Скоро защита?
Меню Услуги

Формирование здорового образа жизни у дошкольников средствами физического воспитания. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.7 Формы организации физического воспитания в детском саду

 

Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Формы этой работы могут быть различными:

1) физкультурные занятия;

2) физкультурно-оздорови-тельная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

3) активный отдых (физкультурные досуга и праздники дня здоровья, каникулы);

4) самостоятельная двигательная деятельность;

5) домашние задания по физкультуре;

6) индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

7) секционно-кружковые занятия;

8) профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).

Главная цель занятий — удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим физическим упражнениям.

Каждая форма физического воспитания имеет свое специфическое назначение: обучающее (занятия по физкультуре), организационное (утренняя гимнастика), стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки), активный отдых (досуг, дни здоровья, каникулы); коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа); создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа); специальная лечебная профилактика.

Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом отбираются по примеру системности.

Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в области физической культуры на предстоящий период. Обязательное требование к каждому физкультурному мероприятию — все они должны радовать детей и приводить к положительным результатам.

Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач.

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. И не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня (такое бывает и со взрослым), не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять.

Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми.

Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений!

Помните, что гимнастика — это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общение, игра).

Используйте разные формы проведения гимнастики. Наиболее распространены в практике дошкольных учреждений следующие:

— традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

— обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробышки», «Медвежата» и пр.;

— подвижные игры с разным уровнем подвижности (средним — в начале занятия, средне-большим — в середине, малым — в конце);

— использование элементов ритмической гимнастики танцевальных движений, хороводов;

— оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3—5 мин с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).

При подборе общеразвивающих упражнений руководствуйтесь следующими требованиями: упражнения подбираются для всех групп мышц из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа, с различными пособиями и ритмично-музыкальным сопровождением, в разных построениях и должны быть интересны всем детям. Если у детей улыбка на лице, они стараются, физическая нагрузка и моторная плотность оптимальны для каждого, продуманы приемы активизации мышления и взаимоотношений ребят, эстетика окружения — значит, вы на верном пути.

Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется с физкультурных занятий и повторяется 1—2 недели. Но это не обязательно. Допустима гимнастика-экспромт. В гимнастику могут быть перенесены отдельные яркие эпизоды с прогулки, с занятий по развитию речи и др., например, на прогулке дети наблюдали плавное, медленное падение крупных снежинок, лепили снежки, бросали их. На утренней гимнастике можно воссоздать в представлении детей эту яркую эмоциональную картину с помощью физических упражнений — всего один раз.

  1. Падает снег. И. п. — ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Поднять руки через стороны вверх и плавно опустить их.
  2. Играем в снежки. И. п. — свободная стойка. Наклониться, «взять снег», выпрямиться, «слепить снежок», замахнуться, «бросить» его.
  3. Съедем на санках с горки. И. п. — то же. Присесть со звуком «ух!», руки впереди, встать.
  4. Едем на лыжах. И. п. — стоя, ноги на ширине стопы, руки согнуты в локтях. Чуть согнув колени, наклониться вперед, одновременно отводя руки назад (произносить с каждым наклоном слоги «по-е-ха-ли»).
  5. Дети рады зиме! Прыжки на двух ногах на месте, затем — кто как хочет.

Местом проведения утренней гимнастики может быть физкультурно-музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада. Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон). При этом следует руководствоваться не утилитарным, а эстетическим началом.

Назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы пробудить организм ото сна. Гимнастика же в детском саду проводится перед завтраком, что для отдельных детей бывает через 1—1,5 ч после пробуждения. Какой смысл в такой гимнастике и можно ли от нее отказаться совсем?

Утренняя гимнастика в детском саду важна не столько как средство пробуждения, сколько как особым образом организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

От утренней гимнастики можно отказаться при условии, что она в обязательном порядке будет проводиться в семье. Если есть такое соглашение с родителями и воспитатель уверен в том, что оно соблюдается, можно заменить общепринятую гигиеническую гимнастику психогимнастикой, подвижной игрой, дидактической игрой с движениями и т. п. В любом случае нужны определенные организационные установки, настраивающие на предстоящий день жизни в коллективе. Можно немножко потанцевать, поводить хоровод, выполнить отдельные двигательные задания, предложенные воспитателем, отгадать «двигательные загадки», а в конце собраться в кружок для межличностного общения:

— высказать добрые пожелания или просто сказать приветливые, хорошие слова своей подруге (другу);

— поздравить с каким-нибудь событием (весной, праздником, днем рождения — пусть каждый ребенок сам придумает предлог).

Можно устроить «неделю комплиментов», когда в центре один ребенок, а все остальные высказывают ему свое восхищение внешностью, одеждой, чертами характера и т. д.

Можно также провести кратковременные игры интеллектуально-нравственного характера типа «Продолжи фразу», например: «Я хочу, чтобы…», «Если бы я вдруг стал волшебником…», «Сегодня первый день весны, я знаю, что весной…» и т. д.

Очень важно обеспечить непринужденность такого общения, раскованность, эмоциональный комфорт.

Каковы основные требования к физкультминуткам на занятиях с умственной нагрузкой?

Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Требования к физкультминуткам:

— они должны проводиться на начальном этапе утомления (8— 11 мин занятия), так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;

— содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

— упражнения для физкультминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

— предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

— комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;

— необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно использовать 3—4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены его структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части, в любое, по усмотрению воспитателя, время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром интересны игры с персонажами животных: «Мышеловка», «Заинька»; при ознакомлении с трудом взрослых и формировании представлений о трудовых действиях — такие игры, как «Ленок» и др.

При ознакомлении с природой уместны в качестве физкультминуток игры «Огородник», «Березка», «В зоопарке».

Дидактические игры с движениями в качестве физкультминуток хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике. Например, игры «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Стоп! Палочка, остановись» и др.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей.

Под классическую мелодию дети могут в танце произвольно изображать падающие листья («Осень в лесу»), птиц («Танец аистов»), животных (танцуют лягушки, комарики и т. д.).

Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

Физкультминутки под тексты стихотворений в практике дошкольных учреждений используют чаще всего. При подборе стихотворений к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

— текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

— преимущество отдается стихам с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

— важно, чтобы содержание текста стихотворения сочеталось с темой занятия, его программной задачей. Например, стихотворный текст на звукосочетания (ча-ча-ча — печка стала горяча, са-са-са — в лесу бегала лиса и т. д.) больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия.

Так, отгадывать загадки ребята могут не словами, а движениями, изображая зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб и т. д. Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет двигательный образ для отгадки, а это, в свою очередь, способствует интенсификации процессов мышления, поиску наиболее выразительных движений.

Можно использовать различные имитационные движения: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машинке), повадок животных (лиса крадется, заяц прыгает).

Двигательную часть занятия можно провести в виде задания-загадки «Кто живет в лесу?» (на птичьем дворе, в болоте и т. д.). Одна из подгрупп договаривается, каких животных будет изображать, а затем имитирует движения; другая подгруппа отгадывает, где происходят действия, называет животных.

На занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, встать, пройти по группе.

Могут ли занятия умственного характера целиком строиться на движениях?

Следует искать возможность строить занятия, максимально насыщенные движениями. В качестве примера можно привести занятие по конструированию в старшей группе.

1-я часть: воспитатель предлагает вспомнить строительные объекты, наблюдаемые на экскурсиях (мост, дом, театр). Дети разделяются на 3—4 подгруппы, каждая выбирает себе бригадира, обсуждает проект строительства;

2-я часть: каждая группа строит свой объект, выбирая самостоятельно место для строительства, материал, распределив между собой обязанности. Для строительства используется вся групповая комната;

3-я часть: подведение итогов.

На занятии по математике дети могут решать задачи на ориентирование в пространстве, знакомиться с геометрическими формами не за столами, а через двигательные задания в пространстве. Они могут играть в мяч, считая количество бросков; играть в подвижные игры типа «Найди свой домик» (домиком может быть числовая или геометрическая фигура), в дидактические игры с движениями «Два бассейна», «Найди столько, сколько…» и т. д. Эти занятия проводятся не за столами, а в свободной части комнаты.

На подобных занятиях нет необходимости регламентировать количество движений, их продолжительность, так как они органически сочетаются с содержанием занятий, являются средством обеспечения определенного результата.

Специальными исследованиями было установлено, что целесообразнее всего проводить физкультминутку перед занятиями изо деятельностью. Например, младшим дошкольникам перед рисованием осенних листьев раздаются натуральные осенние листочки, дети кружатся с ними, подбрасывают их. Затем воспитатель прикалывает на мольберт и предлагает нарисовать их. Таким же образом дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать: подбрасывают шарики, маршируют с флажками, играют с клубком ниток.

Непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса.

Подвижные игры и упражнения на воздухе могут быть разнообразными:

I вариант: проводятся по типу физкультурных занятий. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Проводятся занятия со всей группой одновременно (дошкольный возраст) или по подгруппам (ранний возраст).

Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, подбор упражнений разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце). При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность — 80—85%.

Однако ни в коем случае нельзя отождествлять подвижные игры и физические упражнения на воздухе с физкультурными занятиями. Главное их отличие в том, что игры проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, обеспечивается разнообразие видов и форм игр.

II вариант: комплекс игр, состоящих из однотипных упражнений (так называемые тематические игры). Например, игры, состоящие из основных движений (элементов) баскетбола, футбола, хоккея или спортивных упражнений, на лыжах, коньках и т. д.

III вариант: подвижные игры — 1 или 3—4 игры разной подвижности и на разные движения.

IV вариант: комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, быстроты, упражнение в основных видах движений и пр.). Например, подбираются различные упражнения в метании: 1) метание мяча малого размера (8—10 см), назад, в сторону и бег за ним; 2) подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием, ловля; 3) бросание мяча вдаль: «Кто дальше?»;

4) прокатывание мяча по скамейке (одним толчком), «Чей мяч дальше укатится?».

V вариант: сюжетные игры с движениями «Альпинисты», «Туристы», «Пограничники» и др.

VI вариант: игры с элементами спортивного ориентирования.

VII вариант: индивидуальная работа с детьми.

VIII вариант: самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве со стороны воспитателя.

Сколько времени дети должны двигаться на прогулке?

Двигательная активность должна занимать не менее 60—70% продолжительности всей прогулки при условии разнообразия движений.

В содержание подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:

— основные движения (как правило, хорошо знакомые детям);

— элементы спортивных игр, подвижные игры, спортивные упражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);

— общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например, «Ровным кругом», «Сделай фигуру» и т. д.). Кроме того, предусматриваются условия для движений в сюжетно-ролевых играх, трудовой деятельности, при наблюдениях в природе.

Физкультурные досуги и праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, пропаганде физической культуры среди населения.

Основные отличия физкультурного досуга от праздника:

— физкультурный досуг проводится 2—3 раза в месяц, праздник — 2—3 раза в год;

— физкультурный досуг предназначается для 1—2 групп детского сада, в физкультурном празднике принимают участие дети всего детского сада.

Можно проводить физкультурный праздник для двух детских садов, для всего района. Длительность досуга равняется длительности физкультурного занятия; длительность праздника — в пределах 1 ч 20 мин. Физкультурный досуг проводится воспитателем в обычной обстановке, обычными способами. К празднику готовится весь коллектив детского сада: составляется сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная одежда для детей, продумывается музыкальное сопровождение, украшение участка и т. д. Физкультурный досуг может проводиться как в помещении, так и на воздухе, а физкультурный праздник — на воздухе: на участке детского сада, на стадионе, на лесной поляне и т. д.

Содержание того и другого составляют знакомые, в основном подвижные, игры и физические упражнения, обновленные новыми, неожиданными для детей условиями, использованием необычных пособий.

Планирование физкультурных досугов и праздников осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

В программу физкультурного праздника включаются общеразвивающие упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. Интересно проводятся летние и зимние физкультурные праздники под девизом: «Будем спортом заниматься!», «Здравствуй, лето», «Зимушка хрустальная» и др.

Подготовка к празднику начинается заранее и ведется планомерно. Ее осуществляют педагогический коллектив детского сада, родительский комитет, представители шефствующих организаций. Активными участниками должны быть дети старших групп.

Сценарий праздника строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. При разработке сценария следует учитывать его основную идею, девиз. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона, места проведения. Так, на празднике в зимнее время возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий, — катание на санках, ледянках, игры и соревнования на лыжах, элементы игры в хоккей, игры-эстафеты на снегу и пр. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении праздника в летнее время. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого, свободного пространства, игры-эстафеты с бегом, прыжками с места и разбега, метанием в цель и на дальность, упражнениями в равновесии, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов.

Открытие праздника начинается с выхода участников на физкультурную площадку, после чего следует построение, поднятие флага, а затем — парад участников. После торжественной части проводятся показательные выступления, состоящие из общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях с различными предметами. С показательными номерами могут выступить и приглашенные на праздник гости.

Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.

Поддерживают интерес, создают праздничное настроение «сюрпризные» моменты. В заключение проводится награждение и устраиваются общий хоровод, танцы, парад участников.

В день праздника красочное, соответствующее тематике оформление мест для проведения игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание. Праздник надо начать точно в назначенное время. Не следует нарушать режим жизни детей!

На протяжении всего праздника необходимо максимально активизировать каждого участника, используя для этого юмор, шутку. Руководители праздника обязательно поддерживают контакт судейской коллегии, действия их должны быть согласованы. Нельзя допускать чрезмерного затягивания праздника. Это может привести к переутомлению детей, потере у них интереса к происходящему и, как следствие этого, — нарушению дисциплины. Важно, чтобы действия на празднике менялись непрерывно; не должно быть больших пауз между выступлениями, длительного обдумывания оценок судьями. Не допускаются так называемые «пьедесталы почета» для победителей, так как ни психически, ни физически дети еще не готовы к серьезным соревнованиям.

Дни здоровья призваны содействовать оздоровлению детей, предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется, в теплое — вся двигательно-игровая деятельность детей выносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу. Это могут быть полосы препятствий, загадки о спорте и т. д.

Утренняя гимнастика проводится тоже необычно. В ней участвуют сказочные персонажи, приглашаются родители, работники детского сада и т. д.

Дальнейшая программа дня здоровья для каждой группы своя. Это могут быть простейшие туристические походы, подвижные игры и упражнения на воздухе, физкультурные занятия, соревнования, конкурсы и т. д. Целесообразно к этому дню приурочить подарки в виде физкультурных пособий, двигательных игрушек, красочно оформить территорию детского сада. Все это способствует подъему настроения, повышению активности детей.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или досуг с участием родителей.

Весьма интересна и перспективна идея так называемой еженедельной «физкультурной пятницы». Как известно, к концу недели у человека накапливается утомление. Особенно это касается детей. Активный отдых с использованием физических упражнений, игр, веселых развлечений поможет снять усталость и сформировать положительную доминанту мышечной радости и хорошего настроения, психического комфорта в целом. А это значит, что в понедельник малыш поспешит в детский сад и подсознательно снова будет ждать свою «физкультурную пятницу». В этот день прогулка должна быть яркой, запоминающейся, игры и занятия — особенно увлекательными. Занятия умственного характера заменяются музыкальными, физкультурными. Возможен и другой вариант — занятия по развитию речи, математике и т. п. включают занимательный материал на повторение и строятся на основе движений, детского творчества. Например, на занятии по математике дети могут решать задачи на ориентировку в пространстве, знакомиться с геометрическими формами не за столами, а через двигательные задания в пространстве. Они могут играть в мяч, считая количество бросков; играть в подвижные игры типа «Найди свой домик» (домиком может быть числовая или геометрическая фигура), в дидактические игры с движениями «Два бассейна», «Найди столько, сколько…» и т. д. Эти занятия проводятся не за столами, а в свободной части групповой комнаты.

На занятиях такого типа нет необходимости регламентировать количество движений, их продолжительность, так как они органически сочетаются с содержанием занятий, являясь одновременно средством обеспечения определенного результата и активного отдыха.

В «физкультурную пятницу» важно организовать встречи с родителями, выпускниками и работниками детского сада в совместной дви-гательно-игровой деятельности.

Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности.

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

— организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

— закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

— владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство занятиями строится только на основе индивидуализации. Необходимо:

— наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

— предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал, оберегать это пространство;

— привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

— снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, загадкой, советом;

— пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

— при знакомстве с новой игрушкой показывать ее в первую очередь малоподвижным детям, сопровождая показ несложными активными движениями и перемещениями в пространстве, детям большой подвижности — движениями, требующими точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости; все виды лазанья и т. п.);

— отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

— никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка —/ необходимо с помощью сюжета внести в его бесцельную беготню целесообразность. («Мне кажется, ты едешь на машине? Но почему без руля? Твоей машине нужен настоящий руль, тогда ты будешь замечательным шофером, вот этот подойдет?»);

— иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

— обыгрывать новые пособия и игрушки, показывая, как по-разному можно с ними действовать. Например, по доске — ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения, в том числе и с куклой; мяч — вращать на месте, прокатывать, подкидывать, бросать, отбивать, играть вдвоем и т. д.;

— периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному»;

— обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Домашние задания по физкультуре — одна из новых форм работы в дошкольном учреждении. Как их организовать?

В полной мере домашние задания можно рассматривать как одну из современных форм работы с родителями, чтобы воздействовать на здоровый образ жизни семьи. Такие задания строятся на доверии.

Родителям даются рекомендации по методике выполнения задания. Сделать это можно через родительские уголки, папки-передвижки, при посещении детей на дому и в индивидуальных беседах.

Домашние задания даются и детям, но обязательно в занимательной форме. Вот пример такого задания.

На физкультурном занятии тем, кто не умеет или плохо прыгает на скакалке, рекомендуется взять ее домой, все время носить в кармане и прыгать всегда, когда захочется, — на прогулке, в группе, дома. Вернуть скакалку можно после того, как прыжки будут хорошо усвоены. Обязательно нужно дать детям возможность продемонстрировать свои достижения в группе, представив это как маленький сюрприз.

Часть домашних заданий для родителей одинакова: проводить дома в выходные дни утреннюю гимнастику (дается комплекс упражнений), закаливание (предварительно родители наблюдают процедуру закаливания в детском саду); физкультурный досуг в день рождения ребенка, оформить физкультурный уголок в квартире (предлагаются чертежи, схемы).

Другая часть — дифференцированные задания по определенным направлениям. Оформляются они в папки-передвижки. Например:

«Исправляем осанку детей», «Пусть дети больше двигаются», «Если аппетит плохой (чрезмерный)…», «Нужны ли прыжки со скакалкой мальчишкам?». Подбирается интересный материал, а также разрабатываются рекомендации для выполнения заданий в семье.

Если родители добиваются успеха, с их опытом знакомят остальных, оформляют фотовыставку, им выражают благодарность.

И в жару, и в холод детям нужны прогулки, чтобы закаляться, интересно жить, упражняться в движениях. Задача взрослых — сделать их прежде всего желанными для детей; обеспечить полную свободу в деятельности: создать условия для движений (дети должны двигаться не менее 70% длительности прогулки); подумать о том, как обычное оборудование участка, ставшее привычным, а может быть, и надоевшим, сделать привлекательным. Это совсем несложно: немного новизны, но обязательно ежедневной — сегодня на гимнастической лестнице поместили мишень для метания (можно сшить из ткани, сделать из картона), завтра приставили к ней пару кубов и наклонную доску, соединили 2—3 стационарных пособия «дорожкой» из чурбачков. Незамеченным это не останется — дети обязательно отблагодарят за такое внимание к ним своей двигательной фантазией и хорошим поведением. Хорошо бы иметь на каждый вид физкультурного оборудования участка так называемые «технологические карты» — схематические зарисовки вариантов их использования. Это освободит от специального планирования, упростит подготовку воспитателя к прогулкам.

Хотя бы один раз в неделю целесообразно проводить на прогулке занятие по физкультуре. Полезны еженедельные прогулки за пределы детского сада. Простейший туризм дает богатые впечатления об окружающем и способствует развитию выносливости у детей, закреплению двигательных умений в природных условиях.

Прогулки можно использовать для наблюдений за природой, включая движения, организуя труд в увлекательной для детей форме. А сколько возможностей представляет для развития движений каждое время года! Зима — это санки, лыжи, ледяные дорожки, снежные бабы и лабиринты, игра в снежки, украшение цветными льдинками «снежного царства». Летом можно плескаться в бассейне, ездить на велосипеде, путешествовать по всей округе. Весна дарит ручьи, осень — разноцветный листопад, и все это — движения, движения. Пусть они дадут побольше радости нашим детям, ведь это их стихия.

Воспитатель имеет право по своему усмотрению выбирать формы работы по физическому воспитанию в группе, руководствуясь следующими требованиями:

— все физкультурные мероприятия (организованные и самостоятельные) составляют определенный двигательный режим, общая продолжительность двигательной активности детей в котором не менее 50—60% периода бодрствования;

— физкультурные занятия — основная форма обучения и дозированной тренировки систем и функций организма. В неделю должно быть от 2 до 5 занятий. На занятиях разучиваются новые физические упражнения, которые для закрепления и совершенствования затем переносятся в другие формы работы; утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники;

— самостоятельная двигательная деятельность детей свидетельствует о степени овладения двигательными умениями. Если дети по своему желанию свободно и творчески используют движения, разученные в организованных формах работы, значит, они в полной мере их усвоили;

— с детьми, отстающими в двигательном развитии, нужно систематически проводить коррекционную, дифференцированную и индивидуальную работу, которая также входит в систему физкультурных мероприятий;

— вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесном единстве с семьей.

В программе воспитания набор подвижных игр однообразен и невелик. Одни и те же игры надоедают не только детям, но и воспитателям. Как избежать однообразия?

Очень просто — творить! Рассмотрим это на примере малоподвижных игр, рекомендуемых для заключительной части физкультурного занятия. Таких игр немного — «Найди предмет», «Кто тише?», «Где позвонили?», «Не упади», «К куклам в гости» и т. п. Вот как можно разнообразить игру «Найди предмет», чтобы она не только для детей, но и для воспитателя каждый раз казалась новой:

  1. Искать каждый раз разные предметы (куклу, любую пластмассовую игрушку, что-то из одежды — варежки, шапочку, предмет физкультурного назначения).
  2. Искать 2—3 предмета одинакового назначения.
  3. Искать предметы определенного цвета, величины. Например, на стульях, окнах, на полу лежат разные мячи, но надо найти мяч «загаданный» — красный, разноцветный, самый маленький, тот, который находится у входной двери справа, и т. п.
  4. Искать предмет, который можно катать (с которым можно прыгать, в который можно пролезать).
  5. Находить на 1—3 предмета меньше, чем изображено на картинке (воспитатель показывает карточку с изображением предметов).
  6. Искать предмет, взявшись за руки по-двое, по-трое.
  7. Искать предмет, шагая спиной вперед на носочках.
  8. Искать предмет по заданной схеме, например: сделать 10 больших шагов к гимнастической лестнице, повернуть направо и сделать три приставных шага, а затем ползти по-пластунски (предмет спрятан под нижней узкой планкой гимнастической скамейки).
  9. Найти предмет и изобразить его с помощью движений (мяч — присесть сгруппировавшись; игрушка, изображающая животное, — походкой). Пусть дети также догадываются, как изобразить елочку, радугу, петушка, кошечку.

В игре «В гости» можно использовать разные способы ходьбы: обычным шагом идти к белочке, на носках — к зайчику и т. д. Перед ребенком, который ждет гостей, ставится задача — хорошо их встретить. Сначала поздороваться. Потом о чем-нибудь спросить, сказать что-то приятное, например: «Как вы живете? Я очень рад, что вы пришли ко мне. Вы мне нравитесь»; «А что вы умеете делать?» или «Отгадайте, что я сейчас делаю, и повторите» (имитация трудовых действий, спортивных упражнений). В таких заданиях не может быть скуки!

Итак, на основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для анализа сформированности у дошкольников представлений о здоровом образе жизни необходимо провести констатирующий эксперимент в МДОУ д/с 20 в моем родном городе.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф