Меню Услуги

Формирование и исполнение местного бюджета


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения местного бюджета
  • 1.1. Сущность и значение местного бюджета в бюджетной системе страны
  • 1.2. Особенности формирования и исполнения местного бюджета
  • 1.3. Нормативно – правовая база формирования местных бюджетов
  • Глава 2. Анализ формирования и исполнения местного бюджета сельского поселения «село Иннокентьевка» нанайского муниципального района Хабаровского края
  • 2.1. Социально – экономическая характеристика сельского поселения «село Иннокентьевка»
  • 2.2. Анализ доходной части местного бюджета
  • 2.3. Анализ расходной части местного бюджета
  • 2.4. анализ бюджетной деятельности
  • Глава 3. Разработка рекомендаций по сбалансированности доходной и расходной части местного бюджета
  • 3.1. Мероприятия по увеличению доходной и сокращению расходной части местного бюджета
  • 3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
  • Заключение
  • Библиографический список

 

Введение

Актуальность темы связана с тем, что необходимость использования местных финансов обусловила осуществление муниципальными образованиями специальной, финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование муниципальных денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития и выполнения органами местного самоуправления своих функций, в том числе обеспечение тех общественных услуг, которые не являются предметом частного предпринимательства. Главной целью этой деятельности является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, всегда имеют правовую форму. Не только формирование фондов денежных средств, но и их распределение осуществляется исключительно на основании норм права (правовых норм). Поэтому изучение правового регулирования муниципальных финансов – основа грамотной финансовой деятельности органов местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе. На муниципальном уровне также основу местных финансов составляют бюджетные отношения. Основные денежные фонды публично-правовых образований представлены бюджетами.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению бюджета, контроль за его исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Организация бюджетного процесса во многом зависит от распределения бюджетных полномочий в муниципальном образовании и структуры органов местного самоуправления (в том числе внутренней структуры администрации). Несмотря на разграничение бюджетных полномочий, все стадии бюджетного процесса должны осуществляться при тесном взаимодействии всех его участников.

Грамотно построенный бюджетный процесс должен исходить из тщательно организованного стратегического и финансового планирования развития территории. Цели, обозначенные в виде приоритетов развития муниципального образования, закрепляются нормативно в решениях органов местного самоуправления (расходные обязательства) и обеспечиваются приоритетным финансированием. Поэтому отправным пунктом бюджетного процесса является формирование стратегии муниципального образования. На ее основе осуществляется подготовка всех необходимых бюджетных документов и принятие бюджетных решений. Рационализация системы муниципальных финансов должна опираться на точные и логически выверенные результаты стратегического анализа и диагностики ситуации.

Целью дипломной работы разработка рекомендаций по сбалансированности доходной и расходной части местного бюджета.

Задачи дипломной работы:

  • изучить теоретические основы формирования и исполнения местного бюджета;
  • проанализировать формирование и исполнение местного бюджета сельского поселения «Село Иннокентьевка» нанайского муниципального района Хабаровского края;
  • разработать мероприятия по сбалансированности доходной и расходной части местного бюджета и представить их экономическое обоснование.

Объектом исследования дипломной работы является сельское поселение «Село Иннокентьевка» Нанайского муниципального района Хабаровского края.

Предметом исследования является местный бюджет.

Теоретической основой послужили научные труды таких авторов как А.И. Коваленко, О.A. Козбаненко, С.А. Комаров, и др. Использовались законодательные и нормативные акты РФ, а также данные финансовой отчетности и нормативных документов Администрации сельского поселения «Село Иннокентьевка» Нанайского муниципального района Хабаровского края.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

Информационной базой исследования является смета доходов и расходов и прогноз социально-экономического развития сельского поселения «Село Иннокентьевка» Нанайского муниципального района Хабаровского края на 2012 – 2014 гг.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении определена актуальность темы дипломной работы, поставлена цель и задачи, определены объект и предмет исследования.

В первой главе изучены сущность и значение местных бюджетов в бюджетной системе РФ, особенности формирования и исполнения местных бюджетов, нормативно-правовая база формирования местных бюджетов.

Во второй главе дана социально-экономическая характеристика сельского поселения «Село Иннокентьевка», проведен анализ доходной и расходной частей бюджета сельского поселения «Село Иннокентьевка».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В третьей главе предложены мероприятия по увеличению доходной и сокращению расходной части местного бюджета, а также представлен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.

В заключении отражены обобщающие выводы по теме исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения местного бюджета

1.1. Сущность и значение местного бюджета в бюджетной системе страны

Финансовая система каждого государства включает в себя бюджет. Этот документ представляет собой очень сложный механизм, действие которого оказывает влияние на уровень жизни страны, ее экономику и устройство государственного строя. Государственный бюджет и его структура должны быть сбалансированными.

Бюджет — это система, которая закрепляется конституцией или законодательством в сфере финансов. В каждой стране свой государственный бюджет и его структура. Это зависит от устройства государства и экономической ситуации. Государственный бюджет и его структура могут состоять из нескольких уровней. В России эта система имеет свои особенности. Она подразделяется на следующие уровни.

  1. Бюджет федерального уровня и внебюджетные фонды государственного значения.
  2. Бюджеты субъектов России и ее других территориальных объединений.
  3. Бюджеты местного значения. Сюда входят муниципальные, городские бюджеты и бюджеты сельских поселений [22].

Из этого следует, что госбюджет и его структура определяются экономическими отношениями внутри государства и за его пределами, а также устройством государственной системы.

Экономическую сторону бюджетной системы составляют денежные отношения, которые зависят от принципов их формирования, распределения и использования. Каждая страна закрепляет государственный бюджет и его структуру по своему усмотрению. Его принципы могут оговариваться в конституции или отдельном законе федерального значения.

Роль местного бюджета в составе консолидированного можно представить на рисунке 1.

Рис. 1. Роль местного бюджета в составе консолидированного бюджета

Если рассматривать Россию, то здесь главным по своему значению является федеральный бюджет. Далее следуют бюджеты территориальных объединений и местного значения. Российская бюджетная система имеет четырехуровневое построение. Такое организация характерна и для некоторых других федеративных стран.

Страны, которые имеют унитарное устройство государственной системы, обычно используют двухуровневую бюджетную систему. Здесь различают государственный бюджет и бюджеты местного значения.

Бюджеты, имеющие один уровень, в настоящее время встречаются очень редко. Они присущи в основном странам, в которых присутствует монархия, в чьих руках находится весь денежный оборот. В России разработан бюджетный кодекс, в нем оговариваются все принципы, по которым разрабатывается государственный бюджет и его структура.

Бюджет федерального уровня включает в себя план расхода и прихода денежных средств на финансовый год или определенный плановый период. Эти средства предназначены для исполнения обязательств на государственном уровне.

Бюджет субъектов представляет собой план расхода и прихода денежных средств, необходимых для исполнения их обязательств.

Бюджет муниципальных образований и субъектов местного самоуправления состоит из доходов и расходов, которые предназначены для исполнения обязательств этих органов Российской Федерации [19]. Таким образом, бюджет государства – это специальная форма прихода и расхода денежных средств, включающих в себя все средства страны, в том числе федерального, регионального и местного значения.

Субъекты регионального и местного самоуправления не могут использовать другие организационные формы финансового планирования расходов и доходов, кроме бюджета.

Существуют внебюджетные фонды, которые предназначены для специального использования и выполнения обязательств. Такие фонды существуют как на федеральном уровне, так и на уровне остальных субъектов регионального или местного значения.

Обычно бюджет утверждается на будущий финансовый год, который зачастую совпадает с календарным годом. Также он охватывает плановый период, который включает два года, следующие за финансовым годом.

В России длительность финансового  года установлена в двенадцать месяцев (с первого января по тридцать первое декабря). Таким образом, необходимость в принятии бюджетных актов появляется с периодичностью один раз в год, в связи с чем возникло понятие бюджетного процесса. В России это явление представляет собой регламентируемую законом деятельность, которая осуществляется органами местной и государственной власти по формированию, рассмотрению, утверждению, а также реализации доходных и расходных статей соответствующих уровней.

Бюджетный процесс в РФ включает в себя процедуру регулирования. В ее рамках осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между расходно-доходными системами разных уровней. Специалисты выделяют определенные этапы бюджетного процесса. К ним относят: Формирование бюджета, рассмотрение, утверждение. Реализацию статей, контроль над исполнением. Формирование и утверждение отчетности по исполнению.

Бюджетная система РФ включает бюджеты разных уровней. К ее ведению относят федеральную систему доходных и расходных статей и формирование общих принципов. Бюджетный процесс в РФ основывается на этих принципах.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Детально регулирование процедуры осуществляется законодательством субъектов и уставами муниципальных формирований. Бюджетный процесс в РФ начинается с составления доходно-расходных статей. Эту процедуру осуществляют исполнительные органы или органы администрации в муниципальном образовании. Процедура проводится на основании прогноза и в соответствии с программами по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Программы и прогноз позволяют определить предполагаемый уровень доходов, а также основные направления, в соответствии с которыми осуществляется расходование средств [25].

В Российской Федерации Правительством организуется работа по доведению до исполнительных и представительных органов инструктивного письма. В нем указаны особенности составления расчетов бюджетных проектов на предстоящий финансовый год. Инструктивное письмо содержит также сведения о централизованно установленных финансовых и социальных нормативах, которые следует учесть при составлении доходно-расходных статей. Работа по доведению информации осуществляется не позднее семи месяцев до начала следующего финансового года.

Исполнительные органы субъектов, в свою очередь, доводят полученные инструкции до органов муниципальной власти соответствующих указаний. Если предусматриваемый объем по доходным статьям не соответствует нормативам минимальной обеспеченности бюджета, то соответствующими исполнительными органами предъявляются необходимые расчеты по обоснованию размеров отчислений, дотаций, субвенций, подлежащих передаче от вышестоящих бюджетных систем. Предъявление расчетов осуществляется в установленные законодательством сроки.

Таким образом, соответствующий исполнительный орган, начиная бюджетный процесс в РФ с составления доходно-расходных статей, собирает информацию о проектируемых процентах отчислений, размерах субвенций и дотаций, которые намечены к предоставлению, перечень доходов и обязательных расходов, которые закреплены в статьях, а также программы и прогнозы по развитию соответствующих областей, проекты смет и прочее. Исполнительные органы имеют право вносить предложения по уточнению либо изменению проектируемых процентов отчислений, размеров выплат и прочего.

Указанные предложения о внесении поправок сначала рассматриваются исполнительным органом вышестоящего уровня. При отрицательном ответе формируется протокол разногласий. В нем содержатся обоснования отказов и предложений, на паритетных началах формируется согласительная комиссия. Принятие окончательного решения осуществляется исполнительным вышестоящим органом [8].

Местные финансы представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.

Местные финансы выполняют три функции:

  1. Распределительная функция — проявляется в порядке формирования доходов и расходов местных бюджетов, целевых фондов органов местного самоуправления. Средства изначально аккумулируются в местные бюджеты и целевые фонды, и затем распределяются и используются на удовлетворение разнообразных местных нужд. Через систему межбюджетных отношений, ресурсы перераспределяются между отдельными административно — территориальными единицами с целью обеспечения финансовых выравниваний.
  2. Контрольная функция — реализуется путем контроля над составлением проекта местного бюджета, его рассмотрение и утверждение, а также выполнение местных бюджетов, и контроль отчетности за этим выполнением. Сфера контрольной функции включает различные фонды денежных средств и в целом финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления. Контрольная функция ставит основой задачей обеспечить пропорции распределения и перераспределения финансовых ресурсов, их целевое и экономическое использование.
  3. Стимулирующая функция – заключается, в создании условий, при которых органы местного самоуправления, непосредственно заинтересованы в увеличении объемов доходов бюджета, дополнительном привлечении поступлений общегосударственных и местных налогов, а также поиска альтернативных источников доходов, эффективном использовании финансовых ресурсов, т.е. реализация стимулирующей функции заключается, в формировании собственных доходов местных бюджетов [10].

Местные финансы играют большую роль в экономической системе каждого государства, где признается и действует эффективное в финансовом плане местное самоуправление. Местные финансы в экономической системе государства влияют:

  • на социально — экономическое развитие страны;
  • финансовую безопасность государства;
  • финансовую стабильность развития экономики;
  • благосостояние населения;
  • развитие демократии в обществе.

Используются как инструмент:

  • перераспределение валового внутреннего продукта;
  • государственного регулирования развития территорий;
  • экономической, в т. ч. финансовой политики;
  • государственной региональной политики.

Определяют:

  • объем и качество предоставления локальных общественных услуг населению;
  • состояние и развитие местного хозяйства;
  • финансовую базу местного самоуправления;
  • предоставление конституциональных гарантий населению;
  • состояние финансового выравнивания [21].

Местные финансы играют существенную роль в обеспечении финансовой безопасности государства, что является одной из важнейших составных экономической безопасности страны. Финансовая безопасность, имеет решающие значение в функционировании экономической системе, в общем, влияет на сферы общественной жизни, без ее обеспечения невозможно достичь как текущих, так и перспективных общенациональных целей развития. К основным индикаторам финансовой безопасности относят:

  • степень выполнения сведенного и государственного бюджета;
  • дефицит государственного бюджета и его финансирование;
  • формирование и использование внебюджетных фондов;
  • уровень перераспределения валового внутреннего продукта, через сведенный бюджет [17].

Таким образам местные финансы, как целостная и сложная система экономических отношений приобретают важную роль в реформировании отечественной экономики, созданий основ рыночного хозяйствования, формирования демократической социально ориентировочного государства. Современные изменения в сфере местных финансов направлены на их дальнейшее усовершенствование с целью достижения таких целей:

1) стабилизация экономической системы;

2) адаптация субъектов хозяйствования в частности малых и средних предприятий к рыночным превращениям;

3) реализация заданий государственной региональной политики;

4) стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности;

5) решение социальных, демографических, экологических, национальных и других проблем регионов [31].

Таким образом, можно сделать вывод, что местные финансы, как целостная и сложная система экономических отношений приобретают важную роль в реформировании отечественной экономики, созданий основ рыночного хозяйствования, формирования демократической социально ориентировочного государства. Современные изменения в сфере местных финансов направлены на их дальнейшее усовершенствование с целью достижения таких целей: стабилизация экономической системы; адаптация субъектов хозяйствования в частности малых и средних предприятий к рыночным превращениям; реализация заданий государственной региональной политики; стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности; решение социальных, демографических, экологических, национальных и других проблем регионов.

1.2. Особенности формирования и исполнения местного бюджета 

Основные принципы организации местных финансов, источники их формирования и направления использования закреплены в федеральных законах «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О бюджетной классификации Российской Федерации», в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ и в законодательстве субъектов Федерации.

Государственные и муниципальные финансы – это незаменимое звено в цепи финансовой системы. Они обеспечивают материальными средствами все органы власти на государственном уровне и на уровне местного самоуправления, чтобы те могли осуществлять работу, предусмотренную актами законодательства, и в первую очередь Конституцией.

Муниципальные финансы – это сочетание экономических и социальных отношений, которые возникают в связи с формированием денежных средств, их распределением, а также использованием с той целью, чтобы решить задачи муниципалитета. Они складываются между населением, проживающим на территории, входящей в муниципальное образование, и органами самоуправления по месту проживания [16].

Муниципальные финансы состоят из:

  • денежных средств собственно муниципалитета;
  • ценных бумаг (государственных и муниципальных), которые принадлежат местному самоуправлению, его исполнительным органам;
  • внебюджетных местных фондов;
  • других финансов, которыми владеет муниципалитет.

Принципы, на которых основываются муниципальные финансы:

  • финансовой поддержки государства;
  • самостоятельности;
  • гласности.

Муниципальные финансы собственник может использовать посредством органов, представляющих местное самоуправление от лица того населения, которое проживает на территории конкретного муниципального образования. Также права собственников относительно данного вида финансов могут осуществляться самим населением при условии соблюдения местного устава.

Муниципальные финансы вместе с собственностью муниципалитета, вместе с имуществом, которое государство передало во владение органам власти местного самоуправления, вместе с другими видами собственности, которые служат для удовлетворения нужд населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования, составляют мощный экономический базис для местного самоуправления.

Лица, находящиеся при власти и управляющие муниципалитетом, вправе предавать перечисленные объекты собственности юридическим или физическим лицам в пользование (постоянное или временное), отчуждать, а также сдавать в аренду. Условия приватизации собственности муниципалитета, ее порядок могут устанавливаться или самим населением или же самостоятельно органами, представляющими местное самоуправление. Прибыль, полученная от приватизации тех объектов, которыми владеет муниципалитет, в местный бюджет поступают полностью. Финансовые средства отдельного муниципалитета централизуются в местном бюджете. Его формируют, утверждают и ведут контроль за исполнением непосредственно органы, представляющие местное самоуправление. Смета местного бюджета может содержать и расходы некоторых территорий, не являющихся частью муниципального образования [31].

Государственные доходы представляют собой систему денежных отношений, в ходе которых формируются финансовые ресурсы страны. Эти отношения состоят в перераспределении и распределении валового национального продукта между сферами государственных интересов, которыми являются обеспечение обороноспособности государства, поддержание общественного порядка, содержание аппарата государственного управления и другие. При этом распределенные таким образом средства поступают в собственность государства.

Все государственные доходы бюджета формируют определенную систему, основными структурными компонентами которой, являются следующие:

1) налоговые доходы бюджета, это те, которые установлены законодательством на федеральном уровне, региональные налоги и сборы, местные сборы, а также бюджетные поступления от взимания штрафов, акцизов, пеня. Кроме того, к данной группе относятся поступления от ведения экономической деятельности, такие как налоги на прибыль (для предпринимателей и организаций ведущих такую деятельность), подоходные налоги граждан, поступления от НДС, сборы за ведение внешнеэкономической деятельности (таможенные платежи и пошлины).

2) неналоговые доходы бюджета включают в себя различные виды платежей от доходов по использованию имеющегося в собственности (государственной и муниципальных образований) имущества, доходы от его продажи или отчуждения, или коммерческого использования, платежи и доходы, взимаемые за оказание различного вида платных услуг и производство работ. К этой же категории принадлежат средства, получаемые при санкционировании разного рода деятельности, подлежащей уголовной или административной ответственности (конфискации, изъятия, отобрания по суду), доходы, получаемые в ходе возмещения ущерба, который может быть причинен институтам государства в лице его субъектов и органов [48].

Все налоговые и неналоговые доходы бюджета, которые находятся в ведении субъектов РФ, создаются на основе местных налогов и сборов, а также за счет средств, которые передаются в ведение регионов из федерального бюджета. Неналоговые бюджетные доходы регионов РФ формируются согласно положений, содержащихся в ст. 41 – 46 Бюджетного Кодекса страны. К ним относятся следующие поступления: доходы от местных (региональных) налогов, платежи от местных сборов, а также несистематические отчисления распределенных средств федерального бюджета по нормам, которые устанавливаются государством на каждый определенный период (финансовый год). К этому перечню относятся и федеральные регулирующие доходы бюджета.

Источником формирования бюджетных доходов государства, как и в любой стране, в России является национальный доход. Величина и структура национального дохода выступает основным ориентиром при планировании бюджетной политики государства.

Государственные доходы бюджета имеют своей целью  создание финансового фундамента для успешного решения задач социально-экономического и политического развития страны и государства. Многообразие форм и видов государственных доходов позволяет классифицировать их по ряду существенных оснований. Виды госбюджетов по источнику формирования различают следующие: доходы бюджетов регионов и муниципальных единиц, отдельных государственных и муниципальных предприятий, внебюджетных отраслевых/межотраслевых фондов. По форме собственности плательщика выделяют доходы от государственного сегмента экономики, от производственной/непроизводственной деятельности предприятий/учреждений. К этой же категории относятся плата за использование и разработку природных ресурсов, отчуждение имущества, платежи предприятий/организаций, бюджетные поступления от населения. По форме изъятия различают виды доходов: добровольные и обязательные платежи. Все они в совокупности образуют государственный бюджет, которому придается сила закона и который служит цели обеспечения устойчивого развития государства.

Доходы местных бюджетов пополняются посредством:

  • различных сборов, а также штрафов;
  • местных налогов;
  • налогов федеральных и налогов субъектов государства в соответствии с нормами, установленными Законодательством;
  • денежных средств, которые государственная власть передает органам, представляющим местное самоуправление, чтобы те реализовали государственные полномочия;
  • средств, поступающих от приватизации имущества муниципалитета или от сдачи его в аренду;
  • средств от лотерей и займов;
  • процентов от прибыли предприятий;
  • всевозможных дотаций, трансфертных платежей, субвенций и других средств, не противоречащих закону [44].

Органы, представляющие местное самоуправление, вправе распоряжаться поступающей прибылью по своему усмотрению. Государственная власть не должна изымать сумму, превышающую доходы над расходами, если таковая остается. Также она должна через федеральные органы обеспечить муниципалитетам минимальный местный бюджет, способный покрыть минимальные затраты муниципалитета, используя постоянные, закрепленные источники дохода. Предельный минимум местных расходов устанавливается законодательством на основе норм наименьшей наполненности бюджета.

Местный бюджет – это централизованно сформированный финансовый фонд муниципального образования, а также сам процесс его формирования, образования, утверждения и исполнения. Контроль над его исполнением осуществляется органами местной власти самостоятельно. В состав сметы могут входить расходы отдельных территорий и населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями.

Местный бюджет формируются за счет закрепленных законом источников для каждого уровня. В фонды бюджета поступают местные налоги, отчисления, передаваемые органами государственной власти на исполнение определенных полномочий, доходы от приватизируемого имущества, сдачи в аренду муниципальных объектов собственности, субвенций, дотаций, трансфертных платежей и др.

Отношения между бюджетами осуществляются путем передачи средств из фондов одних в фонды других: вышестоящие выделяют целевые средства нижестоящим и т.д. Целью такого регулирования является распределение источников между бюджетами разных уровней. Местный бюджет может включать в себя целевые и резервные фонды, средства которых могут передаваться для реализации различных социальных, экологических, экономических программ и т.п. [33].


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!