Глава 2. Формы и методы воспитания языковой личности школьника в поликультурной образовательной среде школы
2.1 Роль школы и уроков английского языка в развитии языковой личности школьника
Школа – это важнейшее звено в процессе формирования языковой личности подростка. Формирование целостной личности происходит в процессе нравственного, физического, эстетического образования и воспитания. Педагогическое наблюдение за обучающимися подростковой группы позволило нам понять внутреннее устроение своих учеников. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков в поликультурной среде школы и системный анализ характера их возникновения позволяют предотвратить десоциализацию обучающихся, направить процесс формирования языковой личности подростков в нужное русло.
Формирование языковой личности нового типа, которая является востребованной современным социумом для неразрушительного, прогрессивного и в то же время гармоничного и созидательного развития, позволяет выработать систему или рекомендации по формованию такой личности именно в процессе обучения иностранным языкам, в нашем случае английского.
Цель обучения английскому языку заключается не в наборе конкретных умений и получении определенных знаний о культуре изучаемой страны, а в процессе воспитания такой языковой личности, которая сможет активно и продуктивно развиваться и взаимодействовать в поликультурном обществе.
В ходе нашего диссертационного исследования мы поняли, что на формирование вторичной языковой личности школьников влияют различные факторы: в данном аспекте важна не только роль учителя и уроков английского языка (естественно, они являются первостепенными), но также немаловажную роль играют родители, социальные факторы и другие предметы учебной дисциплины. Если принимать во внимание все эти аспекты, то можно значительно повысить успеваемость по рассматриваемой учебной дисциплине «Английский язык».
Экспериментальная база нашего исследования: обучающиеся в 5 классе (всего 7 классов) из следующих образовательных учреждений города Красноярска: МБОУ СШ № 34 и МБОУ «Лицей №8». В эксперименте приняли участие 167 человек (возраст 10 — 11 лет).
В ходе нашего диссертационного исследования мы обобщили опыт работы МБОУ СШ №34 и МБОУ «Лицей № 8» города Красноярска. С этой целью мы проанализировали основные общеобразовательные программы данных школ и обобщили опыт работы исследователей, изучив и проанализировав их публикации.
Для начала стоит отметить, сколько времени уделяется английскому языку в пятом классе в рассматриваемых нами образовательных учреждениях. В МБОУ СШ №34 города Красноярска три пятых класса (5А – 24 школьника, 5Б – 23 и 5В – 20), всего 67 учеников. Наполняемость в классах средняя, на уроках английского языка подразделяются на две подгруппы, в среднем по 11 человек. На учебный предмет «Иностранный язык» выделяется три часа в неделю, всего 102 часа в год.
Что касается МБОУ «Лицей №8», в пятом классе обучается 100 учеников, четыре пятых класса по 25 школьников в каждом классе. Наполняемость в классе средняя, на уроках английского языка также подразделяются на две подгруппы в среднем по 12 человек. Учебному предмету «Иностранный язык» в общеобразовательной программе также выделено 3 часа в неделю и 102 часа в год.
Основная общеобразовательная программа МБОУ СШ №34 и МБОУ «Лицей №8» города Красноярска разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне школьного образования. Мы выяснили, что обе образовательные площадки занимаются по программе «Школа 2100», автор-разработчик Л.Г. Петерсон.
Цель данной программы заключается в обеспечении естественной и эффективной интеграции ребенка в общество. Данная программа обеспечивает развитие личности детей школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Она направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды и психологического комфорта, которые представляют собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
МБОУ СШ №34 города Красноярска занимается по учебно-методическому комплексу (УМК) «Английский в фокусе», авторы Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко. Данный УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, языковой портфель, тренировочные упражнения в формате ГИА, сборник контрольных заданий, книгу для учителя, а также два CD: для работы в классе и для самостоятельной работы. Он создан в современном европейском образовательном пространстве и отвечает всем требованиям уровня А1 (Level A1) общеевропейской компетенции владения языком (Common European Framework). Участие в написании данного УМК принимали как российские, так и британские авторы, что несомненно является преимуществом, т.к. обучающиеся по данному УМК становятся участниками процесса, в котором они познают как культуру родного языка, так и культуру изучаемого языка.
Рассмотрим содержание данного комплекса. В пятом классе в нем содержится 1 вводный модуль и 10 основных модулей, каждый из которых базируется на определенной теме, раскрываемой через ситуации, которые интересны именно пятиклассникам:
- Starter Unit (повторение алфавита и основного лексико-грамматического материала, изученного ранее).
- School Days (Школа).
- That’s me (Страны и национальности).
- My home, my castle (Дом, квартира).
- Family Ties (Семья).
- World Animals (Фауна планеты).
- Round the Clock (Распорядок дня).
- In all weathers (Времена года, месяцы, погода).
- Special Days (Праздники).
- Modern living (Магазины, покупки, досуг).
- Holidays (Каникулы, отдых).
Проанализировав содержание и структуру рассматриваемого УМК, мы выделили следующие особенности это комплекса, которые положительно влияют на формирование языковой личности данного этапа обучения:
— наличие аутентичных языковых материалов, которые составляют большую часть учебника;
— английский язык используется как средство для изучения и других школьных программ, к примеру, географии;
— использование рациональных приемов обучения английскому языку, что отражено в рубрике Study Skills (Учись учиться). В данной рубрике содержатся полезные советы и рекомендации, а также описание приемов учебной деятельности по развитию различных учебных и познавательных умений. Таким образом, данная рубрика позволяет лучше усваивать английский язык. Примером таких рекомендаций могут служить использование средств русского языка для понимания английского текста, правильное пользование словарем, методы запоминания новых лексических единиц и грамматических структур. Данные памятки могут использоваться как под руководством педагога, так и самостоятельно обучающимися;
— предоставление информации как об англоязычных странах (рубрика Culture Corner), так и о России (Рубрика Spotlight on Russia). Данные культуроведческие уроки представлены в каждом модуле, что позволяет развивать социокультурную компетенцию обучающихся;
— большое количество различных интерактивных учебных пособий, которые входят в состав комплекса. Они позволяют формировать условия для личностно-ориентированного обучения;
— использование текстов для дополнительного чтения (рубрика Extensive Reading. Across the Curriculum). Как правило, данные тексты основаны на межпредметной основе, что некоторым образом мотивирует обучающихся к изучению английского языка как средства, служащего для познания мира;
— использование материалов для подготовки к разным формам итоговой аттестации, например, ГИА, что также является важным в условиях современного образования;
— наличие языкового портфеля, который позволяет обучающимся учиться самостоятельной работе. Пятиклассник сам может выбрать задание для выполнения. Обучающиеся могут вырезать страницы с проделанными заданиями и вкладывать их в собственные языковые портфели (индивидуальные папки и файлы). Туда же могут вкладываться любые подтверждения достижений и успехов в изучении английского языка. Рекомендации по выполнению данного портфеля даются в соответствующих рубриках в учебнике.
Таким образом, проанализировав структуру и содержание УМК «Английский в фокусе», используемый в МБОУ СШ №34 города Красноярска, мы считаем, что корректное использование данного комплекса может положительно влиять на формирование языковой личности пятиклассника.
Далее проанализируем структуру и содержание образования по дисциплине «Английский язык» в МБОУ «Лицей №8». Данное образовательное учреждение работает по УМК «Rainbow English», авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Данный комплекс содержит учебник (две части), лексико-грамматический практикум, рабочую тетрадь, книгу для чтения, методическое пособие, аудиоприложение, пособие по диагностике результатов образования и книгу для учителя. Данный комплекс создан русскоязычными авторами.
Содержательная сторона рассматриваемого комплекса включает в себя шесть разделов (Unit):
- Holidays are over (летние каникулы, места их проведения: заграницей и дома, школьные каникулы в России, выходные и будни).
- Family History (повседневные занятия, карьера и работа, семейные взаимоотношения, родственники и биография).
- Healthy Way (занятия спортом, свободное время, физические нагрузки, распорядок дня, здоровое питание, свободное время).
- After School (хобби, способы проведения свободного времени, забота о домашних животных).
- From Place to Place (путешествия, способы передвижения, достопримечательности Шотландии и Англии, родной город/ село/ деревня);
- About Russia (изучение географического положения родной страны, природные богатства, сувениры, путешествия по стране).
Среди положительных особенностей рассматриваемого УМК, влияющих на формирование языковой личности можно выделить следующие:
— английский язык используется как средство для изучения и других школьных программ, в особенности, географии;
— одновременное изучение культуры и языка англоязычных стран, что позволяет обучающимся участвовать в диалоге культур, воспринимать совершенно иные воззрения, отличающиеся от их собственных, формировать уважение к культурам другой страны. Социокультурная компетенция развивается также благодаря противопоставлению российского культурного наследия (последний раздел About Russia);
— наличие раздела Enjoy Yourself, главной целью которого является повышения мотивации к изучению английского языка. Благодаря ему, пятиклассники знакомятся с различными аспектами английской в частности и мировой культуры в целом. Данный блок включает в себя проектное задание: школьники заполняют «английский» альбом, добавляют туда рисунки и фотографии согласно пройденной теме. Он заполняется постепенно, такие творческие задания могут позволить обучающимся закрепить полученные знания, проследить свои успехи в английском языке, и научиться сравнивать свои работы с работами других школьников. Стоит также отметить, что данное проектное задание проводится не только в пятом классе, но и в других классах. Т.е. альбом заполняется на протяжении всего обучения английскому языку.
Итак, анализ учебных дисциплин «Английский язык» в МБОУ СШ №34 и МБОУ «Лицей № 8» города Красноярска в 5 классе позволил выявить как сходства, так и отличия. Подведем итоги данного анализа. Основные сходства заключаются в следующем:
— выделение одинакового количества часов: 3 часа в неделю, 102 часа в год;
— подразделение на подгруппы, средняя наполняемость которых 11-12 человек;
— общеобразовательная программа построена на основе ФГОС школьного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
— обе образовательные площадки занимаются по программе «Школа 2100», автор-разработчик Л.Г. Петерсон;
— частичное сходство в содержании: английский язык используется как средство для изучения и других школьных программ, к примеру, географии;
— предоставление информации как об англоязычных странах (рубрика Culture Corner в УМК «Английский в фокусе» и разделы Holidays are over, From Place to Place в УМК «Rainbow English»), так и о России (рубрика Spotlight on Russia в УМК «Английский в фокусе» и раздел About Russia в УМК «Rainbow English»);
— языковой портфель, имеющийся в УМК «Английский в фокусе», как правило, представляет собой проектную деятельность. В УМК «Rainbow English» также уделяется внимание проектной деятельности, а именно в разделе Enjoy Yourself.
Среди основных отличий мы выявили:
— различный состав двух рассмотренных УМК: несомненным преимуществом УМК «Английский в фокусе» является наличие тренировочных упражнений в формате ГИА, которые заранее позволяют подготавливать школьников к итоговой аттестации по пройденной теме. В то же время в УМК «Rainbow English», кроме рабочей тетради, имеется дополнительный лексико-грамматический практикум, по которому обучающиеся могут выполнять дополнительные упражнения как самостоятельно, так и в виде дополнительных занятий на уроке и дома;
— УМК «Английский в фокусе» написан совместно русскими и британскими авторами, что несомненно является преимуществом, т.к. такое содействие позволяет учитывать не только принципы Российского образования, но и принципы Европейского образования, которые потихоньку переходят в нашу страну. Учет особенностей европейского образования способствуют более глубокому погружению в англоязычную среду, что несомненно является преимуществом при формировании и воспитании англоязычной компетенции школьников;
— наличие большого количества аутентичных материалов в УМК «Английский в фокусе», в то время как в УМК «Rainbow English» короткие несложные аутентичные тексты представлены только в книге для чтения. В УМК «Английский в фокусе» в учебнике также представлены тексты для дополнительного чтения, однако в книге для чтения представлена только одна сказка «Jack and the Beanstalk». Что касается УМК «Rainbow English», то в книге для чтения представлены разнообразные сказки, стихи и тексты познавательного характера.
— использование рациональных приемов обучения английскому языку в УМК «Английский в фокусе» (рубрика Study Skills) также является явным преимуществом, т.к. учит пятиклассников самостоятельной работе и доступно предлагает материал;
— большое количество различных интерактивных учебных материалов, которые входят в состав комплекса «Английский в фокусе» также является явным преимуществом, т.к. это может повысить мотивацию школьников в особенности в век высоких технологий, когда даже дети способны обращаться с компьютером на «ты».
Таким образом, анализ УМК и образовательных программ в двух учреждениях позволяет выявить больше преимуществ в МБОУ СШ №34 города Красноярска, т.е. образовательная программа данного учреждения больше направлена на воспитание именно англоязычной личности, в то время как образовательная программа МБОУ «Лицей № 8» больше направлена на воспитание русскоязычной личности, которая способна участвовать в англоязычной коммуникации. Однако данные выводы не говорят о том, что всестороннее воспитание англоязычной личности не является возможным в МБОУ «Лицей № 8». Как мы указывали ранее, значение в данном процессе имеют не только сами уроки английского языка (хотя они являются первостепенными и важными), но также на ее формирование влияют и другие факторы: семья, социальные факторы, внеклассные занятия и мероприятия, которые мы будем рассматривать более детально в пункте 2.1 Главы 2 нашей диссертационной работы.
Стоит также отметить, что задача современных школ заключается в воспитании не просто будущего кадра, а привитии всех качеств универсальной языковой личности, которая в итоге сможет перенести все свои полученные знания на решение жизненных задач, поддерживая при этом свой стабильный эмоциональный фон и социальные качества. В ходе нашего диссертационного исследования мы задумались о роли английского языка на становление языковой личности и развития ребенка в целом. Роль уроков английского языка для современного школьника можно свести к следующему:
- Процесс обучения и изучения, и даже процесс неизучения английского языка или его игнорирование в школе – это мощный и эффективный фактор социализации и социальной дифференциации подростков.
- Изучение английского языка в части грамматики и лексики развивает абстрактное мышление, а также способствует общему интеллектуальному развитию, что немаловажно для становления личности в целом.
- Чтение литературы на английском языке расширяет кругозор, эрудированность и повышает общий культурный уровень.
- Изучение английского языка является статусным фактором, иногда решающим; и если школьники пока не понимают важность английского языка на их жизнь, то важность статуса понимают их родители.
- Владение английским языком открывает доступ в информационное пространство.
Действительно, роль английского языка в жизни школьника стала первой необходимостью для личностного и профессионального развития. Многие родители ребят давно уже поняли значимость английского языка в будущем их детей, об этом свидетельствует наполняемость групп в школах иностранных языков, организация внеурочной деятельности в школах, организация курсов английского языка, также организация и проведение праздничных мероприятий на английском языке. В свете глобализационных процессов английский язык в образовательной системе занял уверенные позиции и, наконец, стал одним из основных предметов школьной программы.
Чтобы убедиться в актуальности данной проблемы, мы провели социологический опрос среди обучающихся 5-ых классов, который был реализован на двух образовательных площадках МБОУ СШ №34 и МБОУ СШ «Лицей №8» города Красноярска с целью выяснить, какова роль английского языка в их жизни, и с какой целью они изучают язык. Обучающимся было предложено ответить на следующие вопросы:
- Как ты думаешь, важно ли изучать английский язык в наше время? Почему?
- Нравится ли тебе изучать английский язык?
- Как ты думаешь, тебя бы смог понять иностранец?
- Как ты думаешь, будет ли полезен тебе английский язык в будущем?
Варианты ответа были:1) да 2) нет 3) не знаю (не решил)
По опросу мы выяснили, что обучающиеся пятых классов хотят изучать английский язык по следующим причинам:
— ради новых знакомств с иностранцами (15 %);
— для пользования сетью Интернет (20 %);
— для путешествия в другие страны (15 %);
— для понимания зарубежного кино и фильмов в оригинале (25 %);
— для чтения книг в оригинале (10 %).
Остальные 15 % опрошенных разделились следующим путем:
— затруднились ответить (10 %).
— не считают важным изучение английского языка (5 %).
Полученные данные показывают, что изучение английского языка в 5-х классах имеет практический характер. Обучающимся 5-ых классов английский язык нужен для просмотра фильмов, прослушивания музыки, чтения в оригинале книг и беспроблемного пользования сетью Интернет (социальные сети, сайты).
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
Интерес к культуре народов, населяющих Россию, обеспечивает эффективное взаимодействие с представителями разных народностей в поликультурной образовательной среде школы. Обычаи и традиции народа – это воспитательные усилия народной педагогики, которые создаются в течение нескольких веков. В этих обычаях и традициях – психология народа, его культурный облик. Не бывает некультурных народов, как и человек не развивается вне культуры. Интерес к поликультурной педагогике в России свидетельствует о ментальной терпимости к представителям иных культур, верований, этносов.
Поликультурная педагогика в России ищет пути и способы урегулирования межнациональных отношений, которые в современном обществе не всегда решаются мирным путем. Поиск новых методов и форм, способствующих межличностным отношениям подростков, воспитание подрастающего поколения в духе мира, терпимости, понимании и принятии общечеловеческих ценностей – это мост на пути к культуре мира, по которому идет Россия вместе с другими цивилизованными странами.
Как мы уже говорили ранее, одной из задач современной школы в рамках гумманизации образования является воспитание разносторонней личности, которая будет способна самоактуализироваться и самоопределяться. Реализация данного подхода является возможным, если учитывать интересы детей, постоянно стимулировать школьников и помогать им реализовываться как уникальной и имеющей абсолютную ценность личности. В связи с этим, в рамках нашего диссертационного исследования мы провели опытно-экспериментальную работу, в ходе которой определили, каким образом влияют различные факторы на формирование языковой (англоязычной) личности пятиклассника.
Мы считаем, что сформированная языковая личность должна обладать рядом особенностей, среди которых:
— хороший уровень владения английским языком, позволяющий вступать в коммуникацию с англоязычными носителями, анализировать чужую и собственную речь, совершенствовать свои коммуникативные умения, корректировать речевую практику, правильно использовать лексическую и грамматическую стороны речи;
— знание культуры англоязычных стран и умение сравнивать их с культурой родной страны, уважительное отношение к культуре родной страны, соблюдение традиций и праздников англоязычных стран;
— мотивация в дальнейшем изучении английского языка, наличие языкового сознания и языкового самосознания.
Именно учет всех особенностей позволит, в конечном итоге, вырастить разностороннюю англоязычную личность.
Организуя экспериментальную работу, мы пришли к выводу, что при формировании языковой личности подростков в условиях поликультурной среды, следует повышать эффективность педагогического влияния на подрастающее поколение. Чтобы подросток был действительно восприимчив на педагогическое воздействие, учителю необходима профессиональная подготовка и личностный рост. Как говорилось выше, компетенция важна для создания успешного образовательного процесса, а для педагога по английскому языку она просто необходима. Мы считаем, что формирование всех видов компетенций так или иначе способствует развитию языковой личности обучающихся основной общеобразовательной школы. Однако самыми важными все же являются социокультурная и коммуникативная компетенции, т.к. они наилучшим образом отражают вышеуказанные нами критерии сформированности англоязычной языковой личности.
Коммуникативная компетентность способствует вступлению в коммуникацию с целью быть понятым и понять других средствами иноязычного общения, то есть осуществлять общение посредством языка, передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения. При этом правильно использовать систему языковых и речевых норм и верно выбирать коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. В настоящее время при обучении английскому языку предпочтение отдается именно коммуникативным потребностям личности, таким образом, акцент делается на практическом использовании изучаемого языка.
При развитии языковой личности на базе английского языка, транслируются знания о нем, а также социокультурный опыт, накопленный англоязычными носителями.
Социокультурная компетенция позволяет сформировать умения действовать в соответствии с родной и иной культурой, применяя общечеловеческую мораль, культурную самобытность и правовые знания. Социокультурная компетенция является инструментом воспитания международно-ориентированной личности.
Мы считаем, что в то же время другие виды (ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая, личностного совершенствования) компетенций так или иначе также оказывают влияние на воспитание языковой личности. Личностно-ориентированный подход в современном образовании не возможен без формирования ключевых компетенций у школьников.
В пункте 2.1 Главы 2 мы рассмотрели структурное содержание используемых учебно-методических комплексов в исследуемых нами общеобразовательных учреждениях: МБОУ СШ №34 и МБОУ «Лицей № 8» города Красноярска. В данной части нашей работы мы также проанализируем используемые УМК как средство формирования ключевых компетенций у пятиклассников. В ходе диссертационного исследования мы определили, что оба учебно-методических комплекса соответствуют содержанию современного образования и направлены на то, чтобы помочь учителю формировать все виды указанных компетенций, которые оказывают влияние на воспитание англоязычной личности. Рассмотрим это более подробно на примерах.
Автор диссертационного исследования проводит работу непосредственно в МБОУ СШ №34 города Красноярска. В связи с этим, в первую очередь, рассмотрим реализацию УМК «Английский в фокусе»:
Коммуникативная компетенция подразумевает знание английского языка для взаимодействия с окружающим миром, владение разными социальными ролями, навыки групповой работы. Стоит отметить, что данная компетенция является одной из самых важных целей курса английского языка, обучающиеся должны уметь заявить о себе (в монологической или диалогической форме).
На уроках пятиклассники практикуют данные умения в различных ролевых ситуациях: «В магазине», «За столом», «На улице».
Раздел «English in Use» в модуле «Family Ties». Предоставляется следующее задание: представьте, что вы на вечеринке, составьте диалог, используя пример.
Коммуникативная методика проявляется также и в письменной речи, когда школьник способен заполнить анкету, форму или написать письмо.
Тема «Favourite subjects» в модуле «School Days». Задание: заполните аналогичную форму про себя и свои любимые предметы в школе. Затем поменяйтесь формами с одноклассником. Запишите краткую информацию о своём друге.
Социокультурная компетенция воспитывает международно-ориентированную личность, позволяет школьникам приобщиться к диалогу культур, важность и необходимость которого все время растет, выработать толерантность. Типичными заданиями являются:
Тема «It’s my birthday» модуля «Special Days». Задание: Прочитай текст, посмотри на картинки. Сравни, что общего и какие отличия при праздновании дня рождения в Британии, России и Китае. Данное задание позволяет формировать знания о культуре других стран и сравнивать их с культурой родной страны
Раздел «Extensive reading» модуля «Modern living». Задание: Расположить монеты в порядке их ценности, определить, какие монеты потребуются для покупки того или иного продукта. Снова формирует знания о культуре и особенностях другой страны, учит пользоваться материальными ценностями страны изучаемого языка.
Ценностно-смысловая компетенция также является важным условием воспитания языковой личности, развития ее качественных особенностей, пояснения общечеловеческих принципов, осознания своего предназначения и роли. Данная компетенция формируется благодаря нравственным беседам, в ситуациях морального отбора поступков. К таким заданиям относятся:
Тема «Who is who» в модуле «Family Ties». В упражнении происходит обсуждение своей и чужой внешности через призму мультипликационных героев. Задание звучит так: Каким героем ты видишь себя? Каким героем ты видишь своего одноклассника? Опиши его. Данное задание позволяет использовать ту информацию, которая не будет противоречить нравственным принципам одноклассников, т.е. обучающийся не должен обидеть своего друга.
Раздел «Extensive Reading» в модуле «School Days». Пояснение: работа в группах/ в парах очень интересна. Смотрите на своего партнера, слушайте его, не забывайте говорить «спасибо», «пожалуйста», «извини», будь добр и улыбайся, делитесь своими мыслями, придумывайте новые идеи, задавайте вопросы. Таким образом, данное задание позволяет вспомнить правила этикета и правильно сформировать групповую и парную работы.
Учебно-познавательная компетенция состоит из элементов методологической, логической и общеучебной деятельности (предполагает планирование, анализ, целеполагание, самооценку и рефлексию).
Так, совместное целеполагание и планирование используется на каждом уроке.
Начиная новую тему, педагог и школьники обсуждают, в каких сферах она используется, обговаривают ее практическую направленность.
Разделы «Before you start» во всех модулях, например, в модуле 2 представлено следующее задание: посмотрите на картинке и найдите в модуле 2 страницы, которым они посвящены. Найдите страницы, на которых будут изучаться флаги, мировая карта, статья про сувениры из Англии, рецензия на фильм. Данное задание позволяет спланировать и проанализировать знания, которые будут получены во время изучения Модуля.
Раздел «Progress check» в модуле «That’s me!». Задание: проанализируй, чему ты научился по завершению данного модуля: рассказывать про страны и национальности, рассказывать и писать про свои личные вещи, описывать своего любимого персонажа, давать личную информацию, считать до 100, покупать сувениры. Таким образом, данное задание позволяет самостоятельно оценивать свои новые знания и умения. Действительно ли он это все умеет, или ему стоит еще над этим поработать.
Информационная компетенция – способность самостоятельно отбирать, анализировать, обрабатывать и передавать нужную информацию.
Данная компетенция формируется при помощи различных реальных объектов (радио, телевизор, компьютер, телефон и т.д.), а также информационных технологий (Интернет, СМИ, электронная связь). Пятиклассники используют дополнительные информационные источники для выполнения проектов и творческих работ.
Раздел «Culture corner» в модуле «School Days». Задание: нарисуй похожую диаграмму про систему образования в своей стране. Похожа ли она на систему образования в Англии? Используй Интернет для сбора информации. Как мы видим, выполнение данного задания формирует не только информационную компетенцию, но и социокультурную и коммуникативную компетенции.
Раздел «Extensive Reading» в модуле «My home, my castle». Задание: нарисуйте вместе с одноклассниками картину, на которой будут изображены известные здания вашей страны. Продумайте до мелочей, какие там полы, стены, комнаты, какого цвета это здание, какое оно внутри и снаружи. Используйте Интернет для поиска нужной информации.
Социально-трудовая компетенция имеет связь с вышеуказанной коммуникативной компетенцией, направлена в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности: умение участвовать в диалогической речи, основываясь на свои общественные роли, получать навыки функциональной грамотности и социальной активности.
Самый яркий способ формирования данной компетенции, используемый в 5 классе – ролевая игра.
Тема «My things» в модуле «That’s me!». Задание: У вашего друга новый скейтборд. Инсценируйте диалог, как это показано в упражнении 2. Данное задание позволяет создать ролевую игру, которая будет схожа с ситуацией реальной жизни, научит радоваться за окружающих.
Компетенция личностного самосовершенствования направлено на физическое, интеллектуальное и духовное саморазвитие, самоподдержку и саморегуляцию. Продумывая цели урока, учитель должен подбирать те, которые позволили бы развивать правильное мировоззрение и внутреннюю культуру.
Тема «Summer fun» в модуле «Holidays». Обучающиеся могут пропускать через себя информацию и через мнение окружающих, как важно полезно заниматься спортом, соблюдать нормы гигиены, правильно питаться.
Теперь рассмотрим реализацию проанализированных компетенций в УМК «Rainbow English»:
Коммуникативная компетенция:
Задание в Unit 4: Составьте диалог про своих домашних животных, используйте представленную модель.
Социокультурная компетенция:
Информация про английские традиции, про английского писателя в Unit 4, про Тауэрский мост в Unit 5 и т.д.
Ценностно-смысловая компетенция:
Задание: прочитайте поучительную сказку «Малыш и волк», определите, какая мораль этой сказки.
Информация про слова «вежливости» в Unit 5.
Учебно-познавательная компетенция:
Учитель перед уроками обсуждает план занятий на урок, что они собираются делать во время урока. В конце урока подводятся итоги.
Информационная компетенция:
Проект в Unit 5: напишите про какое-нибудь интересное место в России или заграницей. Если это необходимо, спросите у друга или членов своей семьи. Учитель может также предложить использовать СМИ или сеть Интернет.
Социально-трудовая компетенция:
Учитель задает темы диалога, в которых школьники одновременно могут использовать пройденную лексику и которые могут применяться в ситуациях реальной жизни.
Компетенция личностного самосовершенствования:
Информация про происхождение слова «hobby», которую обучающиеся могут изучить самостоятельно в Unit 4.
Более тщательный анализ используемых УМК позволил сделать вывод, что в УМК «Английский в фокусе» упражнения более интересные и разнообразные и больше направлены на формирование различных видов компетенций. Что касается УМК «Rainbow English», упражнения в нем однотипные, и формирование рассмотренных компетенций возможно только с помощью педагога, который может добавлять в свой урок дополнительные задания.
Итак, в процессе образования и воспитания поликультурного коллектива подростков также важна профессиональная культура педагога и его психологический комфорт для повышения качества предоставляемых образовательных услуг и развития универсальной личности. В рамках нашего диссертационного исследования мы провели анонимный социальный опрос среди педагогов по английскому языку на базе МБОУ СШ№34 и МБОУ «Лицей№8». Главным вопросом, стоящим перед педагогами, был вопрос о том обеспечивается ли у них психологический комфорт на рабочем месте, если же нет, то какие причины могли повлиять на это. Психологический комфорт представляет собой качественную сторону межличностных отношений, такую совокупность психологических условий, которые способствуют или препятствуют всестороннему развитию личности и продуктивной совместной деятельности. Благоприятный психологический климат на уроках английского языка характеризуется атмосферой раскрепощенности со стороны учеников, взаимоуважения педагога и обучающихся, дружелюбия, деликатности, образует комфорт и условия для работы в коллективе, раскрывает потенциальные возможности личности.
Большинство педагогов дали положительный ответ на этот счет и отметили положительную динамику в сфере обучения английскому языку. Они также отметили, что современный педагог по английскому – это больше, чем просто авторитарное общение с обучающимися, это словно стать другом, отцом или матерью. Также педагоги обратили особое внимание неформальному общению с обучающимися, что, по их мнению, также формирует «языковой стан» личности.
Педагоги отметили, что для этого они используют различные знаки внимания, музыку, различные занимательные формы на уроке английского языка, а также во время внеклассных занятий, показывают свою доброжелательность. Некоторые учителя также отмечали, что климат между учителем и школьниками создается через установление личных контактов. Под этим они подразумевают то, что, к примеру, к каждому ученику они обращаются по имени, делаю комплименты, проявляют всяческий интерес к работе школьников, выражают надежду на успешность работы, показывают расположенность и симпатию.
Как мы упоминали ранее, структура языковой личности строится на трех уровнях: вербальном и семантическом, когнитивном, мотивационном и прагматическом. Мы поинтересовались у преподавателей, какие методы и приемы они используют для развития всех трех уровней и получили следующие ответы:
- Вербально-семантический уровень. Педагоги отметили, что усвоение лексики и грамматики английского языка в 5 классе идет лучше, если использовать неординарные задания, практически все опрошенные учителя подготавливаются к урокам, придумывают интересные задания, используют интерактивные технологии, наглядный материал. Большинство учителей также отметили, что данный уровень, в первую очередь зависит от простого психологического общения, т.е. учитель должен вести себя в первую очередь сам как личность, а только потом как учитель английского языка. Педагог должен достичь отношений сострадания и сочувствия с классом, чтобы таким образом открывался канал для рефлексивной деятельности с обеих сторон: как со стороны педагога, так и со стороны класса.
- Когнитивный уровень связан с перекрытием структуры ценностных ориентаций личности педагога на структуре ориентаций, которые сформированы в сознании обучающихся. Среди интересных ответов можно выделить то, что на данном уровне может помочь «неожиданный эффект в ожидаемой ситуации», например, неожиданное изменение плана урока (для учеников), неожиданный познавательный эффект, неожиданное открытие и т.д.
- Мотивационно-прагматический уровень предусматривает определение реальных условий коммуникации в классе. Педагоги отмечали, что на первый план ставят реальные коммуникативные требования обучающихся и моделируют «ситуации коммуникативного ядра» в рамках выявленных речевых требований. К примеру, учителя интересуются, какая музыка, фильмы интересны ученикам, чем они любят заниматься. Стараются, чтобы школьники не просто копировали коммуникативные акты, представленные в учебники, но переходили в условия необходимости говорить своими собственными словами, а не представленными словами.
Говоря про становление языковой личности, немаловажным будет также отметить роль семьи в этом процессе. Эффективность воспитательной работы зависит и от семьи подростков, ее взаимодействия, сотрудничества со школой. Формирование языковой личности начинается в семье. Мы обратились к родителям пятиклассников. Они рассказали нам, что их дети стали более поликультурными за последнее время. Дети начали лучше разбираться в зарубежной музыке, одежде и стиле жизни. Родители также отмечали, что они поддерживают школьников в различных мероприятиях по английскому языку, радуются их победам в его изучении. Возможно, пятиклассники еще не понимают важную роль английского языка в современном мире, однако это понимают родителя. В связи с этим родители подбадривают их на изучение языка, что является немаловажным.
Посоветовавшись с классными руководителями и учителями предметниками, мы выяснили, что они применяют разные формы работы с родителями и детьми, предлагая им посещение вместе с классом разные музеи, выставки и концерты с поликультурным подтекстом, где будет наблюдаться взаимосвязь культур, этносов и различных народов. Также классные руководители, организуя сценки в школе, стараются делать костюмированные представления и больше вовлекать обучающихся в процесс театрализации, так как это учит их «вживаться» в роли, которые помогут не только управлять своим эмоциональным фоном, но и научит проявлять толерантность по отношению к другим национальностям.
Исключительно важное и всевозрастающее значение в работе по формированию языковой личности подростков, принадлежит внеклассной и внешкольной работе с детьми, которая является важнейшим средством всестороннего развития, формирования активной жизненной позиции школьников. Чтобы внеучебное время школьников было использовано рационально, содержательно, интересно, как показывает практика, необходима постоянная целенаправленная работа каждого педагогического коллектива в этом направлении. Успех этой работы в значительной степени зависит от того, насколько каждый член коллектива школы сумеет правильно понять и четко определить свою роль и место, стать организатором воспитания школьников в свободное от учебных занятий время, как в самой школе, так и за ее пределами.
Говоря о внеклассной работе с подростками, следует обратить внимание и на потребности данного возраста. Детям этого возраста могут быть интересны походы и, если школой соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, и дети не перегружены домашним заданием, им интересны активные формы отдыха. Это и спортивные соревнования, и выездные мероприятия по стране и за ее пределами, это и возможность участия во встречах, или организованные интеллектуальные игры между школами.
Организуя экспериментальную работу в общеобразовательных учреждениях, а именно в МБОУ СШ№34 и МБОУ «Лицей №8», мы всячески поддерживали и содействовали процессу формирования языковой личности подростков в общем и дополнительном образовании, включая подростков в проектно-исследовательскую деятельность. Мы организовали открытые уроки, посвященные проектной деятельности обучающихся, где были реализованы различного рода задания по английскому языку. Опираясь на учебные пособия по английскому языку, а именно «Spotlight» и «Rainbow English», мы провели совместный открытый урок на базе школы МБОУ «Лицей № 8» (смотрите Приложение 1). Тема открытого урока была посвящена страноведческим знаниям, касающиеся англоязычных стран (их традиции, музыка).
Цель заключалась в том, чтобы проверить не только остаточные знания, но и эффективность проектной деятельности и умения работать в команде. Обучающимся было предложено ответить на вопросы, которые были отображены на проекторе. Результаты впечатлили не только присутствующих на открытом уроке, но и педагогов. Было отмечено, что обучающиеся во время выполнения заданий брали ответственность не только за себя, но и за свою команду, за которую они выступали, четко отслеживали каждое слово при ответе своих одноклассников. Тем самым было отмечено, что речевая компетенция и социально-культурная компетенция были развиты в полной мере и проектная деятельность подтвердила свою эффективность.
Давая новые задания в ходе нашего диссертационного исследования, мы выяснили, что создание ситуаций новизны, актуальности воздействует на эмоциональную сферу обучающегося, создает ситуацию успеха, помогает подростку вступить в мир взрослых, где ценятся серьезные отношения к знанию. Участие в научно-практических конференциях и семинарах помогает подростку встать на позицию взрослого человека. Кроме того, участвуя в конференциях, подростки разных общеобразовательных школ взаимодействуют друг с другом, обмениваются мыслями. У них появляются новые знакомые, подростки находят друг друга не на улице, а в обществе единомышленников.
Положительное влияние различных внеклассных занятий и мероприятий на формирование языковой личности позволило нам принять решение провести еще одно мероприятие с обучающимися в пятых классах по окончанию учебного года (смотрите приложение 2).
По итогу нашего исследования мы поняли, что процесс формирования языковой личности подростков в поликультурной среде сложен и многогранен. Языковая позиция подростков в поликультурной среде школы представляет собой определенную систему отношений личности к себе и другому, а также к культурным ценностям, к изменениям, происходящим в обществе. Следует подчеркнуть, что целесообразным при отборе содержания занятий в поликультурной образовательной среде школы необходимо учитывать особенности национального характера и выделять среди этих особенностей общие человечески-значимые ценности.
Языковая позиция подростков, их ответственность за дела и поступки, формируется в семье и школе. Активная жизнедеятельность в гражданском обществе, в котором важно осознавать не только свои права, но и права другого человека на веру, уважение, социальную и моральную поддержку и помощь, достигается путем кропотливой, спланированной работы. Сформированная нравственная позиция подростков, которые учатся в поликультурной образовательной среде школы, позволяет им не только понимать культурные традиции народов, населяющих Россию, но вступать с этими народами в межличностные отношения, выстраивать дружбу, преодолевая отчужденность и одиночество большого города.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф