1.2 Механизмы формирования имиджа
Следует отметить, что разнообразие толкования сущности «имиджа» можно связать и с разнообразием видов «имиджа». Так Т.А.Арташкина, Я.Ху [1] выделяют такие виды имиджа как:
- Реальный имидж.
- Желаемый имидж.
- Необходимый имидж.
Существуют и другие подходы к классификации видов имиджа.
Таблица 2 Типология видов «имиджа» [2]
Автор классификации | Виды «имиджа» |
Б. Джи | фундаментальный имидж, внешний имидж, внутренний имидж, сопутствующий имидж |
Ф. Джевкинза | зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный , множественный |
Л. В. Даниленко | желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный и новый (обновленный) |
С.А. Наумова | желаемый и воспринимаемый, социально-ситуативный и постоянный, обобщенный, функциональный (по выполняемой функции) и контекстный (по контексту деятельности), осязаемый и неосязаемый, положительный, отрицательный и нейтральный, самоимидж и имидж личности. |
И. В. Сироткина | внешний, внутренний и неосязаемый имидж |
Э. Сэмпсоп | самоимидж, воспринимаемый имидж, требуемый имидж. |
А.Н. Жмыриков | безукоризненный, первичный и вторичный имидж |
Колесникова Н.А., Рябова Е.Л. | имидж в политике, имидж в бизнесе, имидж в масс-медиа, имидж страны, имидж в образовании, имидж организации. |
В рамках данного исследования предлагается ограничиться следующей классификацией видов имиджа компании:
- Реальный имидж.
- Внешний имидж.
- Внутренний имидж.
- Неосязаемый имидж.
- Обновленный имидж.
В рамках данной работы под формированием имиджа будем понимать формирование устойчивого положительного впечатления, цельного образа, формируемого в сознании целевой аудитории, а также формирование знаковых средств, связанных с образом и способствующих наиболее полному достижению целей, стоящих перед компанией.
Сущность формирования имиджа компании выражается в деятельности по управлению и контролю над процессом создания цельного образа в сознании целевой аудитории инструментами Public Relations.
Методология формирования имиджа включает в себя ряд этапов: от определения желаемых аспектов формируемого образа, до контроля конечных результатов процесса формирования имиджа. Методологическая модель формирования имиджа представлена на рисунке 11.
Модель формирования имиджа, приведенная на рисунке 8, состоит из следующих основных элементов:
- «Информационная и организационная база формирования имиджа», сюда, в первую очередь, относится вся начальная информация, полученная при анализе внутренней и внешней среды;
- «Материальная основа формирования имиджа» – все, что непосредственно связанно с компанией, функциональными выгодами, которые компания обеспечивает целевой аудитории коммуникационного воздействия;
- «Идеологическая основа формирования имиджа» – все, что связано с выражением эмоциональных выгод, которые имидж может обеспечить целевой аудитории;
Источник: разработано автором.
- «Информационное пространство формирования имиджа» — инструменты, каналы, методы, используемые в коммуникациях при имиджевом сопровождении;
- «Потребители» — целевые аудитории, на которые рассчитана деятельность по формированию имиджа.
Следовательно, ядром «материальной основы» формирования имиджа является «товар» («услуга»), которые может предложить компания «потребителю», и в котором сосредоточена главная привлекательность компании как части имиджа. Ядром «идеологической основы» формирования имиджа компании является креативная составляющая (суть) имиджа – основная идея в контексте стратегии социально-экономического развития, в которой проявляется главная эмоциональная или социальная часть имиджа компании.
Кроме основных компонентов в состав процесса формирования имиджа входят вспомогательные элементы, обозначенные как компоненты «А», «В», «С» и «D».
Пересечение «материальной» и «идеологической» основ формирования имиджа формирует компонент «А». Это все, что связано с осязаемыми атрибутами имиджа компании, т.е. сущность формирования имиджа, выраженная через реально воспринимаемый «потребителями» ряд графических, цветовых, языковых приемов формирования образа.
Компонент формирования имиджа — «В», непосредственно связан с материальной основой образа компании у целевой аудитории.
Компонент формирования имиджа — «С», непосредственно связан с идеологической основой имиджа компании. В этот компонент входит реклама и мероприятия PR.
Компоненты «А», «В», «С», а также социальные коммуникации, образуемые целевой аудиторией при реализации коммуникаций в рамках процесса формирования имиджа, создают единое информационное пространство отражения имиджа.
Компонент формирования имиджа «D» представляет собой устойчивый образ – «репутацию» компании у «потребителей».
Таким образом, можно констатировать, что основой в формировании имиджа является сложившаяся репутация.
Реальный имидж компании складывается из следующих факторов:
- «Представление» – это набор символов, с помощью которых компания «рисует» свой индивидуальный образ и демонстрирует лучшие качества. В основном это визуальные средства – определенный стиль, дресс-код, дизайн городской символики и т.д.;
- «Информация» – это все, что публично заявляют о городе городские власти. А также то, что о нем говорят другие – жители, партнеры, журналисты, известные персоны и т.д.;
- «Поведение» – это то, как компания организует взаимодействие, например взаимодействие с бизнесом, или группами общественности; как развивается, реализует стратегию, какие программы реализует;
- «Содержание» – это то, насколько декларируемые свойства, качества и особенности совпадают с реальными фактами.
Можно выделить два различных подхода к методологии формирования имиджа:
- формирование имиджа как ядра коммуникационной стратегии развития компании.
- формирование имиджа как цельного положительного образа компании в сознании целевой аудитории.
Источником идентичности имиджа является набор идей, ценностей, характерных особенностей, культуры, слов, образов, которые в совокупности создают в сознании представителей целевой аудитории определенные ассоциации с желаемым образом компании.
Можно даже утверждать, что механизм формирования имиджа компании – это открытая оферта — обещание, гарантирующее качество, данное целевой аудитории.
Р.В. Бабун, определяя формирование положительного имиджа компании как отображение достигнутых результатов в развитии: «…сложившиеся в сознании граждан, различных социальных групп и/или общества в целом образы и представления об субъекте, формирующиеся на основе его многообразной социально-экономической и иной деятельности».
Аналогичный подход предлагается и такими авторами как Т.А. Арташкина, Я.Ху [1], формирование имиджа — это результат «комплексного, стереотипизированного представления…., основанного на объективных характеристиках, с учетом исторических особенностей его развития, сформированного с помощью мифологизации и информационно-коммуникативных технологий, опосредованного коллективным опытом».
Другое весьма продуктивное определение предлагает И.Н. Медведева. По ее мнению, имидж формируется в результате восприятия «упрощенного символичного образа всей совокупности институтов …, основанный как на их реальной деятельности, так и создаваемый стихийно или целенаправленно на основе мифов и стереотипов массового сознания, тем самым формируя устойчивые мотивации людей».
В этом толковании учитываются и специфика формирования имиджа как такового, и особенности формирования имиджа компании как его особого типа: упрощенное восприятие объекта, связь имиджа с реальными характеристиками объекта и в то же время их трансформация, происходящая с определенной целью и непроизвольно. Механизм формирования и продвижения имиджа включает в себя индивидуализацию, акцентуация и продвижение.
Таким образом, имидж компании – феномен, который не может быть создан в одностороннем порядке. При этом общество как участник формирования имиджа компании, представляющее собой явление в большей или меньшей степени неоднородное, состоящее из огромного количества различных групп, разделенных по разным признакам, не может воспринимать имидж компании одинаково.
Каждая из таких групп имеет собственные ценностные ориентиры, потребности, цели, надежды, и, следовательно, одни и те же действия властей, акции, меры и общее направление развития будут восприниматься в различных социальных группах по-разному. А вместе с этим по-разному будет восприниматься и имидж в целом.
Несомненно, задача системы власти заключается в том, чтобы постараться максимально учитывать в проводимой социально-экономической стратегии развития интересы всех слоев и групп населения и, говоря непосредственно об имидже, конструировать его с максимальным учетом ожиданий и ценностных ориентиров населения. Имидж компании, воспринятый положительно большей частью целевой аудитории, способен консолидировать общество и сформировать базу для позитивного устойчивого развития.
1.3 Современные тенденции использования коммуникационных каналов для трансляции и позиционирования формируемого имиджа
В современной рыночной среде использование маркетинговой информации является одним из факторов развития, это относится и к рынку исследовательских услуг в области оценки медиапредпочтений различных аудиторий медианосителей и анализа медиаканалов.
Новые информационные, цифровые и медиа технологии с каждым годом все активнее внедряются в повседневную практику большинства российских граждан, становятся неотъемлемым атрибутом повседневной жизни и профессиональной деятельности специалистов разного профиля и
должностных позиций.
При этом ежедневно современный человек сталкивается с колоссальными объемами самой разной информации, от умения ориентироваться в которой во многом зависят результаты его деятельности. Это обуславливает актуальность проведения исследований по оценке уровней медиа потребления и медиаграмотности населения Российской Федерации и их динамики.
Исследовательские проекты, нацеленные на изучение информационной и медиаграмотности, реализуются как на международном уровне, так и на уровне конкретных стран и отдельных единиц (регионов, районов, групп, сообществ и т.д.).
При этом изучению подлежат как отдельные аспекты информационной и медиаграмотности (онлайн-поведение, уровень владения теми или иными ресурсами, кибер-безопасность), так и ее интегральные показатели.
Среди крупных отечественных исследований стоит отметить проект Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий»
(РОЦИТ) по измерению цифровой грамотности россиян во всех регионах РФ, три волны которого проведены в 2015-2017 гг.
Изучение аспектов информационной и медиаграмотности среди российских детей и подростков и их родителей проводится Фондом Развития Интернет совместно с МГУ им. Ломоносова с 2009 г.
За это время внимание уделялось таким аспектам, как представления детей и родителей об Интернете , опыт столкновения с интернет-угрозами и безопасное использование Интернета и новых онлайн-технологий — в рамках участия в международном проекте EU Kids Online (2009-2011 гг., география — 25 стран Европы, Россия и Австралия), — а так же общая цифровая компетентность подростков и родителей.
Изучение уровня медиаграмотности отдельных социальных групп
реализуется представителями факультета журналистики МГУ и факультета
коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.
Можно выделить исследования медиапредпочтений РОМИР, Ipsos, RTGI, Эспар Аналитик, проект «Национальный мониторинг медиа поведения и медиаграмотности», реализуемый Исследовательской группой ЦИРКОН с 2009 года по инициативе и при поддержке Министерства связи и коммуникаций РФ.
Этот исследовательский проект, в рамках которого фиксируются самооценки жителей РФ относительно различных параметров грамотного поведения в сфере медиа, осуществляется в формате массовых репрезентативных опросов населения России.
В 2014 году в связи с бурным развитием информационных технологий и изменением социальных практик обращения с медиа, произошедших за 5 волн исследований, была проведена работа по реконцептуализации понятия медиаграмотности, которая повлекла изменение методического инструментария.
Так , согласно результатов опроса ЦИРКОН проведенного в октябре 2016 г. в рамках национального мониторинга медиаповедения, общий уровень медиаграмотности в России составляет 74%, что свидетельствует о значительном росте — почти втрое превышает целевой показатель на 2015 год в 25%.
Результаты мониторинга медиаповедения показали, что 30% населения 10 регионов РФ обладает высоким уровнем медиаграмотности, 44% — средним, у 26% медиаграмотность находится на низком уровне.
Очевидно, можно говорить о существовании нескольких факторов, с большой вероятностью влияющих на уровень медиаграмотности населения того или иного региона РФ.
К ним относятся уровень экономического развития региона, средний уровень образования населения региона, разнообразие источников информации в регионе с точки зрения их политического позиционирования, уровень политической лояльности населения региона, уровень развития медиасферы в регионе (количество и особенности СМИ, техническая оснащенность, доступность цифровых каналов и т.п.) (см. рисунок 13).
Перечисленные факторы во многом могут объяснить полученные результаты. С одной стороны — наиболее высокие показатели медиаграмотности получены в Москве, Свердловской и Омской областях, т.е. в экономически развитых регионах с развитыми информационными полями и медиасферой.
С другой – Республика Северная Осетия — Алания и Астраханская область, неожиданное (на первый взгляд) сходство которых заключается в схожем повышенном уровне политической лояльности населения и невысокой дифференциацией СМИ, как следствие, приводящем к пониженной критичности к медиаконтенту, что наряду с другими причинами (в т.ч. экономического характера) обусловливает наиболее низкие (из 10 пилотных регионов) показатели медиаграмотности населения.
Если рассматривать ключевых игроков российского рынка исследований в области продвижения, то каждая из компаний предлагает online исследования, в том числе с использованием качественных технологий (таблица 3).
Таблица 3 Сравнительная характеристика предложений на рынке исследовательских услуг в области оценки медиапредпочтений различных аудиторий медианосителей и анализа медиаканалов в области on-line исследований TNS, Comcon, ФОМ, ВЦИОМ, Ромир)
Исследователь | On-line опросы | Глубинные интервью | On-line фокус-группа в форме чата | On-line фокус-группа в форме форума | Закрытый on-line |
TNS | + | + | + | — | — |
Comcon | + | — | — | + | + |
ФОМ | — | + | + | + | — |
ВЦИОМ | + | — | + | — | — |
Ромир | + | — | — | — | — |
АСИ | — | + | + | + | — |
Компания TNS предлагает клиентам исследовательский on-line проект под названием 6dTV.
Компания Comcon выполняет все виды качественных исследований и аудитории средств массовой информации.
Компания ФОМ предлагала для on-line дискуссий (8-10 человек) и интервью проект СетеФом, который на настоящий момент модернизируется.
Ромир реализует on-line опросы, используя компьютер- ной системы онлайн интервью CAWI на основе собственной on-line панели.
Компания АСИ предлагает on-line фокус-группы в двух форматах (чата и форума) и глубинные on-line интервью.
Российский кризис, связанный с санкционным давлением 2013-2017 гг. оказал негативное влияние на динамику рынка исследовательских услуг в области оценки медиапредпочтений различных аудиторий медианосителей и анализа медиаканалов (ИМиАМ), объем которого сократился.
В России, по данным опроса, проведенного Гильдией Маркетологов, снижение объема маркетинговых исследований в 2016 г. составило 20%[1].
Первой реакцией со стороны исследовательских компаний (ИК) было падение базовых цен, в частности, стоимость проведения заказного маркетингового исследования в компании РБК снизилась тогда в 1,4 раза.
Следующим шагом, который был вызван значительным снижением спроса на заказные ИМиАМ, стала смена стратегии, позволившая некоторым исследовательским компаниям сохранить свою долю рынка: они переориентировались на проведение инициированных исследований, стоимость которых ниже, чем заказных.
Сокращение количества агентств специализировавшихся на ИМиАМ происходило в основном за счет небольших и непрофильных компаний. Компания РБК провела социологический опрос с целью изучения потребительского спроса на маркетинговые исследования, в том числе и ИМиАМ. В опросе приняли участие как производственные, так и торговые компании.
Результаты показали, что только 8% из них планировали заказать маркетинговые исследования в специализированных ИК, 35% организаций полностью отказались от аутсорсинга, а 25% перенесли проведение исследований на конец 2017 года[2].
Доля компаний, собиравшихся выполнять данный вид работ самостоятельно, составила 32%, что подтвердило сложившуюся в последнее время устойчивую рыночную тенденцию проводить исследования своими силами.
Исследовательские компании в секторе ИМиАМ стали активно развивать следующие факторы преимуществ на российском рынке:
- Развитие специализации на проведении всех видов ИМиАМ, профессионального штата сотрудников, имеющих достаточный опыт работы в данной области.
- Использование при проведении исследований сочетания разных методик, таких как «тайный покупатель», CATI (Computer Assisted Telephone Interview), U&A (Usage and Attitude).
- Возможность разработки для каждого заказчика новой методики исследования.
- Наличие ресурсов для проведения фокус-групп, а также количественных опросов с большой выборкой.
- Наличие штата фрилансеров.
- Отсутствие давления со стороны руководства компании-заказчика, что позволяет объективно оценить рынок и выявить тенденции его развития.
Следует отметить, что кризис не только затронул рынок аутсорсинговых исследований, но и привел к сокращению отделов маркетинга на предприятиях.
При этом сокращен был как персонал, так и маркетинговый бюджет на внутренние исследования.
Переломный момент отрицательной тенденции пришелся на конец 2016 г. Именно в конце года формируются маркетинговые и рекламные бюджеты компаний, которые на тот период были сокращены по причине ухудшения экономической ситуации в России.
Начало 2017 г. российская отрасль услуг ИМиАМ встретила ростом числа заказов на проведение исследований[3].
При этом по оценкам экспертов АКАР отечественный рынок после «провала» 2015 г. в течение 2016-2017 гг. постепенно восстанавливается (см.табл. 4 и рисунок 14).
Таблица 4 Динамик стоимостного объема рекламного рынка России в 2010-2017 гг., млрд.руб.
Медиаканалы | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
TV | 110,8 | 131,5 | 143,4 | 156,2 | 159,8 | 136,7 | 150,8 | 170,9 |
Радио | 10,3 | 12,1 | 15,1 | 17,4 | 17,9 | 15,5 | 16,5 | 26,9 |
Пресса | 38 | 40,4 | 41,2 | 37,7 | 34,3 | 25,3 | 22,3 | 20,5 |
ООН | 32,8 | 38,4 | 42,6 | 46,4 | 45,7 | 36,2 | 38,3 | 41,9 |
Интернет | 27 | 42,2 | 59 | 77 | 97 | 112,3 | 136 | 166,9 |
Итоги | 218,9 | 264,6 | 301,3 | 334,6 | 354,7 | 326 | 364 | 416,5 |
Можно выделить два лидирующих по динамике сегмента рекламного рынка – телевидение и интернет. Суммарно прирост по всему рынку в 2017 г. составил 14% (см. таблицу 5 и рисунок 15)
Таблица 5 Тренд изменения развития медиаканалов на рекламном рынке России в 2010-2017 гг., % к предыдущему году
Медиаканалы | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
TV | 15 | 19 | 9 | 9 | 2 | -14 | 10 | 13 |
Радио | 12 | 17 | 25 | 15 | 3 | -13 | 7 | 3 |
Пресса | 7 | 6 | 2 | -9 | -9 | -26 | 6 | 9 |
ООН | 20 | 17 | 11 | 9 | -1 | -21 | 6 | 9 |
Интернет | 52 | 56 | 40 | 31 | 26 | 16 | 21 | 22 |
Итоги | 27 | 21 | 14 | 11 | 6 | -8 | 12 | 14 |
В современном мире информационные потоки получили мощный импульс для развития практик маркетинга. Цифровые технологии медиаканалов на рынке каналов коммуникации России в настоящее время догоняют традиционное телевидение (41%), как канал коммуникации с целевой аудиторией, большинство продаж рекламы (40%), в настоящее время генерируемых показов и кликов на устройствах, подключенных к сети Интернет.
При этом если доли традиционных медиаканалов в течении 2010-2017 гг. сокращаются, то интерактивные каналы демонтируют обратную тенденции. (см. табл. 6 и рисунок 16).
Таблица 6 Динамика структуры рекламного рынка России по медиаканалам в 2010-2017 гг., %
Медиаканалы | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
TV | 51 | 50 | 48 | 47 | 45 | 42 | 41 | 41 |
Радио | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Пресса | 17 | 15 | 14 | 11 | 10 | 8 | 6 | 5 |
ООН | 15 | 15 | 14 | 14 | 13 | 11 | 11 | 10 |
Интернет | 12 | 16 | 20 | 23 | 27 | 34 | 37 | 40 |
Итоги | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Среди рекламных сервисов лидером является такие формы как direct marketing – 1/3 рекламных бюджетов российских компаний, спонсорство занимает 6,2% рекламных бюджетов компаний, исследования рынка занимает долю в 4,8% в рекламных бюджетах компаний, иные формы PR — 1,3% рекламных бюджетов компаний.
В 2017 г. основным направлением развития технологий рекламы стало дальнейшее развитие онлайн-технологий: рост доли на рынке в 2017 г. оценивается в + 22% , в то время как традиционные технологии офлайн (телевидение, печать, радио, наружная) уменьшились в сумме на -2%.
Глобальный цифровой рост рекламного рынка почти полностью обусловлен развитием технологий мобильной информации.
Большинство рекламного воздействия на аудиторию теперь генерируется впечатлениями и кликами мобильных средств коммуникации. Доля использования мобильных технологий при обмене рекламной информации достигает уровня 55% в сети Интернет и 45% для социальных медиа.
Можно выделить несколько насущных тенденций рынка, среди которых:
- рынок динамично структурируется;
- увеличивается количество российских брендов, заинтересованных в данном виде продвижения;
- растут бюджеты ATL-продвижения и BTL-компаний;
- заказчики стали более осведомленными в BTL–коммуникациях и готовы на нестандартное, эффективное промо с эффектом «wow»;
- брифы клиентов стали более четкими и подробными, что положительно сказывается не только на отношениях РА – заказчик, но и на эффективности проектов.
В качестве новых технологий в традиционных каналах рекламы можно выделить следующие технологии:
- Технология «виртуального» продвижения на базе потенциала синергетики цифровых технологий и телевидения. Современные IT технологии и технологии цифрового телевидения позволяют вводить анимированные сообщения в сюжет, не прерывая саму программу.
- Технология «объемный эффект» – использование голографического эффекта для формирования запоминающегося образа;
- Технология «интерактивный эффект» – использование потенциала вовлечения целевой аудитории в процесс формирования образа;
- Технология «дополнительная реальность» — наносится специальный код, который веб-камера с помощью специальной программы добавляет в него виртуальные элементы городской символики и на экране отображается картинка;
- Технология «голографических» и сенсорных экранов – эффективность обуславливает сочетание таких критериев, как четкость и реалистичность изображения, а второго — динамичность картинки и возможность ею управлять.
Главным трендом развития современных медиаканалов рекламного рынка можно считать переход к мультимедийному формату взаимодействия с целевой аудиторией. Multimedia – многокомпонентная информационно-коммуникативная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию.
«Мультимедиа» в контексте медиаканалов рекламного рынка означает возможность работы с информацией в различных видах. Мультимедиа позволяют интегрировать звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).
В мультимедийных медиаканалах рекламного рынка используется определенный способ передачи информации:
Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения. Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования.
Интерактивность, то есть диалоговый режим работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию, скорость и последовательность ее передачи. В рамках использования мультимедийных средств продвижения имиджа компании целевая аудитория превращается из потребителей в пользователей.
Следовательно, современные технологии мультимедиа являются одним из главных инструментов развития коммуникаций с целевой аудиторией.
Глава 2. Анализ имиджа ООО «Самрезтех» в рамках реализации политики продвижения компании
2.1 Анализ деятельности ООО «Самрезтех»
Организационной формой деятельности компании «Самрезтех» является общество с ограниченной ответственностью.
Компания «Самрезтех» успешно развивается, занимая свою нишу на рынке.
Специализация «Самрезтех» обуславливается:
- Комплексностью подхода;
- Стратегией развития салона;
- Накопленный опыт в области формирования ассортимента товаров востребованном на рынке. [1]
Миссия «Самрезтех» – предоставление качественной продукции по доступным ценам.
Компания видит свою миссию в предоставление промышленным предприятиям России и стран СНГ современные упаковочные решения, тем самым содействуя их экономическому росту, а также развитию отрасли производства промышленной тары в целом.
Основная цель ООО «Самрезтех» – качественное быстрое выполенние заказов клиентов при высоком уровне профессиональной компетенции компании в занимаемом сегменте рынка.
Планируемая цель ООО «Самрезтех» – обеспечение условий для выхода фирмы на новые рынки сбыта.
Далее проведем анализ организационной структуры управления компании «Самрезтех».
Для ООО «Самрезтех» характерна линейно функциональная организационная структура управления, схема которой представлена на рисунке 181.
Персонал является одни из основных ресурсов компании. Текущая кадровая политика решает следующие задачи, определяющие направление кадровой деятельности:
- обеспечение кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации;
- организация обучения и развития служащих;
- ведение кадрового делопроизводства;
- обеспечение соблюдения трудового законодательства, локальных нормативных актов и организационно-распорядительных документов администрации.
Кадровая политика относится к отрытому и реактивному типу.
В качестве стратегических факторов развития «Самрезтех» можно выделить:
- Профессиональное выполнение персоналом функций системы продаж в соответствии со спецификой товара «Самрезтех»;
- Формирование системы услуг «Самрезтех» в зависимости от изменений рынка.
Таблица 7 Анализ динамики кадрового состава персонала ООО «Самрезтех» 2015-2017 гг.
Категории ППП (чел.) | 2015г. | 2016г. | 2017г. | Отклонение |
+ / — (%) | ||||
Среднесписочная численность всего в том числе: | 310 | 320 | 350 | 40 (12%) |
1. Рабочих (операторов) | 223 | 229 | 240 | 17 (8%) |
2. Специалистов | 50 | 52 | 61 | 11 (22%) |
3. Руководителей | 37 | 39 | 39 | 2 (5%) |
Из таблицы видно, что численность персонала выросла, в первую очередь из-за увеличения численности основных рабочих и специалистов. Это связано, как говорилось выше, с ростом объёмов выпуска продукции. Но если выпуск численность персонала увеличилась на 12%, то объём выпуска увеличился почти на 30 %.
Это было достигнуто за счёт оптимизации и балансировки производственныхлиний. Что в свою очередь стало возможным в ходе работы, так называемых «рабочих групп», которые формировались из специалистов различных заинтересованных отделов.
На пример группа, задачей которой стояла оптимизация численности сборочной линии была сформирована из представителей производства (бригадиры и начальники смен), департамента инженерии, а также отдела качества и специалиста по охране труда. Группа же, имеющая своей целью оптимизировать работу складской логистики, имела в своём составе бригадиров склада и т.д.
Данная практика показала, что работа таких групп является очень эффективным инструментом с огромным потенциалом, который нужно однозначно развивать на предприятии в ближайшем будущем. Подобным образом можно качественно и эффективно решать проблемы кадровой политики во всех аспектах. Начиная от повышенного процента невыходов персонала и проблем удержания уже нанятых работников, до формирования эффективной системы мотивации сотрудников к высокой производительности и качества.
Но также был выявлен ряд проблем, которые нужно было решать для обеспечения успешного функционирования подобных групп. Это недостаточная вовлеченность некоторых из участников группы, создание непродуктивных конфликтных ситуаций, неумение лидеров группы направить деятельность в продуктивное русло, не знание участниками рабочих групп таких всемирно известных и эффективных методик Production как 8D анализ, диаграмма Паретто и Исикавы, и ряд других.
Данные проблемы относятся в большей степени к специалистам и руководителям. Так же среди обозначенной группы работников, наблюдается некая де-мотивация в стремлении повышения эффективности своей работы.
Хотя на предприятии существует система оценки деятельности руководителей и специалистов, которая проводится всего лишь раз в год и не является достаточно эффективной. Потому что не предусматривает личного контакта подчинённый-руководитель (проводится в программе SoftPeopleCorporation) и не имеет в течение года промежуточного контроля и обсуждения достигнутых работником результатов.
Практически проводится формально.
Так же не отслеживается прогресс в освоении работником нового функционала в полной мере. Это не позволяет получить полной отдачи от их работы.
Таблица 8 Показатели движения персонала ООО «Самрезтех» за 2015 — 2017 гг.
Показатель | 2015 г. | 2016 г. | 2017г. | Отклонение | |
+/- | % | ||||
Среднесписочная численность работников | 310 | 320 | 350 | 40 | 12% |
Нанято в течение года новых работников | 35 | 77 | 132 | 97 | 277% |
Выбыло работников всего: | 29 | 67 | 102 | 73 | 252% |
уход на пенсию, на учебу, в армию; | 6 | 5 | 6 | 0 | — |
по собственному желанию; | 17 | 59 | 94 | 77 | 453% |
за нарушение дисциплины. | 6 | 3 | 2 | -4 | -67% |
Текучесть кадров, % | 9,3 | 20,9 | 29,1 | 19,8 | 10,50% |
В таблице приведены данные по движению персонала на предприятии за 3 последние года. По сравнению с 2015 г. Текучесть персонала увеличилась более чем вдвое.
Это связано с интенсификацией труда, в первую очередь основного персонала . За последний год-два предприятие зарекомендовало себя на рынке труда, как завод с очень высокой интенсивностью труда.
Гораздо более высокой, чем на многих других предприятиях города. В связи с этим отдел кадров начали испытывать серьёзные трудности в привлечении новых сотрудников.
Такая ситуация выглядит очень угрожающей, тем более, что, начиная с IV квартала этого года и до конца 2020 года на завод планируется запуск нескольких новых проектов. По предварительной оценке, это будет сопряжено с организацией приблизительно 100 новых рабочих мест. Необходимо серьёзно задуматься над разработкой мер по привлечению новых и удержанию старых работников, прежде всего среди основных рабочих (операторов).
SNW-подход в работе используется, чтобы определить наиболее сильные стороны, и слабые стороны, чтобы ликвидировать их вообще или сделать более сильными. Затем сильные и слабые стороны оцениваются с точки зрения влияния на компанию.
После этого, как и в предыдущих инструментах анализа проводится вероятностная оценка влияния фактора на горизонт планирования.
Таблица 9 SNW-анализ ООО «Самрезтех»
Оценки ключевых факторов преодоления несоответствий, баллы проекта, баллы и критических факторов успеха в реализации возможностей достижения и устойчивого сохранения потребительских качества, 5 4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5 Высокие Неопределенные Низкие | Желаемое значение | Реальное значение | Отклонение |
1. Подсистема «Ресурсы» 1.1. Достаточность внешних ресурсов 1.2. Наличие внутренних резервов 1.3. Нематериальные активы | 5 3 4 | 2 2 2 | 3 1 2 |
2. Цепь добавления ценностей 2.1. Надежность поставщиков 2.2.Издержки распределения | 5 4 | 4 3 | 1 1 |
3. Финансовая подсистема 3.1.Доступность инвестиций 3.2. Возможности инвестирования | 5 4 | 2 3 | 3 1 |
4. Подсистема компетентностей «Человеческие ресурсы и культура» 4.1. Обучаемость персонала 4.2. Клиентоориентированность 4.3.Инновационная восприимчивость | 5 5 4 | 1 4 3 | 4 1 1 |
5. Операционная подсистема основной деятельности 5.1.Гибкость в формировании дополнительных услуг гостиницы 5.2.Уникальность гостиничных технологии и предложений | 4 4 | 3 2 | 1 2 |
6. Подсистема «Менеджмент и структуры» 6.1.Способность к прогнозированию 6.2.Гибкость реагирования 6.3.Способность к следованию тенденциям гостиничного рынка | 4 5 3 | 2 3 2 | 2 2 1 |
7. Подсистема «Специальные факторы успеха» 7.1.Характеристика имиджа 7.2.Отношение к гостям | 5 4 | 3 4 | 2 0 |
Результаты SNW-анализа ООО «Самрезтех» представляют собой оценку стратегических разрывов (несоответствий, противоречий) между нормативами, показателями лучших предприятий либо характеристиками видения предприятия и фактическими показателями.
Так образуется, кроме того, общий список проблем. Наибольшие разрывы наблюдаются в пункте:
- 2 «Обучаемость персонала»,
- 1 «Достаточность внешних ресурсов»,
- 1. «Доступность инвестиций»,
- 1 «Характеристика имиджа».
Взаимодействие с клиентами «Самрезтех» строится на соответствии с формированием цепочки ценностей (рисунок 19).
Таким образом, «Самрезтех» ориентируется на более полное обеспечение предприятий и физических лиц товарами, что позволяет влиять (и главное, сдерживать) на цену товаров, делая их привлекательными как по качеству, так и по цене, то есть, создавая конкурентные преимущества, влияющие на увеличение объемов деятельности и улучшение финансовых результатов.
При этом следует учитывать, что реализованная система продаж и работы с клиентами «Самрезтех» связана с ростом рисков, представленных на рисунке 20.
ООО «Самрезтех» характеризуется как эффективная и опытная компания, которая стабильно развивается в рамках современных рыночных условий.
Динамика основных показателей деятельности «Самрезтех» за 2015-2017 гг. представлена в таблице 10.
Таблица 10 Динамика основных финансово-экономических показателей деятельности «Самрезтех» за 2015-2017 гг.
Показатели | 2015 год | 2016 год | 2017 год | Изменение (+/-) | Темпы роста, % | ||
2016 к 2015 | 2017 к 2016 | 2016 к 2015 | 2017 к 2016 | ||||
Выручка, тыс. руб. | 307173 | 402237 | 506781 | 95064 | 104544 | 130,9 | 126,0 |
Себестоимость, тыс. руб. | 296552 | 386081 | 468386 | 89529 | 82305 | 130,2 | 121,3 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 10621 | 16156 | 38395 | 5535 | 22239 | 152,1 | 237,7 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 7323 | 18627 | 38953 | 11304 | 20326 | 254,4 | 209,1 |
Прибыль чистая, тыс. руб. | 5801 | 15046 | 30555 | 9245 | 15509 | 259,4 | 203,1 |
Рентабельность основной деятельности, % | 3,58 | 4,18 | 8,20 | 0,60 | 4,01 | х | х |
Рентабельность продаж, % | 3,46 | 4,02 | 7,58 | 0,56 | 3,56 | х | х |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 39375 | 45946 | 59401 | 6571 | 13456 | 116,7 | 129,3 |
Фондоотдача, руб./ руб. | 7,80 | 8,75 | 8,53 | 0,95 | -0,22 | 112,2 | 97,5 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. | 37292 | 49652 | 57101 | 12360 | 7449 | 133,1 | 115,0 |
Продолжительность оборота оборотных активов, дни | 44 | 44 | 41 | 1 | -4 | 101,7 | 91,3 |
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. | 76667 | 95598 | 116948 | 18931 | 21351 | 124,7 | 122,3 |
Общая рентабельность, % | 9,55 | 19,48 | 33,31 | 9,93 | 13,82 | х | х |
Затраты на взаимодействие с клиетами, тыс. руб. | 154 | 166 | 209 | 12 | 43 | 107,8 | 125,9 |
Анализ данных таблицы 10 показывает, что рост выручки в 2016 году на 30,9%, в 2017 году составил 26,0% или 104544 тыс. руб., что свидетельствует об увеличении объемов деятельности «Самрезтех».
Темпы роста себестоимости деятельности составляют 30,2% в 2016 году и 21,3% в 2017 году, что ниже темпов роста выручки на 0,7% в 2016 году и на 4,7% в 2017 году, что положительно сказалось на прибыли в 2017 году, которая увеличилась в 2,4 раз и составила 38395 тыс. руб.
Рост прибыли от продаж способствовал росту прибыли до налогообложения и росту чистой прибыли в 2 раза.
Рост прибыли привел к росту эффективности операционной деятельности в 2 раза.
Положительным фактором является рост рентабельности с 19,48% до 33,31%.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф