Заявка на расчет
Меню Услуги

Институт управления муниципальными закупками анализ ключевых проблем и направления его совершенствования. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


1.3 Нормативно-правовые основы осуществления муниципальных закупок в Российской Федерации

 

Согласно Закона о контрактной системе в области закупок, государственным контрактом является договор, который заключен от имени РФ, субъекта РФ (в этом случае — государственный контракт), муниципального образования (в этом случае — муниципальный контракт) государственным заказчиком для совершения обеспечения либо государственных, либо муниципальных нужд.

Проблема установления места государственного контракта среди различных гражданско-правовых отношений представляется довольно трудной. В первую очередь указанное объясняется тем, что совершение перехода к рыночной экономике повлекло за собой в существенной степени замену различных административных рычагов по регулированию экономики договорным способом. Сам договор в качестве определенного регулятора общественных правоотношений стал применяться не только в обычных областях его применения — гражданском либо трудовом праве, но также в различных публично-правовых областях, к примеру, в таможенном праве.

Трудность установления отраслевой принадлежности государственного контракта определяется также тем, что нормативное регулирование государственных закупок, начав с процесса развития государственных нужд, совершения размещения заказов, совершения финансирования государственных закупок, совершения и выполнения государственных контрактов, производится правовыми нормами разных отраслей права.

Множество споров в вопросе установления сути государственного контракта сопряжены со спецификой самого субъектного состава (кто выступает заказчиком — государство или муниципальное образование), целевым содержанием самого государственного контракта (направлен на удовлетворение государственных или муниципальных нужд), характерными особенностями финансирования (совершение выделения бюджетных ассигнований). В то же время, осознание правовой сущности государственного контракта выступает в качестве коренного момента в характеристике его правового режима.

Анализ правовой природы государственного контракта проводится по определенным направлениям. Первая позиция сформулирована представителями доктрины административного права и основывается на разработках института «хозяйственного права». Как указывают исследователи, поддерживающие данную теорию, гражданское законодательство не полностью справляется с собственными задачами, так как, кроме имеющихся предпринимательских отношений на условиях равноправия, выстраиваемых отношений «по горизонтали», которые регулируются гражданским законодательством, имеются предпринимательские отношения, выстроенные «по вертикали», где непосредственно активное участие принимает государство, обретая продукцию для удовлетворения своих нужд.

Доминирующей является позиция о возможности совершения административных договоров, хоть и замечается, что теоретические вопросы совершаемого административного договора нынешней наукой административного права не выработаны.

При исследовании понятия государственных контрактов А.В. Деминым обращается внимание на их название, которое подчеркивает, как он считает, присутствие в их правовом режиме различных публично-правовых компонентов.

Обосновав присутствие в государственных контрактах определенных административно-правовых признаков, правоведом замечается, что законодательные акты, которые регулируют государственные контракты, по собственному содержанию, структуре, выраженному предмету и методам регулирования представляются комплексными и включают правовые нормы гражданского и административного права. В то же время, административные нормы имеют специальный характер, предусматривая изъятия и отраслевые характерные особенности для рассматриваемой категории договоров по отношению непосредственно к общим положениям, а также принципам обязательственного права.

Указанным и аргументируется вторая точка зрения в отношении правовой природы государственного контракта: данный контракт предлагается рассматривать как определенный гражданско-правовой договор, который включает в себя некоторые административно-правовые компоненты.

Подобной позиции придерживается и Ю.М. Козлов, замечая такую характерную особенность государственных контрактов, как совмещение в себе компонентов как административно-правовых, так и гражданско-правовых договоров.

Следовательно, несмотря на разные позиции на нормативную природу государственного контракта, практически всеми исследователями замечается наличие в них определенных публично-правовых, а также частно-правовых элементов. Причем, некоторые исследователи приходят к выводу о том, что государственные контракты причисляются к комплексной области нормативного регулирования, где государственное вмешательство имеет разноотраслевой характер.

В то же время, считаем, что нельзя согласиться с точкой зрения А.В. Демина и поддерживающих его исследователей, так как, по нашему мнению, более верной является позиция П.С. Тарабаева, указывающего, что цель государственного или муниципального контракта, в качестве обеспечения государственных нужд, не является основанием для совершения признания присутствия публичных компонентов в указанном договоре.

Таким образом, несмотря на выраженный публично-правовой характер поставленных целей государственного контракта, непосредственно их наличие или выраженный характер не сможет влиять на юридическую природу совершаемого государственного контракта. Поставленная цель, ради которой совершается государственный контракт, важна для верной нормативной квалификации договора в пределах гражданско-правовой материи, определяющей особенности его совершения и выполнения, а также характерные особенности гражданско-правовой ответственности за совершение неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами собственных обязательств.

В отношении некоммерческого (или непредпринимательского) характера целей совершаемого государственного контракта, то практически не все заключаемые гражданско-правовые договоры имеют исключительно предпринимательский характер (например, договор безмездного пользования).

В соответствии с изложенным, можно сделать вывод о том, что государственным контрактом является особая гражданско-правовая конструкция договора (совершаемая поставка товаров, исполнение работ, совершение оказания услуг), который заключается с публичным образованием, ставящий цель удовлетворение потребностей как Российской Федерации, так и субъекта РФ или отдельного муниципального образования в определенных товарах, работах либо услугах.

Причем, нельзя не заметить, что указанная юридическая конструкция рассматривается в одном ряду с заключаемым договором присоединения, а также предварительным и публичным договором, договором в пользу третьего лица, регламентированными положениями Общей части ГК РФ.

Основание законодательной базы, которая регулирует закупки для государственных нужд, составляют определенные нормативно -правовые акты:

  • Гражданский кодекс РФ, вторая часть которого вступила в силу с 1996 года;
  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • Федеральный закон от 9июня 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Процедуру развития и становления в современный период системы государственного заказа возможно условно поделить на три этапа:

  • первый этап знаменуется становлением системы, составляющей основы для образования конкурентных способов в размещении самого государственного заказа (период с 1990 по 1996 годы);
  • второй этап знаменуется развитием системы рыночных основ по развитию государственного заказа, а также подрядных торгов (период с 1997 по 2003 годы);
  • третий этап знаменуется совершенствованием механизма государственного заказа.

Статьей 6 Закона о контрактной системе в области закупок, указаны принципы, на которых базируется контрактная система в области закупок. Определение указанных принципов считается нововведением, так как Федеральный закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сами принципы размещения заказов не устанавливал.

Однако, данный Федеральный закон определил цели его регулирования, включая: обеспечение единства всего экономического пространства на территории России при совершении размещения заказов, результативное применение средств бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, увеличение возможностей для принятия участия различных физических и юридических лиц в данном размещении и стимулирование указанного участия, формирование добросовестной конкуренции, совершенствование самой деятельности государственных и муниципальных органов в области размещения заказов, обеспечение необходимой гласности и прозрачности совершения размещения заказов, предотвращение коррупции и иных злоупотреблений в области размещения заказов. Указанные положения по собственному характеру близки к нормативным положениям, которые определяют принципы размещения заказов.

Непосредственно содержание указанных в ст. 6 Закона о контрактной системе в области закупок определенных принципов контрактной системы в области закупок раскрывается в определенных статьях данного Закона: в ст. 7 раскрываются принципы открытости и прозрачности; в ст. 8 раскрывается принцип обеспечения конкуренции; в ст. 9 раскрывается принцип профессионализма самого заказчика; в ст. 10 раскрывается принцип стимулирования различных инноваций; в ст. 711 раскрывается принцип единства всей контрактной системы в области закупок; в ст. 12 раскрывается принцип ответственности за определенную результативность обеспечения как государственных, так и муниципальных нужд, действенность осуществления закупок.

Как принципы открытости, так и прозрачности контрактной системы в области закупок включают следующие определенные составляющие данного содержания:

во-первых, определяется, что в России обеспечивается свободный, а также безвозмездный доступ непосредственно к информации о контрактной системе в области закупок (ч. 1). На исполнение данной составляющей устремлены также положения указанного Закона, которые предусматривают возможность ознакомления без совершения взимания платы с конкурсной документацией, информацией, которая связана с проведением электронного аукциона, необходимой документацией об электронном аукционе, совершение извещения о проведении запроса котировок, определенными документами и информацией, которая содержится в реестре контрактов, необходимой информацией, которая содержится в реестре недобросовестных поставщиков;

во-вторых, устанавливается, что открытость и прозрачность определенной информации о контрактной системе в области закупок обеспечиваются, к примеру, при помощи ее размещения в общей информационной системе (ч. 2). Укороченное обозначение «единая

информационная система» (далее — ЕИС) было введено в положения п. 9 ст. 3 Закона о контрактной системе в области закупок, с целью обозначить единую информационную систему в области закупок, определенную согласно указанного пункта как общность соответствующей информации, которая содержится в базах данных, различных информационных технологий, а также технических средств, которые обеспечивают формирование, обработку, совершение хранения данной информации, а также ее предоставление с применением официального сайта. ЕИС было отведена ст. 4 Закона о контрактной системе в области закупок, ч. 1 которой определяется, что ЕИС образуется и ведется для информационного обеспечения всей контрактной системы в области закупок;

в-третьих, регламентировано, что информация, которая предусматривается рассматриваемым Законом и размещенная непосредственно в ЕИС, должна являться полной и достоверной. Данный компонент рассматриваемого принципа принимает во внимание положение ч. 2 ст. 4 Закона о контрактной системе в области закупок, в соответствии с которым Правительством РФ определяются порядок функционирования ЕИС, необходимые требования к технологическим, а также лингвистическим средствам ЕИС, включая требования к обеспечению совершения автоматизации самого процесса сбора, процесса обработки информации в ЕИС, установленный порядок информационного взаимодействия ЕИС с другими информационными системами, включая в области управления различными государственными и муниципальными финансами.

Изучая принцип обеспечения конкуренции важно заметить, что термин «конкуренция» предусматривается в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» непосредственно в виде соперничества хозяйствующих субъектов, когда самостоятельными действиями любого из них исключается либо совершается ограничение возможности каждого из них влиять на общие условия совершения обращения товаров на соответственном товарном рынке.

В виде обозначения одного из двух компонентов содержания данного принципа ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе в области закупок среди целей действия контрактной системы в области закупок называется образование одинаковых условий для совершения обеспечения конкуренции между субъектами закупок. В развитие указанного положения также предусматривается, что всякое заинтересованное лицо обладает возможностью согласно действующего законодательства о контрактной системе в области закупок выступить в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положение п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе в области закупок устанавливает субъекта закупки как отдельное юридическое лицо вне зависимости от его организационно-правовой формы, от его формы собственности, не зависимо от его места нахождения, а также места происхождения капитала либо всякое физическое лицо, включая зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. На осуществление изложенного компонента направлены также положения ч.ч. 1 и 2 ст. 27 Закона о контрактной системе в области закупок, в соответствии с которыми: участие в установлении поставщиков (в виде подрядчиков и исполнителей) может ограничиваться лишь в случаях, которые предусмотрены данным Законом; в ситуации, если заказчиком было принято решение об ограничении самого участия в установлении поставщика (в виде подрядчика, а также исполнителя), информация о данном ограничении с обоснованием непосредственно его причин должна указываться в извещении об осуществлении отдельной закупки.

Обозначив иную составляющую содержания рассматриваемого принципа обеспечения конкуренции, положениями ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в области закупок определяется, что конкуренция при исполнении закупок должна основывается на выполнении принципа добросовестной как ценовой, так и неценовой конкуренции между субъектами закупок для обнаружения наилучших условий поставок товаров, исполнения работ, оказания определённых услуг. В формирование данного положения в указанной части рассматриваемой статьи также определен запрет совершения различными заказчиками, различными специализированными организациями, а также их должностными лицами, определенными комиссиями по исполнению закупок, различными членами данных комиссий, субъектами закупок различных действий, противоречащих требованиям рассматриваемого Закона о контрактной системе в области закупок, а также ведут к ограничению конкуренции, к примеру, к необоснованному ограничению количества субъектов закупок.

Указанные положения регламентированы в соответствии с тем, как в ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» определены антимонопольные требования к проводимым торгам, совершению запросу котировок цен на различные товары.

Положениями ч. 1 ст. 9 Закона о контрактной системе в области закупок предусматривается исполнение деятельности заказчика, определенной специализированной организации, а также контрольного органа в области закупок на профессиональном основании с привлечением квалифицированных специалистов, которые обладают теоретическими знаниями, специфическими навыками в области закупок. На исполнение данного компонента рассматриваемого принципа устремлены:

нормы ст. 38 Закона о контрактной системе в области закупок, которые предусматривают в зависимости от общего годового объема закупок важность образования заказчиком контрактной службы либо назначения заказчиком должностного лица, которое ответственно за исполнение закупки или нескольких закупок, охватывая выполнение каждого контракта (назначенного контрактного управляющего);

нормы ст. 41 Закона о контрактной системе в области закупок, которые предусматривают и регламентируют привлечение заказчиками различных экспертов, различных экспертных организаций, которые обладают специальными познаниями, обладают опытом, необходимой квалификацией в сфере науки, техники, а также искусства или ремесла физического лица, включая индивидуального предпринимателя, отдельного юридического лица.

В виде обозначения иного компонента содержания установленного принципа профессионализма заказчика положениями ч. 2 ст. 9 Закона о контрактной системе в области закупок, предусмотрены обязанности заказчиков, различных специализированных организаций принимать предусмотренные меры по поддержанию и росту уровня квалификации, а также профессионального образования различных должностных лиц, которые заняты в области закупок, включая при помощи повышения квалификации либо профессиональной переподготовки в области закупок согласно действующего законодательства.

Данный компонент рассматриваемого принципа принимает во внимание положение ч. 5 ст. 39 Законом о контрактной системе в области закупок, согласно которому заказчик включает непосредственно в состав комиссии главным образом лиц, которые прошли профессиональную переподготовку либо повышение квалификации в области закупок, а также лиц, которые обладают специальными знаниями, которые относятся к объекту закупки.

Положениями статьи 10 Закона о контрактной системе в области закупок, в пределах раскрытия содержания установленного принципа стимулирования инноваций, предусмотрено, что заказчики при совершении планирования и осуществления закупок должны отталкиваться из приоритета обеспечения различных государственных и муниципальных нужд при помощи закупок как инновационной, так и высокотехнологичной продукции.

Положениями Закона о контрактной системе в области закупок, термины инновационной и высокотехнологичной продукции не устанавливается, в связи с чем является целесообразным обратиться к нормам ч. 4 ст. 4 Закона о закупках товаров, работ и услуг, регламентирующему, что определенные критерии отнесения различных товаров, работ, услуг непосредственно к инновационной продукции либо высокотехнологичной продукции для поставленных целей развития плана закупки данной продукции определяются федеральными государственными органами, которые осуществляют функции по правовому регулированию в предусмотренной области деятельности.

В виде примера исполнения указанной нормы необходимо привести Приказ Минобрнауки России от 1 ноября 2012 г. N 881, в соответствии с которым утверждены определенные критерии отнесения товаров, различных работ, услуг к инновационной, а также высокотехнологичной продукции для ~ 21 поставленных целей развития плана закупки данной продукции .

Положениями статьи 11 Закона о контрактной системе в области закупок, предусматривается, что система закупок базируется на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные, а также муниципальные нужды при помощи планирования и реализации закупок, проведения их мониторинга, проведения аудита в области закупок, а также проведения контроля в области закупок.

Данные единые принципы и подходы регламентированы положениями Закона о контрактной системе в области закупок, на что и было указано в ст. 11.К примеру: планирование закупок производится в соответствии с целями их осуществления при помощи формирования, утверждения, а также ведения планов совершаемых закупок и планов-графиков; определенные заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы установления поставщиков (в виде подрядчика и исполнителя) или производят закупки лишь у единственного поставщика (в виде подрядчика и исполнителя); мониторингом закупок является система наблюдений в области закупок, которые осуществляются на постоянной основе при помощи сбора, обобщения, совершения систематизации и совершения оценки информации о закупках; аудит в области закупок производится Счетной палатой РФ, различными контрольно-счетными органами регионов, а также контрольно- счетными органами различных муниципальных образований; проведение контроля в области закупок производится в отношении заказчиков, различных контрактных служб, назначенных контрактных управляющих, различных комиссий по реализации закупок и их членов, различных уполномоченных органов, реализации уполномоченных учреждений, различных специализированных организаций, а также операторов электронных площадок.

В виде обозначения иного компонента содержания принципа ответственности в ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе в области закупок устанавливается, что для должностных лиц заказчиков установлена персональная ответственность за выполнение требований, предусмотренных действующим законодательством.

В пределах регламентации данной ответственности в ч. 1 ст. 107 Закона о контрактной системе в области закупок предусматривается, что лица, которые виновны в нарушении действующего законодательства, несут определенный вид юридической ответственности.

Таким образом, государственный контракт представляет собой особую гражданско-правовую конструкцию договора (поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг), заключаемого с публичным образованием, имеющего целью удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в товарах, работах или услугах. При этом нельзя не отметить, что данная юридическая конструкция может рассматриваться в одном ряду с договором присоединения, предварительным договором, публичным договором, договором в пользу третьего лица, предусмотренными в Общей части ГК РФ.

Выводы по главе 1:

Государственные закупки занимают большое место в расходной части бюджета многих стран и являются действенным средством управления экономикой. С помощью государственных контрактов государство может решить задачи в социально-экономической сфере, обеспечить осуществление НИОКР, а также способствовать их внедрению в производство. В связи с этим проблемы организации госзакупок всегда актуальны, и внимание к системе государственных закупок во всем мире остается на высоком уровне.

Формирование контрактной системы в сфере государственных закупок в Российской Федерации связано с принятием Федерального закона от 5.04.2013г. Ж4-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон о контрактной системе), который дал начало новому этапу преобразования российского законодательства в сфере государственных закупок. Важным направлением сегодня является повышение эффективности в сфере государственных закупок как одного из принципов оптимального управления государственными ресурсами.

Российское законодательство о закупках предусматривает различные способы организации закупок, самые популярные из которых — это закупка у единственного поставщика, запрос котировок и электронный аукцион. Таким образом закупается половина товаров и услуг, в том числе самими органами власти, которые должны поддерживать конкуренцию.

 

Глава 2. Актуальные проблемы функционирования системы муниципальных закупок в Российской Федерации

2.1 Оценка эффективности правового регулирования контрактных отношений

 

Весь процесс организации проведения муниципальных закупок должен отображаться в единой информационной системе, что реализует принцип открытости информации.

Единая информационная система включает в себя всю информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено нормативно-правовыми актами, касающихся муниципальных закупок.

Процесс организации проведения муниципальных закупок в Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области начинается с составления и размещения в единой информационной системе плана закупок.

План закупок формируется на основании заявок структурных подразделений Администрации. Следующим шагом является составление, и размещение в единой информационной системе плана-графика.

Согласно плану-графику специалисты контрактной службы Администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области осуществляют подготовку документации на определенную закупку.

При составлении документации для проведения закупки, учитывается способ размещения заказа. Если способом размещения заказа является запрос котировок, максимальная стоимость которого составляет 500 тыс. руб., то подготавливая документацию, специалисты контрактной службы учитываю все особенности размещения указанного способа закупки. К таким особенностям относятся:

  • срок размещения извещения о запросе котировок (не менее 4 рабочих и если цена выше 250 000 рублей не менее 7 рабочих дней)
  • способ подачи заявок участниками закупки (в конверте или в электронном виде).

Если способом размещения заказа является электронный аукцион, который проводится в случаях, если предметом закупки является товар или услуга которые содержатся в перечне, утвержденном законодательством РФ, специалисты контрактной службы также подготавливают документацию учитывая особенности такого способа закупки. К ним относятся:

  • срок размещения извещения об электронном аукционе (не менее 7 дней или если цена выше 3млн. то не менее 15 дней).
  • документооборот при проведении электронного аукциона осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
  • способ подачи заявки участником закупки только на электронной площадке.

Специалистами контрактной службы определяются требования к составу первой и второй части заявки, т.к. при проведении данного способа закупки заявка подается в двух частях.

Подготавливая документацию на открытый конкурс, специалисты контрактной службы учитывают срок размещения извещения, который составляет не менее чем двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом. Способ подачи заявок участниками закупки определяется, также как и при способе запроса котировок.

Кроме этого, составляя документацию при любом из способов закупки специалисты контрарной службы формируют техническое задание, в котором указывают основные требования к закупаемому товару работе или услуге. Формируя техническое задание, специалист контрактной службы должен соблюдать все правила описания объекта закупки, которые указаны в статье 33 Федерального закона №44-ФЗ. Основным правилом является то, что при формировании технического задания специалист не имеет права указывать требования к товару, работе или услуге которые влекут за собой ограничение конкуренции.

Итак, когда подготовлено техническое задание на товар, работу или услугу, начинается анализ рынка. Специалист контрактной службы производит анализ рынка необходимого товара, работы или услуги формирую начальную максимальную цену, на основании анализа, проведенного при формировании, плана-графика.

Начальная максимальная цена любой закупки, как при формировании плана-графика, так и при формировании самой закупки должна быть обоснована и рассчитана посредством применения одного методов расчета начальной максимальной цены, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ.

Так же при составлении документации о закупке специалисты контрактной службы устанавливают требования к участникам закупки указанные в 44-ФЗ.

При составлении документации специалист контрактной службы должен указать всю необходимую информацию касающейся процедуры проведения закупки.

После того как документация о закупке сформирована она проходит согласование в правовом управлении, бухгалтерии Администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, и утверждается первым заместителем руководителя аппарата Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области — управляющим делами или лицом имеющим на это полномочия. После всех согласований, доработок и утверждений документация о закупке размещается в единой информационной системе.

После размещения извещения о проведении закупок, начинается отчет дней на подачу заявок участниками. В зависимости от способа закупки заявки подаются либо в бумажном виде, либо в электронном виде на электронную почту или же на электронной площадке.

При окончании сроков подачи заявок, заказчиком, т.е. специально созданной единой комиссией Администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области по осуществлению закупок, цель которой является организация работы, связанной с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, проверяются поданные заявки.

На основании распоряжения Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области в состав комиссии входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены единой комиссии (4 человека).

Единая комиссия проверят поданные заявки участников на соответствие требованиям, установленным в документации о проведении закупок, и принимает решение о соответствии участника данным требованиям либо несоответствии. При этом составляется протокол заседания единой комиссии по осуществлению закупок, в котором все члены комиссии отражают свой результат. Данный протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и специалистом контрактной службы публикуется в единой информационной системе.

По результатам голосования единой комиссии Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, определяется победитель торгов в случаях, если способом закупки был запрос котировок. А в случае, если способом закупки выступал электронный аукцион то победитель признается после проведения аукциона на электронной торговой площадке и рассмотрения единой комиссией вторых частей заявок, или же при открытом конкурсе после проведения оценки поданных заявок.

Контракт заключается с победителем в сроки, предусмотренные в 44-ФЗ в соответствии с каждой процедурой закупок: запрос котировок (от 7-20 дней), электронный аукцион (от 10 дней), открытый конкурс(от 10 до 20 дней) .

В случае если исполнителем контракт выполняется в сроки и качестве, заказчик подписывает акты выполненных работ или товарные накладные и передает счет на оплату в бухгалтерию Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области. Если есть нарушение сроков, и качества исполнения контракта исполнителем (подрядчиком) то заказчик применяет к исполнителю, подрядчику штрафные санкции предусмотренные контрактом.

Кроме описанного процесса проведения закупок в Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области есть и другой процесс проведения закупок. В статье 93 Федерального закона №44-ФЗ описаны все способы, при которых заказчик, в нашем случае Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области имеет право закупать товары, работы и услуги у единственного поставщика. При этом обязательно должна быть обоснована цена контракта, с применением методик обоснования. Такая процедура закупки должна быть включена в план-график закупок, и конечно она должна быть размещена в единой информационной сети.

Подводя итоги можно сказать, что организация проведения закупок в Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области осуществлена достаточно правильно, имея при этом все нормативные документы, которые регулируют деятельность по закупкам.

Специалисты, осуществляющие процедуры размещения заказа, единая комиссия по закупкам имеют специальное образование и достаточный опыт в сфере муниципальных закупок.

 

2.2 Анализ экономической эффективности функционирования контрактной системы для осуществления муниципальных закупок

 

Согласно Приказа Федеральной службы государственной статистики от 12 ноября 2014 г. N 654 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за закупочной деятельностью и размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг)» каждое бюджетное учреждение для того что бы в России в целом была сформирована текущая оценка закупочной деятельности обязаны были заполнять отчет по форме №1-контракт и форме №1-закупки и сдавать его в федеральную службу государственной статистики.

Однако данный нормативный документ утратил свою силу уже с 1 января 2016 года, но Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области для своего контроля по- прежнему заполняет данные формы, но при этом не куда их не сдает.

На основании этой отчетности можно осуществить мониторинг закупочной деятельности в целом по учреждению. Однако в таком отчете отсутствуют сведения, структурированные по объектам закупок: продукция, работы и услуги. Поэтому собранные в отчете №1-контракт и №1-закупки суммарные, количественные и стоимостные характеристики о размещении и участниках заказов не могут отражать всю эффективность приобретения продукции определенного назначения.

Для получения оценки эффективности использования бюджетных средств и совершенствования закупочной деятельности Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, необходимо провести комплексный анализ результатов размещения заказов в различных как товарных сегментах, так и способах размещения.

Для начала проведем анализ структуры размещения государственных заказов за период 2015-2017 год.

Анализ структуры государственных заказов в Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области показывает, что в разрезе по годам происходило, как и снижение количества и цены объявленных закупок, так и их увеличение.

В таблице 2 приведены соответствующие показатели для анализа.

Если рассмотреть изменения 2016 года к 2015 то здесь еще прослеживается прямая зависимость от увеличении, либо уменьшения объявленных закупок, по разным категориям закупок, в целом за год количество объявленных закупок уменьшилось на 15,11% (21 ед.) а их цена на 6,15% (25 229 тыс. руб.) однако в изменениях 2017 года к 2016 эта зависимость уже пропадает именно по категориям закупок, в частности в категории запрос котировок в 2017 году по сравнению с 2016 годом количество объявленных закупок увеличилось на 47,06% или 16 ед., а их цена уменьшилась на 102 тыс. руб. По категории открытый конкурс количество не изменилось и составило 37 ед. как в 2017 году, так и в 2016 году, а вот цена при этом уменьшилась на 30,79% или на 69 098 тыс. руб. По всем остальным категориям зависимость осталась прямой.

В целом из таблицы 2 видно, что в 2017 году по количеству объявленных закупок произошло падение на 18%. Такое падение свидетельствует об отсутствии потребности в товаре работе или услуги, или уменьшении их объема.

В 2017 году наиболее популярный способ размещения заказа является запрос котировок, он составляет 44%, когда как в 2016 году он был всего 29%. Вторым по полярности является открытый аукцион, он составляет 32 % в 2017 году, в 2016 — 31% , а вот в 2015 году он составлял всего лишь 19%.

На третьем месте в 2017 году стоит электронный аукцион, он составляет всего лишь 14 процентов, когда в 2015 году он был на первом месте и составлял 38% общего объема закупок. Закупка у единственного поставщика сильно не изменилась, хотя есть резкий скачок в 2016 году — 15% по сравнению с 2015 годом -8% увеличение практически в 2 раза., но в 2017 году его объем составил 10%, что по сравнению с 2015 году не большое увеличение. Такая динамика по всем видам закупок может быть обусловлена ее эффективностью. Для того что бы это определить проведем анализ эффективности размещения заказа по их способам. В таблице 3 представлены данные для такого анализа.

Проанализируем таблицу 3. Сразу можно сказать, что общая экономия в 2015 году составила 19,9% или 70 898 тыс. руб., в 2016% -2,5% или 8 522, руб., в 2017 — 7,5% или 13 765 тыс. руб. Это говорит о том, что специалисты контрактной службы в 2016 году и 2017 году стали проводить более качественный анализ начальной максимальной цены контракта. Что касается эффективности размещения заказа по разным способам здесь можно подтвердить изменения по количеству популярности объявляемых процедур. Далее по данным таблицы 4 проведем анализ статуса размещенных процедур.

Из таблицы видно, что эффективность работы специалиста подтверждена практически на 100%, т.е. каждая закупка была проработаны достаточно хорошо, что бы в ней участвовал хотя бы один поставщик, и она не была напрасно размещена.

Следующим шагом рассмотрим качество работы специалистов контрактной службы, его можно охарактеризовать в процентном соотношении к поступившим жалобам на действия заказчика (Таблица 5).

Таблица 5 — Сводная таблица по поступившим жалобам

Итак, за весь период действия Федерального закона №44-ФЗ, т.е. с 2015 года на действия специалистов контрактной службы было подано 5 жалоб, 3 из которых являются обоснованные, в том числе 2 частично обоснованные. Всего за этот период объявлено 371 процедура. Процент жалоб на действия заказчика составляет 1,35 % это очень хороший показатель и характеризуется он качественной работой специалистов контрактной службы Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области.

Далее рассмотрим структуру видов продукции, работ или услуг объявленных в 2017 году.

В таблице 6 представлены данные по категориям товаров, услуг и работ, проводимых способом электронного аукциона.

Из таблицы 6 видно что проводя электронные аукционы самые высокие затраты приходятся на категорию «СМИ», к этой категории относятся закупки связанные с размещением социально значимой информации в средствах массовой информации (интернет, металлические конструкции, телевидение, газеты, журналы и др.), и ее продвижением. В 2017 году затраты по этой категории при проведении электронных аукционов составили 3 590 тыс. руб., при этом отсутствует какая-либо экономия, это означает что участникам по таким аукционам была всего лишь одна организация, с которой заключался контракт.

Так же необходимо обратить внимание, что при размещении закупок по категории «охранные услуги» и «книги/ журналы/ газеты/ учебники (подписка, изготовление)» происходит самое большое падение на 78% и 58% соответственно.

В таблице 7 представлены данные по категориям товаров, услуг и Таблица 7 — Анализ закупок по категориям закупаемых товаров, работ услуг способом запроса котировок работ, проводимых способом запроса котировок.

Анализируя таблицу 7 можно сказать что при закупках способом запроса котировок наибольшие затраты приходятся а категорию «Культура,

организация праздников, экскурсий и др. мероприятий» 2 723 тыс. руб. было потрачено в 2017 году при размещении заказа таким способом. При этом затраты по категории «СМИ» стоят на 2 месте и составляю 2 024 тыс. руб. Что касается в общем способа размещения котировок, то здесь практически по всем категориям происходит достаточно большое падение.

В таблице 8 представлены данные для анализа открытых конкурсов.

Таблица 8 — Анализ закупок по категориям закупаемых товаров, работ услуг способом открытого конкурса

Здесь мы можем однозначно сказать, что практически весь объем закупок, размещаемый способом открытого аукциона, приходится, а категорию «СМИ», и он в 2017 году составляет 129 416 тыс. руб., при этом экономия практическими отсутствует и не превышает 0,2%. Категория «Проф. Обучение» является самой экономичной при способе размещения заказа открытым конкурсом, его экономия составляет почти 44%.

И наконец, рассмотрим объемы товаров, работ услуг при заключении контракта с единственным поставщиком. В таблице 9 представлены сводные данные для анализа.

Таблица 9 — Закупки у единственного поставщика

Отметим, что категория «СМИ» опять является самой затратной и составляет 20 010 тыс. руб. в 2017 году.

Подводя итоги комплексного анализа можно сделать следующие выводы:

  • самой затратной категорией закупок в 2017 году является категория «СМИ» это обусловлено деятельностью Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, т.к. одной из задач является информирование население социально значимой информацией.
  • самым популярным способом приносящий экономию бюджетных средств в 2017 году является запрос котировок.
  • контрактная служба имеет очень низкий процент жалоб на действия заказчика, что является положительным показателем.
  • исполнение плана-графика не выполняется в полной мере.

Далее перейдем к основным проблемам муниципальных закупок.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф