Меню Услуги

Пенсионный фонд Российской Федерации: состояние и проблемы реформирования

Страницы:   1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • 1.1. История возникновения и становления пенсионной системы России
  • 1.2. Основные принципы развития пенсионной системы
  • 1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации как орган управления пенсионной системы России
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЯРОСЛАВЛЕ (МЕЖРАЙОННОГО)
  • 2.1. Основы организации деятельности Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (межрайонного)
  • 2.2. Организация назначения пенсий в Государственном Учреждении – Управлении Пенсионного Фонда Российской федерации в г. Ярославле (межрайонном)
  • 2.3. Организация выплаты пенсий и пособий в Государственном Учреждении – Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле (межрайонном)
  • ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 3.1. Анализ проблем при реформировании институтов пенсионного страхования
  • 3.2. Предложения по обеспечению положительной доходности инвестирования пенсионных накоплений
  • 3.3. Состояние и тенденции развития пенсионного обеспечения в Ярославской области
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что пенсионное обеспечение – это базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) страны, а косвенно практически все трудоспособное население.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главной целью является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве. Где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

Состояние современной пенсионной системы отражается на стабильности всей финансовой системы государства, а также на сбалансированности федерального бюджета и региональных системах (субъектов Федерации, бюджетов местного самоуправления)

Пенсионная система – сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны, любые экономические, социальные и политические изменения так же оказывают влияние на пенсионную систему. В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. О здоровье государства судят по возможности его обеспечить достойный прожиточный уровень гражданам, отдавшим государству все силы в надежде обеспечения достойной старости.

Говоря о современной пенсионной системе, нельзя не отметить крупнейший на сегодня социальный проект – пенсионную реформу, начавшуюся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства. Осуществляя реформу, Пенсионный фонд выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а так же в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов из одних регионов в другие, тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их затрат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Следует отметить, что Пенсионный фонд России осуществляет единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России, являясь одной из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Во всех краях, областях созданы отделения Пенсионного фонда России, которые реализуют государственную политику в области пенсионного обеспечения. Сегодня Пенсионный фонд Российской Федерации – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы и определило ее цели и задачи.

Цель работы – анализ деятельности Пенсионного фонда РФ и пути повышения его экономической и социальной эффективности.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:

— рассмотреть основные характеристики пенсионной системы;

— исследовать опыт функционирования Пенсионного фонда на примере Государственного учреждения – Управления Пенсионного Российской Федерации в г. Ярославле (межрайонного);

— выявить направления совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

В выпускной квалифицированной работе предметом исследования является пенсионная система Российской Федерации.

Объектом исследования является Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле.

В качестве теоретической базы выпускной квалифицированной работы были использованы труды отечественных авторов, таких как профессор Одегов Ю.Г.профессор Волгин Н.А., профессор Травин Д.Я., профессор Дмитриев М.Э. и др., а также материалы научной печати, законодательные акты и нормативные документы.

В выпускной квалифицированной работе использованы материалы практической деятельности Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле, а также в работе используется личный опыт в организации пенсионного обеспечения в Управлении. Цели и задачи исследования определили структуру выпускной квалифицированной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

Глава 1. Пенсионная система Российской Федерации: основные характеристики

1.1. История возникновения и становления пенсионной системы России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.

Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 года носила определение — государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи – в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.

Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пенсии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.

Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1965 году Законом «О пенсиях и пособиях членам колхозов», что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями.

В 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. Пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.

Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 году сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 году это соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета.

Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».

Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

Российский пенсионный закон 1990 года стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.

В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система – через государственные органы социального обеспечения населения.

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели – около 90 % всех расходов. В итоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая «уравниловка» не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Реализуемая в настоящее время Программа пенсионной реформы, равно как и рассматриваемые предложения по реформе пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу, определяют государственное пенсионное страхование следующим образом:

Государственное пенсионное страхование является одним из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.

Обязательное пенсионное страхование представляет систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка (дохода) вследствие инвалидности, старости, потери кормильца и других случаев, установленных законодательством.

Таким образом, государственное (обязательное) пенсионное страхование – это совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданам права получения пенсии из средств бюджета государственного (обязательного) пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей и граждан.

Одновременно с выполнением своей функции в системе социально-трудовых отношений государственное пенсионное страхование является неотъемлемой частью бюджетно-финансовой системы государства. Для этого все условия и нормы материального обеспечения застрахованных, так же как и уплата обязательных страховых взносов, регулируются государством путем создания системы правовых актов, и государство гарантирует их неукоснительное исполнение. Это касается как государственного контроля за сбором и уплатой страховых взносов, так и специальных органов, управляющих институтов пенсионного страхования. Если взносы не поступают в полном объеме, и в пенсионном фонде недостаточно средств для выполнения условий пенсионного законодательства по выплате пенсий, то государство обязано пополнять пенсионный фонд и обеспечивать выполнение пенсионных обязательств по закону.

Таким образом, социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями, с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, между застрахованными и работодателями, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей и т.д.

Полная автономность бюджета пенсионного фонда должна базироваться на стабильной правовой основе. Поэтому решение всех вопросов финансирования и обеспечения своевременной выплаты (размеры страховых взносов, сроки и порядок их уплаты, принудительное взыскание, санкции за задержку платежей и т.п., круг застрахованных, условия предоставления обеспечения, его уровень и т.п.) должно относиться к исключительной компетенции высшего законодательного органа страны, который проводит пенсионную политику через соответствующие законы.

Обязательное государственное пенсионное страхование – это система пенсионного обеспечения, охватывающая все активное население в трудоспособном возрасте, включая работников, предпринимательские категории граждан и отдельные виды деятельности, участвующие в обязательной пенсионной системе на специальных условиях.

1.2. Основные принципы и направления развития пенсионной системы

Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан, главным образом, из числа государственных служащих – военных и правоохранительных органов, определенных сфер государственной власти и т.д.

Изложенные выше положения по формированию системы пенсионного обеспечения в основном получили отражение в современной практике, которая в той или иной степени реализует основные принципы пенсионного страхования:

— единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;

— всеобщность;

— обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;

— государственная гарантия для всех застрахованных;

— солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

— федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевого и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов);

— автономность бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;

— поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);

— эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат;

— зависимость размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий;

— целевое использование страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;

— возвратности пенсионных платежей;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— зависимость размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий);

— индивидуальный учет (персонификации) уплаченных страховых взносов.

Объективными причинами большинства современных проблем функционирования пенсионной системы стали отсутствие некоторых из перечисленных принципов в правовых основах пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное невыполнение на практике. Некоторые принципы пенсионного страхования не получили адекватного отражения в системе пенсионного обеспечения.

В настоящее время с учетом последних дополнений в пенсионном законодательстве некоторые из перечисленных проблем получили частичное решение на практике.

В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:

— из государственных средств (в рамках государственного социального обеспечения);

— из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионного страхования);

— из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).

Многообразие видов пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют на три направления:

1) индивидуальное страхование пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера;

2) накопление средств в страховой организации адекватно размеру назначаемой пенсии;

3) групповое страхование – пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.

Действующее с 2002г. пенсионное законодательство определяет следующих основных участников пенсионной системы: население (работники, застрахованные и пенсионеры), работодатели и индивидуальные предприниматели (страховщики), Пенсионный фонд России (ПФ – страховщик в рамках обязательного пенсионного страхования), негосударственные пенсионные фонды (НПФ – страховщики с 2004г.) и государство.

Одним из немедленных результатов реформы стало расширение сферы ответственности ПФ. В рамках пенсионной системы ПФ получает право не только назначения и перерасчета, но и выплаты государственных пенсий. Вдобавок ПФ управляет средствами пенсионного обеспечения. В принципе, подобная централизация управления имеет свои достоинства — упрощение информационного обмена и снижение удельного веса административных расходов.

Завершившееся как раз к началу пенсионной реформы создание системы персонифицированного учета стало источником еще одной проблемы. В настоящее время ПФ–единственный в стране обладатель подробной демографической (пол, возраст, место жительства, гражданство) и социально-экономической (статус на рынке труда (занят, зарегистрированный безработный, незанят), форма занятости (по найму, индивидуальный предприниматель и пр.), продолжительность общего и специального трудового стажа, продолжительность страхового стажа, величина уплаченных за работника страховых взносов, дата назначения, вид и размер пенсии и пр.) информации о подавляющем большинстве населения трудоспособных и пенсионных возрастов. Само существование такой базы провоцирует закономерное желание использовать ее не только для целей пенсионного обеспечения, но и шире – для нужд всей системы социальной защиты. Однако поскольку собственником системы персонифицированного учета выступает ПФ, Правительство возлагает на него обязанности, выходящие за прямой мандат ПФ: назначение и выплату ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), ведение регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (включая назначение и выплату материнского (семейного) капитала), оказание социальной помощи и т.п. Не считая того, что транзакционные издержки по выполнению этих функций ложатся на ПФ, такая политика ведет к размыванию главной миссии ПФ как центрального института пенсионной системы, превращая его во всеобщий «собес», ответственный за всю социальную защиту. Очевидно, что такая ситуация не может долго оставаться устойчивой. Требуется отделить технические функции по обслуживанию Национального регистра населения (нынешней системы персонифицированного учета) от функций по назначению и выплате пенсий.

Как бы ни была организована государственная система пенсионного обеспечения, ее основными задачами выступают предотвращение бедности среди пенсионеров и компенсация заработка, утраченного в связи с наступлением событий, перечисленных в законодательстве, – достижением определенного возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца и пр. Для того чтобы успешно решать эти задачи в пенсионной системе должны быть сбалансированы поступления и обязательства. Поэтому важнейшими целями любой пенсионной реформы будут достижение долгосрочной финансовой сбалансированности и обеспечение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.

Для анализа результативности разделим все цели и задачи, которые стояли перед российской пенсионной реформой, на три категории: прямые, заявленные в программных документах, и косвенные, а также те, которые ожидали от пенсионной реформы основные участники системы или участники дискурса, но не вошедшие в формальные документы.

Кризисы 1998 г. и 2009 г. привели к смещению фокуса реформы с задачи создания устойчивой и эффективной пенсионной системы для будущих поколений, на которую ориентировались предложения 1997-1998 гг., на улучшение условий жизни нынешних поколений пенсионеров и лиц предпенсионных возрастов. Не будет преувеличением сказать, что на протяжении всего постдефолтного развития страны эта задача доминировала над другими.

Напротив, задача обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы на момент подготовки пенсионной реформы отошла на второй план: ПФ регулярно выплачивал и повышал пенсии и даже сформировал определенный резерв для балансирования текущих колебаний в доходах и расходах.

Пенсионная реформа рассматривается как один из инструментов роста доходов населения в среднесрочной перспективе. В результате необходимость идти на большие политические жертвы ради финансовой стабильности пенсионной системы отпала. На практике это означало то, что резервы финансовой устойчивости стали искать, прежде всего, в поле изменения расчета и индексации пенсий, увязывая их с реальными поступлениями в пенсионную систему, а задача сокращения обязательств пенсионной системы, включая возможное повышение пенсионного возраста или реформирование льготного пенсионного обеспечения, стала вторичной.

Вопрос о возможном повышении пенсионного возраста был официально закрыт, тогда как реформирование льготных пенсий благодаря лоббистским усилиям работодателей отложен на неопределенную перспективу.

Тем не менее, в теории успешная реализация пенсионной реформы и, прежде всего, таких ее элементов, как отказ от обещаний заранее устанавливаемого размера пенсий (то есть от так называемой системы с установленным размером выплат в пользу системы с установленным размеров взносов) и переход к накопительным принципам финансирования, должна оказать позитивное влияние на развитие экономики страны в целом. Прежде всего, тогда ожидается сокращение неформальной занятости и объема теневых доходов как результат установления более тесной связи между пенсиями и взносами в систему. Увеличение поступлений в пенсионную систему в результате выхода зарплат «из тени» и сокращение перераспределения внутри самой системы должны сделать возможным снижение тарифов отчислений и работников, и работодателей на цели пенсионного обеспечения. Наконец, успешное развитие накопительного компонента должно привести к увеличению объема «длинных» денег в экономике, что в свою очередь хорошо для стабильного экономического развития.


Страницы:   1   2   3   4