Заявка на расчет
Меню Услуги

Институт управления муниципальными закупками анализ ключевых проблем и направления его совершенствования. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


2.3. Основные проблемы осуществления муниципальных закупок

 

С каждым годом устанавливается все больше нарушений при осуществлении госзакупок, а также различных схем продвижения интересов своего поставщика со стороны заказчика. Несмотря на то, что рассматриваемый закон о контрактной системе решил множество проблем, присутствовавших в предыдущем законе, регламентирующем деятельность по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), на практике по-прежнему выявляется достаточно большое число спорных проблемных моментов, из которых на первый план можно выделить следующие:

Достаточно высокий уровень коррупции на рынках государственного и муниципального заказа.

Ни официальный сайт, ни электронные аукционы на данный момент не превратили рынок государственного и муниципального заказа в эффективный механизм, в котором всегда выигрывает наиболее выгодное предложение для государства. Многие закупки до сих пор остаются источником наживы для коррумпированных должностных лиц, а не способом достижения результатов государственных программ. Так, к основным видам совершения коррупционных действий в сфере государственных закупок можно отнести: уклонение от осуществления конкурсных процедур по выбору поставщика товаров, исполнителя работ; получение некоторой доли денежных средств, которые были перечислены исполнителям за фактически не выполненные работы (услуги), за счет оформления фиктивных актов приемки-передачи товаров (работ, услуг); получение незаконного вознаграждения за различные послабления при приеме работ по государственным контрактам; получение денежных средств за работы по заказам государственных организаций, которые фактически были выполнены не подрядчиком, а сотрудниками заказчика в виде служебного задания; получение денег за пособничество потенциальным поставщикам в победе в конкурсах на выполнение работ, оказание услуг, поставке товаров; и другие.

Также большое число нарушений допускается заказчиками при проведении конкурса с ограниченным участием, о чем свидетельствует многочисленная практика ФАС. Согласно действующему законодательству, заказчик имеет право самостоятельно установить (в том числе не администрируемые и не имеющие отношения к предмету закупки) предквалификационные требования к участникам закупки (требования к материальным ресурсам), что позволяет значительно ограничить число участников закупки и допустить к конкурсу исключительно только «желаемого» заказчиком подрядчика. Установление дополнительных требований о наличии материальных ресурсов у участника закупки не может однозначно свидетельствовать о надежности и добросовестности участников закупки и не гарантирует повышение качества исполнения контракта. Наличие указанного требования значительно повышает коррупционные риски и приводит к уменьшению количества участников закупки.

  1. Проведение конкурса в бумажной форме. Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в конкурсе подаются на бумаге. Такой порядок не отвечает требованиям о сохранении конфиденциальности информации об участниках закупки, тем самым, не гарантируя честного установления победителя. Таким образом заказчик с помощью всяческих ухищрений имеет возможность ознакомиться с заявкой, поменять ее содержание, да и вообще физически помешать ее подаче, что способствует ограничению конкуренции.
  2. Несовершенство документального обеспечения процедур закупочной деятельности вследствие того, что большое количество важных практических вопросов в сфере закупок полностью не освещены в нормативно-правовых актах, а по некоторым положениям из них вообще отсутствуют официальные разъяснения. Одной из причин трудностей, связанных с выполнением требования Федерального закона №2 44-ФЗ, является его несовершенство в части сроков и оформления документации. Так, в рамках нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок за 1 квартал 2017 года наибольшее количество дел (1556) возбуждено по части 4.2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с утверждением заказчиками документации о закупках, не соответствующих требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, из которых в 1408 случаях выданы постановления о наложении штрафа. А электронные аукционы в основном были признаны несостоявшимися по причине несоответствия вторых частей заявок участников требованиям аукционной документации, общий объем извещений таких процедур составил около 48,5млрд.руб. (53,3%) за 1 полугодие 2017 года.

Сложности документального обеспечения процедур выражаются также в отсутствии возможности требовать подтверждающие данные поставщиков документы (например, поддельные лицензии или задолженности по уплате налогов). В связи с этим стали частыми ситуации предоставления победителями торгов необеспеченных или поддельных банковских гарантий в качестве обеспечения исполнения контракта. На рынке возникли целые организованные преступные группировки, предоставляющие «левые» банковские гарантии участникам закупочной деятельности. Чтобы защититься от поддельных гарантий, на законодательном уровне было введено обязательное требование размещать электронные копии гарантий на сайте госзакупок. Но это не всегда помогает, рынок поддельных гарантий сохраняется, а наличие скан-копий гарантий крупнейших банков в открытом доступе значительно упрощает недобросовестным компаниям способы их подделки.

Подобные манипуляции с банковскими гарантиями достаточно просто осуществлять еще и потому, что государство до сих пор не сделало процесс государственного и муниципального заказа прозрачным. Поэтому, чтобы решить эту проблему, необходимо повысить информационную прозрачность всего процесса госзакупок и создать единый электронный реестр банковских гарантий, который позволит проверять и контролировать банковские гарантии в режиме онлайн. Эти изменения как раз и запланировано внедрить в 2018 году.

Высокие издержки заказчиков и поставщиков.

Чтобы участнику закупок разобраться во всех особенностях контрактной системы, нужно изучить множество законодательных и нормативно-правовых актов, успеть за их нововведениями, т.к. на любом этапе закупки есть вероятность допустить ошибку (осознанно или нет), за которую должностному лицу придется нести административную или уголовную ответственность.

Оформление размещения обычной закупки на официальном сайте занимает огромное количество времени, даже, например, определение начальной максимальной цены контракта может занять около 20-30 минут. А это только одна закупка, которая может включать несколько десятков позиций. При этом не у всех заказчиков и, особенно, потенциальных исполнителей есть в штате сотрудники- профессионалы, способные грамотно организовать и осуществить процедуры размещения и исполнения заказов, и даже те из них, которые прошли обучение, уходят из сферы закупок из-за большой ответственности и огромного числа штрафов. Это порождает следующую проблему.

Высокий уровень текучести кадров специалистов контрактной службы.

Во многих случаях размеры штрафов за нарушения требований закона

№44-ФЗ соизмеримы с размером зарплат специалистов закупочной деятельности, и без того не очень высоких. При этом законодательством не установлено каких-либо поощрений за эффективную деятельность.

Отсутствие единой системы профессиональной подготовки и аттестации кадров. Согласно законодательству о контрактной системе в сфере закупок,специалисты закупочной деятельности должны проходить профпереподготовку и повышение квалификации в сфере государственного и муниципального заказа. Учебному заведению для проведения подобного обучения достаточно всего лишь иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности, а особых требований ни к учебным программам, ни к квалификации преподавателей, законодательством не предусмотрено. Минимальная программа (например, для дополнительных профессиональных программ повышения квалификации) может ограничиваться всего лишь 16 учебными часами. Хотя в 2015 году были утверждены методические рекомендации к подобному обучению Минэкономразвитием России и Минобразованием России, но они носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.

Как следствие этого, мы наблюдаем большое количество учебных центров, дающих возможность за невысокую плату получить хоть какие-то знания и, соответственно, необходимые документы о повышении уровня квалификации, чтобы формально соответствовать требованиям законодательства о закупках. После подобного обучения встает вопрос об уровне профессионализма таких специалистов.

Низкий уровень качества сервисных функций единой информационной системы (далее — ЕИС).

Введенная в действие ЕИС не позволяет пока в полной мере обеспечить, прежде всего, заказчиков полным перечнем сервисных функций. Также недоступны аналитические возможности ЕИС. Это обуславливает низкое качество планирования и ведомственного контроля в сфере закупок. ЕИС часто отключается, «зависает», на «горячую линию» очень сложно дозвониться, следовательно, пока решается проблема, проходит очень много времени, что сказывается на сроках проведения закупок, а это грозит штрафными санкциями. Так, только за период с 01.01.2018 по 15.01.2018гг. было внесено 45 доработок и исправлений ошибок в ЕИС.

С переходом с 2018 года на электронные торги нагрузка на ЕИС возрастает. Заказчики обязаны будут пройти регистрацию в данной системе. Успеет ли система автоматизации за изменениями в нормативно-правовой базе — остается большим вопросом.

Недобросовестные действия поставщиков на рынке государственного и муниципального заказа также препятствует эффективному функционированию всей системы закупок. Такие поставщики могут целенаправленно снижать цены, чтобы «увести» контракт от реальных поставщиков. Это сказывается на качестве выполнения такого контракта и сроках его исполнения (графике поставки). Заказчик в свою очередь ограничен в возможности как-то застраховать себя от такой деятельности недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя, например, по контракту, заключенному по результатам запроса котировок, не предусмотрено обеспечение исполнения контракта). После внесения в реестр недобросовестных поставщиков такой исполнитель может создать новую фирму на подставное лицо и снова участвовать в закупках. Возмещенные через суд убытки не решают проблем заказчика при поставке ненадлежащего качества работ, товаров, услуг или при нарушении сроков поставки по причине затянутости судебных процедур, а также низких размеров штрафных санкций.

Так, в 1 полугодии 2017 года в реестр недобросовестных поставщиков были внесены сведения о 1595 поставщиках (подрядчиках, исполнителях), из которых: 566 записей сделаны в связи с уклонением победителя-поставщика от заключения контракта; 10 записей сделано в связи с уклонением единственного участника определения поставщика от заключения контракта; 1019 записей — в связи с внесением сведений о поставщиках, с которыми были расторгнуты контракты.

Также данную проблему провоцирует сам заказчик снижением начальных цен в целях экономии бюджетных средств, что часто приводит к низкому качеству услуг и работ. Исполнитель, вынужденный намного снизить цену контракта на торгах, при его исполнении может задействовать дешевую рабочую силу либо незаконных трудовых мигрантов, что скажется на качестве выполненной работы.

10.Несвоевременная оплата (или неоплата) государственных контрактов. Как правило, это случается по причине дефицита бюджета, банкротства заказчиков, заключения контрактов до момента утверждения лимитов бюджетных обязательств, коррупция либо безответственность должностных лиц, а также недобросовестные действия публичных заказчиков.

Таким образом, наличие большого количества недостатков в системе закупок для государственных и муниципальных нужд является причиной невысокой эффективности использования средств бюджета и низкой степени действенности мероприятий в сфере государственного управления. Хочется верить, что новая редакция поправок позволит повысить уровень прозрачности осуществления закупочной деятельности. Так, с 1 января 2018 г. госзаказчики имеют право устанавливать поставщиков посредством электронных процедур, которые с июля 2018 года станут обязательными для них, что как раз и будет способствовать прозрачности и открытости торгов. Вводятся новые формы электронных торгов — закупки с ограниченным участием, двухэтапные аукционы, которые дают возможность заказчикам устанавливать дополнительные требования к исполнителям. Для увеличения степени анонимности заявки должны подаваться через электронные площадки. Для самих электронных площадок также меняется порядок работы: все расчеты переводятся на спецсчета в аккредитованных правительством банках (раньше, до 2018 года не было подобных ограничений в системе). Проценты за размещение обеспечений участия в торгах предлагается оставить поставщикам (сейчас их получают электронные площадки), а площадки смогут получать плату за проведение торгов по установленным правительством тарифам.

Также нововведения вводят предварительную квалификацию участников конкурсов. То есть на конкурс допускаются только те потенциальные исполнители, которые имеют определенное количество финансовых ресурсов, специалистов, оборудования и другие требования. Это позволит сократить число недобросовестных исполнителей государственных и муниципальных контрактов.

Также, согласно новым изменениям, заказчики теперь могут устанавливать дополнительные критерии выбора поставщика товара, такие, как срок службы оборудования, затраты на его эксплуатацию и сервисное обслуживание и другие. Это означает, что цена уже не сможет быть единственным критерием выбора.

Таким образом, становится очевидным, что нашим государством взято направление на дальнейшее повышение прозрачности и автоматизации закупочной деятельности федеральных и муниципальных органов власти. Дальнейшее совершенствование системы государственных и муниципальных закупок тесно связано с развитием технологий, в первую очередь, информационных, и внедрением их в практику бюджетных организаций.

 

Глава 3. Направления оптимизации системы муниципальных закупок в Администрации Волосовского муниципального района

 

3.1. Включение дополнительных требований в договоры на исполнение

 

Одной из новелл Федерального закона № 44-ФЗ является введение института нормирования в сфере закупок. Следует отметить, что вступление в силу норм Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующих нормирование в сфере закупок, неоднократно откладывалось ввиду сложностей с разработкой и принятием подзаконных нормативных правовых актов в сфере нормирования. В конце 2014 г. срок вступления в силу ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ был отложен еще на один год — до 1 января 2016 г. (Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 498-ФЗ). Теперь срок вступления в силу норм о нормировании в сфере закупок синхронизирован со сроком вступления в силу остальных норм Федерального закона № 44-ФЗ о планировании закупок.

Также следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ от 13.10.2014 г. № 1047, п. 2 Требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 г. № 1084, нормирование применяется при планировании закупок в целях обоснования объекта и (или) объектов закупки, включаемых в план закупок. В этой связи, поскольку нормы Федерального закона № 44-ФЗ о планировании закупок (в частности, нормы, вводящие понятие «план закупок») вступили в силу только с 1 января 2016 г., логичным выглядит и отсрочка вступления в силу до этого срока и норм о нормировании в сфере закупок.

Кроме того, исходя из положений ч. 3 и 4 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков должны разрабатываться и утверждаться государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и муниципальными органами в соответствии с утвержденными Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями требованиями к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

Так как в настоящее время требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок Правительством РФ не утверждены, это еще один аргумент в пользу того, что федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ не обязаны сейчас разрабатывать и утверждать нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

В формулах расчета нормативных затрат на товары, работы услуги, предусмотренных Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 г. № 1084, используются количественные и ценовые показатели товаров, работ, услуг. При этом формулы не увязаны с требованиями к количеству, качеству, потребительским свойствам, и иным характеристикам товаров, работ, услуг, а также предельными ценами товаров, работ, услуг. В то время как ценовые показатели совершенно определенно зависят от требований к качеству и потребительским свойствам товаров, работ, услуг.

Кроме этого, в расчетных формулах не предусмотрен учет различных категорий служащих. Таким образом, существуют риски для формального применения предлагаемых формул на практике. Наряду с этим введено понятие нормативов на обеспечение функций федеральных государственных органов, что по существу подменяет требования к количеству, качеству, потребительским свойствам, и иным характеристикам товаров, работ, услуг. Представляется, что понятие норматива на обеспечение функций избыточно и противоречит логике ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ.

Не установлены правила применения предельных цен на различные виды закупаемых товаров, работ, услуг, что не препятствует закупке товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ. Например, отсутствуют требования к предельным ценам для определения затрат на капитальный ремонт государственного имущества, затраты на проведение текущего ремонта помещения, затраты на приобретение мебели. Таким образом, разработанные проекты документов не решают задачи по ограничению закупки товаров роскоши в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ.

Ряд замечаний есть и к проектам постановлений Правительства РФ, устанавливающих Общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) для обеспечения федеральных нужд. Во-первых, в пункте 18 Общих требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) предусмотрено право органов власти при формировании Ведомственного перечня установить значения количественных и (или) качественных показателей характеристик, отличающихся от значений, содержащихся в Обязательном перечне. При этом определено, что такие значения должны быть обоснованы. Обоснование значений характеристик товаров, отличающихся от значений, содержащихся в Обязательном перечне, осуществляется, в том числе, с использованием функционального назначения товара.

В этой связи в проекте акта должны быть более детально описаны условия и порядок применения нормы, позволяющей органам власти при формировании Ведомственного перечня установить значения количественных и (или) качественных показателей характеристик, отличающихся от значений, содержащихся в Обязательном перечне (например, предусмотреть, что если значения превышают установленные в Обязательном перечне, то проект ведомственного перечня должен согласовываться с органом власти, уполномоченным на разработку Обязательного перечня).

Во-вторых, проекты постановлений Правительства РФ, устанавливающих Общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) для обеспечения федеральных нужд, предлагается дополнить нормой, прямо определяющей, что указанные акты вступают в силу с 1 января 2016 г. в отношении товаров, работ, услуг, планируемых к закупке в 2017 году и последующих годах (по аналогии с порядком вступления большей части норм Федерального закона № 44-ФЗ по планированию закупок), поскольку в противном случае (если будет указано только, что нормативные правовые акты вступают в силу с 1 января 2016 г.) есть риск неоднозначной трактовки положений указанных актов в части их распространения на планирование закупок в переходный период.

Говоря об отношении участников контрактной системы к нормированию, можно привести результаты опроса, демонстрирующие предложения относительно возможных нормируемых объектов. Наибольшее количество респондентов указали, что необходимо нормировать закупки по ремонту зданий, строений, помещений; автотранспортных средств; топлива для автотранспорта; электронно-вычислительной и иной офисной техники (33,8%, 31,6%, 31,2%, 29,8% соответственно).

Так же было указано, что нормировать следует такие закупаемые виды объектов, как:

  1. канцелярские принадлежности, офисную бумагу;
  2. мебель;
  3. услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств;
  4. мобильные телефоны;
  5. услуги по аренде автотранспортных средств.

Кроме того, с 2016 года вступили в силу ограничения на госзакупки дорогих автомобилей и смартфонов.

Федеральные органы власти будут сильно ограничены в своих закупках. Правила определения требований к предметам закупки определены постановлениями Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926, от 2 сентября 2015 г. № 927.

Кроме того, установят порядок разработки ведомственных перечней, которые главные распорядители бюджетных средств и учредители составят для бюджетных и казенных учреждений. Таким образом, ни одна категория заказчиков не сможет совершать закупки товаров, обладающих избыточными потребительскими свойствами.

 

3.2 Обучение и подготовка кадров для претензионной работы

 

В настоящее время система закупок для государственных и муниципальных нужд испытывает кадровый голод. Прежде всего такая ситуация вызвана тем обстоятельством, что до вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ, единственным квалификационным требованием являлось требование о необходимости включения в состав комиссии не менее, чем одного специалиста, прошедшего профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков. Кроме того, существенным основанием для отсутствия заинтересованности в получении должности, предполагающей привлечение к процессу закупок для государственных и муниципальных нужд, является административная ответственность, которая может быть применена к должностному лицу заказчика в случае выявления факта нарушения законодательства о закупках. Необходимым условием успешного развития системы закупок является профессионализм работников, чья деятельность непосредственно связана с государственными и муниципальными закупками. Обеспечение эффективности и результативности закупок возможно только в том случае, если заказчик будет применять правильные стратегии закупок (правильно определять требования к объекту закупок, устанавливать оптимальные условия исполнения контракта, формировать требования к участнику закупок, обеспечивающие возможность исполнения контракта на заданных условиях, корректно определять начальную (максимальную) цену контракта, формировать порядок определения победителя и т.д.).

Впервые одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок провозглашен принцип профессионализма заказчика, предусматривающий осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

В рамках Федерального закона № 44-ФЗ предприняты меры, направленные на повышение качества кадрового обеспечения системы закупок. В отношении работников контрактной службы, равно как и в отношении контрактных управляющих, устанавливается требование о том, что такие работники должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Изменения коснулись и квалификационных требований, предъявляемых в отношении состава комиссии по осуществлению закупок, с 1 января 2014 г. заказчик должен включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

Как уже было отмечено ранее Госзакупками в учреждениях могут заниматься только профессионалы в этой области — контрактная служба или контрактный управляющий (ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Что нужно учитывать, планируя создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего?

Контрактная служба будет осуществлять закупку со стадии планирования и определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершать стадией анализа эффективности исполнения обязательств сторонами контракта. Согласно статье 38 Закона о контрактной системе, учреждения, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создают контрактные службы. Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и в учреждении отсутствует контрактная служба, назначается должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, — контрактный управляющий.

На контрактную службу (управляющего) в силу пункта 4 статьи 38 Закона о контрактной системе возлагаются, в частности, следующие функции:

  • разработка планов закупок и плана-графика, размещение их в ЕИС;
  • проведение закупок, в том числе заключение контрактов;
  • участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подготовка материалов для выполнения претензионной работы;
  • организация консультаций с поставщиками с целью определения состояния конкурентной среды, определения наилучших решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд и другие функции и полномочия.

Согласно пункту 3 статьи 38 Закона о контрактной системе, контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Можно воспользоваться положениями проекта типового регламента, разработанного Минэкономразвития России, для предварительной подготовки собственного регламента.

Неотъемлемой частью системы государственных закупок является претензионная работа.

Задержка платежей и исполнения обязательств — самые первые и явные проявления кризиса в экономике. Деятельность любого предприятия, учреждения и организации немыслима без правовой работы в области защиты собственных прав и законных интересов.

Неотъемлемая часть этой работы — претензии и иски, порядок предъявления и рассмотрения которых, а так же ведение дел в судебных органах, требуют от юристов предприятий знания всех тонкостей законодательства. При этом внесудебный (претензионный) порядок является наиболее предпочтительным, поскольку позволяет экономить время и средства организации. Так же претензионный порядок — хорошая возможность решить вопрос до суда, закрепить на бумаге позиции сторон и соблюсти обязательный претензионный порядок, а иногда и добыть необходимые доказательства для судебного разбирательства.

 

3.3 Формирование информационной базы потенциальных исполнителей контрактов

 

Вся информация о государственных закупках с 1 января 2016 года содержится единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС).

Решение о создании единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС) было принято в рамках реализации 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Одной из целей создания ЕИС является повышение прозрачности закупок.

Предполагается, что Единая информационная система устранит «аномально» устойчивые связи в закупочном процессе.

Возможность отслеживать «аномально» устойчивые связи между поставщиком и заказчиком, а также отклонения цен позволит Единая информационная система закупок, которая заменит официальный сайт www.zakupki.gov.ru. Об этом сообщил глава департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Максим Чемерисов в декабре 2015 года..

В числе дополнительный функций Единой информационной системы появится единый каталог товаров и услуг, который позволит обеспечить создание системы единого ценообразования в сфере закупок.

Также должно быть осуществлено ограничение сроков взаиморасчета по контрактам. Задержки расчетов с поставщиками является серьезным препятствием эффективного ведения бизнеса.

Раскрытие информации о субподрядчиках позволит устранить злоупотребления со стороны как заказчиков, так и поставщиков. Кроме того, должны быть установлены дополнительные требования к приемке выполненных услуг и поставленных товаров.

Кроме того, необходимо усилить контроль за порядком закупок в чрезвычайных ситуациях — в этом секторе есть риск злоупотреблений в плане превышения органами власти своих полномочий.

В январе 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок. В соответствии с документом, Федеральное казначейство должно обеспечить ввод системы в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года, а в срок до 1 мая 2015 года — утвердить состав межведомственной комиссии по созданию системы в сфере закупок и положение о этой комиссии.

Документом также определяется, что перечень подсистем (компонентов, модулей) ЕИС в сфере закупок определяется в технической документации на основании функциональных требований к этой системе, которые устанавливаются Минэкономразвития.

Техническое задание на создание ЕИС по госконтракту, который Минэкономразвития заключило с научно-исследовательским центром ВШЭ, было разработано в 2013 году, а в течение 2014 года оно прошло дополнительно 2 этапа доработки.

В январе 2016 года Единую систему закупок запустили с множественными недоработками.

В январе 2016 года организация Общероссийский народный фронт (ОНФ) провела мониторинг работы ЕИС в сфере закупок, которая по указанию Дмитрия Медведева должна была заработать в полную силу с начала года, и сообщила об обнаруженных множественных недоработках системы.

В числе проблем, с которыми сталкиваются пользователи при работе с системой, — не работает система поиска и фильтрации, в реестре контрактов на обновленном сайте отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что затрудняет мониторинг контрактов, заключенных с конкретным поставщиком. Многие разделы не функционируют, в некоторых присутствуют только тестовые записи, не выводятся данные, в ряде разделов сервер выдает ошибку.

ЕИС во многом зависит от зарубежного оборудования и софта, что может негативно повлиять на функционирование системы, например, из-за ведения международных санкций. Альтернатив западным продуктам, которые бы не уступали им по производительности, пока нет. Их надо искать, тестировать и убедиться, что не пострадает то, что уже работает, и, возможно, в 2016 году будет принято решение, на какое ПО переходить.

Стоимость проекта импортозамещения технологий в ЕИС должна быть определена казначейством.

Переход обойдется значительно дороже поддержки иностранных решений, поскольку система госзакупок является сложной и очень нагруженной, и она должна работать непрерывно.

Если говорить о базе данных потенциальных исполнителей государственных контрактов, то с введением в действие ЕИС потребность в отдельной базе данных, как таково, полностью отпадает.

Так как ЕИС содержит всю информацию о государственных закупках, в том числе и реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, закон № 44-ФЗ предусматривает две основные формы отчетности, связанные с контрактом:

  1. реестр контрактов (ст. 103);
  2. отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа

его исполнения (ч. 9 ст. 94).

Информация по данным отчетам также размещается в ЕИС.

Поговорим подробнее о реестре недобросовестных поставщиков, а также информации, подтверждающей добросовестность участника закупки и случаях ее предоставления.

22 ноября 2012 г. правительством РФ было подписано Постановление № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Рассмотрим сведения, которые содержатся в реестре недобросовестных поставщиков.

Форма реестра недобросовестных поставщиков (Реестр), которая представляет собой таблицу, содержащую следующие сведения:

  1. Порядковый номер записи и дата включения в Реестр ФАС РФ данных о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) и участнике закупки.
  2. Название уполномоченного госоргана, включившего сведения о недобросовестном поставщике в Реестр (примечание: имеется в виду ФАС РФ).
  3. Имя, фамилия, отчество физического лица или наименование юридического лица, уклонившихся от заключения договоров по результатам закупки, а также тех, с которыми по решению суда такие договоры были расторгнуты из-за нарушения ними существенных условий данных договоров.
  4. Данные о месте жительства или месте нахождения лиц, упомянутых в п.3 настоящего перечня. К таким данным относятся для юридического лица: почтовый индекс, страна, название административно-территориального подразделения страны, название муниципального образования, название населённого пункта, улицы, номер владения или дома, номер корпуса (если есть) и офиса; для физического лица: почтовый индекс, страна, название административно-территориального подразделения, название муниципального образования, название населённого пункта, улицы, номер владения или дома, номер корпуса (если есть) и квартиры, где данное лицо зарегистрировано по месту проживания.
  5. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный налоговым органом РФ, или аналог ИНН (для иностранных лиц) согласно законодательству зарубежной страны. 6. Дату подведения итогов закупки (если победитель уклонился от заключения договора), дату признания закупки несостоявшейся, если единственный её участник, подавший заявку на участие, или признанный единственным, или единственный, принимавший участие в каждом этапе закупки, уклонились от заключения договора при условии, что обязаны были его заключить согласно закупочной документации, или дату заключения ненадлежащим образом исполненного либо вовсе неисполненного договора и реквизиты подтверждающего сей факт документа. По общему правилу в Федеральную Антимонопольную Службу России направляются сведения о тех участниках закупки, которые а) уклонились от заключения договоров, б) не предоставили заказчику в установленный закупочной документацией срок подписанный экземпляр договора, в) не предоставили обеспечение исполнения закупочного договора в случае, если такое требование было предъявлено заказчиком до его заключения. Также в Реестр вносятся сведения о поставщиках, с которыми (согласно решению суда) договоры были расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий.

Далее рассмотрим случаи, в которых необходимо предоставление информации подтверждающей добросовестность участника закупки и ее содержании.

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 ст.37 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены.

Кроме государственных органов контроль в сфере государственных закупок осуществляет и общество по средствам общественных организаций.

Важным вопросом усовершенствования механизма государственных закупок является обеспечение эффективности использования государственных средств.

В качестве критерия эффективности государственных закупок рассматривается экономия бюджетных средств.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф