3.3 Концепция развития банковской системы в посткризисный период
Глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал недостатки существующих моделей финансовых отношений, как в общемировом масштабе, так и на национальном уровне. Слабые стороны были выявлены в структуре государственного регулирования и в деятельности самих финансовых институтов [39].
Проблемы финансовых институтов проявились в несовершенстве и несоответствии систем управления рисками современным тенденциям и уровню принимаемых рисков (как по степени, так и по качеству рисков), низком уровне корпоративного управления, недостаточной прозрачности и, как следствие, неэффективности бизнес-моделей, оказавшихся чувствительными к негативным тенденциям. Данную картину приведем в Таблице 11.
Таблица 11 Динамика показателей банковского сектора Казахстана тысяч тенге
| Финансовые показатели | 01.01.2015 | 01.01.2016 | 01.01.2017 | 01.01.2018 |
| Активы | 11 890 | 11 557 | 12 032 | 12 817,9 |
| Обязательства | 10 437 | 12 537 | 10 715 | 11 514,6 |
| Собственный капитал | 1 453 | -980 | 1 316 | 1 652,2 |
| Нераспределенная прибыль текущего года | 11 | -2 834 | 1 420 | 577,0 |
| Кредиты | 9 238 | 9 639 | 9 065 | 10 472,8 |
| Вклады | 6 873 | 7 799 | 6 851 | 8 503,8 |
| ROA | 0,23 % | -24,06 % | 11,96 % | 2,14% |
| ROE | 1,88 % | -1192,63 % | 2920,83 | 15,58% |
| П р и м е ч а н и е – Данные из сайта www.nbrk.kz [27] | ||||
Посткризисный период, является необходимость устранения выявленных проблем финансового сектора, исправления допущенных ошибок и обеспечения стабильного диверсифицированного роста. Необходимо продолжить работу по созданию современной, устойчивой и конкурентоспособной финансовой системы суверенного Казахстана.
Основной целью настоящей концепции является развитие финансового сектора в посткризисный период в части перехода на качественно новый уровень управления и регулирования путем:
— повышения устойчивости финансового сектора;
— создания условий по недопущению недостатков, факторов нестабильности и явлений, обнаруженных ходе текущего финансово-экономического кризиса;
— стимулирования инвестиционной активности в посткризисный период как инструмента реализации макроэкономических решений;
— укрепления доверия к финансовому сектору страны, как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.
Усилия государства в мобилизации финансовых ресурсов в первую очередь будут ориентированы на внутренних инвесторов. Внутренние ресурсы экономики сохраняют свой потенциал, и необходимо ускоренное внедрение инструментов по быстрому и масштабному привлечению внутренних сбережений, в том числе обращающихся в теневом секторе. Вместе с тем ограниченность ресурсов в условиях относительно малой экономики Казахстана определяет высокую значимость в процессе финансирования программы индустриализации средств и ресурсов иностранных инвесторов [40].
Необходимость Концепции посткризисного периода представлена в соответствии с рисунком 24.
Рисунок 24. Необходимость Концепции посткризисного периода
Для этого будут реализованы задачи по укреплению системы надзора и регулирования для повышения способностей государства на ранних этапах выявлять, предотвращать проблемы, преодолевать системные риски и их проявления, по определению роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов, по обеспечению прозрачности деятельности, осуществляемой финансовыми организациями. Также будут совершенствоваться процедуры по обеспечению защиты инвесторов и потребителей финансовых услуг. Дальнейшее развитие получат корпоративное управление и риск-менеджмент финансовых организаций.
Первоочередными задачами в посткризисном развитии финансового сектора Казахстана станут использование института государственно-частного партнерства в качестве основного механизма финансирования развития экономики страны, а также использование принципа контрцикличности как основного принципа регулирования и надзора финансового сектора [25].
В настоящей Концепции вопросы развития всей финансовой системы Казахстана, включая налоговые и бюджетные отношения, рассматриваются только в контексте развития финансового сектора. Перенос акцентов на финансовый сектор и финансовые институты оправдан в условиях, когда концептуальные документы налогово-бюджетных отношений (Налоговый и Бюджетный кодексы) введены в действие относительно недавно, и сложно оценивать их экономически эффект. Основные базовые киты настоящей концепции, которые будут мной рассматриваться в этой главе представлены в соответствии с рисунком 25.
Рисунок 25. Структура концепции развитии посткризисный период
Экономический опыт многих стран подтверждает преимущество мер государственного регулирования экономики, соединенных с целенаправленным применением рыночных механизмов конкуренции и частной предпринимательской инициативы. В этой связи роль государственного планирования на консолидированной основе и стимулирования экономики будет повышена. В тоже время базовые принципы свободного рынка, такие, как конкуренция, неприкосновенность частной собственности и поощрение деловой инициативы, останутся незыблемыми, а эффективная деятельность частного сектора будет стимулироваться. Приоритетным направлением станет восстановление доверия к финансовому сектору республики для решения задачи по мобилизации внутренних ресурсов. При этом будет активизирована работа по расширению спектра предоставляемых финансовых услуг [40].
Введение накопительной пенсионной системы стало первым шагом государства по сокращению обязательств государства в социальной сфере и созданию особого класса институциональных инвесторов. Логическим продолжением реформы всей системы социального обеспечения является дальнейший переход от принципов полной государственной поддержки различных групп населения и медицинского обеспечения к смешанной системе социального обеспечения не только за счет средств государства и работодателя, но также и самого работника.
Будет рассмотрен вопрос введения обязательных профессиональных взносов работодателей на вредных и опасных видах производств. В рамках дальнейшего совершенствования систем накопительного пенсионного, социального и медицинского обеспечение (страхования) будет предложена новая концепция системы социального обеспечения с более широким использованием рыночных принципов и возможностей накопительных пенсионных фондов и страховых организаций.
В рамках этой работы усилия будут направлены не только на повышение социальной защищенности граждан, но и на укрепление возможностей институциональных инвесторов, способных обеспечить долгосрочное финансирование экономики страны.
Деятельности государства по мобилизации финансовых ресурсов представлена в соответствии с рисунком 26.
Рисунок 26. Деятельности государства по мобилизации финансовых ресурсов
Негативный опыт зависимости финансового сектора Казахстана от внешних заимствований определяет приоритетным направлением активизацию работы по привлечению внутренних источников финансирования.
При этом накопленный опыт работы по мобилизации финансовых ресурсов внутри страны требует совершенствования по следующим направлениям.
Привлечение средств институциональных инвесторов, необходимо для повышения эффективности взаимодействия между государственными органами и предпринимателями, в первую очередь, на основе государственно-частного партнерства.
Создание объектов инфраструктурного комплекса станет одним из основных приоритетов экономического развития Казахстана.
Использование механизмов государственно-частного партнерства должно стать основной составляющей процесса модернизации стратегически важных отраслей экономики. Данный вид партнерства позволит реализовать и развивать потенциал частнопредпринимательской инициативы и привлечь средства институциональных инвесторов, с одной стороны, и сохранить функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой.
Развитие инструментов государственного заимствования, необходимо, потому что роль Правительства как одного из эмитентов финансовых инструментов с нулевой степенью риска будет значительно повышена.
Необходимо разработать стратегию управления активами и обязательствами государственного сектора в тесной взаимосвязи с задачами и мероприятиями по развитию и совершенствованию отдельных сегментов финансового рынка, включая рынок ценных бумаг и накопительную пенсионную систему [41].
Наличие постоянного умеренного размера дефицита республиканского бюджета при поддержании безопасного уровня правительственного долга позволит обеспечить достаточный объем государственных ценных бумаг в обращении, необходимый для построения кривой доходности, правильной оценки ожиданий на краткосрочную и долгосрочную перспективы, измерения риска финансовых инструментов, определения спот-ставок и ставок будущего заимствования.
Развитие рынка государственных ценных бумаг также позволит сократить объемы трансфертов из Национального фонда, увеличить активы и инвестиционные доходы Национального фонда, а также обеспечить сберегательную составляющую, что в определенной степени компенсирует наличие дефицита в республиканском бюджете. Объемы расходов и размер дефицита должны также способствовать устранению эффекта процикличности.
Доходность по государственным ценным бумагам, должна определяться на рынке при условии, что на первичном и вторичном рынках должны быть представлены государственные ценные бумаги Министерства финансов Республики Казахстан с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными периодами обращения.
Будут выпускаться государственные ценные бумаги с различными встроенными опционами: с опционом защиты от инфляции, с опционом защиты от изменений обменного курса, а также номинированные в иностранной валюте для привлечения сбережений населения.
Будет активизирована работа по развитию альтернативных источников привлечения сбережений через такие частные институты, как фонды недвижимости (REIT), хеджевые фонды, возможность внедрения которых уже существует на законодательном уровне, в части, которая не будет препятствовать задачам создания системы адекватного регулирования рисков институциональных инвесторов.
Инвестирование в акции фондов недвижимости дает как крупному, так и мелкому инвестору возможность участвовать в профессионально управляемом портфеле и диверсифицировать свои риски, поскольку динамика акций фондов недвижимости, как правило, не следует общему направлению движения фондового рынка. Действующая практика регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций соответствует международным стандартам. Интегрированный единый надзор является наиболее перспективной схемой финансового надзора, сфокусированной на регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, исключающей риск конфликта интересов, имеющий место при функциональных или институциональных схемах надзора.
Дальнейшее совершенствование регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций и функционированием финансовых рынков будет осуществляться с учетом изменения международных стандартов регулирования и надзора, с учетом особенностей функционирования и развития каждого сегмента финансового рынка.
Растет понимание необходимости более полного, всестороннего и эффективного регулирования.
Необходимо изучить возможность расширения сферы и периметра регулирования, включая все виды деятельности, создающие риски для экономики в целом, недопущение концентрации риска за пределами периметра регулирования.
При этом регулирование должно ориентироваться на виды деятельности, а не на организации [42].
На сегодняшний момент в Казахстане сформирована многоуровневая система финансовых институтов, позволяющая в полной степени удовлетворить потребности в финансовых услугах.
Надзорным органом будут установлены дополнительные требования к финансовым организациям по обеспечению прозрачности процесса принятия решений по осуществлению зарубежных инвестиций и кредитования.
Вследствие этого будут ограничены риски, связанные с осуществлением финансовыми организациями операций в странах с высоким уровнем правовых рисков и низким уровнем защиты прав инвесторов и кредиторов.
Банкротство глобальных инвестиционных банков вызвали необходимость модификации подходов в регулировании их деятельности. В этой связи в отношении инвестиционного банкинга будет установлен перечень разрешенных к проведению операций, и в рамках регулирования к ним будут применены отдельные требования, установленные в отношении банков второго уровня в целях недопущения роста левереджа и системных рисков.
В целях совершенствования системы формирования кредитных историй необходимо создать единую базу данных кредитных историй в форме некоммерческой организации, осуществить работу по взаимодействию кредитного бюро с государственными органами. Это обеспечивает достоверность информации по субъектам кредитной истории. Также необходимо усилить ответственность должностных лиц кредитного бюро, за нарушение информационной безопасности, расширить перечень информации, предоставляемой в кредитное бюро. Меры государственного регулирования и надзора рассмотрим в соответствии с рисунком 27.
Рисунок 27. Меры государственного регулирования и надзора
Таким образом, меры регулирования будут направлены на обеспечение оптимального соотношения роста и устойчивости, что будет способствовать сбалансированному развитию финансового сектора и экономики, недопущению надувания в ней «мыльных пузырей» и предупреждению негативных эффектов «домино» в деятельности финансовых организаций. В целях обеспечения системного подхода и повышения эффективности надзорной деятельности практика регулирования и надзора за различными видами финансовых организаций будет в необходимой степени унифицирована по видам деятельности на финансовом рынке.
Целостность охвата сферы финансового регулирования и надзора использование государством следующих мер, представлена в виде рисунка 27.
Казахстанская финансовая система характеризуется достаточно высоким уровнем рыночной концентрации. Особенно это касается банковского и пенсионного секторов страны. Наличие подобных тенденций и последствия нынешнего кризиса для финансового сектора Казахстана еще раз подтвердили традиционную теорию, когда риски крупнейших финансовых институтов оказывают системное давление на состояние всей финансовой системы. В этих условиях одним из ключевых приоритетов посткризисного развития будет являться стимулирование конкуренции в финансовом секторе. Это предусматривает в качестве прямой меры необходимость постепенного увеличения минимального размера капитала в первую очередь банков [42].
Вследствие текущего кризиса мировым финансовым сообществом и требующим особого внимания в дальнейшем в целях модернизации системы регулирования и недопущения подобных кризисов, является сведение к минимуму процикличности в регулировании финансовых организаций. В этой связи одним из ключевых направлений деятельности по регулированию финансового сектора является дальнейший переход на принципы контрцикличного регулирования и надзора, в том числе посредством формирования провизий, увеличения собственного капитала, резервов и ликвидности в период активного роста экономики и использования накопленного потенциала в период спада.
Сложность структуры финансовых инструментов и недооценка рисков, связанных с их выпуском и приобретением, также явились предпосылками нарастания глобальных системных рисков в мировой финансовой системе. В этой связи необходимо регулирование выпуска и приобретения структурных продуктов, стоимость и риски которых достаточно сложно оценить. В процессе регулирования будут реализованы принципы обязательного полного или частичного несения риска оригинатором (создателем) и возможности отслеживания риска. Необходимо определить список разрешенных к выпуску производных финансовых инструментов, а также установлены требования к публичному предложению и раскрытию информации о производных финансовых инструментах.
Совершенствование процедур регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций Концепция надзора будет максимально приближена к широко используемому в мировой практике подходу, основанному на оценке рисков. В регуляторную практику будут внедрены карты рисков. Предполагается дальнейшее совершенствование процедур стресс-тестинга, системы раннего реагирования и разработки планов по ограничению рисков.
В целях совершенствования системы риска-менеджмента, внутреннего контроля и корпоративного управления, государство намерено усовершенствовать типовой кодекс профессиональной этики работников финансовых организаций с принятием его каждой финансовой организацией. Данный кодекс должен регулировать проблемные вопросы, при наличии конфликта интересов между финансовой организацией, ее клиентами и акционерами.
Качество и эффективность системы управления рисками и корпоративного управления будут основаны на недопущении агрессивной политики или проявлений спекулятивной практики со стороны финансовых организаций, а также на ответственности и профессионализме руководителей и работников подразделений риск-менеджмента, равно как и органов управления финансовых организаций.
В целях повышения прозрачности финансовых институтов будут приняты меры по распространению информации о результатах стресс-тестирования в финансовых институтах, планового комплекса мероприятий на случай возникновения системных шоков, стратегии инвестирования и структуры портфеля (в отношении пенсионных фондов), системы выплат бонусов управляющему менеджменту организаций.
Действующая система оценки финансовых инструментов строится на принципах международных стандартов финансовой отчетности, в соответствии с которыми оценка финансовых инструментов должна осуществляться по справедливой рыночной стоимости.
Поскольку оценка деятельности институциональных инвесторов, включая накопительные пенсионные фонды и инвестиционные фонды, осуществляется в том числе исходя из размера дохода, полученного от управления активами, применяемая система оценки финансовых инструментов, входящих в состав инвестиционного портфеля, должна быть единой для всех и отражать объективную справедливую стоимость финансового инструмента.
Реализация настоящей Концепции позволит обеспечить привлечение финансовых ресурсов для реализации задач по форсированному индустриально-инновационному развитию страны, а также по созданию условий для устойчивого развития финансового сектора и укрепления доверия к нему.
Государство создает все условия для стабильности финансового сектора, это является одной из движущих сил дальнейшего развития экономики страны в целом. На этапе восстановления сохранится государственная поддержка, так как финансовые институты еще не в состоянии самостоятельно обеспечить имеющийся спрос на инвестиционные средства [25].
