Скоро защита?
Меню Услуги

Оценка инвестиционного потенциала региона (Тюменская область). Часть 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1. Зарубежный опыт обеспечения роста инвестиционного потенциала на общегосударственном и региональном уровнях

 

Среди значительных разновидностей форм, в виде которых может существовать международное сотрудничество, одну из ведущих позиций занимают иностранные инвестиции. Каждая страна заинтересована в развитии инвестиционного потенциала экономики своих регионов, привлечении капиталовложений иностранных инвесторов, увеличении объема финансовых ресурсов государства. В разных странах применяются различные средства и механизмы стимулирования развития их инвестиционной привлекательности на макро-, мезо- и микроуровнях для максимальной реализации возможностей инвестиционного потенциала своих регионов. В современных условиях развития интеграционных процессов возникает необходимость анализа мирового опыта в проведении политики регионального развития, создании ее оптимальных форм, механизмов и средств, стратегических приоритетов, направленных на стимулирование и укрепление инвестиционного потенциала страны.

При использовании мирового опыта для поиска собственной оптимальной стратегии регионального развития необходимо учитывать, что реализация региональной политики разными странами всегда приводит к различной степени эффективности ее результатов, что объясняется значительным количеством факторов, в частности природно-географическими, экономическими, социальными, экологическими особенностями регионов.

Глубокий анализ исследования причин и мотивов совершения финансовых вложений субъектами инвестирования одной страны в объекты экономики других стран был проведен Джоном Даннингом, который доказал, что на региональном уровне инвесторы заинтересованы в таких инвестициях только в том случае, когда они получая преимущества, связанные с прямым доступом к существующим рынкам, природным ресурсам, сырью и дешевой рабочей силе, имеют положительное соотношение с расходами инвестирования, связанные с транспортировкой и коммуникациями, преодолением тарифных и нетарифных барьеров. Основываясь на этой логике, он выделил четыре основных побудительных мотивах прямых иностранных инвестиций (ПИИ):

1) инвесторы ищут ресурсы и стремятся получить доступ к природным или специфическим ресурсам, квалифицированной или малоквалифицированной рабочей силе и технологическому потенциалу по ценам ниже, чем в их собственной стране;

2) инвесторы ищут рынок сбыта и заинтересованы в его расширении для собственного ассортимента товаров и услуг за счет внутреннего рынка региона в который осуществляется инвестирование, а также в перспективе возможности экспорта на смежные рынки других регионов и стран;

3) приоритетом является повышение эффективности за счет использования экономии от глобализации производственного масштаба и получение выигрыша за счет минимизации затрат, за счет конструктивного использования качественной физической инфраструктуры и человеческого капитала;

4) инвестиционные предприятия, которые ищут стратегические активы, стремятся приобрести фонды и капитал иностранных фирм для достижения своих долгосрочных стратегических целей и повышения международной конкурентоспособности[1].

В современных условиях социально-экономического развития России необходимы нестандартные подходы в разработке и воплощению в жизнь обновленной региональной политики повышения уровня инвестиционного потенциала регионов. Все звенья управления государством должны сконцентрироваться на решении задач, направленных на повышение эффективности системы регионального регулирования инвестиционных процессов. При разработке и проведении региональной политики важным является использование зарубежного опыта, который эмпирически обосновывает возможность создания благоприятного инвестиционного климата и укрепление собственного инвестиционного потенциала.

Уровень привлекательности региона для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов (табл. 13).

Таблица 13 Факторы, определяющие приток инвестиций в регион

 

 

Экономические

условия

Рынки Размер и уровень доходов; степень урбанизации; стабильность и перспективы роста; региональные рынки; дистрибьюторские модели; структура спроса.
Ресурсы Природные ресурсы; местоположение.
Конкурентоспособность Доступность рабочей силы, навыки / квалификация, способность учиться; управленческие способности; доступ к факторам производства; физическая инфраструктура; сеть поставщиков; техническая поддержка.
 

 

 

 

 

 

 

 

Региональная политика

Экономическая политика Способность региональных органов власти обеспечить стабильность основных макроэкономических показателей; возможность репатриации прибыли; доступ к иностранной валюте.
Частный сектор Содействие развитию частной собственности; предсказуемость и стабильность проводимой политики, эффективные финансовые рынки, легкость открытия / закрытия бизнеса; другая поддержка.
Торговля и промышленность Внешнеторговая политика; региональная интеграция, доступ на смежные рынки; контроль над собственностью; конкурентная политика; поддержка малого и среднего бизнеса.
Инвестиционная политика Легкость открытия бизнеса; прозрачная структура права собственности; доступ к факторам производства; стабильная стимуляционная политика.
 

 

Стратегия

иностранных

инвесторов

Восприятие риска Восприятие риска, основанное на политических факторах, макроэкономическом регулировании, состоянии рынка труда и стабильности проводимой политики.
Расположение, поставка, интегрирование Стратегии компаний, связанные с местоположением, снабжением сырьем, материалами, комплектующими, стратегические альянсы, обучение, технологии.

 

Следует отметить, что каждый тип инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций. Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, формы собственности на землю, понятность и структурированность процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов, норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии положительных решений инвесторами о прямом иностранном инвестировании.

Китай является примером страны, которая достигла значительного успеха в привлечении прямых иностранных инвестиций. В результате проведенной правительством политики по стимулированию притока ПИИ за последнее десятилетие в Китай поступило около 25% от общего объема инвестиций, направляемых в развивающиеся страны. При этом более 70% были вложены в промышленность.

С начала экономических реформ (в 1979 г.) политика Китая в отношении ПИИ претерпела ряд серьезных изменений. Она началась с поэтапного и ограниченного «открытия» экономики, за которым благодаря существующим и созданным условиям последовало активное стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в целом. После этого направленность инвестирования стимулировалась в направлении вложения финансовых средств и стратегических ресурсов в высокотехнологичные и капиталоемкие проекты в соответствии с целями промышленной политики страны.

Несмотря на то, что инвестиционный климат в Китае достаточно привлекателен, усиливается конкуренция со стороны стран с развивающейся экономикой (например, Индии и Бразилии), что требует от властей Китая активных решений по созданию программ инвестиционного стимулирования, которые бы учитывали новые тенденции мирового рынка инвестиций и адаптировали к ним внутренний рынок функционирования объектов инвестиций. Согласно исследованиям, проведенным недавно офисом Всемирного Банка в Пекине, для повышения привлекательности инвестиционного климата Китаю необходимо упростить процедуры утверждения инвестиционных проектов; повысить эффективность деятельности государственных органов путем устранения дублирования ряда функций и процедур; провести реформу рынка ценных бумаг и реформирование судебной системы.

В 2008 году Бразилия привлекла 42 млрд. долл. прямых инвестиций, что позволило ей занять первое место среди стран Латинской Америки по объемам инвестиционных влияний. Основным мотивом инвестирования в данную страну было наличие большого рынка сбыта, однако, следует отметить, что для привлечения инвестиций, несмотря на уже существующие положительные факторы, правительство сделало значительные усилия по созданию либерального режима инвестирования и максимально привлекательных условий для инвесторов. Большая часть инвестиций была сделана в форме слияния и поглощения компаний, собственность которых выступала объектом инвестиций, связанных с приватизацией в электроэнергетике, телекоммуникациях и финансовом секторе. В целом, в Бразилии нет ограничений, связанных с притоком капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Однако, участие иностранных инвесторов в некоторых видах деятельности ограничено или даже запрещено. Это, прежде всего, касается развития ядерной энергетики, аэрокосмической промышленности, авиаперевозок на внутренних линиях, разработок месторождений полезных ископаемых, владения и управления СМИ, здравоохранения. Бразилия является примером того, что инвестиции могут приходить в страну и без предоставления специальных стимулов, а в большей степени благодаря проведению либерализации и структурных реформ, приватизации и дерегулирования. Налоговые льготы и другие привилегии предоставляются правительством Бразилии и местными органами власти без дискриминации как иностранным, так и национальным фирмам, что привело к пропорциональному участию в инвестиционном процессе обоих видов инвесторов. Более того, эта страна одна из немногих, где нет агентства, отвечающего за привлечение инвестиций, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.

Заслуживает внимания и опыт Индии в направлении привлечения иностранных инвестиций, ведь в результате целенаправленных действий правительства по созданию достаточного уровня инвестиционной привлекательности данная страна за последние годы стала одной из самых привлекательных для иностранных инвесторов.

Для достижения этого результата в Индии были созданы специальные организации, которые отвечают за прямые иностранные инвестиции: Совет по содействию иностранным инвестициям при Министерстве финансов и Отдел по реализации ПИИ. Первая организация работает по принципу единого окна и занимается предоставлением инвесторам помощи в различных вопросах и содействием реализации принятых инвестиционных решений. Совет отвечает за переговоры с потенциальными инвесторами, рассмотрение и отбор предложений на первоначальных стадиях, внесение предложений об изменении политики, правил и процедур в отношении ПИИ, идентификацию секторов, куда могут быть привлечены инвестиции с учетом национальных приоритетов, а также поиска и обнаружения регионов, откуда могут прийти инвестиции, и того, какие специальные меры для этого нужно осуществить.

Отдел по реализации ПИИ был создан с целью сокращения времени между принятием инвестиционного проекта и его практической реализацией, что было воплощено благодаря владению необходимой информационной и практической поддержке отдела при реализации инвестором принятого инвестиционного решения. Он также работает по принципу единого окна и предоставляет инвесторам помощь и содействие в получении всех необходимых согласований, решении проблем, возникающих в процессе реализации проекта, например, организации встреч в государственных органах для обсуждения спорных вопросов.

В дополнение к вышеназванным органам при Министерстве торговли и промышленности создан Секретариат по содействию в производстве. В его задачи входит помощь предпринимателям, подготовка и оформление всех документов, которые требуют согласования с государственными органами, помощь инвесторам при проведении подготовительных работ по проекту (включая взаимодействие с другими организациями и правительственными органами), а также мониторинг хода реализации проекта.

Региональная политика требует создания координационного политического подхода, который бы обеспечил прозрачность и оптимальность принятия решений. В Тюменской области уже применен зарубежный опыт регионального развития, подтверждающий свою эффективность, созданы агентства регионального развития и их сети.

На основе анализа международного опыта можно утверждать, что ведущей причиной успешного привлечения страной ПИИ является сбалансированная инвестиционная политика, направленная на создание позитивных условий для развития инвестиционного процесса, что может быть выражено во многих рационализаторских решениях и приказах органов власти. Важным также является наличие прямого контакта между уполномоченными правительством организациями по решению инвестиционных вопросов, и инвестором для устранения препятствий на пути развития инвестиционного процесса в результате принятия компромиссных решений и необходимой помощи в решении текущих вопросов ведения бизнеса. Однако, как показывает международный опыт, действия региона, заинтересованного в привлечении прямых инвестиций, должны быть направлены не только на сбалансирование внутренних процессов, но и учитывать значительную роль в формировании положительного инвестиционного климата страны.

 

3.2. Направления повышения эффективности развития инвестиционного потенциала Тюменской области

 

Формирование и развитие инвестиционного потенциала региона должно осуществляться с учетом принципов, обусловливающие его использования, а именно:

— размер потенциала должен быть достаточным для обеспечения эффективного развития в соответствии с выбранной инвестиционной стратегией;

— уровень инвестиционной активности должен соответствовать текущим и перспективным потребностям развития региона;

— инвестиционный потенциал должен быть гибким к воздействию факторов внешней и внутренней среды и при необходимости перераспределять неиспользованные ресурсы между различными видами деятельности, тем самым обеспечивая полное использование ресурсного, производственного и трудового потенциалов региона;

— инвестиционный потенциал должен использоваться в тесной взаимосвязи с инновационным потенциалом, что позволит обеспечить конкурентные преимущества региона на внутреннем и внешнем рынках;

— установление рационального соотношения между объемами финансирования, экономическим и социальным эффектами.

К ключевым свойствам инвестиционного потенциала следует отнести целостность, динамичность, взаимозаменяемость и взаимозависимость его составляющих, способность к накоплению, воспроизводству и реализации:

  1. Целостность – составляющие инвестиционного потенциала постоянно взаимодействуют между собой для достижения общей стратегической цели – максимизации стоимости предприятия. Стратегической цели подчинена целая группа тактических целей: удовлетворение потребностей потребителей, увеличение доли рынка, увеличение прибыли и тому подобное.
  2. Взаимозаменяемость – недостаточный уровень развития одной составляющей потенциала может компенсироваться в определенной мере выдающимся размером его других элементов.
  3. Взаимозависимость – отсутствие отдельной составляющей инвестиционного потенциала приводит к нивелированию значимости других.
  4. Динамичность – инвестиционный потенциал не является постоянной величиной и изменяется в течение всего жизненного цикла предприятия. Кроме того, величина инвестиционного потенциала отличается в зависимости от промежутка времени, что также следует принимать во внимание.
  5. Способность к накоплению. В процессе эффективной хозяйственной деятельности инвестиционные возможности сочетаются, что до определенного предела положительно влияет на совокупную величину инвестиционного потенциала.
  6. Способность к самовоспроизводству – в процессе реализации имеющихся инвестиционных возможностей повышается не только стоимость объекта инвестирования, но и происходит увеличение инвестиционного потенциала.

Оценка отдельных элементов инвестиционного потенциала Тюменской области дала возможность выявлять структурные диспропорции и разработать мероприятия по их устранению.

Оценка институционального влияния на эффективность функционирования инвестиционной инфраструктуры Тюменской области свидетельствует о низкой активности взаимодействия субъектов инвестиционного процесса, особенно это прослеживается на региональном уровне между системой производства и таким важным элементом, как подсистема выработки инноваций. Практически трансформационные процессы в экономике разорвали действующие взаимосвязи между наукой и производством, а национальные институты (которые до сих пор находятся в состоянии реформирования и становления) не в состоянии их восстановить или формировать новые.

Первоочередной задачей институционального обеспечения развития инвестиционного потенциала Тюменской области является создание социально-экономических условий формирования базы выработки знаний, воспроизводства систем финансового обеспечения инвестиционного процесса, усиления инновационного потенциала территориальной хозяйственной системы с акцентом на формирование предпринимательской способности к восприятию инноваций и формирования спроса потребителей на инновационную продукцию.

Поскольку ни один из участников не является обособленным в своей инвестиционной деятельности, взаимосвязь, взаимодействие и процессы обмена между участниками являются важным факторами. При системном подходе важной теоретической и практической проблемой является то, что инновации продуцируются не только индивидуалами (новаторами), организациями и институтами, а также и сложными моделями взаимодействия.

Системный подход предполагает независимость между участниками в системе как наиболее важную характеристику. Для того, чтобы определить, чем системы инноваций отличаются относительно достигнутого ими экономического успеха, недостаточно просто перечислить участников и институты поддержки и стимулирования системы и описать их ресурсное обеспечение. Также нужно учитывать взаимосвязи и взаимодействия между этими участниками.

В данном аспекте следует отметить, что в случае эффективного взаимодействия участников инновационной системы Тюменской области, они могут стать мощным механизмом экономического роста. При плохой способности к взаимодействию они могут значительно тормозить инвестиционные процессы. Таким образом, повышение инвестиционного потенциала Тюменской области зависит от форм институциальной поддержки.

Институциональная поддержка государством инвестиционных процессов является одной из предпосылок эффективного внедрения инвестиционно-инновационной модели развития Тюменской области. Государственная институциональная политика на региональном уровне должна базироваться на трех постулатах:

— научные знания должны стать движущей силой устойчивого развития экономики;

— технологии являются двигателем социально-экономического развития;

— высокую ответственность государственных институтов за развитие науки и технологий и стимулирование инновационной деятельности.

Эффективное функционирование инновационной среды с институциональным обеспечением инвестиционной деятельности невозможно без создания социально-экономических, организационно-институциональных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала области и ее отдельных районов, обеспечение массового внедрения современных технологий в производственную деятельность, способность создать конкурентоспособную продукцию.

Прежде всего, это касается формирования предпринимательской способности к восприятию инноваций и осознание необходимости, особенно малого и среднего бизнеса, внедрения инноваций в производство.

С другой стороны, институты должны также формировать спрос на инновационную продукцию у населения, то есть формировать емкий национальный рынок инновационной продукции и способствовать их стимулирования продвижения данной продукции на межрегиональные и международные рынки. Следовательно, задача государственных институтов заключается в обеспечении роста спроса субъектов национальной экономики и граждан на инновационные продукты, технологии, знания, создание благоприятных условий для внедрения инноваций в производственную деятельность.

Модель институционального обеспечения развития инновационной инфраструктуры Тюменской области должна быть направлена на развитие взаимодействия научных институтов, обеспечивающих разработку современных технологий и производящих новации производственного сектора, способного воспринять эти технологии и новации и осуществить выпуск конкурентоспособной продукции, а также обеспечить развитие инфраструктуры, направленной на процесс обеспечения кадровыми, финансовыми, информационными и другими ресурсами, а также на предоставление услуг по выходу на межрегиональные и международные ресурсные и потребительские рынки.

Институты поддержки и развития является одним из инструментов государственной политики на региональном уровне, которая влияет на развитие инвестиционных процессов и формирование инновационной инфраструктуры, с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Институты поддержки и развития являются катализаторами частных инвестиций в приоритетные сектора и отрасли промышленности и создают условия для формирования инфраструктуры субъектов инновационного процесса, а также эффективных механизмов их доступа к необходимым финансовым и информационным ресурсам. К основным направлениям функционирования таких институтов относятся сферы, которые являются ключевыми с точки зрения реализации государственной социально-экономической политики, а именно:

— развитие современной рыночной и социальной инфраструктуры, инфраструктурного обеспечения инновационного процесса;

— обеспечение эффективного развития национальной инновационной среды;

— поддержка развития инновационного малого и среднего бизнеса;

— нивелирование существующего дисбаланса в инновационном развитии отдельных районов (рис. 16).

Рисунок 16. Обобщенная схема инновационной системы

Институты поддержки и развития выполняют еще одну важную функцию в повышении инвестиционной привлекательности области – обеспечивают непрерывность и неразрывность взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры (кадровой, финансовой, производственно — технологической, маркетинговой и т.д.) и способствуют процессу коммерциализации результатов научных разработок.

Для развития инвестиционного потенциала Тюменской области целесообразно проводить адаптирующую региональную политику, позволяющую вовлечь в трансформационные процессы ресурсы действующих эффективных собственников, обеспечить приток инвестиционных ресурсов.

Для инвестиционного развития Тюменской области необходим комплексный подход к обоснованию перспективных направлений развития экономического потенциала, его рационального размещения и использования на территории области.

На основе стратегических приоритетов разрабатываются соответствующие программы инвестиционного развития. Целевая программа как механизм управления, представляет собой специально разработанный для повышения инвестиционной привлекательности района комплекс мер административного, нормативно-правового, социального, экономического, производственного, финансового, информационного и иного характера, разработанных в определенной последовательности, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.

Программы развития Тюменской области согласовывают комплексную систему мероприятий, направленных на обеспечение экономических потребностей и социальных интересов населения региона, в них выделены долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, населения по достижению установленных целей.

Комплексный подход к реализации программ развития инвестиционного потенциала Тюменской области показан на рис. 17.

Рисунок 17. Содержание и порядок управления программами развития инвестиционного потенциала Тюменской области

Подготовка каждой программы, общая координация, реализация и контроль за выполнением требуют специально организованного управления и координации с возложением функций на соответствующие органы исполнительной власти.

Таким образом, применение такого концептуального подхода позволяет целенаправленно формировать систему управления инвестиционным развитием Тюменской области.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В проведенном исследовании обобщены теоретико-методические основы и даны практические рекомендации по совершенствованию методологического аппарата проведения оценки инвестиционного потенциала региона. На основании полученных в исследовании результатов сделаны следующие выводы:

Для теоретического обобщения сущности инвестиционного потенциала и определения его места в развитии региона проведен анализ научных литературных источников с целью выявления подходов к определению понятия «инвестиционный потенциал региона». На основе анализа приведенных определений инвестиционного потенциала определено, что его характеризуют как:

— совокупность инвестиционных ресурсов, которые при определенных условиях могут быть трансформированы в инвестиции при осуществлении инвестиционной деятельности;

— комплекс ресурсов и возможностей их эффективного использования;

— совокупность средств и условий осуществления инвестиционной деятельности.

Сочетание таких направлений современных представлений сущности и содержания инвестиционного потенциала региона позволяет его определять как комплекс инвестиционных ресурсов в сочетании с возможностями, средствами и условиями их привлечения и использования в инвестиционной деятельности региона.

Инвестиционный потенциал целесообразно рассматривать в рамках трех существующих аспектов: способность реализовать реальный инвестиционный проект (капиталовложение), способность привлечь внешний инвестиционный ресурс, то есть привлекать инвесторов и иметь возможность осуществить финансовое инвестирование в виде дополнительного источника прибыли.

На основе изучения подходов к анализу инвестиционного потенциала установлено, что существующие методики имеют как преимущества, так и недостатки. Автором предлагается совершенствование матодики, основанное на комплексном подходе, учитывающем различные аспекты. Предложен следующий алгоритм оценки инвестиционного потенциала Тюменской области:

  1. Выбор объектов оценки – должен осуществляться в соответствии с интересами инвесторов, элементы инвестиционного потенциала должны полноценно отображать инвестиционные возможности региона.
  2. Определение групп ключевых показателей для каждой из составляющих инвестиционного потенциала.
  3. Расчет единичных показателей оценки инвестиционного потенциала региона.
  4. Определение показателей, имеющие качественный характер, экспертным путем. Количество таких показателей должно быть ограниченной и составлять до 30% от их общего количества. Это позволит уменьшить уровень субъективности при дальнейшем оценивании.
  5. Уточнение с учетом региональной специфики критериев перевода рассчитанных показателей в бальную шкалу.
  6. Обоснование выводов и рекомендаций по результатам оценки.

Оценка проводилась по следующим элементам инвестиционного потенциала Тюменской области:

— основной капитал;

— кадровый потенциал;

— институциональная среда (развитие малого и среднего бизнеса);

— инвестиционная активность (характеристики инвестиционных возможностей региона);

— финансирование инвестиционной деятельности;

— информационное обеспечение.

По результатам проведенной оценки инвестиционный потенциал Тюменской области оценивается интегральным показателем 4,221. Данный индикатор представляет аналитический интерес в динамическом развитии. Так, если определять значение данного показателя с определенной периодичностью, можно наблюдать характер развитие инвестиционного потенциала в любой временной перспективе.

По результатам проведенного анализа инвестиционного потенциала Тюменской области установлены структурные диспропорции в отдельных его элементах, разработаны рекомендации по повышению эффективности его использования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений: [федеральный закон №39 – ФЗ, принят Гос. Думой 25.02.1999г.] – М.: Российская газета, 04.03.1999г. — №41-42.
  2. Распоряжение Правительства Тюменской области от 24 декабря 2012 г. № 2725-рп Региональная программа «О развитии направлений по улучшению инвестиционного климата в Тюменской области в 2013-2015годах».
  3. Бабанов А.В. Инновации как средство повышения инвестиционной привлекательности в регионах РФ / «Экономика, Статистика и Информатика», Вестник УМО, М: МЭСИ. – 2012. – № 2.
  4. Букреев А.М. Стратегия опережающего развития региона: опыт разработки и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития [Электронный ресурс] / А.М. Букреев, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, В.Н. Эйтингон. – Режим доступа: http://e.120-bal.ru/ekonomika/31795/index.html
  5. Википедия. Свободная экономическая энциклопедия. —
  6. Галица И. А. Стратегические аспекты государственного регулирования инновационно-инвестиционного потенциала в условиях постоянных качественных скачков / И. А. Галица, Н. Н. Шевченко, А. С. Галица // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага ўніверсітэта. – 2011. – № 3. – С. 11-19.
  7. Горлов А.В. Методический подход к оценке потенциала инвестиционной привлекательности и его эффективному использованию (на примере Амурской области) / автореферат – Благовещенск, 2009.
  8. Градов А. П. Национальная экономика / А. П. Градов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 240 с.
  9. Зайцев В. В. Инвестиционный потенциал региона: методика оценки / В. В. Зайцев, Д. Н. Худяков // Экономика и управление. – 2013. – № 1 (33). – С. 19–24.
  10. Изюмова О.Н. Экономическая сущность и природа инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона / Управление экономическими системами. – Режим доступа http://www.uecs.ru/uecs-34-342011/item/690-2011-10-14-09-07-49
  11. Кадырова Г. Инвестиционный потенциал: некоторые актуальные проблемы исследования / Г. Кадырова // Страховое дело. – 2008. — №11. – С. 4 – 10.
  12. Карапейчик И.Н. О сущности и соотношении понятий экономического и производственного потенциалов. Часть 1 / И.Н. Карапейчик // Бизнес Информ. – 2012. — №3. – С. 8-12.
  13. Карминский А. М. Рейтинги в экономике: методология и практика / А. М. Карминский, А. А. Пересецкий, А. Е. Петров; под ред. А. М. Карминского. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 240 с.
  14. Каталевский Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: учебное пособие; 2-е изд., перераб. и доп. / Д.Ю. Каталевский. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 496 с.
  15. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ пер. с англ. Н. Н. Любимова, под ред. Л.П. Куракова. – М.: «Гелиос АРВ», 2009.
  16. Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей V Международной научно-практической конференции (Абакан, 21–22 ноября 2014 г.) / отв. ред. Н. Ф. Кузнецова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – 168 с.
  17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tyumen-technopark.ru/media/filer_public/10/06/10061c5f-7fc4-436d-979f-9feeb478e535/kontseptsiia_v_red__ot_10_02_2016.pdf
  18. Корольков В.Е. Методические проблемы управления инвестиционными процессами: Монография / В.Е. Корольков, Междунар. интеграционный ин-т системного проектирования. – М.: НАУКОМ, 2010.
  19. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты / Л. Крушвиц; пер. с нем. под общ. ред. В. В. Ковалева и З. А. Сабова. – СПб. : Питер, 2014. – 432 с.
  20. Курпаяниди К.И. Актуальные вопросы оценки инвестиционной привлекательности и факторы активизации инвестиционных потоков // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 9 (9). — C. 11-18.
  21. Литвинова В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона / В. В. Литвинова // Молодой ученый. – 2011. – № 4. Т. 1. – С. 161–169 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch. ru/archive/27/3028/
  22. Минякова Т.Е. Потенциал региона: учебно-практическое пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 384 с.
  23. Новоселова А.С. Проблемы инновационного управления экономикой регионов Сибири / под. ред. А.С. Новоселова, В.Е. Селиверстова — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН , 2015. – 320с.
  24. Официальный веб-сайт рейтингового агентства Эксперт РА: http://www.raexpert.ru/database/regions
  25. Официальный сайт фонда «Инвестиционное агенство Тюменской области» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iato.ru/investoru/o-tyumenskoy-oblasti
  26. Подшиваленко Г.П. Инвестиционная деятельность / Г.П. Подшиваленко. – М.: КНОРУС, 2015. – 432 с.
  27. Рейтинг крупнейших инвестиционных проектов Тюменской области, ХМАО–Югры и ЯНАО – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1tmn.ru/ratings/tmn-ratings/top-50-investicionnykh-proektov-tyumensk-4148734.html
  28. Розенберг Дж.М. Инвестиции. Терминологический словарь / Дж.М. Розенберг. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 400 с.
  29. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Тюменской области — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://tumstat.gks.ru
  30. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учебник / В.Ф. Уколов. — М.: Экономика, 2009. — 400 c.
  31. Федотова М.А. Инвестиции для модернизации / М.А. Федотова, И.А. Никонова // Инновации и инвестиции. – 2011. – №2. – С. 2-7.
  32. Федеральная служба государственной статистики РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru/
  33. Dunning, J. H. Multinational enterprises and the global economy. / J. H Dunning. – Wokingham: Addison-Wesley. – 1993.

1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф