Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Диагностика физического развития детей
В физическом воспитании диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка с тем, чтобы определить «ближайшую зону» его здоровья, создать условия для наращивания фундаментальных возможностей систем и органов, развития жизненно важных двигательных умений.
Знать состояние здоровья ребенка воспитателю необходимо для. того, чтобы соответствующим образом построить режим дня и подобрать закаливающие средства, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной и учебной деятельности.
Можно выделить три основных направления этой работы:
— оценка и укрепление здоровья детей;
— оценка и коррекция физического развития;
— определение уровня и совершенствования физической подготовленности и двигательной активности.
Диагностический комплекс осуществляется коллективом специалистов:
— врач детского сада и приглашенные из поликлиники специалисты узкого профиля оценивают и прогнозируют здоровье детей, разрабатывают рекомендации для воспитателей;
— медицинская сестра оценивает гармоничность физического развития, дифференцирует детей по группам для коррекционной работы;
— воспитатель вместе с методистом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре проводит обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей каждой возрастной группы, получает дополнительную информацию о детях от медиков, родителей.
Главным организатором всей диагностической работы является заведующий детским садом. Он создает условия для успешного проведения этой работы, при необходимости принимает непосредственное участие в ней, проводит итоговые рабочие совещания по группам. Вместе с медиками и методистом заведующий анализирует полученные результаты, согласовывает перспективы в работе педагогического коллектива и обслуживающего персонала.
Долгое время считалось, что забота о здоровье — прерогатива врача-педиатра. Он определял группы здоровья, проводил медицинские осмотры, назначал закаливание. Позднее руководство закаливанием было передано врачам-гигиенистам СЭС, которые разрабатывали инструкции по закаливанию, давали разнарядки по их проведению, чаще одинаковые для всех детских садов района или города.
Коллективы дошкольных учреждений не проявляли инициативы, они просто выполняли инструкции. Может ли воспитатель взять на себя ответственность за здоровье детей? Может ли он провести элементарную диагностику здоровья детей, дифференцировать их по группам здоровья, наметить и проводить мероприятия оздоровления? Ответ должен быть однозначным — может! Аргументы в пользу этого утверждения следующие:
- во-первых, даже при самой лучшей организации здравоохранения каждый человек в первую очередь сам должен думать о своем здоровье и уметь быть здоровым. Лечиться без врача нельзя, но профилактические меры против заболеваний необходимо знать всем. Навыки здорового образа жизни должны формироваться с самого раннего детства. Первый и самый главный учитель ребенка в этой области — мать. Воспитатели, по существу, вторые родители детей, следовательно, они тоже обязаны владеть методами оздоровления. Но воспитатели, в отличие от родителей, имеют специальное образование, следовательно, основная ответственность ложится на их плечи;
- во-вторых, система «инструкций сверху» изжила себя. Кроме того, существует общеизвестное положение, что комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в каждом конкретном случае создается в зависимости от состояния детей группы, детского сада, условий и т. д. Даже врач детского сада не знает так детей, как воспитатель. Самостоятельно продумывая оздоровительные мероприятия, он найдет те, которые в состоянии выполнить;
- в-третьих, речь идет не о медицинской диагностике здоровья, а о педагогической. Воспитателю надо знать, как индивидуально работать с детьми по укреплению здоровья каждого. Следовательно, здоровье вверенных детей — главная задача воспитателя.
Оценивая здоровье детей, можно выделить 3 группы:
1) ни разу не болевшие в течение прошедшего года (здоровые Дети);
2) болевшие 4 и более раз (часто болеющие дети, группа ЧБ);
3) болевшие 1—3 раза (эпизодически болеющие).
В данном исследовании проводилось обследование детей старшей группы (10 человек). В ходе исследования были получены следующие результаты:
Здоровые дети: 0 человек.
Часто болеющие дети: 6 человек
Эпизодически болеющие дети: 4 человека
Сведения о здоровье детей были получены от старшей медсестры дошкольного учреждения, родителей, наблюдений знакомого воспитателя.
На основании данного предварительного исследования можно сделать вывод о недостаточном уровне физического развития и состояния здоровья детей рассматриваемой группы.
Быт дошкольного учреждения и воспитательная работа организуются дифференцированно, с учетом групп здоровья.
Оценка физического развития в дошкольном учреждении проводится старшей медсестрой в присутствии воспитателей группы по общепринятым методикам. Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, берутся функциональные пробы. Необходим также осмотр детей врачами — узкими специалистами. Важно не только собрать антропометрические данные, но и провести их анализ, определив прежде всего гармоничность физического развития каждого ребенка, которая высчитывается по справочным таблицам или индексам, а также отклонения в физическом развитии детей. Наиболее тревожные из них — это нарушение осанки, плоскостопие, завышенный или заниженный вес, малый объем грудной клетки, низкое общее физическое развитие.
В исследуемой группе дошкольников, по данным старшей медсестры, не было обнаружено отклонений в физическом развитии детей, кроме низкого общего развития у 6 детей, отнесенных к группе часто болеющих.
Как оценивается двигательная активность детей? Двигательное развитие оценивается по уровню двигательной активности ребенка, его двигательными умениями.
Критериями оценки двигательной активности (в дальнейшем ДА) являются ее продолжительность и объем в условных шагах. Изучение проводится в начале и конце учебного года. Дифференцируются три группы детей по их подвижности — большой, средней и малой (в табл.: Б, С, М) (таблица 1).
Таблица 1 Справочная таблица для анализа результатов обследования ДА детей
Возраст (лет)
| Продолжительность (не менее)
| Объем (тыс. шагов)
| ||||||
в течение дня
| в организованной двигательной деятельности
| |||||||
С
| Б
| М
| ||||||
%
| час
| С
| Б
| М
| ||||
2
| 60
| 4
| 4-6
| 6-8
| ниже 4
| 800
| 1000
| 200-400
|
3
| 60
| 4
| 6-9
| 9-12
| ниже 6
| 900
| 1200
| 250-500
|
4
| 55
| 4
| 4-11
| 11-14
| ниже 7
| 1100
| 1500
| 300-600
|
5-6
| 50
| 3,5
| 10-15
| 15-18
| ниже 10
| 1300
| 3500
| 500-1200
|
Таблица 2 Двигательная активность детей старшей группы
Ф.И. | Продолжительность
| Объем (тыс. шагов)
| ||||||
%
| час
| в течение дня
| в организованной двигательной деятельности
| |||||
С | Б | М | С | Б | М | |||
Иванова 1 | 56 | 3,5 | 11 | 3560 | ||||
Иванова 2 | 58 | 3,5 | 11,3 | 4000 | ||||
Иванова 3 | 60 | 3,5 | 11,5 | 4100 | ||||
Иванов 1 | 74 | 4,8 | 16 | 4100 | ||||
Иванов 2 | 58 | 3,5 | 11 | 3560 | ||||
Иванова 4 | 55 | 3,5 | 10,7 | 4100 | ||||
Иванова 5 | 56 | 3,5 | 11 | 3700 | ||||
Иванов 3 | 58 | 3,5 | 11,3 | 4100 | ||||
Иванов 4 | 87 | 5,1 | 17 | 4200 | ||||
Иванова 6 | 92 | 5,2 | 18 | 4200 |
На основании сравнения приведенной таблицы со справочной таблицей можно сделать вывод о том, что в целом по группе двигательная активность в течении дня средняя, а при организованной двигательной деятельности – высокая.
Низкие показатели объема и продолжительности двигательной активности должны рассматриваться как фактор риска для здоровья и развития ребенка.
Воспитатель может достаточно объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка, наблюдая за ним в часы самостоятельной деятельности и на занятиях, в том числе не связанных с физкультурой.
Чрезмерно подвижный ребенок неусидчив на занятиях умственного характера, всегда ищет дополнительные движения на физкультурных занятиях; выбирает для игр игрушки, требующие быстрых движений; часто наблюдается бессознательная беготня; качественные показатели основных движений (за редким исключением) на уровне средних и ниже средних.
Малоподвижный ребенок как бы боится пространства; в движениях не уверен; его трудно вовлечь в общую подвижную игру; в сюжетно-ролевых играх чаще сидит с игрушкой; робок в общении со сверстниками; малоактивен на всех занятиях.
Банк полученных данных о здоровье, физическом и двигательном развитии детей вполне умещается в следующей карте (таблица 3):
Таблица 3 Диагностическая карта здоровья, физического и двигательного развития детей старшей группы
№ | Ф.И. | Здоровье
| Физическое развитие
| Двигательное развитие
| |||||
ЗД | ЧБ | ЭБ | Гарм. | Откл | ДА | Выс. | Нед. | ||
1 | Иванова 1 | + | Гарм | + | |||||
2 | Иванова 2 | + | Гарм | + | |||||
3 | Иванова 3 | + | Гарм | + | |||||
4 | Иванов 1 | + | Гарм | + | |||||
5 | Иванов 2 | + | Гарм | + | |||||
6 | Иванова 4 | + | Гарм | + | |||||
7 | Иванова 5 | + | Гарм | + | |||||
8 | Иванов 3 | + | Гарм | + | |||||
9 | Иванов 4 | + | Гарм | + | |||||
10 | Иванова 6 | + | Гарм | + |
Условные обозначения: Зд. — здоровые, ЧБ, ЭБ — часто и эпизодически болеющие; числитель — количество заболеваний, знаменатель — количество пропущенных по болезни дней в течение года;
Гарм. — гармоничное соотношение роста, веса, окружности груди; Откл. — отклонения в физическом развитии: завышенный (зав.), заниженный (зан.) рост, вес, заниженный объем грудной клетки;
ДА — двигательная активность в условных шагах; высокое (выс.), недостаточное (нед.) развитие основных движений и физических качеств.
В такой карте каждый предстает в достаточно полной характеристике и видно, каким будет прогноз здоровья и физического развития.
На основании диагностической карты разрабатотаем комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, определим пути коррекции. Так как в группе значительное число детей с низкой ДА, следует усилить двигательный режим; определить щадящий режим для группы ЧБ и т. д.
Огромная значимость двигательной активности для здоровья и развития детей обязывает воспитателя не только научиться оценивать их двигательное поведение, но и по возможности корректировать его.
2.2 Коррекционная работа с дошкольниками с учетом их физического развития
Главная задача воспитателя — не допустить снижения уровня здоровья. Важное значение для укрепления здоровья детей имеет система физкультурно-оздоровительных мероприятий; воздушный и гигиенический режим, психологический климат, индивидуализация всех режимных моментов. Необходимо обеспечить оптимальную двигательную активность ребенка, закаливание. При этом для здоровых детей предусматриваются более сильные закаливающие мероприятия, увеличенные физические нагрузки.
Среди детей, болеющих эпизодически, надо обратить внимание на тех, чьи болезни продолжаются долго, иначе уровень здоровья может еще более снизиться.
Особой заботы требуют часто и долго болеющие дети. Для них предусматривается щадящий общий режим дня (при необходимости более продолжительный дневной сон, сокращенные занятия во избежание переутомления); более чуткое внимание к их психике, к двигательной активности. Недопустимы переохлаждения и перегревы. Закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся более тщательно и обязательно индивидуально. Врач детского сада назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия.
Надо договориться с родителями, чтобы проводимый комплекс оздоровительных мероприятий обязательно продолжался дома.
Коррекционная работа проводится дифференцированно с подгруппами детей, имеющих однородные отклонения, а также индивидуально.
Так, для детей, имеющих отклонения в осанке, предусматривается:
— оптимальный двигательный режим в течение дня;
— жесткое ложе для сна;
— возможность многократного (в течение дня) кратковременного отдыха для позвоночника (лежа на спине, животе);
— использование периодически повторяющихся специальных физических упражнений для позвоночника («кошечка»);
— кратковременные висы (1—10 с) на перекладине (несколько раз в день);
— специальная лечебная гимнастика (2—3 раза в неделю), массаж;
— прогулки, закаливание.
Для детей с завышенным весом предусматриваются более интенсивные (но обязательно дозированные) физические нагрузки и двигательный режим; несколько ограничивается количество и калорийность пищи, увеличивается время водных процедур.
Для детей низкого роста полезны прыжковые и беговые упражнения, кратковременные висы на перекладине, высокая двигательная активность, дополнительная витаминизация пищи, соки, увеличение калорийности пищи.
Для детей с заниженным объемом грудной клетки полезны упражнения, укрепляющие мышечный корсет, специальные дыхательные упражнения.
По определенным признакам могут создаваться общесадовые дифференцированные группы (межгрупповые). В этом случае специальные комплексы лечебной гимнастики четко вписываются в режим дня, проведение их закрепляется за определенными лицами. Так, если упражнения предусмотрены после сна, то с детьми, страдающими плоскостопием, занимается один из воспитателей, дети с нарушенной осанкой занимаются со старшей медсестрой, остальные — с заведующей, старшим педагогом, приглашенным специалистом, родителями. После занятий физическими упражнениями полезны водные и другие закаливающие процедуры. Предусматриваются корригирующие упражнения и в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастике.
Консультации для воспитателей и родителей проводят специалисты из физдиспансера, врач.
Выбор методов определяется задачами воспитания. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию основных движений, отличающихся особой интенсивностью, — бегу, прыжкам и т. д. Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Эта деятельность должна быть для детей интересной, непринужденной. Не нужно бояться, что дети утомятся. Этого не произойдет, если обеспечить условия для разнообразных движений в различных видах деятельности: физкультурной, игровой, трудовой. Полезно помнить наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключение для детей естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, а наоборот — снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.
Иногда взрослые считают, что надо сдерживать, ограничивать в движениях детей большой подвижности. Руководство здесь выражается не в снижении двигательной активности, а в регулировании интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше — важно разнообразить состав движений, включая такие, которые требуют сосредоточенности, внимания, точности. Ребят надо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.), ловле мяча. Особенно полезны все виды и способы лазанья, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади (плоскостном кружочке на полу, чурбачке, скамейке, доске). Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т. п.
2.3 Программа физического воспитания детей старшей группы с целью формирования представлений о здоровом образе жизни
В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы проводились два комплекса упражнений, разработанные физиологами для повышения уровня двигательной активности и общего физического развития детей, формирования представления о здоровом образе жизни, так как увлекательное групповое занятие физической культурой способствует формированию привычности утренней гимнастики, закаливания, правильного дыхания, осанки и режима дыхания в последующей жизни ребенка.
Комплекс 1
- «Не урони кубика». Ходить по комнате, стараясь не ypонить кубик, поставленный на голову. Выполнять 40—60 с.
- «Боксер». И, п.— стоя прямо, выдвинуть ногу на полшага вперед, руки согнуты. Делать руками движения вперед и назад, имитируя элементы бокса. Выполнять в среднем темпе 20—30 с.
- Повороты с палкой за спиной. И. п.— стоя прямо, стопы параллельны, палка за спиной. Повернуться направо (налево). Стать прямо. Повторить в среднем темпе по 3—5 раз в каждую сторону.
- Наклоны в сторону. И. п.— стоя прямо, ноги врозь, держа палку согнутыми руками за спиной на уровне лопаток. Наклоняться вправо и влево, сохраняя прямое положение туловища. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.
- «Попади в корзину». Поставьте в 3—4 шагах от ребенка небольшую корзину (ящик) и предложите ему двумя руками забросить в нее небольшой мяч. Повторить 5—8 раз.
- «Кто быстрее». И. п.—стоя. Прокатывать по полу мяч, догоняя и обегая его. Повторить 3—5 раз.
- «Подкати мяч». И. п.— сидя на полу, опираясь руками сзади, положить ступни ног на мяч, лежащий спереди. Перебирая ступнями, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя. Повторить в среднем темпе 6—8 раз.
- «Прыгни выше». Натянуть веревку на высоте 10—12 см от пола (один конец закрепить, а другой слабо удерживать руками). Предложить ребенку разбежаться и перепрыгнуть через это препятствие. Выполнить 3—5 раз.
- «В норку». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, опущенные руки держат обруч вертикально на полу. Влезть в обруч и вылезти из него. Повторить в среднем темпе 3—4 раза.
- Перепрыгивание через неподвижную скакалку. Держа перед собой в руках скакалку, перепрыгнуть через нее с одной ноги на другую. Затем перекинуть скакалку через голову вперед и, когда скакалка остановится на полу, снова перепрыгнуть через нее. Повторить 10—12 раз.
- Прыжки со скакалкой. Вращая скакалку вперед, прыгать с одной ноги на другую, держа туловище прямо и оттягивая носки. Повторить 10—12 раз, постепенно ускоряя темп.
- Катание обруча ногой. Поставив обруч вертикально справа от себя и придерживая его правой рукой, передвигать обруч, наступая на внутреннюю его поверхность правой ногой. Выполнять 30—40 с.
Комплекс 2
- Легкий бег — 35—40 с.
- Ходьба, держась за скакалку. Натянутй скакалку на уровне поднятых вверх рук ребенка и предложить ему пройти на носках под скакалкой, перебирая по ней руками. Повторить 1—2 раза.
- «Подними обруч». И. п.— сидя на полу внутри обруча скрестив ноги. Взяв обруч обеими руками, поднять его вверх над головой, выпрямляя спину. Повторить медленно 2—4 раза.
- «Нарисуй круг ногами». И. п.—сидя на полу. Зажать стопами кубик и нарисовать ногами круг. Повторить 2—3 раза влево и вправо.
- «Тетива лука». И. п.— лежа на груди, руки держат обруч на спине. Сгибая ноги, зацепиться ими за обруч и сильно прогнуться, отводя голову назад. Повторить 1—3 раза в медленном темпе.
- Подвижная игра «Брось за флажок»— 1—1,5 мин.
- «Колобок». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть на всю ступню и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить. Повторить медленно 3—5 раз.
- «Продень ноги в обруч». И. п.— лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, в руках обруч (горизонтально). Сильно сгибая ноги, продеть их сквозь обруч. Повторить медленно 2—3 раза.
- Прыжки на двух ногах. Ноги слегка согнуты. Прыгать через вращающуюся скакалку, отталкиваясь двумя ногами. Выполнять 1—1,5 мин сначала в среднем, затем в быстром темпе.
- Прыжки с подскоками на одной ноге. Перепрыгнуть через вращающуюся скакалку на одной ноге, сделать на этой ноге промежуточный подскок и выполнить то же на другой ноге. Повторить 8—10 раз на каждой ноге.
- «Походи боком». Положите ребенку на голову кубик и предложите ему походить по комнате, приставным шагом, стараясь не уронить кубик—30—40 с.
2.4 Диагностика сформированности здорового образа жизни у дошкольников в результате проведенной программы физического воспитания
В целях сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы был проведен опрос родителей до проведения специальных занятий и после (занятия проводились 3 месяца). В ходе опроса анализу подлежали такие положения как: двигательная активность ребенка в течении дня вне детского сада, как часто ребенок делает утреннюю гимнастику без напоминания родителей и насколько охотно и др. Для опроса была разработана анкета. (см. приложение).
В ходе диагностики до проведения работы по физическому воспитанию с целью формирования здорового образа жизни были получены следующие результаты:
Утренняя гимнастика
Прогулки на свежем воздухе
Двигательная активность в течение дня
Из опрошенных семей посещало спортивную секцию 3 ребенка и хотело посещать 2 ребенка.
Дети опрошенной группы в основном относились к проводимым занятиям физической культурой отрицательно.
В ходе диагностики после проведения работы по физическому воспитанию с целью формирования здорового образа жизни были получены следующие результаты:
Утренняя гимнастика
Прогулки на свежем воздухе
Двигательная активность в течение дня
- Число желающих посещать спортивную секцию выросло до 6 человек.
- Положительно к проводимым занятиям физической культурой относились уже 8 человек из 10.
Итак, на основании диагностической карты был разработан комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, определены пути коррекции. Так как в группе значительное число детей с низкой двитательной аткивностью, был усилен двигательный режим в виде проводимых 2 комплексов физических упражнений. До проведения их и после проводился порос родителей, на основании которого можно сделать вывод о том, что проводимая программа физического воспитания способствовала прежде всего значительному повышению двигательной активности дошкольников и стремления к постоянной двигательной активности, а, значит, способствовала формированию основных составляющих здорового образа жизни дошкольников как в настоящем, так и в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку. Указанные данности психического развития дошкольника можно умело использовать в ходе составления и разработки занятий направленных на физическое совершенствование ребенка и становление здорового образа жизни
В педиатрической практике приняты 4 критерия оценки состояния здоровья ребенка: уровень физического развития, его гармоничность; соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту; степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к внешнесредовым факторам и неблагоприятным воздействиям; наличие или отсутствие хронических заболеваний.
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Одним из непременных условий нормального развития ребенка является соблюдение рационального, построенного с учетом возраста, режима дня. Учет индивидуальных биоритмологичеких особенностей — необходимое условие для рациональной организации деятельности, а, следовательно, и режима дня.
В узком значении термин физическое развитие используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.). В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие). Физическая подготовленность— это уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. Физическое воспитание дошкольника — это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребенка, его гармонического развития. Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Воспитатель разрабатывает двигательный режим для детей своей группы с учетом их возраста, здоровья.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду оценивается по конечным показателям здоровья, физического и двигательного развития детей.
Для развития двигательного творчества можно использовать любые физические упражнения ~ все зависит от условий, созданных для двигательной деятельности детей, и методик обучения. Основное — не допускать трафаретности движений, больше предоставлять детям возможностей для самовыражения в играх и занятиях.
Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Формы этой работы могут быть различными: 1) физкультурные занятия; 2) физкультурно-оздорови-тельная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия); 3) активный отдых (физкультурные досуга и праздники дня здоровья, каникулы); 4) самостоятельная двигательная деятельность; 5) домашние задания по физкультуре; 6) индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии); 7) секционно-кружковые занятия; 8) профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).
Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач.
Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Физкультурные досуги и праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, пропаганде физической культуры среди населения.
В физическом воспитании диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка с тем, чтобы определить «ближайшую зону» его здоровья, создать условия для наращивания фундаментальных возможностей систем и органов, развития жизненно важных двигательных умений. На основании диагностической карты был разработан комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, определены пути коррекции. Так как в группе значительное число детей с низкой двитательной аткивностью, был усилен двигательный режим в виде проводимых 2 комплексов физических упражнений. До проведения их и после проводился порос родителей, на основании которого можно сделать вывод о том, что проводимая программа физического воспитания способствовала прежде всего значительному повышению двигательной активности дошкольников и стремления к постоянной двигательной активности, а, значит, способствовала формированию основных составляющих здорового образа жизни дошкольников как в настоящем, так и в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21-25
- Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 1994.
- Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. — М., 1981. 150с.
- Васюкова В. И. Физкультурные развлечения // Педагогическая практика по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной. — М., 1984. 246с.
- Гиргович И. П. Оборудование детских площадок // Жилищное строительство. — 1980. — № 3.
- Ерастова А. П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. — М., 2001. 140с.
- Карманова Л. В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. — Минск, 1997. 180с.
- Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000. С. 52-54.
- Коровина И. М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1984. 192с.
- Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г. С. 45.
- Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, c. 8-11.
- Лайщане С. Я. Физическая культура для малышей. — М., 1987. 230с.
- Лескова Г. П. Влияние оценки воспитателя на физкультурном занятии на усвоение движений детьми // Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1992. 150с.
- Лескова Г. П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 1984.
- Логвина Т. Ю., Шебеко В. Н., Шишкина В. А. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста. — Минск, 1996. 280с.
- Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении / Сост. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. — М., 1986. 120с.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М., 1986. 360с.
- Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке // Воспитание и обучение детей пятого года жизни. — М., 1986. 140с.
- Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физическая культура // Воспитание и обучение детей пятого года жизни. — М., 1986. 140с.
- Пенулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 2002. 180с.
- Перевощиков Ю. А. Домашние задания по физической культуре для учащихся 1—4 классов. — Минск, 1988. 80с.
- Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1990, 23 с.
- Популярная медицинская энциклопедия. /под.ред. Б.В.Петровского. М. Советская энциклопедия. 1981. С. 152.
- Потехина Н. В. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования // Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1990. 180с.
- Потехина Н. В. Методика проведения физкультурных занятий в смешанных группах // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 2001.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986. С. 35.
- Рунова М. А. Двигательная деятельность детей 5—7 лет в самостоятельной деятельности и педагогическое руководство ею на прогулке // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1989. 280с.
- Скрипалев В. С. Стадион в квартире. — М., 1991. 180с.
- Соловьев М. Предметная среда игровой комнаты // Народное образование. — 1988.—№ 10.
- Станская Т. М. Какие мы используем физкультминутки // Физическое воспитание дошкольников. — Минск, 1988. 80с.
- Степаненкова Э. Н. Воспитание творческой направленности деятельности детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх // Роль физического воспитания в подготовке детей. — М., 1990. 95с.
- Тарасова 3. И., Шишкина В. А. Обучать эффективно с раннего возраста. — Минск, 1988. 110с.
- Физическая культура шестилеток / Под ред. Н. Г. Лебедевой. — Минск, 1997. 140с.
- Физическая подготовленность дошкольников. — М., 1988. 270с.
- Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание 1999. №4. С. 34.
- Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М., 1984. 125с.
- Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. — М., 1980. 102с.
- Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. — М., 1983. 132с.
- Шебеко В. Н., Каманова Д. В. Физическая культура в средней группе детского сада. — Минск, 1990. 97с.
- Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. — М., 1996. 187с.
- Шишкина В. А. Азбука движений малыша. — Минск, 1988. 205с.
- Шишкина В. А. Движение движения. — М., 1992. 212с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф