорн. A. M. Кинг, Б. Койл, Т. Райе, A. M. Хил. Лафуанте, В. В. Бочаров, Т. А. Бочарова, Е. В. Быкова, Б. Д. Промыслов, И. Б. Жученко, В. В. Ковалев, Е. В. Нагашев. Л. Н. Павлова, И. А. Бланк, В. В. Галасюк, А. А. Терещенко.

Исследованию вопросам совершенствования финансового планирования посвящены труды известных экономистов, в частности, С.Л. Березы, М.Т. Белухи, Ю.А. Вериги, С.Ф. Головы, Н.Г. Горицкой, А.Н. Губачевой, Г.Г. Кирейцева, М.В. Кужельного, Н.М. Малюги, Л.В. Нападовской, В.А. Озерана, М.С. Пушкаря, В.В. Сопка, Б. Коласса, М.Р. Мэтью, В.В. Палия, Я.В. Соколова, Е.С. Хэндриксена, Г. Шилинглоу и других.

В работе использованы общенаучные и специальные методы исследования экономических явлений: — анализ и синтез — для определения сущности финансового планирования; — структурный анализ — для исследования динамики и структуры показателей финансового состояния; — экстраполяция — для определения тенденций развития предприятия; — группировка и классификация — для систематизации проблем и путей совершенствования финансового планирования на предприятии.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Основные понятия финансового планирования

Важнейшими факторами, которые обусловливают масштабы и темпы развития предприятия, является объем и структура финансовых ресурсов, находящихся в его распоряжении. Только совершенная, гибкая организация финансового планирования может обеспечить деятельность предприятия, соответствующей поставленной цели — достичь высокого уровня управления производственно-хозяйственной деятельностью как залога жизнеспособности предприятия в высоко конкурентной рыночной среде.

Отдельные методологические, методические и организационные аспекты финансового планирования исследуются такими учеными, как: Р.Акофф Р. Л., В. Москалюк, Т. Бабичем, В. Опариным, А. Орловым, И. Полтавьевой, А. Терещенко, В. Тропининой, Г. Тарасюком, Г. Кирейцевым, Б. Новиковым и др.

Однако быстрая динамика рыночной среды требует от предприятий действий по адаптации финансового планирования, учитывая теоретические основы, требует дальнейших исследований категориального основания.

Существует мнение, что «планировать деятельность предприятия в условиях меняющейся рыночной ситуации — бесполезно тратить силы и время». Однако как показывает опыт эффективно работающих предприятий, существует прямая связь между успехом предприятий и планированием их деятельности [6, с. 11].

Рассмотрев различные источники, нужно заметить, что каждый автор имеет свое мнение относительно определения понятия «Планирование» (табл. 1).

Таблица 1 — Трактовка понятия «планирование»

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
Авторы Сущность
Акофф Р. Л. «Процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения»
Москалюк В. Е.

 

«Наука, которая охватывает совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем»
Бабич Т.Н.

 

«Процесс разработки и последующего контроля над ходом реализации создания плана, развития и функционирования предприятия»
Тарасюк Г. М. «Процесс преобразования целей предприятия в прогнозы и планы, процесс определения приоритетов, средств и методов их достижения»
Кирейцев Г. Г. «Процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера с определением путей наиболее эффективного их достижения»
Новиков Б.В.

 

«Процесс формирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем»

 

Таким образом, на основе табл. 1 можно утверждать, что большинство исследователей отмечают, что планирование, в первую очередь, это процесс, который охватывает всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия, то стоит понятие «планирование» толковать основательно. Поэтому, по мнению автора, следует выделить точку зрения Новикова Б. В. [12] относительно толкования данного понятия как наиболее полного и всестороннего: «планирование – это процесс формирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем».

Процесс планирования предусматривает необходимость выполнения условий, обеспечивающих получение желаемого результата. К таким условиям следует отнести соблюдение определенных принципов, которые определяют характер и содержание плановой работы.

Также необходимым для реализации процесса планирования является наличие определенных предпосылок, обеспечивающих эффективное функционирование системы планирования на предприятии, а именно: информационные, кадровые и организационные.

Информационные предпосылки предусматривают наличие объективных данных о состоянии внешней среды: спроса, предложения, цен, конкурентов, инвесторов, место предприятия в рыночной среде, темпы изменений окружения, в которой оно функционирует, а также данных о предприятии (оборудование, площадь, персонал, денежные потоки, технологические процессы, источники капитала и др.), наличие программного обеспечения для автоматизированной обработки информации.

Кадровые предпосылки — отбор или переподготовка специалистов по вопросам анализа, планирования, прогнозирования, нормирования и владения ими современными методами планирования и использования с этой целью информационных технологий [9, с. 282].

Организационные предпосылки заключаются в том, что структура предприятия должна быть адекватной системе планирования с тем, чтобы органы управления и организационные единицы, которые образуют соответственно организационную и плановую пирамиды, перекрывали друг друга. Процедура планирования должна быть спланирована с точки зрения организационного обеспечения. Кроме того, построение системы планирования на отечественных предприятиях происходит в условиях воздействия факторов внешней среды.

Наиболее распространенным в экономической литературе (А. Д. Васылык, А. И. Волков, А. Б. Гончаров, В. М. Гринева, И. В. Зятковский, В. А. Коюда, Л. Н. Павлова, А. М. Поддерьогин, В. П. Савчук, В. К. Скляренко, А. С. Филимоненков, А. М. Бандурка, М. Я. Коробов, П. И. Орлова, К. Я. Петрова, С. М. Онысько, П. М. Марыч, Г. М. Тарасюк, М. Д. Билык, С. Ковтун и другие) является подход к трактовке финансового планирования: «как процесса определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия в плановом периоде».

Такой подход позволяет глубже понять место финансового планирования в общей системе менеджмента предприятия. При этом следует заметить, что процесс финансового планирования должен обязательно одновременно воплощать цель маркетинговой деятельности предприятия [13, с. 745]. Такого же мнения относительно определения финансового планирования придерживается А. М. Поддерьогин (15). В этом отношении интересно толкование понятия «стратегическое финансовое планирование» А. В. Чуписа [18, с. 12], который под стратегическим финансовым планированием понимает «управленческий процесс создания и поддержание финансового соответствия между целями предприятия, его возможностями и возможностями сферы маркетинга». Такое толкование понятия финансового планирования сводится к стратегии развития предприятия, и, как следствие, выступает процессом обеспечения источников финансирования прочей и маркетинговой деятельности.

Особого внимания в контексте исследуемых вопросов заслуживает определение финансового планирования М. Д. Билыка [5, с. 6], который считает, что «процесс финансового планирования не только должен отражать цели операционной и маркетинговой деятельности предприятия, но и предусматривает определение объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования в зависимости от размера предприятия, формы собственности и поставленных задач».

Данное определение является очень важным в методологическом плане, подчеркивает особенности финансового планирования в зависимости от размера предприятия, формы хозяйствования, формы собственности и поставленных задач. Кроме того, в научных трудах М. Д. Билыка приведен перечень основных задач финансового планирования, из чего можно сделать вывод, что финансовое планирование является научным основанием процесса принятия управленческих решений и неотъемлемой составляющей менеджмента экономических субъектов.

Финансовое планирование играет важную роль в развитии деятельности предприятия и непосредственно связано с планированием производства. Значение финансового планирования заключается в том, что оно позволяет определить жизнеспособность проекта предприятия в условиях конкуренции и является инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планированием финансов!!! вполне могут заниматься и рядовые граждане в повседневной жизни. Финансовое планирование!!! — важнейшая часть управленческих активностей на любом коммерческом предприятии. Бизнес оптимальнее всего развивать в соответствии с четко проработанным алгоритмом, на основе модели, функционирование которой зависит от факторов, которые предсказуемы и прозрачны для менеджмента фирмы.

Планирование финансов!!! позволяет соотнести возможности организации с теми задачами, которые ставят перед собой владельцы предприятия. Данный процесс также позволяет руководству фирмы обнаружить необходимые источники денежных ресурсов и эффективные сценарии их задействования. Планирование финансов призвано содействовать менеджменту предприятия в установлении адекватных пропорций между различными типами ресурсов, которыми обладает фирма. Это может быть, собственно, капитал, или основные производственные фонды.

Предприятие, осуществляющее финансовое планирование, соотносит различные ключевые показатели (такие как, например, величина издержек, объемы выпуска товаров, капитальные вложения) с текущими задачами бизнеса. Это позволяет выстроить более устойчивую бизнес-модель, основанную на рациональных критериях. Соотношение планирования и прогнозирования.

В экономической науке определен термин, очень близкой рассматриваемому нами, а именно — «прогнозирование». Какова его специфика? Как соотносятся прогнозирование и планирование финансов? В отношении двух отмеченных терминов можно выделить ряд общих признаков, а именно: целостность объекта и его экономического окружения, задействование схожих или идентичных методов при решении поставленных задач, наличие целей, соотносимых с приоритетами в развитии бизнеса. Вместе с тем, прогнозирование и планирование финансов имеет ряд значимых различий. Что касается первого термина, он не предполагает строгого следования выявленным закономерностям. Они носят, как правило, вероятностный характер и менее детализированы чем те, что представлены в финансовом плане.

Прогнозирование — это перспективное исследование возможностей предприятия, планирование — разработка алгоритмов, реализация которых необходима в силу текущих задач, которые стоят перед руководством фирмы. Можно отметить также, что задействование планов может предполагать некие обязательства фирмы перед внешними игроками — инвесторами или регуляторами. Так, планирование государственных финансов чаще всего связано со строгими процедурами отчетности субъектов, обладающих доступом к тем или иным финансовым ресурсам (чаще всего, бюджетным) перед компетентными структурами.

Прогнозирование, в свою очередь, не может быть основанием для соответствующего контроля, так как в нем используются, как мы отметили выше, вероятностные критерии, которые на практике могут значительно отличаться от тех, что определены при соответствующем предварительном анализе. В коммерческой сфере прогнозирование часто выступает не менее значимым компонентом стратегии развития бизнеса. Так, например, планирование финансов торгового предприятия — как организации, очень сильно зависящей от объемов выручки — во многом завязано как раз на прогнозных показателях, касающихся спроса со стороны покупателей товаров. В чем это может выражаться? Прежде всего, в том, что руководство фирмы может требовать от подчиненных структур максимального соответствия результатов деятельности ожидаемым цифрам, что определены на основе прогнозов. Ключевые задачи финансового планирования

Планирование финансов предполагает формирование определенных задач перед руководством фирмы. В числе таковых: — обнаружение резервов, которые могут позволить увеличить выручку компании; — повышение эффективности задействования капитала; определение оптимальных формул соотнесения затрат и производственного плана; — обеспечение конструктивного взаимодействия предприятия и партнерских структур — банков, контрагентов, заказчиков в аспекте финансовых коммуникаций. В процессе решения задач, о которых идет речь, руководство организации осуществляет активности в рамках следующих основных направлений: движение капитала, финансовые правоотношения, а также бухгалтерские активности (учет, отчетность — внутренняя или перед государственными регуляторами). Таковы основные задачи планирования финансов. Исследуем теперь ключевые принципы, которые могут лежать в основе соответствующих активностей предприятия. Ключевые принципы планирования на основе которых может осуществляться планирование финансов на предприятии. Исследователи выделяют следующий перечень:

— определение приоритетов;

— задействование методов прогнозирования;

— анализ рисков;

— координация и контроль.

Касательно такого принципа, как выделение приоритетов, предприятия в большинстве случаев сталкиваются с тем, что производственные и иные задачи, связанные с развитием бизнеса, приобретают комплексный характер. Для того, чтобы решить их все, часто необходимо вкладывать огромные ресурсы, в том числе и в решение тех задач, которые с точки зрения развития бизнеса носят явно второстепенный характер. Менеджмент фирмы должен, таким образом, уметь выделять главные направления активностей (и концентрировать в соответствующих областях необходимые ресурсы). Другой важнейший принцип, на котором может базироваться планирование финансов на предприятии — прогнозирование. Реализовываться он может в самых разных аспектах. Это может быть прогнозирование внутренних производственных процессов, влияния внешних факторов — как рыночных, так и административных. Ключевой метод здесь — анализ процессов, имеющих отношение к соответствующим сферам. Анализ рисков — пример другого значимого принципа в процессе решения задач, формирующих собой планирование финансов. Дело в том, что практически любой бизнес реализуется в средах, характеризующихся теми или иными потенциальными угрозами. Это могут быть, например, валютные колебания или нестабильная политика государственных регуляторов. Внешнеполитические риски также значимы — особенно это заметно на примере санкций западных стран в отношении российских предприятий. Координация и контроль — примеры иных важнейших принципов финансового планирования. Координация — термин достаточно комплексный. Он может пониматься, с одной стороны как объединение различных активностей на предприятии в единую концепцию, с другой — применение общих для всех участков производства методов управления, внедрение универсальных принципов поддержания корпоративной культуры, распространение среди сотрудников знаний, способствующих пониманию ключевых приоритетов компании. Контроль — это процедуры, обеспечивающие следование сотрудниками предприятия алгоритмам, которые заложены в соответствующих планах.

Цель планирования в традиционном его понимании заключается в росте объема производства товаров и услуг, а в современных условиях еще и в максимизации суммы прибыли (а точнее — цены субъекта хозяйствования).

Финансовый план обеспечивает [21, с. 10]:

— Понимание того, как достичь саму цель — максимизировать прибыль;

— Избрание эффективного направления инвестирования;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— Дает оценку материально-экономическому положению предприятия;

-Помощь финансовых действий при наступлении угрозы невыполнения поставленных целей.

Задачами финансового планирования являются [11, с. 21]:

— Избрание лучшей финансовой стратегии и посредств и методов их достижения;

— Планирование методов финансовой устойчивости;

— Ознакомление и детальное изучение возможностей не только своего предприятия, но и конкурентов;

— Ознакомление будущих финансовых отношений с субъектами хозяйствования;

— Подготовка действий предприятия для предотвращения или выхода из кризисного состояния.

1.2. Виды финансовых планов и их роль в управлении организацией

При нынешних обстоятельствах финансовый план организации оценивает назначение употребления прибыли, которая переходит в его управление после покрытия налогов.

Финансовый план – это систематический план действия и продвижения организации в материальном (монетарном, денежном) отображении.

Финансовый план незаменим для управления материальным благосостоянием капиталовложений в проект на всех стадиях его внедрения и показывает преднамеренные денежные расходы, сведения их возмещения, вероятная прибыль, и вдобавок итог вычислений, проводящиеся при его исследовании в установленной хронологии.

Больше всего значительны финансовые данные при исследовании денежных средств на формирование дела и для вкладчиков, которые через него смогут увидеть допустимые трудности предприятия с деньгами.

Главное задание финансового планирования – это отбор и извлечение преимущественно рентабельного и более устойчивого финансового плана сметы предприятия.

В плане финансирования прогнозируются оперативность и материальные итоги промышленной, инвестиционной и финансовой активности бизнеса.

В финансовом плане обобщаются итоговые достижения экономического функционирования. Он включает материально-производственные запасы, материальные средства всех структурных отделений, их взаимосвязанность и взаимозависимость.

Финансовое планирование требуется, для того чтобы покрыть необходимыми средствами активность фирмы для:

  • отбора версий результативного капиталовложения;
  • проявления на предприятии ресурсов прироста прибыли из-за расчетливого употребления материальных фондов.

Оно помогает осуществлять контроль финансового положения, состоятельности и устойчивости организации.

В финансовой среде есть множество способов финансового планирования, хотя есть и универсальные правила, методики, принципы, которые устойчивые независимо от того, каким самым образом формируется план финансирования.

План финансирования должен быть сопряженным, чтобы покрыть финансовыми резервами разноплановые течения:

  • нововведение (а именно, создание и введение современных методик, которые воздействуют на поддерживание конкурентоспособности товаров, услуг, продукций производства и т.д.).
  • поставляющую деятельность;
  • продажную деятельность;
  • операционную (главная, основная) деятельность;
  • организационную деятельность.

При формировании финансовых планов применяются такие информативные источники:

  • показатели бухгалтерской и финансовой отчетности;
  • разъяснения о воплощении финансовых планов на прошлых этапах;
  • условия, которые заключаются с заказчиками продукции и производителями финансовых средств;
  • мониторинговые вычисления количества продаж или сбывания продукции;
  • экономические показатели, которые утверждены нормативными актами (минимальная заработная плата, сумма амортизационных отчислений, процентная ставка).

В плане финансирования предприятия отражаются такие составляющие:

  • доходы и поступление денежных средств;
  • расходы и списание финансовых ресурсов;
  • кредитные отношения;
  • связь с бюджетом.

В структуру документации финансового планирования вступает баланс предприятия.

Баланс предприятия – это сводная таблица, которая указывает данные состояния и средств его существования. Отчетный баланс является основанием для первоначального этапа финансового плана – исследования финансовых коэффициентов.

Для оптимального финансового планирования в организациях разрабатывают план денежных потоков предприятия.

В доходном разделе представлены доходы от простых видов функционирования, доходы от основной деятельности (прибыль от общей активности) и доходы, приобретение которых напрямую не объединено с изготовлением и сбытом продукции (штрафы, неустойки). По таким же статьям что и доходы выражаются расходы.

Неразделимой частью текущего и продолжительного планирования является составления бюджета предприятия.

Каждый финансовый план, в первую очередь, должен сопровождаться формированием бюджета (составлением доходной и расходной части).

Бюджет предприятия должен состоять из трех составляющихся: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств и баланс.

Отчет о прибыли нужен для того, чтобы проанализировать и оценить доходность данного предприятия.

Главное назначение отчета о движении денежных средств – это послужить гарантией платежеспособности предприятия.

Баланс является самым важным орудием регулирования активами и пассивами организации.

Моменты времени, на которые проектируются финансовые планы, могут быть разными. Как правило, финансовые планы формируются на определенный период времени (месяц, квартал, пол года, 6 месяцев, год, 3 -5 лет). Значительно лучше сформировать план и использовать его в течении года, нежели год и 15 дней.

В зависимости от продолжительности времени, определяют три главных вида:

долгосрочный – разработанный на длительный период времени (более пяти лет). Оформляют его после того, как сформируют долгосрочные финансовые цели предприятия, его структуру капитала.

среднесрочный – разработанный на плановый промежуток времени от одного до пяти лет. Такой план формируют после детализированного исследования всех финансовых процессов.

краткосрочный — разработанный на период до одного года. Он уместен для предприятий со стремительным кругооборотом капитала.

Стратегические (перспективные) планы – программа основного формирования бизнеса и долговременной структуры предприятия.

Финансовый план на пять лет – это основной вид осуществления функций и заданий усовершенствования организаций, стратегий капиталовложений и ожидаемых вкладов. Обычно такой план является коммерческой тайной организации.

Тактический финансовый план состоит из баланса предприятия, сметы финансовых средств, фонда заработной платы, фонда накоплений, фонда средств, которые направляются на социальные потребности, резервные фонды и др. Такой план формируется на основании перспективного плана путем их систематизации и детализировании информации.

Оперативный финансовый план – это краткосрочный план, который является главным механизмом правления финансовыми ресурсами предприятия.

Оперативные финансовые планы состоят из:

  • формирования и выполнения журнала реестров;
  • вычисления надобности в кредите на краткосрочный период времени;
  • формирования кассовой оферты.
  • При формировании финансового плана необходимо выходить из базисных целей финансового строения предприятия.

Движение финансового планирования состоит из нескольких стадий. На первой стадии рассматриваются финансовые данные за прошлые года. На второй – формирование генеральных прогнозированных актов, операционных денежных планов и схем. Последней стадией финансового планирования является практическая деятельность, а именно: выполнение заданий и контролирование за их осуществлением.

1.3. Методы планирования финансовых показателей

По мере развития мировой экономики значение планирования как функции управления деятельностью предприятия постоянно возрастало. Так, в настоящее время для принятия инвестором решения об инвестировании денежных средств в start-up??? или развитие бизнеса необходим бизнес-план, основными требованиями при написании которого являются точность и достоверность расчетов.

С переходом к рынку отечественные предприятия предпринимали попытки разработать систему финансового планирования, адаптированную к новым условиям хозяйствования. Однако отсутствие квалифицированных кадров и опыта в области планирования в условиях мобильной рыночной среды не позволили выполнить поставленную задачу. Российская экономика имеет свои специфические черты, в связи с этим копировать слепо иностранный опыт планирования неразумно. Современная система планирования должна сочетать положительный опыт командно-административной системы управления, зарубежный опыт и то новое, что диктуется рыночными условиями хозяйствования в России.

Рыночная экономика, представляя собой более сложную и принципиально новую по сравнению с плановой экономическую систему, нуждается в качественно ином финансовом планировании на уровне предприятия, самостоятельно несущего ответственность за принимаемые решения и отвечающее всем своим имуществом по возникающим обязательствам.

Сложившаяся в российской хозяйственной практике система финансового планирования имеет множество серьезных недостатков, основными из которых, на наш взгляд являются:

  1. Планирование, как правило, начинается с определения объемов производства продукции, а не объемов ее реализации, рассчитываемого на основе анализа спроса.
  2. В процессе планирования формируется большое количество плановых документов, не представляющих практической значимости в части принятия решения. Таким образом, трудоемкость процедуры планирования вызывает дополнительные расходы для предприятия.
  3. Из второго недостатка вытекает и натянутость процедуры планирования по времени, что не позволяет предприятию оперативно реагировать на изменение условий работы предприятия.
  4. Предприятия не используют современные методы планирования показателей, таких как производственный и финансовый рычаг.
  5. Действующая в настоящее время система планирования не позволяет устанавливать влияние на финансовое положение предприятия изменяющихся рыночных условий.

Практически все перечисленные недостатки связаны с замедленным переходом от командно-административной системы управления к рыночной [14, с. 154].

Л.Н. Павлова объектом планирования определяет финансовые ресурсы и, прежде всего, прибыль и планирование финансов рассматривает через управление балансом доходов и расходов, планом поступлений финансовых ресурсов за счет различных источников, а также через регулирование использования средств [9, с. 461].

В.В. Ковалев и Вит.В: Ковалев сводят планирование к составлению финансового плана в системе оперативного планирования. При этом структура финансового плана зависит от вида и масштабов деятельности предприятия и чаще всего представлена тремя блоками: Бюджетом формирования и распределения финансовых ресурсов, Бюджетом доходов и расходов, Бюджетом денежных средств [8, с. 121].

Рассматривая планирование как многоуровневую систему расчетов, которые затем консолидируются в балансе доходов и расходов (финансовом плане), Л.М. Бурмистрова сводит его основную цель к определению соответствия доходов организации на прогнозируемый период расходам за этот же период [10, с. 128].

Выделяют следующие этапы финансового планирования:

-оценка и анализ возможностей инвестирования и финансирования, которыми располагает компания;

-проектирование результатов реализации текущих управленческих решений, в целях избежания непредвиденных обстоятельств и определения взаимосвязи между текущими и перспективными решениями;

-выбор и обоснование одного из возможных вариантов решений, соответствующего сложившейся ситуации;

-оценка результата, полученного предприятием, и выявление причин отклонений от плана.


Страницы:   1   2   3   4