Скоро защита?
Меню Услуги

Формирование здорового образа жизни у дошкольников средствами физического воспитания. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.4 Физическое развитие, физическая подготовленность и физическое воспитание дошкольников

 

В узком значении термин физическое развитие используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.). В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие). В детском саду не менее двух раз в течение года проводится специальное обследование физического развития детей, определяется гармоничность развития, соответствие его возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность— это уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. Интересно отметить, что в педагогических материалах еще в 30-е годы был поднят вопрос о так называемом «моторном паспорте» ребенка. В работах многих физиологов и педагогов подчеркивается, что точное движение является свидетельством интеллектуальной работы мозга. Поэтому умение ребенка правильно выполнять движения — косвенный показатель его умственного развития. Ученые разработали нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требований к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ физического воспитания для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание дошкольника — это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребенка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.

Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение его активности и общей работоспособности.

Решение образовательных задач предусматривает формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В основе физического воспитания лежат психогигиенические, эколого-природные факторы, а также движение и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.

Психогигиенические факторы включают общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т. д. Любой из перечисленных факторов способствует осуществлению цели и задач физвоспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности названных факторов учитывается не их «правильность» в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает и старается им следовать.

Эколого-природные факторы. Природа — среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Однако положительный результат дает только экологически чистая природа. Поэтому при использовании природных факторов необходимо прежде убедиться в возможности их использования, определить индивидуальную дозировку.

Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих средств, органически включая их в режимные процессы: например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта, после еды и т. д.

Наиболее эффективными видами закаливания физиологи признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание.

В условиях нынешнего экологического не уюта нужно научить детей находить для игр и отдыха уголки природы, куда меньше всего проникают пыль, грязь, вредные запахи от промышленных предприятий и машин; предусмотреть такие места на участке детского сада и в ближайшем окружении.

Воспитатель должен научить детей бережно относиться к каждой травинке, цветку, кустику. Дети постепенно постигнут истину: там, где побывал человек, должна оставаться чистота, ведь она залог здоровья.

Научите детей обращаться за помощью к природе в случае необходимости: спрятаться от холодного ветра под ветками большого дерева или за кустами с подветренной стороны, приложить подорожник к ранке, растереть снегом озябшие руки.

При каждой возможности рассказывайте детям какую-нибудь историю о растениях, прочитайте рассказ, стихотворение, загадайте загадку, вспомните пословицу, поговорку о пользе природы для человека. И пусть у детей будут свои сказки и игры, в которых природа щедро награждает человека за его внимание к ней.

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Воспитатель разрабатывает двигательный режим для детей своей группы с учетом их возраста, здоровья.

Основное содержание физического воспитания в дошкольном учреждении составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, простейшие формы: туризм, дальние прогулки за пределы дошкольного учреждения. Дети должны не только овладеть ими на уровне возрастных возможностей, но и иметь элементарное понимание их пользы для здоровья. У каждого ребенка непременно должны быть свои любимые игры или упражнения. Полное отсутствие интереса к движениям рассматривается как фактор риска в развитии ребенка.

Физические упражнения в детском саду по своему содержанию и направлению значительно шире, чем только средство формирования двигательных умений. Они ориентированы на развитие навыков общения, на получение и закрепление информации об окружающем мире и о самом себе, на развитие трудовых действий, осознание себя как частицы природы, общества, как личности.

Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в организации физического воспитания; педагогический коллектив сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится на следующих принципах:

принцип разностороннего развития личности предполагает, что При решении специфических физкультурных задач также обеспечивается и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Любое физкультурное мероприятие должно активизировать мыслительную деятельность, создавать условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку;

принцип гуманизации и демократизации обязывает отказаться от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов.

Физическое, психическое и социальное благополучие каждого ребенка — вот что лежит в основе любого педагогического процесса, независимо от избранной системы в целом или отдельных направлений. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка. Взрослый должен знать, куда и как вести ребенка.

Воспитателю предоставляются права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать действительно высокие конечные результаты физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Оно обязывает воспитателя определять ближайшую зону здоровья, физического и двигательного развития детей; находить наиболее результативные средства, формы и методы воспитания, объединяя их в систему; оценивать эффективность используемых методик.

Принцип индивидуализации обязывает обеспечить здоровый образ жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т. д.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду оценивается по конечным показателям здоровья, физического и двигательного развития детей.

В начале учебного года (или еще до прихода малыша в дошкольное учреждение) вместе с медиками нужно обсудить все вопросы, связанные с индивидуализацией воспитания каждого ребенка: составить четкое представление о состоянии здоровья, об особенностях физического развития, уровне сформированности двигательных умений, о направленности интересов. Пусть картина этих данных будет постоянно в поле зрения воспитателя.

Идея гуманизации должна быть заложена и в режиме дня: при наличии временных ориентиров для отдельных режимных моментов в целом желательно, чтобы режим был индивидуален для каждого ребенка. Так, если кто-то выспался, он не лежит в постели, пока проснутся все остальные; нецелесообразно также будить ребенка только потому, что все остальные уже проснулись. Для каждого ребенка в любое время дня предусматриваются такие условия, которые обеспечивают ему по желанию подвижную или спокойную деятельность, собственный стиль сверстников.

Особой осторожности требует организация закаливания. Оно не может быть одинаковым для всех детей группы, так как здоровье у всех разное. Дети, часто болеющие, с отклонениями в физическом развитии, малоподвижные, не умеющие ритмично и красиво двигаться, имеют право на дополнительное внимание воспитателя, врача; здоровые, опережающие в развитии сверстников — на особые формы занятий, условий для развития способностей.

Нельзя быть безразличным к тому, что некоторые дети не любят зарядку, ленивы в движениях — физкультура нужна всем. Нужно найти для каждого «волшебный ключ» — то средство, которое вовлечет малоподвижного ребенка в интересную двигательную деятельность.

В современных условиях воспитатель детского сада обязан быть квалифицированным специалистом прежде всего в области здоровья, которое выступает не самоцелью, а условием и средством формирования личности.

Осуществлять физическое воспитание детей — это значит:

— уметь анализировать и оценивать степень здоровья, физического и двигательного развития детей;

— формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на календарный год) и определять первостепенный из них с учетом особенностей каждого из детей;

— проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности с учетом объективных и субъективных причин.

— организовывать процесс воспитания по определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы, методы работы в конкретных условиях;

— сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

— владеть самооценкой своего профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

 

1.5 Примерная схема физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду

 

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий составляется с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития детей.

Общие требования

Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

— соблюдение санитарных и гигиенических требований;

— сквозное проветривание (3—5 раз в день в отсутствие детей);

— специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух;

— поддерживание температуры воздуха в пределах 20—22° С.

  1. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).
  2. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
  3. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья, и развития детей.
  4. Оптимальный двигательный режим (объем двигательной активности в пределах 5,5—9 тысяч шагов, продолжительность — 4 ч в день).

Организованная двигательная деятельность

Утренняя гимнастика (ежедневно) 5—7 мин

Занятия физкультурой (1—2 раза в неделю) 20—25 мин

Подвижные игры на первой и второй прогулках 3— 4 раза в неделю 20—25 мин

Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:

— утром 10—15 мин

— после завтрака 5—7 мин

— на прогулке 40—50 мин

— после сна 7—10 мин

— на второй прогулке 30—40 мин

Базовая и игровая деятельность 60—100 мин

Закаливание:

— оздоровительные прогулки, ежедневно 3—4 ч

— умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук

— полоскание рта и горла после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)

— воздушные ванны до и после сна, на занятии 5—10 мин по физкультуре

— ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам до и после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

— контрастные ножные ванны по специальной от 2 до 20 мин методике (ежедневно после сна)

— использование элементов «пульсирующих» температур в течение дня

Система мероприятий в старшей группе будет отличаться от приведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания (например, умывание, полоскание горла может проводиться прохладной, холодной и даже ледяной водой, увеличивается продолжительность воздушных ванн и ходьбы босиком и т. п.).


1.6 Развитие движений у детей

 

Насколько важно разнообразие движений для развития ребенка? На этот вопрос прекрасно ответил известный теоретик и практик физического воспитания П. Ф. Лесгафт: «Чем менее разнообразия в движениях мы допускаем у ребенка, тем менее ловкости и грациозности мы у него встретим».

Давно замечено, что ребенок, мало что умеющий делать, с трудом овладевает новыми движениями. И наоборот, кто больше умеет, тот быстро и легко усваивает новые движения и действия, выполняет их с большой радостью и всегда вносит в них элементы творчества. Почему так происходит? Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они складываются (как и вообще вся деятельность человека) из однородных движений, выполняемых в различных комбинациях и в разных условиях (направление, скорость, амплитуда и т. д.). Новое действие — это, по существу, двигательный акт, выполненный с учетом новых условий. Есть основные, «узловые» движения, без которых сложные действия невозможны. Двигательный опыт — это, по существу, многочисленные вариации движений, в основе которых лежат обратные акты, связанные в определенном порядке в новое действие. Чем больше видов и способов движений знает ребенок, тем содержательнее и богаче его деятельность в целом.

Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением. Вот несколько упражнений в этом направлении, по аналогии с которыми можно придумать другие.

Построить вместе с детьми две параллельные дорожки из кубиков: одну сплошную, другую с промежутками, как шпалы на железной дороге. Предложите пройти сначала по первой, затем по второй и ответить на вопрос: по какой из них идти легче? Позднее детям даются задания построить «легкие» и «трудные» дорожки из однородных предметов (веревочек, скакалок, плоскостных геометрических фигур, обручей, набивных мячей, мешочков с песком, чурбачков и др.), а затем из разнородных (например, из доски, лежащей на полу, и приставленных к ней кубиков, обручей).

Что такое культура движений дошкольника?

Культура движений прежде всего оценивается их красотой. В свою очередь, понятие красоты движений определяется их положительным воздействием на организм, целесообразностью:

Дело в том, что правильное выполнение движений благоприятно сказывается на функционировании внутренних органов, укрепляется осанка, человек меньше устает. Красота движений — это ловкость, грациозность, сила, умение заставить себя двигаться легко, непринужденно и в усложненных условиях.

Культуру движений характеризует также их «запас». В дошкольном возрасте ребенок овладевает на элементарном уровне практически всеми видами и способами основных человеческих движений. Важно научить детей свободно пользоваться этими движениями в зависимости от условий и ситуаций.

Двигательное творчество является третьей составной частью культуры движений. Возможно ли оно в дошкольном возрасте? Ответ однозначен: не только возможно, но и необходимо. Есть очень простое средство для этого — не допускать трафаретности в движениях, играх детей, дать им возможность быть всегда исследователями, создать условия для самостоятельного приобретения двигательного опыта в разнообразной предметно-игровой среде.

Развитию двигательного творчества способствует постоянное изменение расположения физкультурных пособий, с которыми дети выполняют движения; усложнение предлагаемых детям движений; развитие у детей умения двигаться не только «рядом», но и «вместе».

Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество простых пособий: во-первых, расставляя их по-разному; во-вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом пособии; в-третьих, развивая у детей умение выполнять на каждом пособии все знакомые движения. Вот несколько советов-алгоритмов.

1 (основанный на психологии малыша-«исследователя»). Научите познавать любую новую игрушку, бытовой предмет движениями рук, глаз, локомоциями (движениями с перемещением в пространстве).

Пример: принесем в группу деревянный шарик 3—5 см в диаметре (у воспитателя они припасены). Игра начинается с двумя-тремя детьми: «Вот шарик — его можно крепко зажать — спрятать в ладонях (чтобы не выглядывал), покатать (чтобы не выскочил из рук), переложить из одной руки в другую (перед собой, над головой, за спиной и т. д.), покрутить на полу вокруг своей оси, покатать медленно по полу; прокатить по каким-либо предметам — по столу, доске, ковру, по рейке гимнастической лестницы («Как вы хорошо, по-разному придумали!»). Подарите шарики куклам, игрушкам, кто кому хочет, а я вам дам другие (по цвету, размеру, из другого материала — пластмассы, резины, обтянутые тканью, кожей). Как вы будете играть с этими шариками?» Можно предложить детям поменяться шариками, отгадывать, у кого какой, прятать и искать, складывать в корзинку, дарить куклам и т. д.

В следующий раз приносятся шары и мячи разного цвета, размера, из разного материала. Интересно наблюдать, внесут ли ребята в игры с этими предметами какие-либо новые движения с учетом новизны материала: резиновый мяч прыгает, с большим мячом интересно играть вдвоем, на нем можно кататься лежа на животе; отталкивать носками ног, слегка подпрыгнув вперед; бросать сверху высоко поднятыми руками, прокатывать между ногами по полу назад-вперед; можно посидеть на нем; как можно заставить мяч оставаться без движений на плоской поверхности. Можно с уверенностью сказать, что, увидев движение-образец воспитателя, получив какое-то движение спонтанно, подражая другим, дети будут каждый раз радоваться появлению предметов круглой формы в группе и без конца искать новые варианты движений.

Множество вариантов движений дают обручи, скакалки. Сюжетные игрушки (зверята, птицы, домашние животные) также могут войти в игры детей в единстве с движениями: поиграем в прятки — спрятать лисичку за спину, под мышку, под ноги (присев), построить для нее домик, придумать сюжет:

«Жила-была в лесу лисичка-сестричка, что она умела? Она сама сейчас это покажет (ходить, бегать, искать корм, играть с зайчиками, прятаться под деревьями, ходить в гости к детям и у них пить чай, говорить, танцевать)».

При внесении физкультурного пособия нужно показать, как можно выполнить на нем все основные движения и разные их способы (например, ходить по доске обычно, на носках, боком, спиной; показать, как по ней пройдет Петя-петушок, цапля, пробежит лошадка, проползет Миша-медведь, подпрыгивает воробышек, ляжет отдыхать Хрюша-поросенок, спрячется (присядет, закрыв лицо) Котя-коток.

Верните интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.

В группе новая кукла… Чем она отличается от десятка таких же в группе, уже наскучивших? — У нее длинные волосы — вот такие (движения рук), пышная юбочка — вот такая! Она умеет танцевать вдвоем с Таней (и с Сережей, и с Ирочкой), и даже втроем, если взяться всем за руки; а еще она хочет показать, как можно кружиться вдвоем.

Заканчивается знакомство с новой куклой тем, что она «предлагает» научить всех кукол, которые есть в группе, кружиться, только по-разному (подняв над головой, перед собой, спрятав за спину, встав на носочки, в полу приседе, низко присев, объединившись с кем-нибудь из детей).

Можно обыграть простой сюжет: «Научи кукол ходить по доске, возить за веревочку машину и кататься на ней, нагружать кубики в машину».

  1. Почаще меняйте расположение мебели, пособий в группе, находите новые варианты размещения предметов в пространстве, объединяйте отдельные предметы, пособия, игрушки в своеобразные комплексы, специально устраивайте различные преграды в группе — натяните веревочки на разной высоте (минуты по 3—4), на свободном месте поставьте корзину с мячами, мешочками для метания, вынесите обручи; приставьте к гимнастической лестнице доску, куб или постройте дорожку из кубиков, плоскостных предметов.
  2. Периодически в часы самостоятельной деятельности детей появляйтесь перед ними в спортивных брюках и, как бы не обращая на них внимания, отбивайте мяч, прыгайте со скакалкой, подтягивайтесь на перекладине, под магнитофонную запись выполняйте простые ритмические движения. Дети будут с интересом наблюдать за вами и попытаются подражать вам.
  3. Сделаем так, чтобы в любую минуту дня каждый ребенок мог найти для себя «занятие-движение»: в группе обязательно нужно предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь; игрушки-двигатели меняются несколько раз в день (например, большие мячи, обручи заменяют средними, малыми, другого цвета, вместо них можно внести воздушные шары, кольца и т. д.). В режиме дня надо четко закрепить время для самостоятельной двигательной деятельности. Малоподвижным детям — особое внимание! Детей большой подвижности чаще ориентировать на движения, требующие сдержанности, осторожности (ходьба и бег по ограниченной площади и т. п.).
  4. Каждому движению при первоначальном разучивании старайтесь придать образность: ходит петушок, цапля, лошадка (с высоким подниманием колен), ходят гуси (в полу приседе); косолапый мишка — внешней стороной стопы, идет маленький человечек, малыш, — мелким шагом, идет великан — широким шагом, подбирается кошка к мышке (крадучись); с гордой осанкой, оглядываясь назад, — «идет лиса — всему свету краса»; размахивая в такт музыке руками — физкультурник; в разном темпе — в умеренном, вдвоем держась за руки, — мама с дочкой гуляют, очень медленном — старенький дедушка, быстром — папа спешит за сыночком в детский сад; в различных направлениях — прямо, боком, назад (рак); по кругу (вокруг обруча, по ободу обруча, змейкой и т. д.).

Для развития двигательного творчества можно использовать любые физические упражнения ~ все зависит от условий, созданных для двигательной деятельности детей, и методик обучения. Основное — не допускать трафаретности движений, больше предоставлять детям возможностей для самовыражения в играх и занятиях.

Могут использоваться и специальные приемы развития двигательного творчества — проблемные ситуации, двигательные загадки, интересные игры-задания:

— придумать разные способы упражнений, с использованием всех имеющихся пособий;

— найти в группе предметы, которые можно катать (мячи, шары, обручи, каталки, палки, колечки); построить «каталки» (например, на палки или мячи положить доску, в 2 кольца вставить палку).

Полезны упражнения и соревнования, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения: пробежать змейкой, не задев предметы или не уронив их (кегли, кубики, стулья, мячи); метать в различно расположенные цели; прокатить на определенное расстояние обруч, мяч; постоять на одной ноге (позднее — с закрытыми глазами) на чурбаке, скамейке, с разным положением рук, наклонившись; пройти по прямой, по кругу, спиной вперед, с закрытыми глазами; покружиться и остановиться не упав; после бега стать на носочки, на одной ноге быстро подняться на возвышение (кубик, стул); выполнять различные движения пальцами с разными предметами (катать и вращать их двумя пальцами, в одной и двух ладонях катать палку или карандаш); удерживать определенное время («кто дольше?») мешочек с песком за уголок, на пальце, подкинуть его и ловить на ладонь, на три пальца, прокатить мешочек, мяч по руке; изобразить зверей, птиц, ситуацию, описанную в художественном тексте («ветер по морю гуляет…», «ты скачи, скачи, лошадка, гоп-гоп»); выделять средства выразительности движений (быстро — медленно, легко — тяжело, плавно — резко, на носочках — на всей стопе — на пятках, положение тела выше — ниже, разная осанка, дополнительные движения головой, руками, бесшумно — громко и др.); выразительно передавать тексты считалок, пословиц, поговорок, загадок о физкультуре движениями, знать несколько наизусть, делать несложные рисунки для движений на земле, снегу (линии прямые, волнистые, многоугольник, круг, квадрат, классики); придумать элементарные движения для простого сюжета: «Это дом, от него идут разные дорожки: эта к Бабе-Яге в лес — какая она? Эта — мимо острова Буяна — какая она? В царство Мороза Иваныча — какая она? И т. п.». Сначала дети рисуют, а затем обыгрывают то, что нарисовали.

Указанные выше упражнения и игры помогут воспитателю сделать игры детей целесообразными, внести подвижность, увлечь движениями малоподвижных, обогатить содержание двигательной деятельности в целом, приобрести двигательный опыт.

Удивительный мир детей 4 лет — «почемучек» — требует такой системы формирования двигательной активности, в которой естественное место заняли бы бесконечные детские вопросы. Для этого полезно продумывать специальные ситуации, где предметно-игровая среда помогает ребенку ответить действием на вопрос взрослого, а затем научиться задавать вопросы сверстникам и себе.

Пусть дети пробуют отгадать двигательные загадки:

— для какого движения какая подходит дорожка (построить узкую, широкую, извилистую, наклонную и т. д. дорожки; мостик узкий и широкий, прочный и качающийся, прогнувшийся в середине), и проверить движением;

— можно ли на дорожках из одинаковых пролетов выполнить другие, кроме ходьбы и бега, движения (прыжки, лазанье, метание);

— как построить такую дорожку, когда для ходьбы потребуется помощь товарища;

— какие предметы можно использовать для того, чтобы перейти болото;

— по какой дорожке может «пробежать» мешочек для метания-как мешочек может передвигаться по дорожке (его можно передвигать рукой, ногой, головой, каким-нибудь предметом, положить на машинку и т. п.);

— если 2—4 детей (любое число больше одного) построят каждый свою дорожку, то сколько будет всего дорожек? Как интереснее ходить: по одинаковым дорожкам или по разным;

— при ходьбе по дорожке что может делать язычок (петь, считать говорить стихи, щелкать), туловище, глаза;

— какие ворота можно построить «из себя» (стать ноги врозь, на четвереньки), чтобы прокатить мяч;

— по какой дорожке мяч, машина, каталка покатятся сами;

— может ли воздушный шарик прокатиться по наклонной дорожке до конца;

— какой мяч (тяжелый или легкий) дольше покатится по наклонной дорожке? Покатится ли кубик, кегля, мешочек с песком? Как провести оценку двигательных и физических качеств?

Разработаны специальные контрольные упражнения (тесты) для оценки двигательных и физических качеств ребенка. Проверка может проходить как в помещении, так и на участке детского сада в первую или во вторую половину дня. Требования к месту обследования могут быть сведены к следующему: ребенку необходимо предоставить возможность сосредоточиться на задании. Наиболее удачным считается организация обследования на участке детского сада.

На обследование дети 6—7 лет приглашаются по два человека, а 3—5 лет — по три. Остальные заняты играми. Ниже приводятся контрольные упражнения.

Бег. Дистанция бега с места для детей 3 лет — 9 м; с 4 до 7 лет используются две дистанции — 10 м и 30 м. Линию начала бега отмечают на 2—3 м раньше, чем линию старта, окончание бега — на 2—4 м дальше финиша.

По секундомеру фиксируют время преодоления дистанции от старта до финиша.

Качество движения оценивают с учетом положения корпуса (с небольшим наклоном вперед, голова поднята), координации движения рук и ног, наличия полета в беге, параллельной постановки стоп, сохранения направления движения.

Ходьба. Для исследования степени развития ходьбы ребенку предлагают идти в прямом направлении к воспитателю. Дистанция строится так же, как и при беге.

Для характеристики этого показателя учитывают время по секундомеру от момента начала ходьбы (со старта) и до конца 10-метрового отрезка (финиша).

Качественная характеристика ходьбы: сохранение направления, прямая осанка, координация движений рук и ног, правильная постановка стоп ног.

Прыжки в длину с места. На земле (на полу) проводят черту (на ковре кладут шнур) длиной 2—3 м. Ребенок стоит у черты (шнура), касаясь ее носками. Ему предлагают прыгнуть как можно дальше. При выполнении прыжка учитывается расстояние от черты (шнура) до пятки ребенка в момент приземления. Прыжок повторяется 2—3 раза, фиксируется максимальный результат.

При оценке качества прыжка учитывают одновременность отталкивания двумя ногами, приседание перед прыжком, полет, использование взмаха рук при толчке, приземление одновременно на две ноги, слегка согнутые в коленях, мягкость приземления. Результаты прыжка в длину с места характеризуют и скоростно-силовые качества ребенка, так как при этом проявляются способности и умения в короткий промежуток времени проявить максимальное мышечное усилие при сохранении максимальной амплитуды движения.

Метание на дальность одной рукой (мешочек с песком массой 150— 200 г). Ребенок стоит у линии, начерченной на полу или на земле. Воспитатель должен показать и объяснить задание. Ребенок принимает удобную позу и бросает мешочек поочередно правой и левой рукой как можно дальше (по 3 броска). Результаты броска замеряют рулеткой или на расстоянии 7—9 м от линии броска размечают отрезки по 20—30 см и замеряют от последней попытки до мешочка.

При оценке качества броска учитывают правильность исходного положения ног и туловища, направление броска, способ метания — замах от плеча, сверху, сбоку; бросок энергичный, вялый.

Прыжок вверх с места. С помощью этого теста у детей 3—7 лет можно выяснить прыгучесть. При обследовании рекомендуется использовать специальное ленточное устройство. Методика доступна для проведения в любых условиях. Ребенок стоит в очерченном мелом кружке (диаметр 40—50 см). Ему надевают резиновый поясок, к которому сзади прикреплена сантиметровая лента. Второй конец ленты протягивают под зажимом в середине нетяжелой металлической пластинки, плотно лежащей на полу. Зажим не допускает свободного хода ленты после прыжка. Перед выполнением движения отмечают расстояние в сантиметрах от зажима до пояса. Когда ребенок выполняет прыжок вверх, не выходя из круга, лента сдвигается вверх; вновь отмечают это расстояние. Разница между первым и вторым показателями составляет высоту прыжка. Берут лучший показатель из трех попыток.

При определении качества прыжка учитывают характер отталкивания (толчок одновременно двумя ногами), приземление (мягкое, на слегка согнутые ноги), участие рук в прыжке.

Координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны отвечать следующим требованиям:

— не зависеть от размеров тела ребенка и его весовых показателей;

— не предусматривать специальное обучение;

— не зависеть от наличия специальных двигательных навыков. Эти требования должны соблюдаться при подборе двигательных заданий. При этом создаются оптимальные условия для концентрации внимания на основной двигательной задаче — координации движений.

Для изучения этого показателя используются:

  1. Специальные упражнения по проверке координации рук.
  2. Бег между стульчиками, на которых размещены картинки. Рисунок должен соответствовать инструкции: подсказка — в расположении рисунков.
  3. Челночный бег на 10 м (5х2) и бег по прямой. Разница во времени между челночным и обычным бегом рассматривается как показатель координационных способностей.
  4. Полоса препятствий. Порядок прохождения следующий:

— положение на старте спиной к гимнастической скамейке;

— бег по гимнастической скамейке с поворотом на 360° на середине (5 м);

— ведение мяча (4м);

— проползание по гимнастической скамейке (5 м);

— слаломный бег «змейкой» через кегли (4 м).

Время фиксируется в секундах и десятых долях секунды. Какие тесты существуют для оценки силы рук, ног?

Одним из тестов оценки силы ног является прыжок в длину с разбега. Прыжок выполняется на взрыхленный песок в прыжковой яме. Измерение длины прыжка производится палочкой (2—3 м) с нанесенными на ней сантиметровыми делениями. Измеряют длину прыжка от линии отталкивания до пятки в момент приземления.

Оценка силы рук производится динамометром разной модификации. Наиболее часто исследование уровня развития мышечной силы кистей рук проводится с помощью динамометра ДРП-30. Прибор рассчитан на предельную силу 30 кг, точность измерения 0,1 кг.

Перед обследованием необходимо познакомить детей с прибором и рассказать, как им пользоваться.

Для проведения обследования дети приглашаются группами 3—5 человек (в зависимости от возраста). Во время обследования ребенок должен занять исходное положение — стоя, руки опущены вниз. Дается инструкция: взять в руки динамометр, опущенную руку отвести немного в сторону и сжать прибор как можно сильнее.

При измерении каждому ребенку предлагается сделать три попытки: сначала по две — каждой рукой (поочередно правой и левой), затем после отдыха (в это время измеряется динамометрия кистей рук у других детей) дается третья попытка. Троекратное измерение позволяет ребенку лучше выполнить это задание. После каждой попытки следует поощрять и активизировать некоторых (малоактивных) детей. Результаты измерений записываются в протокол с точностью до 0,1 кг.

В обследовании участвуют двое взрослых: один проводит измерение, другой фиксирует результаты. При обработке полученного материала отбирается лучший результат.

Одним из самых простых тестов для оценки ловкости является бег на 10 метров между 8 предметами, расставленными по прямой линии на расстоянии 1 м друг от друга. Ребенок огибает предметы (кубы, кегли, мячи и т. д.) то справа, то слева. Каждый ребенок бежит один. Если он задел хоть один предмет, то снова пробегает эту дистанцию. Записывается время той попытки, в которой ребенок не задел ни одного предмета.

Гибкость. Наклоны туловища вперед на гимнастической скамейке, стараясь пальцами рук дотронуться как можно ниже до линейки, установленной от пола к поверхности скамейки. Нулевое деление сантиметровой линейки находится у поверхности скамейки, а 30 см деления — у пола.

Статическое равновесие. Удержание позы, стоя на одной ноге, вторая, согнутая в колене, опирается на голень первой ноги. Потерей равновесия считается опора на обе ноги или если на одной ноге ребенок начинает передвигаться, прыгать. Фиксируется время удержания до потери равновесия. Проводить тест можно одновременно с 5—6 детьми.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф