СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Содержание и сущность понятия «детско-родительские отношения»
1.2. Особенности отношений детей и родителей в приемных семьях
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Диагностика детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
2.2. Организация исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми, анализ и интерпретация данных исследования
2.3. Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Изучение особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, является актуальной как для понимания определенных фактов, имеющих влияние на становление личности приемного ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики (поддержки) приемных семей.
Проблема особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях требует к себе пристального внимания из-за недостаточной ее изученности. Но противоречия, лежащие, в ее основе связаны с тем, что в настоящее время реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом президента РФ от 1 июня 2012 г.). Стратегия, в частности, направлена на сокращение числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей, за счет их устройства в приемные семьи. Данная задача обусловлена, с одной стороны, необходимостью сокращения бюджетных затрат на содержание и материальное обеспечение учреждений государственного воспитания, с другой стороны, фактом более эффективной социализации и благополучного эмоционального состояния детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. Согласно статистическим данным за 2016 год принято детей на воспитание в приемную семью 22744 ребенка, возвращено приемных детей в детские дома в 2016 году 2266 (9,96%), в 2017- 2160 [56]. Это свидетельствует об остроте проблемы изучения детско-родительских отношений в приемных семьях и существовании социального запроса на психолого-педагогическую помощь и сопровождение приемных семей. Исследование особенностей эмоциональной системы семей с приемным ребенком поможет уточнить задачи работы психолога, социального педагога с приемными семьями не только на уровне непосредственно детско-родительских отношений, но и на уровне всей семьи в целом.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Объект исследования: детско-родительские отношения в приемных семьях.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
- Разработать программу исследования особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях.
- Организовать и провести исследование особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, проанализировать и интерпретировать результаты.
- Разработать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми.
На защиту выносятся положение: Родительское отношение в семье с приемным ребенком старшего дошкольного возраста характеризуются следующими особенностями: низким уровнем эмоционального принятия ребенка; стремлением к тотальному контролю над всеми сферами жизнедеятельности ребенка; не готовностью к пониманию потребностей ребенка, восприятием его как не состоявшейся личности.
Со стороны ребенка старшего дошкольного возраста отношение к приемной семье характеризуется проявлениями внешнего подчинения требований родителей; низкой дифференциации членов семьи; наличием проявлений тревожности, агрессии и конфликтности по отношению к членам семьи.
Методы исследования: теоретический анализ обобщение классификация;
Эмпирические методы исследования: тестирование, наблюдение, анализ случая;
Методы обработки данных: количественная и качественная обработка результатов исследования.
База эмпирического исследования: 10 семей, воспитывающих приемных детей, 20 родителей и 34 ребенка в возрасте 5-6 лет приняли участие в исследовании.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения качества социально-педагогического сопровождения приемной семьи организуемого в различных учреждениях социального обслуживания и образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Содержание и сущность понятия «детско-родительские отношения»
Содержание и сущность понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку — родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.
В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и др., бихевиористского Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др. и гуманистического Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др. направлений.
В классическом психоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой — как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. Негативный детский опыт, чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению 3. Фрейда, к явно выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии (инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности) [47].
Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, находясь в зоне родительского взаимодействия, а позже — со стороны более широкого социального окружения: соседей, одноклассников, школы и других социальных институтов, культурных и исторических условий. В концепции Э. Эриксона подчеркивается, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой — предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [55].
Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку.
Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:
1) условность — безусловность,
2) контролируемость — неконтролируемость.
Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца» [48].
Одним из подходов в понимании семейного воспитания в гуманистическом направлении является подход А. Адлера. По А.Адлеру, человек — существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса. А. Адлер рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом [1].
Основными понятиями семейного воспитания, по Адлеру, являются: равенство (но не тождественность между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности) и сотрудничество.
К. Роджерс, представитель гуманистического направления и автор феноменологической теории личности, утверждал, что человеку свойственны потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребность самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между Я идеальным (представление о том, как тебя любят) и Я реальным (действительным уровнем любви). То есть, и в гуманистической психологии так же рассматривается противопоставление условной и безусловной любви. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка[38].
Ловинджер Л. (1960) считает, основой того или иного родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» — осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я». API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса — подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни родителя, приводит, прежде всего, к подавлению внутренней жизни и ребенка. В данном случае, клинико-психологические особенности родителя так же влияют и на специфику родительского отношения [22].
Личностные особенности родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери Э. Фромм – Ф. Райхманн (1948). Шизофреногенная мать — деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Муж такой женщины, изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. В результате ребенок уступает позиции и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу.
В отечественной психологии уделялось огромное внимания понятию детско-родительских отношений. «Семья, являясь первичной социальной микросредой»,- пишет в своих исследованиях В.Н. Дружинин, «в которой человек живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни», оказывает огромное влияние на развитие человека. Значение семьи в целом велико, и на личность ребенка и, соответственно, на его построение жизненного пути, оказывает большое влияние стиль его взаимоотношений с родителями. При рассмотрении детско-родительских отношений используется не только такое направление анализа как стиль, но и родительское отношение, родительские позиции и установки, типы и модели семейного воспитания [14].
«Родительское отношение»- пишет А.С. Спиваковская — «это реальная направленность, позволяющая описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми» [43].
Аналогичное определение родительского отношения дают А.Я. Варга и В.В. Столин. По их определению родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Это определение позволяет анализировать отношение к ребенку в следующих направлениях:
— реальное взаимодействие родителей с ребенком (родительская позиция);
— отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;
— отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительские установки).
Различные родительские позиции оказывают непосредственное влияние на формирование социальной активности и личностные особенности ребенка.
А.С. Спиваковская понимает родительскую позицию как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, как совокупность трех факторов: представления родителя о ребенке, отношения к нему и характера обращения с ним
В отечественной литературе существуют классификации, в которых в основу описания родительского отношения положена степень выраженности эмоциональной стороны общения и значимости характера эмоциональных связей в семье.
Одной из значимых является классификация родительского отношения, предлагаемая А.Я. Варгой и Столиным В.В, которые дали описание обобщенных типов родительского отношения в ходе многолетней консультационной работы:
- принятие – отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку);
- кооперация (отражает социально желаемый результат);
- симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении);
- авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка);
- маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем).
К понятиям «родительское отношение», «родительская позиция», отражающим воспитательное воздействие родителей на ребенка, относятся понятия, обозначаемые терминами «типы воспитания», «стили воспитания».
Каждый родитель обладает своим уникальным воспитательным стилем, а именно: определенным образом выражает свою привязанность к ребенку, откликается на его потребности, предъявляет ему свои требования, контролирует их выполнение и санкционирует их выполнение.
В трудах отечественных исследователей Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.
Таким образом, анализ работ специалистов позволяет выявить следующие характеристики детско-родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке; принятие родителями на себя ответственности за ребёнка.
Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:
- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
- темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
- религиозность;
- национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
- социальное положение;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей и педагогической культуры.
Под родительскими отношениями понимают систему или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. С другой стороны под родительскими установками подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты А.А. Бодалева, [9].
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие родителя и ребенка является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям А.Я. Варга, [11 ].
Таким образом, можно видеть, что детско-родительские отношения разными психологами описываются весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
Таким образом, под детско-родительскими отношениями мы понимаем межличностное отношение дуального характера (отношения со стороны родителя и со стороны ребенка). Наиболее значимыми аспектами являются эмоциональное принятие ребенка, отношение к его потребностям в разных сферах жизнедеятельности, восприятие и понимание. Со стороны ребенка наиболее значимыми являются эмоциональное принятие родителя, осознание своей роли и места в семье, состояние эмоционального благополучия. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Теперь остановимся на особенностях отношений детей и родителей в приемных семьях.
1.2. Особенности отношений детей и родителей в приемных семьях
Воспитывая приемного ребенка, довольно часто, семьи сталкиваются с большим рядом проблем и нуждаются в помощи психолога, для помощи не только в индивидуальных особенностях приемного ребенка, но и во взаимоотношении самой приемной семьи в целом. Разлука с матерью очень сильно влияет на психологическое развитие ребенка и формирования его личностных особенностей.
Особенности детско-родительских отношений, складывающиеся в процессе жизнедеятельности приемных детей привносят свои аспекты и в дальнейшей жизни этих детей. В зависимости от удовлетворения личностных потребностей ребенка, структуры, динамики и нарушений семейных отношений формируются и представления о взаимоотношениях со сверстниками, учителями в школе, воспитателями в детском саду, с окружающими взрослыми и т.д.
Детско-родительские отношения — один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому [41].
Ослон В.Н., изучая такие семьи, пришла к выводу, что замещающие профессиональные семьи, являются благоприятным решением проблемы внедрения детей-сирот в общество, так как данная профессиональная забота, то есть, усыновление, связанна с экономическими трудностями. Следует заметить, что подобные семьи имеют ряд особых недостатков, связанных с тем, что ребенку, может быть довольно трудно, воспринять новую семью своей, так как люди, которых он называет «матерью», «отцом», получают за его воспитание зарплату. [32].
Как предполагают сторонники теории объективных отношений М. Малер, Д. Винникот и др. для нормального психологического развития ребенка, является установление доверительных отношений с ближайшим окружением, а не удовлетворение базовых влечений и инстинктов. Они считают, что долгая разлука с матерью в раннем возрасте, может негативно сказываться на личностном развитии в более позднем возрасте. Так же, были введены предположение о том, что дети, которым не доставалось материнской любви в младенчестве, могут стать довольно нормальными взрослыми людьми, при условии, что при более поздних этапах своего взросления будут установлены благоприятные и стабильные отношения [12, 23].
Мотивация родителей, обуславливается потребностью в детях. Такая потребность многозначна, так как в ней имеют место ряд потребностей разного плана:
- Самореализация
- Поиск смысла жизни
- Достижение в полноценности.
Таким образом, мотивация родителей может быть совершенно разного характера, быть как адекватной, так и не адекватной.
Детско-родительские отношения в приемной семье, в значительной степени, могут определяться следующими мотивами:
- Удовлетворение потребностей в продолжение рода.
- Мотив смысла жизни.
- Преодоления одиночества.
- Альтруистическая мотивация.
- Компенсация потери собственного ребенка.
- Стабилизация супружеских отношений.
Мотивация усыновления позволяет определить успешность адаптации, как родителей, так и приемных детей, корректировать, в случае необходимости детско-родительские взаимодействия, а так же психологическую готовность супругов к усыновлению.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее благоприятный прогноз функционирования семейной системы, является тот случай, при котором родители берут ребенка, потому что хотят дарить ему тепло и любовь, заботиться о нем, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, нужно сверять свой мотив со способностью любить ребенка, к готовности сделать его счастливым, а так же чтобы ребенок рос в благополучных условиях, при этом не чувствуя себя жертвой обстоятельств.
Приемные семьи, имеют ряд трудностей из-за возможности наличия тайны усыновления ребенка, которая в свою очередь раскрывается только под давлением чрезвычайных обстоятельств. Л.С. Печникова [15], провела исследование в детских психиатрических клиниках, на детях, воспитывающихся в приемных семьях. Ей стало известно, что у детей, воспитывающихся в приемных семьях, наблюдаются нарушения, близкие тем, что наблюдаются у детей из детских домов. Полученные ей данные, опровергают мнения о том, что усыновление ребенка всегда лучше, чем жизнь в приюте. Так же, на формирование приемного ребенка, оказывает большое влияние общая семейная ситуация, в которой он живет.
Особенности взаимоотношений в приемных семьях, можно определить тремя факторами:
- Гибкостью-ригидностью семейной системы
- Мотивами усыновления
- Наличием или отсутствием тайны усыновления.
Процесс формирования гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями очень сложный и долговременный. И на протяжении всего этого процесса семья сталкивается с большим количеством проблем и трудностей.
Рассмотрим наиболее сложные проблемы, с которыми сталкивается замещающая семья, по блокам:
— трудности периода адаптации;
— возрастные кризисы развития детей;
— проблемы с учебной деятельностью;
— эмоциональные трудности взаимоотношений членов замещающей семьи;
— проблемы несоответствия ожиданий реальности.
Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и всем членам семьи – к изменившимся условиям. Как показывает практика, адаптация друг к другу может происходить тяжело и болезненно.
Также существует такой блок проблем как несоответствие ожиданий реальности. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, предъявляют завышенные, неадекватные требования к приемному ребенку, не принимая во внимание его предыдущие переживания. В результате возникают кризисные ситуации: противоречия, недоверие, неудовлетворенность друг другом. К сожалению, в кризисных ситуациях некоторые приемные родители не справляются с проблемами, и единственным выходом для них становится возвращение ребенка обратно в интернатное учреждение.
У детей, воспитывавшихся в интернатных учреждениях, формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание мамы с папой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, совместных игр. Взрослые же, занятые повседневными проблемами, порой не находят для ребенка времени, оставляют его наедине с собой, считая его большим и вполне самостоятельным, способным найти себе занятие. Иногда, наоборот, они чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг. Все это усложняет процесс вхождения ребенка в новую для него социальную среду и появление эмоциональной привязанности к приемным родителям.
Такое несоответствие между ожиданиями и реальностью с обеих сторон приводит к торможению или невозможности формирования гармоничных детско-родительских отношений.
Проанализируем мотивы усыновления, могут привести к определённым осложнениям в воспитании детей, взятых под опеку. Взаимоотношения в семьях с приемными детьми, в зависимости от мотивов, могут образовываться следующим образом:
- В семье была потеря родного ребенка, после чего родители решают взять опеку над сиротой, для замены умершего чада. В такой ситуации, взрослые не смотрят на индивидуальные особенности ребенка, возлагая на него определенные ожидания. Ребенок испытывает недостаток родительского внимания, у него падает самооценка. Вся жизнь такой семьи, состоит из определённых правил, возникают конфликты между супругами, возможны жестокие внешние границы и размытые внутренние.
- Гиперопека часто встречается в семьях, которые по каким-либо медицинским причинам не могут иметь детей и решают взять ребенка из детского дома. Такие родители имеют огромное количество ожиданий касательно ребенка. В основном в семье высокая сплочённость, мать с ребенком практически всегда объединяются, отец же существует поодаль. Если в семье нет детей, то ребенка чаще всего выбирают по половому признаку, что добавляет еще больше ожиданий и фантазий в ходе воспитания и на момент усыновления.
- Третьим мотивом является желание сделать доброе дело, усыновить ребенка, помочь ему и заботиться о нем. В таких семьях, детско-родительские отношения строятся на необходимости для родителей видеть постоянную благодарность на их поступок, так же может выделяться нехватка любви у родителей, это может быть связанно с недостатком любви в супружеских отношениях.
- Реализация педагогических способностей у родителей. Желание сделать из «трудного» ребенка, успешного и достойного с помощью хорошего воспитания. Такие родители, очень бояться проявления дурного генофонда, они не доверяют своим способностям родителя. В таких семьях, часто просматриваются два варианта воспитания детей:
Первое: главным в их жизни является воспитание ребенка. Они самоотверженно изучают литературу, бояться оказаться плохим родителем, постоянно показывают себя, доказывая свою любовь и заботу, посещают сообщества, в которых обсуждаются вопросы воспитания приемных детей.
Второе: родители, часто обращаются за помощью, к специалистам, врачам или же психологам, бывают такие случаи, когда ребенок оказывается в лечебном заведении.
В данном мотиве представлен пример одинокой женщины, которая не имеет собственную семью, берет приемного ребенка. Мать, делает ребенка обязанным сделать ее счастливой, так как именно по этой причине его и усыновили. В такой семье рамки взаимоотношений размыты, ребенок должен исполнять роль мужа. Во многих случаях, приемные дети таких семей имеют трудности в подростковом возрасте, ибо он нагружен должностями супруга, то есть всегда должен быть с матерью и являться для нее поддержкой.
Семейные взаимоотношения, после появления в семье приемного ребенка, очень сильно меняются, от них зависит, легко ли семья приспосабливается к изменениям внутрисемейной ситуации и среде.
Существуют три правила, которые могут определить негативные отношения в приемной семье:
- Семья с твердостью в семейных правилах. Появление ребенка в семье, ведет за собой изменение правил или привычек, в большинстве случаев, семьи к этому мало готовы. Для ребенка, в таких семьях характерно негативное отношение к самому себе, недостаток эмоционального общения с родителями, так же в таких семьях, отношения отличаются разочарованием в ребенке, холодностью к его персоне.
- Семья жестоких семейных ролей. Это семья, в которой, детско-родительские отношения, часто сопровождаются неуверенностью в ребенке, постоянные разочарования в нем, недопонимание. Когда система принимает ребенка, любое изменение ситуации может привести к расшатыванию этой системы.
- Необходимость в приемном ребенке. В семье происходят изменения, ребенок служит решением данных задач, в период какого-либо времени, могут возникнуть проблемы во взаимоотношении родителей и ребенка. В детско-родительских отношениях возникают конфликты по отношению к ребенку, проявляется недостаток эмоционально-личностного общения, негативное, агрессивное изменение семейных ситуаций и членов семьи.
Таким образом, в процессе формирования детско-родительских отношений приемная семья сталкивается с рядом проблем: трудностью адаптации к новой жизни приемной семьи, прохождению возрастных кризисов, проблемы, связанные с учебной деятельностью и эмоциональными трудностями взаимоотношений приемного ребенка, а также проблемы, касающиеся несбывшихся ожиданий приемных родителей и детей.
Все это свидетельствует о важности подготовки родителей к жизни в приемной семье приемного ребенка, а также о необходимости профессионального социально-педагогического и психологического сопровождения приемной семьи.
Выводы по главе 1
В первой главе нами были рассмотрены теоретико-методологические основы детско-родительских отношений и особенности отношений приемных детей с приемными родителями в приемных семьях.
Научная психология и педагогика очень сильно отстают от практики, но, не смотря на то, что значимость данных отношений, привлекает внимание обширного количества школ и направлений.
Детско-родительские отношения в отечественной психологии рассматривается как процесс влияния на формирование полноценной личности ребенка, предполагает родительское отношение, родительские позиции, типы и модели семейного воспитания, формы поведения и взаимопонимание с детьми. Семья сегодня несет не только удовлетворение потребностей детей (одеть, накормить, отправить в детский сад), а также воспитание и развитие личности ребенка в развитии которого, решающую роль играет отношение с родителем, через уважение и эмоциональное принятие каждого ребенка происходит формирование его личности, имеющей свою собственную психоэмоциональную траекторию. Отношение родителей к детям напрямую зависит от наличия особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков и атмосферы (микроклимата) в семье в целом, принятия и непринятия ребенка таким, какой он есть.
Под детско-родительскими отношениями в приемных семьях мы понимаем степень выраженности эмоциональной стороны общения и значимости характера эмоциональных связей в семье. Различные родительские позиции оказывают непосредственное влияние на формирование социальной активности и личностные особенности приемного ребенка.
Результативность детско-родительских отношений в приемных семьях с приемными детьми обеспечивается созданием общей благоприятной семейной ситуации, получения приемными детьми эмоционального удовлетворения, понимания интересов и чувств. Для налаживания благоприятных и стабильных (оптимальных) детско-родительских отношений, их гармоничного развития и социальной адаптации, необходимо оказание ранней психолого-педагогической помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для них методов и способов общения.
Роль приемной семьи и ее потенциала в детско-родительских отношениях с приемными детьми в развитии гармоничных отношений между ними заключается в создании благоприятных условий, способствующих эмоциональному благополучию детско-родительских отношений получению определенного эмоционального уровня, а также социальному развитию приемных детей.
(Эффективность) успешность детско-родительских отношений в приемной семье связана с социально-психологической, а также физиологической готовностью к началу проживания в приемной семье приемных детей и приемных родителей.
В силу имеющихся индивидуальных особенностей психического развития приемные дети имеют особые потребности в детско-родительских отношениях, и требуют повышенного внимания и комплекса психолого-педагогической поддержки.
Для приемных детей характерны следующие особенности социального и личностного развития, которые могут влиять на эффективность детско-родительских отношений в приемной семье:
— трудности периода адаптации;
— возрастные кризисы развития детей;
— проблемы с учебной деятельностью;
— эмоциональные трудности взаимоотношений членов замещающей семьи;
— проблемы несоответствие ожиданий реальности.
Детско-родительские отношения приемных родителей в приемной семье, в значительной степени, могут определяться следующими мотивами:
- Удовлетворение потребностей в продолжение рода.
- Мотив смысла жизни.
- Преодоления одиночества.
- Альтруистическая мотивация.
- Компенсация потери собственного ребенка.
- Стабилизация супружеских отношений.
Мотивация усыновления позволяет определить успешность адаптации, эмоциональное благополучие в детско-родительских отношениях в приемной семье.
Изучив особенности детско-родительских отношений в приемной семье можно утверждать, что она сталкивается с рядом проблем и способна стать средством для создания эмоциональных комфортных детско-родительских отношений, при помощи подготовки родителей к жизни в приемной семье приемного ребенка, но необходимо профессиональное социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемной семьи.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф