1.3 Состояние российского рынка транспортно-экспедиторских услуг
С точки зрения мирового опыта и современных тенденций развития глобального рынка логистических услуг Россия в настоящее время находится на этапе формирования отрасли, существенно уступая западным странам как по качеству, так и по комплексности транспортно-экспедиторских услуг. По данным специалистов сегодня Россия по уровню развития и качеству инфраструктуры, а также набору предлагаемых услуг отстает от восточноевропейских стран на 5-6 лет.
Динамика российского рынка направлена не столько на стремление компаний-клиентов к оптимизации бизнес-процессов за счет аутсорсинга непрофильных направлений деятельности и привлечения к управлению цепочками поставок логистических операторов, сколько на рост объемов работ по транспортировке и складировании грузов в условиях увеличения потребительского спроса.
В настоящее время в России существует спрос на аутсорсинг отдельных логистических операций, таких как хранение, транспортировка, дистрибуция. А полный аутсорсинг логистических функций предполагает долгосрочные и зачастую эксклюзивные права 3PL оператора на ведение логистических операций клиента. Однако такой вид комплексных услуг в России не распространен в силу традиционного недоверия российских компаний к вовлечению сторонних лиц в бизнес на длительный срок.
Поэтому во многих случаях клиент предпочитает обращаться напрямую к транспортной компании или арендовать складские помещения, минуя логистического посредника (экспедитора или 3PL провайдера), исключение составляют операции по перевозке и доставке внешнеторговых грузов, требующих использования различных видов транспорта и выполнения комплекса специфических логистических услуг.
С другой стороны, большинство действующих в стране российских логистических компаний не только не готовы предоставлять комплексные услуги, но зачастую не могут обеспечить необходимого уровня качества перевозки, хранения и доставки грузов. Возможности применения передовых IT решений в логистике как активно развивающегося направления в западных странах существенно ограничены низким потребительским спросом на данный вид услуг и неготовностью значительной части клиентов к восприятию новых управленческих технологий, а решающим фактором при выборе логистического оператора остается стоимость услуг [4].
Подавляющая часть российских логистических операторов по набору предоставляемых услуг относятся к категории транспортно-экспедиторских компаний. Лишь незначительное число их (менее 2%) могут быть позиционированы как 3PL провайдеры, способные решать все вопросы логистики для своих клиентов, включая оптимизацию бизнес-процессов на протяжении всей цепочки поставок.
Основная масса транспортно-экспедиторских компаний расположена в центральных регионах (Москва и Санкт-Петербург), а также в портовых городах страны. Сдерживающим фактором развития местных компаний на региональном уровне является отсутствие транспортно-логистический инфраструктуры для предложения услуг на рынке.
Относительно высокие темпы роста российского рынка транспортно-экспедиторских услуг (6-7%, что почти вдвое выше среднеевропейских) обеспечивались главным образом за счет увеличения объема грузоперевозок, а также реализации складских услуг, спрос на которые существенно превышает предложение.
Объем российского рынка переданных в аутсорсинг транспортно-экспедиторских услуг (интернет) ежегодно составляет около 24,2 млрд. долл. или 4,5% ВВП. В структуре выручки по видам предоставляемых услуг преобладают перевозки грузов транспортными компаниями (21,5 млрд. долл.), а емкость рынка экспедиторских услуг оценивается в 2,1 млрд. долл. Сегмент складских и дистрибьюторских услуг развивается высокими темпами, более 30% в год, однако в структуре рынка занимает пока скромное место — 400 млн. долл. или 2%, управленческая логистика составляет около 1% общего объема рынка – 200 млн. долл.
Структура российского транспортно-экспедиторского рынка по видам услуг (Рис. 3) в основном совпадает с международными тенденциями, а емкость рынка международных грузоперевозок превышает 4,8 млрд. долл. и составляет более 20% всех доходов от транспортировки грузов.
Выручка компаний за экспедирование внешнеторговых грузов, перевозимых российскими транспортными фирмами, включая услуги по погрузке/разгрузке и обработке грузов, таможенному оформлению и страхованию, а также складированию в портах, оценивается на уровне 900 млн. долл., что составляет более 40% суммарных доходов, в сегменте транспортно-экспедиторских услуг.
Доходы от предоставления услуг перевозкам в общем объеме выручки компаний, включая услуги по транспортировке и складированию грузов составляет в среднем 17-22%. Структура российского рынка международных грузоперевозок по видам транспорта (Рис.4) свидетельствует о неравномерности его распределения.
Как и в большинстве стран мира, российский рынок логистических услуг сильно фрагментирован, так как ни одна из российских транспортных или экспедиторских компаний, кроме монополиста железнодорожных перевозок ПАО «РЖД», не имеет доли, превышающей 0,2% объема рынка, а компания «Совтрансавто» как единственный в прошлом оператор с федеральным и международным статусом свой потенциал постепенно растратил.
Среди наиболее продвинутых отечественных логистических провайдеров эксперты называют «Юнитранс», «Национальную логистическую компанию», «АТЛ Холдинг», «Российскую Логистическую Службу», «ЕвроСиб», STS Logistics. По масштабам деятельности западных розничных сетей и транснациональных компаний, ориентированных на широкое привлечение услуг 3PL провайдеров они еще не столь велики, чтобы оказывать ощутимое влияние на уровень конкуренции и развитие логистического рынка России.
На начальном этапе освоения рынка эти компании используют преимущественно собственные или местные логистические ресурсы и лишь при существенном расширении объемов операций начинают привлекать крупных западных операторов.
Многие крупные европейские провайдеры – FM-Logistic, Kuehne & Nagеl, Schenker, Exel – уже присутствуют на российском рынке, однако объем их операций пока относительно невелик. Основными задачами для большинства западных 3PL компаний является наращивание активов, включая строительство складов и приобретение транспортных средств, а также адаптацию форм и методов работы к условиям российского рынка для этого им потребуется как минимум 3-4 года.
Среднегодовые темпы роста рынка логистических услуг в России ежегодно составляют 6-7%, а выручка компаний за предоставление услуг может увеличиться в среднем в 1,4 раза. В структуре рынка ожидаются изменения неравномерности развития отдельных сегментов за счет высоких темпов роста предложения складских и управленческих услуг.
Прогноз структуры российского логистического рынка по видам услуг на 2010 год (Рис.5) весьма оптимистичен. По прогнозу Минэкономразвития темпы роста грузоперевозок транспортными организациями в перспективе несколько замедлятся и составят 4,5-5% в год. Исключение составят контейнерные перевозки, среднегодовой рост которых превысит 20% за счет увеличения импорта контейнеропригодных грузов и наращивания объемов транзитных перевозок через территорию России, а также в результате повышения спроса на импорт технологического оборудования [19].
Экспедирование грузов будет расти опережающими по сравнению с транспортными услугами темпами (7% в год), что определяется усложнением задач по перевозке грузов с использованием различных видов транспорта в соответствии с требованиями клиентов по доставке «от двери к двери» или «точно в срок», необходимостью выполнения комплекса специфических логистических услуг, особенно при организации перевозок внешнеторговых грузов.
Управленческая логистика (интернет) как услуги по оптимизации бизнес-процессов, развитие которой непосредственно связано с качественным ростом рынка и расширением операций 3PL провайдеров, прежде всего западных логистических компаний, будет демонстрировать высокие темпы роста (около 28% в год), а выручка компаний в данном сегменте рынка увеличится в среднесрочной перспективе с менее 200 млн. долл. до 900 млн. долл.
Международные перевозки грузов представляют собой один из наиболее важных для экономики и привлекательных для транспортных компаний видов деятельности, они характеризуются высокой конкуренцией внутриотраслевого, межотраслевого и международного характера, значительным присутствием иностранных транспортных и экспедиторских компаний, высокими требованиями к транспортному обслуживанию как по безопасности, так и по потребительским качествам транспортных услуг.
Внешнеторговый грузопоток приходится на экспортные товары, главным образом на нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. При этом по трубопроводам транспортируется 31% внешнеторговых грузов. остальными видами транспорта ежегодно перевозится более 610 млн. т (экспорт – 510 млн. т, импорт – 100 млн. т).
Структура внешнеторгового грузопотока без наливных грузов, идущих по трубопроводам, показывает (Рис. 6), что в перевозках импортных грузов лидирует водный транспорт (61%), в то время как основной объем экспорта приходится на железнодорожным транспортом (63%). По стоимости перевозимых грузов внешнеторговый оборот РФ распределяется: железнодорожный транспорт — 24%, водный – 46%, автомобильный — 26%, воздушный — 4%.
Доля перевозок в международном сообщении от общего объема перевезенных грузов в стране всеми видами транспорта общего пользования составила 18%, при этом международные перевозки (интернет) обеспечивают до четверти доходов транспортных компаний, за последние годы объем международных автоперевозок вырос в 1,7 раза и составил порядка 30 млн. т. и российским компаниям удалось несколько усилить свои позиции, доля участия российских перевозчиков на рынке увеличилась с 36% до 38,8% (11,5 млн. т). Основными конкурентами российских автоперевозчиков на внутреннем рынке являются транспортные компании Белоруссии, Украины, Польши и Литвы, автомобильный транспорт в сегменте международных перевозок устойчиво занимает по стоимости перевозимых грузов 26,4%.
Распределение объемов международных автомобильных перевозок грузов России между группами перевозчиков показывает, что свыше 44% (13,4 млн. т) объема международных автомобильных перевозок грузов приходится на иностранных перевозчиков из Финляндии, Украины, Польши, Литвы, Беларуси и Казахстана; 17,2% (5,2 млн. т) — на перевозчиков третьих стран. Беларусь составляет 1/3 среди перевозчиков третьих стран, Польша – 24%, Литва – 11%, Латвия – 10%, Украина – 6%, Эстония – 4% и прочие – 12%.
В структуре перевозок внешнеторговых грузов (Рис. 7) преобладает импорт, на долю перевозок между Россией и странами Западной Европы, прежде всего Финляндия и Германия, приходится свыше 40% общего объема международных перевозок автомобильным транспортом, на втором месте страны СНГ и Балтии.
Уровень конкуренции для российских перевозчиков высокий, а их доля на рынке зависят от направлений: российские компании контролируют 41% рынка перевозок с Финляндией, 36% — с Германией, 87% — с Китаем. По федеральным округам России 44% всей перевозок в международном автомобильном сообщении приходится на Центральный федеральный округ, 33% — на Северо-западный.
Проблемами российского автотранспорта по-прежнему остаются износ подвижного состава и лишь 1% соответствует действующим в Европе нормам, а также неэффективная работа автомобильных пунктов пропуска поэтому в числе приоритетных задач развития международных автоперевозок стоит модернизация транспортных коридоров до современного уровня.
В сфере международного автомобильного транспорта работает около 2,5 тыс. компаний, задействовано 22 тысячи автопоездов и занято свыше 125 тыс. чел., наблюдается две тенденции: разукрупнения компаний и консолидация мелких компаний в связи ужесточением требований системы Международных дорожных перевозок (МДП), экологическими требованиями ЕС и требованиями ВТО.
Среди основных факторов, влияющих на формирование конкурентной среды на рынке транспортных и логистических услуг, можно выделить внутренние и внешние [17].
а) Внутренние:
высокие темпы роста рынка в условиях оживления экономики и увеличения потребительского спроса;
неравномерность развития отдельных сегментов и слабая географическая диверсификация предоставляемых услуг;
непрозрачность, информационная закрытость предприятий, отсутствие (за редким исключением) достоверной экономической информации о деятельности компаний;
относительно слабое влияние западных логистических операторов (исключение составляют услуги 3PL, международные перевозки и рынок экспресс-доставки);
фрагментарность, наличие большого количества мелких игроков;
недостаток собственных средств для развития бизнеса у большинства российских транспортно-экспедиторских компаний;
тенденция к объединению российских логистических компаний, ускорение процесса формирования крупных транспортно-логистических холдингов, характерные для начала консолидации рынка.
б) Внешние:
изменение структуры спроса в направлении повышения комплексности и качества предоставляемых услуг;
повышение инвестиционной привлекательности отрасли, особенно в сегменте складских услуг;
развитие транспортной и логистической инфраструктуры, в том числе за счет перенаправления капитала из других отраслей;
рост заинтересованности инвестиционных компаний и промышленных холдингов, обладающих значительными финансовыми средствами, в расширении своего присутствия на рынке транспортно-логистических услуг;
определяющее влияние государственного регулирования на формирование рынка в области тарификации, отсутствие механизмов господдержки отечественных компаний.
Наиболее высокий уровень конкуренции отмечается в сегменте транспортно-экспедиторских услуг, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузоперевозок, и достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке. Для крупных российских компаний перспективы роста связаны с созданием современной логистической инфраструктуры, повышением комплексности предоставляемых услуг, расширением клиентской базы и географического охвата.
Наиболее предпочтительной формой развития бизнеса и повышения комплексности предоставляемых услуг становится создание крупных транспортно-логистических холдингов, приобретение (или учреждение) компаний, работающих в дополняющих сегментах или в наиболее перспективных регионах.
В настоящее время на российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги (компании, зарегистрированные на территории РФ, включая их филиалы в регионах), в том числе более 3 тыс. перевозчиков и 1 тыс. экспедиторов (операторы или агенты). Более 760 компаний позиционируют себя как складские операторы.
Условно к логистическим провайдерам, предоставляющим комплекс услуг по экспедированию и временному хранению грузов, можно отнести менее 260 компаний. Лишь незначительное число их (менее 5%) могут быть позиционированы как 3PL провайдеры, способные решать все вопросы логистической направленности для своих клиентов, включая оптимизацию бизнес-процессов на протяжении всей цепочки поставок.
Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30% транспортно-логистических компаний зарегистрированы в ЦФО (в том числе более 20% в Москве), 28% в Приволжском ФО, 18% в Уральском ФО и 10% в Северо-Западном ФО (в т.ч. 9% в Санкт-Петербурге).
Структура транспортно-экспедиторского рынка определяется в первую очередь специализацией на том или ином виде транспорта или груза. Различаются компании также и политикой привлечения клиентов: одни работают с эксклюзивным грузопотоком, другие принимают заказы от всех желающих.
По мнению аналитиков РБК, наиболее очевидной тенденцией развития в среднесрочной перспективе будет создание крупных транспортно-логистических холдингов. Чаще всего это группы компаний, связанных акционерным капиталом, специализирующихся на отдельных этапах процесса перевозки (транспортировка, экспедирование, перевалка и др.), взаимодействующих в технологической цепочке. Такая организация позволяет контролировать весь процесс транспортировки, что обеспечивает клиентам высококачественный сервис (насколько это возможно в российских условиях). Это дает возможность получать неплохой доход с операций и занимать существенную долю рынка. Как правило, транспортные холдинги, помимо транспортировки и экспедирования грузов, предоставляют комплекс услуг по хранению и дистрибуции товаров на собственных или арендованных складах.
Среди компаний (интернет), успешно применяющих такую стратегию, можно назвать холдинги «Русская логистическая служба», «Транс-Бизнес», «АТЛ Холдинг», «Инкотек», «Евросиб».
Группа компания «Русская логистическая служба» состоит из сети экспедиторских компаний, расположенных на территории РФ и Казахстана, а также компаний, работающих в сфере автоперевозок (ООО «АТП РЛС Домодедово»), управления складской недвижимостью (ООО «РЛС Оператор»), страхования («РЛС Гарант»).
РЛС является одним из ведущих экспедиторов, организует перевозки всеми видами транспорта, предоставляет таможенные и курьерские услуги, обеспечивает хранение и складскую обработку грузов, в том числе кросс-докинг. В планах холдинга – создание девелоперской компании и строительство собственных терминальных комплексов в регионах РФ.
Группа компаний «Транс-Бизнес» является ассоциацией юридически самостоятельные предприятий и включает автотранспортное предприятие «Национальная транспортная компания», интермодальный и контейнерно-складской терминалы, крупного железнодорожного оператора «Транссибирский интермодальный сервис» (ТИС). Кроме того, в состав группы входят региональные транспортно-экспедиторские предприятия, охватывающие Северо-Западный регион и Санкт-Петербург, Южный Урал, Сибирь, Юг России.
Международная холдинговая компания «АТЛ Холдинг» предоставляет услуги по организации перевозок всеми видами транспорта, в том числе интермодальных, по хранению и обработке грузов, таможенному оформлению экспортно-импортных товаров, экспедированию и страхованию грузов. В 2003 г. открыт собственный складской терминал в Санкт-Петербурге. В планах компании – строительство склада высокой категории в Самаре. Отделения и филиалы компании работают в 12 городах России и 5 странах Европы.
Группа транспортно-логистических компаний «Инкотек» — один из крупнейших универсальных транспортно-логистических холдингов России, который включает в себя терминальные и складские комплексы, судоходные, автотранспортные, экспедиторские, агентские и операторские компании с единым транспортно-логистическим центром. До последнего времени «Инкотек» входила в группу компаний «ИСТ» (ОАО «Балтийский завод», ЗАО «Тихвинский завод транспортного машиностроения «Титран», одно из крупнейших в России золото и серебродобывающих предприятий ОАО «МНПО «Полиметалл» и ряд других предприятий).
Учредителями компании «Евросиб СПб», созданной в 1992 г., выступили Октябрьская железная дорога и менеджеры Октябрьской и Западно-Сибирской железной дороги. Сегодня группа компаний ЗАО «Евросиб СПб – Транспортный бизнес» включает три компании, основными направлениями деятельности которых являются: услуги железнодорожного перевозчика (11,5 тыс. собственных и арендованных вагонов) и управление вагонным парком третьих лиц; терминальные и портовые операции; транспортно-экспедиторские услуги и логистика.
В свою очередь «Евросиб СПб – ТБ» входит в холдинг «Евросиб», который помимо предоставления транспортно-логистических услуг работает в области автомобильного дилерства, а также строительства и управления недвижимостью.
Наиболее многочисленным по количеству компаний является сегмент автомобильной экспедиции. Именно в данном сегменте отмечается самый высокий уровень конкуренции. Среди компаний, занимающихся экспедированием автомобильных перевозок, есть чистые диспетчеры (не имеют собственного подвижного состава), которые осуществляют состыковку автоперевозчиков и грузовладельцев. Однако большинство автоэкспедиторов (например, «Совтрансавто») имеют свой транспорт. К этой группе относятся и дочерние структуры иностранных транспортно-логистических компаний.
Как правило, экспедиторы, осуществляющие международные перевозки на территории РФ, предоставляют полный комплекс логистических услуг, включающий экспедирование, фрахт, таможенное оформление грузов. Лидерами в этом сегменте являются западные логистические операторы — Schenker, EXEL, Panalpina. Из российских компаний можно назвать концерн «Союзвнештранс», STS Logistics, а также ведущие транспортно-логистические холдинги.
В результате анализа ситуации, сложившейся на мировом и российском рынках логистических услуг, кратко изложенной в пунктах 1.1. – 1.3. можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день конкурентную среду на российском рынке транспортно-логистических услуг определяет, прежде всего, деятельность российских компаний.
Наиболее высокий уровень конкуренции отмечается в сегменте транспортно-экспедиционных услуг, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузовых перевозок, и достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке.
Деятельность по предоставлению услуг транспортно-экспедиционными компаниями, имеющими статус логистического оператора, позволяет получить их потребителям следующие основные преимущества:
- возможность предоставления клиентам необходимых видов транспортных средств;
- гибкость в переговорах с клиентом, возможность предоставления дополнительных услуг;
- использование различных способов организации грузовых перевозок;
- возможность комплексного обслуживания, то есть планирование, организация и осуществление всех операций по доставке, необходимых клиенту.
Возможность и способность транспортно-экспедиционных компаний качественно реализовывать востребованные рынком транспортные услуги оказывают влияние на повышение их конкурентоспособности и приводят к удовлетворению требований клиентов в процессе товародвижения.
2 АНАЛИЗ СОСТАВА И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТРАНЗИТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
Транспортно-экспедиторская коммерческая компания Общество с ограниченной ответственностью «Транзит» основано в 1999 году в г. Санкт-Петербург в связи с ростом спроса и потребления различных видов услуг, в том числе и услуг по экспедированию региональных перевозок грузов. Компания в процессе работы начала успешную транспортную программу в решении вопросов международной доставки грузов российских участников внешнеэкономической деятельности, основываясь на потребностях регионального рынка.
В настоящее время ООО «Транзит» осуществляет мультимодальные перевозки грузов и экспедирование услуг различными видами транспорта, в частности организует международные грузовые перевозки морским, автомобильным и железнодорожным транспортом.
Основной задачей компании по организации перевозок и экспедированию руководство считает специализацию на поиске оптимальных и наименее затратных маршрутов в схеме грузовладелец — перевозчик. С учетом потребностей грузоотправителей в процессе экспедирования реализуются варианты в международных перевозках грузов клиентов «от двери до двери», при этом выбираются наиболее эффективные виды транспорта, включая перевозки морем, автотранспортом или по железной дороге.
Выгодное историческое расположение города на пересечении морских и сухопутных транспортных путей позволяет компании выбирать наиболее рациональные варианты международных перевозок грузов через водные и сухопутные границы Северо-Западного региона России. В этих целях используются возможности портов Санкт-Петербурга, Выборга, Высоцка и других, а также сухопутные пограничные переходы региона. Компания также берет на себя полный контроль за таможенным оформлением своими специалистами от пункта погрузки до склада клиента в любой точке России и несет 100 % ответственности за перевозимый груз.
Полный комплекс транспортно-экспедиторских и логистических услуг на территории России и за рубежом включает:
- перевозки различных видов грузов из любой точки мира до склада заказчика (от «двери» до «двери») автомобильным и морским транспортом;
- автомобильные перевозки полнокомплектных и сборных грузов из Европы, а также доставку их адресатам;
- перевозки и перегрузки тяжеловесных и негабаритных грузов через порт Санкт – Петербург;
- таможенное оформление экспортно-импортных грузов;
- различные схемы доставки небольших партий экспортно-импортных грузов через Финляндию;
- контроль за продвижением внутренних и экспортно-импортных грузов на всем пути их следования;
- периодическую доставку грузов «от двери до двери» из стран Юго-Восточной Азии в Россию.
Таким образом, компания предлагает клиентам полный комплекс услуг по транспортно — экспедиторскому обслуживанию и таможенному оформлению грузов. При этом просчитываются оптимальные варианты транспортировки груза и затрат по таможенным процедурам, осуществляется таможенная очистка груза в Москве и Санкт-Петербурге. По заказу клиента могут быть ему предоставлены все необходимые экономические расчеты по каждой товарной позиции, включая сроки и стоимость транспортировки, таможенной очистки грузов, которые будут осуществлены с целью минимизации расходов предприятия — заказчика.
Организационная структура компании (Рис. 2.1) отражает упорядоченную совокупность взаимосвязанных между собой элементов, обеспечивающих ее функционирование и развитие как единого целого. Организационную структуру управления, согласно современных взглядов, можно определить как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой управление осуществляется путем выполнения соответствующих функций, ориентированных на достижение намеченных целей.
Персонал компании насчитывает 15 человек, включая директора и представителей логистического отдела.
Основными элементами организационной структуры являются производственные подразделения и органы управления, а также связи между органами и работниками управления, наделенными определенными функциями. Функциональные связи обеспечивают взаимодействие элементов организационной структуры и ее ориентирование на достижение заданных целей.
Данная организационная структура может быть отнесена к функциональной. Особенность функционального управления заключается в осуществлении некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия управленческих решений в системе линейного управления.
Сущность специализации состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на узко квалифицированных специалистов, то есть каждый орган управления либо отдельный исполнитель специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.
При достаточном расширении масштабов деятельности компании в данной структуре предусматривается возможность объединения группы специалистов одного профиля в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел по работе с клиентами, отдел логистики, бухгалтерия и т.п.
Следовательно, общая задача управления функционированием компании делится, начиная со среднего уровня, по функциональному признаку. Функциональное управление может сосуществовать наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей и обусловливает как свои преимущества (Таблица 2.1), так и недостатки.
В такой организационной структуре вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться во всех деталях профессиональной деятельности и выполнять все функции управления, имеет место штат узких специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление.
Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности коммерческой компании на рынке продукции и оказания услуг, особенно начальника отдела логистики и менеджеров.
Таблица 2.1 — Характеристики функциональной системы управления
Преимущества | Недостатки |
1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций. 2. Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов. 3. Стандартизация, формализация и программирование процессов управления. 4. Исключение дублирования в выполнении управленческих функций. 5. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. | Опасность чрезмерной централизации управления. Длительная процедура выработки и принятия управленческих решений. Трудности оперативной корректировки структуры управления.
|
Функциональной структуре управления присущи и некоторые недостатки, в частности появляется опасность чрезмерной централизации и бюрократизации управления; нередко проявляется неоправданно длительная процедура выработки и принятия управленческих решений; при резких изменениях рыночной ситуации встречаются трудности корректировки структуры и методов управления.
Функции начальника отдела логистики:
- организация профессиональных и хозяйственных связей с транспортными и брокерскими компаниями;
- оценка положения каждой транспортной (брокерской) компании и ее имидж на рынке;
- выбор наиболее надежной транспортной (брокерской) компании, способной минимизировать логистические издержки;
- заказ транспорта с учетом особенностей вида груза и пункта его доставки;
- контроль выполнения транспортной компанией своих обязательств перед грузоотправителями и грузополучателями по доставке продукции;
- оценка планируемых и фактических финансовых затрат.
Функции менеджеров по логистике:
- организация доставки грузов в соответствии с договорными обязательствами в любые регионы страны или зарубежья;
- выбор транспортных маршрутов по доставке грузов, а также расчет сметы расходов по каждому отдельному грузу;
- организация безопасной доставки негабаритных грузов, в том числе организация необходимого сопровождения;
- управление технологией осуществления контейнерных перевозок;
- анализ, обработка и удовлетворение претензий потребителей по результатам доставки продукции;
- составление и обработка необходимых товарно-транспортных документов.
Анализ функций работников отдела логистики позволяет выявить определенное несовершенство имеющейся организационной структуры отдела в компании ООО «Транзит»:
- повторение функций начальника отдела и менеджеров, что может привести к распылению степени ответственности за конечные результаты деятельности компании;
- ограниченный штат сотрудников отдела логистики, что приводит к необходимости частичной передачи их функций другим сотрудникам компании, а может отражаться на качестве доставки грузов получателям;
- недостаточное знание специалистами по логистике иностранных языков влечет за собой трудности в ведении переговоров с иностранными партнерами по бизнесу.
Однако организация отдела логистики имеет и свои положительные стороны:
- успешная работа с клиентами позволяет ежегодно наращивать объемы продаж логистических услуг, тем самым увеличивать долю компании на рынке и завоевывать все большую часть потребителей;
- многолетнее тесное партнерство специалистов по логистике с несколькими транспортными и брокерскими компаниями позволяет предлагать конкурентоспособные цены на свои услуги, а также предоставлять значительные скидки постоянным заказчикам.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф