Меню Услуги

Налогообложение организации на примере ООО Адэкко

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • 1. Теоретические основы налогообложения
  • 1.1. Экономическая сущность налогообложения
  • 1.2. Нормативное регулирование налогообложения
  • 2. Налогообложение организации на примере ООО «Адэкко»
  • 2.1. Современное состояние налогового администрирования
  • 2.2. Общая характеристика ООО «Адэкко»
  • 2.3. Порядок исчисления и уплаты налогов при общей системе налогообложения
  • 3. Направления оптимизации налогообложения ООО «Адэкко»
  • 3.1. Пути минимизации налоговых платежей в организации
  • 3.2. Перспективы состояния налоговой системы Российской Федерации на 2015-2017 гг.
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

 

Налоговая система является одним из важных инструментов, который регулирует финансовые отношения между организациями и государством. Целью налоговых поступлений является обеспечение государства финансовыми ресурсами, которые необходимы для решения различных задач, в частности экономических и социальных. Государство влияет на экономическое поведение предприятий и организация при помощи налогов, льгот и финансовых санкций, которые являются неотъемлемой частью налоговой системы и тем самым создает одинаковые условия для всех участников общественного производства. Для образования и функционирования единого целого рынка как раз и применяются налоговые методы, регулирующие финансово-экономические отношения в народном хозяйстве в сочетании с остальными экономическими рычагами.

В современных условиях необходимо достаточное количество знаний во многих сферах экономики для управления организацией и ее деятельностью. Основы налогообложения занимают одно из важных мест и являются неотъемлемой частью функционирования любой организации, предприятия и компании наряду с такими областями экономики как маркетинг, менеджмент, бухгалтерским учетом и другими.

На сегодняшний день для всех стран эффективная налоговая система имеет особую значимость, которая с каждым годом все больше возрастает. Ведь еще исторически сложилось то, что государство на протяжение всего своего существования и развития требовало от граждан определенную плату за различную деятельность. Эффективность налогообложения государство определяет с помощью издания новых законодательных актов, контролируя ими всю деятельность хозяйствующих субъектов на территории своей страны. Но тем не менее не всегда достигаются ожидаемые результаты. В свою очередь для организации эффективность налоговой системы проявляется в как в следовании законам, так и в сокращении налоговых платежей. Следовательно, знание элементов налогообложения и их функционирования – это один из важных факторов организации для ее успешной деятельности и это во многом определяет ее эффективность.

Каждая организация сталкивается с необходимым исчислением и уплатой налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней в результате своей хозяйственной деятельности, включающей в себя производство и реализацию готовых товаров, услуг, работ. Так как налоги – это один из главных финансовых инструментов в рыночной экономике, то с одной стороны они являются финансовой основой всех бюджетов разных уровней, а с другой стороны они существенно влияют на денежное обращение, распределение прибыли, ценообразование и осуществление инвестиционной политики.

В нынешних условиях, где действуют высокие налоговые ставки, неправильный или несвоевременный налоговый учет может привести к неблагоприятным последствиям или в некоторых случаях спровоцировать банкротство организации. С другой же стороны, верное и грамотное использование льгот и скидок, которые предусмотрены налоговым законодательством, может обеспечить как сохранность и целостность полученных финансовых накоплений, так и увеличить возможности финансирования деятельности организации, новых инвестиций благодаря экономии на налогах или возможности возврата некоторых налоговых платежей из казны.

Применение налогов – это один из экономических методов управления, а также взаимосвязи интересов государства с коммерческими интересами организаций и предпринимателей, независимо от их форм собственности, ведомственной подчиненности или организационно-правовой формы организации. Благодаря налогам обусловливаются взаимоотношения между организациями различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей и бюджетами различных уровней, с банками и вышестоящими организациями. Также налоги регулируют внешнеэкономическую деятельность, которая содержит в себе привлечение иностранных инвестиций, и образуют доход и прибыль организации. Налоги помогают государству получать финансовые ресурсы, которыми оно может распоряжаться для выполнения своей необходимой общественной деятельности. Квалифицированное управление налоговой политикой организации стало одной из важных и главных функций общего менеджмента. Производственные предприятия являются реальными секторами экономики, в которых создается основная часть внутреннего валового продукта. С помощью определенных функций налогов деятельность государства в таких областях как, например, наука, образования, медицина, финансируется как раз благодаря производственной сфере. Поэтому знания в сфере налогообложения организации и налоговой системы государства может стать значительным преимуществом для любых предприятий.

Во многом неустойчивость в налоговой сфере появляется в отсутствии постоянной стабильности экономики. Это сказывается в регулярных изменениях налогов, порядка их исчисления, налоговых ставок и в замене одних налогов на другие. Из-за этого всем организациям, фирмам и предприятиям, которые занимаются коммерческой деятельностью, важно иметь четкие представления о действующей налоговой системе.

В Российской Федерации сформировалась практика, которая разрабатывает налоговую политику в очередном финансовом году и в последующие два года. Основные и приоритетные направления проектов предоставляют возможность планирования доходной части федерального и регионального бюджета. Трехлетняя перспектива допустимых законодательных изменений в налоговой системе дает возможность для предприятий повысить информационную осведомленность при составлении очередных стратегических и среднесрочных планов в своей деятельности.

Принципом, лежащим в основе выбора темы, была ее актуальность и многогранность. Актуальность темы моей выпускной квалификационной работы определена тем, что налоговая политика воздействует почти на все социально-экономические области государства. Она тесно связана с такими элементами государственного управления как, к примеру, с кредитно-денежной политикой, ценообразованием, торговой промышленностью и так далее. Влияя на налоговую политику, государство стимулирует экономическое развитие или наоборот замедляет его. Но основным направлением политики налогообложения является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются все показатели развития производства и его эффективности на предприятии.

Целью данной выпускной квалификационной работы является выявления путей оптимизации налогообложения в организации.

Задачами работы являются:

  1. Изучить теоретические основы налоговой системы, а именно понятие, сущность, виды налогов;
  2. проанализировать уплату налогов в организации;
  3. разработать предложения уменьшению налоговых платежей в организации.

В выпускной квалификационной работе на тему «Налогообложение организации на примере ОАО «Адэкко», объект изучения – ОАО «Адэкко», а предмет – процесс налогообложения в данной организации.

 

1. Теоретические основы налогообложения

1.1. Экономическая сущность налогообложения

 

Налоги – это обязательные платежи, которые государство взимает с налогоплательщиков (с юридических и физических лиц) по ставке, устанавливающейся законодательно.

Налоговая система все время преобразовывается в связи с развитием и изменением государственного устройства. Налоги являются одним из важных звеньев экономических отношений с самого начала возникновения государства. На современном этапе развития, налоговые платежи – это основная и главная форма государственных доходов. Также, кроме финансовой функции налогов, государство воздействует на общественное производство, его динамику, структуру и состояние научно-технического прогресса с помощью налогового механизма [4, с. 124].

Налоги возникли одновременно с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались денежные средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.

Существование самого государства экономически воплощено в налоговых отношениях.

С точки зрения экономики, налоги являются инструментами фискальной политики и одновременно с этим – методом косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

С юридической точки зрения, налоговые отношения – это урегулированные налоговым правом общественные отношения, в которых одной стороной является государство, а с другой – физические и юридические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги в бюджеты разных уровней в соответствии с налоговым законодательством.

Доходы государства в сфере налогообложения формируются по двум направлениям:

1) аккумулирование налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.

2) стимулирование определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики посредством рычагов. В этом проявляется ее регулирующая функция.

Взносы осуществляются основными участниками производства ВВП:

1) работники, создающие материальные и нематериальные блага своим трудом, и получающие определенный доход;

2) хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующего в сфере предпринимательства.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, которые взимаются в установленном порядке с налогоплательщиков [17, с.146].

Переход российской экономики от административно-командных к рыночным отношениям потребовал разработки и введения современной налоговой системы, сочетающейся с налоговыми системами развитых западных стран, ставших нашими экономическими партнерами. Введение налоговой системы было неизбежно и с точки зрения внутриэкономических отношений, так как государственная собственность на все предприятия и организации была заменена частной, кооперативной, акционерной, иностранной, смешанной и другими видами собственности. Между государством и хозяйствующими субъектами возникли налоговые правоотношения. Для создания и развития налоговой системы России широко использовался зарубежный опыт.

По мере врастания нашей экономики в рынок, налоговой системе приходилось решать различные практические задачи. При переходе к рынку российская налоговая система эволюционирует: она прошла уже несколько этапов развития, но при этом еще не устоялась до конца.

Существует следующая укрупненная классификация этапов налоговой реформы Российской Федерации на современном этапе:

1й этап (1990-1991 гг.) — начальный (или подготовительный): выработка и принятие законов об отдельных налогах.

2й этап (1991 — 1998 гг.) — становление налоговой системы.

3й этап (1999-2000 гг.) — вступление в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в которой определяются общие принципы налогообложения.

4й этап (2001 — октябрь 2008 гг.) — вступление в действие второй части НК РФ, в которой отрабатываются отдельные налоги, регулируемые главами НK РФ.

5й этап (октябрь 2008-2011 гг.) — налоговая система периода кризисной экономики.

6й этап (2012 г. – наше время) — период посткризисной экономики, выдвижение задачи модернизации, внедрения инновационной экономики.

На каждом этапе решались свои специфические задачи. При этом общей проблемой было создание единой комплексной системы налогов на всем экономическом пространстве РФ [33, с.249].

С помощью налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы в государстве. Реализация практического назначения налогов осуществляется с помощью функций налогообложения.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Стоит отметить, что она характерна для всех государств на протяжении всего их существования и развития. С помощью этой функции формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования всего государства. Следовательно, основная задача выполнения фискальной функции – обеспечить устойчивую доходную базу для бюджетов всех уровней.

Не стоит забывать, чᴛᴏ в большинстве развитых странах налоговое бремя на физических лиц выше, чем на юридических лиц, так как такое построение налоговой системы является сильным стимулом для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, а это, в свою очередь, обеспечивает рост числа занятых.

При этом реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов государству приходится прибегать к поиску иных форм доходов. В основном, ϶ᴛᴏ обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

При этом обслуживание государственного долга за счет бюджета требует повышения налогов в будущем (введение новых налогов, рост налоговых ставок). Вместе с тем рост налогового бремени снова может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызвать усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что приведет к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, и, следовательно, финансового краха. Отечественный опыт ϶ᴛᴏ ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска государственных краткосрочных обязательств вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и, соответственно, к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, потому что размер налоговых поступлений в бюджет зависит напрямую от величины доходов налогоплательщиков [39, с.98].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Регулирующая функция имеет немаловажное значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Эта функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Она позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сократить размер налоговых обязательств плательщика. Учитывая зависимость того, какой структурный элемент налога должен измениться, льготы подразделяются на изъятия, скидки и налоговый кредит

Изъятие — ϶ᴛᴏ налоговая льгота, которая направлена на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Скидки – это льготы, целью которых является сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, то есть у плательщика есть право уменьшить прибыль, которая подлежит налогообложению, на сумму произведенных им расходов на поощряемые государством цели. Налоговый кредит — ϶ᴛᴏ льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Целью регулирующей функции является регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг. Это происходит через систему налоговых платежей и сборов, которые аккумулируются государством и предназначены для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют традиционно четко отраслевую направленность [39, с. 117]. К таким налогам и сборам относятся налог на пользование недрами, налог на имущество, водный налог, транспортный налог, земельный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Регулирующая функция налогов используется также через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями условиями взимания подоходного и поимущественного налогов. Это выражается во взимании налогов в большем размере с обеспеченных слоев населения, при ϶ᴛᴏм существенная их доля поступает к малоимущим слоям населения в виде социальной помощи.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи. Кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в статье 224 НК РФ указан перечень доходов, по кᴏᴛᴏрым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов увеличивается в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в налоговой системе Российской Федерации социальная функция налогов реализуется не в полной мере. Это объясняется, прежде всего, несовершенством налогового законодательства.

В экономической литературе, наряду с названными основными функциями налогов, упоминаются и другие дополнительные функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, и социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при помощи сбалансированности стоимости ВВП и финансовых ресурсов, которые поступают в распоряжение государства и предприятий и используются на потребление и накопление.

Контрольная функция в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций. При помощи этого оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в общем, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Важно отметить то, чᴛᴏ контрольную функцию налогов неверно сравнивать с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — посредством налоговых проверок в разных формах контролировать соблюдение налогового законодательства.

Выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций, перечисленных выше. Главное значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам, налоговые ставки и механизмы их построения.

Можно сказать, что теоретическое определение функций еще не значит, что именно в указанном направлении будет действовать налоговая система, которая принята законом. Функциональная емкость системы налогообложения, принимаемая законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень использования налогового потенциала на практике определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах [13, с.157]. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сущность налога едина, но практическая ее реализации различается в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа и формы государства, его задач и целей взимания налога.

Исходя из ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным только тогда, когда обусловлены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения [1]:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги в соответствии с Налоговым кодексом.

Налогоплательщики имеют право на (ст. 21 НК РФ):

  • пользование льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, которое установлено законодательством о налогах и сборах;
  • предоставление налоговым органам документы, которые подтверждают права на льготы по налогам;
  • ознакомление с актами проверок, которые проводятся налоговыми органами;
  • предоставление налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • обжалование решений налоговых органов и действия их должностных лиц в установленном порядке;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков отображены в ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать установленные налоги в соответствии с законом;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать их сохранность в течение 3х лет;
  • предоставлять налоговым органам все нужные документы и сведения для исчисления и уплаты налогов;
  • вносить правки в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении обнаруженных нарушений законодательства о налогах;
  • уведомить о прекращении своей деятельности, банкротстве, ликвидации или реорганизации не позднее 3х дней со дня принятия данного решения;
  • предупредить об изменении своего местонахождения не позже 10 дней со дня принятия данного решения;
  • исполнять прочие обязанности.

Налоговый агент — это лицо, на которое возложены такие обязанности как исчисление, удержание налогов у налогоплательщика и их перечисление в соответствующий бюджет в соответствии с Налоговым Кодексом (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель).

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или другое обстоятельство, у которого есть стоимостная, количественная или физическая характеристика, с наличием кᴏᴛᴏрой законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или другой период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, которая подлежит уплате.

Налоговая ставка — размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки делятся на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (при этом прогрессия может быть, как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, которая подлежит уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В предусмотренных случаях законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может возлагаться на налоговый орган или налогового агента. В случае, когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, налоговый орган высылает налогоплательщику налоговое уведомление. В нем должны быть указаны размер налога, подлежащий уплате, расчет налоговой базы, и срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано директору организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или другим способом, который подтверждает факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, ϶ᴛᴏ уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — налог уплачивается разово всей суммой или в другом порядке, которое предусмотрено законодательством, в наличной или безналичной форме. Определенный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом относительно каждого налога. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик оплачивает пени в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются календарной датой или истечением периода определенного времени, которое исчисляется годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не раньше даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Такие категории налогоплательщиков имеют свои преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор, или уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера [1].

 

1.2. Нормативное регулирование налогообложения

 

Система налогового законодательства Российской Федерации – это совокупность нормативных правовых актов различного уровня, которые содержат нормы налогового права [17, с.101]. К ним относятся:

  • федеральные законы;
  • законы и акты субъектов Федерации;
  • ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.

Общие принципы налогообложения в России установлены в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, который был введен в действие 1 января 1999 года. Он устанавливает общие принципы налогообложения и сборов, и систему налогов, которые взимаются в бюджеты.

Принцип разграничения полномочий между субъектами государственной власти предполагает четкое определение пределов их компетенции по установлению и введению налогов (сборов) на своих территориях.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственного бюджета.

Принцип равного налогового бремени означает общеобязательность уплаты налогов и равное положение налогоплательщиков перед налоговыми законами. Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать установленные законом налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах содержит в себе идею признания всеобщности и равенства налогообложения. Налоговый кодекс РФ не допускает, чтобы налоги и сборы имели дискриминационный характер и применялись, отталкиваясь от расовых, социальных, религиозных, национальных и других подобных оснований. Не разрешается установление дифференцированных ставок налогов и сборов в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала или гражданства физических лиц или.

Принцип справедливости предполагает участие каждого в финансировании расходов государства в соответствии со своими доходами и возможностями.

Принцип установления налогов законами означает, что установление налогов возможно только уполномоченными представительными органами. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления соответственно.

Согласно принципу наличия всех элементов налога в налоговом законе, налогоплательщик имеет право не уплачивать налог, при отсутствии хотя бы одного элемента. Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 ПК РФ должны быть определены все элементы налогообложения для установления налогов. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он обязан уплатить.

Законы Российской Федерации делятся на законы:

  • общего действия;
  • о конкретных налогах.

Указы Президента Российской Федерации позволяют устанавливать самостоятельные нормы права, а также они выступают в качестве поручений органам управления по разработке нормативных актов в сфере налогообложения.

Постановления Правительства Российской Федерации определяют состав затрат, который применяется при налогообложении, устанавливают ставки акцизов, таможенных пошлин, и т.д.

В условиях развития российской налоговой системы важное место занимают акты Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации. В ряде случаев эти документы имеют нормативное значение, нарушение которых влечет за собой ответственность. Но основной их задачей является разъяснение методики ввода в действие закона и отдельных его положений. Письма, указания и разъяснения Госналогслужбы в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций и носят нормативный характер.

Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации также играют значительную роль в налоговой области. Принятые постановления этих органов дают возможность защиты интересов налогоплательщиков — обжалование незаконных решений налоговых органов и должностных лиц в судебном порядке.

Кроме национального законодательства налоговые отношения регулируются также международно-правовыми договорами.

Налоговым кодексом РФ налоговая система определяется как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [17, с.154].

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему Российской Федерации.

С введения Налогового кодекса РФ начался новый этап налоговой реформы. НК РФ заменил собой Закон РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и стал основным федеральным законодательным актом, который регулирует налогообложение юридических и физических лиц. Он определяет принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и прочих обязательных платежей.

В основе Кодекса заложен основной принцип – принцип справедливости. Он означает, что в обязанность каждого лица входит уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, которые основаны на признании равенства и всеобщности налогообложения. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и применяться в связи с политическими, идеологическими, этническими и другими различиями между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В законодательстве также реализуется принцип единства налоговой политики государства. Он выражается в закрытом перечне налогов. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, региональный и местный. Но соответствующие органы власти могут только в пределах своей компетенции принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров налоговых ставок, расширение перечня налоговых льгот и тому подобное), независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы.


Страницы:   1   2   3   4   5