Заявка на расчет
Меню Услуги

Пенсионный фонд Российской Федерации: состояние и проблемы реформирования. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации как орган управления пенсионной системы России

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Функциями ПФР являются:

— целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных;

— организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

— капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

— контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.05.1997 г. № 77-ФЗ);

— межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компенсации ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

— изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

— проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

— разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компенсации ПФР.

Средства ПФР в полном объеме должны направляться на выплату установленных федеральным законом, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выехавшим за пределы Российской Федерации, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, включая персонифицированный учет плательщиков и застрахованных граждан.

Помимо самого Фонда в настоящее время организационная структура пенсионной системы включает в себя:

— региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;

— региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие назначение и выплату пенсий получателям;

— Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;

— региональные отделения Сбербанка;

— Федеральные службы почтовой связи, через отделения которой осуществляются практически все виды пенсионных выплат.

Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования органов социальной защиты населения, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.

Районные отделения собирают страховые взносы и размещают их на своих банковских счетах, после чего средства переводятся из районов на региональный уровень, и спускаются для осуществления платежей. На местах с банковских счетов районного управления средства переводятся в местные учреждения социальной защиты населения, которые затем выплачивают пенсии, в тех регионах, где создана Единая пенсионная служба, районные управления сами осуществляют выплату пенсий.

В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением в Центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.

Финансовые потоки распределяются между элементами пенсионной системы следующим образом.

Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика поступают в региональные отделения ПФР откуда через Центральный Банк или банк, уполномоченный Центральным Банком, поступают в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплаты производятся тремя службами: через почту (80-82%), сберегательные кассы (10-15%) и альтернативные службы доставки (4-5%).

Собственные средства от регионов-доноров поступают помимо органов социальной защиты в Центральный фонд, где аккумулируются для последующего перераспределения в дотационные регионы.

В отличие от вышеуказанных отделений ПФР Единая пенсионная служба направляет полученные от плательщиков и из Централизованного фонда средства, в Службу по назначению пенсий. Оттуда через почту (60-70%), сберегательные кассы (20-25%) и альтернативные службы доставки (5-10%) идет выплата пенсий пенсионерам.

Таким образом, Пенсионный фонд возглавляет работу по обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и ее реформированию. В теории успешная реализация пенсионной реформы и, прежде всего, таких ее элементов, как отказ от обещаний заранее устанавливаемого размера пенсий (то есть от так называемой системы с установленным размером выплат в пользу системы с установленным размеров взносов) и переход к накопительным принципам финансирования, должна оказать позитивное влияние на развитие экономики страны в целом. Прежде всего, тогда ожидается сокращение неформальной занятости и объема теневых доходов как результат установления более тесной связи между пенсиями и взносами в систему. Увеличение поступлений в пенсионную систему в результате выхода зарплат «из тени» и сокращение перераспределения внутри самой системы должны сделать возможным снижение тарифов отчислений и работников, и работодателей на цели пенсионного обеспечения. Наконец, успешное развитие накопительного компонента должно привести к увеличению объема «длинных» денег в экономике, что в свою очередь хорошо для стабильного экономического развития.

 

Глава 2. Опыт функционирования Пенсионного фонда Российской федерации на примере Государственного учреждения – Управления Пенсионного Российской Федерации в г. Ярославле (межрайонного)

2.1. Основы организации деятельности Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (межрайонного)

Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (Далее Управление) образовалось, как самостоятельное юридическое лицо, в сентябре 2010 года путем реорганизации всех районных городских Управлений в соответствии с Соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией Ярославской области о передаче Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий от 19.07.2001 г. № 092-0065-С, постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление, численность сотрудников которого составляет 300 человек – одно из самых больших Управлений области. Возглавляет его начальник Новикова Галина Ивановна. В Управлении по секторальному разграничению на учете на примере Дзержинского района состоит 13,6 тыс. страхователей, зарегистрировано более 160 тыс. застрахованных лиц, в т.ч. 50211 пенсионеров (из них 48153 – получатели трудовых пенсий, 1781 – государственных пенсий, 619 – участники Великой Отечественной войны). Установлены ежемесячные денежные выплаты 20933 гражданам. В Дзержинском районе ежегодно назначается более 4000 пенсий, в том числе около 700 – досрочных пенсий, информируется о состоянии индивидуальных лицевых счетов 160 тыс. застрахованных лиц, производится перерасчет и

корректировка пенсий 10 тыс. работающих пенсионеров, обрабатывается более 100 тыс. индивидуальных сведений от более 11500 страхователей. По данным Управления в Дзержинском районе состоит на учете 6418 работодателей и 5142 индивидуальных предпринимателей. В базе данных персонифицированного учета открыто более 160 тыс. индивидуальных лицевых счетов, на которых накапливаются сведения, необходимые для реализации пенсионных прав застрахованных лиц. Годовой объем поступления страховых взносов составляет порядка 1089,97 млн. руб.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1, решениями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения и Положением о государственном учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле.

Управление входит в структуру Пенсионного фонда РФ и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда РФ по Ярославской области.

Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Управление имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.

Управление является правопреемником соответствующего органа социальной защиты населения в части назначения (перерасчета) государственных пенсий, а также выплаты государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

ГУ-УПФР в г. Ярославле обеспечивает:

— выявление, регистрацию и учет в установленном порядке плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;

— ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР;

— организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования;

— организацию работы по учету поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, целевому сбору взносов в соответствии с действующим законодательством, аккумуляцию взносов, а также контроль за их своевременным и полным поступлением на государственное пенсионное страхование с учетом данных индивидуального (персонифицированного) учета;

— экономический анализ и прогнозирование доходной и расходной частей бюджета Управления;

— привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц в ПФР;

— составление и представление в Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области в установленном порядке заявок на финансирование выплаты государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

— целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

— ведение бухгалтерского учета, составление предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности, а также представление ее в установленном порядке соответствующим органам;

— контроль за перечислением остатков средств ПФР в установленном порядке в Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области;

— составление и представление в Отделение в установленном порядке сметы доходов и расходов на содержание Управления;

— своевременное назначение (перерасчет) и доставку государственных пенсий, выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

— контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения (перерасчета) государственных пенсий;

— ведение базы данных по пенсионерам;

— оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) государственных пенсий;

— прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принятие по ним соответствующих мер;

— ведение разъяснительной работы среди населения, плательщиков взносов по вопросам пенсионного обеспечения, пенсионного страхования и индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования;

— защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения;

— ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;

— представительство в суде и арбитражном суде при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов в ПФР;

— организацию архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и сбором взносов в ПФР;

— организацию и хранение документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования;

— выполнение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством.

Деятельность Управления основывается на современных технологиях сбора, передачи, хранения и обработки пенсионной информации.

Руководство Управлением осуществляет начальник, который назначается на должность приказом управляющего Отделением.

2.2. Организация назначения пенсий в Государственном Учреждении – Управлении Пенсионного Фонда Российской федерации в г. Ярославле (межрайонном)

В ходе проведения пенсионной реформы предусматривалось, что пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление фиксированного базового размера трудовых пенсий, фиксированного базового размера пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и самозанятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Наибольший удельный вес выплат из бюджета Пенсионного фонда РФ составляют расходы на выплату трудовых пенсий. Они подразделяются на три вида (Приложение 2, 3):

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.

Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Данное ограничение связано с тем, что размер страхового обеспечения по определению не может быть выше дохода от трудовой деятельности застрахованных лиц, однако, эта норма не исключает возможности одновременного получения трудовой и государственной пенсий (инвалиды и участники войны, родители и вдовы погибших военнослужащих, участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АС).

Трудовая пенсия складывается из двух или трёх частей. Концепция многозвенной пенсии направлена на достижение трёх целей пенсионного обеспечения:

  • борьба с бедностью;
  • компенсация утраченного заработка;
  • обеспечение материальной достаточности.

В отношении всех трёх видов трудовых пенсий существует одно общее назначение – наличие определённой продолжительности трудового стажа, однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет для приобретения стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.

Другое условие всегда является особенным, отличающим данный вид трудовой пенсии от остальных. Для пенсий по старости – это достижение пенсионного возраста (60 – мужчинам и 55 лет – женщинам), для пенсий по инвалидности – наступление инвалидности (независимо от её причины), повлекшие ограничение способности к трудовой деятельности, а для пенсий по случаю потери кормильца – нахождение на иждивении умершего кормильца нетрудоспособного лица, связанного с ним строго определёнными родственными отношениями.

Серьёзным правовым новшеством в новом законодательстве явилось снижение стажевого требования с 25 – 20 до 5 лет, таким образом, по существующим сегодня правилам для приобретения права на пенсию по старости достаточно иметь не менее 5 лет трудового стажа. Это позволяет застрахованному получить трудовую пенсию по старости по достижении возраста 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам). При отсутствии требуемой продолжительности трудового стажа можно рассчитывать лишь на социальную пенсию, которая устанавливается на 5 лет позже, т. е. в 65 лет (мужчинам) и 60 лет (женщинам). (Приложение 4)

Идея лежащая в основе пенсионной реформы проста, пенсия должна складываться из трех частей: базовая, страховая, накопительная.

Пенсия по новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров.

Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, эта часть пенсии финансируется по распределительному методу (т.е. взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности, делённое на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.

Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.

Порядок определения трудовой пенсии принципиальным образом отличается от ранее действующих правил. Базовая часть пенсии устанавливается в фиксированном размере, которая дифференцируется в зависимости от возраста пенсионера, степени ограничения к трудовой деятельности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Страховая часть трудовой пенсии по старости и инвалидности определяется путём деления расчётного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по схожей схеме с той лишь разницей, что во внимание принимается расчётный пенсионный капитал умершего кормильца, который дополнительно делится ещё и на количество нетрудоспособных членов семьи, являющихся получателями пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается пенсия данному нетрудоспособному члену семьи.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости после завершения пенсионной реформы составит 19 лет.

При назначении трудовой пенсии по старости позднее 60 – 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии по старости сокращается на каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста.

Данная мера, экономически стимулирующая более поздний выход на пенсию, дает возможность обойтись без принятия непопулярного в обществе решения об увеличении пенсионного возраста.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности определяется путём деления пенсионных накоплений соответствующего лица, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается не ранее дня достижения инвалидом пенсионного возраста.

Размер трудовой пенсии определяется путём суммирования всех составных частей соответствующего вида пенсии. Законодательством определён порядок перерасчёта и индексации (корректировки), установленного вида пенсии. Перерасчёт производится при наступлении обстоятельств, индивидуальным образом влияющих на изменение размера пенсии, как в сторону его увеличения, так и снижения. Это может иметь место при достижении пенсионером возраста 80 лет, изменение группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, если пенсионер проработает после назначения или предыдущего перерасчета страховой части пенсии по старости или по инвалидности, то приобретет право на перерасчет пенсии с учетом дополнительного капитала.

Дополнительный капитал можно не только «заработать» и «сэкономить» в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (полностью или в определенной пенсионером части) не менее чем в течение 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета пенсии.

Принципиально важно то, что при перерасчете страховой части пенсии по указанным основаниям ожидаемый период выплаты пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части пенсии. При этом применяются те же ограничения, которые действуют при сокращении указанного периода в случае более позднего назначения страховой части пенсии.

Индексация, или корректировка, осуществляется только, в общем, для всех пенсионеров порядке и не может повлечь за собой уменьшение размера пенсии (за исключением одного случая). Размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по результатам данных

индивидуального (персонифицированного) учета ранее представленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в ПФР, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или перерасчет пенсии.

Порядок индексации зависит от частей трудовой пенсии.

Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

Страховая часть трудовой пенсии индексируется по смешанному механизму (путем авансирования и путем доплаты).

При росте цен за календарный квартал не менее чем на 6% страховая часть трудовой пенсии будет индексироваться раз в три месяца — с первого числа очередного квартала. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за полугодие — раз в шесть месяцев. В случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% индексация страховой части трудовой пенсии производится один раз в год с 1 февраля. [16, 155].

В том случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит общий (суммарный) коэффициент произведенной индексации по ценам за предшествующий год, то с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части пенсии на соответствующую разницу, которое не может превышать индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Что касается накопительной части трудовой пенсии, то она подлежит как перерасчету, так и индексации, которые производятся в совершенно особом порядке.

При назначении трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная часть, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного, списываются с этого счета и не принимаются во внимание при перерасчете данной части пенсии.

В случае продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии, в состав которой входит накопительная часть, один раз в три года производится перерасчет этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за истекший период, с даты назначения указанной пенсии либо последнего перерасчета ее накопительной части.

Перерасчет накопительной части трудовой пенсии производится путем суммирования накопительной части трудовой пенсии по состоянию на дату, с которой производится соответствующий перерасчет, с результатом, получаемым при делении суммы дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за период, истекший с даты назначения трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная часть пенсии, либо последнего перерасчета этой части пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет. При этом дополнительные средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, списываются с этого счета.

Кроме того, накопительная часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Итак, модифицированный порядок назначения пенсии даёт некоторые преимущества над старой моделью. Сегодня заработная плата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа, тогда как в старой – заработная плата свыше 2000 рублей при назначении не учитывалась и направлялась на перераспределение – в пользу тех, кто получал меньше. Новая пенсионная модель в несколько большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсий зависит от заработной платы.

В целях реализации положений Программы пенсионной реформы в Российской Федерации в части обеспечения равных возможностей для разных возрастных групп населения предусматривается оценить приобретенные ими пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 года, гарантированные действовавшим до этой даты пенсионным законодательством, путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Начальный пенсионный капитал (ПК) определяется исходя из расчетного размера пенсии по старости (РП) при ее условном установлении 1 января 2002 года всем застрахованным лицам по формуле (3.1):

ПК = (РП — БЧ) x Т     (3.1.),

где БЧ — размер базовой части трудовой пенсии по старости,

Т — ожидаемый период выплаты пенсии — 19 лет (228 месяцев).

Формула (3.1) вытекает из порядка определения размера трудовой пенсии по старости (П) суммированием размеров ее базовой, страховой и накопительной частей:

П = БЧ + СЧ + НЧ     (3.2.),

где БЧ — базовая часть пенсии по старости,

СЧ — страховая часть пенсии по старости,

НЧ — накопительная часть пенсии по старости.

На 1 января 2002 г. ни у одного из застрахованных лиц не будет пенсионных накоплений, отражаемых в специальной части лицевого счета. Поэтому «заработанная» накопительная часть трудовой пенсии на эту дату составит НЧ = 0 рублей. Размер страховой части трудовой пенсии по старости по правилам определяется по формуле:

СЧ = ПК/Т    (3.3.)

При этом расчетный размер пенсии, «заработанной» на 31 декабря 2001 г. в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию в течение трудовой деятельности до 01. 01. 2002 г., должен быть равен размеру пенсии, определяемому по формуле, т. е.

РП = П = БЧ + СЧ = БЧ + ПК/Т      (3.4.).

Отсюда путем несложных преобразований и получается формула (3.1.).

Наглядно расчет размера трудовой пенсии видно из рис. 1.

Рис. 1. Расчет размера трудовой пенсии

 

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц, включая подсчет «заработанного» размера условно назначаемой пенсии (РП), осуществляется исходя из следующих основных положений и принципов.

1) Размер установленных по состоянию на 31 декабря 2001 государственных пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), сохраняется (не уменьшается) при перерасчете пенсий по новым правилам с 1 января 2002 г.

2) Застрахованным лицам, имеющим полный общий тру­довой стаж (мужчинам — не менее 25 лет, женщинам — не менее 20 лет), расчетный размер пенсии определяется по действующим на 31 декабря 2001 года нормам исчисления пенсий с применением инди­видуального коэффициента  пенсионера.

3) Среднемесячный заработок определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 24 последних месяца перед датой конвертации (1 января 2002 года), в его отсутствие — за любые 60 месяцев подряд (в т.ч. на основании справок с места работы).

Для  пенсионеров при массовом перерасчете пенсий 1 января 2002 года также может быть взят заработок, из которого исчислена пенсия, на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.

4) Расчетный размер пенсии при полном стаже не должен быть ниже минимального размера совокупной выплаты.

5) В отношении лиц, имеющих неполный трудовой стаж, долж­на определяться величина расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, уменьшаемая пропорционально имеющемуся и полному стажу по нормам исчисления пенсий при неполном общем тру­довом стаже.

6)  Необходимый для назначения пенсии по старости мини­мальный стаж (5 лет) при расчете начального пенсионного капитала не требуется. Достаточно иметь хотя бы один месяц общего трудового стажа.

7) Для оценки пенсионных прав застрахованных лиц, за­нятых в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, по повы­шенным нормам учета стажа и заработка, должно быть предоставлено право рассчитать пенсионный капитал в едином порядке, но исходя из имеющегося и требуемого полного специального трудового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

8)  Оценка пенсионных прав и расчет начального капитала в период до 2013 года производится органами, осуществляющи­ми пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пен­сии. По истечении указанного срока осуществляется конвертация в отно­шении остальных застрахованных лиц, не достигших пенсионного возраста. В целях расчета размера трудовой пенсии и пенсионного капитала применяется меньший ожидаемый период вып­латы пенсии по старости (в 2002 году 12 лет (144 месяца)) с его поэтапным увеличением (на 6 месяцев за год до достижения 16 лет (192 месяцев), затем на 12 месяцев за год) до установленной величины 19 лет (228 месяцев).

Переход к другой системе исчисления трудовых пенсий можно проиллюстрировать следующим образом на рис. 2.

Рис. 2. Переход к системе исчисления трудовых пенсий

 

По действующим нормам размер пенсии определяют четыре основных фактора: имеющийся стаж, заработок (за 2 последних года или за любые 5 лет подряд), а также жизненные обстоятельства (инвалидность, наличие иждивенцев, достижение определенного возраста и т.п.) и минимальные гарантии (минимальный размер пенсии, минимальная совокупная выплата, размер компенсации) — на момент установления пенсии. [16, 155].

Два последних фактора в данной системе учитываются при определении размера базовой части трудовой пенсии.

Страховая часть трудовой пенсии определяется из суммы уплаченных после 01.01.2002 страховых взносов. Кроме того, к этому сформированному капиталу добавляется сумма «стартового» капитала, исчисленного из заработка и стажа до 01.01.2002, которые в дальнейшем перестают играть какую-либо роль в определении размера пенсии.

Разумеется, все суммы «осовремениваются», т.е. увеличиваются на общий индекс роста страховой части трудовых пенсий за период с момента зачисления суммы на индивидуальный счет застрахованного лица до момента установления пенсии. В частности, в связи с принятым решением по индексации страховой части трудовых пенсий с 01.02.2002г сумма «стартового» пенсионного капитала, определенного по состоянию на 01.01.2002г, и сумма взносов, поступившая на индивидуальный счет застрахованного лица в январе 2002 года, увеличивается в 1,127 раза. [12, 64]

Вся сумма уплаченных взносов, в том числе «начального» взноса («стартового» капитала, в который преобразуются имеющиеся к началу реформы стаж и заработок), должна быть возращена застрахованному лицу в виде выплаты страховой части трудовой пенсии в течение ожидаемого периода такой выплаты.

Если трудовая карьера завершена до 01.01.2002г, а трудовая пенсия с применением индивидуального коэффициента пенсионера назначена, то ее размер, пересчитанный по действующим сейчас правилам (через капитал), должен сохраниться.

Если трудовая карьера не завершена, а пенсия не назначена, то застрахованному лицу должен быть сохранен размер «заработанной» им на 01.01.2002г. пенсии по действующему законодательству и обеспечены с учетом имеющегося стажа минимальные гарантии на размер будущей трудовой пенсии, если будет выработан полный трудовой стаж.

В период до 1 января 2013 года сохраняется именно эта величина (пенсии), в то время как величина расчетного пенсионного капитала в части денежного выражения приобретенных пенсионных прав до 01.01.2002г. будет связана со сроком назначения пенсии и ее видом.

Исходя из ныне действующего порядка исчисления пенсий с применением ИКП, расчетный размер пенсии при полном общем трудовом стаже определяется по формуле (3.5):

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП      (3.5),

где    ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 и 2001 годы (у пенсионеров — также может заработок, из которого ранее исчислена пенсия) либо за 5 лет работы подряд;

ЗП — среднемесячная заработная плата в стране за тот же период (за период 2001—2002 годы этот показатель составил 1494 руб. 50 коп.);

СЗП — утвержденная Правительством Российской Федерации среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 года для исчисления и увеличения государственных пенсий, которая составляет 1671 руб.;

СК — стажевый коэффициент:

  • при полном общем трудовом стаже (мужчины — 25 лет, женщины — 20 лет) — 0,55, который повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого стажа, но не более чем на 0,2;
  • для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности третьей группы — 0,3.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Таким образом, проведение конвертации пенсионных прав позволит каждому работнику располагать информацией о размере своей пенсии, при достижении пенсионного возраста, исключены проблемы по подтверждению стажа и заработка различными справками.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф