Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование здорового образа жизни у дошкольников средствами физического воспитания

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


Содержание

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

1.1. Особенности развития организма дошкольника

1.2 Критерии оценки состояния здоровья ребенка

1.3 Составляющие правильного развития ребенка

1.4 Физическое развитие, физическая подготовленность и физическое воспитание дошкольников

1.5 Примерная схема физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду

1.6 Развитие движений у детей

1.7 Формы организации физического воспитания в детском саду

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1 Диагностика физического развития детей

2.2 Коррекционная работа с дошкольниками с учетом их физического развития

2.3 Программа физического воспитания детей старшей группы с целью формирования представлений о здоровом образе жизни

2.4 Диагностика сформированности здорового образа жизни у дошкольников в результате проведенной программы физического воспитания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия.

В сложившейся ситуации лозунг «Сохраним здоровье детей» несколько устарел. Коль здоровье — богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять.

Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удается. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Природа, если говорить строго научно, через специфические физиологические механизмы (в частности, утомление) сама регулирует темп движений и их количество, поэтому бояться перегрузки надо в меньшей степени, чем недогрузки. Именно гиподинамия создает условия для ненормального физического развития детей. Вместе с тем организация физической культуры в дошкольном возрасте имеет специфические, связанные с уровнем развития детского организма, особенности. Они существенно отличаются от тех подходов, которые имеют место у взрослых.

Вся ортодоксальная педагогика и медицина направлены на развитие и обслуживание, в среднем 10% жизненного потенциала человека. Они корригируют и восстанавливают, в основном, десятую часть биоэнергетики, упуская из-под контроля девяносто процентов психоэнергеники. Поэтому человек – царь природы и живет в 10-20 раз короче своей физической, социальной и интеллектуальной полиграммы, полученной от природы, проигрывая по продолжительности жизни многим представителям мира флоры и фауны.

«То, что человеку дано, если не множится, забирается то, что дано». Каждый нормально выношенный и рожденный дитя, действительно талантлив от природы и гениален от поколений. Однако, для раскрытия мозаики природных задатков, развития основы физический и нравственных качеств, культуры ума и тела, сама природа отпускает ровно 57 месяцев, включая период внутриутробного формирования. Она всеми силами старается сохранить пропорциональность потенциала развития до 6-8 лет, но к великому сожалению к 10 годам из 100% оставляет 20%, а к 20-25 годам остается в качестве базиса около 10% наследства. И это на все дальнейшее развитие, формирование и деятельность человека разумного. В свете вышеизложенного особое значение приобретает вопрос приобщения детей дошкольного возраста к валеологической культуре, особенно тех, кто имеет существенные отклонение в состоянии здоровья. Физическое развитие дошкольника рассматривается не изолированно, а в контексте общего гармонического развития ребенка как не обходимое условие его здорового образа жизни

Решение данной проблемы, в значительной мере, зависит от совокупности ряда компонентов:

  1. Подборки адекватных средств физического воспитания и образования функциональным возможностям занимающихся;
  2. Совершенствования методики организации и индивидуализации проведения занятий физической культурой;
  3. Порогового и подпорогового оптимума физических возможностей в культуре двигательной и интеллектуальной активности ребенка, его осознанной заинтересованности и обоснованной мотивации;
  4. Функционального уровня терморегулирующей системы организма, занимающегося;
  5. Педагогического сотрудничества: врачебно-педагогического контроля и человеческого фактора общения всех участников педагогического процесса.

Главное, чтобы человек смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке. Культура физического воспитания дошкольников, на современном этапе – это закладка основ здорового образа жизни.

Объект исследования: здоровый образ жизни.

Предметом исследования являются условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.

Цель исследования: определить основные условия и методики формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с помощью физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать критерии оценки состояния здоровья ребенка и составляющие правильного его развития.
  2. Рассмотреть физическое развитие, физическую подготовленность и физическое воспитание дошкольников.
  3. Выявить примерную схему физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду
  4. Проанализировать развитие движений у детей и формы организации физического воспитания в детском саду.
  5. Провести диагностику физического развития детей старшей группы и сформулировать основные направления коррекционной работы с детьми разного уровня здоровья, привести контрольные упражнения для оценки физической подготовленности и умений детей 5-6 лет.

Методы исследования: анализ данных на основе научных публикаций и опрос родителей и детей на предмет сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в результате воздействия на них средствами физического воспитания.

Гипотеза: основные условия формирования здорового образа жизни у дошкольников создаются с помощью физического воспитания в связи с преобладанием в этом возрасте подражания в качестве способа усвоения новых знаний и умений.

Краткая характеристика глав:

В главе 1 рассматривается взаимосвязь двигательной активности и здоровья ребенка.

  • Особенности развития организма дошкольника: рост, вес, развитие кожных покровов, сердечно-сосудистой и нервно-психической систем.
  • Критерии оценки здоровья детей и основные группы здоровья.
  • Составляющие правильного развития ребенка: роль движений для развития психики и интеллекта; принципы правильного закаливания; рациональный режим дня; правильное дыхание.

1.4 Физическое развитие, физическая подготовленность и физическое воспитание дошкольников.

1.5 Примерная схема физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду: система физкультурно-оздоровительных мероприятий, составленная с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития детей.

1.6 Развитие движений у детей: двигательная культура, двигательное творчество и приемы его развития; специальные контрольные упражнения (тесты) для оценки двигательных и физических качеств ребенка.

1.7 Формы организации физического воспитания в детском саду: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные праздники и досуги и др.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у детей 5 лет средствами физического воспитания:

2.1 Проведение основных методик по диагностике и собственно диагностики физического развития детей старшей группы.

2.2 Анализ основных форм коррекционной работы с дошкольниками с учетом их физического развития.

2.3 Разработка программы физического воспитания детей старшей группы с целью формирования представлений о здоровом образе жизни.

2.4 Проведение с помощью анкетирования родителей диагностики сформированности здорового образа жизни у дошкольников в результате проведенной программы физического воспитания

Данная тема широко освещается в работах Вайнера Э.Н., Зайцева Г.К., Решетновой Г.А., Шнейдер О.С., Зинькович И.Б., Тарасовой Т.А., Шишкиной В.А., Осокиной Т.А., Лесковой Г.П. и др.


Глава 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

1.1. Особенности развития организма дошкольника

 

Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно — вначале он замедляется до 4—6 см в год, а затем на 6—7-м году жизни ускоряется до 7—10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). В этот период особенно важно правильное и обдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костной ткани, методами физической культуры. Усредняя приведенные цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого рост ребенка увеличивается на 5 см. Таким образом, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: рост ребенка в возрасте одного года + (5 см Х n), где n — возраст ребенка. Если рост в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный 75 см.

Прибавка в весе в дошкольный период также происходит не­равномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, вес ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте одного года + (2 кг Х n), где n — возраст ребенка. Если вес ребенка в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный 10 кг. К 6—7 годам ребенок дол­жен удвоить свой вес, который он имел в годовалом возрасте.

Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6—7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут лег­ко перегреваться или переохлаждаться.

К 5—6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Одновременно важно и воздействие методами физической культуры на указанный процесс развития. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой или неровной, он должен пользоваться только детской мебелью.

Важно, что физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним, в ходе физического воспитания необходимо постепенно и осторожно.

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким — к 7 годам частота дыханий — 23—25 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно стабилизируется пульс — к 5 годам до 100 ударов в 1 минуту, к 7 — до 85—-90 в 1 минуту.

Следует помнить, что адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом. Недопустимо, например, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним.

Нервно-психическое развитие, на которое также важно ориентироваться в процессе физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольника достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

Указанные данности психического развития дошкольника можно умело использовать в ходе составления и разработки занятий, направленных на физическое совершенствование ребенка и становление здорового образа жизни.

Таким образом, само развитие ребенка дошкольного возраста предполагает важности воздействия на его организм методами физической культуры и ориентирует и родителей и педагогов на становление у детей этого возраста здорового образа жизни именно методами физической культуры и физического воспитания.

1.2 Критерии оценки состояния здоровья ребенка

 

В педиатрической практике приняты 4 критерия оценки состояния здоровья ребенка:

— уровень физического развития, его гармоничность;

— соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту;

— степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к внешне средовым факторам и неблагоприятным воздействиям;

— наличие или отсутствие хронических заболеваний. Важно помнить, что каждый из указанных критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику. Только совокупность информации по всем критериям в комплексе позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.

В соответствии с названными критериями детей можно условно разделить на 5 основных групп здоровья:

  1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
  2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
  3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.
  4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
  5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

К первой группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений. Ко второй группе относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же следует относить переболевших детей, особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих.

Между здоровьем и болезнью существует много переходных состояний. Диагностика ранних сдвигов, предшествующих возникновению патологических процессов, возможна при правильной ориентировке в показателях здоровья, отклонений от возрастной нормы.

 

1.3 Составляющие правильного развития ребенка

 

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Это не только прогулки за пределами дошкольного учреждения, но и соревнования. «Кто быстрей?», «Кто сильней?», «Кто больше?», «Кто точней?». Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир. Задача родителей и, конечно, воспитателей — исподволь прививать любовь к активности, всячески ее поощрять, добиваться высокой культуры движений, т. е. координации, скорости, силы, выносливости.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.

Интенсивность и продолжительность нагрузок должна быть такой, чтобы у ребенка не возникали признаки переутомления, чтобы он не терял интерес к этому виду деятельности, все движения выполнял с желанием, без предупреждения.

Поскольку игра в детском возрасте является ведущим видом деятельности, то желательно организовывать ее таким образом, чтобы она, включая разнообразные движения, носила соревновательный характер.

К настоящему времени усилиями физиологов, гигиенистов и педиатров разработаны и проверены на практике правила (принципы), которыми следует руководствоваться в проведении закаливающих процедур у детей:

— закаливание можно начинать и проводить далее только при полном здоровье ребенка;

— необходимо постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий;

— процедуры закаливания должны носить систематический характер, не иметь перерывов (за исключением возможной болезни ребенка);

— следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст;

— начинать закаливание можно в любое время года, но предпочтительным является теплый период;

— закаливающие процедуры должны вызывать у ребенка положительные эмоции, в противном случае можно получить отрицательный эффект — негативное отношение, боязнь.

Сегодня следует внести некоторые уточнения в эти устоявшиеся взгляды. Дело в том, что изложенные выше и общепринятые в практике принципы закаливания, все без исключения, ориентированы на формирование устойчивости к холоду, хотя воздействие высоких температур на ребенка создает не меньше проблем, особенно летом.

Анализ физиологических механизмов адаптации к холоду показывает, что холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции на коже и подкожной клетчатке из-за наличия большого числа холодовых рецепторов. Реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребенка. В противоположность этому сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии выражены у детей слабо, да и число тепловых рецепторов в 10 раз меньше, чем холодовых.

Следовательно, рациональное построение тактики приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды должно базироваться на сочетании разнонаправленных температурных воздействий — на температурных контрастах. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышают эффективность закаливающих процедур.

Экстремальные сверхсильные холодовые экспозиции вызывают колоссальное напряжение всех физиологических систем, в частности терморегуляции, что чрезвычайно опасно в детском возрасте, и безболезненные последствия бывают лишь у немногих детей. Приходится только удивляться родителям — сторонникам «моржевания» детей. В ряде городов даже возникли клубы, где главными методами закаливания детей, начиная с раннего детства, являются хождение босиком по снегу без одежды, обливание ледяной водой и зимние купания.

Тот факт, что у некоторых детей эти процедуры проходят без осложнения, более того, они меньше болеют простудными заболеваниями, имеет свое объяснение: индивидуальная чувствительность к температуре, высокая реактивность сосудистого русла на холодовые воздействия, сформированность иммунной системы.

Здоровью других детей эти закаливающие мероприятия могут принести непоправимый вред, поэтому, приступая к нетрадиционным методам закаливания, необходимо подумать об их целесообразности.

Можно ли использовать закаливающие процедуры, если ребенок часто болеет респираторными заболеваниями?

Не только можно, но и нужно. При этом нельзя забывать, что методы и Приемы закаливания должны носить щадящий характер и подбираться строго индивидуально с учетом состояния здоровья ребенка. Естественно, во время болезни и в период выздоровления закаливающие мероприятия применять не рекомендуется. Некоторые педиатры рекомендуют прибегать к следующему приему: назначать часто болеющим детям закаливающие процедуры по схеме п— 2 в течение 2-3 месяцев, а затем п—1, где п — возраст ребенка. По этой схеме 6-летнего часто болеющего ребенка следует закаливать сначала как 4-летнего, а затем как 5-летнего, пока его здоровье не нормализуется. В этом есть определенная логика, т. е. частые респираторные заболевания свидетельствуют об отставании развития у ребенка физиологических механизмов терморегуляции, сниженного иммунитета и слабой сопротивляемости к инфекциям.

Луи Пастер впервые установил, что охлаждение активизирует жизнедеятельность патогенных микроорганизмов, к примеру стафилококков, и вирусов, в результате развивается острое респираторное заболевание. Экспериментально установлено, что после охлаждения незакаленного ребенка в слизистой оболочке его носа число бактерий возрастает примерно в 1000 раз!

К настоящему времени получены убедительные научные обоснования физиологических механизмов благоприятного воздействия на организм человека хождения босиком. Экспериментально установлено, что на подошвенной поверхности стопы на единицу площади тепловых, холодовых и механических рецепторов значительно больше, чем на остальных участках кожи. Сигналы от этих рецепторов по многочисленным нервным путям воздействуют на многие функции организма, одновременно тонизируя кору больших полушарий и деятельность желез внутренней секреции.

Однако не следует забывать, что современная обувь обладает высококачественными теплоизоляционными свойствами, что создает постоянный комфортный микроклимат для ног. В этих условиях происходит постоянное снижение тепло регуляторных механизмов нижних конечностей и любое охлаждение ног у незакаленного человека (ребенка) может вызвать простуду, поскольку ступни находятся в рефлекторном взаимодействии со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. При местном охлаждении ног появляется насморк, кашель, хрипота.

Поэтому, признавая, что хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Утром и вечером сеанс хождения босиком должен начинаться с 3—5 мин, увеличиваясь на 1—2 мин ежедневно. В итоге процедура доводится до 1 ч. Следующий этап — хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. С наступлением осени выход на улицу босиком следует проводить по выше приведенной временной схеме. За лето кожа ступней ног огрубевает, притупляются болевые ощущения, снимается чувствительность к холоду. После каждой прогулки босиком ноги необходимо вымыть, ступни энергично растереть, а икроножные мышцы промассировать.

Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.

Процесс закаливания предусматривает постоянное движение: после процедуры «жесткого» закаливания прогулку следует продолжить в сухой обуви.

К сожалению, не все дошкольные учреждения имеют условия и оборудование для определения уровня закаленности ребенка, но существуют сравнительно несложные методики, которые дают объективную информацию о степени закаленности организма ребенка.

Одним из непременных условий нормального развития ребенка является соблюдение рационального, построенного с учетом возраста, режима дня. Научные основы построения режима базируются на результатах исследований нейрофизиологов и биоритмологов. Если нейрофизиология дала обоснование динамики психофизиологических процессов в организме, то биоритмология установила кардинально важное положение: все известные процессы в организме человека протекают с определенной ритмичностью, которая выступает в качестве ведущей и универсальной жизненной закономерности. Иначе говоря, биоритмы человека определяют его поведенческие реакции, влияя на физиологические и психологические процессы. Из многочисленных биоритмов важнейшими для обеспечения жизнедеятельности принято считать околосуточные, или циркадные. Именно они определяют продолжительность и интенсивность биологического процесса в интервале 20—28 ч.

Возрастная биоритмология очень молодая наука. Однако имеющиеся факты свидетельствуют о ее успешном развитии и широком использовании установленных закономерностей. Так, к настоящему времени доказано, что некоторые биоритмы начинают проявляться уже у плода (ритмичное сокращение сердца), у новорожденного (ритмичное дыхание, прием пищи), но их закрепление и разнообразие реализуется постепенно.

Считается, что на каждом этапе онтогенеза имеются свои специфические биоритмы. Именно возрастная специфика биоритмов наиболее объективно отражает динамику и продолжительность физиологических процессов и некоторых функций. К примеру, сравните продолжительность сна ребенка, взрослого и пожилого человека.

Особую значимость для правильной организации режима дня в любом возрасте имеют суточные колебания уровня работоспособности. По этому признаку всех людей условно делят на «жаворонков», «сов» и «голубей». Первые рано просыпаются, но и рано ложатся спать, вторые — просыпаются поздно, высоко активны ночью, могут ложиться спать очень поздно. «Голуби» занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами».

«Жаворонки» с раннего утра отличаются высоким уровнем основных функций, легко включаются в деятельность, в то время как у «сов» наблюдается низкий уровень этих показателей, они несколько заторможены, менее активны.

Учет индивидуальных биоритмологичеких особенностей — необходимое условие для рациональной организации деятельности, а, следовательно, и режима дня. К сожалению, существующие режимы в дошкольных учреждениях ориентированы на «голубей», которые составляют примерно половину от общей численности детей. Единственным оправданием существующих схем режима дня детей является то, что регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип, который запечатлевается в «вегетативной памяти» и реализуется при возникновении соответствующих условных раздражителей.

Основные режимные моменты, которые должны выполняться в семье и в детском саду, — время пробуждения, приема пищи, прогулок, отхода ко сну. Остальные режимные моменты могут меняться по продолжительности и порядку исполнения. Чем ближе режим детского сада к индивидуальным особенностям биоритмов ребенка, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Итак, режим ребенка должен соответствовать его «биологическому портрету», быть стабильным, не консервативным и однообразным. И еще одно замечание. В детском возрасте можно проводить некоторую коррекцию биоритмов в желательном направлении. Конечно, речь не может идти о коренной ломке — из «совы» делать «жаворонка». Имеется в виду небольшая поправка индивидуальных отклонений уровня работоспособности в течение дневного бодрствования: у «жаворонков» во второй половине дня, а у «сов» — в первой. Эта задача решается умелым сочетанием умственных, эмоциональных и физических нагрузок в игровых ситуациях, обеспечивая таким образом желательную ритмичность процессов в организме ребенка.

В физиологии существует понятие адекватности. В нашем случае адекватность — это соответствие количества поступающего в организм кислорода (в составе воздуха) требованиям уровня обмена.

Объем (количество) воздуха, поступающего в организм в течение одной минуты, или вентиляция легких, определяется производным двух параметров: частоты и глубины дыхания. У детей в силу возрастной специфики развития эти параметры значительно отличаются от параметров взрослых людей не только количественными, но и качественными характеристиками: силой дыхательных мышц, объемом и формой грудной клетки, состоянием системы регуляции дыхания, частотой дыхательных актов, их продолжительностью. Высокий обмен веществ у детей обусловливает высокую потребность в кислороде, в то время как морфологические и функциональные особенности легких и грудной клетки во многом ограничивают глубину дыхания. Так, у взрослого человека в покое регистрируется 15—16 дыхательных актов, у 5—6-летних детей — около 25, а у 1—2-летних — 30—35.

Потребность организма в кислороде удовлетворяется у здорового ребенка существующим механизмом автоматического и поочередного включения вдоха, а затем выдоха, действующим без участия сознания. Благодаря этому механизму мы не отвлекаемся на сознательную регуляцию глубины и продолжительности вдоха и выдоха, в организм поступает столько кислорода, сколько требует сиюмоментная деятельность.

При интенсивной мышечной работе (быстрая ходьба, бег, гимнастика, подвижные игры и т. п.) ситуация несколько меняется — кислорода нужно много, а ресурсы автоматического регулирования исчерпаны. Вот здесь нужно сознательное управление актами вдоха и выдоха. Обучая ребенка правильному дыханию, необходимо прежде всего добиться, чтобы он делал глубокий выдох. Это важно для максимальной вентиляции альвеол легких. Вдох при этом осуществится сам собой — рефлекторно — и будет достаточно глубоким. Конечно, это необычный способ дыхания, но ребенок его достаточно быстро освоит. Немного настойчивости взрослого — и малыш с удовольствием включится в игру. Вы считаете: 1—2—3—4 — это время вдоха, 1—2 вдоха или вдох делается на 2—3 шага, а выдох — на 3—5 шагов.

Важно также научить ребенка дышать носом, а не ртом. С этой целью можно организовать, например, пускание мыльных пузырей (интересное и полезное занятие для малышей) или использовать другие приемы, желательно через игру. При плавании характер дыхания. несколько иной: вдох делается через нос, а выдох интенсивный — через рот в воду.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф