Меню Услуги

Организация работы с обращениями граждан (на примере органов государственной власти Московской области)

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Понятие и история института обращений граждан в России
  • 1.1. Понятие и виды обращений граждан
  • 1.2. История становления института обращений граждан в России
  • Глава 2. Организация работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области
  • 2.1. Организация работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области
  • 2.2. Порядок рассмотрения обращений граждан в Правительство Московской области
  • 2.3. Совершенствование работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ключевой вопрос любой власти — доверие к ней людей. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как власть защищает права и свободы конкретного гражданина.

В России в настоящее время много говорят о необходимости повышения уровня доверия к государству, без чего никакое прогрессивное развитие невозможно. На деле получается парадоксальная и пугающая картина: народ все надежды возлагает на власть, но при этом не доверяет ей. Таким образом, народ лишён внешней опоры, и имеет сомнение в том, что интересы и нужды простого человека лежат в поле зрения государственных интересов и тем более тех, кому народ делегировал власть. Что же мешает построить систему, основанную на доверии людей к власти?

Причины этого, прежде всего, в неэффективности и чрезмерной закрытости властной системы, то есть в том, что граждане часто не могут получить от государства своевременную и качественную защиту, и при этом никак не могут воздействовать на проводимую государством политику. Низкая правовая культура, как должностных лиц государственных органов, так и широких слоев населения.

Единственный выход из этой ситуации в одном — совершенствовать механизмы реализации и защиты гражданских прав. А важнейшим из этих механизмов является институт обращений граждан в органы государственной власти, прежде всего исполнительной.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что обращения граждан это постоянно и очень динамично развивающаяся сфера гражданских отношений. Обращения граждан в государственно-правовые, административные и иные органы составляют необходимое условие реализации ими своих прав. Закрепление прав граждан на обращения гарантирует обеспечение в правовом отношении этой формы взаимодействия граждан со своим государством.

Обращение граждан во властные структуры всех уровней – одно из основных прав, реально и эффективно дающее возможность участия простого человека в делах государства и общества, а для органов власти – ясный и четкий сигнал к действию. В этой связи следует подчеркнуть, что роль института обращений граждан огромна. Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции.

Во-первых, обращения есть форма защиты прав граждан, закреплённая в ст. 33 Конституции РФ, как отмечалось выше. Наряду с судебной защитой, защита административная, проявляющаяся в реакции органов исполнительной власти на обращение гражданина и принятии ими соответствующих мер, есть важнейшее средство охраны человека, его прав и свобод.

Во-вторых, обращение гражданина — это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством (Конституция РФ ч.1 ст.32), и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. Посредством обращений гражданин может воздействовать на принятие решений органами государственной власти, вносить свой вклад в выработку государственной политики в различных областях жизни.

В-третьих, обращения граждан – это средство обратной связи, выражения реакции народа на решения, принимаемые государственной властью. В условиях демократического государства и общества отработанные механизмы обратной связи необходимы как воздух, притом в первую очередь самой власти.

Обращения граждан – это, своего рода, информационный канал, «существенный источник информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного строительства», ценнейший источник аналитической информации, позволяющий уточнить приоритеты законотворческой деятельности, использовать новые подходы и идеи для поиска решения наиболее актуальных социально-экономических проблем. Зачастую обращения граждан могут вскрыть некую ещё не замеченную проблему. Обычно обращения направляют те граждане, которые столкнулись с такими проблемами, разрешить которые самостоятельно они не могут, либо те, у которых есть конкретные идеи и предложения по улучшению жизни в стране. Своевременно обобщая и анализируя большие массивы обращений, можно получать оперативную и конкретную информацию о существующих проблемах, а также о путях их решения. Так что, изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест.

Обращения граждан в государственные, административные и местные органы всех уровней представляют собой не только жалобы или претензии. Их побуждением и содержанием являются различные аспекты не только деятельности госорганов, но и совершенствования, улучшения функционирования государственных структур, повышения их эффективности и в целом – развитие демократических отношений, гражданского общества.

Изучению института обращений граждан посвящены работы таких авторов, как Ю.Н. Алистратов, А.А. Дворак, М.А. Миронов, Н.А. Рудакова, С.А. Широбоков, А.П. Любимов, М.В. Скрябина. Большинство исследований проводилось в советский период, а также после принятия Конституции 1993 года, когда еще не было сформировано новое законодательство, регулирующее данную сферу общественных отношений.

Объектом исследования данной работы являются обращения граждан в органы государственной власти.

Предметом исследования — организация работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области.

Целями работы являются: изучение конституционных основ и исторического развития института обращений; анализ современной практики организации работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области; выявление проблем, возникающих в ходе работы с обращениями граждан, и возможных способов их решения.

Задачи данной работы:

  • изучить понятие и виды обращений граждан;
  • исследовать становление и развитие института обращений граждан в России;
  • изучить и проанализировать практику организации работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области;
  • проанализировать действующее законодательство, регулирующее реализацию права граждан на обращения, и практику его применения,
  • выявить проблемы, возникающие в ходе работы с обращениями граждан;

Методологической основой исследования стали научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, социологического и историко-правового подходов, методы статистического и математического анализа. Их применение позволило выявить закономерности, исследовать рассматриваемый объект в целостности, всесторонне и, по возможности, объективно.

В основу выводов, сделанных нами по итогам исследования, положен анализ обращения граждан в органы государственной власти Московской области. Использованы ежегодные отчеты центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по работе с обращениями граждан. Результатом исследования являются теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию института обращений граждан.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы. Основные выводы проведенного исследования представлены в работе по параграфам.

В первой главе данной работы рассматриваются понятие, виды обращений граждан, а также история становления института обращений граждан в России. В России этот институт имеет богатейшую историю — впервые он был закреплён законодательно ещё в XV веке, поэтому накоплен огромный опыт работы с обращениями и нормативный материал.

Вторая глава посвящена основным принципам работы и правовому регулированию обращений граждан в Московской области.

В первом параграфе проведен анализ организации работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области. Проанализирована динамика обращений в Правительство Московской области за несколько лет. Все данные приведены в виде диаграмм.

Во втором параграфе нами рассмотрены административные процедуры по работе с обращениями граждан в Правительство Московской области.

В третьем параграфе второй главы мы проанализировали нерешенные вопросы по совершенствованию работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области, рассмотрели меры, принимаемые аппаратом Правительства Московской области, для решения этих проблем и попытались выработать некоторые предложения по их разрешению.

В заключении работы подведены итоги исследования, излагаются основные положения и выводы, сформулированы предложения.

В конце работы приведен список литературы, использованной в ходе исследования.

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В РОССИИ

1.1. Понятие и виды обращений граждан

 

Конституция Российской Федерации (ст. 33) указывает, что «граждане Российской Федерации имеют право… направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления», при этом не уточняет, что понимать под обращением.

С обыденной точки зрения обращение – это любое послание к некоторым органам или лицам, воплощающим собой власть. Однако, с позиции права, вряд ли стоит считать, например, послание с рассказами о нелёгкой жизни, с жалобой на судьбу — обращением. Здесь важен не только сам факт обращения и его содержание, но и цель.

С.А. Широбоков в своей работе дал следующее определение обращения. По его мнению, обращение — это волеизъявления индивида, выражающиеся в конкретных действиях, имеющих письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах, направляемое в органы государства или органы местного самоуправления, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить защитить или восстановить права и свободы.

По своей юридической природе, обращения представляют собой юридические факты, т.е. действия, сознательно направленные на создание юридических последствий. Так, поступление обращения в какой бы то ни было орган, обязывает его к совершению определённых, регламентированных нормативно-правовыми актами действий: зарегистрировать обращение, изучить его содержание, направить на рассмотрение в тот орган и тому должностному лицу, в компетенции которого находится решение поднятых в обращении вопросов и т.д.

Долгое время в отечественном праве отсутствовало официальное
определение обращения граждан. И лишь Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ в ст. 4 п. 1 дал определение этому понятию: «Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления».

Введение официального определения имеет большое значение и способствует правильному применению и исполнению правовых понятий, помогает гражданам лучше понимать и использовать свои права.

Граждане России в общей массе только учатся отстаивать свои права. Наше общество долгие годы было лишено этой возможности. Но происходит смена поколений, следовательно, и смена убеждений, знаний, взглядов. Для современного демократического открытого общества нужны граждане не запуганные, а готовые к диалогу с властью, способные обратить внимание органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц на свои личные и общественные потребности. Важно отметить, что рассмотрение обращений – не милость, а обязанность власти.

В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законных интересов, как автора обращения, так и других граждан или интересов всего общества.

Разграничение в законодательстве различных видов обращений играет положительную роль в упорядочении их рассмотрения, в проведении более глубокого анализа тенденций общего состояния законности, степени удовлетворенности граждан. Как справедливо заметила Н.Ю. Хаманева: «Обращения граждан носят различный характер, содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности: могут содержать как индивидуальные жалобы на нарушения прав и свобод, так и коллективные, поднимающие вопросы, представляющие общественно значимый интерес. Они разнятся по своей юридической характеристике и соответственно влекут разные правовые последствия».

  • По форме подачи обращения классифицируются на письменные и устные обращения;
  • По типу (или содержанию) обращение может быть: предложением, заявлением или жалобой.

При этом каждый из типов обращения обладает своей спецификой.

Адресатом устного обращения выступают государственные органы или органы местного самоуправления.

Устные обращения могут поступать по различным каналам. Это не только личный приём, обращения, поданные по телефону, но и « прямые эфиры» на радио и телевидении, «горячие линии», «интернет — приёмные».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Как показывает практика, рассмотрение устных обращений подчас поставлено лучше, чем письменных, и именно устное обращение гражданина, поданное на личном приёме в приёмной соответствующего органа или у должностного лица, позволяет оперативно решить проблему.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приёма гражданина. Если по фактам, изложенным в обращении, не требуется дополнительной проверки, то ответ может быть дан в ходе личного приёма в устной форме. При этом необходимо согласие гражданина. Об этом в карточке личного приёма делается запись. В остальных случаях даётся письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (см. ст. 13 ФЗ от 02.05.2006 №59).

Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов. Подобная форма общения высших руководителей государства и граждан впервые состоялась в декабре 2001 года, когда Президент РФ В.В. Путин отвечал в прямом эфире телеканалов ОРТ и РТР и радиостанций «Маяк» и «Радио России» на вопросы, заданные по телефону, через Интернет и посредством телемостов. Прямые линии Путина В.В. с народом (теперь уже в качестве Председателя Правительства РФ) сопровождаются массированной пропагандой в СМИ. В таких кампаниях доля незначимых вопросов, не подпадающих под нормативное определение обращения, достаточно велика. Несмотря на это, ключевая задача подобных проектов — стать эффективным инструментом для открытого диалога власти и граждан.

В практике также имеют место «устно-письменные» или «смешанные» обращения. Эти обращения выполнены в письменном виде, но поданы на личном приёме. Такая форма обращений не закреплена законодательно. В не­которых органах исполнительной власти обращения, поданные на личном приёме, имеют значительное преимущество — их рассмотрение контролируется более тщательно. Устные и письменные обращения обладают одинаковой силой. Поэтому форма обращения не имеет юридического значения.

Адресатом письменного обращения может быть государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо данных органов. Письменные обращения обычно пересылаются по почте, телеграфу, на интернет-портал соответствующего органа, вручаются через бюро жалоб или лично, через секретариат и т.п.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Законодатель допускает возможность не вполне корректной или ошибочной адресации обращения. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица или его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, ставит подпись и дату.

Под единым термином «обращение» в федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» представлены такие разные по содержанию понятия как — предложение, заявление, жалоба.

Предложение Федеральный закон трактует как рекомендацию гражданина «по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества». Предложение не связано ни с нарушением, ни с реализацией каких-либо прав заявителя. Оно направлено, прежде всего, на внесение изменений в существующий порядок устройства государства. Направляя предложение, гражданин не стремится к реализации своих частных интересов. Предложение — это желание автора включиться в общественную жизнь, эффективное средство политической активности гражданина, одна из форм реализации права граждан на участие в управлении. Обычно в предложении содержатся данные собственных наблюдений или практики работы автора, затрагивающие проблемы государственной и общественной жизни с указанием на недостатки в их решении, допускаемые конкретными органами, предлагаются пути и способы решения затронутых проблем. Предложения всегда малочисленны и составляют незначительную долю в общем массиве обращений (чуть более 2%). Предложения обязательны для рассмотрения органами публичной власти. Однако, содержащиеся в них советы, рекомендации могут быть проигнорированы, так как предложение носит лишь рекомендательный характер. Предложения, прежде всего, должны учитываться, высказанные в них пожелания анализироваться, обобщаться и направляться соответствующим должностным лицам. В дальнейшем они могут быть учтены при разработке законопроектов или при составлении планов и программ законопроектных работ. Предложение может стать подлинным средством влияния, только тогда, когда субъект законодательной инициативы действительно им воспользуется.

Следующая правовая форма реализации права на обращение – это заявление.

Заявление Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ определяет как, просьбу «гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц». Данное определение смущает критиков тем, что «указывает лишь на права, закрепленные в Конституции и законодательстве». Получается, что для реализации прав и свобод, гарантированными другими нормативно — правовыми актами и не предусмотренными Конституцией РФ, субъект указанного права обратиться не может. Однако, в ст. 55 Основного Закона страны прямо говорится, что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Также, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, « в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…». Другими словами, государственной защите подлежит любое из общепризнанных прав, даже если оно и не закреплено внутригосударственным законодательством.

Часть вторая определения «заявление», данного в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» N59 представляет собой как бы самостоятельный вид обращения – сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов и критику работы органов публичной власти, и их должностных лиц. Зачастую именно их неудовлетворительная работа выступает общим препятствием реализации личностью своих прав и законных интересов. Столкнувшись с различными недостатками, злоупотреблениями, нарушением законности в органах публичной власти, произволом должностных лиц, граждане вынуждены замалчивать эти факты, боясь последствий подобной огласки. Важно отметить, что заявителю гарантируется (ст.6 ФЗ от 2 мая 2006 №59) недопустимость преследования за обращение с критикой деятельности органов публичной власти и должностных лиц.

Как отмечалось выше, под заявлением подразумевается обращение граждан по поводу реализации через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, не связанных с нарушением этих прав и интересов. Например, подача заявлений по вопросам регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, регистрации прав на недвижимое имущество, назначение и выплаты пенсий и пособий и т.д.

Напротив, отказ в удовлетворении этих прав и интересов инициирует жалобу.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ даёт следующее определение этого понятия: «жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц».

Подобная формулировка – «просьба гражданина», кажется не совсем подходящей к понятию жалобы. Скорее это требование, обращенное к уполномоченному государственному органу об устранении нарушенных прав и законных интересов. Практика показывает, что жалоба — наиболее распространённый вид обращения граждан. Право на жалобу, во-первых, обеспечивает личный интерес гражданина в защите его нарушенного права. Во-вторых, его следует рассматривать, как гарантию соблюдения законности. Целью подачи жалобы являются: реализация предоставленных государством прав либо требование восстановления нарушенных прав. Жалоба является одним из самых информативных видов обратной связи, так сказать, «лакмусовой бумагой», индикатором, так как доводит до сведения компетентных органов факты, которые, по мнению жалобщика, являются негативными. Анализ и обобщение жалоб позволяет получать оперативную и чёткую информацию о существующих проблемах. По каждой жалобе должны быть незамедлительно приняты меры, направленные на устранение указанных нарушений.

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59 предусматривает только три вида обращений – предложение, заявление и жалобу. Однако, в ряде нормативно — правовых актов субъектов РФ этот перечень расширен и дополнен такими формами обращений, как ходатайство, петиция. Например, ст. 2 закона города Москвы « Об обращениях граждан» от 18 июня 1997 года № 25 гласит: «Под обращениями в настоящем Законе понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан». Это всего лишь пример неоднозначности выделения форм реализации права на обращения в законодательстве субъектов РФ, что приводит к неравенству положения граждан на территории того или иного субъекта. Получается, что житель Москвы может подавать петицию в органы публичной власти, а житель Московской области – нет.

Петиция – это, как правило, коллективное прошение, подаваемое в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде, понуждающее совершить определенное действие в интересах широкого или неограниченного круга лиц, либо воздержаться от совершения определенного действия для предотвращения нарушения прав широкого или неограниченного круга лиц. По сути, петиция является предложением, направленным на изменение законодательства (иногда подзаконных актов). В отличие от индивидуальных обращений, петиции составляются организациями, следовательно, подготовкой петиций занимаются люди, владеющие юридической техникой. Проигнорировать данный вид обращения не возможно, так же отказ в принятия изложенных в них предложений должен быть чётко мотивирован ссылкой на закон. Получается, что государственная власть сама ограничила институт, в значительной степени ослабив возможность влияния.

Петиция упоминается как одна из форм обращений в проекте ФЗ «О праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения», который так и не был внесён в Госдуму. Этот проект был подготовлен рабочей группой Независимого института выборов во главе с А.В.Иванченко по заказу Администрации Президента РФ.

В проекте Федерального закона «Об обращениях граждан», внесенного в 1996 году на рассмотрение депутатом фракции КПРФ В.И. Зоркальцевым, однако отклоненного Советом Федерации, а впоследствии и Президентом, упоминалось о ходатайстве, как об одной из форм обращений.

Под ходатайством обычно понимается обращение, содержанием которого является просьба о признании за лицом определённого правового статуса, прав, свобод, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих

Однако в принятой редакции закона этот вид обращения отсутствует, так как термин достаточно устойчиво и широко применяется в сфере судопроизводства. Так же традиционно он используется в актах о помиловании. Помимо этого, ходатайство имеет существенные отличия от других обращений и требует своего порядка рассмотрения, который отражается в специальных законах, и, как правило, предусматривает основания, порядок и размер государственной пошлины за такие действия.

Рассматриваемый нами Федеральный Закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ в части 1 статьи 2 , регулирующей право граждан на обращение, указывает, что «граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам». Таким образом, можно выделить ещё одну классификацию — по субъекту, точнее по количеству заявителей, подписавших обращение.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

По субъекту обращения граждан делятся на индивидуальные и коллективные.

Важно отметить, что в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» отсутствует определение понятия «коллективное обращение».

Закон Московской области « О рассмотрении обращений граждан» №164/2006-ОЗ от 5 октября 2006г, в отличие от Закона Федерального, даёт определение коллективному обращению: « обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей».

Из текста ст. 33 Конституции Российской Федерации, закрепившей за гражданами право направлять «индивидуальные и коллективные» обращения, ясно следует, что вложенный в эти термины смысл содержит сугубо количественный аспект. Коллективные обращения рассматриваются в порядке, аналогичном порядку рассмотрения индивидуальных обращений граждан.

По повторности на практике выделяются повторные и дублетные обращения.

В повторных обращениях граждане, как правило, обжалуют решение, принятое по предыдущему обращению, сообщают о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, о нерешённости в полном объеме вопроса, затронутого в предыдущем обращении, или о недостатках, допущенных при решении вопроса. Также повторным считается обращение одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу и в случае, если первое обращение уже решено по существу.

Дублетным обращением считается обращение одного и того же гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу, направленные разным адресатам, но переадресованные ими по принадлежности в соответствующий орган.

Далеко не по всем обращениям граждан, поступающим в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, могут быть даны ответы по существу поставленных вопросов. Порядок рассмотрения отдельных обращений законодатель выделил в отдельную норму (ст. 11 ФЗ № 59) Федерального закона.

Государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица, которым направлено обращение, вправе не рассматривать его по существу, если:

  • В письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом, в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу;
  • В обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.

В рамках ФЗ-59 такие обращения рассматриваются как злоупотребления правом.

  • Текст письменного обращения не поддается прочтению;
  • Ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Во всех этих случаях гражданин получает уведомление о невозможности дать ответ по существу поставленных вопросов.

Лишь в одном случае законодатель предоставляет право исполнителям не рассматривать обращение гражданина и не давать ему ответ из-за несоблюдения всех требований к форме письменного обращения.

  • В обращении не указаны фамилия обратившегося гражданина или почтовый адрес для ответа, то есть когда гражданин сам лишил себя возможности получить ответ.

Для некоторых анонимных обращений законом предусмотрены особенные действия. Если в анонимном обращении содержатся сведения о противоправном деянии, а также о лице, его подготавливаю

подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Не подпадают под регулирование ФЗ № 59 « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

  • Жалобы на судебные решения, как особый вид обращений, законодатель относит к обращениям, не подлежащим рассмотрению.

Судебные постановления не могут подвергаться ревизии со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года: «Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения».

  • Обращения, составленные таким образом, что их содержание не подпадает ни под одну из основных квалификаций – предложения, заявления и жалобы.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.

Истинно демократическим является то государство, где верховная власть принадлежит народу, а любое правительство, следовательно, должно быть подконтрольно и подотчётно ему. Достичь же этого можно только предоставив народу права, позволяющие ему влиять на принятие решений властью. Одним из таких прав и выступает право на подачу обращений. Можно с уверенностью сказать, что гражданин, реализуя своё право на обращение, может участвовать в управлении общественными и государственными делами, выражать свою позицию, высказывать личное мнение по различным вопросам. Важно отметить, что в соответствии с частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Эта позиция отражена в части 2 ст. 2 федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», где сказано: «Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц».

На протяжении долгого периода в отечественном праве отсутствовало официальное определение обращений граждан. Лишь в федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ было дано определение, в котором законодатель закрепил классификацию обращений граждан.

  • По форме подачи на устные и письменные обращения.
  • По содержанию на предложения, заявления и жалобы.
  • По адресату обращения: в органы государственной власти; в органы местного самоуправления; должностному лицу.
  • По субъекту обращения можно классифицировать на индивидуальные и коллективные.

Кроме этого, в практике сложилось деление обращений граждан:

  • По юридическому критерию на приемлемые и неприемлемые (все обращения, рассмотрение которых по существу вопроса в органе — получателе не предусмотрено ФЗ №59 от 02.05.2006).
  • По повторности обращения на первичные, повторные и дублетные обращения.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4