Заявка на расчет
Меню Услуги

Игровые приемы ознакомления с живописью как средство обучения детей 5-6 лет описательным рассказам

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1 Теоретические основы проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста описательным рассказам посредством игровых приемов

1.1 Проблема обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов в психолого-педагогических исследованиях

1.2 Особенности умений детей старшего дошкольного возраста составлять описательные рассказы

1.3 Возможности игровых приемов в обучении детей старшего дошкольного возраста описательным рассказам

Выводы по первой главе

2 Особенности умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы и состояние работы педагогов старших групп по обучению детей составлению описательного рассказа

2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

2.2 Особенности умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы

2.3 Состояние работы педагогов старших групп по обучению детей составлению описательного рассказа

Выводы по второй главе

3 Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет умений составлять описательные рассказы по картине посредством игровых приемов

3.1 Цель, задачи и методика формирующего эксперимента

3.2 Этапы работы по формированию у детей 5-6 лет умений составлять описательный рассказ посредством игровых приемов

3.3 Проверка эффективности работы по формированию у детей 5-6 лет умений составлять описательный рассказ по картине

Выводы по третьей главе

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь играет большое значение в жизни индивида. С человеком, который свободно владеет речью приятно взаимодействовать. Над этим нужно много работать и эту работу надо начинать с детства.

Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что существует социальный заказ на развитие связной речи у детей дошкольного возраста, что отражено в ряде федеральных документов. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость всестороннего развития дошкольника, которое невозможно без развития речи [53]. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие», включающая владение речью как средством общения и культуры и развитие всех ее компонентов [53].

Источником речевого развития ребенка служат: среда общения, его предметное окружение, художественная литература, а также огромное влияние оказывают произведения искусства. Искусство вызывает у детей эмоциональный отклик, развивает эстетические чувства и эстетическое отношение к жизни. Оно служит средством познания действительности, обладает огромным воспитательным потенциалом, дает толчок к появлению желания отражать полученные впечатления в изобразительной, игровой, а главное в речевой деятельности. Высказывания могут быть представлены в различных формах: рассказ — описание, повествование, в небольшой степени рассуждение. [49].

Описательная речь, интересующая нас в аспекте темы исследования, представляет собой связную речь, относящуюся к монологической речи. Для ее построения характерны: тематическое единство, завершенность, подчиненность высказываний главной мысли определенной логической схеме, связность между отдельными частями и предложениями, возможное наличие оценочного суждения или вывода об описываемом явлении или предмете. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. Объектом для описания у детей служат вещи, игрушки, растения, предметные картинки. [25].

Теоретические и методические аспекты проблемы формирования связной речи дошкольников представлены в работах Л.С.Выготского [12], В.В.Гербовой [14], А.М.Леушиной [34], В.И.Логиновой [35], С.Л.Рубинштейна [40], Ф.А.Сохина [44] и других ученых.

В работах по связной речи Е.И. Тихеевой указано, что умение связно говорить формируется только в ходе целенаправленной и систематической работы и на занятиях, и в повседневной жизни [45].

Т.Н. Ткаченко отмечает, что при стихийном речевом развитии ребенок не может овладеть умением составлять описательные рассказы. Для этого требуется целенаправленная системная работа, а также применение комплекса средств (игровых, наглядных) [47]. Это объясняется тем, что данный вид рассказывания вызывает трудности у детей дошкольного возраста, которые связаны отсутствием возможности проявлять активность и творчество, снижение интереса к обучению: дети, в основном, повторяют рассказ за воспитателем, прослушивают рассказы других детей [1]. При этом к школе ребенку нужно уметь рассказывать как по отдельному предмету, так и по картине. Поэтому необходима специальная работа в данном направлении. Это противоречие возможно разрешить, применяя игровые приемы в обучении рассказыванию по картине, которые будут способствовать активизации дошкольников, повышению к освоению умений составлять рассказы.

Как известно, игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, именно в ней происходит активное формирование всех сторон личности ребенка, активнее, незаметнее и успешнее протекает обучение, о чем свидетельствуют работы Л.И. Божович [6], З.М. Богуславской [5], А.Н.Леонтьева [33], К.Д.Ушинского [51], А.А.Нестеренко [37] и др. Игровые методы способствуют лучшей концентрации внимания на учебной задаче, котораястановится личной, желанной целью, с их помощью решение учебной задачи требует меньших затрат энергии, волевых усилий.

Игровые приемы представляют собой способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла постановкой игровых задач и выполнения игровых действий, направленных на развитие и обучение детей [37]. Эти способы обучения отвечают возрастным особенностям детей и могут быть использованы при обучении детей составлению описательных рассказов.

Например, прием «вхождения в картину» — это методический игровой прием оживления детских эмоций с помощью образов, детям предлагается представить себя на месте изображённого человека и в месте, изображенном на картине.

Н.М. Зубарева и Р.М. Чумичева доказали эффективность приема в ходе ознакомления детей с живописным пейзажем, определили, что прием учит дошкольников переживать увиденное на картине, будит детское воображение, обеспечивает полноту ощущения образа, большую его эмоциональность [28]. Полагаем, что применение игровых приемов целесообразно потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. К сожалению, нам не удалось найти работ, в которых представлено описание работы по развитию речи детей, основанной на игровых приемах обучения с живописью.

Целью исследования стало изучение возможностей игровых приемов ознакомления с живописью как средства обучения детей 5-6 лет умению составлять описательный рассказ по картине.

Объект исследования: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов.

Предмет исследования: возможности игровых приемов ознакомления с живописью как средства формирования умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по картинам.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что игровые приемы ознакомления с живописью могут стать средством обучения старших дошкольников описательному рассказу, при следующих условиях:

— подборе картин, для составления описательного рассказа, соответствующих возрасту детей и программе;

— подборе игровых приемов ознакомления с живописью;

— разработке к каждой картине серии вопросов для рассматривания при организации приема «вхождение в картину»;

— организации специального обучения в серии занятий по развитию речи с использованием комплекса игровых приемов.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста умению составлять описательные рассказы;

2. Изучить особенности умений составлять описательный рассказ по картине у детей 5-6 лет и изучить работу педагогов ДОО по обучению детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по картине;

3. Разработать, реализовать и проверить эффективность серии занятий основанных на игровых приемах, как средстве обучения описательному рассказу по картине детей 5-6 лет.

Методы исследования:

– анализ психолого-педагогической литературы, нормативных актов и программно-методических документов системы дошкольного образования;

– анализ педагогической документации;

– изучение опыта работы педагогов, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных;

применение методов математической статистики;

– интерпретация полученных данных.

Практическая значимость работы: заключается в том, что разработанные нами конспекты применения игровых приемов ознакомления с живописью могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений для развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять описательные рассказы по картинам.

Апробация исследования проходила на базе ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка детский сад «Гнездышко». Было подготовлено и проведено методическое мероприятие для педагогов ДОО на тему « Игровые приемы ознакомления с живописью как средство обучения детей 5-6 лет умению составлять описательные рассказы по картине.

Экспериментальная база исследования: ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка детский сад «Гнездышко». В эксперименте принимали участие педагоги двух старших групп, 20 детей группы №10 «Снегирёк» и 20 детей группы №4 «Синички», возраст от 5-6 лет.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОПИСАТЕЛЬНЫМ РАССКАЗАМ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

1.1 Проблема обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картинам в психолого-педагогических исследованиях

 

Рассмотрим особенности описательной речи и описательного рассказа.

Выделяются такие типы рассказов: повествовательные, описательные, монолог рассуждение и смешанные тексты. У дошкольников старших групп чаще всего встречаются в речи смешанные рассказы.

Текст, имеющий последовательную структуру (начало, середина, конец), связанные между собой по смыслу предложения, в которых идет перечисление признаков объектов, можно назвать описанием. Цель описания — последовательное раскрытие признаков, связанных по смыслу, в одно целое [22]. Композиция описания определяется его строением и микро-темами, раскрывающими его содержание. Описание имеет свою структуру: начало и конец текста; характер предложений зависит от того объекта, который описываем и от цели рассказа. Простое перечисление признаков предмета и смешение временных планов в описании не допустимо. Ему свойственно единство форм сказуемых по временам, в чем и состоит его грамматическое отличие от повествования. В описании также отсутствует сюжет, в нем нет действующих лиц. Основа описания заключается в более или менее развернутом указании на признаки явления или предмета, в связи с этим в нем часто применяются прилагательные. Композиция определяется последовательностью наблюдений, рядом наблюдаемых предметов (что вблизи, что вдали) и целью [33].

Описание дает характеристику предмета в статичном положении. В описании дается общий тезис, который называет объект (например, «это – заяц»). Потом представляется характеристика основных и дополнительных признаков, качеств, действий (например, «у зайца длинные уши, белая шубка»). Заканчивается описание итоговой фразой, которая выражает оценочное отношение к предмету (например, «Мне нравится зайчик, потому что…»). Описание имеет вариативную структуру. При составлении описательного рассказа используют различные речевые средства: лексические, синтаксические, направленные на определение признаков объекта, применяются метафоры, эпитеты, сравнения, перечисления.[2].

В описании связность — это особая характеристика, которая подчинена законам структуры: сначала идет первое предложение (называние предмета). Это точка отсчета всего текста, от которой идут предложения, связанные по смыслу. Другая характеристика — отсутствие «жёсткой» программы, каждая новая мысль не вытекает из мысли предыдущего, а подчиняется общему смысловому плану, общей теме, является самостоятельным, равноценным [54].

В.В. Коноваленко отмечает, что в описаниях нет сюжета, нет событий и действующих лиц, отсутствует временная последовательность. Представляются картины природы, отдельные явления и предметы, действия, процессы. В структуру описательного рассказа входит: название описываемого явления или предмета, основные признаки (внутренние и внешние), назначение предмета или явления и то, как с ним взаимодействовать, отношение к нему [29].

О.А. Нечаева предлагает следующее определение описанию как типу речи: — это монологическое сообщение, в котором идет перечисление признаков предмета и которое имеет определенную структуру. Отмечается, что непосредственно перечисление признаков — это не описание, а лишь способ, который используется в описании. Как речь, описание предполагает сочетание предметного значения объекта и мысли в виде перечисления разных признаков этого объекта [38].

В педагогической науке нет общего мнения — с каких объектов и с какого возраста нужно обучать детей описанию. К примеру, А.М. Бородич считает, что обучение нужно начинать в 5-6 лет, использовать 2-3 окружающих его предметов [7], В.В. Гербова говорит, что «Начинать обучение можно со средней группы и брать для показа крупную яркую игрушку» [14]. О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной доказано, что предпосылки описательной речи есть у младших дошкольников. Для описания берут две ярких, крупных игрушки для сравнения, которые отличаются по цвету или форме. [49,50].

В работе А.М. Дементьевой определены задачи, логика, виды занятий по обучению рассказыванию, методика организации занятий. Автор указывает, что детям необходимо освоить описательные рассказы по наблюдению (описание наблюдаемого явления), по памяти (описание ранее увиденного), о нарисованном предмете, и на тему, предложенную педагогом. По форме рассказы делятся на сюжетные и описательные. [18].

В работе Н.И. Кузиной рассмотрена возможность развития у дошкольников объяснительной речи как особого вида описательной связной речи, при этом говорится о высказываниях типа описания и рассуждения. [50].

А.А. Зрожевской предложена последовательность введения объектов и видов описания в процесс обучения родному языку детей средней группы. Автором доказана действенность развития у детей навыков и умений описательной речи, при соблюдении общей структуры текста, выстраивания микротем, применения различных взаимосвязей внутри самого текста. [27].

Рассказ – это творческий процесс в речи ребенка, который обладает завершенностью. Текст состоит из названия и ряда предложений, соединенных различными типами грамматической, лексической, логической, стилистической связи. Составление рассказов служит одним из базовых умений, которые обеспечивают успешность освоения программы детьми.

Рассказ представлен как самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. Дети при составлении рассказа-описания опираются на восприятие наглядного материала, выделяют основные признаки явлений и предметов. Бывает, что в описание добавляется и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом (проявление смешения). При составлении рассказа дети учатся выбирать предметно-логическое содержание для описаний, развивается умение строить рассказ композиционно, связывать части в общий текст, избирательно применять языковые средства.

Детское рассказывание в зависимости от ведущего опорного психического процесса может быть разделено на: рассказы по восприятию, по памяти, по воображению. Рассказы по зрительному, осязательному или слуховому восприятию имеют описательный характер и ведут ребенка к рассуждениям. К этому виду относят описания игрушек, картин, натуральных предметов, природных явлений [14].

В работах М. М. Алексеевой [1], В. П. Глухова [15], Ф. А. Сохина [44], Т. Ю. Четвериковой [55] отмечено, что в каждой возрастной группе составление рассказа-описания имеет особенности. Младшие дошкольники описывают простые знакомые предметы, рассматривают их вместе с взрослыми, исследуют их руками. Затем проходит ознакомительная беседа и рассказывание об объекте [1,44,55].

В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно составляют короткие описательные рассказы об окружающей его действительности, а также и об объектах находящихся вне его поля зрения. При составление рассказов дети 5-6 лет опираются на вопросы воспитателя и его рассказ, который будет являться планом, неким ориентиром. Повторяя за воспитателем, отвечая на его вопросы, ребенок неосознанно учится описывать объекты, окружающие его, определять в них признаки, свойства и качества, а также учатся видеть различия, детали. В старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать, что между объектами существует взаимосвязи, делают свои выводы и суждения[1]. Рассказы – описания доступны для детей, если они близки их пониманию, опираются на их органы чувств. Это могут быть описания человека, животных, любимой куклы, мягкой игрушки, мебели, посуды, природного окружения. Только при всех этих условиях у детей 5-6 лет появляется умение составлять развернутые связные рассказы [1].

С.Н. Викжанович считает, что ребенку необходим определенный словарный запас, а также знания правил об изменении слов и сочетание их в предложениях. Эти знания позволяют полно, точно, красочно описывать объекты, определять отличительные особенности, действия и взаимосвязи [8]. Проблема заключается в том, что дети не могут самостоятельно без помощи взрослого, без направленного обучения освоить все характеристики описательного рассказа, соблюдать структуру, понять взаимосвязи предметов и запомнить все правила [30,47].

Таким образом, описательный рассказ является монологическим видом связной речи. Описательный рассказ – форма изложения познавательного материала, которое носит преимущественно описательный характер; это словесное описание событий, процессов, явлений. Описательная речь – один из базовых компонентов составления описательных высказываний. Описание представляет собой особый вид монологической речи, который связан с умением наблюдать, выделять признаки описываемого объекта, сравнивать, синтезировать наблюдения в высказывании; это изложение характерных признаков предмета или явления. Описательный рассказ – имеет большое значение для формирования навыка связной монологической речи, способствует формированию наблюдательности. Проблема обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов представлена в психолого-педагогических исследованиях. Дети 5-6 лет могут самостоятельно составлять рассказы-описания, лишь в специально организованных занятиях при соблюдении следующих условий по формированию умений составлять описательные рассказы:

— развивать активный словарный лексикон детей;

-обогащать речь детей прилагательными, сравнениями, эпитетами.

-развивать умение изменять слова, строить из них предложения

— соблюдать структуру описательного рассказа;

— развивать способность устанавливать взаимосвязи между объектами.

Это помогает точно назвать предмет, его признаки и действия, передать в каких отношениях они находятся.

 

1.2 Особенности умений детей старшего дошкольного возраста составлять описательные рассказы

 

Аспекты формирования связной описательной речи детей дошкольного возраста входят в сферу интересов ученых. Это связано с повышением требований к речевой деятельности детей. Во ФГОС ДО одним из требований речевого развития дошкольников отмечено умение составлять разные виды рассказов, так как они являются единицей общения [52].

В программе «От рождения до школы» названы целевые ориентиры, указывающие на знания, умения и навыки, необходимые дошкольникам старших групп, при обучении составлению описательных рассказов. Рассмотрим некоторые из них: могут излагать события, основанные на личных впечатлениях; могут делиться интересными событиями, соблюдая структуру рассказа, не отходя от заданной темы; правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью; указывать место и время описываемых событий; пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.

Педагоги М.М. Алексеева и В.И. Яшина, считают, что детям легче всего составить связный рассказ в спокойной и повествовательной форме [50]. А также доказано, если событие, вызывает у детей яркие эмоции, они могут выразительно проявлять чувства, настроения, переживания, в своей речи. Все это в целом ведет к тому, что в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня развития. Дети более точно начинают отвечать на вопросы, при этом их ответы могут быть краткими или развернутыми. По мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной дети 5-6 лет могут оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять их или исправлять [1].

С 5-6 лет у ребенка начинается период активного овладения монологической речью, так как к этому периоду заканчивается процесс фонематического формирования речи, и дети в основном усваивают грамматический, морфологический синтаксический аспекты языка. Реплики детей этого возраста уже достаточно информативные и распространенные, в них есть определенная логика изложения. Как утверждает Н.И. Ленская, для успешного овладения навыками монологической речи необходимы условия целенаправленного обучения, к которым можно отнести формирование специальных мотивов, потребности в использовании монологических высказываний, формирование разных видов контроля и самоконтроля, усвоение необходимых синтаксических средств, построения развернутого высказывания. Овладение монологической речью становится возможным с появлением регулирующей, планирующей речевой функции [48].

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной монологической речи достигает достаточно высокого уровня. В большинстве случаев дети выделяют характерные признаки и свойства, делают достаточно полный анализ предмета или явления. У дошкольников 5-6 лет появляется умение достаточно четко и последовательно составлять рассказ-описание на заданную тему. Построение цельного и связного текста, требует от ребенка овладения такими языковыми умениями: придерживаться структуры определенного типа текста, которая позволяет достичь поставленной цели, делать высказывание по теме и выражать основную мысль, выбирать адекватные лексические и грамматические средства, использовать разные функционально-смысловые типы речи в зависимости от целей и условий коммуникации, объединять предложения и части высказывания при помощи разных типов связи и средств.

К 5-6 годам ребенок способен овладеть всей системой родного языка: научиться полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно, произносить все звуки и сложные слова [14].

В. П. Глухов считает, что старший дошкольник может составлять рассказы-описания. Составляя рассказ такого вида, выделяется главная мысль, называющая предмет, затем дается характеристика главных и второстепенных признаков. Потом описываются действия, и дается заключительная оценка предмета. Отмечается, что описанию характерны параметры развернутого связного высказывания: структурное и тематическое единство, адекватность содержания, плановость, произвольность, грамматическая связность, логическая завершённость [15].

Умение составлять описательный рассказ предполагает: умение связно рассказывать об объекте описания, делать это выразительно, последовательно [17].

В старшем дошкольном возрасте дети могут составлять рассказы-описания разных предметов быта, одежды, природы, людей, игрушек, произведений изобразительного искусства. К 5–6 годам ребенок на основе работы органов чувств и соответствующих ей субъективных образов может подобрать в своем рассказе качественные характеристики. Ребенок уже может описать объект, который находится вне его поля зрения.

Составление описательного рассказа вызывает следующие трудности у детей старшего дошкольного возраста [49]:

— дети не умеют соблюдать структуру рассказа (начало, середина, конец);

— не придерживаются одной тематики;

— переходят с описания предметов, на простое перечисление их на картине,

— в рассказах мало прилагательных, сравнений, интересных характеристик;

— неумение сочетать разные части речи точно по смыслу;

— частое применение простых нераспространенных предложений;

— часто дети не могут отступить от образца рассказа воспитателя;

— скудность и однообразие ответов и составленных рассказов.

Лишь при специальном обучении, целью которого является формирование у детей 5-6 лет умения составлять описательные рассказы, появится возможность развивать эти умения [32]. Главное состоит не в том, что бы развивать умение составлять рассказы, а сколько в соблюдении условий для их формирования.

Для изучения связной речи детей существуют следующие авторские диагностические методики:

Методика В. П. Глухова предполагает изучение речи детей в игровой деятельности, на занятиях и в обычной деятельности ребенка в детском саду.

В данной методике применяется комплексное обследование, состоящее и следующих заданий, например, придумывание предложений по ситуационным картинкам, по серии картинок; пересказывание прочитанного текста; придумывание рассказов по сюжетной картинке или серии картинок; составление рассказа из собственного опыта; творческое рассказывание; составление рассказа описания.

Такое обследование от простых высказываний до более сложных творческих дает точную оценку речевых умений детей.

Диагностическая методика Воробьевой В.К. представляет собой серию заданий, начиная с точного рассказа прочитанного текста; составление рассказа по серии сюжетных картинок, закачивая рассказом описанием с соблюдением структуры и выделением характерных признаков объектов.

Диагностическая методика Ушаковой О. С. включает три задания:

1.описание игрушки;

2.составление описательного рассказа по сюжетной картинке;

3.составление описательного рассказа по живописным картинам.

Оценка умений составлять описательные рассказы производится по критериям, которые характеризуют основные качестваописания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему.

Показателями оценки уровней речевых умений детей являются: содержательность в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий; композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца); грамматическая правильность построения предложений, согласование слов; разнообразие способов связи между предложениями; разнообразие лексических средств; звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе). Оценку выполнения все заданий взрослый дает, подсчитав общее количество баллов.

Таким образом, в работах М. М. Алексеевой, В. П. Глухова, Ф. А. Сохина, Т. Ю. Четвериковой и д.р. выделены особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста, В.П.Глуховым, В.К.Воробьевой, О.С. Ушаковой разработаны диагностические методики выявления умений составлять описательные рассказы. Р.Е.Левиной, О.С.Ушаковой, дана характеристика трудностей, с которыми сталкиваются дети при составлении описательных рассказов. Все педагоги сходятся во мнении, что описательный рассказ- один из самых сложных видов связной речи и нужна целенаправленная работа по обучению детей умению составлять описательные рассказы. Методический аспект проблемы исследования представлен в параграфе 1.3

 

1.3 Возможности игровых приемов в обучении детей старшего дошкольного возраста описательным рассказам

 

Игровые приемы, согласно Г.Г.Григорьева, представляют собой способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Достоинство игровых приемов обучения состоит в том, что они вызывают у детей повышенный интерес к обучению. Разрешение учебной задачи в рамках игры связано с минимальными волевыми усилиями, с более низкими затратами нервной энергии. Игровые приёмы могут быть содержаться в дидактических играх, есть и эпизодические игровые приемы (загадки, игровые действия упражнения-имитации и т.д.) [19].

Основные требования к игровым методам и приемам обучения детей дошкольного возраста рассказыванию.

Формирование умения составлять описательные рассказы на основе окружающих объектов проводится постоянно в каждой возрастной группе и усложняется от возраста к возрасту. Дошкольники поэтапно рассматривают их, активно играют осязательно-двигательным путем. Предметы для рассматривания и рассказывания должны быть реалистичными, эстетически приятными на взгляд, и тактильные ощущения, е мелкие по размеру. Показ игрушек и выполняемые действия с ними соотносятся с постановкой определенных игровых ситуаций.

Рекомендуется применять два или несколько объекта для сравнения. Например: две куклы, два дерева или несколько картинок, с разными отличительными признаками. Дети находят отличия и общие признаки, описывают их.

Целями игровых ситуаций является активизация речевой деятельности детей, побуждение к действию. Необходимо мотивировать детей разными мотивами: деловым «Составь рассказ об игрушке и сможешь купить ее, интересной проблемной ситуацией, с целью активизации внимания, мышления (найди 3 различия на картинке, на игрушке, отгадай загадку).

Изучение объекта может происходить в какой-нибудь театральной постановке или игре, сюжетно-дидактических играх.(В.В. Гербовой)[14]. Значимым приемом обучения служат вопросы, при помощи которых педагог помогает детям лучше познакомиться с объектом для описания. Отвечая на вопросы, дети проводят анализ, сравнение, обобщение; могут припомнить точные обозначения предметов, признаков, качеств.

Как правило, педагог задает вопросы в начале занятия, при знакомстве детей с игрушкой или предметом и готовит детей к предстоящему рассказыванию.

В совокупности методические приемы, применяемые воспитателем, формируют умение дошкольников выражать в речи то, что они воспринимают, ощущают. Закрепление умений происходит в придумывании различных описаний. Формируется умение строить правильные высказывания, соответствующие предмету, который описывают, соблюдаются признаки этого предмета. Развивается умение подбирать к предмету соответствующие признаки. Учатся планировать речевые высказывания. Рассказ описание старшего дошкольника – это его эмоциональное и эстетическое отношение к объектам, отражающееся в выразительной речи.

Рассказами-описаниями являются рассказы, сделанные во время наблюдений за природой, животными. Такие рассказы-описания получаются полными, красочными и эмоциональными, если ребенок получил непосредственный опыт и был активен в ходе наблюдения за живыми и не живыми объектами природы.

Формирование умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы, применение разнообразных методических и игровых приемов помогает детям закреплять навыки и умения по составлению рассказов-описаний.

Большое значение в обучении детей 5-6 лет имеет образовательная деятельность по развитию речи, которая формирует умение составлять описательные рассказы по картинам. Такие занятия развивают монологическую речь: дети учатся составлять рассказ, в котором все части связаны друг с другом по смыслу, учатся подбирать слова описания к объектам картины.

Работа с пейзажной картиной, по мнению Н.М.Зубаревой развивает выразительность и образность речи детей 5-6 лет. Яркие картины с доступным и понятным содержанием побуждает молчаливых, застенчивых детей к речевым высказываниям, расширяют представления об окружающем мире. Рассматривая картины, дети называют то, что видят, спрашивают о том, что им непонятно, вспоминают аналогичное событие из его личного опыта. При описании картины дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами. А это все составляющие образной речи дошкольника[28].

Старшие дошкольники любят рассматривать картины, а затем делиться своими эмоциями и впечатлениями с другими людьми. Е. И. Тихеева отмечала, что дошкольники заинтересованно относятся к картинам: в них изображена окружающая действительность, отражаются детские переживания, все это воспринимается эмоционально, будит воображение[46]. Итак, рассматривание картины активизирует у ребенка речевую активность, обусловливает тему и содержание рассказов.

Степень полноты, точности, связности рассказов зависит от того, как правильно ребенок смог воспринять, осмыслить, пережить изображенное, как ясно и эмоционально значимо стал для него сюжет и образ картины. В рассказе передавая изображенное на картине, ребенок при помощи педагога учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Начинает сосредоточивать внимание на выборе слов, в практической деятельности усваивает, насколько важно правильное слово-обозначение и т. п. К примеру, К. Д. Ушинский связывал ценность картин с тем, что изображение предмета возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове» [51].

Ребенок старшего дошкольного возраста, имея достаточную речевую и мыслительную активность, может сам или при незначительной помощи педагога делать описание картины [41].

Одним из приемов формирования умений детей старшего дошкольного возраста составлять описательные рассказы является прием «вхождения в картину». Используя этот прием, педагог предлагает детям представить себя на месте изображенного человека. Этот метод непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним, и сопереживать ему, будет детское воображение.

По мнению Н.А. Ветлугиной пробуждая воображение и эмоции, игровые приемы обучения активизируют способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, вызывают увлеченность, захваченность деятельностью [16]. А.А. Люблинская отмечает, что педагог, последовательно выбирая картины, задавая четкие вопросы и называя выделяемые признаки, части, связи, координирует процесс познания ребенком изображения на картине. Предметом восприятия для детей становятся отдельные части изображения, необходимые для понимания целого. Педагог спрашивает не только о предметах, но и о признаках и связях. Данный вариант анализа картины не только приводит к осмысленному восприятию картины – он обогащает умение детей искать и видеть главные части в других картинах и натуре, учит осмысленному восприятию действительности [16].

Н.Н. Сизова предлагает следующий план работы над рассказом-описанием картины. В ходе приема «вхождения в картину» происходит работа и над связной речью: «рисование» словесной картинки, дополнение сюжета, самостоятельное придумывание сюжета, событий, предшествующих и последующих изображенным на картине, развитие образности речи, понимание главных смысловых оттенков, описание того или иного действующего лица – это обеспечивает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное. Первое знакомство с картиной дети могут начать с помощью «волшебной камеры». Они учатся выделять объекты на картине, каждую деталь, искать что-то, что другие еще не отметили. Идет выбор подробностей.

На следующем этапе работы с картинкой необходимо научить детей определять взаимосвязь между объектами, изображенными на картине. Основа для рассказа подготовлена. Но в нем не хватает образов, которые покоряют воображение. «Зарисовку» рассказа необходимо «раскрасить», дать яркие характеристики, чтобы картина ожила в восприятии и тут поможет прием «вхождения в картину». Для него привлекают все органы чувств: «Дотроньтесь, проведите рукой по коре березы, вдохните аромат леса. Расскажите об ощущениях». Также необходимо проведение работы по пополнению словарного запаса и образных характеристик. Помогут в этом стихи классиков, рассказы, составление загадок. Предполагается знакомство с событиями предшествующими и последующими. Найти начало и конец рассказа, выстроить все события в нужной последовательности.[42].

Таким образом, игровые приемы представляют собой способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Достоинство игровых приемов обучения состоит в том, что активизируют интерес к деятельности у детей, а значит, делают работу более эффективной. Как правило, рассказы-описания делаются детьми с опорой на восприятие, т. е. происходит описание того, что видят перед собой. Педагог учит детей выделять главные признаки, качества предметов или явлений, имеющиеся между ними связи и отношения и соблюдать определенную последовательность их при описании; применять точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Одним из игровых приемов, используемых, в обучении детей старшего дошкольного возраста составлять описательные рассказы является, прием «вхождения в картину». Данный прием предполагает привлечение органов чувств: что можно увидеть, услышать, почувствовать, если закрыть глаза и войти в картину, представить какие чувства, состояния могут быть у героев, изображенных на картине

 

Выводы по первой главе

 

Описательный рассказ представляет собой монологический вид связной речи. Описательный рассказ – имеет большое значение для формирования навыка связной монологической речи, способствует развитию наблюдательности, ведет детей к пониманию смысла слов-обобщений: от описания одного предмета к описанию множества разных, а затем однородных предметов и активному использованию их в речи. Проблема обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов представлена в психолого-педагогических исследованиях. В работах М. М. Алексеевой, В. П. Глухова, Ф. А. Сохина, Т. Ю. Четвериковой и д.р. выделены особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста, Глуховым, Воробьевой, О.С. Ушаковой разработаны диагностические методики выявления умений составлять описательные рассказы. Р.Е.Левиной, О. С. Ушаковой, дана характеристика трудностей, с которыми сталкиваются дети при составлении описательных рассказов.

Полное овладение детьми составлением рассказа-описания происходит лишь в рамках целенаправленного обучения. И при этом имеет значение не столько обучение самостоятельному рассказу, сколько обеспечение условий для его формирования.

В старшем дошкольном возрасте дети могут составлять рассказы-описания разных предметов быта, одежды, природы, людей, игрушек, произведений изобразительного искусства. К 5–6 годам ребенок на основе работы органов чувств и соответствующих ей субъективных образов может подобрать в своем рассказе качественные характеристики. Ребенок уже может описать объект, который находится вне его поля зрения.

Игровые приемы – это совместная деятельность (педагога и детей), развитие сюжета, игрового замысла, постановка игровых задач и выполнение игровых действий, направленных на обучение и развитие детей. Положительные стороны игровых приемов обучения в том, что они вызывают заинтересованность к деятельности, а поэтому, занятия становятся наиболее эффективными. Одним из игровых приемов, используемых, в обучении детей старшего дошкольного возраста составлять описательные рассказы является, прием «вхождения в картину». Этот прием предполагает привлечение органов чувств: что можно увидеть, услышать, почувствовать, представить, попадя в картину, познать состояния героев, изображенных на картине.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф