Заявка на расчет
Меню Услуги

Формы и методы воспитания языковой личности

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


Содержание

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

глава 1. Теоретические основы исследования языковой личности в условиях поликультурной образовательной среды школы

1.1 Формирование языковой личности в процессе исследования отечественными и зарубежными авторами

1.2 Основные требования к воспитанию языковой личности

1.3. Критерии сформированности языковой личности школьника

Выводы по Главе 1

глава 2. Формы и методы воспитания языковой личности школьника в поликультурной образовательной среде школы

2.1 Роль школы и уроков английского языка в развитии языковой личности школьника

2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы

2.3 Разработка методических рекомендаций по развитию языковой личности школьника

Выводы по Главе 2

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Современная система образования все больше становится направленной на развитие личности. Данный процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Появляются новые подходы, новое содержание, а также новое право и другие отношения. Содержание образования пополняется совершенно другими процессуальными умениями, творческим решением проблем, а также развитием способностей владения информацией, что происходит, акцентируя внимание на индивидуализацию программ образования (повышается роль науки в реализации педагогических технологий, являющихся адекватными уровню общественного знания).

В современных условиях образования, возникает острая социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному полилогу. Данное явление настоятельно требует освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций. Именно образование призвано указать путь к становлению личности. Необходимо научить школьника XXI века не только ценить родную культуру, но и понимать своеобразие других культур.

Таким образом, учителя современной школы должны отвечать ряду задач, решение которых позволит внести гуманистическое содержание в образовательный процесс:

— формирование мыслительных способностей школьников;

— определение и формирование индивидуальных творческих задатков, а также детских способностей;

— развитие познавательных мотивов и интересов обучения;

— формирование нравственных ценностей у школьников;

— взращивание любви и уважения к окружающим, к жизни, а также знакомство с духовными, общечеловеческими и национальными ценностями;

— воспитание характера всех школьников с применением программы духовного и нравственного самосовершенствования;

— помощь обучающимся в построении своего ментального мира.

Актуальность исследования заключается в слабой разработанности проблемы и системных подходов к формированию языковой личности школьника на среднем этапе обучения (5 класс) в поликультурной среде школы. Как известно, образование невозможно без обращения к личности. Чем выше общественная потребность в знании иностранного языка, в частности английского, и в специалистах, владеющих одним или несколькими иностранными языки, тем более значимыми становятся прагматические аспекты обучения предмету.

Одной из задач современной школы является подготовка школьников к многоязычию. В связи с этим наступает время говорить о школьнике не только как о личности, которая способна использовать язык в полноценной мере, но также следует употреблять такое понятие как «языковая личность. Научно-педагогическое существование языковой личности находит свое отражение в психологической и лингвистической литературе. Основные пути подхода к явлению языковой личности мы смогли выявить в работах таких известных зарубежных (В. фон Гумбольдт, И.Л. Вайсгербер, И.Г. Гердер) и отечественных (В.В. Виноградов, И.А. Бодуэн де Куртене, Ю.Н. Караулов Ю.Н., В.А. Маслова) исследователей.

При этом, занимаясь разработкой теоретических основ существования и определения понятия языковой личности (Ю.Н. Караулов, Г.И. Богин), формированием модели языковой личности школьника в условиях двуязычия школ (С.К. Башиева), воспитанием языковой личности гимназиста во внеурочной деятельности (Е. В. Иванова), учением о поликультурной языковой личности (А. А. Корякина), лингвокультурных типах как разновидность языковой личности (А. Ю. Коровина), ученые не обращают внимания на проблему формирования языковой личности школьника в условиях поликультурной среды современной школы и на формирование комплекса педагогических условий для эффективности процесса формирования языковой личности обучающегося, также ограниченно количество обобщающих работ по теме формирования англоязычной личности школьника.

Социальная значимость определения профильной личности формирования и воспитания языковой личности в условиях билингвизма школы, анализ состояния научной разработанности данного процесса обусловили выбор проблемы нашего исследования, заключающейся в выявлении подходящих педагогических условий, которые способствуют формированию языковой личности школьника, определению критериев сформированности языковой личности и методических рекомендаций по обучению английскому языку.

Анализ психолого-педагогической литературы на изученную тему, практики работы современных школ позволил нам сформулировать проблему нашего исследования, которая определяется противоречиями между объективной необходимостью формирования языковой личности школьника в образовательных учреждениях и недостаточной разработанностью этой научной проблемы в рамках педагогического процесса многоязычного образования. Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование языковой личности школьника в условиях поликультурной образовательной среды школы».

Цель исследования выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить, разработать и апробировать методические рекомендации, которые будут способствовать воспитанию языковой личности школьников в условиях поликультурной образовательной среды школы.

Объект исследования – процесс обучения и воспитания английскому языку в современной школе.

Предмет исследования – формирование языковой личности школьника в условиях поликультурной образовательной среды школы.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать подходы к языковой личности в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
  2. Выявить критерии сформированности языковой личности школьника.
  3. Провести опытно-экспериментальное исследование, которое позволит определить, что оказывает влияние на формирование языковой личности школьника.
  4. Разработать и апробировать методические рекомендации формирования языковой личности школьника в условиях поликультурной образовательной среды школы.

Гипотеза исследования: процесс формирования языковой личности школьника, хорошо владеющей английским языком, может носить успешный характер, если:

— осуществлен теоретический анализ понятий языковой личности, выявлены основные виды и структура языковой личности;

— определены критерии сформированности языковой личности школьника;

— разработаны и внедрены в процессе изучения английского языка рекомендации, технология воспитания англоязычной личности обучающихся, отражающие цели, задачи и принципы поликультурного образования, соответствующие критериям его эффективности;

— разработаны методические рекомендации по внедрению технологии воспитания англоязычной личности школьников в образовательных учреждениях.

Методологическую основу исследования составляют следующие современные психолого-педагогические теории:

— теория языковой личности в целом (В. фон Гумбольдт, И.Г. Гердер, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Шахматов, И.Л. Вайсгербер, В.В. Виноградов, Г.И. Богин, Ф. де Соссюр, М. Хайдегера, Ю.Н. Караулов и другие);

— классифицирование и структурирования языковой личности (Л.А. Хуранова, Н.А. Тупикова, В.В. Воробьев, О.Л. Столяр, И.И. Халеева, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Ю.Н. Караулов и другие);

— разработка требований к воспитанию языковой личности (А.А. Корякина, Н.А. Качалов, Р.С. Полесюк, А.С. Роботова, Е.В. Капустина, Е.В. Иванова и некоторые другие);

— анализ критериев сформированности языковой личности (Ю.Н. Караулов, Н.А. Мамонтова).

Для достижения поставленных в диссертации задач нами были использованы следующие методы исследования:

— теоретический анализ документов и официальных материалов, научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий;

— сравнительный анализ опыта работы по формированию языковой личности;

— опытно-экспериментальная работа по рекомендации новых технологий при формировании языковой личности и критериев оценки результатов сформированности языковой личности;

— педагогическое наблюдение, компьютерная информация, анкетирование различных групп участников учебного процесса.

Источники исследования.

В работе использованы законодательные акты Российской Федерации (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы), Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ), материалы научных конференций, педагогические труды, статьи, монографии, учебно-методические комплексы, информация, предоставленная сетью Интернет, результаты деятельности учебных заведений, позволяющих ученикам изучать 2-3 языка, опыт коллег и собственный опыт автора исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— охарактеризованы подходы к изучению языковой личности в отечественных и зарубежных исследованиях;

— выявлены критерии сформированности языковой личности обучающегося;

— разработаны и апробированы методические рекомендации по формированию языковой личности школьника в условиях поликультурной образовательной среды школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определена психолого-педагогическая сущность языковой личности школьника;

выявлены основные требования и критерии к формированию языковой личности школьника;

— в исследовании рассмотрены рекомендации и принципы по формированию англоязычной языковой личности пятиклассника, которая включает в себя уровень сформированности языковой компетенции и воспитанности личности;

— определены педагогические условия, которые способствуют формированию языковой личности пятиклассника в поликультурной среде школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что научные результаты исследования имеют важное значение для решения проблем, связанных с изучением школьника как языковой личности; разработанные педагогические условия воспитания языковой личности позволяют помогать работникам школ и гимназий гуманитарного профиля, обеспечивающим многоязычную подготовку школьников для дальнейшего их усовершенствования и развития, при составлении новых школьных учебных программ; могут быть использованы в высших учебных заведениях преподавателями теории и методики преподавания иностранных языков и культур, а также при определенной коррекции в процессе школьного, многоязычного образования. Предложенная система работы педагогов может быть положена в основу УМК при преподавании языковых дисциплин в условиях двуязычия и многоязычия.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась концептуальным синтезом философских, социально- педагогических, психолого-педагогических подходов в определении ведущих идей исследования; адекватностью исходных методологических положений и логикой их реализации; корректным переводом зарубежных источников; использованием комплекса методических подходов в сочетании качественных и количественных методов научного поиска, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью материала, длительной и широкой апробацией основных идей, результатов и выводов, полученных в ходе исследования и сформулированных в изданных работах автора.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 2 приложений. Первая глава состоит из трёх параграфов, вторая – также из трех параграфов. Общий объём работы – 103 страницы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи, формулируется гипотеза, рассматривает методологическая база, раскрываются научная новизна, практическая и теоретическая значимость.

Первая глава («Теоретические основы исследования языковой личности в условиях поликультурной образовательной среды школы») посвящена рассмотрению понятия «языковая личность» в педагогическом контексте. Рассмотрены основные требования и критерии сформированности языковой личности школьника.

Во второй главе «Формы и методы воспитания языковой личности школьника в поликультурной образовательной среде школы» анализируется роль уроков английского языка на формирование языковой личности пятиклассника. Проведено опытно-экспериментальное исследование, позволяющее выявить, какие факторы оказывают влияние на формирование языковой личности школьника. Представлены методические рекомендации по развитию языковой личности пятиклассника.

В заключении обобщаются результаты исследования и делаются основные выводы исследования.

В приложениях представлены два плана-конспекта (апробированный и планируемый для апробации), которые могут использоваться в 5 классах в качестве внеклассных проектов.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования языковой личности в условиях поликультурной образовательной среды школы.

1.1 Формирование языковой личности в процессе исследования отечественными и зарубежными авторами.

 

Антропоцентрическая ориентация гуманитарных наук в современном обществе позволяет использовать понятие личность в самом широком значении, которая связана с разными сферами человеческой деятельности. В различных дисциплинах на центральном месте находится языковая личность. Проблема языковой личности изучается в русле различных языковедческих дисциплин, среди которых традиционная лингвистика, лингводидактика, лингвопрагматика, социолингвистика и психолингвистика.

Интерес к проблеме воспитания языковой личности проявляют в разное время как отечественные, так и зарубежные исследователи. Каждое из имеющихся определений, представленных различными исследователями, направлено на полное раскрытие его сущности и при этом подчеркивает разные стороны данного многогранного явления. В данной части нашего исследования мы рассмотрим в первую очередь теоретический концепт понятия «языковая личность» в работах отечественных и зарубежных исследователей.

Для того, чтобы определить содержание концепта «языковая личность» в нашей работе мы опираемся на общую теорию личности, в особенности на ее психологическое и социологическое содержание, а также на проанализированные нами работы, содержащие разные аспекты этого концепта. Термин «концепт» мы определяем как «содержание понятия, в том числе его смысловое значение» [17].

Проанализируем, что же вложено в содержание изучаемого нами концепта «языковая личность». В энциклопедии русского языка, языковая личность определяется как 1) любой носитель определенного языка, которого можно охарактеризовать на основе анализа созданных им текстов с точки зрения применения в этих текстах системных языковых средств для достижения им некоторых целей в этом мире и для выражения его точки зрения на окружающую действительность (языковую картину мира); 2) обозначение комплексного метода описания языковых способностей личности, отражающего системное представление языка вместе с функциональным анализом текстов [48]. Однако, следует отметить, что здесь оно представлено узко, в современной науке оно рассматривается в более широком аспекте.

Понятие «языковая личность» в приоритете используется и разрабатывается именно в отечественной лингвистике, и идея изучения функционирования и развития языка в связи с его носителем имеет давнюю историю. Предпосылки появления теории языковой личности появляются еще в XVIII-XIX веках в работах немецких исследователей В. фон Гумбольдта и И.Г. Гердера. Первый рассматривает язык в виде «органа внутреннего бытия» [45] и выражения характера и духа нации, народа. Данная трактовка содержит обобщенное понятие языковой личности как представителя вида homo sapiens, который способен объединять мысль и звук в единое целое и использовать данный метод для общения, а также как понятие языковой личности как представителя своей нации, т.е. национальную языковую личность.

И.Г. Гердер рассматривает язык как исторически или социально обусловленное свойство человеческого сознания, он изучает вопросы лингвистической компетенции его носителя в контексте определения структуры художественного вкуса – психически, географически, исторически и социокультурно детерминированного образовательного процесса [66].

Позже, в конце XIX века И.А. Бодуэн де Куртенэ подчеркивает, что человеческий язык и человеческая речь заключаются именно в человеческом мозгу и его «душе», а основная жизнь данного языка протекает в ассоциации представлений в совершенно разных направлениях [48].

Уже в начале прошлого века отечественный языковед А.А. Шахматов подчеркивает, что язык каждого индивидуума имеет реальное бытие, а язык народа, города, области, деревни представляет собой научную фикцию [48]. Последующее продвижение к концепту языковой личности связано с началом первой половины XX века, а именно с работами немецкого лингвиста Й.Л. Вайсгербера, который является основоположником и разработчиком неогумбольдтианского направления в лингвистике. Исследователь указывает, что язык представляет собой, во-первых, среднее звено, которое является связующим между внешним миром и внутренним миром человеческого духовного мира; во-вторых, проявление национального духа [22].

В своем монографическом творении «Родной язык и формирование духа» (1927) Й.Л. Вайсгербер говорит о том, что язык – это наиболее всеобщее достояние культуры. Никто не может владеть языком только благодаря своей языковой личности, напротив, данное владение языком вырастает в человеке на основе принадлежности к определенному языковому сообществу [23]. На этом исследование языковой личности зарубежными исследователями заканчивается, далее ее рассматривают в своих работах отечественные лингвисты.

Впервые рассматриваемый нами термин используется в 30-х гг. прошлого века В.В. Виноградовым в его работе «О художественной прозе». Лингвист подходит к данному понятию через изучение языка художественной литературы. В своей работе он рассматривает понятия «художественный образ» и «образ автора», что позволяет ему понять вопрос об исследовании в произведении языковой личности и понятий, указанных выше. Он отмечает, что И.А. Бодуэн де Куртенэ, в первую очередь, был заинтересован в языковой личности как хранилище социально-языковых коллективных норм и форм, как фокус смешения и смещения различных социально-языковых категорий [15].

В дальнейшем исследование языковой личности находит отражение в работах Г.И. Богина, который рассматривает ее не только как носителя языка, а как совокупность психофизиологических свойств личности, которые позволяют ему воспринимать и воспроизводить речевые произведения. Таким образом, в его работах данное понятие рассматривается как речевая личность [12].

В середине ХХ в. ученых привлекает понятие языковой личности с философской точки зрения. В частности, их интересует выделение общего и частного в языковой личности, образа автора произведения и образа персонажа. Рассматриваемый термин «языковая личность» в эту время используется в обобщенном смысле и не является самостоятельным объектом изучения.

Ф. де Соссюр, рассматривая соотношение языка и речи, анализирует понятие «языковая способность». Он представляет его как условие, которое определяет наличие языковой системы [49]. Философское рассмотрение проблемы сущности языка и его связи с личностью также рассматривается в работе М. Хайдеггера. Он подчеркивает, что в языке закладывается возможность человека совершить свое предназначение и самореализоваться, в связи с этим человеческая личность находится в языке, а язык представляет собой проявление сущностной человеческой экзистенции [28].

В современной лингвистике общепринятой является концепция языковой личности, разработанная в конце 80-х годов прошлого века Ю.Н. Карауловым. Данный исследователь определяет языковую личность как комплекс человеческих способностей и характеристик, которые обуславливают формирование и восприятие им текстов (речевых произведений), различающиеся по следующим аспектам:

— степень структурно-языковой сложности;

— некоторая целевая направленность;

— глубина и точность отражения реальности [30].

Ю.Н. Караулов подчеркивает, что языковая личность представляет собой личность, отражаемую в языке и через язык, а также в основных своих чертах преобразованная с помощью языковых средств [31].

Исследователем выделяются три уровня структуры языковой личности среди которых:

— вербально- семантический уровень – предусматривает рассмотрение лексических единиц и их значений. Предполагает, что языковой носитель «нормально владеет естественным языком»;

— когнитивный (тезаурусный) уровень – предусматривает изучение понятий, концептов и идей, которые «складываются у каждой языковой личности в некоторой степени систематизированную и упорядоченную «картину мира», выражающую иерархию ценностей». Этот уровень языковой личности отражается в обобщенных высказываниях, фразеологических единицах и выражениях, крылатых выражениях, определениях и т.д.;

— мотивационный (прагматический) уровень – отвечает за то, с какой целью определенная языковая личность употребляет в своем тексте данные слова и понятия, какую мысль намеревается выразить передать автор. Он называется прагматическим, потому что имеет свои «цели, интересы, мотивы, установки и интенциональности. Данный уровень создает условия при анализе языковой личности плавный и обусловленный переход от оценивания ее речевой деятельности к раскрытию реальной деятельности в мире [30].

Если рассматривать каждый уровень языковой личности отдельно, то они характеризуются каждый своим набором единиц. Первый уровень включает в себя слово, словосочетание, морфему, синоним и т.д. К когнитивному уровню относятся фразеологизмы, обобщенные высказывания (а именно поговорки, пословицы, афоризмы, сентенции и т.д.), каламбуры, метафоры, наглядные образы и т.д. [48] Что касается мотивационно-прагматического уровня, его единицы направлены на прагматику и отражаются в «коммуникативно-деятельностных потребностях» [30].

Подобная уровневая модель языковой личность представляет собой обобщенный тип личности, однако в определенной культуре конкретных языковых личностей может быть множество, и они могут различаться разной степенью значимости. Другими словами, языковая личность определяется как модель речевых личностей, заключающая в себя множество слоев и компонентов, в которой речевая личность представляет собой языковую личность в процессе реального общения и деятельности. Культурные и национальные особенности языковой личности проявляются именно на уровне речевой личности.

О.Л. Каменская в своей работе к данным трем уровням добавляет еще два уровня, а именно эмоциональный и моторно-артикуляционный, что объясняется наличием жестов и мимики. Важным аспектом является то, что «отнесенность человека к национальной культуре проявляется на всех уровнях исследуемого нами понятия: когнитивный уровень содержит специфичные концепты и фреймы, языковой уровень – специфичную картину миру, эмоциональный уровень – особенную эмоциональную сферу, мотивационный уровень – определенный национальный менталитет и национальный характер, моторный уровень – специфичные жесты и язык тела. Таким образом, культура распределяется на все уровни языковой личности [29].

По мнению А.Г. Фомина, языковая личность понимается не только как часть обширного и многоаспектного понимания личности, но также как вид полноценного представления личности, которая заключает в себе социальные, этические, психологические, а также и иные компоненты, но все преломленные через язык [57]. Данная концепция является близкой для концепции В.А. Масловой, которая внутри языковой личности выделяет несколько составляющих: Я-социальное, Я-физическое, Я-эмоциональное, Я-интеллектуальное, Я-речемыслительное. Исследователь подчеркивает, что при воздействии на любую оставляющую личности, возможно оказывать влияние на все остальные ее составляющие у адресата. Языковая личность вступает в коммуникативный акт как многоаспектное явление, что соотносится с тактиками и стратегиями речевого общения, с психологическими и социальными ролями собеседников, а также культурным смыслом информации, заключающемся в коммуникативном акте [42].

С.В. Серебрякова и А.А. Серебряков, в свою очередь, отмечают что языковая личность представляет собой важную составляющую любого коммуникативного процесса, при этом имеет особенные характеристики и способности, и таким образом создает, а также воспринимает речевые произведения [50].

Ф.К. Уракова и З.Р. Хачмафова говорят о том, что языковая личность определяется как личность, которая может воспроизводить речевые поступки. Теория речевой деятельности представляет модель исследуемого нами понятия как комплекс языковой интуиции, языковой способности, компетенций языковых носителей и владения механизмами речи [54].

В работе А.Н. Ксенофонтовой рассматриваются свойства и способности языковой личности. К первым она относит воображение, общительность (как черту характера), восприятие, память, понимание другого человека, рефлексию, эмпатию, а также интеллектуальные и эмоционально-волевые намерения. Среди способностей выделяются способность понимать, воспринимать и узнавать элементы языка; отражать содержание языковых высказываний; запоминать и воспроизводить высказывания; прогнозировать влияние структурных языковых элементов в их комплексе; писать и произносить произведения [37].

Стоит также отметить, что кроме проанализированных взглядов на концепт «языковая личность», в отечественной и зарубежной лингвистике существуют также различные подходы к изучению данного понятия с точки зрения его основных характеристик. По мнению Л.А. Хурановой, все подходы к изучению языковой личности делятся на два вида [59]:

— исполняемые с точки зрения социологических, этнокультурологических и психологических показателей самой личности;

— исполняемые в зависимости от языковой/речевой деятельности личности.

Как указывает исследователь, классификация языковой личности базируется на данных подходах, которые являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Таким образом, лингвокультурологический и этнолингвистический аспекты позволяются выделить следующие типы языковой личности:

— культурная языковая личность, выделяемая Н.А. Тупиковой – основной критерий заключается в существовании культурных ценностей человека, без которых его существование не является возможным, что объясняется тем, что с самого рождения мы попадаем в определенное культурное пространство, которое формирует наше духовное начало [53];

— бикультурная языковая личность – имеет способность соединять в себе системное познание нескольких языков и культур [11];

— собственно национальная языковая личность – представляется в виде ядра, несущего основную роль в речевой и письменной деятельности и развивающегося в процессе коммуникации между членами одного или нескольких различных обществ. Он представляет собой носителя неких ценностей, которые были накоплены веками и передавались из поколения в поколение [38];

— этническая языковая личность – определяется в виде личности, которая осознает себя, в первую очередь, как часть некого этноса, и которая отождествляет себя с другими представителями данного этноса по определенному признаку [60];

— полиэтническая языковая личность – представляет собой личность, становление которой происходит в полиэтническом пространстве, на формирование которой влияет «многоликое» этническое окружение [10];

— языковая личность лингвокультурного типажа – рассматривается как составная часть культурного и национального пространства, которая имеет своеобразную этническую принадлежность, которая проявляется только при сопоставлении с представителями и явлениями иноязычной культуры. Под данным понятием можно понимать языковую личность, которая является прообразом существующих в реальности личностей и проявляет ценностные мировоззрения современного общества [34];

— этнокультурная языковая личность – содержит в себе типичных представителей этнокультурного общества. К таким относятся, к примеру, евразийская, английская, англо-американская, немецкая, бурятская, славянская, русская языковые личности и языковая личность россиянина. Исследованию данных явлений посвящено большое количество работ [34];

— субкультурная языковая личность – представляет собой носителя молодежной субкультуры, который имеет определенные ценностные установки, модель поведения, приоритеты в жизни, свой стиль. Данная языковая личность целенаправленно развивает свой собственный стиль поведения, который проявляется в виде протеста против доминирующей культуры, однако развивается в рамках общей культуры социума, при этом чувствуя оппозицию к некоторым ее аспектам [59].

Несмотря на большое количество работ на исследуемую нами тему, различные исследователи в данной сфере соглашаются в том, что языковая личность проявляется через язык, через речевую деятельность и через ее результат, т.е. через текст, отражающий особенные качества языковых способностей автора или адресата [21].

Для нас является близкой позиция В.В. Воробьева, который говорит о том, что языковая личность проявляется только в языке [16]. Говоря о первичной языковой личности, мы имеем в виду представителей того или иного родного языка, который постоянно их сопровождает и выражает [24].

Несмотря на совершенно разные подходы к пониманию языковой личности, лингвисты сходятся в том, что ее становление на родном языке представляет собой продукт развития целостной личности. Наша работа посвящена исследованию процесса воспитания языковой личности на иностранном (английском), которая способна социально взаимодействовать с носителями другой культуры, в связи с этим мы заинтересованы в формировании вторичной языковой личности, которая базируется на уже сформированной языковой личности на родном языке, а именно на первичной языковой личности.

О.Л. Столяр, в свою очередь, обращает внимание на то, что вторичная языковая личность в отличие от первичной отражает в себе совокупность человеческих способностей к иноязычному общению на межкультурном уровне, а также умение взаимодействовать с представителями иных культур на должном уровне. Вторичная языковая личность формируется благодаря овладению вербально-семантическими особенностями иностранного языка, т.е. «языковой картиной мира» представителей данного языка и концептуальной картиной мира, которая может позволить индивиду осознать новую для него социальную действительность [51].

И.И. Халеева упоминает, что формирование вторичной языковой личности при обучении иностранному языку отражается в двуплановом единстве, а именно [58]:

— на первом плане стоит аутентичная языковая личность, пониманию и восприятию которой обучаются школьники;

— на втором плане находится вторичная или удвоенная языковая личность, которая формируется в процессе обучения.

Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез подчеркивают, что развитие у обучающихся черт вторичной языковой личности, которая способна принимать эффективное участие в межкультурной коммуникации представляет собой основную цель обучения иностранному языку [18].

Первичная языковая личная отражается в индивидуальных особенностях проявления родного языка, в процессе же формирования вторичной языковой личности происходит обучение разговорному и стандартному литературному иностранному языку. При этом происходит взаимопроникновение и взаимовлияние различных культур и менталитетов – иностранного и родного языка. Первичная языковая личность оказывает влияние на первичную, и наоборот.

Также существует модель вторичной языковой личности, созданная И.И. Халеевой, которая основана на трехуровневой модели языковой личности Ю.Н. Караулова [46]:

— первый уровень – соответствует вербально-семантическому уровню трехуровневой системы Ю.Н. Караулова и представляет собой предпосылку развития языковой компетенции. На данном этапе образуется тезаурус-1 вторичной языковой личности, который представляет собой языковую картину мира иностранного языка. Данный уровень предполагает усвоение слов, грамматических структур, а также культурных и социальных знаний иностранного языка;

— второй уровень – тезаурусный – формирует тезаурус-2, который представляет собой концептуально-глобальную картину мира;

— третий уровень – прагматический.

Во время формирования вторичной языковой личности школьники противопоставляют культуру страны иностранного языка с родной культурой. Новые знания, навыки и умения позволяют проводить коммуникативное взаимодействие с представителями другой культуры, что способствует расширению, обогащению и развитию первичной языковой личности за счет ее нового наполнения.

В процессе формирования языковой личности при обучении иностранному языку, в частности английскому, для достижения наиболее значимых результатов стоит опираться на социальную природу языка, а также его коммуникативную функцию, которая представляет собой важную функцию в социализации исследуемого нами явления. Методологической основой для теорий лингводидактики должна быть именно социально-коммуникативная языковая природа, которая позволит подключать изучающего язык к новой социальной действительности, принимая в учет при этом личностные характеристики каждого отдельного представителя другой языковой общности [43].

Опираясь на это, подход к обучению иностранной речи через формирование вторичной языковой личности получает статус объективной необходимости, т.к. методика преподавания иностранных языков и культур несет в себе задачу научить «носителя образа мира одной социокультурной общности понимать носителя иного языкового образа мира».

Таким образом, концепт «языковая личность» представляет собой многогранное понятие, однако все исследователи сходятся во мнении, что языковая личность проявляется только в языке. Данное понятие изучается как в лингвистике, так и в смежных дисциплинах. Множество работ выделяют культурную, бикультурную, поликультурную, полиэтническую, лингвокультурную, этнокультурную и субкультурную языковую личности. Также выделяются первичная и вторичная языковые личности. Первая представляется в виде трехуровневой структуры: вербально-семантический, когнитивный и мотивационный. В нашем исследовании нам интересно изучение вторичной языковой личности, в процессе формирования которой происходит обучение разговорному и стандартному литературному английскому языку. Далее в нашей работе нами будут рассмотрены основные требования к воспитанию именно вторичной языковой личности.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф