1.2. Познавательно — исследовательская деятельность в ДОО: теоретико-методологические аспекты
Естественным способом знакомства ребенка с окружающим миром является исследовательская деятельность. Изучая свойства отдельных предметов и явлений, последовательно знакомясь с социальными явлениями доступными способами, ребенок формирует собственный устойчивый опыт, являющийся надежной базой для расширения навыков и знаний. К сожалению, в условиях нового времени дети дошкольного возраста практически полностью лишены возможностей для экспериментирования, поэтому организация исследовательской деятельности в ДОУ является приоритетной задачей педагогов [14,c.7].
Ведение познавательной деятельности с элементами творческого поиска способствует: расширению кругозора дошкольников, расширение комплекса познаний об окружающем мире; формированию способности детей к проведению сравнения, классификации, обобщения, первичного анализа; становлению творческой самостоятельности личности; закреплению навыков успешного командного взаимодействия; создания в стенах дошкольной образовательной организации комфортных условий для всестороннего развития.
На протяжении многих лет отечественная педагогическая наука ищет оптимальные способы воспитания дошкольников, в полной мере соответствующие возрастным потребностям, поэтому идея организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ не является новой. Долгое время ведущим видом активности дошкольников считалась игра, но наблюдения последних лет требуют более внимательного изучения практики детского экспериментирования. С первых месяцев жизни дети расширяют границы, исследуя свойства и характеристики доступных предметов, но под давлением взрослых, стремящихся подавать ребенку информацию в готовом виде, природная исследовательская потребность последовательно снижается, что негативно сказывается на уровне творческой активности, инициативности, самостоятельности. Поэтому в условиях реформирования системы дошкольного образования приоритетной задачей воспитателя становится разработка и внедрение в рамках профессиональной практики методов и форм познавательно-исследовательской работы [22,c.14].
Внедрение ФГОС ДО также в полной мере способствует реализации экспериментаторских практик в системе дошкольного воспитания. Идеальный портрет выпускника детского сада строится на следующих интегративных качествах: заинтересованность в новом и неизвестном в мире предметов и явлений; готовность к поиску ответов на важные вопросы, в том числе при содействии взрослых; способность действовать самостоятельно; активное участие в учебно-воспитательном процессе. Перечисленные показатели личностного развития наиболее полно раскрываются в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ это:
Вхождение в проблемную игровую ситуацию при содействии и под контролем воспитателя.
Активизация желания искать пути разрешения затруднения (вместе с педагогом).
Формирование навыка пристального изучения простого объекта.
Закрепление базовых предпосылок ведения исследовательской и экспериментаторской деятельности (выполнение практических опытов).
Создание условий для интеллектуальной инициативы, творческого поиска. Развитие умения определять варианты разрешения затруднения (сначала под контролем воспитателя, а потом самостоятельно).
Формирование потребности использовать специальную терминологию, соответствующую исследовательской ситуации, а также вести конструктивную беседу и высказывать свои наблюдения.
Закрепление способности выдвигать предположения и формулировать выводы [26,c.250].
Для формирования предпосылок ведения исследовательской работы с воспитанниками средней группы рекомендуется проводить следующие виды деятельности:
исследовательско-творческие — экспериментаторство, предусматривающее отражение результатов в форме стихов, рассказов, драматизаций;
ролево-игровые — разрешение затруднительных ситуаций во время инсценировки сказок;
информационно-практические — исследовательская работа, основанная на использовании средств ИКТ;
творческие — свободная изобразительная, исполнительская, музыкальная, прикладная активность [29,c.11].
При необходимости выбрать и указать формы организации исследовательской деятельности в ДОУ следует четко разграничивать их по виду инициативы, на что указывал профессор Н. Поддьяков: исследовательская активность исходит от ребенка, который выступает субъектом действия, полностью руководящим своими действиями (осуществляет постановку цели, выбирает способ экспериментирования), и удовлетворяет личные познавательные потребности. Познавательная деятельность организуется взрослым, который предлагает дошкольнику определенный алгоритм действий. В этом случае дошкольник получает результат, который был предопределен заранее. Таким образом, в рамках дошкольной образовательной практики могут быть использованы любые виды и формы познавательно-исследовательской деятельности, сосредоточенные в зоне ближайшего развития дошкольника. Они могут быть как элементами непосредственной образовательной работы или досуговой активности, так и отдельными занятиями-экспериментированиями [31,c.77].
Организация исследовательской деятельности в группах ДОО возможна в следующих формах:
Коллективная. Обучающее занятия, центральным элементом которого является экспериментирование, проводится в группе с соблюдением принципов доступности, структурности и непродолжительности. Это значит, что в процесс исследования включаются все воспитанники, занятие начинается с постановки цели и заканчивается подведением итогов, а с целью предупреждения переутомления интеллектуальный штурм разбавляется физкульт-минутками и игровыми моментами.
Подгрупповая. Познавательно-исследовательская работа ведется по подгруппам, каждая из которых получает свое задание. Такая форма деятельности актуальна, если в ходе практических опытов возможно получение различных результатов.
Индивидуальная. Если уровень одного из воспитанников не соответствует групповому, отдельные виды экспериментов можно провести в индивидуальном порядке.
Что касается направлений, которые необходимо указать при выборе оптимальных форм организации исследовательской деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию, то к их числу можно отнести следующие:
Живая природа (изучение сезонных явлений с учетом климатической зоны, многообразия растений и живых организмов, особенностей их приспособления к меняющимся условиям окружающей среды).
Неживая природа (метеорологические явления, свойства предметов) [6,c.9].
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в детском саду может организовываться воспитателями в форме наблюдений, практических опытов с элементами экспериментирования, игровой активности, коллекционирования, проектирования, и данный список не является полным, поэтому педагоги дошкольного образования могут смело реализовывать творческий поиск по направлению, внимательно отслеживания реакции и уровень заинтересованности детей.
Поисковая и экспериментальная деятельность, направленная на постижение ребенком мироустройства, взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира, в дошкольном возрасте реализуется точечно, преимущественно совмещаюсь с продуктивным трудом или игрой. При организации исследовательской деятельности в ДОУ очень важно, чтобы воспитатели помнили о базовых правилах ее реализации, к числу которых относятся следующие [33,c.198]:
Результат исследования нельзя делать самоцелью. Главная задача экспериментирования — познакомить детей с окружающим миром и создать предпосылки для развития природной любознательности. Деятельность дошкольников должна оставаться свободной от обязательств: навязывание стереотипов может снизить уровень заинтересованности в процессе.
Длительность поисковой деятельности не регламентируется.
В ходе совместной экспериментальной деятельности важно учитывать возрастной и индивидуальный фактор, оставляя за воспитанниками право на ошибку.
Структура детских исследований предполагает реализацию пяти этапов: определение проблемы, выдвижение гипотез, поиск метода решения затруднения, сбор фактического материала в ходе непосредственного экспериментирования, подведение итогов [9,c.21].
То, насколько успешной окажется организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ, зависит от профессионального мастерства воспитателя, умения создать предпосылки для применения наглядно-образного и наглядно-действенного способов мышления, которые остаются основными методами проявления интеллектуальной активности дошкольников [17,c.23].
Организация познавательно-исследовательской деятельности в детском саду подразумевает несколько этапов работы: Воспитателям важно заинтересовать детей, пробудить в них любопытство, что можно сделать посредством применения различных мотивационных методик. Успешное экспериментирование возможно только при условии активного включения дошкольников в обсуждение материала. При этом нужно дать воспитанникам возможность самостоятельно определять длительность и интенсивность деятельности, планировать свое время. Дошкольники выбирают предмет и тематику исследования, исходя из личностных предпочтений. Навязывание опытов может привести к их низкой результативности, что снова возвращает к вопросу важности мотивационного этапа. В ходе осмысленного выполнения работы, вызывающей интерес, у детей появляются новые идеи, развивается творческий потенциал, поскольку любознательность и интерес стимулируют развитие мышления. Воспитанники развивают воображение и развивают наглядно-образное мышление, что позволяет им усваивать и обобщать знания о явлениях и предметах. Полученные знания используются для решения исследовательских задач, закладывая базу для логического мышления. На завершающем этапе воспитатель проверяет результаты деятельности, помогает подвести итоги и выразить свои эмоции касательно нового творческого опыта [18,c.44].
Чтобы обеспечить детям дошкольного возраста возможность фантазировать, высказывать свои суждения, пускаться в эксперименты, учиться новому, самостоятельно устанавливать дружеские связи в коллективе, воспитателю очень важно обеспечить в работе ДОУ организацию исследовательской деятельности, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. При реализации данной задачи педагог сталкивается со множеством трудностей, начиная с недостаточного методического обеспечения по теме и заканчивая несоответствием условий предметно-пространственной среды в группах требованиям, необходимым для проведения экспериментов. В свете этого очень важным остается активное взаимодействие воспитателей на фоне продолжения профессиональной поисковой деятельности по направлению.
Эффективное ведение исследовательской работы в группах, направленное на изучение мира живой и неживой природы, невозможно без соответствующей базы: в группах должны быть оборудованы уголки экспериментатора, мини-лаборатории, работать факультативы юных ученых исследователей.
К числу предметов, необходимых для организации познавательно-исследовательской работы в ДОУ, относятся:
оборудование и инструментарий: микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
Функциональные разнофактурные материалы: мыло, пищевые красители, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса, желуди, шишки, семена, спилы дерева, пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки.
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Исследовательский компонент можно уверенно включать в комплекс НОД, организовывая занятия различного уровня сложности.
Детям среднего дошкольного возраста будет интересно провести классификацию разных предметов (игра-экспериментирование «Бюро находок»), расширять знания о культурных растениях и способах их выращивания («Веселый огород»). Дети в рамках различных форм организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ изучают природные явления, в том числе стихийные, правила личной безопасности, расширяют знания о мире животных и растений [10,c.19].
Важной частью исследовательских практик в группе рекомендуется сделать коллекционирование — древнейшие увлечение, способствующие развитию внимательности, систематичности, усидчивости, любознательности. Во время собирания и последующей классификации предметов по коллекциям дети расширяют представления о видовом разнообразии рукотворных и природных предметов, учатся выстраивать родовидовые взаимосвязи. Уровень заинтересованности дошкольников в коллекционировании во многом зависит от умения воспитателя подобрать материал, который может быть: фактическим (листья, сухоцветы, образцы минералов); образным (карточки растений, животных). К коллекционированию, проведению опытов целесообразно привлекать родителей, организуя совместные формы экспериментаторской активности.
При условии консолидации усилий легко обеспечить реализацию природной любознательности дошкольников, научить их ставить вопросы и самостоятельно искать ответы, сравнивать, исследовать, объяснять свою позицию, фантазировать, расти самостоятельными и инициативными.
1.3. Роль познавательно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста
В исследованиях последних лет раскрывается значимость организации исследовательской деятельности для познавательного развития детей дошкольного возраста, так как она обеспечивает максимальную активность детей в самостоятельном процессе познания, использование интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка (М.Н. Емельянова, А.И. Савенков, М.А. Арсенова, М.А. Виноградова) [16,c.82].
В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний: знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач; знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. Система знаний включает две зоны — зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.
Исходя из анализа программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в обобщенном виде задачи познавательного развития можно представить следующим образом: формировать готовность и способность ребенка исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним; развивать у детей собственный познавательный опыт и умение отображать знания в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей); развивать инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
Под исследовательской деятельностью – понимается активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разно-образных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания.
Исследовательская деятельность выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.
В то же время в отечественной психолого-педагогической науке сильна традиция использования термина «ориентировочная (ориентировочно-исследовательская) деятельность» (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н. Короткова и др.) [34,c.25].
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности дошкольников: поисково-исследовательская, экспериментирование, проектирование, творческая и другие, осуществляемые в практике дошкольной организации.
Мотивационной основой исследовательской деятельности является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях.
М.Н. Емельянова отмечает, что в соответствии с законом поэлементного усвоения нового и сложного содержания опыт исследовательской деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно [41,c.29].
На первом уровне от детей требуется наименьшая самостоятельность. Здесь педагог сам ставит проблему и намечает основные вехи для ее решения, включая детей лишь в отдельные звенья рассуждения, приводящего к определению искомого. Поставив проблему, педагог дает детям возможность самим попытаться решить ее на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что для достижения цели их явно не достает. Педагог сознательно заостряет конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию.
По мере накопления исходных знаний степень самостоятельности поисков решения должна нарастать. На втором уровне педагог только ставит проблему, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). Педагог лишь, в крайнем случае, если дети в рассуждениях зашли в тупик, оказывает им минимальную помощь.
Переход от более низкого уровня исследовательской деятельности к более высокому основывается на принципе сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей и большей самостоятельности. (М.Н. Емельянова) [41,c.40].
Н.Н. Поддьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста [31,c.78].
Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Система дошкольного воспитания накопила много таких приемов, которые используются при обучении детей экспериментированию: дробление одной процедуры на несколько мелких действий поручаемых разным ребятам; совместная работа воспитателя и детей; помощь воспитателя детям; комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой; намеренная ошибка воспитателя; выполнение неверных рекомендации детей, что дает им возможность заметить свои ошибки.
Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а также одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно.
Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сделать из пустой коробочки?»).
Эффективным приемом эколого-познавательного развития дошкольников выступает привлечение детей к коллекционированию (классификации). В общем сговоре определяют виды коллекций, которые планируют создавать. Собирают реальные предметы неживой природы и растительного мира (камни, ракушки, гербарий, перья). Заводят классификационную таблицу с родовыми названиями коллекционируемых объектов. В нее, в зависимости от возраста детей, вносят замещающую картинку, схематичное изображение или ярлычок с названием каждого нового экспоната (Н.В. Иванова) [37,c.75].
Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах среднего дошкольного возраста рекомендуется создавать соответствующую развивающая среду, включающая в себя следующие микроблоки: лаборатория «Почемучка» (материалы для исследования, лабораторная посуда, приборы: микроскоп, лупа, песочные часы и т.д.); познавательная игротека (дидактические игры разной направленности); информационная копилка (карточки-вопросы с условными символами, фотографии, подборки иллюстраций и открыток и пр.); уголок «Знайки» (познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальные предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио и видеокассеты и т.д.); центр преобразования «Мастерилка» (природный и бросовый материал, оборудование и материал для ручного труда) (Н. Короткова, Е.А. Лобанова) [35,c.90].
