В соответствии с выявленными особенн остями мы опира емся на воспи тание умственно отст алых учеников н а правильную, адекв атную самооценку, крит ику. Индивидуальны е задания дет ям даются так им образом что бы показа ть им степ ень их способ ностей на опр еделенном эта пе обучения, поэт ому может бы ть полез на методика с разной степ енью сложности. Ребе нок постепенно начи нает видеть чт о он мож ет сделать самосто ятельно, и чт о ему н е под си лу. Совместная раб ота учителя и воспитателя необх одима для правил ьного осуществления профессио нального консультирования учащ ихся. Необходимо сплани ровать эту совме стную работу так им образом, что бы учащиеся специа льной (коррекционной) шко лы научились бол ее реалистично предст авлять свои возмож ности в буду щей трудовой деятел ьности, не вызы вая, однако, в них чувс тво крайней огранич енности их способ ностей.
Здесь нуж ен индивидуальный п одход и большая чутк ость учителя. Зна ние преподавателем трудо вого обучения особен ностей самооценки и уровня притя заний умственно отст алых школьников повы сит эффективность учеб ных занятий, буд ет способствовать успеш ному развитию коррек ционно-воспитательных зад ач, стоящих пер ед адаптивной шко лой.
Отдельным эта пом профориентацион ной программы явля ется работа учит еля трудового обуч ения с родит елями. Тесное сотрудн ичество таких социа льных институтов, ка к семья и школа, мож ет дать бол ее успешные резул ьтаты трудового устро йства воспитанников. Одн ако, если шко ла интернатного ти па особое знач ение приобретает разра ботка консультационной сист емы для обучаю щихся с умств енной отсталостью.
Важную ро ль в органи зации профориентац ионной работы игр ает уголок профори ентации в каби нете трудового обуч ения. Создание уго лка облегчает накоп ление и система тизацию материал ов по профори ентации, которые мог ут быть исполь зованы любым педа гогом шко лы. Уголок оформл яется стендами, витри нами, альбомами, маке тами оборудования и т. д. К оформ лению и обнов лению уголка след ует привлекать школь ников, что буд ет являться дополни тельным стимулом дл я развития профессио нального интереса.
Раб ота по професси ональной ориентации н е прекращается с окончанием уро ков — ею дол жна быть напол нена каждая мин ута проведенного в школе врем ени. Организацион ные формы профессио нального консультирования учащ ихся во внекла ссной работе разл ичны:праздники, веч ера, утренники, встр ечи, беседы, труд овые сборы, экску рсии, конкурсы, выст авки, игры, внекла ссное чтение, оформ ление стендов и альбомов, кружк овые занятия.
Осно вой профориентации учащ ихся в специа льной (коррекционной) шко ле для обучаю щихся с умств енной отсталостью явля етсявоспитательная раб ота в гру ппе. Главная зад ача заключается в том, что бы организовать акти вную и разнооб разную деятельность учащ ихся, связанную с их подгот овкой к выб ору профессии. Пр и подготовке люб ого мероприятия важ но добиться, что бы школьники бы ли не про сто зрителями и слушателями, а активными участн иками. Воспитательное воздей ствие мероприятия буд ет непосредственно зави сеть от органи зации деятельности учащ ихся, начиная с подготовительного пери ода. Возможности дл я привлечения учащ ихся к подго товке профориентационных меропр иятий имеются все гда.
При планир овании внекла ссной работы в сфере профори ентации необходимо учиты вать содержа ние профориентации в образовательном проц ессе. Это помо жет избежать дубл ирования, напр имер, на экску рсиях. Во вре мя экскурсий важ но обратить вним ание детей к доступным и м профессиям, раскр ывая не тол ько общественную значи мость, но и их интеллек туальное содержание. Напр имер, оценивая тр уд уборщицы, обы чно отмечается ег о необходимость (выти рает пыль, подме тает, моет). Н о учащиеся дол жны убедиться в том, чт о уборщица дол жна знать санит арно-гигиенические требо вания к помещ ениям, их подго товке к летн ему и зимн ему периодам, уст ройство быто вых приборов (пыле соса) и прав ила их эксплу атации, особенности и средства ухо да за стен ами и пол ом в зависи мости от и х покрытия, прав ила ухода з а мебелью и т. д.
Обеспечению эмоцион ального уровня деятел ьности учеников в процессе профориен тационной работы способ ствуютигры, кото рые зависят о т возраста и подготовленности дет ей. Например, дет ям предлагается назв ать инструменты, кото рыми пользуются сто ляр, слесарь, сапо жник, или наоб орот — профессию работ ника, которому нуж ны определенные инстру менты. Расширение опы та детей позво ляет использовать и другие иг ры.
Выста вки и конк урсы профессионального масте рства являются хоро шим средством обуч ения школьников. Он и проводятся в составе уче бно-трудовой гру ппы, между учащи мися учебно-труд овых групп одн ого профиля сво ей или раз ных школ, меж ду учащимися разли чных профилей. Це ль соревнований заключ ается не тол ько в опреде лении знаний и способностей учащ ихся, но и выявление луч ших из ни х, но и в образова тельном воздействии. Участ ники конкурса извещ аются о не м заранее, готов ятся показать се бя с луч шей стороны, стара ются не подв ести товарищей и учителей в школе.
Учит ывая, что умств енно отсталые уча щиеся стар ших классов прояв ляют интерес к тем усло виям работы, в которых он и будут наход иться после оконч ания школы, професси ональная подготовка дол жна быть максим ально приближена к естественным усло виям труда н а производстве п о содержанию и форме.
Имее тся в ви ду не тол ько наличие соответс твующего оборудования, н о и производ ственный режим, отнош ения. Производительный тр уд позво ляет решить множе ство задач, направ ленных на подго товку учащихся к жизни и труду. Тол ько в усло виях, близких к производственным, мож но выработать качест венные и скоро стные показатели.
В о время производи тельного труда школь ники ощущают т у трудовую нагр узку, которую име ют взрослые рабо чие, на сво ем опыте он и убеждаются в пользе пооперац ионного разделения тру да. Отношения, в которые учащ иеся вступают в о время раб оты, дают возмож ность лучше опред елить личные каче ства каждого подро стка, что позво ляет более целенапр авленно влиять н а развитие так их качеств, ка к трудолюбие, ответств енность за выпол нение порученных др уг другу зад ач, взаимопомощь и гордость з а свою профе ссию. Лучше все го, чтобы производ ственная практика осущест влялась в професси ональных училищах — н а предприятиях, в условиях реал ьной работы. Необх одимо продлить ср ок производственной прак тики и прово дить ее н а будущих мес тах работ ы, что позв олит школьным работ никам ориентировать производ ственные коллективы н а правильный под ход к вып ускникам адапт ивных школ, и помочь и м созд ать благоприятный дл я них производ ственный микрокл имат. В свя зи с эт им ученикам дол жны обеспечить рабо чие места, н а которых по д руководством опыт ных мастеров буд ет осуществляться знако мство с профе ссией.
Профессио нальная ориентация н а рабочи е профессии должна проводиться школами и учреждениями профессионального обучения совместно. Только такая совместная работа позволит эффективно формировать у школьников с умственной отсталостью профессиональные представления, которые являются основной предпосылкой формирования профессиональной направленности.
3.2. Анализ эффективности профориентационной работы с умственно отсталыми учащимися
Для того, чтобы оценить эффективность работы по программе профориентации нами было повторно проведено исследование, которое включало в себя те же задания, что и на момент констатирующего этапа эксперимента.
Обрабатывая результаты анкетирования, мы обнаружили следующие результаты, которые представлены в Таблице 5.
Таблица 5 — Результаты анкетирования обучающихся на контрольном этапе
Обрабатывая результаты анкеты, мы увидели, что обучающиеся, которые не хотел продолжать свое обучение, либо не могли определиться с выбором, после проделанной нами работы уменьшилось. Полного «исчезновения», нам достичь не удалось, однако, такой результат вселяет уверенность, что при планомерной и систематической работы в выпускных классах такие обучающиеся вовсе «исчезнут». Отвечая на вопрос «Для чего нужна профессия человеку?» на момент констатирующего эксперимента Ренат С. и Максим Л. Отвечали, что профессия человеку вовсе нужна проведя повторное исследование на этапе контрольного эксперимента мы можем отметить, что ребята теперь отвечают на этот вопрос по другому, а именно «Что заниматься любимым делом». При выборе своей профессиональной деятельности школьники отдают предпочтение помощи взрослого при профессиональном самоопределении, хотя и количество самостоятельных выборов так же повысилось. Как мы помним во 2 главе нашего исследования, мотивом к труду для школьников служила материальная составляющая труда, можно сказать, что на данный момент произошла переоценка ценностей. Теперь при выборе профессии учащиеся руководствуются своими интересами и возможностями.
После окончания анкетирования, мы снова предложили школьникам выполнить задание на тему «Профессиональная ориентация на профессии, доступной его статусу». Мы та к же предос тавили им опор ные слова, н о на эт от раз, расш ирив «диапазон» профе ссий, поскольку с о школьниками бы ла проведена боль шая по сво ему содержанию профориен тационная работа. Резул ьтаты выполненного зада ния мы офор мили в Табл ице 6.
Как м ы видим, колич ество обучающихся адекв атно оценивающих св ои силы и возможности, выби рая те профе ссии, которым и х обучают в школе возр осло. Сравнительный ана лиз результатов констати рующего и контро льного экспериментов предст авлен на Рису нке 1.
Рисунок 1 — Сравнит ельный анализ резуль татов констатирующего и контрольного экспери ментов по те ме «Профессиональная ориен тация на профе ссии, доступной ег о статусу»
Органи зация работы в кружках, позво лила нам доби ться включения обучаю щихся в ситу ации общения «ка к на произв одстве», что п о — нашему мне нию, должно бы ло повлиять н а формирование осн ов профессионального обще ния, т.к. словарный зап ас обучающихся расши рялся профессиональной термино логией. Результаты выпол нения задания н а контрольном эта пе представлены в Таблице 7.
Оценивания резул ьтаты проведенной раб оты, можно сдел ать вывод о том, чт о количество воспита нников, знающих осн овы производственных отнош ений повысилось. Эт о можно отобр азить на Рису нке 2, сравнив с результатами констати рующего эксперимента.
Рису нок 2 — Сравнительный ана лиз результатов констати рующего и контро льного экспериментов п о теме «Опреде ление знания осн ов производственных отнош ений»
Включение обучаю щихся с умств енной отсталостью в небольшие гру ппы и подгр уппы позволило на м сплотить детс кий коллектив. Обще ние во внеур очное время приоб рело дружеский хара ктер, во вре мя выполнения труд овых поручений и хозяйственно-быто вых дел, обща лись между соб ой, используя сти ль общения наиб олее подходящий дл я той ил и иной ситу ации. Поскольку сло жно было отсле дить в проц ессе дня обще ние воспитанников меж ду собой, м ы как и в пер вый раз, организ овывали проблемные ситу ации, которые школь никам нужно бы ло решить Резул ьтаты наблюдения предст авлены в Табл ице 8.
Сравнит ельный анализ пока зал нам, чт о количество обучаю щихся знающих осно вные стили обще ния повысилось н а 5%, по сравн ению с констат ирующим этапом экспер имента. Графически резул ьтаты работы отобр ажены на Рису нке 3.
Рисунок 3 — Сравнит ельный анализ резуль татов наблюдения констати рующего и контро льного экспериментов
Сопос тавив результаты раб оты, с ран ее полученными резуль татами, можно сдел ать выводы о том, чт о обучающиеся ста ли прислушиваться к мнению педаг огов, мотивом к профессионально-труд овой деятельности дл я них ст ал интерес к профессии, так же, обучающиеся специа льных (коррекционных) шк ол осознали важн ость дальнейшего профессио нального обучения.
Раб ота по прогр амме профориентации, позво лила умственно отст алым обучающимся п о-новому взгля нуть на св ои способности к той ил и иной профе ссии, благодаря это му, дети бол ее критично нач али оценивать св ои возможности.
Так им образом, м ы можем констат ировать, что уча щиеся с интеллектуальными наруше ниями после прове дения профориентации проя вили более выраж енные профессиональные инте ресы, стали бол ее критичными и четкими в определении приори тетных областей сво ей профессиональной и трудовой деятел ьности, их професси ональные интересы в отношении буду щей профессиональной деятел ьности стали бол ее четкими.
Одн ако так ж е следует отме тить, что с частью воспита нников нам та к и н е удалось дост ичь планируемых резуль татов. Поэтому профорине тационную работу, с умственно отста лыми обучающимися след ует начинать прово дить как мож но раньше, рабо чая система выстро енная нами да ла результаты в короткий пер иод времени, дл я получения бол ее высоких резуль татов от педаг огов школы, требу ется длительная и планомерная раб ота.
3.3 Методические рекоме ндации по органи зации профориентационной раб оты с умств енно отсталыми школьн иками
Одн им из приори тетных направлений обучения дет ей с интеллект уальными нарушениями в развитии явля ется предоставление и м реальной возмож ности получить труд овую подготовку. Дл я большинства выпуск ников с интеллект уальными нарушениями тол ько трудовое обуч ение, направленное н а профессиональную подго товку, коррекцию и компенсацию и х умственного и физического разв ития обеспечивает возмож ность будущего трудоуст ройства и социал изации в соврем енном обществе.
Профори ентация является непрер ывным процессом и проводится намер енно в люб ом возрасте. Професси ональное образование в школе н е только знак омит детей с профессиями, н о и форми рует их отнош ение к выб ору профессии и устойчивым интер есам к тру ду. Вот важ ная система обуч ения, которой буд ет соответствовать вс я программа раб оты с дет ьми с огранич енными возможностями.
Н а уроках трудо вого обучения целенапр авленная работа п о профориент ации учащихся начин ается в начал ьной школе.
Хо тя ученик вс е еще дал ек от размыш лений о выб оре профессии, о н все ещ е не мож ет воспринимать и полностью пони мать информацию профессио нального характера, ег о желания и мечты оче нь нестабильны, н о в эт ом возрасте о н является осно вой для самоопре деления будущей профе ссии. Многое и з того, чт о ученик полу чает в шко ле в 1-4 клас сах, запомнится н а всю жиз нь.
С перв ого класса, с первого уро ка по тру ду необходимо заинтер есовать детей иде ей работы, жела нием стать работ ающим. В эт их классах дол жна быть созд ана база, н а основе кото рой в послед ующие годы буд ут развиваться инте ресы и склон ности к профе ссиям материального произв одства. Ког да учащиеся 1–4 клас сов работают с бумагой, п ластилином, карт оном и тка нью, можно познак омить их с такими профес сиями, как слес арь, жестянщик, полиграфист, порт ниха, вышивальщик и т.д.
В 5-9 клас сах учитель трудо вого обучения раскр ывает содержание тру да по профе ссиям изучаемых вид ов обработки матер иалов, о предм етах, деталях, инстру ментах, о выпуск аемой продукции, о значении конкр етных профессий в общественном произв одстве.
Профессиональное обуч ение в шко ле на уро ках трудового обуч ения – это н е только знако мство детей с профессиями, н о и формир ование у ни х установок н а выбор профе ссии и устой чивых профессиональных интер есов к тру ду.
Основные рекоме ндации по органи зации профориентационной раб оты:
- индивидуальные и групповые профориен тационные беседы, дисп уты;
- консультирование п о выбору проф иля обучения (индивид уальное, групповое), анкетир ование учащихся п о вопросу и х самоопределения в профессии;
- посещ ение Дней откр ытых дверей в учреждениях начал ьного и среднегопрофе ссионального образования;
- темати ческие и компле ксные экскурсии учащ ихся на предпр иятия, в учебные завед ения;
- встречи с работниками предпр иятий, учреждений профессио нального образования;
- встр ечи с выпуск никами школы, обучаю щимися в учрежд ениях среднего профессио нального образования;
- творч еские конкурсы учащ ихся школы, органи зация выставок детски хработ, поощрение акти вных участников меропр иятий и выст авок;
- организация и проведение внекла ссных мероприятий, направ ленных на формирование уме ний и навы ков трудовой деятел ьности (неделя трудо вого обучения, темати ческие классные ча сы и т.д.);
- общест венно полезный тр уд, бытовой тр уд, самообслуживание, учебны йтруд;
- собрания п о профессиональному самоопре делению учащихся;
- вовле чение родителей, владе ющих рабочими профес сиями, в профориен тационную работу.
Профор иентационная раб ота с дет ьми с интеллект уальными нарушениями име ет большое своеоб разие в си лу особенностей умстве нного и физиче ского развития учащ ихся. Учащиеся с умственной отстал остью не име ют четкой жизне нной позиции, уме ние оценивать св ои способности в выборе профе ссии сформировано недост аточно хорошо.
Нали чие отклонений в умственном разв итии отражается в том фак те, что выб ор профессии дл я учащихся с умственными наруше ниями, а так же для дру гих детей с нарушениями р азвития огранич ивается число досту пных им специал ьностей. Поэтому осно вным направлением профори ентации является подде ржка интересов и склонностей к рекомендуемым вид ам работы с учетом по тенциальных способ ностей учащихся, реали зация которых обеспеч ивается корректирующим харак тером обучения.
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛА ВЕ
Обобщая вышеска занное, мы мож ем подчеркнуть, чт о после прове дения профориентационной раб оты при выб оре профессии учащ иеся стали руководст воваться своими интер есами и возможн остями, а некот орые учащиеся пока зали более выраж енные интересы к профессиям.
Професси ональное обучение и воспитание в коррекционной шко ле способствуют формир ованию у учащ ихся основных професси ональных навыков и пониманию потреб ности в раб оте, предоставляя реше ния для ря да задач: формир ование трудовых навы ков, навыков и тех лично стных качеств, кото рые позволяют выпуск никам школы успе шно участвовать в продуктивной раб оте в и х будущей самостоя тельной жизни. Тщате льно организованная раб ота в сфе ре профориентации и трудового обуч ения во внеур очной деятельности способ ствует правильному профессио нальному определению и успешной социал изации учащихся с умственной отстал остью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном ми ре существует боль шая проблема в выборе профе ссии обучающихся c умств енной отсталостью. В силу психофиз ических особенностей, обучаю щимся с умств енной отсталостью (интеллект уальными нарушениями) оче нь сложно ориентир оваться в усло виях современного рын ка трудa, поэт ому встает воп рос об актуал ьности этой проб лемы.
Целью выпус кной квалификационной раб оты является изуч ение процесса формир ования элементов профориенти рованности в хо де трудового воспи тания обучающихся с умственной отстал остью.
Анализ психо лого-педагогической литер атуры показал, чт о для умств енно отсталых обучаю щихся характерна пониж енная работоспособность, быст рая утомляемость, слаб ость волевых уси лий, отсутствие уме ния преодолевать трудн ости и исполь зовать свои физич еские ресурсы.
Дл я повышения професси ональной устойчивости учащихся в специальных (коррекц ионных) учебных завед ениях необходимо, в о-первых, улуч шить с ни ми воспитательную раб оту на произв одстве и, в о-вторых, улуч шить профориентацию.
Пр и анализе провед ённой диагностики бы ло выявлено, чт о некоторые обучаю щихся специальной (коррекц ионной) образовательной органи зации сталкиваются с незначительными трудно стями в професси ональном самоопределении так ими как: затруд нения в выб оре профессии, учеб ного заведения, неадек ватное оценивание сво их возможностей, н о после прове дения программы профориен тационной работы с обучающимися с умственной отстал остью в стар ших классах шко лы они значит ельно лучше ориенти руются в предло женных им зада ниях. Но больши нство испытуемых адекв атно оценивают св ои силы и возможности, н е имеют завыш енной самооценки. Мно гие из ни х строят опреде ленные планы н а будущее, положи тельно, адекватно оцени вают свои возмож ности в выбир аемой ими профе ссии. На эт ом этапе осо бую важность приобр етает профессиональная консул ьтация и индивид уальный подход с о стороны учит еля труда. Заня тия по трудо вому обучению способ ствуют выработке прави льной самооценки и определяют, в известной ме ре, уровень притя заний умственно отст алых обучающихся.
Дл я оптимизации профориен тационной деятельности обучаю щихся с умств енной отсталостью (интеллект уальными нарушениями), дл я повышения уро вня их профессио нального самоопределения, бы ла составлена прогр амма работы п о профориентации обучаю щихся с умств енной отсталостью (интеллект уальными нарушениями) в старших клас сах школы, кото рая включает в себя тр и этапа: ци кл бесед (клас сных часов) с обучающимися н а предмет и х профориентации, прове дение с обучаю щимися серии коррекц ионных профориентационных иг р, цикл раб оты с родит елями.
В проц ессе проведения прогр аммы профориентационной раб оты с обучаю щимися с умств енной отсталостью в старших клас сах школы, м ы видим, чт о к выб ору профессий обучаю щиеся подходят адекв атно, выбирая профе ссии, соответствующие и х возможностям, кото рые они смо гут получить. Обучаю щиеся реально оцени вают свои возмож ности в выб оре профессии. Жела ния обучающихся соответ ствуют их сил ам и возмож ностям. Обучающиеся, участв ующие в экспер именте, умеют рабо тать в колле ктиве. Обучающиеся выби рали такие профе ссии, которые и х интересуют и которым, он и в дальн ейшем смогут обучи ться. Таким обра зом, профессии, кото рые обучающиеся хот ят приобрести соответ ствуют профессиям, кото рые они мог ут приобрести.
Пос ле проведенной прогр аммы профориентационной раб оты с обучаю щимися с умств енной отсталостью в старших клас сах школы м ы видим, чт о понимание обучаю щимися правильность и осознанность выб ора профессии значит ельно увеличилось. Обучаю щиеся лучше ста ли ориентироваться в профессиях и уже у большинства измен илось мнение о том, дл я чего нуж на профессия. Н а данном эта пе нужно продо лжить работу п о углублению зна ний обучающихся о профессиях дл я того, чт о бы обучаю щимся было лег че ориентироваться в профессиях и в соци уме.
Исходя и з профориентационной раб оты с обучаю щимися с умств енной отсталостью в старших клас сах школы мож но дать неско лько рекомендаций педаг огам специальной (коррекц ионной) образовательной органи зации:
- Строить раб оту, основываясь н а знании возра стных и психолог ических особенностей обучаю щихся, демонстрировать инте рес к ег о личностным проявл ениям.
- Проявлять высо кий уровень самоко нтроля и рефле ксии.
- Демонстрировать внимат ельное отношение к обучающимся, ориентир оваться на совме стную деятельность, сотрудн ичество.
- Постоянно созда вать ситуации усп еха, поощрять обучаю щихся, оценивая оптимис тически.
- Учитывать базо вые потребности обучаю щихся (защищённость, принадл ежность к гру ппе, признание, самореа лизацию).
- Ориентируйтесь н а полное доброжел ательное взаимодействие с родителями обучаю щихся, другими педаг огами, преследуя еди ную цель.
В процессе прове дения эксперимента осно вная цель бы ла достигнута, т.е. бы ли изучены професси ональные предпочтения у обучающихся 9-г о класса специа льной (коррекционной) образова тельной организации, чт о позволило сдел ать следующий выв од: неадекватность професси ональных предпочтений те м существеннее, че м больше наруш ение познавательной и эмоционально-воле вой сферы. И з этого след ует, что прове дение направленных профориен тационных занятий, меропр иятий способствуют бол ее адекватному самоопре делению умственно отст алых обучающихся.
Так им образом, м ы можем подв ести итоги квалифик ационной работы. Ана лиз методов и программ професси ональной ориентации учащ ихся с умстве нными недостатками в старшей шко ле показывает, чт о цель квалифик ационной работы дости гнута, все зад ачи полностью реш ены. Специальная (коррект ирующая) образовательная органи зация хорошо пров одит работу п о профориентации. Уча щиеся специа льной коррекционной шк олы гот овы к самостоя тельной работе, прави льно оценивать св ои возможности и сильные стороны, знают и любят работать, они много знают о профессиях, которые им подходят из-за их психофизических расстройств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агавелян, О.К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы / О.К. Агавелян // Дефектология. — 1974. — № 1.С. 62-67.
- Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. — М.: «Академия», — 2000. 160 с.
- Ананьева, Т.В. Мой профессиональный выбор: графическая беседа/ Т.В. Ананьева/ /Школьный психолог — 2009. № 5. С. 16-17.
- Акимова, О.И. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — №2. [Электронный ресурс] URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ob- osobennostyah-professionalnogo-samoopredeleniya-vypusknikov- spetsialnyh-korrektsionnyh-shkol-viii-vida.
- Афанасьева, Р.А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Наука и школа. — 2015. — №6. [Электронный ресурс]
- URL:http://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-s-detmi-i-podrostkami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zhiznedeyatelnosti
- Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. М.: Издательство «Ось – 89», 1998 — 224с.
- Бобровская, Л.Н. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. Серия «Профильная школа»/Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. М.: «Глобус», 2007 — 89 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. М.: Издательство «Академия», 2005 — 290 с.
- Бобровская, П.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»/ П.Н. Бобровская. М.: Глобус, 2007. 80 с.
- Большая энциклопедия психологических тестов. М.: «Эксмо» — 2007. 416 с.
- Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с.
- Бондарь, В.И. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду / В.И. Бондарь, И.Г. Еременко // Дефектология. — 1990. — № 3. — С. 36-42.
- Васенков, Г.В. Педагогические аспекты становления профессионально — трудового обучения умственно отсталых школьников/ Г.В. Васенков// Коррекционная педагогика. №1 (25), 2008. С. 13-23.
- Васенков, Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников/Г.В. Васенков//Автореф. дисс. доктора пед.н. М.,2006. 25 с.
- Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / В.В. Воронкова. – Москва: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
- Выготский, Л.С. Полн.собр.соч. В 6 т. / Л.С. Выготский. М.: Советская литература, 1983.
- Гладкая, И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки / И.В. Гладкая. СПб.: КАРО, 2006. 234 с.
- Гринина Е.С. Возрастная динамика развития внимания у школьников с умственной отсталостью // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 2. С. 44-49.
- Даутова, О. Б. Психолого — педагогические основы выбора профиля обучения: учебно-метод. пособие/ О.Б. Даутова. М.: Каро, 2006. 112 с.
- Дуброва, Т.И. Вариативные программы подготовки к профессионально — трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта/Т.И. Дуброва// Коррекционная педагогика. № 5(35). 2009. С. 46-51.
- Диагностика профессионального самоопределения: учеб.- метод. пособие / сост.Я.С. Сунцова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2009. — 112 с.
- Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. – Москва: Просвещение, 1969. – 216 с.
- Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей/ С.Д. Забрамная. М.: 2006. 345 с.
- Зубкова, О.В. Неделя профессий в школе/ О.В. Зубкова// Школьный психолог. 2009. № 15. С. 24-27.
- Климов, Е. Л. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Е. Л. Климов. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 509с.
- Копылова, Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида /Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина//Дефектология. 2006. №5. С. 75-78.
- Кузин, Ф.А. Культура делового общения/Ф. А. Кузин//Школьный психолог. 2009. №2. С. 24-27.
- Новак, М.Д. Профориентационная методика «РАДИ»/М.Д. Новак //Школьный психолог.2010. №19. С. 40-41.
- Леонтьев, А.Н. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / А. Н. Леонтьев, Е.Н. Шалобанова//Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.
- Лопатина, А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах/А. А. Лопатина. Русь, 2005. 352 с.
- Макарова, Л.Н. Технологии профессионального творческого саморазвития учащихся/Л. Н. Макарова. М.: ТЦ Сфера, 2007. 92 с.
- Макеева, Т.Г. Тестируем детей: пособие для педагогов/Т.Г. Макеева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 352 с.
- Матвеева, Н.Б. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида/Н.Б. Матвеева, Е.С. Погостина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.: 2004. No3. С. 47-54.
- Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. А. Бродского. СПб.: 2007. 109 с.
- Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении /С.Л. Мирский. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Муравьёва, Е.В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников/Е.В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. М.: 2009. № 5(35). С. 75-80.
- Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана — Граф, 2006. 368 с.
- Основы специальной психологии: учебное пособие / А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В.Шипова; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. С. 335.
- Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников / Т.Л. Павлова. М.: Прогресс, 2005. 145 с.
- Попов, Ю.И. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью / Ю.И. Попов, И.М. Бгажнокова // Дефектология. — 1995. — № 1. – С. 46- 54.
- Потапов, Т. В. Беседы о профессиях/Т. В. Потапов. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н. С. Пряжников. Воронеж: НПО Модэк, 1996. 264 с.
- Резапкина, Г.В. Профессия и карьера/ Г.В.Резапкина// Школьный психолог. 2009. No2. С. 17-31.
- Резапкина, Г.В. Акцентуация и выбор профессии / Г.В.Резапкина// Школьный психолог.2010. № 20. С. 25-32.
- Серов, П.Н. Модель профессиональной подготовки учеников в школы VIII вида/П.Н. Серов// Дефектология. 2006. № 4. С.46-49.
- Социальная адаптация выпускников школ-интернатов / под ред. И. Ю. Левченко. М.: Просвещение, 2003. 168 с.
- Специальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Автор-составитель Е.С. Гринина. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 127с.
- Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 212с.
- Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации / О. В. Трошин, Е. В. Жулина, В. А. Кудрявцев. М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007. 384 с.
- Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / под ред. Ю. А. Блинкова, С. А. Игнатьева, Н. К. Горшунова.М.:2002. 304 с.
- Щедровицкий, П. Г.Педагогика и логика / П. Г.Щедровицкий, В.М. Розина, Н.Г. Алексеева, Н.Непомнящая. М.: Издательский дом «Касталь», 1993. 416 с.
- Яковенко, М. И. Трудоустройство выпускников вспомогательной школы / М.И. Яковенко // Дефектология. — 1971. — №1.С. 37-39
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. — Академический проект Фонд «Мир», 2006.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — МПСИ, 2008.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф