Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование этнической толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения этнической толерантности в межличностных отношениях подростков

1.1. Понятие и определение толерантности и этнической толерантности как научных категорий

1.2. Этническая идентичность и особенности ее становления в детском возрасте

1.3. Психологические особенности межличностных отношений учащихся подросткового возраста

Выводы по главе

Глава 2. Изучение и формирование этнической толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации

2.1. Описание процедуры, методов и методик исследования

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов

2.3. Формирование этнической толерантности у учащихся подросткового возраста в процессе школьного обучения

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Развитие и становление современной цивилизации во многом зависит от индивидуальных особенностей людей, способных взаимодействовать с представителями иных культур, национальностей и этносов, признающих свободу, суверенность, права, традиции, законные интересы и ценности граждан других стран, которые отличаются своими убеждениями, взглядами, обычаями, этическими и моральными нормами, спецификой мировосприятия и миропонимания, т.е. проявляющих толерантное отношение к другим [Авксентьев, 2007; Пуртова, 2012].

Ключевую значимость толерантность, в том числе и этническая, приобретает в условиях усиливающейся глобализации, социальные последствия которой довольно неоднозначны: вместе с наращиванием масштабов взаимодействия различных государств в различных сферах жизнедеятельности обостряется противостояние между народами, усиливается дестабилизация в обществе, растет агрессия и нетерпимость [Авксентьев, 2007; Бакулина, 2014; Клименко, 2012; Хансуарова, 2017].

Обстановка общественной непостоянности на этапе формирования новых актуально весомых ценностей, макросоциальные изменения, которые затрагивают экономические, политические и другие сферы жизни общества, порождают ломку устоявшихся классических стандартов и норм поведения, обусловливают крайне низкую степень культуры межнационального диалога, нередко являются фактором, формирующим деструкцию мировоззрения и мировосприятия [Кулаченко, 2015; Кустов, 2018].

Следует отметить, что усложнение межэтнической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых групп населения создают напряженность в межнациональных отношениях и способствуют возникновению социальных конфликтов, усложняющих межэтническую обстановку в мировом пространстве [Шахбанова, 2012].

В настоящее время актуальной становится проблема формирования у всех граждан, независимо от возраста, основ этнической толерантности, позитивного отношения к своей и представителям других национальностей, понимание значения каждого этноса в истории общества, науки и культуры. Эти идеи нашли свое воплощение в работах таких отечественных исследователей, как И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова (2013), А.Г. Асмолов (2013), С.Д. Бакулина (2014), С.Л. Братченко (2003), А.М. Валеев (2016), Е.Ю. Клепцова (2004), В.Г. Крысько (2014), А.В. Потапенко (2016), Г.У. Солдатова (1998), Т.Г. Стефаненко (2014), Ф.А. Темирова и Д.Х. Накохова (2015) и др.

Эти и другие авторы считают, что проблема толерантности становится необходимым аспектом межэтнического взаимодействия и межкультурной коммуникации как в мировом сообществе, а также и в нашей стране. Толерантность в условиях полиэтничности, взаимопроникновения и многообразия этнокультур, наций и народностей выступает главным принципом и абсолютным гарантом политической, экономической и социокультурной стабильности общества.

Следует отметить, что отрицательному воздействию нестабильных межнациональных отношений особенно подвержено подрастающее поколение, в частности, подростки, являющиеся наиболее сенситивными с позиции формирования осознанного отношения к «чужим» и «своему» этносам [Ефремкина, 2010].

Особенности взросления подростков наряду с выраженным стремлением к самоутверждению не всегда гармонируют с проявляющейся необходимостью в приобщении к изменившемуся межнациональному социокультурному пространству. В этой связи формирование этнической толерантности у молодежи является основой бесконфликтного сосуществования представителей разных культур, национальностей и этнических групп в будущем [Кулаченко, 2015; Шайгерова, 2016].

Актуальность формирования этнической толерантности в подростковый период возрастного развития определяется тем, что при её отсутствии в личностной сфере человека появляются такие черты, как агрессивность, жестокость, насилие по отношению к представителям других культур и национальностей [Темирова, Накохова, 2015].

В исследованиях отечественных авторов этническая толерантность как многогранная категория рассматривается через призму снисходительности к другим людям (С.Д. Бакулина, 2014), принятия и уважения культурных различий (Г.Д. Дмитриев, 2000), позитивного образа иной культуры (Ф.М. Малхозова, 1999 и др.), настроенности на конструктивный диалог с другими (Р.Р. Валитова, 1997), сочувствия и сострадания к другим (А.Г. Асмолов, 2013; Г.У. Солдатова, 1998).

Последние годы отмечены появлением новых исследований по проблемам толерантности вообще и этнической в частности, а также особенностям её формирования в разных возрастных группах (И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, 2013; Г.М. Бреслав, 2017; Е.В. Клименко, 2012; А.С. Пуртова, 2012; Н.Э. Солынин, 2016; Ф.А. Темирова, Д.Х. Накохова, 2015).

В свое время особенности проявления феномена толерантности в общественной жизни нашли отражение в работах Р.Р. Валитовой (1997), В.А. Лекторского (1997), А.А. Леонтьева (2008) и др.

Психолого-педагогические аспекты формирования толерантности рассматривались такими исследователями, как М.С. Кадыкова (2012), В.В. Куликова, С.С. Быкова (2017), Л.Б. Можейкина (2007), Л.Ф. Сербина (2011), П.В. Степанова (2003), А.Р. Хансуарова (2017), О.И. Юдина (2008) и др.

Особенности личностного становления и развития подростков достаточно полно изучены в отечественной психологии (Л.И. Божович, 2006; Л.С. Выготский, 2017; И.С. Кон, 1979; А.В. Мудрик, 2014; А.В. Петровский, 2013; А.А. Реан, 2008, 2015; Д.И. Фельдштейн, 2006; Д.Б. Эльконин, 1995 и др.). Особое внимание данному возрасту уделялось потому, что именно в подростковый период происходят существенные личностные изменения, характеризующиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и переструктурированием системы межличностных отношений [Фельдштейн, 2006].

Тем не менее, проведенный анализ научных исследований по выбранной для выпускной квалификационной работы теме показал, что, несмотря на устойчивый интерес многих исследователей к указанным выше вопросам, проблема особенностей проявления и формирования этнической толерантности применительно к подростковому возрасту в условиях общеобразовательной организации остаётся малоизученной.

Обобщая результаты доступных нам исследований, представленных в виде монографий и специальных статей, мы можем констатировать, что в психологической и педагогической науках накоплена определённая совокупность научных знаний, рассматриваемая нами как предпосылка для формирования этнической толерантности у подростков. Вместе с тем нам не удалось обнаружить специальных исследований, посвящённых формированию этнической толерантности у подростков в условиях организованной учебной деятельности. Это послужило основанием для проведения диагностической работы, направленной на выявление уровня сформированности этнической толерантности у представителей этого возраста. В свою очередь выявленный в процессе диагностики уровень этнической толерантности подростков позволит более четко определить формы и содержание работы по формированию у них в условиях общеобразовательной организации толерантного отношения к своим сверстникам, являющимся представителями разных этносов и культур.

В настоящее время актуализируется роль учебной деятельности подростков как одного из факторов их культурного развития. Это связано с тем, что образование не только обеспечивает стабильность общества, а также во многом определяет специфику и форму взаимоотношения людей в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия. Ведущая роль в решении задачи формирования этнической толерантности у подростков принадлежит школе как одному их основных институтов социализации личности, в рамках которого осуществляется их учебная деятельность.

В условиях повышенной мобильности населения современная российская школа является отражением этнокультурных и социальных процессов, происходящих в обществе. Здесь возникают те же проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого человека, непохожего на тебя, человека с другими ценностями и нормами, что и в обществе в целом.

Образование молодежи, которое обеспечивает механизм передачи этнического наследия, призвано поддерживать интеграционные процессы, обеспечить формирование понимания и уважения других этносов и культур, ориентировать на развитие духовной составляющей общества.

Данные задачи призвана обеспечить этническая педагогизация общеобразовательных организаций, в ходе которой оптимально решаются задачи воспитания межэтнической толерантности и формирования культуры межнациональных отношений [Темирова, Накохова, 2015]. В этой связи нам представляется важной проблема проведения специальной психологической и педагогической работы с подростками по формированию у них толерантности именно в учебной деятельности, которая ориентирована на обеспечение процесса гармонизации между разными политическими, этническими, конфессиональными и другими социальными группами; на сохранение многообразия цивилизаций и народов; на готовность к осознанию и сотрудничеству с людьми, которые отличаются не только по языку, внешности, но и по убеждениям, культурным обычаям и верованиям.

Особенно остро стоит данная проблема в поликультурных регионах, к которым полноправно можно отнести и Волгоградскую область, на территории которой вопросы этнической толерантности становятся особенно значимыми применительно к взаимодействию представителей разных культур. Вследствие этого в мультикультурном пространстве формирование этнической толерантности и толерантного сознания индивида выступает одной из основных задач образовательно-воспитательной деятельности. Основная роль в решении этой важной проблемы отводится школе.

В современном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны не только прогнозируемые результаты образовательного процесса, касающиеся конкретных предметных знаний школьников, но и особенностей их личностного развития. В частности, это относится к таким целям образования и воспитания учащихся, как: 1) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 2) участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей [http://www.ug.ru/new_ standards/4].

Все вышеизложенное побудило нас выбрать проблему воспитания этнической толерантности у учащихся подросткового возраста в качестве темы выпускной квалификационной работы в следующей формулировке: «Формирование этнической толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации».

Объектом исследования выступает этническая толерантность как отсутствие у индивида негативного отношения к представителям другой национальности, иного этноса и культуры.

Предмет исследования – особенности проявления этнической толерантности у подростков в условиях школьного обучения.

Цель выпускной квалификационной работы – выявление особенностей проявления этнической толерантности у обучающихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной организации и определение содержания, форм и методов работы с подростками по формированию у них этнической толерантности в процессе школьного обучения.

Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы предположили, что:

1) современные подростки отличаются невысоким уровнем проявления этнической толерантности по отношению к своим сверстникам. При этом проявление этнической толерантности у подростков тесно связано с типом их этнической идентичности. Между типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности существует обратная (нелинейная) зависимость, т.е. чем сильнее выражена этническая идентичность, тем ниже уровень этнической толерантности, и наоборот: снижение уровня этнической идентичности ведёт к повышению уровня этнической толерантности;

2) для эффективного формирования этнической толерантности у учащихся подросткового возраста необходимо проведение с ними специальной психолого-педагогической работы в условиях общеобразовательной организации.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы нами ставились и решались следующие задачи:

1) на основе анализа психолого-педагогических исследований выделить основные подходы к определению толерантности и этнической толерантности как научных категорий;

2) провести эмпирическое исследование по выявлению уровня этнической толерантности у обучающихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной организации;

3) определить содержание, формы и методы работы с подростками по формированию у них этнической толерантности в процессе школьного обучения.

Методологической основой исследования послужили идеи и концептуальные положения, изложенные в работах авторов, затрагивающих проблемы толерантности вообще и этнической толерантности в частности: 1) анализ и развернутые характеристики проблемы психологии и педагогики толерантности С.Д. Бакулиной (2014), Е.О. Галицких (2004), В.М. Золотухиным (2001), Е.Ю. Клепцовой (2004), Е.Л. Кудриной (2013), Г.А. Лопушнян (2008), И.В. Марусевой (2016), М.С. Миримановой (2012), Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой (2008), А.А. Халиловой (2011), О.А. Чебыкиной (2012); 2) основные положения Т.В. Болотиной (2010), Б.С. Гершунского (2007), О.В. Гуткина (2005), Л.И. Сёминой (2011) о формировании отношения обучающихся к толерантности как к общественной ценности; 3) концептуальные положения А.М. Байбакова (2012), П.В. Степанова (2003), Ф.А. Темировой, Д.Х. Накоховой (2015), Г.М. Шеламовой (2007) о влиянии образовательной среды и ее участников на формирование этнической толерантности у учащейся молодежи; 4) идеи Г.Г. Абдулкаримова (2012), Е.Л. Громовой (2016), Н.П. Едыговой (2002), С.А. Кадыковой (2014), Ф.М. Малхозовой (1999), М.С. Миримановой (2012) об особенностях воспитании этнической толерантности у учащихся в условиях общеобразовательной организации.

Методы и методики исследования:

  1. Теоретические. Теоретический анализ научных исследований по выбранной проблеме; систематизация, обобщение и сопоставление полученных в диагностическом исследовании данных с результатами этого анализа.
  2. Эмпирические.
  3. Наблюдение за особенностями проявления этнической толерантности/интолерантности подростков в условиях общеобразовательной организации.
  4. Опрос в виде беседы с последующим контент-анализом ответов респондентов:

– с подростками;

– со школьными педагогами, включая учителей-предметников и классных руководителей.

Тестирование с использованием следующих методик:

– «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

– «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова).

III. Математические. Статистическая проверка результатов эмпирического исследования проводилась с помощью такого метода математической статистики, как Н-критерий Краскела-Уоллиса (Kruskal-Wallis H-test). Расчёт полученных исследовательских показателей осуществлялся на основе использования компьютерного пакета программы SPSS.20.01 для социально-психологических наук.

Практическая значимость исследования. Результаты нашей выпускной квалификационной работы могут быть полезны школьным педагогам (учителям-предметникам, классным руководителям) и психологам системы образования для эффективной организации образовательно-воспитательной деятельности с учащимися подросткового возраста. Представленные в нашей работе материалы могут быть использованы: 1) в рамках проведения коррекционной работы по предупреждению и нейтрализации разных форм отклоняющегося поведения подростков, касающегося интолерантного отношения к людям другой национальности и культуры; 3) в работе с педагогами и родителями с целью оказания им психологической помощи в организации конструктивного взаимодействия с детьми подросткового возраста; 4) в оказании психолого-педагогической поддержки самим подросткам в установлении доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми.

Материалы ВКР могут также использоваться преподавателями и студентами вузов в процессе профессионального обучения будущих педагогов, психологов системы образования, социальных педагогов в содержании таких учебных курсов, как «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психология развития и возрастная психология», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психолого-педагогическая коррекция», «Конфликтология», «Психология семьи и семейного воспитания», а также стать основой курсов по выбору студентов.

База исследования. Диагностическая часть выпускной квалификационной работы проводилась на базе МОУ Лицей № 2 города Волгограда. Всего исследованием было охвачено 60 человек – учащихся 8-х классов в возрасте 14 – 15 лет (из них 36 девочек и 24 мальчика).

Апробация материалов исследования осуществлялись в виде выступлений на научных конференциях студентов ВГСПУ (апрель 2017, 2018, 2019 гг.), а также в процессе подготовки научных статей для участия во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов «Наука онлайн!» (2018, 2019 г.). Научная статья «Изучение этнической толерантности» в конкурсе 2018 г. была отмечена Дипломом III степени. Научная статья «Консультирование школьных педагогов по проблеме формирования этнической толерантности у подростков» в конкурсе 2019 г. была отмечена Дипломом II степени. Для участия в Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (май 2019 г.) была подготовлена научная статья «Просвещение школьных педагогов по проблеме формирования этнической толерантности у подростков», которая опубликована на Педагогическом портале «Солнечный свет» (https://solncesvet.ru/uploads/ 2019/05/03/29187cfc2f6c42e39daacf62efeccfbe.pdf)

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 98 наименований, и 2 приложения. Основные исследовательские данные представлены в 5 таблицах и проиллюстрированы 5 рисунками.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ

1.1. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НАУЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

 

В современных реалиях социальной и политической нестабильности, роста социального расслоения, напряжения в обществе, снижения уровня духовной культуры серьезно обостряется проблема взаимоотношений между людьми. Возникают противоречия, разногласия, споры из-за неуважения взглядов, национальных и культурных традиций разных социальных групп, различия поведенческих норм и религиозных убеждений. Именно поэтому в настоящее время важное значение приобретают исследования вопросов толерантности и толерантного отношения людей друг к другу. Данные таких исследований позволяют установить факторы, детерминирующие оптимальный уровень толерантности во взаимоотношениях людей внутри разных социальных групп, в том числе и в рамках общеобразовательных организаций. Проблема толерантности находится в центре внимания многих ученых и практиков, в том числе и тех, кто имеет отношение к системе школьного образования.

А.В. Кустова, П.А. Меркулов и Н.З. Арабаджийски отмечают, что широкое использование понятия «толерантность» политиками, журналистами, учеными и представителями других «публичных» профессий, а также результаты исследования междисциплинарной и многоаспектной проблемы толерантности позволяют обнаружить дискуссионные вопросы, связанные с определением сущности этого понятия и теоретико-методологическими основами исследования толерантности в зависимости от актуализирующейся проблематики социальных отношений [Кустова, Меркулов, Арабаджийски, 2018, с.79-93]. Своим утверждением эти авторы пытаются подчеркнуть, что унифицированного подхода в понимании и трактовке понятия «толерантность», несмотря на длительный срок его существования и довольно частого использования, пока не наблюдается, а диапазон расхождений во мнениях о том, что такое толерантность и каковы ее границы, достаточно широк.

Термин «толерантность» образован от латинского слова tolerantia – «терпеть», «выдерживать», «переносить». В разных языках это понятие имеет разные смысловые оттенки. Например, с английского языка (англ. tolerance, toleration) толерантность переводится как способность или готовность принимать вещь или человека в их первозданности и уникальности. В французском языке (франц. tolerance) толерантность означает уважение личной свободы и образа мысли другого. В китайском языке толерантность – это проявление великодушия в отношении других. Как снисхождение, прощение, сострадание, мягкость и благосклонность переводится термин «толерантность» с арабского языка. В персидском языке под толерантностью понимается терпение и терпимость, выносливость и готовность к примирению [Приводится по: Бакулина, 2014].

Разнообразие смысловых значений определяет и многозначность интерпретации этого термина в психологической науке. Определение понятия «толерантность» варьируется в соответствии с контекстом, в котором употребляется данный термин конкретным автором в рамках предмета своего научного исследования.

С одной стороны, ряд учёных придерживаются того мнения, что толерантность есть ничто иное как терпимость (снисходительность) по отношению к «чужому» [Бакулина, 2014; Круглов, 1988; Соловьёв, 2006 и др.].

Имеется также позиция исследователей, которая заключается в положительной трактовке этого понятия: в присвоении феномену толерантности более позитивной окраски, которую следует рассматривать как взаимоуважение, конструктивный диалог, поиск общего в различном [Валитова, 1997, Дмитриев, 2000].

В широком смысле под «толерантностью» понимают сформированную на подсознательном уровне «естественную» положительную установку индивида по отношению к окружающему его разнослойному социуму, заключающуюся в конструктивно-доброжелательной оценке и отказе от противостояния [Шебзухова, 2005].

В.М. Золотухин придерживается мнения о том, что в общеупотребительном (житейском) понимании «толерантность» – это «настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе, способность терпеть» [Золотухин, 2003, с. 11].

Таким образом, в результате научных дискуссий по поводу определения понятия «толерантность» сформировались различные подходы к его трактовке и выделении основных компонентов и видов толерантности.

Например, В.А. Лекторский рассматривает толерантность как структурный компонент общественного сознания и интерпретирует ее как: «безразличие (например, к существованию разных мнений); невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого я не могу понять); снисхождение к слабости других; расширение собственного опыта, критический диалог (уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций)» [Лекторский, 1997, с. 46-54].

По предмету, направленности действия выделяются «цивилизационная, межгосударственная, этническая, социальная, индивидуальная, конфессиональная, политическая толерантность; толерантность к другим мнениям в области науки; толерантность, определяемая культурной несхожестью этнических сообществ» [Чебыкина, 2012, с. 20].

Толерантность в международных отношениях рассматривается как условие эффективного взаимосотрудничества и мирного сосуществования стран независимо от их размера, ступени экономического развития, этнической и религиозной принадлежности населяющих их народов.

Этническая толерантность понимается как главное средство достижения согласия в межэтнических отношениях людей многонациональных государств.

Социальная толерантность представляет собой мирные и уважительные взаимоотношения между разными социальными группами. Она определяется различиями в материальном положении людей, в их социальном статусе, в принадлежности человека к какой-либо культуре или субкультуре.

Конфессиональная толерантность – это проявление терпимого отношения к людям, исповедующим иную религию, проявление уважения к иному вероисповеданию.

Политическая толерантность представляет собой готовность политических сил допускать возможность появления в своих рядах инакомыслия; санкционировать оппозиционную деятельность [Рыжова, 2011, с. 114].

По уровням проявления выделяется индивидуальная, межгрупповая и межличностная толерантность.

Индивидуальная толерантность (аутотолерантность) признаётся нормой поведения социально ответственной личности. Это свойство личности, которая осознаёт и принимает своё «Я» таким, какая она есть, способна анализировать свои слова и действия и делать выводы из своих ошибок. Это умение принять рефлексивную позицию по отношению к собственным ценностям и установкам [Кузнецова, 2006].

Толерантность межгрупповая формируется в процессе особенностей восприятия одной группой другой социальной общности.

Межличностная толерантность определяется разными авторами по-разному. По мнению одних авторов (Г.С. Кожухарь, В.Г. Крысько) она представляет собой отношения между отдельно взятыми людьми, принятие и уважение индивидуального паттерна поведения другого человека без потери чувства собственного «Я» [Кожухарь, 2006; Крысько, 2014]. Другие исследователи (М.П. Кулаченко, Е.П. Непочатых) считают, что это способность человека к осмысленным действиям, обращённым на складывание гуманистических отношений между индивидами [Кулаченко, 2015; Непочатых, 2011]. Третьи авторы считают межличностную толерантность неотъемлемым свойством профессионализма при взаимодействии специалистов в сфере деятельности типа «человек–человек» [Казарян, 2011].

Межэтническая толерантность рассматривается исследователями как психологическая готовность к терпимости для достижения благоприятного взаимодействия с представителями иной культуры [Непочатых, 2011], как терпимость к инакомыслящим [Герасимова, 2001].

Гендерная толерантность представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в принятии себя самого и других как представителей определённого пола и на этой основе устанавливать субъект-субъектные межличностные отношения [Мириманова, 2012].

Педагогическая толерантность рассматривается как профессиональное качество педагога, включающее уважение, эмпатию, способность прощать ошибки другим участникам психолого-педагогического взаимодействия; как принятие индивидуальности партнёра и установление с ним отношений сотрудничества [Ионина, 2005; Синякова, 2004].

В.В. Бойко выделяет коммуникативную толерантность, понимая под нею свойство отношения индивида к другим людям, которое отражает уровень переносимости им неприятных либо неприемлемых, по его мнению, психических состояний, черт и поступков партнёров по межличностной и деловой коммуникации [Бойко, 2014].

Е.Ю. Клепцова по внутренней мотивированности и ценностному содержанию выделяет следующие виды толерантности: квазитерпимость, псевдотерпимость, негативная и позитивная терпимость [Клепцова, 2004].

Квазитолерантностью (от лат. kvasi – «как будто») называется выдержанность в контактах, а также в когнитивных, мотивационно-ценностных, аффективных и поведенческих реагированиях и оценках, проявляющаяся по внешним признакам как терпимость [Клепцова, 2004].

Под псевдотолерантностью понимаются проявления индивидом хладнокровия в эмоционально насыщенной обстановке для осознанного введения кого-то в заблуждение.

Негативная толерантность обусловлена мотивами пассивности и безразличия, равнодушия, злостного невмешательства, показного цинизма.

Позитивная толерантность определяется как мотивы выражения симпатии, внимания и понимания [Клепцова, 2004].

А.А. Халилова с учетом особенностей поведения индивида различает нравственно-деструктивную и нравственно-конструктивную толерантность. Оба этих вида являются положительно мотивированными выражениями терпимости, приводящими либо к негативному, либо к позитивному результату [Халилова, 2011].

А.Н. Татарко и Н.М. Лебедева с учетом отношения к толерантности как к фактору устойчивости различают внешнюю и внутреннюю толерантность [Татарко, Лебедева, 2011].

Внешняя толерантность (или толерантность к другим) представляет собой позицию, состоящую в том, что признается право других индивидов на свою точку зрения. Внешняя толерантность является показателем высокой культуры отношений в цивилизованном обществе.

Внутренняя толерантность (или личностная устойчивость) представляет собой способность человека сохранять сдержанность в разнообразных неожиданных ситуациях: в конфликтах, в обстоятельствах неопределенности и риска, в стрессовых обстановках; умение принимать верные решения и действовать, исходя из них [Татарко, Лебедева, 2011].

Итак, толерантность представляет собой сложное, многокомпонентное и неоднородное явление, которое нельзя охарактеризовать лишь в одном измерении. Отсутствие единственного общепринятого определения термина «толерантность» стало причиной того, что и в теоретических подходах, и в диагностике толерантности сейчас применяется принцип «сопоставления противоположностей»: толерантность и интолерантность (отрицательное, агрессивное отношение к специфике иной культуры, которое выражается в разнообразных формах – от заурядной невежественности до преднамеренного истребления людей»). Толерантность не равноценна терпимости, так как является активной категорией. Она подразумевает увеличение ценностных ориентаций личности вследствие положительного взаимодействия с культурами других этносов.

Многообразные грани понятия «толерантность» изучаются в различных областях научного знания.

Так, в культурологических исследованиях особую важность имеет процесс выделения культур, препятствующих или способствующих развитию и формированию этнотолерантного сознания и поведения (В.А. Авксентьев, 2007; А.В. Багдасарова, 2001; А.А. Галкин, 2003; М.С. Каган, 1996; Ю.М. Лотман, 2016 и др.).

С позиций психологического подхода толерантность, с одной стороны, рассматривается как проявление равнодушия, нейтралитета, которые всегда находятся на стороне личного, а с иной, – представляет собой максимум доброты и сопереживания [Асмолов, 2013].

Согласно мнению И.В. Абакумовой и Л.Ц. Кагермазовой, психологический взгляд на основы толерантности включает в себя такие аспекты, как:

1) подлинная толерантность – это проявление сознательного, ответственного и осмысленного человеческого выбора, его активности в построении определенных отношений и собственной позиции;

2) межличностная толерантность – особый способ межличностного взаимодействия и взаимоотношений с «Другим», как межличностный диалог (диалогический подход) [Абакумова, Кагермазова, 2013, с. 248–249].

Г.М. Бреслав считает, что толерантное восприятие другой группы должно включать в себя два аспекта:

а) принятие других (с другими социальной принадлежностью и историей);

б) справедливое и объективное отношение к мнению других [Бреслав, 2017].

Таким образом, значимыми структурными компонентами понятия «толерантность» являются психологическая готовность к принятию другого и активная нравственная позиция.

Один из исследователей толерантности в области психологии С.Л. Братченко выделяет пять подходов к рассмотрению этого феномена:

1) гуманистический (толерантность – проявление рефлексивного, ответственного и осмысленного выбора человека, его собственных взглядов и позиций);

2) диверсификационный (толерантность рассматривается как комплексный, многокомпонентный и многоаспектный феномен);

3) личностный (психологической основой толерантности являются ценности, личностные установки и смыслы);

4) диалогический (основа – межличностная толерантность: межличностный диалог, особый способ межличностного взаимодействия и взаимоотношения);

5) фасилитативный (толерантность не столько формируется, сколько развивается, поэтому необходимо создание условий для её развития) [Братченко, 2003].

Психологический аспект исследования толерантности, по мнению О.А. Чебыкиной, заключается в рассмотрении ее как отсутствия или ослабления реакции на тот или иной негативный фактор вследствие уменьшения чувствительности к его влиянию. Содержательную сторону этого понятия она трактует и как расширение границ этнического реагирования на ситуацию угрозы, как свойство биологической или социальной системы, заключающееся в признании иной системы и составляющих её элементов и неоказании им сопротивления [Чебыкина, 2012].

Применительно к психологии развития толерантность представляет собой такое личностное образование, которое включает в себя следующие признаки: 1) знание себя и признание других; 2) адекватную самооценку; 3) расположенность к другим, самообладание; 4) ответственность за собственные действия; 5) терпение; 6) отсутствие тревожности; 7) способность к рефлексии и высокий уровень общительности; 8) отсутствие стереотипов и предрассудков; 9) способность выражать своё несогласие и аргументировать отказ от сотрудничества; 10) чувство юмора [Золотухин, 2003, с. 15]. Согласно такой трактовке, толерантность является динамичной характеристикой, которая не может оставаться константной на протяжении жизни человека, а способна изменяться под влиянием условий жизнедеятельности и целенаправленных воспитательных воздействий.

В большинстве психологических исследований толерантность описывается через совокупность связанных между собой критериев – когнитивного, эмоционального и практически-действенного:

1) когнитивный критерий включает базовые стереотипы; запас сведений о явлении толерантности; умение рефлексировать, способность к внутреннему диалогу, постижению жизненных ценностей; специфику языка и речи;

2) эмоциональный показатель представляет собой эмоциональную отзывчивость личности;

3) действенно-практический компонент отражает стиль личности по взаимодействию с другими индивидами, умение устанавливать психологически комфортные отношения, желание совместной плодотворной деятельности [Крысько, 2014].

При всем многообразии психологических подходов к пониманию толерантности большинство авторов придерживаются мнения о том, что толерантность – это определённое отношение к инаковости, в том числе и различиям между людьми по разным параметрам.

В этом плане особого внимания заслуживает трактовка понятия «этническая толерантность».

Если обратиться к анализу понятия «этничность», то в некоторых случаях этот термин является синонимом «национальности». Но в аналитических исследованиях именно понятие «этничность» имеет свои преимущества. Этим понятием (от греческого слова ethnos – «народ») обычно подчёркивается идентичность людей, основанная на чувстве общинной солидарности и общем происхождении. Понятие «этничность» помогает контролировать процесс развития этносов, а также позволяет получить ответ на вопрос, что именно связывает между собой часть (группу) людей одной национальности.

В первую очередь необходимо отметить, что полиэтничность структуры гражданского общества нашего государства – это та реальность, которая имеет начало в истории России. Межэтнические отношения определяют общественное становление российской действительности. Сегодня национальные и этнические противоречия и конфликты не только задерживают становление, но и являются причиной беспокойства за будущее государства.

Именно поэтому, как подчёркивает Е.В. Клименко, в дискурсе межэтнической толерантности ключевыми становятся вопросы генезиса, сущности и значимости этнических различий [Клименко, 2012].

Данные обстоятельства обусловливают необходимость повышенного внимания и к формированию личности подростка в сфере владения знаниями этнических и культурных особенностей людей и навыками межкультурного диалога. В сложившейся ситуации именно на систему образования ложится большая ответственность в деле этнокультурной социализации нового поколения [Бережнова, 2007].

Одной из ключевых задач образовательного процесса является помощь людям в преобразовании существующей взаимозависимости государств и этносов в сознательную солидарность, обучение их умению жить вместе, [http://ifap.ru/library/book 201.pdf].

Идея формирования молодежи толерантной к различным этносам в мире активно получает поддержку и в нашей стране. В обращении Премьер-министра Российской Федерации Д.А. Медведева к обучающимся общеобразовательных учреждений 1 сентября 2009 г. особый акцент был сделан на том, что «в нашей стране проживают более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными культурными особенностями. Мы говорим более чем на 230 языках, а все вместе образуем единый многонациональный народ. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть, независимо от национальности, вероисповедания, убеждений и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране… Современный человек – образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей» [Медведев, 2009].

Что касается нашего региона, то ситуация во многом усугубляется еще и тем, что его многонациональность требует особого подхода в организации полиэтнического образования учащейся молодежи с целью становления у каждого ее представителя позитивной этнической идентичности и этнической толерантности.

По мнению А.С. Пуртовой, этническая толерантность есть дружелюбное, ненасильственное отношение к представителям иных этнических групп, которые обладают определенной системой ценностей и самобытной культурой. Она находит свое отражение в различных ситуациях, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы не могут быть применены, а качественно новые стереотипы или нормы находятся в процессе своего формирования. Формирование этнической толерантности обеспечивает коллективная память этноса [Пуртова, 2012].

А.Р. Хансуарова рассматривает этническую толерантность как явление социального восприятия, обладающего отсутствием отрицательного отношения к другой этнокультуре, если быть точным – наличие положительного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной культуры [Хансуарова, 2017].

Н.Э. Солынин под этнической толерантностью понимает интегральное свойство целостной индивидуальности человека в единстве личностных, субъектных и индивидных свойств. Автор считает, что психологической основой этнотолерантности человека является структура качеств психики, которые образуют устойчивые связи и отражают все уровни индивидуальности: субъектный, индивидный, личностный [Солынин, 2016].

По мнению М.П. Кулаченко, этническая толерантность личности обычно проявляется в проблемных и конфликтных ситуациях с представителями других национальных и этнических групп [Кулаченко, 2015].

Как считает Ф.А. Шебзухова, ключевым фактором становления этнической толерантности является менталитет – «полиструктурная динамическая система коллективных установок и ценностей, закрепленных в знаках, символах, ритуалах, транслируемых через каналы воспроизводства традиционной культуры и позволяющих этноформам относительно единообразно воспринимать окружающий мир и стереотипно реагировать на вызовы социальной среды и природные катаклизмы» [Шебзухова, 2005, с. 314]. Менталитет является целостным свойством личности, основой её социализации, воспроизводства и сохранения этноидентичности. При осознании необычности своего этноса, индивид признает право на существование иного столь же уникального этноса, т.е. этническая толерантность тесно связана с этнической идентичностью личности.

Сопоставление различных точек зрения на феномен этнической толерантности и этнической идентичности позволяет определить их в качестве интегративного компонента воспитания и обучения, основой которого является субъектно-ценностное отношение к своей национальности и многообразию этнического пространства.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф