1.4. Зарубежный и отечественный опыт применения метода бюджетирования
1.4.1 Зарубежный опыт применения метода бюджетирования
1.4.1.1 Используемые модели управленческого учета и отчетности
В мировой практике бюджетирование рассматривается как элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляет собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов [12]. Опыт ряда стран континентальной Европы и США убедительно свидетельствует о сближении национальных стандартов с международными стандартами. Это отражает общемировую тенденцию развития всех национальных рыночных экономик вследствие глобализации макроэкономических процессов. В источниках многих стран бюджетирование тесно увязывается с моделями управленческого учета и отчетности, в их числе [12, 13]:
Британо-американо-голландская модель, которую используют Великобритания, США и Нидерланды. В этой модели учет хозяйственной деятельности ориентируется на информационные запросы инвесторов и кредиторов. Владельцы акционерного капитала часто отделены от оперативного управления корпорациями.
Континентальная модель практикуется в Японии и в странах Европы (Франция, Германия, Швейцария, Австрия, Бельгия, Италия, Дания и во франкоязычных африканских странах (Алжир, Ангола, Марокко, Сенегал и др.). Бизнес в этих странах тесно связан с банками, поэтому правительство требует обязательной публикации отчетов. Все учетные процедуры консервативны и регламентируются законодательством. При этом вопросы налогообложения в соответствии с экономической политикой этих государств являются здесь приоритетными.
Южноамериканская модель, которой придерживаются Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Уругвай и др. Она ориентирована на потребности правительства и отличается от других моделей ежегодными корректировками на темпы инфляции. В этих странах разрабатываются специальные методики, учитывающие нестабильность денежной единицы и нарушение принципа первоначальной оценки основных средств.
Исламская модель входит в практику новой организации экономического сотрудничества исламских государств. Новое содружество создается в противовес известному союзу семи индустриально развитых стран. Такие страны, как Турция, Иран, Бангладеш, строят свои законодательные системы под влиянием богословских идей, поскольку в Коране запрещено ростовщичество, а в отчетной документации нельзя показывать механизм получения финансовой внереализационной прибыли. При этом ресурсы и долги компаний учитываются по рыночным ценам.
Интернациональная (международная) модель. Она учитывает тот факт, что бухгалтерский учет становится средством интернационального общения. Мультинациональный бизнес требует совмещения отчетов, построенных в соответствии с практикой каждой из стран — участниц экономической коммуникации. Профессиональные организации многих стран мира поддерживают деятельность Комитета по международным стандартам (IASC – International Accounting Standards Committee). Использование IASС – добровольное решение каждой мультинациональной компании и не снимает требования подчиняться правилам, принятым внутри страны.
1.4.1.2 Опыт применения метода бюджетирования в NASA
Сводная программа NASA охватывает четыре основные области космонавтики: пилотируемые космические полеты, космические науки и практическое использование космического пространства, перспективные исследования и разработка новых космических средств, системы слежения и сбора информации. Такой спектр задач требует больших затрат, а также полную информацию о финансовых расходах, поэтому бюджетирование приобретает в современных условиях для агентства все большее значение.
На основе законодательной и нормативной базы США в агентстве был разработан внутренний регламент «Руководство по оцениванию затрат в NASA» (далее – Регламент). Этот регламент постоянно претерпевает изменения и совершенствуется. Последняя разработанная версия этого документа выпущена в 2015 году, которая сохраняет основные принципы и подходы, сформированные ранее [43, 44].
Финансовое планирование в агентстве направлено на реализацию стратегии и решения тактических задач. Финансовые структуры NASA формируют генеральный бюджет агентства с учетом поставленных целей, путем сравнения прогнозов и реальными достигнутыми результатами различных проектов в США, в которых проводятся исследования и создается космическая техника [39].
Регламент NASA, с учетом всей законодательной базы, позволяет определить объемы финансирования и планировать собственный бюджет, а также представлять его для утверждения в Конгресс и президентские структуры. Кроме того, финансовые структуры NASA используют его для проведения экспертиз по проектам и дальнейшего заключения контрактов [43].
В Регламенте затрагивается широкий спектр тем, касающихся бюджетирования: формирование целей и задач, финансовое планирование и контроль над реализацией планов, контроль результатов, расчет параметров отклонений, подготовка предложений Директорам программ. Директор программы несет полную ответственность за финансирование и реализацию утвержденных проектов, за предоставление отчетов, контроль и оценку состояния работ.
Регламент описывает методы и модели прогнозирования, используемые в NASA, а также содержит практическую информацию, касающуюся применения этих методов. Документ содержит все требования к оцениванию затрат, в соответствии с нормативными документами NASA и не предлагает оценивать их, применяя конкретные методы и модели прогнозирования, не предъявляет требований к проектам [43].
Одной из функций управления затратами является планирование расходов. В зависимости от задач, стоящих перед центрами, которые реализуют различные программы, требования к оценке затрат и модели могут изменяться. Однако внутри NASA основные требования оценки затрат, применяемые методы и модели остаются неизменными. При необходимости в NASA можно дополнить или изменить общие положения. Для этого нужно сформулировать конкретные предложения в связи с возникшей необходимостью. В зависимости от сформулированных предложений могут быть изменены общие положения разово, либо постоянно.
Строгое следование существующим нормативным документам, а также централизованный и дисциплинированный подход к управлению проектом приводит к тому, что NASA достигает реальных и ощутимых результатов при прогнозировании затрат и экономии бюджетных финансовых ресурсов [43]. В NASA существует практика материальной заинтересованности участников проекта. Для достижения значительных успехов в реализации проекта всем исполнителям в зависимости от личного вклада производятся стимулирующие выплаты. В соответствии с Регламентом, NASA обязано предоставлять всем участникам проекта отчет о расходовании финансовых ресурсов по проекту.
Оценка затрат для всего цикла проекта (LCCE) включает полные затраты на проектирование, изготовление, испытание и эксплуатацию изделий. Такое прогнозирование позволяет получить перечень всех ресурсов, необходимых для выполнения проекта, а также каждого его этапа. Кроме того, прогнозирование затрат для всего цикла используется для принятия управленческих решений по проекту: бюджету, выбору системы менеджмента, определения главных этапов, определения проектной целесообразности, подходящих объемов и размеров проекта [39].
Постоянное получение информации прогнозных оценок по затратам на всех этапах проекта при ограниченных ресурсах позволяет Директорату программ NASA принять обоснованные решения по проекту [44].
На законодательном уровне в США уделяется большое внимание нормативным актам, которые учитывают все затраты и обязывают вести учет всех расходов, если финансирование производится из государственного бюджета.
Практически все нормативные документы, среди которых очень важная роль отводится GPRA (Правительственный акт о деятельности и результатах), направлены и подчинены одной цели – повышению эффективности проекта [43, 45]. Законодательная основа США способствует тому, что стратегия государственных агентств и структур, инвестируемая государством направлена на эффективное их использование, получение конкретных результатов по проектам, прозрачности всех финансовых операций, своевременном предоставлении соответствующей отчетности.
Правовые и нормативные акты являются основными документами для бюджетирования, планирования и отчетности, а также экономического анализа для федеральных агентств США [44]. Эти акты используются в процессе составления федерального бюджета, на основе соответствующих руководств административно-бюджетным управлением. Исполнительный отдел по управлению системой показателей следит, как правительственные департаменты и агентства исполняют эти акты [44].
Для обеспечения прозрачности в финансовой деятельности NASA использует экспертное сообщество [43, 44, 45]. К деятельности сообщества экспертов по оцениванию NASA напрямую относятся три основные функции: конкурсный выбор поставщиков, улучшение финансовой деятельности, консолидированный бюджет. Сообщество экспертов предоставляет Директорам программ NASA достоверные и аргументированные данные по оценке затрат. Сообщество экспертов по оцениванию NASA ответственно за оживление и усиление современной инфраструктуры по оцениванию затрат. Экспертное сообщество предоставляет в полном объеме необходимую информацию руководящим структурам: более точные и своевременные сведения по прогнозированию и оценке затрат, рискам по проектам, срокам их реализации и др. Такие процедуры увеличивают доверие к оценкам, проводимым экспертным сообществом NASA и доверие к самому NASA.
Точное прогнозирование и оценка затрат сообществом экспертов позволяют достичь NASA желаемых результатов.
В США существует много процедур отчетности перед конгрессом и административно-бюджетным управлением, одной из которых является предоставление NASA консолидированных данных по расходованию своего бюджета и срокам реализации проектов [44].
Этот подход позволяет NASA проводить прогнозирование и оценку затрат по проекту, сравнивать текущие затраты с бюджетом, предоставлять данные для отчетов. Это позволяет улучшить финансовые показатели по проекту и сократить расходы бюджетных средств.
При ограниченности бюджета NASA постоянно стремится эффективно использовать федеральные инвестиции для достижения максимальных результатов.
В США приняты ряд законов и нормативных актов, возлагающих всю полноту ответственности на агентства, компании и фирмы, получающие финансирование из средств федерального бюджета, за надлежащее эффективное расходование этих средств. При подготовке проектной документации и сметы расходов оценка затрат играет важную роль для получения финансирования из государственного бюджета, связывая доходы и расходы с рисками. Документ NASA по консолидированному бюджету регламентируют такую деятельность [43, 45].
Рассмотренный зарубежный опыт бюджетирования, прогнозирования трудоемкости и стоимости изделий NASA, а также описание условий и областей их применения, позволяют проектным менеджерам этих компаний оценить эти важные параметры с требуемой достоверностью, а также в соответствие со стадией реализации проекта и видом выполняемых работ при создании изделий авиационно-космической техники. Опыт зарубежных компаний в области бюджетирования, прогнозирования трудоемкости и стоимости разработки изделий авиационно-космической техники может быть успешно применен на предприятиях РКП России.
1.4.2 Отечественный опыт применения метода бюджетирования
Российская модель применяется в основном странами, входящими в состав СНГ. Отличительная особенность отечественной модели бюджетирования состоит в том, что многие предприятия нашей страны, перенимая опыт зарубежных стран, считают бюджетирование важнейшей функцией планирования и составной частью управленческого учёта. При этом бюджетирование часто применяется в составе процессов управления предприятием.
Применительно к используемым методам бюджетирования необходимо отметить следующее.
В настоящее время, в экономической литературе выделяют пять подходов в определении роли и места бюджетирования в системе управления предприятием [25]:
- бюджетирование как элемент управленческого учета;
- бюджетирование как главная составляющая планирования;
- бюджетирование как инструмент контроллинга;
- бюджетирование как метод финансового управления;
- бюджетирование как универсальный инструмент управления в целом.
Однако нет единства в понимании сущности бюджетирования. В научной литературе лидирует точка зрения, которая связывает бюджетирование с планированием деятельности организации, что позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить ее общей стратегической цели.
Отдельные авторы относят бюджетирование строго к финансовому управлению, говоря, что бюджетирование – это часть финансового менеджмента [19, 20, 21]. Другие авторы расширяют это понятие, отмечая, что бюджетирование является универсальным инструментом управления предприятием.
Ряд авторов считают прогнозирование главным в бюджетировании, а основной целью бюджетирования — максимизацию денежного потока, утверждая, что любой прогноз или бюджет основывается на планах продаж, именно с него и надо начинать.
При этом, само понятие бюджетирование интерпретируется по-разному: во-первых, это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных. Во-вторых, это основа правильной реструктуризации предприятия, оптимизации его структуры капитала (активов). В-третьих, это разработка конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования.
Таким образом, в отечественной практике на предприятиях используется несколько методов бюджетирования.
Реализация методов бюджетирования предполагает, что постепенно традиционные методы формирования и исполнения бюджетов предприятия и основанная на их данных система принятия управленческих решений будет дополняться и совершенствоваться новыми элементами.
Глава 2. Анализ применения метода бюджетирования на предприятиях РКП (на примере АО «ИСС»)
2.1. Краткая характеристика объекта исследования
Акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (сокращенное наименование АО «ИСС») создано в соответствии с указом Президента РФ от 09.06.2006 № 574, постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 № 424 и распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 29.12.2006 № 07-2133р.
Основными целями Общества являются научные, научно-технические и прикладные исследования в области создания космических систем и их составных частей, проектирование, разработка, изготовление, эксплуатация и продажа спутниковых систем различного назначения, спутников, спутниковых платформ, получение максимальной совокупной прибыли Общества и поддержание его финансовой устойчивости в условиях конкуренции на внутреннем и мировом рынках.
Общество является проектно-производственной организацией, обладающей собственной производственной и испытательной базой. Характер производства – мелкосерийное и единичное производство образцов и агрегатов РКТ в кооперации с другими предприятиями.
АО «ИСС» выполняет значительные объемы работ по следующим направлениям деятельности [42]:
- создание космических аппаратов, систем и комплексов связи, телевещания, ретрансляции, навигации, геодезии, включая:
- проектирование и разработку с использованием современных систем автоматизированного проектирования, таких как CATIA, SmarTeam, NASTRAN, Altium Designer, Thermica, Labveiw, Microwave Studio, Grasp, ANSYS HFSS, Satsoft;
- изготовление составных частей и космических аппаратов в целом с применением передовых технологий и современного производственного оборудования;
- полный цикл наземных испытаний приборов, конструкций, систем и собранных космических аппаратов;
- транспортировку космических аппаратов на космодром и подготовку к запуску;
- сопровождение запуска, летные испытания, ввод в эксплуатацию;
- создание наземных комплексов управления космическими аппаратами;
- управление космическими аппаратами и многоспутниковыми группировками;
- обучение представителей заказчика управлению космическими аппаратами, техническая поддержка в течение всего срока функционирования спутников;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания космической техники.
За 55 лет специалистами АО «ИСС» создано более 1200 космических аппаратов, введено в эксплуатацию свыше 40 космических систем и комплексов. В настоящее время 2/3 орбитальной группировки России – это спутники разработки и производства АО «ИСС».
Предприятие выступает головным исполнителем по ключевым проектам в рамках Федеральных целевых программ: «Государственной программы вооружения», Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», «Федеральной космической программы России» и других. Благодаря участию в международных проектах АО «ИСС» широко известно и за рубежом.
Комплексная производственно-экспериментальная база АО «ИСС» оснащена современной техникой и продолжает ежегодно пополняться новым высокопроизводительным оборудованием, а персонал организации владеет всем спектром компетенций, необходимых для создания инновационной продукции космического назначения.
АО «ИСС» располагает современной производственной базой, рассчитанной на комплексное применение новейших технологий. В организации осуществляется широкий спектр работ по механообработке, приборостроению, сборке космических аппаратов, нанесению гальвано-химических и лакокрасочных покрытий.
На производственных площадях предприятия функционирует более 1000 единиц специализированного и общемашиностроительного оборудования. Высокими темпами идет техническое перевооружение, что обеспечивает непрерывную модернизацию всех этапов создания космической техники.
Развитая производственная база предприятия является одним из важнейших факторов создания конкурентоспособной продукции и позволяет применять и развивать такие современные технологии, как [42]:
- изготовление сотопанелей с алюминиевыми и углепластиковыми обшивками;
- производство деталей из полимерных композиционных материалов;
- нанесение пленочных покрытий с оптическими и радиоотражающими свойствами магнитронным методом;
- разработка и производство трехмерной единой бортовой кабельной сети космических аппаратов;
- нанесение гальвано-химических и лакокрасочных покрытий;
- разработка и производство энергопреобразующих комплексов;
- создание систем терморегулирования на основе двухфазного контура для спутников с высокой энергетикой;
- изготовление волноводных трактов.
Испытательная база АО «ИСС» позволяет проводить все виды наземной экспериментальной отработки космических аппаратов и их составных частей. Многоступенчатая наземная экспериментальная отработка, в ходе которой проверяется функционирование сначала отдельных приборов, деталей и узлов, затем систем, а в конечном итоге и собранных космических аппаратов, служит гарантией высокой надежности выпускаемой продукции и длительного срока ее эксплуатации.
Полный комплекс испытаний космических аппаратов обеспечивается с помощью передового высокотехнологичного оборудования, такого как:
- криогенно-вакуумные установки (объемом 400 и 120 м3) и горизонтальная вакуумная установка (объемом 600 м3) для проведения тепловакуумных и термобалансных испытаний;
- вибрационные стенды для имитации вибрационных нагрузок, которые воздействуют на космический аппарат во время запуска;
- акустическая камера для проведения испытаний на звуковые нагрузки;
- стенд транспортировочных испытаний для отработки конструкции космического аппарата на воздействие нагрузок в ходе транспортирования к месту запуска;
- стенд имитации невесомости для проверки раскрытия трансформируемых систем спутника;
- стенд электрических испытаний для подтверждения исправности оборудования космического аппарата;
- безэховая камера для испытаний электрорадиотехнического оборудования спутника на электромагнитную совместимость.
Структурная схема управления АО «ИСС» приведена на рисунке 2.1.
Основные бизнес-процессы АО «ИСС» представлены на рисунке 2.2.
В настоящее время поддержка деятельности АО «ИСС» по обеспечению указанных процессов фрагментарно обеспечивается средствами разрозненных информационных систем и программного обеспечения различных производителей.
Для поддержки деятельности одного из наиболее важных и трудоемких направлений, а именно, деятельности финансово-экономического блока, разработана система автоматизированного контроля исполнения планов и документов (АКИП-АКИД), целью которой, в том числе, является обеспечение эффективного решения задач управления экономикой и финансами за счет внедрения современных информационных технологий управления в АО «ИСС».
Относительные показатели оценки финансово-экономической деятельности АО «ИСС» в соответствии с годовой бухгалтерской отчетностью за 2016 год приведены в таблице 2.1 [42].
Таблица 2.1 — Относительные показатели оценки финансово-экономической деятельности
Группа | Показатель | Значение на 01.01.2015 | Значение на 01.01.2016 | Значение на 31.12.2016 |
Показатели рентабельности хозяйственной деятельности | Рентабельность продаж (прибыль от продаж / выручка от продаж) | 0,02 | 0,04 | 0,03 |
Общая рентабельность | 0,01 | 0,03 | 0,02 | |
Рентабельность собственного капитала 1 | 0,02 | 0,03 | 0,01 | |
Показатели ликвидности | Коэффициент текущей ликвидности 2 | 1,23 | 1,10 | 1,03 |
Коэффициент абсолютной ликвидности 3 | 0,11 | 0,21 | 0,34 | |
Показатели финансовой устойчивости | Коэффициент обеспеченности собственными средствами 4 | 0,31 | 0,22 | 0,07 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 5 | 2,63 | 3,56 | 3,67 | |
Показатели деловой активности | Период оборота текущих активов | 322 | 767 | 1 601 |
Период оборота запасов и затрат | 289 | 422 | 762 |
1, 2, 3, 4, 5 — рентабельность собственного капитала, коэффициенты текущей ликвидности, абсолютной ликвидности, обеспеченности собственными средствами, соотношения заемных и собственных средств рассчитаны на конец периода исходя из принципа исключения из состава краткосрочных обязательств неденежных обязательств – доходов будущих периодов и включения их в состав собственного капитала.
Абсолютные показатели оценки финансово-экономической деятельности АО «ИСС» в соответствии с годовой бухгалтерской отчетностью за 2016 год приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Абсолютные показатели оценки финансово-экономической деятельности
Наименование показателя | Сумма в тыс. руб. | ||
за 2014 г. | за 2015 г. | за 2016 г. | |
Чистая прибыль за финансовый год | 448 778 | 702 195 | 393 289 |
Собственный капитал (раздел III) | 22 949 800 | 23 620 463 | 30 007 833 |
Чистые активы (= раздел III плюс доходы будущих периодов) | 23 514 621 | 24 646 724 | 30 913 842 |
Анализ структуры баланса показал, что:
Чистая прибыль снизилась на 308 906 тыс. руб. (- 44 %).
Собственный капитал вырос на 6 387 370 тыс. руб. (+ 27 %).
Чистые активы выросли на 6 267 118 тыс. руб. (+ 25 %).
Стоимость чистых активов больше суммы уставного капитала и резервного фонда, следовательно выполняется минимальное условие финансовой устойчивости организации.
Результаты анализа эффективности использования основных средств представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Эффективность использования основных средств
№ | Наименование | Формула расчета | 2014 | 2015 | 2016 |
1 | Фондоотдача | выручка от реализации / средняя стоимость ОС | 4,74 | 3,03 | 1,99 |
2 | Износ основных средств | износ ОС / первоначальная стоимость ОС | 0,24 | 0,28 | 0,32 |
3 | Обновление основных средств | поступившие за период ОС / первоначальная стоимость ОС на конец периода | 0,19 | 0,12 | 0,09 |
4 | Выбытие основных средств | выбывшие за период ОС / первоначальная стоимость ОС на начало периода | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Значения доходов, расходов и результатов по обычным видам деятельности АО «ИСС» приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Доходы, расходы и результат по обычным видам деятельности, тыс. руб.
№ | Показатели | Строка ф. № 2 | 2015 год | 2016 год | Изменение |
1. | Выручка от продаж товаров, работ, услуг (без НДС) | 2110 | 25 283 770 | 17 439 324 | — 7 844 446 |
в том числе: | |||||
основная деятельность | 25 196 635 | 17 351 615 | — 7 845 020 | ||
ремонтные работы | 189 | 470 | + 281 | ||
жилищные услуги | 180 | 71 | — 109 | ||
розничная торговля и общественное питание | 60 920 | 59 087 | — 1 833 | ||
санаторные и оздоровительные услуги | 25 846 | 28 081 | + 2 235 | ||
2. | Себестоимость продаж | 2120 | 24 272 780 | 16 920 667 | — 7 352 113 |
в том числе: | |||||
основная деятельность | 24 071 960 | 16 726 451 | — 7 345 509 | ||
ремонтные работы | 55 | 313 | + 258 | ||
жилищные услуги | 547 | 243 | — 304 | ||
розничная торговля и общественное питание | 90 295 | 91 698 | + 1 403 | ||
санаторные и оздоровительные услуги | 109 923 | 101 962 | — 7 961 | ||
3. | Прибыль (убыток) от продаж | 2200 | 1 010 990 | 518 657 | — 492 333 |
в том числе: | |||||
прибыль по основной деятельности | 1 124 675 | 625 164 | — 499 511 | ||
прибыль по ремонтным работам | 134 | 157 | + 23 | ||
убыток по жилищным услугам | -367 | -172 | + 195 | ||
убыток по розничной торговле и общественному питанию | -29 375 | -32 611 | — 3 236 | ||
убыток по санаторным и оздоровительным услугам | -84 077 | -73 881 | + 10 196 | ||
4. | Сальдо прочих доходов и расходов | 2310+2320-2330+2340-2350 | — 64 587 | 77 495 | 142 082 |
5. | Балансовая прибыль, всего | 2300 | 946 403 | 596 152 | — 350 251 |
Выручка в 2016 году снизилась на 7 844 446 тыс. руб. (- 31 %).
Результаты анализа показателей структуры капитала АО «ИСС» за 2014-2016 гг. приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Результаты анализа показателей структуры капитала АО «ИСС» за 2014-2016 гг
№ п/п | Наименование показателя | Год | Расчет | Итого | Вывод |
1 | Коэффициент автономии (нормальное значение 0,5 и более) | 2014 | СК 22 949 800,00 / А 85 244 538,00 | 0,3 | Ниже нормального значение |
2015 | 23 620 463,00 / 111 408 382,00 | 0,2 | Ниже нормального значение | ||
2016 | 30 007 833,00 / 144 581 563,00 | 0,2 | Ниже нормального значение | ||
Общий вывод: | Доля собственного капитала в общем объеме активов незначительна, активы предприятия в основном сформированы не за счет собственных средств | ||||
2 | Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала (рекомендуемое значение <0,7, оптимальное соотношение заемных и собственных средств 0,5 < Кзс < 0,7) | 2014 | ДиКО 17 199 368,00 / СК 22 949 800,00 | 0,7 | В пределах нормы |
2015 | 19 674 140,00 / 23 620 463,00 | 0,8 | Чуть выше нормы | ||
2016 | 284 502,00 / 30 007 833,00 | 0,009 | Ниже нормы | ||
Общий вывод: | Значение показателя в пределах 0,7 (2014 год) считается оптимальным и говорит об устойчивости состояния, отсутствия зависимости в финансовом плане и нормальном функционировании. Значение в 2015 году 0,8 указывает на неусточйчивость финансового положения и существование признаков неплатежеспособности. Значение 0,009 в 2016 году будучи показателем устойчивого финансового положения, одновременно указывает на неэффективность работы предприятия | ||||
3 | Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств | 2014 | ДО 20 313 766,00 / ДО 20 313 766,00 + СК 22 949 800,00 | 0,5 | |
2015 | 22 474 049,00 / 22 474 049,00 + 23 620 463,00 | 0,5 | |||
2016 | 4 090 709,00 / 4 090 709,00 + 30 007 833,00 | 0,1 | |||
Общий вывод: | Предприятие не обладает зависимостью от привлеченного капитала, коэффициент 2014 и 2015 годов не велик, а в 2016 году и вовсе стремится к 0, что говорит о том, что предприятие практически не привлекало банковских или иных займов | ||||
4 | Чистые активы | 2014 | А 85 244 538,00 — О (20 313 766,00 + 41 980 972,00 — 564 821,00) | 23 514 621,00 | |
2015 | 111 408 382,00 — (22 474 049,00 + 65 313 870,00 — 1 026 261,00) | 24 646 724,00 | |||
2016 | 144 581 563,00 — (4 090 709,00 + 110 483 021,00 — 906 009,00) | 30 913 842,00 |
Чистые активы положительные и по каждому году превышают уставный капитал предприятия. Это значит, что в ходе своей деятельности предприятие не только не растратило первоначально внесенные собственником средства, но и обеспечило их прирост. Раз величина чистых активов больше уставного капитала, то деятельность предприятия признается успешной, и, кроме того, может быть принято решение о распределении прибыли. Однако превышение чистых активов над величиной уставного капитала не обязывает предприятие увеличивать свой уставный капитал. Кроме того, уменьшит стоимость чистых активов предприятия выплата дивидендов.
2.2. Операционные бюджеты компании и практика их разработки
Под операционным бюджетом понимается бюджет, отражающий общий свод планируемых доходов и расходов от операционной деятельности АО «ИСС» за период.
Операционным видом деятельности является деятельность Центра финансовой ответственности (ЦФО), в рамках которой возникают доходы, связанные с реализацией продукции, работ и услуг, а также расходы периода, связанные с производством и реализацией продукции, работ и услуг.
Под ЦФО понимается подразделение АО «ИСС», по которому осуществляется планирование, сбор фактической информации, контроль и анализ исполнения бюджета. ЦФО могут являться отдел, департамент, центр и другие.
Процесс разработки операционных бюджетов АО «ИСС» регламентируется применяемыми бюджетными формами.
Бюджетные формы обязательны к применению всеми ЦФО и Функциональными центрами ответственности (ФЦО).
Под ФЦО понимается подразделение АО «ИСС», осуществляющее планирование и контроль бюджетных данных в рамках своей функциональной зоны ответственности.
При этом, бюджетные формы делятся на типовые и специальные.
Типовые бюджетные формы – формы одинакового стандарта для всех Бизнес-единиц и Бюджетных единиц, входящих в их состав.
Специальные бюджетные формы не имеют общего стандарта.
В общем случае, типовыми бюджетными формами в АО «ИСС» являются:
- «Прогнозный баланс» (ПБ);
- «Бюджет прибылей и убытков» (БПУ);
- «Бюджет движения денежных средств» (БДДС);
- «Смета затрат» (СЗ);
- «Инвестиционный план»;
- «Формат показателей межотраслевого баланса (формат МОБ)»;
- «Заявка на поставку продукции (работ, услуг) внутреннего производства»;
- «Налоговый бюджет»;
- «Реализация продукции, работ, услуг»;
- «Операционные и внереализационные доходы»;
- «Смета производственных затрат»;
- «Смета затрат по капитальным вложениям» (при осуществлении работ хозяйственным способом);
- «Бюджет непроизводственных расходов» (управленческие, коммерческие, операционные, внереализационные расходы);
- «Бюджет движения ТМЦ»;
- «Движение по капитальным вложениям»;
- «Движение расходов будущих периодов»;
- «Внеоборотные активы»;
- «Бюджет дебиторской задолженности»;
- «Бюджет кредиторской задолженности»;
- «Движение финансовых инструментов»;
- «Бюджет по труду и заработной плате».
Специальными бюджетными формами являются:
- «Производственная программа»;
- «Ключевые показатели деятельности (КПД)».
Поскольку операционные (первичные) бюджеты включают в себя: Бюджет продаж, Бюджет производства, Бюджет производственных запасов, Бюджет прямых затрат на материалы, Бюджет производственных накладных расходов, Бюджет прямых затрат на оплату труда, Бюджет коммерческих расходов и другие, выбираются соответствующие типовые бюджетные формы из приведенных выше.
Сформированные в первичных бюджетах объемы продаж/закупок и платежей/перечислений могут быть утверждены как лимиты возникновения/погашения обязательств.
Для анализа исполнения бюджетов формируются отчетные формы. Отчетные и плановые бюджетные формы идентичны.
2.3. Инвестиционный бюджет АО «ИСС» и его характеристики
Инвестиционный бюджет представляет собой бюджет, определяющий цели расходования денежных средств, предназначенных для финансирования инвестиционных проектов и других затрат инвестиционного характера АО «ИСС».
В условиях жесткой оптимизации расходов на федеральном уровне при формировании инвестиционной программы за счет собственных и федеральных средств предприятиям РКП рекомендуется исходить из первоочередности, целесообразности (обоснованности) осуществления инвестиций и их экономической эффективности.
В инвестиционную программу предприятий в обязательном порядке включаются инвестиционные проекты в обеспечение выполнения ГОЗ, финансируемые за счет федерального бюджета (с софинансированием из собственных средств), собственные инвестиционные проекты и мероприятия, обязательные к реализации в плановом периоде по предписаниям надзорных органов. В соответствии с приказом Госкорпорации «Роскосмос» №183 от 14.09.2016 предельный лимит финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств не должен превышать размера суммы плановой/расчетной суммы годовой амортизации и 50% чистой прибыли предыдущего года.
Решения о государственном финансировании отдельных инновационных проектов зависят от уровня эффективности проекта, его социальной значимости и сроков окупаемости. Предпочтение отдается проектам с наименьшим сроком окупаемости, что связано в первую очередь с желанием уменьшить финансовый риск.
Порядок планирования инвестиционных расходов в АО «ИСС» следующий. При подготовке годового бюджета в состав инвестиционных расходов включаются все инвестиционные проекты, которые на момент формирования бюджета прошли установленную процедуру согласования и утверждения, а также инвестиционные проекты, по которым финансирование не утверждено. Инвестиционные проекты, которые на момент формирования Инвестиционного плана не прошли процедуру согласования и утверждения в соответствии с существующим порядком согласования и утверждения инвестиционных проектов предприятия, общей суммой указываются в Протоколе заседания Бюджетного комитета.
В состав квартального бюджета включается финансирование по проектам, прошедшим согласование в соответствии с существующим порядком согласования и утверждения инвестиционных проектов предприятия к моменту утверждения полугодового бюджета.
Процедура согласования и разрешения финансирования инвестиционных проектов регламентируется нормативно-методическими документами по инвестиционной деятельности, утвержденными в соответствии с установленным в АО «ИСС» порядком.
Исполнение инвестиционного бюджета осуществляется в рамках исполнения годового бюджета предприятия.
Утвержденный годовой бюджет АО «ИСС» обязателен для исполнения всеми подразделениями предприятия.
В рамках исполнения годового бюджета АО «ИСС» деятельность каждого ЦФО должна быть направлена на достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Исполнение бюджета ЦФО осуществляется в рамках бюджетных статей и бюджетных форм, определенных Бюджетным регламентом АО «ИСС».
Бюджет расходов по каждому виду деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой) не может быть превышен до определения источника финансирования.
Источниками финансирования дополнительных расходов по инвестиционной деятельности, не предусмотренных утвержденным Инвестиционным бюджетом, могут выступать:
- экономия инвестиционных расходов, полученная в рамках исполнения утвержденного годового бюджета;
- инвестиционный резерв генерального директора.
Предложение о перераспределении плановых показателей ЦФО / ФЦО в рамках исполнения годового бюджета должно быть документально оформлено служебной запиской / письмом руководителя ЦФО / ФЦО.
ЦФО / ФЦО в предложении о перераспределении плановых показателей в рамках исполнения годового бюджета обеспечивает указание в документе следующей информации:
- наименование ЦФО / ФЦО, в рамках которой возникло отклонение от плановых показателей;
- наименование бюджетной формы, в рамках которой необходимо согласовать перераспределение плановых показателей;
- классификацию бюджетных аналитик (вид деятельности/ номер управленческого плана счетов / статья структуры доходов и затрат / контрагент/ ФЦО/ проект), в рамках которых возникло отклонение;
- экономически обоснованную причину возникновения отклонения от плановых показателей;
- источник финансирования дефицита.
В исключительных случаях, при невозможности самостоятельно определить источник финансирования дефицита руководитель ЦФО / ФЦО направляет в адрес заместителя генерального директора – начальника управления по экономике и финансам служебную записку / письмо о перераспределении плановых показателей бюджета с просьбой найти источник финансирования экономически обоснованных дополнительных расходов.
Предложение о перераспределении плановых показателей бюджета, оформленное надлежащим образом и подписанное руководителем ЦФО / ФЦО или уполномоченным им лицом направляется на согласование другим участникам бюджетного процесса в соответствии с приказом генерального директора АО «ИСС» от 19.07.2017 г. № 2540 «Об организации Бюджетного процесса в АО «ИСС».
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф