Скоро защита?
Меню Услуги

Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


2.3 Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми

 

Нами была разработана программа направленная на развитие и гармонизации детско–родительских отношений направлена на работу, как с детьми, так и родителями.

Цель программы – развитие и гармонизация детско-родительских отношений в приемной семье.

Задачи программы:

— формирование эффективного (оптимального, благополучного) типа родительского отношения;

— развитие эмоционального благополучия ребенка в приемной семье;

— гармонизация взаимоотношений между родителями и детьми в приемной семье;

— содействие в установлении знаний об возрастных, психических особенностях приемных детей.

Программа включает 10 занятий, каждое занятие имеет свои цели, содержание, домашнее задание. В содержании занятий были взяты теоретические и практические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, Э. Берна, Т. Гордона, Р. Кемпбелла. Программа занятий показана в таблице 16.

ТАБЛИЦА 16. — Программа занятий по развитию и гармонизации детско-родительских отношений

Название Цель
1. «Знакомство» Знакомство участников друг с другом, с целями занятий.
2.«Мир взрослый

и мир детский»

Осознавания разницы между миром взрослого и миром ребёнка. Научить различать три состояния своего «Я»: родитель, ребёнок и взрослый.
3. «Язык

принятия»

Ознакомление с понятиями «принятия» и «непринятия» ребёнка. Обсуждение вопроса об эффективной (оптимальной) родительской позиции.
4.«Давайте общаться» Установление доверительного отношения между родителями и детьми.
5. «Что значит слышать чувства?» Осознание необходимости прислушиваться не только к словам ребёнка, но и к его чувствам.
6. «Конфликт» Ознакомление участников занятия с понятием «конфликт» и возможными путями его преодоления.
7. «Наказание и поощрение» Ознакомление с принципами использования наказаний и поощрений.
8. «Дисциплина» Ознакомление и участников занятия с понятием «дисциплина» и позитивными средствами ее развития у ребёнка.
9.«Давайте сочинять» Установление оптимальных межличностных отношений между родителями и детьми.
10.«Заключи-тельное» Обсуждение правила общения с ребёнком. Завершить работу в группе. Подвести итоги занятий.

 

При организации программы мы руководствовались следующими принципами Ю.Б. Гиппенрейтер; В.Э. Пахальян:

  1. Принцип детерминизма, т.е. все аспекты развития личности ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, возникновение конфликтности, агрессии, тревожности, страхов, беспокойства, плаксивости у приемного ребенка будет способствовать неэффективный тип родительского отношения.
  2. Принцип единства развития личности приемного ребенка и общения предполагает, что воздействие на развитие ребенка осуществлялось с учетом его микросоциальной ситуации развития (взаимоотношения с родителями, близкими членами семьи, педагогами, сверстниками).
  3. Принцип стереоскопичности, т.е. в процессе формирующего эксперимента необходимо было учитывать мнения о проводимых воздействиях обоих воспитателей (работающих с детьми экспериментальной группы), музыкального руководителя, медицинского персонала, родителей, инструктора по физической культуре.
  4. Принцип не нанесения ущерба требует организации формирующего эксперимента, не наносящего вреда здоровью, состоянию и социальному статусу ребенка.
  5. Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей ребенка согласовывает требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности – с другой.

Первое занятие «Знакомство» проведено 16.11.2017, после приветствия родителей познакомила с целями и задачами наших занятий, а также порядка занятий и режима работы группы, рассказала о необходимости ведения дневника и выполнения домашних заданий. Сидя в кругу, познакомились с родителями через задание, в котором необходимо было задуматься о том, что в их характере является самым важным, самым существенным, и подобрать прилагательное, которое, по их мнению, наиболее ярко характеризует их как личность. По кругу, по очереди, начиная с родителя, сидящего справа от меня, начали представление группе. Сначала называли своё имя, а затем наиболее «подходящее» прилагательное. После процедуры знакомства предложила поиграть в игру «Менялки», игра направлена на развитие коммуникативных навыков и внесла оживление в группу, положительный эмоциональный настрой родителей.

На следующем этапе занятия я проговорила (рассказала) о важности понимания себя и своего ребенка и предложила родителям ответить на ряд вопросов и записать ответы в своих дневниках за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома. Во время обсуждения ответов на вопросы общение в группе приобрело форму свободной дискуссии, родители поделились, что их объединяет с детьми. В целом занятие прошло хорошо, вначале встречи чувствовалось небольшое эмоциональное напряжение между родителями, некоторое не доверие, к концу встречи у родителей стабилизировался эмоциональный фон, они стали уверенней включаться в обсуждение вопросов и т.д. К следующему занятию родителям задано было домашнее задание: записать в дневниках ответы детей, сравнить их со своими ответами.

23.11.2017 проведено занятие на тему «Мир взрослый и мир детский» направленное на осознание разницы между миром взрослого и миром ребенка и научиться различать три состояния своего «Я»: родитель, ребенок и взрослый. Вначале занятия было обсуждение домашнего задания, как оказалось большинство ответов родителей и детей совпало на такие вопросы: Мой любимый цвет? Мое любимое животное?

Во время следующего задания родители разделились на две группы. Первой группе нужно было изобразить:

— человека, спешащего с работы, домой;

– человека, едущего в переполненном транспорте;

– человека, входящего в кабинет к начальнику.

Вторая группа родителей изображала:

– ребенка, пришедшего с прогулки;

– ребенка на обеде;

– ребёнка, играющего с любимой игрушкой.

Игровая форма помогла родителям, где им было, необходимо изображать предложенный образ и при этом вызывала бурю положительных эмоций, что в дальнейшем облегчало обсуждение вопросов «Отличается ли мир детей от мира взрослых?» и «Чем дети отличаются от взрослых?». Родители пришли к единому мнению о том, что мир детей, конечно же, отличается от мира взрослых, тем, что они необременены бытовыми заботами, у них пока отсутствует сложившиеся взгляды, они непосредственны, эмоциональны, живут настоящими событиями и т.д. Также обсудили высказывание «А правда ли, что с детства можно быть взрослым или до старости оставаться ребёнком?».

После моего информационно-просветительского сообщения, что каждая личность имеет три состояния «Я», которые являются отдельными и особенными источниками поведения: состояние «Я» взрослого, «Я» родителя и «Я» ребёнка. О том, что в различных ситуациях общения люди думают, чувствуют и поступают, находясь в одной из трех позиций: взрослого, родителя и ребенка. Французский психолог Эрик Берн, наблюдая за поведением людей, заметил, что в различных ситуациях общения люди думают, чувствуют и поступают, находясь в одной из трёх позиций: взрослого, родителя и ребёнка.

Позицию, которую человек занимает в данный момент, можно определить по следующим сигналам:

– в позиции родителя человек проявляет опеку, заботу, контроль (заботливый родитель) или ругает, критикует (критикующий родитель). Основная направляющая поведения – я должен;

– в позиции ребёнка человек чаще просит, обижается, боится. Его поведение импульсивно, спонтанно. Основная направляющая поведения — я хочу. Позиция ребёнка может рассматриваться с двух сторон. Благополучный ребенок (любознательный, оптимистичный, играющий) и неблагополучный ребёнок (капризный, беспомощный, вредный, тревожный);

– в позиции взрослого человек стремится разобраться в ситуации, действует, изучая реальность, оценивая свои возможности. Основная направляющая поведения – надо.

Родители отметили в своих дневниках на луче по времени, в каком состоянии они чаще находятся как:

Заботящийся родитель —————————————————-

Критикующий родитель—————————————————

Взрослый———————————————————————

Благополучный ребёнок —————————————————

Неблагополучный ребёнок————————————————

При выполнение следующего задания родители снова разделились на две группы. Одна половина представляла детей, другая – родителей. Каждой группе предстояло составить список своих прав. После составления каждая группа зачитала его, и опять обсуждение проходило весело и в хорошем настроении.

Занятия в целом прошло успешно, родители проявляли свои положительные эмоции, стали поддерживать друг друга и без исключения ко всем заданиям проявляли интерес, активно включались в деятельность.

Домашнее задание заключалось в заполнении таблицы в дневниках.

14.12.2017 проведено занятие на тему «Язык принятия» с целью познакомить родителей с понятиями «принятия» и «непринятия» ребенка. Обсудить вопрос об эффективной (оптимальной) родительской позиции.

После приветствия поиграли с родителями с мячом с пожеланием чего-либо, передав мяч рядом стоящему справа, говорили комплимент.

Затем обсудили домашнее задание, родители заполнили таблицу, перечисляя качества или особенности поведения своих детей: Что меня огорчает в моем ребенке. Что меня радует в моём ребёнке. Обмен мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение этого задания. Каждый родитель рассказал о своем содержании таблицы. Я задала вопрос родителям о том, какую часть таблицы им было труднее заполнить, где у них получилось больше записей. Обратила также внимание на связанность некоторых характеристик ребенка из левой и правой частей таблицы, на то, что продолжением достоинства ребенка часто являются его недостатки. Бывает, что предпочитаемые особенности ребенка тесно связаны, как две стороны одной медали, с теми качествами, которые родителям не нравятся (любознательный — увлекающийся).

В информационной части рассказала о зонах принятия и от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.

Родителям рассказала, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», и о том, что означают:

  • оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
  • временный язык (« Сегодня у тебя это задание не получилось ») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
  • невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

Совместно с родителями составили список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», по ходу дискуссии проясняя представления родителей о принятии и непринятии. Родители как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?»

Родителям предлагаются фразы для тренировки «языка принятия», они могут быть связаны с конкретными проблемами, которые стоят перед ними. Вот примеры таких наиболее типичных высказываний. В скобках приводятся варианты ответов на «языке принятия».

  • Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)
  • Не надену куртку, даже если холодно. (Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?)
  • Почему я должна выносить ведро? (У каждого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая, чтобы тоже их иметь.)
  • He буду ложиться спать. (Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться ко сну?)
  • Мама, купи… (Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег)

У каждого родителя существует определенная сфера (или зона) его принятия ребенка и сфера непринятия. То, какая сфера больше представлена в отношениях с ребенком, на самом деле зависит от многих факторов. Их условно можно разделить на три группы:

  1. личность родителя (его характер, темперамент, ожидания к ребенку, стереотипы и установки в воспитании, собственный детский опыт и отношение к родителям и т. д.);
  2. личность ребенка (его воспитуемость, болезненность, способность к научению, интеллект, активность, нарушения психики и т. д.);
  3. особенности ситуации (присутствие других людей, ситуация экзамена, проверки каких-то знаний, появление новых членов семьи и т. д.).

Соотношение этих сфер может меняться в зависимости от разных условий. Например, в ситуации посещения гостей мать более внимательна к поведению сына за столом, чем дома, и зона ее непринятия расширяется за счет попадания туда тех действий ребенка (например, облизывание пальцев), на которые дома она не обращает никакого внимания.

Одним из критериев диагностики собственного отношения к ребенку в аспекте принятия может стать то, насколько быстро и легко заполнялась графа «Что меня огорчает в моем ребенке». Если родителю легко перечислять недостатки ребенка, но трудно вспоминать его достоинства, то вряд ли можно назвать его принимающим. Однако даже те родители, которые отнесли себя к таковым, далеко не всегда могут показать ребенку свое принятие. Принятие должно быть продемонстрировано. Именно поэтому очень важно научиться говорить на «языке принятия»

Рассказала родителям о том, что необходимо принимать себя как личность, которая имеет позитивные, и негативные чувства по отношению к своему ребенку. Чтобы стать эффективными, родителям не нужно притворяться, что они испытывают чувства принятия или любви к ребёнку, если в действительности они не испытывают этого.

Все родители время от времени испытывают к детям два различных чувства принятия и непринятия. Принятие может быть характеристикой личности родителей. Это обычно люди внутренне уверенные, с высоким уровнем толерантности. В присутствии таких людей каждый чувствует, что может быть самим собой. Другие родители не принимают окружающих, их поведение. У них часто сильные и ригидные понятия о том, как «нужно», «правильно» и как «неправильно», причём не только в отношении детей. Чувства родителей изменяются в зависимости от ситуации, времени, от ребёнка к ребёнку. Если родители стараются быть последовательными, они теряют способность быть естественными. Принятие не должно быть ложным, когда внешне родитель действует в духе принятия, а внутренне он чувствует непринятие. Ложное принятие может привести к тому, что у ребёнка появится сомнение в честности родителя, ребёнок будет чувствовать, что его не любят. Это может вызвать тревогу, чувство неполноценности. Естественные родители будут неизбежно испытывать как принятие, так и непринятие по отношению к детям, их отношение к одному и тому же поведению не может быть постоянно, оно должно варьировать время от времени. Они не должны (и не могут) прятать свои истинные чувства; они не должны принять тот факт, что один родитель может испытывать принятие, а другой – непринятие того же поведения, они должны осознавать, что каждый неизбежно чувствует различную степень принятия. Несмотря на то, что дети предпочитают быть принятыми, они могут конструктивно общаться с чувством непринятия со стороны родителей, когда родители посылают ясные и честные сообщения, которые соответствуют их истинным чувствам.

Совместно с приемными родителями по очереди называли, какой ответ на вопрос был сказан на «языке принятия», а какой на «языке непринятия»:

-Ты мне надоел со своими просьбами.

-Отстань.

-Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег.

-Это не твоё дело.

-Похоже, что это важно для тебя.

-Я тебя насквозь вижу.

-Расскажи мне об этом.

Затем разбились на пары и продемонстрировали ситуации взаимодействия родителя и ребенка. Остальные угадывали, на каком языке (принятия и непринятия) был ответ родителя на вопрос ребенка.

Родители снова продемонстрировали свои театральные способности и взаимодействие в оказании помощи в трудных для них ситуациях.

Домашним заданием было записать в дневнике слова, которыми приемные родители обычно ласково называют своего приемного ребенка.

Занятие прошло хорошо, была благоприятная атмосфера, и уже было заметно, как приемные родители научились принятию друг друга.

11.01.2018 проведено совместно с приемными детьми занятие на тему «Давайте общаться» целью занятия установление доверительных отношений между приемными родителями и приемными детьми. Поприветствовав как всегда приемных родителей с их приемными детьми. Занятие началось с выполнения упражнения «Рисунки одним карандашом». Каждый приемный ребенок сел за стол рядом со своими приемными родителями. На двоих дан один большой лист бумаги и карандаш. По моей команде ребенок и взрослый взяли карандаш и одновременно рисовали «картину». Разговаривать между собой было нельзя. После завершения задания «картины» демонстрировались с комментариями художников. Упражнение способствовало развитию эмпатии, сплочению отношений приемных родителей и приемных детей.

Следующей игрой была «Испорченный видеотелефон» который сломался: изображение есть, а звука нет. Два абонента должны передать друг другу что-то важное. Родители и дети сели по кругу закрыли глаза, одному из них (водящему) наедине сообщили послание (например, «приходи пить чай» и т.д.). Водящий жестом «будил» соседа и жестами объяснял послание, второй родитель «будил» третьего и объяснял ему то же самое, но в своей интерпретации и т.д.

Упражнение «Попроси игрушку» выполнялось в парах с помощью только невербальных средств общения – мимики, жестов и т. д.

Следующую игру «Перебежки» развивающую коммуникативные навыки снова выполняли в парах. Взрослый сидел на стуле, а ребенок стоял у него за спиной, опустив руки по швам. Образовали два круга игроков: первый был внутренний круг, состоял из сидевших взрослых, второй был внешний из стоявших детей. Сидящие во внутреннем кругу взрослые делают друг другу определенные мимические знаки, что служило командой для обмена местами этих взрослых. Задача стоящих во внешнем кругу детей удержать за плечи взрослого, если тот вдруг решил поменяться местом с другим взрослым.

Для выполнения этого упражнения «Давайте поздороваемся» я рассказала о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Родителям и детям предложила поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, поздоровавшись всеми предложенными способами, родители с детьми придумали свой способ приветствия. Это упражнение продолжило знакомство, создало психологически непринужденную атмосферу.

Родителям задано домашнее задание в дневниках заполнить таблицу.

Данное занятие было самым интересным и самым результативным, потому как каждое задание было призвано научить родителей и детей взаимодействию, принятию друг друга, а также созданию ситуации эмоционального сближения детей и родителей, способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;

25 .01.2018 проводилось еще одно совместное с приемными детьми занятие на тему «Что значит, слышать чувства?» с целью осознания необходимости прислушиваться не только к словам ребенка, но и к его чувствам.

Поприветствуя родителей и детьми. Обсудили домашнее задание, оно прошло в форме дискуссии.

В игре «Изобрази чувство» вызвали родителей или детей и им (так, чтобы не слышали окружающие) называли какое-либо чувство (обида, злость, радость и т.д.). Родитель или ребенок изображал это чувство без слов так, чтобы окружающие догадались, что изображалось. Далее родители и дети разбились на две группы. Одна группа называла положительные эмоции, другая – отрицательные. По условию игры выиграла та группа, которая назвала больше эмоций. Выиграла группа, назвавшая больше всех положительных эмоций.

Выполняя упражнение «Слушать чувства» дети сообщили взрослым больше, чем просто слова и идеи. За словами лежали чувства. На листе бумаги были написаны некоторые типичные детские сообщения. Родители, прочитав каждое внимательно, старались услышать выраженные в них чувства. Затем написали в колонке справа чувство или чувства, которые они услышали, это могло быть одно или несколько чувств – написали все основные чувства, которые они услышали в данном сообщении. Результаты обсуждались в коллективной дискуссии. Во время обсуждения я заострила внимание группы о необходимости понимания чувств и эмоций ребенка и предложила высказать свое мнение по следующим фразам:

Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть. Ребёнок растёт в упрёках — он учится жить с чувством вины. Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым. Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным. Ребёнка хвалят — он учится быть благодарным. Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей. Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя. Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире. Чувства проявляет не только ребёнок, но и взрослый по отношению к ребёнку.

В конце занятия родителям задано домашнее задание записать в дневнике оскорбительные слова, которыми они в порыве гнева называли или называют своего ребёнка. Перечеркнуть их жирной чертой и рядом записать нейтральные слова, которые, с одной стороны, помогают им освободить свой гнев, а с другой – не позволяют унижать личность ребёнка.

Занятие закончилось обсуждением наиболее понравившихся моментов занятия, которых как выяснилось, у всех присутствующих было немного, хотя все присутствующие родители отметили, что это занятие помогло им осознать необходимость прислушиваться не только к словам ребенка, но и к его чувствам.

07.02.2018 проведено занятие на тему «Конфликт» с целью познакомить приемных родителей с понятием «конфликт» и возможными путями его преодоления. После приветствия сыграли в игру «Ассоциации». Родители по очереди называли свои ассоциации со словом конфликт. Например: Какого цвета «конфликт»? С каким животным они ассоциируют «конфликт»? С каким цветком? и т.д.

Далее произошло обсуждение домашнего задания. Родители обсудили записи в своих дневниках, как оказалось родителям пришлось приложить усилия для того, чтобы подобрать нейтральные слова которые с одной стороны освободят их гнев, а с другой – не позволят унижать личность ребенка, но с помощью интернета все справились с домашним заданием. Хотя все родители утверждали, что они не оскорбляют детей, но мне кажется, они лукавили.

Затем я задала, вопрос родителям как они понимают «Что такое конфликт и откуда он появляется?». После попытки двух мам ответить «Что такое конфликт и откуда он появляется?». Для того чтобы это занятие прошло эффективно для родителей и мы смогли уложиться по времени рассказала им какие существуют способы разрешения конфликта, о каких ключевых моментах нужно помнить и что позволяет избежать трудности и неудачи в разрешении конфликтных ситуаций.

Занятие прошло интересно, родители принимали участие в обсуждении что такое «конфликт» и возможные пути его преодоления.

17.02.2018 проведено седьмое занятие на тему «Наказание и поощрение» с целью познакомить приемных родителей с принципами использования наказаний и поощрений.

Занятие началось с игры «Фраза по кругу» нужно было выбрать какую-нибудь простую фразу, например: Вася пошёл гулять. Стоящий родитель, справа от меня, произнес эту фразу, и все родители произносили по очереди эту фразу, но с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, безразличной и т.д. Если родитель не мог придумать ничего нового, то он выбывал из игры, пока не осталось 3-4 человека.

Родители поделились своим опытом по поводу поощрения и наказания детей.

В ходе занятия родители познакомились с принципами использования наказаний и поощрений. Прослушали каталог негативных эффектов типичных родительских ответов по Т. Гордону и высказали своё мнение.

В конце занятия сыграли в игру «Ласковая мама и строгая мама».

1-е задание. Нужно было изобразить ласковую, нежную, внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребёнком теплом и заботой, которая любит его. Её никогда не раздражает неумелость, медлительность и неловкость ребенка. Она никогда не кричит на своего ребёнка и тем более никогда не применяет телесные формы наказания. Такое задание предлагалось преимущественно родителям авторитарного типа. Проигрывание осуществлялось с использованием определенных режимных моментов дня (утро, подготовка к приёму гостей и т.д.).

2-е задание. Необходимо было изобразить строгую маму. Это задание предлагалось родителям невротического типа. Если кто-то испытывал трудности, то использовали технику «пустого стула». Сначала нужно воспроизвести вариант собственного поведения, который более привычен (для авторитарных матерей — агрессивное поведение, для невротических — пассивное). Затем предлагалось пересесть и изобразить с другой стороны. После игры обсудили с родителями, какая роль вызвала затруднения с проигрыванием. Родители сообщили, что затруднение вызвала роль «строгой мамы».

Домашнее задание: спросить у своего ребенка, какое наказание для него самое страшное, и какое поощрение самое желаемое. Записать в дневник.

Занятие в целом прошло не плохо, родители принимали активное участие в играх, уже не стесняясь, каждый из присутствующих родителей изобразил ласковую и строгую маму.

14.03.2018 проведено занятие на тему «Дисциплина» с целью познакомить родителей с понятием «дисциплина» и позитивными средствами ее развития у ребенка.

Это занятие началось с обсуждения домашнего занятия дети самым страшным наказанием считают .., а поощрением …

Сыграли в уже знакомую игру «Ассоциации» родители записывали первую, пришедшую в голову ассоциацию со словом дисциплина, вот такие записали родители ассоциации к слову дисциплина: порядок, строгость, армия, строй, и школа.

Далее родители записали несколько прилагательных, с помощью которых можно охарактеризовать слово дисциплина – железная, научная, военная, трудовая, учебная. Совместно с родителями сформулировали понятие «Дисциплина» в области воспитания – тренировка ума и характера ребенка.

Игра «А это что?». В ёмкости лежали записки, в которых записаны различные способы воздействия на поведение ребёнка. Родитель вытягивал карточку. Изображал то, что написано на карточке. Изображал быстро, придумав пример такого способа воздействия. Остальным необходимо угадать, что изображал родитель. (Примеры карточек: просьба, приказ, наказание, поощрение и т.д.).

Игра «Строчка из песни». Родители разделились на две команды. Одна команда вспоминала строчки из песен, где бы говорилось о недисциплинированности (например, а нам всё равно; говорят мы бяки-буки и т.д.), другая – строчки из песен, где говорится о хорошем поведении (например, …. это рисунок мальчишки; я хороший мальчик и т.д.). Приветствовались юмористические ответы. Последняя игра не получилась по причине не знания родителей песен на заданную тему. Ну а в остальном занятие прошло хорошо, во всех остальных заданиях у родителей присутствовало сотрудничество, доброжелательность и юмор.

Домашнее задание. Вместе с ребёнком подготовить маленькое приветствие для всей группы. Приветствие может выражаться в любой форме от песни до рисунка.

28.03.2018 совместно с детьми проводилось предпоследнее занятие на тему «Давайте сочинять» с целью установления оптимальных межличностных отношений между приемными родителями и приемными детьми. После приветствия был просмотр домашнего задания, к которому все приемные семьи отнеслись ответственно и проявили творческую смекалку. Шесть приветствий было в рисунках, а четыре приветствия это были песни — Антошка, Голубой вагон, песенка Красной Шапочки из к/ф Приключения Красной Шапочки, песня про дружбу из м/ф Маша и Медведь. Рисунки, я оставила себе на память.

Игра «Правда – неправда» рассказав правдивую историю, произошедшую, со мной недавно и незаметно включила в нее фантастические фрагменты. По окончании рассказа родители и дети назвали, что же было «неправдой». Желающим предложила сочинить историю. Дети сочиняли вместе с родителями.

Игра с мячом «Муха смеется». Бросив, мяч ребенку я называла существительное, например стол. Получивший мяч ребенок должен придумать слово (глагол), которое не сочетается, почти не употребляется с этим существительным, затем называли новое слово и бросали мяч либо родителю, либо ребенку. С помощью этой игры развивается креативность.

Групповое сочинение сказки. Все родители и дети участвовали в сочинении сказки, каждый по кругу называл одно предложение, а я записывала. После этого прочитала получившуюся сказку. Дети вместе с родителями рисовали свои семьи.

Занятие прошло успешно, родители с детьми взаимодействовали друг с другом, сотрудничали, оказывали эмоциональную помощь и т.д.

Заключительное занятие проведено11.04.2018 с целью обсуждения правил общения с ребенком. Завершили работу в группе. Подвели итоги занятий.

Приветствие родителей. Родители, сидя в кругу, перекидывали друг другу мяч. Родитель, который кидал мяч другому родителю, предполагал, каким этот родитель был в детстве («Я думаю, что ты был хорошим»). Если родитель соглашался, то он говорил «да», если не соглашался, то говорил «нет».

Последнее задание для родителей было написать правила общения с детьми. После написания родителями правил общения с ребенком обсудили правила общения с ребенком.

Занятие закончилось групповой дискуссией, обменом впечатлений и мнениями

Дети пригласили родителей за столы, попить чай. Общались в непринужденной обстановке.

После проведения всех запланированных занятий стало заметно, наладились благоприятные и оптимальные детско-родительские отношения, приемные дети и приемные родители стали более открытыми для общения и взаимодействия, получили коммуникативные навыки и научились высказывать свое мнение. Все приемные дети и родители взаимодействуют друг с другом, и проявляют интерес и взаимопонимание. У приемных детей появилась уверенность в себе, уровень эмоционального взаимодействия с приемными родителями стал более высоким. Если на первых трех занятиях было заметно разделение и непринятие некоторых членов группы, то на последующих занятиях данное поведение проявлялось все реже. На итоговом занятии все приемные родители и приемные дети были активными, проявляли только положительные качества, заметно повысился эмоциональный уровень понимания приемных родителей к своим приемным детям.

 

Выводы по главе 2

 

Для проведения исследования по изучению особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, нами было выбрано 10 приемных семей с. Богучаны, 20 родителей и 34 ребенка старшего дошкольного возраста.

Нами был разработан диагностический инструментарий для выявления уровня детско-родительских отношений диагностируемой группы. В программу диагностики вошли такие методы и методики как методика Диагностика детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столин и проективная методика «Рисунок семьи», методы наблюдения и анализ случая.

На этапе констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: 6 (60%) приемных семей с низким уровнем детско-родительских отношений и 4 (40%) со средним уровнем. Но необходимо дополнить, что даже если отношения в семье вышли на средний уровень, то он приближен по показателям верхней границе низкого. Полученные данные свидетельствуют о дисгармонии в семьях и также в тех случаях, где отмечен средний уровень по учитываемым показателям.

В соответствии с полученными результатами нами была разработана программа направленная на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений в приемных семьях. Ключевая идея психолого-педагогической работы была связана с развитием эмоционального благополучия ребенка в приемной семье и формирование эффективного (оптимального, благополучного) типа родительского отношения. Работа была направлена на развитие навыков взаимодействия в семье и повышение эмоционального уровня понимания приемных родителей к своим приемным детям.

Разработанная программа на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений была апробирована (реализована) с заявленной категорией семей в условиях центра социальной помощи семье и детям «Богучанский».

Полученные результаты позволяют нам прийти к выводу о том, что проведенные мероприятия оказались эффективными уровень детско-родительских отношений в приемных семьях стал более благоприятным и гармоничным.

Таким образом, необходима оптимизация детско-родительских отношений направленная на эмоциональное развитие, сотрудничества, коммуникации и гармонизацию детско-родительских отношений в приемных семьях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема организации психолого-педагогической работы направленной на изучение особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, является центральной в нашем исследовании. В ходе экспериментальной работы (исследования) нами были проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, мы раскрыли содержание и сущность детско-родительских отношений, а также особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.

Нами были разработаны (выделены) следующие критерии, отражающие различные стороны детско-родительских отношений:

а) эмоционального развития

б) сотрудничества

в) коммуникации

г) контроля

д) понимания

и уровни показателей и определены их основные характеристики: низкий, средний и высокий детско-родительских отношений.

Диагностика изучения особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, позволила подтвердить наличие особенностей детско-родительских отношений данной категории испытуемых и определить направления дальнейшей психолого-педагогической работы.

Нами была разработана программа психолого-педагогической работы с приемными семьями направленная на развитие и гармонизации детско-родительских отношений в приемных семьях. Реализуя (апробируя) данную программу, мы использовали такие психолого-педагогические методы и приемы работы, как проигрывание с родителями ситуаций на взаимодействие, обогащение способов поведения в разных ситуациях, организация совместной деятельности (занятий) приемных родителей и детей, упражнения и игры на сплочение детско-родительских отношений. Позитивные изменения в детско-родительских отношениях происходили за счет создания эмоционально комфортной обстановки и ситуаций эмоционального принятия, понимания неудач, интересов и чувств приемных детей.

По окончании реализации (апробации) программы мы получили следующие результаты. Со стороны приемных родителей к приемным детям повысились: уровень эмоционального принятия, понимание потребностей, восприятие их как личности, уменьшилась степень контроля над всеми сферами жизнедеятельности. Со стороны приемных детей повысилась контактность в общении, уменьшилось проявление тревожности, агрессии и конфликтности по отношению к членам семьи. Сделанные выводы позволяют нам утверждать, что выдвинутые положения в начале исследования, подтвердились, уровень эмоционального принятия, понимание потребностей, восприятие приемных детей как личности, проявление тревожности, агрессии, конфликтности по отношению к членам семьи приемных детей значительно изменился в положительную сторону.

Однако проведенное исследование не решает в полной мере проблему повышения со стороны приемных родителей уровня эмоционального принятия детей, готовность к пониманию потребностей приемных детей, восприятие их как личности, со стороны приемных детей снижение уровня тревожности, агрессивности и конфликтности по отношению к членам семьи и представляет собой частную попытку решения проблемы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] / А. Адлер. — Ростов н/Д: «Феникс», 1998 — 448с.
  2. Андреева, Т.В. Теоретико-методологические основы социальной психологии семьи в области научных исследований [Текст] / Т.В. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика – 2011. — №3. – с. 66-78.
  3. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014.
  4. Басалаева Н.В., Колокольникова З.У., Митросенко С.В. Технологии работы с замещающими семьями. — Лесосибирск,2013.
  5. Беккер И. Л., Дубовицская С. В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности [Текст] / Беккер И. Л., Дубовицская С. В.// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. — № 24. – С. 631 -638.
  6. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание// Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2014.
  7. Белогай К. Н., Морозова И. С., Отт Т. О. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с семьями, воспитывающими ребенка с особыми потребностями: учебно-методическое пособие; сост. К. Н. Белогай. Кемерово, 2014. 98 с.
  8. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений// Педагогическое образование в России. 2013.
  9. Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. А.А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
  10. Ботова, Э.К. Проблемы детско-родительского взаимодействия в современных психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Э.К. Ботова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. — №1. – с. 29-32
  11. Варга А. Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка //Детский психолог. — 2011.
  12. Винникот, Д. Разговор с родителями/Д. Винникот. – М.:Класс, 1995 – 94 с.
  13. Горбунова Е.А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дис. … канд. педаг. наук: 12.00.12: защищена 05.11.2011: утв. 08.03.2012 / Е.А. Горбунова. М., 2012. 207 с.
  14. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2006
  15. Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С. — Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье.- Психологическая наука и образование. МГППУ 2014, 19(4), стр. 46-53 [электронный ресурс]
  16. Инеткина С.Е., Ботова Э.К. Детско — родительские отношения — основной фактор развития ребенка [Текст] / Инеткина С.Е., Ботова Э.К. // Гуманитарные науки и образование. – 2013. — № 1(13). – С. 53-56.
  17. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2014.
  18. Ковалев, Г.А.О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений / Г.А. Ковалев. М.: Ось-89, 2014. 116 с.
  19. Козлова Т.З. Замещающая (опекунская семья): монография // Т.З. Козлова. Москва, 2013. С. 244
  20. Крайлюк А. И. Родительские установки: теоретические аспекты [Текст] / Крайлюк А. И.// Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015.- № 3.- С. 78-82.
  21. Кульчицкая И. Ю. Семейная стратегия в подготовке ребенка [Текст] / Кульчицская И. Ю. // Актуальные вопросы современной науки. – 2012. — № 21-1. – С. 153- 161.
  22. Ловинджер Л. Авторитарная семейная идеология. / Ловинджер Л. – М.: Психология, 2009 – 87с.
  23. Малер, М.С., Пайн, Ф., Бергман, А. психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация. – М., 2011. – 413 с.
  24. Маркина О. А. Мотивация личности приемного родителя. [Текст] / Маркина О. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016, том 8, 2-2 — С. 106-111
  25. Молчанова Л. Н. Особенности функционирования микросоциальной системы “Приемная семья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” [Текст] / Молчанова Л. Н. // Вестник Томского государственного университета-Томск, — 2015. — №398 — С. 211-218.
  26. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: МОДЭК, 2013.
  27. Молчанова Е.В. Психологические аспекты детско-родительских отношений// Психология и педагогика: методика и проблемы 2014.
  28. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2013.
  29. Мясищев, В.Н. Психология отношений/В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ, 2003. – 400 с.
  30. Николаева Л.А. Детско – родительские отношения как фактор развития ребенка [Текст] / Николаева Л. А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. 2 .- 2012. — № 2. – С. 187-193.
  31. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка// Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013.
  32. Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон // Журнал вопросы психологии. 2011. № 3. С. 79-90.
  33. Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация / А.В. Петровский // Психология развивающейся личности. 2012. № 5. С. 16- 20.
  34. Печникова, Л. С. Воспитание приемных детей. Факторы дисфункциональных отношений в приемных семьях [Текст] / Л.С. Печникова. – М., 2007
  35. Радионова Т.Н. Особенности детско – родительских отношений в младшем школьном возрасте [Текст] / Радионова Т. Н. // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых — сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах – 2014. – С. 327 – 329.
  36. Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование// Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013.
  37. Резник С. В. Психологические аспекты принятия решений об усыновлении и сопровождение семьи на этом этапе — Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. [Текст] / Резник С. В. // Вып. 6 – МО: СВИВТ, 2012. — С. 51-54
  38. Роджерс, К. О становлении личности [Текст] / К. Роджерс. – СПб.: Питер, 2004 – 314с.
  39. Санникова А.И., Редькина Н.В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях// Гуманитар., соц.-экон. и общест. науки. — 2015.
  40. Сизаева В. Э., Лисинецская А. А. Проблема детско – родительских отношений и их влияние на представления о своей семье [Текст] / Сизаева В. Э., Лисинецская А. А. // Наука и современность. – 2012. — № 15. – С. 162- 166.
  41. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 2012.
  42. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006 — 366 с.
  43. Спиваковская, А. С. Как быть родителями [Текст] / А.С. Спиваковская. – М., 1986 – 123с.
  44. Тулупова О.В. Основные подходы к изучению детско – родительских отношений в зарубежной психолого – педагогической литературе [Текст] / [Текст] / Тулупова О. В. // Перспективы науки. – 2014. — № 1(52). – С. 157 – 159.
  45. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Текст] / Л. К. Фомина // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
  46. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2010.
  47. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2007 — 28с.
  48. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб. : Питер, 2013.
  49. Шаповалова И. А. Детско – родительские отношения как фактор социализации младших школьников [Текст] / Шаповалова И. А. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. — № 3. – С. 48- 52.
  50. Щербаков А.В., Васильева Е.Н. Родительские роли как фактор развития личностного компонента психологической готовности к родительству// Фундаментальные исследования. 2014
  51. Шимин Н.Д., Метельская К.С. О ценности современной семьи // Новые идеи в философии. 2014
  52. Шульга Т. И. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье[Текст] / Т. И. Шульга, М. А. Антипина // Вестник московского государственного областного университета. (2012) № 3 с. 32-40
  53. Шлотгауэр, А.Н. Развитие и воспитание — Роль отца. [Текст] / А.Н. Шлотгауэр // Психол.журн. 2012
  54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2011.
  55. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. : Речь, 2012.
  56. Htt://WWW.usynovite.ru/statistics/

Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф