ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Диагностика детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
2.1.1. Критерии и уровни детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
Наше исследование было посвящено изучению особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, в котором принимали участие 10 супружеских пар и приемные дети 34 ребенка дошкольного возраста 5-6 лет. Все дети считали своих приемных родителей родными.
На первом этапе были определены критерии для изучения детско-родительских отношений и уровни их проявления, подобраны диагностические методики для их изучения.
Понятие «детско-родительских отношений» раскрывается в совокупности следующих компонентов: отношение родителей к детям и, наоборот, отношение детей, в том числе и приемных, к своим родителям. Представим основные показатели, выявленные на основании теоретического анализа соответствующей литературы, на уровне отношений детей и их родителей и распределим их на соответствующие критерии, которые составляют ключевые компоненты детско-родительских отношений.
ТАБЛИЦА 1. — Критерии, показатели и проявления детско-родительских отношений
| Детско-родительские отношения | Отношение родителей к детям | Отношение детей к родителям | Показатели |
| 1. Критерий эмоционального развития | Эмоциональное отношение по типу «принятие-отвержение» | Эмоциональность/ Эмоциональная привязанность | Эмоциональное принятие/Отвержение
|
| 2. Критерий сотрудничества | Стремление к сотрудничеству | Сотрудничество/ Конфликтность | Кооперация/Конфликтность |
| 3. Критерий коммуникации | Контактность взрослого и ребенка | Контактность / Агрессивность | Симбиоз/Агрессия |
| 4. Критерий контроля | Тип контроля в отношениях | Тревожность | Степень контроля/Тревожность |
| 5. Критерий понимания | Отношение родителей к неудачам ребенка | Чувство неприятия / непонимания родителей | Отношение к неудачам |
Для оценки каждого из показателей подобран диагностический инструментарий, соответствующий целям исследования и возрастным особенностям испытуемых. Диагностика детско-родительских отношений ОРО А.Я. Варга и В.В. Столин и проективная методика «Рисунок семьи».
Представление о внутрисемейной ситуации складывалось на основании изучения анамнеза, бесед и данных обследования родителей. Поскольку детско-родительские отношения со временем претерпевают изменения. Они могут носить как отрицательную динамику, так и положительную, то определим уровневую характеристику детско-родительских отношений. В частности, в настоящем исследовании рассмотрим высокий, средний и низкий уровень детско-родительских отношений.
ТАБЛИЦА 2. — Уровни детско-родительских отношений
| Уровень детско-родительских отношений | Со стороны родителя | Со стороны ребенка |
| Высокий от 24 выше | Присутствует эмоциональное принятие ребенка, приемные родители активно сотрудничают с ним, проявляют искреннюю заинтересованность в его успехах и развитии, отмечается единение, отсутствует психологическая дистанция, присутствует умеренный и своевременный контроль со стороны родителей, отмечается понимание неудач, интересов и чувств приемного ребенка | Ребенок ощущает комфортность пребывания в семье, присутствует тесная эмоциональная связь и привязанность, отсутствует конфликтность, тревожность, агрессия в отношениях, открытость в отношениях с родителями |
| Средний От 16 и до 23 | Присутствует нейтральный уровень в эмоциональном принятии ребенка, приемные родители не часто сотрудничают с ним, иногда проявляют заинтересованность в его успехах и развитии, отмечается некоторое единение, присутствует некоторая психологическая дистанция, присутствует контроль со стороны родителей, отмечается периодичность в понимании неудач, интересов и чувств приемного ребенка | Ребенок ощущает смешанные чувства пребывания в семье, присутствует слабая эмоциональная связь и привязанность, возникают слабые конфликты, низкий уровень тревожности, редкие проявления агрессии в отношениях, ребенок может проявлять открытость в отношениях с родителями |
| Низкий От 8 и до 15 | Присутствует эмоциональное отвержение ребенка, приемные родители не сотрудничают с ним, не проявляют искреннюю заинтересованность в его успехах и развитии, отсутствует единение, присутствует психологическая дистанция, контроль со стороны родителей не систематичен, родители не понимают мысли и чувства ребенка, не ищут путей решений конфликтных ситуаций | Ребенок не ощущает комфортность пребывания в семье, отсутствует тесная эмоциональная связь и привязанность, присутствует низкая конфликтность, тревожность, беспокойность, редкие проявления агрессии в отношениях, нет достаточной открытости в отношениях с приемными родителями |
Для определения общего уровня детско-родительских отношений примем каждый полученный высокий уровень за 3 балла, каждый средний за 2 и каждый низкий за одни балл.
2.1.2.Методика диагностики
В данном параграфе приведем подробное описание методик, используемых для изучения детско-родительские отношений, опишем способ интерпретации и анализа полученных данных.
Для проведения исследования были применены такие методики, как: Диагностика детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столин и методика «Рисунок семьи». Данную методику, можно применять на детях младшего и среднего дошкольного возраста, то есть 4-7 лет.
Диагностика детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина
Данный опросник представляет собой диагностический инструмент, который используется для выявления детско-родительских отношений, у семей, обращающихся за психологической помощью и воспитанию детей.
Отношение родителей подразумевает под собой систему различных поступков и чувств по отношению к детям. С точки зрения психологии, «родительское отношение» — это педагогическая, социальная установка по отношению к ребенку, которая включает в себя такие компоненты, как:
- Поведение
- Рационализацию
- Эмоции.
Все эти компоненты в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, который, так или иначе, составляет основу данной методики.
В опроснике, с помощью 61 вопроса, составляется 5 шкал, которые выражают собой определенные виды родительского отношения к своему ребенку.
«Принятие отвержение» — Данная шкала, выявляет эмоциональное отношение родителя к ребенку. С одной стороны, содержится шкала принятия, т.е., родитель доволен тем, какой его ребенок. В противоположной же стороне, выявляется шкала отвержения, т.е., родители считают своего ребенка неприспособленным, неудачником, плохим.
«Кооперация» — социальный образ отношения родителей. Более подробно, данная шкала раскрывает, насколько родитель заинтересован в жизни своего ребенка, в его делах и планах, как он помогает ему, старается ли быть с ребенком на равных. Имеет ли место, в их семье, чтобы ребенок был самостоятельным, проявлял инициативу в тех или иных делах.
«Симбиоз» — данная шкала, определяет дистанцию общение в семье. Высокие баллы, помогают нам определить, какого стремление родителя к совместимости жизни с ребенком.
«Контроль» — в этой шкале, мы наблюдаем форму контроля к ребенку. При высшем балле, родительское отношение представляет собой авторитарную форму.
«Отношение к неудачам ребенка» — данная шкала, выявляет особенности понимания ребенка. При высоких баллах, родитель воспринимает своего ребенка, как несостоявшуюся личность в целом и в социуме.
Опросник, проводится индивидуально с каждым родителем. Вопросы опросника представлены в приложении.
Методика «Рисунок семьи»
Проективная методика позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи, поскольку это самый информативный способ диагностировать проблему. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким. Ведь малыши видят мир не так, как взрослые. Поэтому родители могут и не видеть проблемы. По рисунку можно увидеть, как родители относятся к ребенку, как испытуемый воспринимает семью.
Тест, проводимый с помощью рисования, под названием «Моя семья» (этот вариант названия используется для испытуемых) следует проводить с ребенком, перешагнувшим 5-летний возраст. Именно в это время в голове ребенка уже полностью сложилась осознанная картинка отношений между родителями, поведения их друг с другом и с остальными членами семьи.
По результатам методики делаются выводы об психоэмоциональном состоянии детей. Оценивались особенности рисунков, их расположение, то, как были сделаны рисунки (штрихи, линии и др.), оценивалось наличие/отсутствие деталей на рисунках и т.д. В качестве ведущих критериев анализа рисунков используются эмоциональное развитие, сотрудничество, коммуникация, контроль и понимание. Негативными проявлениями детско-родительских отношений определены следующие психоэмоциональные характеристики: состояние тревожности, агрессивности, конфликтности, эмоциональности. Выраженность и направленность каждого состояния определялась на основе данных, которые описаны в методике «Рисунок семьи».
Выявление уровня детско-родительских отношений в каждой отдельно взятой семье планируется на основании интегрального показателя. По каждому из критериев и соответствующим показателям вычисляется интервалы по низкому, среднему и высокому уровням. Приведем сводные данные по уровням методики «Диагностика детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столин» и по проективной методике «Рисунок семьи».
ТАБЛИЦА 3. — Границы уровней для диагностики детско-родительских отношений
| Диагностика А.Я. Варга и В.В. Столин | Методика «Рисунок семьи» | |||||||
| Принятие-отвержение | Кооперация | Симбиоз | Контроль | Понимание | Тревожность | Агрессия | Конфликтность | |
| Низкий | 0-8 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | 7-8 | 3 | 3 | 3 |
| Средний | 9-23 | 3-6 | 3-5 | 6-7 | 3-6 | 2 | 2 | 2 |
| Высокий | 24-33 | 7-8 | 6-7 | 3-5 | 1-2 | 1 | 1 | 1 |
По результатам диагностики определяется преобладающий уровень среди анализируемых показателей. При этом принимается во внимание, что самым оптимальным уровнем контроля со стороны родителей является интервал 3-5 баллов. А понимание к ребенку считается высоким, если родитель набирает минимальное количество баллов. Это означает, что он верит в своего приемного ребенка, а неудачи случайны. Со стороны ребенка, согласно данным в таблице 2.1.2.1., если присутствуют высокие уровни агрессии, тревожности и конфликтности, то это соответствует низкому уровню детско-родительских отношений.
Таким образом, для изучения психологических проблем в семье используются методики «Диагностика детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столин» и проективная методика «Рисунок семьи». На основании подсчета баллов и уровней по критериям и показателям отношений со стороны родителей и их приемных детей выводится общий уровень детско-родительских отношений.
2.2. Организация исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми, анализ и интерпретация данных исследования
Констатирующий этап мы начинали со сбора анкетных данных родителей исследуемых детей. В результате анкетного опроса родителей были получены следующие характеристики семей с приемными детьми. Характеристика группы приемных детей и их родителей представлена в таблице 4.
ТАБЛИЦА 4. — Характеристика экспериментальной группы
| № Семьи | Приемные дети | Возраст | Родители | |
| возраст | образование | |||
| 1. | Вадим | 5 | Елена Михайловна — 30 л. Артем Вадимович – 35 л. | Мама – высшее Папа – среднее — специальное |
| Марина | 6 | |||
| Алёша | 6 | |||
| Коля | 5 | |||
| 2. | Галя | 5 | Анна Анатольевна –36 л. Виктор Тимофеевич – 38 л. | Мама – высшее Папа – высшее |
| Костя | 6 | |||
| Сергей | 5 | |||
| Юля | 6 | |||
| 3. | Наташа | 5 | Ольга Ахметовна – 30 л. Павел Николаевич – 36 л. | Мама – среднее — специальное Папа – среднее — специальное |
| Влад | 6 | |||
| Ира | 6 | |||
| Света | 6 | |||
| 4. | Таня | 5 | Олеся Викторовна – 34г. Дмитрий Борисович – 35л. | Мама – высшее Папа – высшее |
| Оля | 5 | |||
| Ирина | 5 | |||
| Дмитрий | 6 | |||
| 5. | Галина | 5 | Наталья Викторовна – 35 л. Александр Викторович –35 л. | Мама – высшее Папа – среднее — специальное |
| Михаил | 6 | |||
| Карина | 6 | |||
| 6. | Петр | 5 | Нелли Ивановна — 28 л. Борис Николаевич –30 л. | Мама – высшее Папа – высшее |
| Ольга | 5 | |||
| Саша | 6 | |||
| 7. | Елена | 5 | Александра Викторовна –30 л. Вячеслав Николаевич – 31 г. | Мама – среднее — специальное Папа среднее — специальное |
| Валерий | 6 | |||
| Галя | 5 | |||
| 8. | Марина | 6 | Анна Петровна – 32 г. Петр Иванович – 32гл. | Мама – среднее — специальное; Папа – высшее |
| Людмила | 6 | |||
| Лена | 6 | |||
| 9. | Максим | 5 | Елена Николаевна–30 л. Андрей Иванович –33 г. | Мама – высшее Папа – среднее — специальное |
| Ваня | 5 | |||
| Эдик | 5 | |||
| 10. | Никита | 6 | Наталья Алексеевна – 43г. Виктор Борисович – 35 л. | Мама – высшее Папа – среднее — специальное |
| Кристина | 5 | |||
| Иван | 6 | |||
Семья № 1 состоит из родителей: мать — 30 л. и отец — 35 л. Образованы. У мамы законченное высшее образование, а у папы – среднее специальное технического профиля. В семье находится 4 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Вадим и Марина являются родными братом и сестрой. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 6 лет.
Семья № 2 состоит из родителей: мать — 36 л. и отец — 38 л. Образованы. У обоих родителей законченное высшее образование. В семье находится 4 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Галя и Костя являются родными братом и сестрой. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 8 лет.
Семья № 3 состоит из родителей: мать — 30 л. и отец — 36 л. Образованы. У обоих родителей среднее специальное образование. В семье находится 4 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 9 лет.
Семья № 4 состоит из родителей: мать — 34 л. и отец — 35 л. Образованы. У обоих родителей законченное высшее образование. В семье находится 4 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 7 лет.
Семья № 5 состоит из родителей: мать — 35 л. и отец — 35 л. Образованы. У мамы законченное высшее образование, а у папы – среднее специальное. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 6 лет.
Семья № 6 состоит из родителей: мать — 28 л. и отец — 30 л. Образованы. У обоих родителей законченное высшее образование. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 7 лет.
Семья № 7 состоит из родителей: мать — 30 л. и отец — 31 л. Образованы. У обоих родителей среднее специальное образование. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 6 лет.
Семья № 8 состоит из родителей: мать — 32 л. и отец — 32 л. Образованы. У папы законченное высшее образование, а у мамы – среднее специальное. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 9 лет.
Семья № 9 состоит из родителей: мать — 30 л. и отец — 33 л. Образованы. У мамы законченное высшее образование, а у папы – среднее специальное. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 9 лет.
Семья № 10 состоит из родителей: мать — 43 л. и отец — 35 л. Образованы. У мамы законченное высшее образование, а у папы – среднее специальное. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 11 лет.
Диагностика родителей и их приемных детей происходила отдельно: родители отвечали на вопросы в одной комнате, а дети находились в другой комнате и выполняли проективную методику. Исследование проводилось по группам в строгом соответствии с инструкциями. При этом соблюдались все соответствия проведения диагностик по времени.
После получения данных обследования было проведено сравнение между данными, показанными каждой группой, исходя из анализа полученных количественных и качественных показателей.
В рамках констатирующего эксперимента для выявления уровня детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми мы использовали методику «Рисунок семьи». Методика показывает отношение приемного ребенка к членам своей семьи, семейным отношениям, которые вызывают у рисующего ребенка тревогу или конфликты, восприятия взаимоотношений с другими членами семьи и своего места в семье.
По итогам диагностики родителей и их детей были получены результаты по каждой приемной семье. Сырые баллы по каждой методике, родителям и приемным детям представлены в приложении.
Результаты исследования по семье № 1 отображены в таблице 5 и рисунке 1.
ТАБЛИЦА 5. — Уровень детско-родительских отношений в семье № 1
| Показатели отношения родителей к детям | Показатели отношения к родителям | |||||||||
| Семья | Принятие-отвержение | Кооперация | Симбиоз | Контроль | Понимание | Тревожность | Агрессия | Конфликтность | ||
| 1 | м | В | С | С | С | Н | Н | Н | С | |
| о | В | С | С | С | Н | С | С | С | ||
| Н | С | Н | ||||||||
| Н | Н | Н | ||||||||
| Средний балл | 14,25 | |||||||||
| Общий уровень детско-родительских отношений | Низкий | |||||||||

Описание результатов в семье №1
В семье № 1 родители по критерию эмоционального развития находятся на высоком уровне, поскольку согласно показателю эмоционального принятия в данной семье присутствует принятие приёмных детей, а не психологическое отвержение. Это соответствует 24 и 25 баллам из 33 возможным. Кроме того, изучение критерия сотрудничества показало, что приемные родители положительно настроены к детям, они воспринимают их со всеми недостатками и проблема, поддерживают и помогают. По критерию сотрудничества в детско-родительских отношениях отмечается средний уровень. Это означает, что родители проявляют интерес к ребенку, спрашивают, что ему интересно, поощряют его самостоятельность и инициативу. Однако необходимо отметить, что по данному критерию в детско-родительских отношениях есть пути дальнейшего совершенствования и небольшой коррекции.
Изучение критерия коммуникации показало, что родители приемных детей по показателю симбиоз находятся на среднем уровне. С одной стороны, они стараются быть ближе к своим приемным детям, но, с другой, отмечается некоторая дистанция от них. Определенная психологическая отдаленность снижает общий уровень детско-родительских отношений но, вместе с тем, позволяет судить о дальнейшей коррекционной работе, о необходимости проведения мероприятий по психологическому сближению в семье № 1. По критерию контроля были получены следующие результаты: у мамы и папы в семье определяется средний уровень детско-родительских отношений. Это означает, что в семье нет избыточного контроля над детьми, родители не относятся к контролю попустительски, но иногда допускают моменты, когда он необходим. По критерию понимания в детско-родительских отношениях взрослые в семье № 1 оказались на низком уровне. По результатам диагностики видно, что они с трудом принимают интересы, увлечения, мысли и чувства своих приемных детей, которые кажутся взрослым несерьёзными, и они достаточно часто игнорируют их. В этом заключается проблема данной семьи. Они не воспринимают своих детей как индивидов, у которых есть потребности и особенности, характерные для своего возраста.
Проследим проблему понимания приемных детей по проективной методике. В результате интерпретации рисунка Вадима можно сделать вывод о том, что преобладает тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации. В семье, по мнению самого ребенка, благоприятная атмосфера, но в определенных ситуациях присутствует враждебность. Так же, по мнению ребенка отсутствует конфликтность. Доминирует в семье отец, его ребенок считает наиболее значимым замечаются тесные эмоциональные отношения между бабушкой, мамой и отцом. Ребенок уверен в себе и, по его мнению, твердую опору в жизни имеют только бабушка и отец.
У Марины по ходу результатов интерпретации было выявлено, что в данной семье присутствует хорошая семейная ситуация. Но при этом, у ребенка присутствует чувство тревожности, чувство неполноценности в семейной ситуации, а также некоторая враждебность. По мнению ребенка, главной в семье, является мать. В семье присутствует слабый эмоциональный контакт, об этом свидетельствует отдаленность персонажей друг от друга. Психологически ближе всех остальных членов семьи ребенок принимает брата. Так же, хотелось бы заметить, что, исходя из рисунка, можно судить о том, что в семье отсутствует крепкое основание, присутствует нестабильность, недостаток базового чувства защищенности.
В результате исследования рисунка Алеши, мы видим, что в данной семье преобладает благоприятная семейная ситуация, а также некоторая тревожность самого ребенка. Присутствует недостаток общения, об этом свидетельствует присутствие домашних животных на рисунке. В данной семье нет доминанта, все остаются на равных. Эмоциональная близость в семье, на среднем уровне, ребенок выделяет и эмоциональную близость, а большим количеством деталей, обращает внимание на эмоциональную недостаточность общения. Большая эмоциональная привязанность ребенка направлена на домашних животных, нежели на родственников. Так же хотелось бы отметить, что в данной семье отсутствует конфликтность, чувство неполноценности ребенка, враждебная семейная ситуация.
Коля в семье чувствует себя отверженным. В семье присутствует слабый эмоциональный контакт. Так же на данном рисунке, можно отметить, что самооценка у ребенка довольно высокая. Возможно, между родителями проявляется конфликтность, ребенок расположил их на приличном расстоянии друг от друга. Отец, по мнению малыша, имеет реальную опору в жизни, так же он считает папу самым умным в семье. Данная семья, в совокупности своей, имеет, благоприятную семейную ситуацию, так же конфликтность и враждебность. Ребенок имеет чувство неполноценности и тревожности.
Таким образом, в семье № 1 отмечается общий низкий уровень детско-родительских отношений не смотря на высокую степень психологического принятия. У 4 приемных детей по результатам проективной методики обнаруживаются проявления тревожности, агрессивности и конфликтности в ситуациях. Но, вместе с тем, дети отмечают благоприятный климат в семье, они чувствуют себя дома. Однако с точки зрения психологии актуальна проблема непонимания родителями собственных приемных детей, их возрастных проблем и потребностей.
ТАБЛИЦА 6. — Показатели детско-родительских отношений по уровням в семье № 2
| Показатели отношения родителей к детям | Показатели отношения детей к родителям | ||||||||
| Семья | Принятие-отвержение | Кооперация | Симбиоз | Контроль | Понимание | Тревожность | Агрессия | Конфликтность | |
| 2 | м | В | В | В | С | Н | Н | Н | Н |
| о | В | С | В | С | Н | Н | Н | Н | |
| Н | С | С | |||||||
| Н | С | С | |||||||
| Средний балл | 15,5 | ||||||||
| Общий уровень детско-родительских отношений | Низкий | ||||||||

Описание результатов диагностики детско-родительских отношений в семье №2
В семье № 2 родители по критерию эмоционального развития находятся на высоком уровне, что говорит о психологическом принятии приемных детей. Изучение критерия сотрудничества показало, что приемные родители положительно настроены к детям, они воспринимают их со всеми недостатками и проблема, поддерживают и помогают. Но мама поддерживает приемных детей больше, чем их отец. По критерию сотрудничества отмечается высокий уровень. Это означает, что родители проявляют достаточный интерес к ребенку, поощряют его самостоятельность и инициативу. Изучение критерия коммуникации показало, что родители приемных детей находятся на высоком уровне. По критерию контроля были получены следующие результаты: мать и отец находятся на среднем уровне. По критерию понимания родители в семье № 2 оказались на низком уровне. По результатам диагностики видно, что интересы приемных детей кажутся взрослым несерьёзными. В этом заключается проблема семьи. Они не воспринимают своих детей с точки зрения потребностей и проблем, характерных для старшего дошкольного возраста.
