Глава 3
Основные и коррекционной работы по графо-моторных у дошкольников с недоразвитием речи
3.1. Направления и коррекционной работы, на формирование графо-моторных у с недоразвитием речи
Формирующий эксперимент проводился в 6-ти (октябрь 2016 — март 2017 г.). В эксперименте принимали дошкольники группы с ОНР. Работа проводилась в виде логопедических три раза в по 20 минут, а давались воспитателям и родителям.
Проведенный констатирующий эксперимент определить коррекционной по формированию у с ОНР графо-моторных навыков, базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, организацию движений, моторику, графо-моторный компонент.
- Формирование и развитие зрительно-пространственных отношений.
Для и развития зрительно-пространственных использовались работы М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, Р.Д. Триггер, О.Б. Иншаковой.
Приемы были направлены на изображений и их контуров, на зрительного и зрительно-моторной координации.
Узнавание и их контуров
Упражнения:
- на и покажи большую коровку, а маленькую. ли на них расположены точки?
- на рисунки. Покажи маленькое яблоко, большое и яблоко. ли все рисунки?
- на рисунок. Скажи, чего на нем больше: или помидоров?
- на рисунки. Покажи и узкую ленты. Чем все три ленты?
- все окна в доме от широкого до узкого.
- на рисунок. Расставь по росту. матрешку, отличается от других.
- все ёлки по порядку от высокой до низкой. по ёлки без шишек.
- на и назови все, что на деле выше, чем чайник.
- на и назови все, что на деле ниже, чем диван.
- на рисунок. Покажи иголку с ниткой, а с ниткой. ли по иголки?
- на рисунок. Карандаши, цвета положить в стаканчик? карандаши, которые ты в стаканчик.
- на рисунки. Покажи все, что на деле карандаша.
- на рисунки. Покажи все, что на деле ветки.
- по порядку вазы от широкой до узкой, а от высокой до низкой.
- по порядку все от широкого до узкого, а от высокого до самого низкого.
- в ряду рисунок, похож на образец.
- на рисунки и в них отличия. отличий ты нашел?
- все предметы круглой формы.
- все квадратной формы.
- все предметы треугольной формы.
- все предметы прямоугольной формы.
- все предметы овальной формы.
- Определи, какую форму эти предметы. их с фигурой вверху.
- на рисунок и скажи, из фигур дом.
- на рисунки. Найди тень от предмета.
- в ряду тень от ёлочки и ее. Скажи, от еще здесь тени.
- на рисунки предметов и их контуров. Найди, из отличается от изображения предмета?
- на рисунки предметов и их контуров. ли изображенным предметам?
- рисунок зачеркнут линией? ли рисунки?
- Рассмотри внимательно два рисунка вверху. Что внизу? (наложенный рисунок).
- наложенные друг на рисунки.
- цветные рисунки вверху. Что внизу? В рисунках пальцем по контуру грушу.
- рисунок и найди его части.
- рисунок, найди его и покажи, они.
- и назвать изображения.
- развернутую картину (из 4,5,6 частей).
- картину из детских (из 6, 9, 12).
Формирование зрительного слежения.
Упражнения:
- цвета в направлении, стрелкой.
- рисунки и их форму в направлении, стрелкой.
- геометрические формы и тени от предметов, правильное направление.
- контуры предметов и предметы.
- Назови, цвета эти в направлении, стрелкой.
- рисунки в направлении, стрелкой.
- все рисунки. на рисунке того, кто в противоположном направлении.
Формирование и зрительно-моторной координации.
Упражнения:
- прямую линию по пунктиру в направлении, стрелкой.
- прямую линию по пунктиру в направлении, стрелкой.
- прямую линию в направлении, стрелкой (без пунктира).
- яблоко по пунктирной в направлении, стрелкой.
- виноград в направлении, стрелкой.
- вишни в банке, следи за направлением.
- воздушные шарики желтого цвета, а все остальные, нужное направление.
- в банках помидоры в виде кругов, а в виде овалов, правильное направление.
- дом в направлениях, стрелками. этажей в доме?
- полоски на флаге. указанны стрелками.
- паутину паука. за направлением, стрелками.
- рисунок, не отрывая руки в направлениях, стрелками.
- рисунок разными в направлениях, стрелками.
- мелкой моторики
Мелкая рук совершенствовалась логопедом, на в урока, индивидуальных занятиях, и во уроков.
2.1 Пальчиковая гимнастика
В ходе «пальчиковых игр» дети, движения взрослых, моторику рук. С помощью гимнастики ловкость, управлять движениями, концентрировать на виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка — либо историй, при пальцев. Многие игры участия рук, что дает детям в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Все упражнения выполняются в темпе, от трех до пяти раз одной, другой рукой, а в — руками вместе. следит за правильной постановкой руки и переключения с движения на другое. должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
а) «для пальчиков»:
«Пальчики здороваются», «Руки здороваются», «Оса», «Зайчик», «Кольцо», «Зайчик-кольцо», «Муравейник», «Косичка», «Дельфин», «Корова», «Фонарики», «Большой братец», «Крючочки».
б) «для пальчиков», речитативом (потешки)
«Пальчик-мальчик», «Прогулка», «Музыканты», «Стирка», «Заиньки», «Братцы», «Крестики и нолики», «Ладонь-кулак»
в) и для развития моторики.
- для развития мелкой моторики.
1.1 «Кружки»
1.2 «Птичка»
1.3 «Шнурок»
1.4 «Деловые пальчики»
- сказка.
Упражнения, используемые в сказке: «Кошка», «Оса», «Человечек», «Коза рогатая», «Домик», «Солнце», «Деревья», «Цветок», «Птички», «Труба», «Ворота», «Рыбка», «Лошадка», «Собака», «Мышка», «Мостик», «Сарай».
г) Предметная деятельность
Хорошо зарекомендовала себя предметная деятельность, также развитию мелкой моторики:
а) и расстегивание пуговиц;
б) ботинок;
в) на специальных рамках;
г) колец на тесьму;
д) игры с мозаикой;
е) мозаики по ячейкам;
ж) игры с конструкторами;
з) круп, зерен (к примеру, отделить от гороха).
- Формирование и развитие организации движений
Для и развития организации использовались упражнения:
- и разжать кулаки.
- Чередовать: — кулак.
- Чередовать: «зайчик» — «пальчик».
- Чередовать: — ребро.
- Чередовать: «кольцо» — «зайчик».
- Чередовать: — ладонь — кулак.
- Чередовать: «коза» — «корова».
- Чередовать: «колечко» — «ушки» — «рожки».
- Чередовать: «кольцо» — «петушок».
- Попеременно постукивать по средним и пальцами рук, ритм.
- Формирование графо-моторных навыков.
Графические рекомендуется в три стадии:
- на — дети научиться фигуры, из прямых линий, заштриховать их и линиями;
- на — наклонных линий, фигур линиями;
- на — рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.
Начав с на на расстоянии проведения вертикальных, горизонтальных, линий, постепенно усложняются. Ребенок уяснить, что чертятся пальцев вниз (к себе), вверх (от себя); линии, полукруги, зигзаги, дуги, овалы больших размеров, «улитки» — пальцев, кисти, предплечья. Для развития координации предплечья, и целесообразно детям рисовать квадраты один в от до точки, с лепестками, флажки, дома, столы, стулья. должны быть небольшими, так чтобы их движениями пальцев. штриховка.
Примеры упражнений, развитию моторики и координации руки, восприятия и внимания: «Дорожки», «Дождик», «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Клубочки», «Нарисуй фигуры», «Нарисуй же картинку», «Продолжи узор» (по клеточкам), «Дорисуй картинку», «Графический диктант», «Нарисуй же фигуру».
3.2. Анализ результатов эксперимента, после работы, направленной на графо-моторных навыков
Целью эксперимента является оценка эффективности коррекционной работы по формированию графо-моторных у с ОНР.
Выполнение методики оценки графо-моторной по М.М. Безруких у детей возраста вызвало затруднение. по с результатами группы на учебного года отмечалось улучшение выполнения заданий: не за границы стимулирующих, углов при не наблюдается, самостоятельно выполненные соответствуют по и заданным образцам, за исключением неточностей.
С на выполнение графической пробы (по А.Р. Лурия 1 и 2 рисования узоров) дети группы справились лучше, чем в года. четкие, без разрывов, узор заданному по величине, стройности. или уменьшения узора, не наблюдается.
Методика графический диктант в года стала выполняться лучше. Дети со диктантами, строка. Линии без и обводок. трудностей определение право-лево (у 2 учеников) и темп работы
Таблица № 6
Анализ работы по графо-моторного компонента письма.
| Название теста | Среднее штрафных баллов | ||
| Экспериментальная на начало года | Экспериментальная на конец года | ||
| Методика зрительно-моторной по М.М. Безруких | 10,7 | 14,2 | |
| Графическая (по А.Р. 1 и 2 рисования узора) | 2,2 | 3,1 | |
| Графический диктант | 5,5 | 8,2 | |
| Итого: | 18,4 | 25,5 | |
Из таблицы №6 видно, что коррекционно-педагогической у детей группы показатели, с выполнением заданий, на графо — компонента письма. Положительная наблюдается в графического и методики зрительно- координации по М.М. Безруких.
Анализ работы по моторики (второй блок).
При эффективности по моторики для выполнения группы №1 и №2 тест на память.
Таблица №7
Анализ работы по моторики.
| Название теста | Среднее баллов | ||
| Экспериментальная (на начало года) | Экспериментальная (на года) | ||
| Статическая координация | 1,55 | 2,6 | |
| Динамическая координация | 1,15 | 1,6 | |
| Скорость движений | 1,5 | 2 | |
| Двигательная память | 1,6 | 1,1 | |
| Одновременность движений | 1,4 | 1,2 | |
| Отчетливость движений | 0,8 | 0,9 | |
| Итого: | 8 | 9,4 | |
Данные №7 свидетельствуют, что у дошкольников экспериментальной характеризуется динамикой. Максимальные улучшения при тестов на и динамическую координацию.
Анализ работы по серийной организации движений.
Дошкольники при пробы на динамический праксис («ладонь — — ребро») правильно серию движений. В года детям требовалось количество и попыток.
Лучше выполняться и на реципрокную координацию движений. Большинством проба плавно. связаны с замедленным темпом заданий.
Распространенной при выполнении графической пробы (по А.Р. 3-й вариант) у экспериментальной отмечается только нарушение плавности, а к года выполнять методику лучше, что среднему уровню.
Анализ работы по зрительно-пространственного восприятия.
Дошкольники с методикой «рисование домика» справились. Рисунок по и соответствовал образцу, фигуры типа воспроизводились без затруднений, крупный, располагается по листа, все элементы домика. Возможны в виде штриховки, рисунка.
При задания на узнавание изображений первоклассники двух допускали ошибки, с и вербально-перцептивными нарушениями.
Дошкольники группы с справились быстро, 3 человека назвали предметы.
Таблица № 8
Анализ работы по зрительно-пространственных отношений
| Название теста | Среднее штрафных баллов | ||
| Экспериментальная на года | Экспериментальная на года | ||
| Методика«рисование домика» | 2,6 | 1,7 | |
| Незаконченные изображения | 2 | 1,2 | |
| Наложенные изображения | 2,4 | 1 | |
| Итого: | 7 | 3,9 | |
Из таблицы №8 видно, что проведения коррекционно-педагогической у экспериментальной №1 количество баллов уменьшилось. улучшения при узнавании изображений и домика. набранных баллов за методик в группе на начало года низкому, а в №2 — уровню сформированности зрительно-пространственных отношений.
Анализ работы по зрительной памяти.
Методика оценки памяти стала лучше учениками группы. уменьшение ошибок всех типов, пропусков, порядка фигур, строка соблюдается, показатели воспроизведения.
При эффективности по зрительной в тесте на запоминание 6 картинок ошибки группы на начало года пропуском и неправильно указанной последовательностью. В на года лишь такие ошибки как в называния картинок.
При на после запоминания картинки экспериментальная группа на учебного года 1 балл, а на года — 0,6 штрафных балла, что среднему и уровню данной методики.
Таким образом, дошкольников группы на конец года выполнять методику лучше, что высокому и среднему уровню.
Таблица № 9
Анализ работы по зрительной памяти
| Название теста | Среднее штрафных баллов | ||
| Экспериментальная (на начало года) | Экспериментальная (на конец года) | ||
| Методика зрительной памяти | 5,9 | 4,2 | |
| 6 картинок | 0,8 | 0,5 | |
| Сюжетная картинка | 1 | 0,6 | |
| Итого: | 7,7 | 5,3 | |
Данные №9 о том, что к года дети экспериментальной улучшили сформированности зрительной памяти. наблюдаются при 6 и методики оценки памяти.
Из результатов следует, что коррекционно-педагогическая работа, на графо-моторных письма, эффективна.
Выводы по III главе:
Коррекционная работа, на графо-моторных навыков у с недоразвитием речи проводиться по следующим направлениям:
- 1.1 Для и развития зрительно-пространственных используются приемы, на узнавание и их контуров, на зрительного и зрительно-моторной координации.
- 1.2. Развитие моторики с помощью «пальчиковых игр», гимнастики, «для пальчиков», сопровождаемые (потешки, деятельность).
- 1.3. Для и серийной организации могут упражнения (сжать и кулаки, чередовать: палец-кулак, чередовать: «зайчик-«пальчик»).
- 1.4. и зрительной памяти может с таких (посмотри на игрушки, запомни, ответь, игрушки ты запомнил; на картинку, предметы; посмотри на картинку, предметы. предметов не хватает?).
