4.2 Программа полетов из Сургута
«ЮТэйр» расширяет программу полетов из Сургута[1].
В весенне-летнем сезоне авиакомпания «ЮТэйр» будет выполнять полеты по 28 внутренним и международным направлениям из Сургута.
С 20 мая стартовали новые рейсы по маршруту Сургут – Томск – Красноярск. Полеты выполняются ежедневно на региональных турбовинтовых самолетах ATR 72-500 вместимостью 70 кресел. Начиная со 2 июля, данную связку направлений дополнит Иркутск.
«Наряду с выполнением традиционных и возобновляемых рейсов из Сургута мы уделяем большое внимание расширению региональной маршрутной сети внутри Сибирского региона. Развитие перевозок «point-to-point», соединяющих крупнейшие города Сибири, на наш взгляд, имеет серьезные перспективы увеличения пассажиропотока. Минуя стыковки в Москве, пассажиры в значительной степени сокращают время в пути, что, безусловно, положительным образом должно отразиться на развитии деловых и культурных связей между регионами», – отметил президент «ЮТэйр» — Пассажирские авиалинии» Алексей Будник.
Кроме того, с 31 мая до четырех раз в день увеличится частота выполнения рейсов из Сургута в Москву. Вылеты из Сургута будут осуществляться в 06.00, 07.30, 09.30 и 18.00, из столичного аэропорта Внуково – в 10.30, 18.45, 21.00 и 23.05 (для каждого аэропорта указано местное время).
Также в период отпусков жители и гости Сургута смогут отправиться на курорты Черноморского побережья и Северного Кавказа, воспользовавшись прямыми рейсами авиакомпании в Анапу, Геленджик, Краснодар, Минеральные Воды и Сочи.
В нынешнем сезоне «ЮТэйр» также выполняет регулярные рейсы из Сургута в Барнаул, Белгород, Грозный, Екатеринбург, Казань, Махачкалу, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самару, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфу и по международным направлениям – в Баку, Худжанд и Ленкорань (начиная с 7 июня).
Вместе с тем, в рамках реализации программ социально значимых региональных перевозок авиакомпания «ЮТэйр» осуществляет полеты из Сургута в населенные пункты Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов – Белоярский, Березово и Мыс Каменный.
Международный аэропорт Сургут подвел итоги работы девяти месяцев 2017 года. За три квартала текущего года аэропорт обслужил 1 336 412 пассажиров, на 18% улучшив свой результат относительно аналогичного периода предыдущего года.
По традиции, летний период стал для аэропорта периодом наиболее интенсивной и напряженной работы. В то время как большинство северян отправлялись в отпуска, специалисты аэропорта круглосуточно обеспечивали бесперебойное выполнение рейсов, в том числе трансферных из Норильска в Москву и обратно, выполняемых авиакомпаниями NordStar и «ЮТэйр» на период реконструкции аэропорта Норильск. Оперативная работа ОАО «Аэропорт Сургут» была отмечена благодарственной телеграммой Росавиации и Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта.
У пассажиров аэропорта Сургут самым востребованным по-прежнему остается столичное направление или по итогам трёх кварталов стали Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень и Новосибирск. На международных направлениях за три квартала текущего года было обслужено 131 000 пассажиров, рост по отношению к 2016 году составил 22,7%. Лидер международного авиасообщения — Анталья. Всего за 9 месяцев 2017 года из международного аэропорта города Сургута было совершено 8 433 самолетовылета (+ 11,3%). Большую часть совокупного пассажиропотока обслужили авиакомпании: «ЮТэйр», «Аэрофлот», «Россия» и «Победа».
По итогам 9 месяцев текущего года значительный рост зафиксирован на грузовых перевозках через аэропорт Сургут: объемы обработанного груза увеличились на 15,1% по сравнению с показателями прошлого года и составили 2 606 тонн. Объём обработанной почты составил 492,5 тонн (+ 45,8 % к показателю 2016 года).
4.3 Авиационная безопасность ОАО «Аэропорт Сургут»
Службой авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Сургут» на постоянной основе осуществляется контроль за исполнением законодательства РФ в части соблюдения требований безопасности полётов. В связи с тем, что беспилотных летательных аппаратов становится всё больше, важно знать об изменениях в правилах их эксплуатации.
В настоящее время всё более распространенными в повседневной жизни становятся так называемые квадрокоптеры, которые могут использоваться для различных целей, в том числе для видеосъемки. Пренебрегая нормами действующего законодательства, владельцы квадрокоптеров и других беспилотных летательных устройств поднимают их в зоне снижения и набора высоты аэропорта города Сургута, создавая реальную угрозу безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации. Имели место случаи нарушения использования воздушного пространства беспилотными и сверхлёгкими летательными аппаратами в зоне ограничения полетов 40 км, угрожавшие безопасности полетов пассажирских авиалайнеров.
Любые полеты в районе международного аэропорта Сургут проводятся по отдельным заявкам на использование воздушного пространства. Самовольное использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом, т.е. без подачи плана и разрешения на использование воздушного пространства может привести к нежелательным событиям, таким как столкновение с другими летательными аппаратами, что влечет за собой причинение имущественного или физического вреда. Кроме того, беспилотные летательные аппараты могут попасть в жизненно важные узлы и агрегаты самолётов и вертолетов, что приведет к катастрофическим последствиям и человеческим жертвам.
Действующим законодательством за нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Так, согласно статьи 11.4. КоАП РФ:
- Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьёй 271.1 Уголовного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
4.4 Совершенствование ОВД «Аэронавгация Севера Сибири»
Со времени своего основания «Аэронавигация Севера Сибири» постоянно внедряет и использует в практике ОВД новейшую технику и технологии, разработанные и созданные в основном отечественными учеными и производителями. Впоследствии эти разработки используются и другими предприятиями по ИВП и ОВД, также предприятиями гражданской авиации.
Широко используется аппаратура отображения радиолокационной информации на базе ПЭВМ «Норд», комплекс средств автоматизации КСА «Альфа», современные диспетчерские пульты типа «Пульт-А», аппаратура диспетчерской связи СКРС «Мегафон». Установлены и введены в эксплуатацию вторичные радиолокаторы «Радуга-2», радиолокаторы нового поколения «Экран-85ТК».
Введена в эксплуатацию инструментальная система захода на посадку (СП-90) в Тюменском центре ОВД (аэропорт «Рощино»), что позволяет воздушным судам осуществлять посадку при нормах метеоминимума, отвечающих требованиям 1 категории ИКАО.
Впервые в России на базе филиала «Аэронавигация Севера Сибири» проводятся работы по созданию и внедрению в отечественную практику ОВД системы автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В), которая призвана играть роль связующего звена в обеспечении совместимости единой системы организации воздушного движения Российской Федерации с мировой авиационной инфраструктурой.
Тюменский регион, обладая мощной экономической базой, основанной на природных богатствах края, динамично развивается, стимулируя тем самым высокую деловую активность региона. По существу, в зоне ответственности филиала «Аэронавигация Севера Сибири», учитывая географическое положение Тюменского региона, проходит весь транзитный поток воздушных судов по транссибирским и трансполярным маршрутам.
Основные потоки самолетов из Европы в Японию, Корею, Китай, проходящие по этим маршрутам, чрезвычайно выгодны российским и иностранным эксплуатантам воздушного транспорта, так как представляют собой наикратчайшие пути между основными аэропортами стран Азии и Европы.
Анализ статистических данных предшествующих лет о направлении и характере самолетопотоков в Тюменском регионе, а также прогноз ИКАО свидетельствуют о том, что традиционные самолетопотоки по транссибирским и трансполярным маршрутам по-прежнему остаются доминирующими. Все это обуславливает необходимость совершенствования и модернизации системы ОВД Тюменского региона.
Одним из основных моментов совершенствования региональной системы ОрВД является создание Тюменского укрупненного центра ОВД. Это позволит решить задачи по поддержанию и развитию элементов технической инфраструктуры системы ОрВД региона, достижению международного уровня безопасности воздушного движения при ОВД, совершенствованию и оптимизации структуры воздушного пространства и т.д..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как указывалось выше, переход с существующих систем к более совершенным системам ОрВД осуществляется на основе технологий, которые необходимо тщательно планировать. На каждом этапе необходимо иметь гарантии поддержания и, при необходимости, повышения уровня безопасности полетов. Доказанные возможности новых систем должны разъясняться членам сообщества ОрВД, которые должны вкладывать средства в новые системы, с тем чтобы поощрять скорейшие инвестиции с их стороны в оснащение парков воздушных судов и создание необходимой инфраструктуры.
Перспективные задачи ОрВД:
- дальнейшее развитие сети азиатских, трансазиатских, кроссполярных, трансполярных, транссибирских и трансвосточных воздушных трасс;
- обновление и техническая модернизация систем и средств ОВД;
- реализация мер по укрупнению центров ОВД на основе технико-экономических обоснований;
- определение зон и районов ОВД, в которых необходимо первоочередное внедрение систем CNS/ATM;
- совершенствование структуры воздушного пространства Российской Федерации. Открытие новых воздушных трасс, проходящих над ее территорией, внедрение новой структуры ВП Московской и смежных с ней Ростовской, Самарской, Санкт-Петербургской и Екатеринбургской зон ЕС ОрВД;
- совершенствование технологий и методов работы диспетчерского состава по обеспечению ОВД;
- внедрение рекомендаций ИКАО с учетом отечественной практики и условий ОВД;
- внедрение футовой системы, измерение высоты полета ниже эшелона перехода;
- внедрение давления аэродрома относительно уровня моря.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Перечень основных нормативно-правовых документов определяющих структуру воздушного пространства.
- Воздушный кодекс Российской Федерации, от 19.03.97г. № 60-ФЗ
- Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, от 22.09.99г. № 1084 Правительство Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации “О государственной границе Российской Федерации” от 01.04.93г. № 4730-1, в редакции Федерального закона от 10.08.94г. № 23 ФЗ, от 29.11.96г. № 148 ФЗ, от 19.07.97г. № 106 ФЗ, от 24.07.98 № 127 ФЗ, от 31.07.98г. № 153 ФЗ, от 31.05.99г. № 105 ФЗ.
- Закон Российской Федерации “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”, от 31.07.98г.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.98г. № 605 “О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации”
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2000г. № 144 “Об утверждении Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации”
- ОПП — 85 издание 2-е, от 03.07.85г. № 161 ГК ВВС
- НПП ГА — 85, от 08.04.85г. № 77 МГА
- НГЭА издание 3-е 1992г. с учетом поправок с 1 по 23
- Международные стандарты и рекомендуемая практика:
- Перечень Воздушных трасс СССР, от 24.10.84г. № 227/228 ГК ВВС и МГА
- Руководство по порядку внесения изменений в Перечень воздушных трасс СССР. (Приложение 3 к перечню воздушных трасс СССР).
- Перечень зон и районов Единой системы организации воздушного движения, от 9 июня 2001г.№ 261/99 Минобороны и Минтранс РФ.
- Перечень запретных зон, зон ограничения полетов и опасных зон на территорией Российской Федерации от 03.02.93г. директива Генерального штаба Вооруженных Сил № 312 / 5 / 34.
- Перечень географических точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа от 07.02.84г. и от 15.01.85г. Постановление Совета Министров СССР.
- Руководство по построению аэродромных схем и определению безопасных высот пролета препятствий, от 08.08.94г. ДВ-86 ДВТ
- “О совершенствовании УВД в районе аэродрома (Методика оборудования рабочего места диспетчера вышки)”, от 26.10.95г. № 103/ДВ-116 РАН и ДВТ Минтранса РФ.
- “О вводе в действие Методических рекомендаций по совершенствованию структуры районов УВД”, от 07.12.87г. № 881/У МГА.
- “О проведении опытной проверки типовых нормативов пропускной способности секторов”, от 20.09.95г. РАН 8.2 — 1530 РАН.
- “О реализации программы по внедрению границ РПИ государств Балтии”, от 19.04.99г. 57-р ФАС России.
- “О подготовке плана проведения работ по привязке аэронавигационных ориентиров”, от 17.06.99г. ФАС России.
- “Инструкция о порядке обеспечения полетов транспортной авиации всех ведомств по маршрутам спрямления воздушных трасс и МВЛ и использования дополнительных эшелонов (высот) полета”, от 06.08.85г. № 26/и МГА.
- Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, расположенных на территории РФ, от 24.01.92г. № ДВ-6/и ДВТ Минтранса РФ.
- Инструкция ДВТ “Методика обоснования включения пунктов УВД в Перечень зон, районов и секторов УВД с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, расположенных на территории РФ”.
- Борсоев В. А., Гребенников А. В., Коротков А. Г. и др. Результаты испытаний навигационной аппара-туры и средств радиосвязи на трансполярных трас-сах // САКС-2001 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. ; САА. Красноярск, 2001. Ч. 1. С. 9.
- Смирнов В. Ф., Борсоев В. А., Новиков В. С. и др. К проблеме надежности связи в высоких широтах // САКС-2001 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. ; САА. Красноярск, 2001. Ч. 4. С. 47–57.
- Бондаренко В. Г. Особенности технического обслуживания воздушных судов в условиях низких температур // САКС-2001 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. ; САА. Красноярск, 2001. Ч. 4. С. 72–76.
- Строков Д. Е., Киселев В. В., 2013, Cибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск, АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОЛЯРНЫХ ВОЗДУШНЫХ ТРАСС.
- Вишнякова Л.В., Дегтярев О.В., Попов А.С., КОМПЛЕКС ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ (КИМ ОРВД).
- Управление воздушным движением на воздушных трассах и местных воздушных линиях : учеб. пособие / сост. Д. А. Князевский, М. В. Стионов. – Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2010. – 68 с; с. 13.
- Аналитическая записка Комитета АЭВТ по АНО «О причинах отставания системы организации воздушного движения (ОрВД) РФ от передовых иностранных аналогов и необходимых мерах по созданию национальной интегрированной системы ОрВД РФ, соответствующей требованиям международных стандартов».
- Технология УВД: метод. указания по выполнению лабораторных работ / Сост. Д.А. Князевский, М.В. Стионов. – Ульяновск : УВАУ ГА, 2008. – 39 с., с.19.
- Подготовка персонала ОВД к обеспечению выполнения полетов воздушных судов с использованием давления, приведенного к уровню моря (QNH) //Отдел организации профессиональной подготовки персонала филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»/ Красноярск, 2014 г. – 79 с.
- АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АЭРОДРОМАХ С НИЗКОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, Е.Е. НЕЧАЕВ, П.С. СУРИНТ, Московский государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва, Россия, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» филиал «МЦ АУВД», г. Москва, Россия; Работа выполнена при материальной поддержке РФФИ (грант № 16-08-00070)
Интернет ресурсы:
- http://www.gosniias.ru/pages/19-ads_b114.html
- http://www.ato.ru/
- https://www.aex.ru/news/2017/11/13/177708/
