2.3. Анализ показателей с использованием выплат стимулирующего характера
Для стимулирования труда на предприятиях широко используются различные системы премирования и вознаграждения. Премия, являясь составной частью заработной платы, позволяет наиболее полно использовать принцип личной и коллективной материальной заинтересованности.
Премии выплачиваются за обеспечение рентабельности работы предприятия, за высокие достижения в труде, улучшение качества выполняемых работ, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции (работ) и другие конечные результаты хозяйственной деятельности.
Работники железнодорожного транспорта премируются из фонда оплаты труда и фонда потребления. Премии выплачиваются в соответствии с положением, разрабатываемом на предприятии. Положение содержит показатели и условия премирования, размеры премий, круг премируемых работников, периодичность и источник премирования.
В рассматриваемом локомотивном депо премирование руководителей, специалистов и служащих производится за выполнение следующих показателей: выполнение установленных норм содержания неисправных локомотивов; не превышение плана эксплуатационных расходов; выполнение задания по производительности труда; улучшение состояния с обеспечением безопасности движения к аналогичному периоду прошлого года; выполнение задания по изысканию денежных средств. При выполнении этих показателей размер премии достигал в 2012-2014 году 70%, что является хорошим стимулом для их выполнения.
При премировании слесарей, занятых на ремонте подвижного состава учитывается выполнение следующих показателей: за своевременное выполнение месячной программы ремонта локомотивов; за высокое качество ремонта, гарантирующее пробег локомотивов, до первого планового ремонта без захода на межпоездной ремонт; за выполнение установленной среднемесячной нормы простоя в ремонте. Достижение этих показателей гарантирует выплату премии в размере 60%.
Размер премии определяется положением о премировании и начисляется на тарифную ставку с учётом доплат за условия труда, работу в ночное время, класс квалификации, профессиональное мастерство, руководство бригадой, совмещение профессий и должностей.
В целях повышения безопасности движения с использованием материального стимулирования предусматривается для отдельных категорий работников, занятых в основной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, выплата единовременного вознаграждения за безаварийную работу в течение года. Обязательным условием выплаты вознаграждения, общим для работников всех профессий и должностей, является отсутствие в течение календарного года нарушений безопасности движения, происшедших по вине данного работника. Единовременное вознаграждение за безаварийную работу в течение года устанавливается в размере месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки). Размеры должностных окладов и часовых тарифных ставок определяются по декабрю того года, за который выплачивается вознаграждение. Единовременное вознаграждение выплачивается в первом квартале следующего года.
работников депо.
Размер поощрения каждому работнику устанавливается руководством депо по согласованию с профкомом депо. Основанием для выплаты поощрения особо отличившимся работникам являются данные о выполнении заданий и представления руководителей цехов и отделений. Поощрение работников производится из фонда оплаты труда.
В ремонтном локомотивном депо в полном объеме используются следующие положения:
фонд мастер, личное клеймо качества, классность, профессиональное мастерство.
Фонд мастер
В целях повышения роли мастера ремонтного локомотивного депо в материальном стимулировании работников депо за обеспечение качества выполняемых работ, своевременное выполнение всех видов ремонта, рациональное использование материальных ресурсов и повышение эффективности работы введено положение о «Фонде мастера». Премирование осуществляется ежемесячно при обязательном выполнении планового задания. «Фонд мастер» формируется из средств на оплату труда, предусмотренных в бюджете затрат региональных дирекций и составляет не более 5% от установленного планового фонда заработной платы депо.
Премированию подлежат все работники, депо имеющие право на «Фонд мастер». При невыполнении условий начисления «Фонда мастера» за отчетный период работники депо не имеют права на использование фонда мастера за указанный период в последующие месяцы квартала. Не премируются работники, имеющие в отчетном месяце дисциплинарные взыскания, допустившие в отчетном месяце брак в работе, приведший к заходу локомотива на неплановый ремонт по причине неисправности устройств безопасности и средств радиосвязи, лишенные в отчетном месяце премии за основные результаты работы полностью или частично.
Размер премирования одного работника не должен превышать месячную тарифную ставку (должностной оклад) и не должен быть ниже 800 рублей с учетом выплат районных коэффициентов и надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. На вознаграждение может быть направлено до 10% от планового «Фонда мастера» по депо.
Премирование работников производится на основание приказа начальника ремонтного локомотивного депо с указанием по каждому работнику конкретной суммы. Выплата премии производится в следующем месяце.
Личное клеймо качества
В целях материальной заинтересованности работников в выполнении с надлежащей гарантии качества ремонта узлов и деталей устройств безопасности распределяется на работников следующих профессий:
- слесарь по ремонту подвижного состава
- слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания
- слесарь — электрик по ремонту электрооборудования
- слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике
- электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования
- электромеханик
Основным условием для получения работником права на «личное клеймо качества» являются выполнение в течение года следующих требований:
- выполнение работы в строгом соответствии с технической дисциплины,
- отсутствие нарушений трудовой и технической дисциплины,
- квалификационный разряд не ниже четвертого,
- соблюдение правил техники и пожаробезопасности,
- содержание рабочих мест, приспособлений и инструмента в культурном и исправном состоянии,
- отсутствие неплановых ремонтов , отказов, событий по вине работника,
- стаж работника на данном участке не менее 1 года,
- осуществление передачи практического опыта работникам бригады по качественному ремонту блоков и деталей устройств безопасности
для определения права работника получения «личного клейма качества» в ремонтном локомотивном депо создается комиссия, ее возглавляет начальник депо. Количество работников, которым может быть присвоено право работы с «личным клеймом качества», не должно превышать 5% от списочной численности работников, задействованных на ремонте устройств безопасности.
Приказом начальника ремонтного локомотивного депо работнику, получившему право работы с «личным клеймом качества» устанавливается ежемесячная доплата в размере 35% от часовой тарифной ставки. Выплата производится за фактически отработанное время, в месяце за отчетным. При выходе из строя блоков и деталей по вине работника, приказом начальника депо работник лишается права работы «личным клеймо качества» на два календарных года, при этом текущая премия не начисляется за месяц, в котором допущен брак.
Классность
Положение вводится в целях повышения моральной и материальной заинтересованности работников в выполнении плановых заданий, Повышении производительности труда на основе внедрения мероприятий по механизации трудоемких процессов, эффективности производства, улучшения качества ремонта тягового подвижного состава и закрепленного оборудования, повышении своей квалификации, организации воспитательной работы на производственных участках. Классные звания присваиваются работникам, достигшим наилучших результатов в работе. За добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей. Активное участие в наставничестве, применение передовых методов труда, высокой профессионализм и постоянное повышение уровня квалификации, при условии отсутствия крушений, аварий, иных событий, связанных с нарушением правил безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта, случаев производственного травматизма, произошедших по их вине подчиненных им работников, нарушение трудовой и производственной дисциплины. Работника обладающим высоким уровнем знаний и профессионального мастерства и имеющим высокие достижения в труде присваиваются следующие классные звания:
«Мастер I класса» и «Мастер II класса»,
«Слесарь по ремонту подвижного состава I класс»,
«Электромеханик I класса» и «Электромеханик II класса».
Классные звания присваиваются работникам начальником дирекции по ремонту подвижного состава – структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состав – филиала ОАО «РЖД» и согласовываются с начальником Дирекции.
Классные звания присваиваются на один год (с даты их присвоения) при условии соответствия работника в отчетном году индивидуальным критериям оценки профессионального мастерства:
- качество труда
- отсутствие нарушений, связанных с обеспечением безопасности движения, нарушений правил техники безопасности,
- отсутствия нарушений трудовой дисциплины
За классные звания выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу (месячной тарифной ставке) в размере 15% за классное звание «Мастер II класса» и «Электромеханик II класса», стаж работы в соответствующей должности не мене двух лет.
За классное звание «Мастер I класса» «Электромеханик I класса» и», « Слесарь по ремонту подвижного состава I класс», выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 25%, стаж работы не менее двух лет.
Надбавка к должностному окладу выплачивается за фактически отработанное время из фонда заработной платы депо предусмотренного бюджетом затрат. Надбавка сохраняются до конца календарного года за работником, начисление премий на указанные надбавки не производится.
Работники могут быть лишены классного звания за произошедшие нарушения по их вине.
Профессиональное мастерство
В целях стимулирования повышения профессионального мастерства рабочих, освоившим выполнение работ по смежным операциям и профессиям.
Надбавка за профессиональное мастерство устанавливается рабочим, имеющим третий разряд и выше, своевременно и стабильно обеспечивающим высокое качество выполняемых работ, освоивших новые профессии и смежные функции, не имеющих нарушений по технике безопасности, в работе браков, обеспечивающим безаварийную работу в течение года и успешно сдавшим экзамены на присвоение данной надбавки. Страж рабочего на железнодорожном транспорте, при присвоении надбавки с 3-го разряда и выше должен быть не менее двух лет.
Надбавка за профессиональное мастерство присваивается на один год приказом начальника депо после сдачи экзаменов аттестационной комиссии и устанавливается рабочим:
3 разряд – 12 процентов;
4 разряд — 16 процентов;
5 разряд – 20 процентов;
6 разряд и выше – до 24 процентов.
При выявлении случаев брака, неплановых ремонтов, отказов технических средств и приборов безопасности по вине работника, указанные надбавки за профессиональное мастерство работникам отменяются.
Надбавка за профессиональное мастерство выплачивается в пределах лимита по фонду оплаты труда.
Все виды премий и вознаграждений, о которых говорилось выше, способствуют заинтересованности работника в улучшении качества выполняемой им работы. Это является одним из стимулов для дальнейшего повышения производительности труда.
Глава 3 Пути повышения качества работы предприятия
3.1 Материальное стимулирование как фактор повышения качества работы локомотивного депо
Любая новая организационная форма производства утверждается, если обеспечивает более высокую по сравнению с предшествующей формой производительность труда. Соответственно возросший уровень производительности труда является критерием прогрессивности организационной формы и управленческих решений.
В экономической науке и практике под производительностью труда понимается эффективность производственной деятельности людей, выраженная соотношением затрат труда и количества произведенных материальных благ. Измеряется данный показатель количеством продукции в натуральном, денежном или ином (условном) выражении, произведенной одним работником за какой-то период (час, смену, год) или временем, затраченным на изготовление единицы продукции.
В производстве продукции транспорта участвуют два вида труда: живой, то есть труд, затрачиваемый работниками при осуществлении производственного процесса, и прошлый (овеществленный), то есть израсходованный для данного вида продукции в средствах производства (в сырье, материалах, топливе, электроэнергии, машинах, оборудовании) и так далее.
На производительность труда оказывают влияние такие факторы, как технический прогресс, фондовооруженность, объем капитальных вложений, качество рабочей силы и ее распределение, управление различными ресурсами и эффективность их размещения. Другими словами, производительность труда увеличивается по мере улучшения профессиональной подготовки, образования, здоровья работников и повышения их заинтересованности, по мере роста обеспеченности высокопроизводительными машинами и оборудованием, а также природными ресурсами, при лучшей организации и управлении производством.
Рост производительности труда происходит в результате того, что доля затрат живого труда уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается так, что общие затраты на производство продукции уменьшаются. Повышение производительности труда является объективным экономическим законом.
При анализе производительности труда необходимо учитывать всю сумму затрат живого и овеществленного труда. Существующие способы учета и расчетов позволяют определить с достаточной только затраты живого труда. Затраты овеществленного труда установить значительно сложнее. Поэтому в планах и отчетах предприятий железнодорожного транспорта рассчитывают затраты только живого труда, т. е. производительность труда измеряют выработкой – количеством продукции, выработанной одним работником в единицу времени.
Основными путями повышения производительности труда работников железнодорожного транспорта являются:
— использование достижений научно-технического прогресса, внедрений прогрессивной техники, механизация, автоматизация производственных процессов, способствующих сокращению затрат ручного труда;
— совершенствование технологических процессов, кооперирование и специализация производства;
— внедрение научной организации труда и повышение ее эффективности;
— рост объема перевозок;
— улучшение качественных показателей использования подвижного состава, особенно производительности локомотивов и вагонов;
— распространение и повышение эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда;
— укрепление трудовой, исполнительской дисциплины принципов материальной заинтересованности работников;
— совершенствование нормирования труда, в частности, работников с повременной оплатой труда, лучшее использование рабочего времени;
— повышение квалификации и культурно-технического уровня работников; улучшение организации планирования и управления перевозочным процессом.
Мероприятия по повышению производительности труда в анализируемом локомотивном депо, а также расчет предполагаемого эффекта от реализации данных мероприятий приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Мероприятия по повышению производительности труда и качества работы в ремонтном локомотивном депо
| № пп | Наименование мероприятий | Уч-ок внедре-ния | Сниж. трудоемкости Чел.-ч | Годовой эконом. эффект тыс.руб |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | Внедрение технически обоснованных норм и пересмотр устаревших | Ремонт. цехи | 393,08 | 4,8 |
| 2 | В целях улучшения использования трудовых ресурсов и повышения производительности труда при введении новых видов ремонта | Ремонт. цехи | 5378,4 | 150,0 |
| 4 | Распространить внедрение прогрессивных систем премирования, направленных на максимальное сокращение количества предупреждений об ограничении скорости движения по состоянию пути по причинам, зависящим от работников путевого хозяйства, увеличения выработки машин и механизмов при производстве путевых работ в «окне». | -«- | ||
| 5 | Организовать внедрение и распространение передовых приемов и методов труда с целью повышения производительности труда и качества выполняемых работ. | Все участки | ||
| ИТОГО | 5771,5 | 154,8 |
Выполнение данных мероприятий в полном объеме позволит локомотивному депо уменьшить эксплуатационный контингент на и повысить производительность труда.
