Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности управления социальной политикой государства на современном этапе: отечественная практика и зарубежный опыт. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


Текущее положение демографической ситуации в нашей стране объясняется социально-экономическими процессами XX века. До 1992 года показатель продолжительности жизни непрерывно увеличивался, догоняя европейские страны. С 1992 года численность населения сократилась, причиной этому стало превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. Количество умерших в год в Российской Федерации в течение последующих 15 лет было в 2 раза больше чем в европейских странах. Показатель естественного прироста населения начиная с 1995 года и вплоть до 2012 года был отрицательны, но стремящимся к 0 (2000 г. – -6,6; 2005 г. – -5,9; 2010 г. – -1,7; 2011 г. – -0,9). В 2012 году показатель составил 0,0 и оставался положительным до 2015 года. В 2016 году естественный прирост населения составил -0,01.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Другим демографическим показателем является младенческая смертность. В 1992 году он составил 18 на 1000 родившихся живыми, и за 25 лет это показатель заметно снизился и составил 5,6 на 1000 родившихся живыми в 2017 году.

В РФ до сих пор сохраняется высокий уровень смертности среди трудоспособного населения вызванный зависимостью разного рода (алкоголизм, табакокурение, наркомания) и вредными условиями труда на предприятиях.

Показатель рождаемости растет, начиная с 2000 года (8,7 на 1000 человек), вплоть до 2015 года (13,3 на 1000 человек), однако в 2016 году показатель составил 12,9 на 1000 человек, а в 2017 года 11,5 на 1000 человек. При таком низком уровне рождаемости возникает проблема старения населения.

Если показатели не изменятся, то по неблагоприятному прогнозу численность населения с каждым годом будет уменьшаться, продолжительность жизни сократится, численность женщин фертильного возраста снизится, доля граждан пенсионного возраста возрастет, все это отразиться на социально-экономическом развитии страны, а именно на таких основных показателях как: темп роста ВВП; недостатка трудовых ресурсов. Для стабилизации ситуации потребуется ряд изменений в различных системах: медицинского обслуживания, социальной помощи и др.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года ставит задачу увеличить к 2025 году численности населения до 145 млн. человек, а продолжительность жизни до 75 лет.

Для разрешения демографической ситуации в Российской Федерации, которую министр Минэкономразвития Максим Орешкин назвал тяжелейшей в мире, был принят национальный проект «Демография». Сроки действия проекта 2019-2024 год.

Задекларированными целями проекта являются:

  • увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
  • увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 детей на одну женщину до 2024 года;
  • увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни до 55% к 2024 году;

Бюджет национального проекта «Демография» составит 3105,2 млрд. рублей, из них 2973,4 млрд. рублей федеральный бюджет, 78,1 млрд. рублей бюджеты субъектов РФ и 53,7 млрд. рублей внебюджетные государственные фонды.

В национальный проект входят следующие федеральные проекты:

  • Финансовая поддержка семьи при рождении детей;
  • Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
  • Старшее поколение;
  • Укрепление общественного здоровья;
  • Спорт – норма жизни.

Анализ распределения средств финансирования по вышеперечисленным федеральным проектам показывает, что основное внимание уделяется поддержке семьи при рождении детей – 2688,4 млрд. рублей. По прогнозу до 2021 года материнский капитал на рождение первого ребенка увеличится до 489 051 рублей.

На втором месте по финансированию стоит федеральный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» на него приходится 164,3 млрд. рублей.

Для реализации направления социальной политики в области социальной защиты малоимущих и незащищенных слоев населения в Российской Федерации разработана система законодательных и правовых актов (правительственных постановлений, президентских указов, инструкций и других локальных нормативных актов), которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке и гарантируют государственную помощь в случае повышения социальных рисков. В Таблице 1 представлена подборка некоторых законов и указов в области социальной защиты отдельных категорий граждан.

Таблица 1 — Подборка Федеральных законов и Указов Президента в области государственной социальной политики, устанавливающих социальные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям граждан

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»
 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
 Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях)»
Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами»
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава»
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов»
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Закон о материнском капитале (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»)
Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»
Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы»
Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 г. N 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы — участников Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов»
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий»

 

Основными принципами социальной защиты граждан являются гуманность, адресность, комплексность, обеспечение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод личности.

Формы социальной поддержки граждан бывают:

  • в денежной форме (ежемесячные денежные выплаты, материнский семейный капитал, государственные социальные пособия);
  • в форме предоставления услуг таких как: организация отдыха и оздоровления детей, социальное обслуживание на дому специальных категорий граждан;
  • в натуральной форме (обеспечение жильем за счет федеральных средств, обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное обслуживание);
  • в форме предоставления социальных льгот (налоговые льготы родителям на детей, социальные льготы ветеранам, социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма).

Такое разнообразие форм социальной защиты позволяет наиболее полно удовлетворить потребности тех, кто нуждается в такой поддержке. Предоставление социальной поддержки граждан осуществляется территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ и Территориальными Управлениями социальной защиты населения (УСЗН).

В 2004 году была принята государственная программа «Социальная поддержка граждан». Конкретные меры по реализации темы Программы описаны в 6 Подпрограммах: «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»; «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»; «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей»; «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»; «Старшее поколение»

Важным направлением социальной политики государства является обеспечение занятости населения и сохранение низкого уровня безработицы. Хотя по официальным данным, ситуация с безработицей в стране остается благополучной и находится на уровне 5 %, многие эксперты считают, что уровень скрытой безработицы значителен. В.В. Путин в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года отметил, что «Усилия государства, бизнеса и общественности, каждого трудоспособного и экономически активного гражданина «должны быть направлены на увеличение занятости – особенно в регионах с застойной безработицей».

Социальная политика государства в области занятости населения направлена на сглаживание исходного социального неравенства между отдельными индивидами, группами граждан, социальными слоями, которые ввиду различных причин находятся на разных ступенях социальной иерархии и обладают неодинаковыми возможностями на рынке труда.

Это направление социальной политики призвано решить следующие основные задачи:

  • Предотвращение роста напряженности на рынке труда;
  • Минимизация уровня безработицы, решение вопроса занятости граждан во время кризисов, обеспечение занятости инвалидов и социально уязвимых слоев населения, молодежи, трудоспособных граждан пожилого возраста;
  • Обеспечение материальной поддержки безработных граждан, направленной с одной стороны на предотвращение их обнищания и люмпенизации, а с другой стороны, исключение социального иждивенчества;
  • Создание экономических стимулов для повышения мобильности рабочей силы;
  • Повышение конкурентоспособности рабочей силы путем развития системы институтов повышения квалификации и переобучения граждан.

С целью создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному выполнению перечисленных задач, была принята Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 № 363), действующая с 2013 по 2020 годы.

Кроме Федеральной Программы «Содействие занятости населения» решению задач направления социальной политики в области трудовых отношений, мероприятия по содействию занятости населения проводятся в рамках Национальных проектов. Так, с целью исключения дискриминации граждан предпенсионного возраста, что становится особенно актуально после принятия ряда федеральных законов, согласно которым увеличился возраст выхода на пенсию, для женщин с 60 лет, а для мужчин — 65 лет, в рамках Федерального проекта «Старшее поколение» проводятся мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для этой категории граждан. Профессиональная переквалификация для всех лиц предпенсионного возраста по федеральному проекту «Старшее поколение» осуществляется бесплатно, за счет средств федерального и областных бюджетов. Планируется увеличить численность граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование с 2019 по 2024 годы в 6 раз: с 75 тыс. до 450 тыс. человек. Всего на реализацию этих мероприятий с 2019-2024 г. планируется выделить из бюджета РФ 31073,4 млн. рублей.

Особое внимание в направлении социальной политики в области занятости населения уделяется созданию условий продолжать свою трудовую деятельность беременным женщин и женщинам с детьми младшего возраста (до 3-х лет). Решению этого вопроса посвящен Федеральный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», который включает в себя помимо повышения доступности дошкольного образования для детей до 3-х лет, возможности получения дополнительного образования женщинами во время декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком. Так, планируется организовать переобучение в период с 2020 по 2024 годы не менее чем для 230 тыс. женщин.

Несмотря на значительные усилия государства по созданию рабочих мест с высокими (интеллектуальными, высокотехнологичными) требованиями к квалификации, большой проблемой для российского общества остается отсутствие или неэффективность социальных лифтов, которые позволяли бы талантливым профессионалам занять такие рабочие места на основе открытого конкурса, а не “по знакомству”.

Самостоятельным элементом направления социальной политики государства является социальное обслуживание населения, которое включает все виды адресной социальной помощи престарелым, инвалидам, семьям с малолетними детьми и другим гражданам, со специфических потребностей.

Законодательной основой социального обслуживания граждан РФ, иностранных граждан, беженцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, служат Федеральные законы «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. N442-ФЗ и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года №122-ФЗ.

Отличительной чертой социального обслуживания является натуральная форма (не денежная) предоставления услуг.

Организация социального обслуживания населения РФ базируется на следующих основных принципах:

  • Равнодоступность получения услуг по социальному обслуживанию не зависимо от половой, национальной, расовой, религиозной принадлежности, возраста и политических убеждений;
  • Адресность получения услуг;
  • Территориальная близость предоставления услуг и достаточное количество организаций, предоставляющих услуги;
  • Организация оказания услуг в привычной для получателя среде;
  • Осуществление социального обслуживания на добровольной основе;
  • Неразглашение информации о получателе социальных услуг.

Организациями, уполномоченными государством осуществлять социальное обслуживание населения являются учреждения, которые проводят стационарное обслуживание (интернаты, пансионаты, оздоровительные и геронтологические центры), реабилитационные центры, социальные приюты, центры социальной адаптации и т.д. Центры социального обслуживания и службы социального медицинского обслуживания осуществляет предоставление услуг на дому.

Направления деятельности организаций по социальному обслуживанию граждан чрезвычайно многообразны и охватывают все аспекты жизни нуждающихся в поддержке граждан. Они решают бытовые, медицинские, психологические, педагогические, трудовые, правовые и другие проблемы, которые не может самостоятельно решить человек, попавший в трудную жизненную ситуацию.

Планируется, что к 2020 году средства бюджета на социальное обслуживание увеличится до 1,026 триллиона рублей.

Другим направлением социальной политики является развитие социальной инфраструктуры. Под социальной инфраструктурой понимается совокупность учреждений, деятельность которых направлена на улучшение качества жизни граждан. Цель социальной инфраструктуры – призвана обеспечить все стороны жизни отдельного человека и общества в целом и сформировать условия для развития страны и отдельных регионов. Социальная инфраструктура носит глобальный характер. Ее элементы позволяют объединить страну в единый организм и обеспечить нормальное функционирование этого организма.

В последнем послание 20 февраля 2019 года Федеральному собранию В.В. Путин отметил «На базе передовых технологий нужно форсировать модернизацию инфраструктуры. Это имеет огромное значение для укрепления связанности страны, особенно это важно для нас, для страны с самой большой территорией в мире, с такой огромной территорией. Это имеет огромное значение для укрепления всего каркаса государства, для раскрытия потенциала территории, для роста экономики Российской Федерации.»

Анализируя направление и количество федеральных целевых программ в области развития инфраструктуры за последние 5 лет можно прийти к выводу, что развитие инфраструктурных проектов опускается с федерального на региональные уровни.

Особое внимание уделено развитию регионов так как Крым, Дальний Восток и Сибирь. Так в 2019 году правительством запланировано открыть железнодорожное сообщение по Крымскому мосту. А также поднятие социально-экономического уровня развития Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В статье 42 действующей Конституции Российской Федерации задекларировано право человека «…на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.». Направление социальной политики в области экологии, подразумевает систему мер по установлению гармоничных отношений между окружающей средой и человечеством. Усилия Правительства в данном направлении отражены в национальном проекте «Экология». Цель этого национального проекта – уменьшить к 2024 году вредное воздействие на окружающую среду. Планируется выделить на реализацию проекта из федерального бюджета 1,551 трлн. рублей.

Особое внимание в национальном проекте занимает подпрограмма «Чистая страна», которая, в частности, призвана разрешить «мусорный кризис» захлестнувший Российскую Федерацию. Опросы ВЦИОМ показывают, что население Российской Федерации считает наиболее острыми проблемами экологии являются: загрязнение воздуха (22% опрощенных), мусорные свалки (16%), грязные реки и озера (13%), несвоевременный вывоз мусора (11%). О необходимости формирования цивилизованной, безопасной системы обращения с отходами, их переработки и утилизации говорил в своем послании к Федеральному собранию В.В. Путин.

Отдельным направлением в социальной политике является развитие областей социальной сферы (науки, культуры). За развитие этого направления отвечают национальные проекты «Наука» и «Культура», которые были разработаны в рамках Президентского указа от 7 мая 2018 года.

Как мы видим из вышесказанного российское государство занимает активную и последовательную позицию в области социальной политики, что дает ощущение социальной справедливости и увеличивает доверие к власти. Так, по данным ВЦИОМ за последние 5 лет доля россиян, считающих, что политика российских властей способствует укреплению социальной справедливости, увеличилась с 20%. до 29%. Однако, 32% по-прежнему склоняются к мнению, что власти страны скорее препятствуют социальной справедливости в обществе. Опрос общественного мнения показывает, что для установления социально справедливого общества усилия властей должны быть в первую очередь направлены на борьбу с коррупцией (14%), следовать конституционному принципу равенства всех перед законом и судом (11%).

Значительные позитивные сдвиги произошли в положении инвалидов. Более половины россиян по данным опроса ВЦИОМ указывают на улучшение за последние 5-10 лет отношения к инвалидам, особенно это касается улучшению доступности городской среды, причем 70% жителей Москвы и Санкт-Петербурга замечают позитивные изменения, а 54% жителей сельской местности не видят никаких изменений.

Остается недостаточной информированность россиян о существующих социальных национальных проектах и федеральных целевых программах. Исследования ВЦИОМ показали, что о проектах саморазвития слышали 46% опрошенных, причем у людей с высшим образованием эта цифра составляет 52%, а среди людей с неполным средним образованием более чем в половину ниже.

 

Глава 2. Практические аспекты реализации социальной политики в условиях социально-экономической нестабильности: межстрановой сравнительный анализ опыта Российской Федерации, Украины и Беларуси

2.1 Правовые, экономические и нравственные механизмы реализации социальной стратегии государства в условиях финансово-экономической турбулентности

 

Начиная с конца прошлого века, мир вступил в эпоху глобальных трансформаций, связанных с кризисом биполярной системы мироустройства, возникновением напряженностей в отношениях между лидирующими странами, развитием IT-технологий и интернета. Современный мир характеризуют следующие один за другим экономические кризисы, гражданские протесты и акции гражданского неповиновения, возникающие в ответ на отсутствие реакции властей на быстро изменяющиеся условия жизни, повсеместно происходят техногенные катастрофы и другие трудно прогнозируемые события, которые вызывают значительные социально-экономические и политические последствия. По мнению экспертов, занимающихся макроэкономическими процессами «мир выходит из-под контроля», «планета погружается в хаос», «глобальный порядок рушится», иными словами, мы вступаем в эпоху финансово-экономический, социальной и политической турбулентности на мировом и местных уровнях.

Новая реальность нашей жизни такова, что сложность и значительное ускорение протекания всех социальных, экономических и политических процессов приводит к тому, что ранее работавшие методики макро- и микроанализа, а также приёмы управления этими процессами перестают быть эффективными. В этом мировом хаосе успешными окажутся те люди, государства и политические режимы, которые первыми откажутся от поисков путей возврата к прошлой устойчивости социально-экономической ситуации, перестанут тратить ограниченные ресурсы на оборону «островков стабильности» и быстрее всего найдут способы адаптации к существованию в этой новой реальности на психологическом, экономическом и политическом уровнях.

Трудность принятия решений на правительственном уровне по структурным изменениям в экономических, социальных и политических сферах связана с необходимостью найти баланс между жесткими экономико-политическими мерами и социальной ответственностью государства.

Глобальный кризис и турбулентность мировой экономики оказывают неодинаковое влияние на национальные экономики стран постсоветского пространства и каждое государство выбирает свои уникальные векторы для нахождения баланса между жесткими антикризисными мерами и сохранением социального благополучия.

 

2.1.1 Украина

 

В 1991 году Украина провозгласила свою независимость, став самостоятельным государством. В соответствии со статьей 1 Конституции Украины, страна является «…суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством». Можно отметить, что экономика Украины до сих пор находится на стадии формирования в связи с затяжной нестабильностью политической ситуации и попыткой переориентироваться на стандарты Европейского Союза, поэтому обеспечение граждан социальными услугами остается на минимальном уровне.

Хотя принимаемые в Украине социальные законы, указы, постановления и программы декларативно соответствуют признанным мировым сообществом демократическим стандартам и отражают принципы гуманизма, справедливости, солидарности, равенства, информация об их успешном претворении в жизнь или отсутствует, или сопровождается аналитическими записками Национального института стратегических исследований, в которых эксперты объясняют, что нужно еще предпринять для их успешной реализации.

После Евромайдана (с 2013 по 2017 год) реальный ВВП Украины в долларовом эквиваленте уменьшился на величину порядка 38%, что является одним из худших результатов в мире по данным Международного Валютного Фонда, а ВВП по ППС снизился на 10% за этот же период.

По результатам опроса, проведенного в Украине в период с 1 по 13 ноября 2016 года, негативные последствия революции проявляются в большей степени в экономической сфере, в областях пенсионного и социального обеспечения. Рецензенты выделили отрасли, наиболее пострадавшие после событий, описанных выше:

  • Цены на потребительские товары (94,8%);
  • Пенсионного и социального обеспечения (77,9%);
  • Занятость, трудоустройство (76,1%).

Современное состояние развития Украины сопровождается появлением острых социально-экономических проблем, которые вызывают серьезные изменения качества жизни населения, а так же большинство населения страны оказывается в затруднительном экономическом положении, ухудшается физическое здоровье, сокращается средняя продолжительность жизни, увеличивается дифференциация доходов различных групп населения, ухудшается социальная защищенность и социальное обеспечение, снижается реальная заработная плата, средний размер пенсии, развивается опасная ситуация в отраслях социальной сферы. Фрагментарность решения неотложных социальных проблем привело к отсутствию системного подхода к формированию государственной социальной политики, государственных социальных гарантий, современного инструментария выбора приоритетов социальной политики и механизмов ее реализации. Большинство мер социальной политики Украины носят декларативный характер и остаются нереализованными в полном объеме.

Основные направления, задачи и принципы, на которых базируется реализация социальной политики Украины, заложены в «Стратегии устойчивого развития Украины — 2020», утвержденной 12 января 2015 года № 5/2015. Согласно данной стратегии основной целью развития Украины является переход к европейской модели жизни и выход Украины на лидирующие позиции в мировой экономике.

Приоритетными направлениями социальной политики на Украине на современном этапе развития являются:

  • политика в сфере доходов населения, которая предусматривает установление социальных стандартов жизни, параметров жизненного уровня, обеспечение роста заработной платы;
  • политика занятости и охраны труда, которая предусматривает законодательное установление средств охраны труда, видов и форм социального страхования, обеспечения полной занятости населения, предотвращения безработицы;
  • социальную защиту, которая предусматривает определение и установление параметров пенсионного обеспечения и других видов социального страхования, социальной помощи, социального обслуживания, а также социальных льгот и гарантий;
  • демографическая политика, которая предусматривает стимулирование репродуктивного роста населения, государственной помощи семье, регулирования миграционных процессов;
  • политика развития социальной сферы: культурной, языковой, религиозной, молодежной, рекреационной, политика здравоохранения, в сфере образования, науки и т.д.

В условиях крайней ограниченности ресурсов для проведения полноценной социальной политики приоритетной становится адресность получения социальной защиты. Так, для сглаживания социального расслоения общества в течение 2016 года были последовательно отменены льготы для всех депутатов Верховной РАДЫ и высокопоставленных государственных должностных лиц, а также назначение пенсий проводится по единым для всех категорий граждан правилам.

Для решения задач социальной политики в Украине приняты Государственные целевые программы:

  • Национальная программа развития профессий в Украине на 2012–2021 гг.;
  • Стратегия основной кадровой политики на 2012–2020 гг.;
  • Стратегия развития государственной молодежной политики на период до 2020 г.;
  • Стратегия сокращения бедности на период до 2020 года.

Как было отмечено в Докладе Департамента экономической стратегии и макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития и торговли Украины о состоянии выполнения государственных целевых программ в 2017, Государственные целевые программы так и не стали действенным и эффективным инструментом, осуществляются декларативно и выполняют роль «формального документа декларации о намерениях что-то сделать».

В настоящее время уровень заработной платы в Украине недостаточен для удовлетворения основных потребностей работающего населения и является самым низким среди европейских стран. Кроме того, одной из проблем является значительная задолженность по выплате заработной платы, что порождает углубление бедности среди населения, в том числе среди работающего населения.

Для обеспечения повышения доходов населения Правительством Украины запланировано повышение минимальной заработной платы (в 2019 году на 10,78% до 123,4 евро в месяц), увеличение прожиточного минимума и окладов работникам бюджетной сферы.

В качестве мер для решения сокращения задержек выплаты заработной платы предлагается внести изменения в проект Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде» и Закона Украины «Об оплате труда». Украинские эксперты считают, что усиления социального диалога между предпринимателями и наемными рабочими может разрешить эту проблему. В Украине слабость профсоюзного движения и отсутствие эффективных объединений работодателей обусловливает необходимость укрепления роли государства в этой области. Для этого предлагается подготовить изменения в проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно снятия ограничений права на забастовку» что обеспечит право наемных работников приостанавливать исполнение своих обязательств на рабочем месте в случае задержки выплаты заработной платы.

Считается, что естественный уровень безработицы должен находиться на уровне 4-6% от общей численности рабочей силы. В целом, уровень безработицы в Украине в 2017 составил 9,5%, а безработица среди молодежи в тот же период больше на 3,8%.

Для обеспечения снижения уровня безработицы первоочередной задачей в Украине считается активизация мер, направленных на улучшение качественных характеристик рабочей силы, количественный и качественный рост предложения рабочих мест и создание благоприятных условия для самозанятости. Проводимые мероприятия должны базироваться на взвешенном сочетании инструментов государственного и рыночного регулирования и предусматривать целевые индикаторы их выполнения, которые позволят измерить эффективность ее реализации при осуществлении периодического мониторинга и поэтапной оценки. Решение проблемы, обеспечения максимального соответствия спроса на рабочую силу ее предложению, актуализирует вопрос создания качественных рабочих мест. Поэтому курс осуществляемых Министерством экономического развития и торговли Украины реформ должен учитывать необходимость развития высокотехнологичных производств и восстановление на инновационной основе деятельности предприятий традиционных отраслей отечественной экономики, ориентированных как на внутренний рынок и массового потребителя, так и на внешние рынки товаров. В этом контексте особую актуальность приобретает вопрос оздоровления инвестиционного климата, предусматривает системное совершенствование правовой базы и утверждению верховенства права.

Важнейшим условием для расширения возможностей трудоустройства является создание благоприятной среды для устойчивого развития предпринимательства. При этом следует адаптировать положительный опыт стран ЕС, предоставления предпринимателям консультационных услуг в сочетании с применением гибкого механизма налоговых льгот; активизацией организационных и финансово-экономических механизмов целевого и льготного кредитования инвестиционных проектов; разработкой и применением системы дотаций на создание новых рабочих мест; предоставлением субсидий, в том числе региональных, на создание новых предприятий и рабочих мест, на трудоустройство безработных, прежде всего, из числа социально уязвимых групп населения; созданием бизнес-инкубаторов для развития малого и среднего бизнеса.

Совершенствование государственной политики в сфере молодежной занятости требует смещения приоритетов в область гарантированного обеспечения первым рабочим местом и введение специальных мер, направленных на стимулирование трудоустройства молодежи, содействие развитию молодежных предпринимательских инициатив с учетом региональных особенностей социально-экономического развития.

Важным условием успешных сдвигов в сфере занятости населения является концентрация усилий всех ветвей власти на проблеме преодоления теневой занятости, так как в теневом секторе экономики насчитывается около 4 млн. человек, а, следовательно, бюджет государства недополучает значительные суммы в виде налогов, объем которых оценить достаточно сложно.

Так, по предварительным расчетам Минэкономразвития Украины уровень теневой экономики в январе-сентябре 2018 составил 32% от объема официального ВВП, и, хотя эта цифра кажется огромной, следует отметить, что 32% — это самый низкий уровень за последние 10 лет. Положительная динамика снижения процента теневой экономики говорит о позитивных результатах задекларированных Правительством реформ, направленных на повышение доходов населения и оздоровления инвестиционного климата.

По уровню жизни населения Украина занимает 63 место среди 133 стран. Об этом свидетельствуют данные индекса социального развития (далее «ИСР»), разработанного американской неправительственной организацией Social Progress Imperative.

Для осуществления политики в области социальной защиты уязвимых слоев населения, обеспечения социальной справедливости и поддержание политической стабильности в Украине работает система социальных трансфертов. Социальные трансферты выплачиваются населению из государственного и местных бюджетов, Пенсионного фонда. Доля социальных трансфертов в общей величине доходов граждан Украины в 2014 году составила 37,2%.

С целью усовершенствования системы социальных трансфертов в Украине в настоящее время запущена реформа монетизации социальных льгот. Целями этой реформы является упорядоченье всех видов государственной социальной помощи и осуществление перехода от предоставления универсальных пособий по категориям населения к оказанию адресных индивидуальных или семейных пособий. Это позволит увеличить помощь действительно нуждающимся гражданам без существенного увеличения общих бюджетных расходов. Особое внимание уделяется обеспечению привлекательности для населения программ перекрестной поддержки экономической и социальной активности, согласно которым государство будет помогать только в случае фактических шагов человека по самостоятельному обеспечению. Это обеспечит смягчение дифференциации фактических экономических возможностей и должно способствовать свертыванию психологии иждивенчества. Для обеспечения эффективного государственного контроля при предоставлении социальной поддержки планируется уделить особое внимание нормированию функционирования открытой и доступной системы данных о получателях социальной поддержки, о проведенных мероприятиях контроля в этой сфере и их результатах.

Нынешняя полная монетизация субсидий стала логическим продолжением системных шагов по реформированию жилищно-коммунального сектора, энергетики и социальной сферы, а также достижению энергоэффективности и энергетической независимости страны. Сэкономленные деньги в результате эффективного потребления ресурсов останутся в распоряжении потребителей. И такой принцип будет применяться на постоянной основе.

Одним из проявлений и последствий современного демографического кризиса на Украине является ускоренное старение населения и, соответственно, рост отрицательного соотношения количества лиц пенсионного и трудоспособного возраста. Сейчас Украина имеет один из самых высоких уровней старения в Европе и одновременно один из самых низких показателей рождаемости. Доля лиц в возрасте 60 лет и старше достигнет к 2050 году 32%, а соотношение численности населения пенсионного и трудоспособного возраста — 71%.

Уже сейчас в пенсионной системе Украины соотношение плательщиков в пенсионный фонд и получателей пенсии относится как 10:9, если не будут предприняты неотложные меры по улучшению текущего соотношения к 2020 году количество пенсионеров будет больше, чем плательщиков. Такие демографические перспективы производят очень негативное влияние на финансовую состоятельность солидарной пенсионной системы, то есть, когда пенсия выплачивается из отчислений в пенсионный фонд, сделанных работающим поколением.

В качестве мер по преодолению демографического кризиса в Украине необходимо предпринять конкретные усилия, обеспеченные бюджетным финансированием, а именно:

  • Разработать государственную программу помощи семьям при рождении ребенка;
  • Создать доступную систему социального обслуживания людей пенсионного возраста;
  • Обеспечить условия, препятствующие оттоку рабочей силы за границу путем создания дополнительных высокопроизводительных и высокотехнологичных рабочих мест.

Несмотря на усилия Правительства Украины в проведении социальной политики, социально-психологическое состояние общества в последние годы не улучшается. Сказалась неудовлетворенность результатами экономического подъема, в частности усилением расслоения. Но это недовольство вызвало не активизацию гражданской позиции, а привело к формированию ощущения безысходности, невозможности лично влиять на ход событий, а, следовательно, к безынициативности, особенно заметной среди молодежи.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф