2.3. Оценка результативности проведенной работы по освоению грамматических навыков детей на контрольном этапе
Контрольный эксперимент был проведен в МДОУ № 26 «Журавушка» с детьми, которые были обследованы на этапе констатирующего эксперимента.
Для проведения обследования была использована диагностика Л.С. Соломахи, Н.В. Серебряковой и О.Б. Иншаковой (20), которую мы применяли на этапе констатирующего эксперимента.
На этапе контрольного эксперимента были проанализированы результаты экспериментальной подготовительной работы к овладению грамматическим строем речи старших дошкольников. Были проанализированы индивидуальные, общие и средне групповые значения. В таблицах 4 и 5, представленных в приложении 4 и 6, отражены результаты обследования у детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента.
Обобщая полученные данные по результатам выполнения тестовых заданий на исследование процессов словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи можно сделать вывод, что дети продемонстрировали уровень развития процессов словоизменения высокий и средний (рисунок 4).
Гистограмма 4 — Уровень сформированности процесса словоизменения у дошкольников на контрольном этапе
При повторном обследовании детей экспериментальной группы, выяснилось, что ребят с низким уровнем развития процесса словоизменения не стало, что составляет 0%, высокий уровень показали 99% ребят, остальные 1% показали средний уровень развития процесса словоизменения.
Достоверность различий сформированности процесса словоизменения у дошкольников на констатирующем и контрольном этапе подтверждена U-критерием Манна-Уитни. Полученное эмпирическое значение Uэмп(54) при p≤0.01 p≤0.05 находится в зоне значимости (Приложение 5).
При исследовании процессов словообразования были получены результаты, которые отражены в таблице 5 (Приложение 6).
2.1 Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных у дошкольников показало, что большинство дошкольников (16 чел.) показали высокий уровень умения образовывать существительные в уменьшительной форме, некоторым детям требовалась незначительная помощь экспериментатора. Средний балл выполнения 2,9 – 3. 4 дошкольника показали средний уровень (2,6 — 2,8).
2.2. Высокий уровень умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и детёнышей животных в единственном и множественном числе показали большинство дошкольников (16 чел.), некоторым детям требовалась незначительная помощь экспериментатора. Средний балл выполнения 2,9 – 3. Средний уровень выполнения (2,6 — 2,8) был отмечен у 4 дошкольников.
2.3. Большинство детей показали средний результат (2,6 – 2,8) – 13 дошкольников. 6 дошкольников показали высокий уровень по заданию (средний балл 2,9 — 3), у 1 дошкольника средний балл 2,2 можно рассматривать как более низкий уровень развития умения образовывать прилагательные от существительных в сравнении с другими дошкольниками, участвующими в экспериментальном исследовании.
2.4. Средний результат по исследованию умения образовывать глаголы движения с помощью приставок (2,6 – 2,8) – 13 дошкольников показали большинство детей – 15 чел. Высокий уровень был отмечен у 4 дошкольников (средний балл 2,9 — 3), у 1 дошкольника – низкий уровень, так как средний балл 2,4.
Обобщая полученные данные по результатам выполнения тестовых заданий на исследование процессов словообразования у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием можно сделать вывод, что большинство детей продемонстрировали уровень развития процессов словообразования высокий и средний.
Примечание:
2.1 Образование существительных в уменьшительной форме
2.2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детёныши животных в единственном и множественном числе.
2.3. Образование прилагательных от существительных
2.4. Образование глаголов движения с помощью приставок
Гистограмма 5 — Уровень сформированности процесса словообразования у дошкольников на контрольном этапе
Достоверность различий сформированности процесса словообразования у дошкольников на констатирующем и контрольном этапе подтверждена U-критерием Манна-Уитни. Полученное эмпирическое значение Uэмп(34) при p≤0.01 p≤0.05 находится в зоне значимости (Приложение 7).
Итак, 9 дошкольников показали средний уровень сформированности грамматического строя речи (по всем заданиям средний балл 2,7 – 2,8). 10 дошкольников показали высокий уровень по заданию (средний балл 2,9), у 1 дошкольника средний балл 2,5 можно рассматривать как низкий уровень развития грамматического строя речи.
Гистограмма 6 — Уровень сформированности грамматического строя речи у дошкольников на контрольном этапе
На гистограмме, представленной на рисунке 7, отражено сравнение результатов состояния грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов (рисунок 7).
Гистограмма 7 — Сравнение результатов у детей экспериментальной группы на этапах констатирующего и формирующего экспериментов
Качественно-количественный анализ выполнения заданий представлен следующим образом.
При выполнении задания на употребление предлогов в, на, перед, под, с, к, из, у в речи ошибки наблюдались в таких предлогах как: перед («за», «под»), за («под»). Полученные результаты показывают о высоком и среднем уровне, и, хотя ошибки совершались, процент справившихся с заданием ребят, стало больше. Ошибок стало меньше в ходе проведения контрольного эксперимента.
Улучшились показания задания на употребление падежных конструкций, самым сложным для детей оказался предложный падеж — о кукле («от куклы»), о собачке («собачку», «о собачку», «о щеночка»). В остальном дети показали достаточно хорошие результаты. Проведенный анализ показал, что данный навык словоизменения находится на среднем и высоком уровне.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сказать, что уровень навыка согласования существительных с прилагательными в роде и числе улучшился. При выполнении задания были выявлены единичные ошибки. Анализ, как и прежде, показывает на средний и высокий уровни сформированности данного навыка.
Средний и высокий уровень показали результаты при выполнении задания на образование существительных множественного числа. Были выявлены следующие ошибки: яйца («яйцы»), столы («столья»), гнездо («гнезды»).
Показатели стали лучше при выполнении задания на согласование существительных с числительными. Дети неправильно согласовали существительные с числительными два, три («два карандаши», «три карандаши», «два карандашей», «три карандашей»).
Полученные результаты задания на изменение глаголов по числам свидетельствуют о том, что повысился уровень выполнения задания. Можно говорить о среднем и высоком уровне навыка данного словообразования.
При образовании прилагательных с противоположным значением 3 ребят неправильно образовали антоним к слову широкий («короткий», «тоненький»), 5 детей неправильно образовали антоним к слову высокий («маленький»), антоним к слову длинный неправильно образовали 3 ребят («маленький», «низкий»). Полученные результаты свидетельствуют о среднем и высоком уровне развития навыков образования прилагательных с противоположным значением.
Единичные ошибки были выявлены в задании на образование уменьшительно-ласкательных форм у детей: дом («домчик»), лопата («лопатенька»). Результаты показали, что образовывать слова с суффиксами -очк-, (-ечк-), -ик дети могут достаточно хорошо и можно говорить о высоком уровне освоения данного навыка словообразования. В среднем, результаты при повторном выполнении показали, что ребята лучше выполнили данное задание.
Повторный анализ результатов задания на образовании прилагательных от существительных определил уровень данного навыка как высокий и средний. Практически все дети (70%) правильно образовали слова, а ошибки отмечались в образовании слов стекло («стеклоновая»), пластмасса ( «пластиковая»).
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод, что вырос показать выполнения задания на образование приставочных глаголов. Анализ свидетельствует о среднем и высоком уровне формирования данного навыка.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования позволили сделать следующие выводы.
Проведенная подготовительная работа повысила уровень овладения грамматическим строем речи, о чем говорят результаты детей:
I подгруппа. К ней мы отнесли дошкольников с высоким уровнем развития процессов словоизменения и словообразования (средний балл составил 3 — 2,9). На этом уровне оказалось 9 дошкольников с нормальным речевым развитием.
II подгруппа. К ней мы отнесли дошкольников со средним уровнем развития грамматического строя речи. На данном уровне оказалось 10 дошкольников без речевых нарушений. Средний балл составил 2,7 – 2,8.
III группа. В неё попал только один дошкольник с низким уровнем развития процессов словоизменения и словообразования. Он отказывался от выполнения некоторых заданий. Средний балл составил 2,5.
Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика формирования и развития грамматического строя речи. Это стало возможным, благодаря разработанной нами программы подготовительной работы по освоению навыков словоизменения и словообразования с детьми старшего дошкольного возраста.
Вывод по второй главе
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующий вывод: 18 дошкольников показали средний уровень сформированности грамматического строя речи, у 2 дошкольника — уровень развития грамматического строя речи.
Трудности в овладении словообразованием и словоизменением у детей дошкольного возраста обусловлены недоразвитием лексико-грамматического строя речи.
У дошкольников с нормальным речевым развитием выявлено нарушение как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов.
Формирование механизмов словоизменения и словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка, так как нарушение формирования процесса словоизменения и словообразования у детей экспериментальной группы проявляются как при существительных и прилагательных, так и глаголов.
Подготовительную работу по словообразованию и словоизменению необходимо проводить с учетом уровня ее сформированности, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Одним из средств обучения является игра, которая способствует рациональной организации учебного процесса. Для формирования и развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраст, нами была разработана и апробирована программа подготовительной работы по освоению навыками словоизменения и словообразования через игру.
Проведенная подготовительная работа повысила уровень овладения грамматическим строем речи, о чем говорят результаты детей:
I подгруппа. К ней мы отнесли дошкольников с высоким уровнем развития процессов словоизменения и словообразования. На этом уровне оказалось 9 дошкольников с нормальным речевым развитием.
II подгруппа. К ней мы отнесли дошкольников со средним уровнем развития грамматического строя речи. На данном уровне оказалось 10 дошкольников без речевых нарушений.
III группа. В неё попал только один дошкольник с низким уровнем развития процессов словоизменения и словообразования. Он отказывался от выполнения некоторых заданий.
4.Представив и апробировав программу у детей старшего дошкольного возраста, мы увидели, что в итоге дети в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Это говорит о том, что программа подготовительной работы была составлена правильно, с учётом возрастных особенностей детей, что привело к успешному освоению навыков словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования были решены поставленные задачи.
В работе проведен теоретический анализ подходов к исследованию грамматического строя речи, уточнено понятие грамматический строй речи, словоизменение, словообразование. Также рассмотрен онтогенез грамматической речи.
Было отмечено, что грамматический строй речи — это умение словоизменять и словообразовывать слова, это умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
Словообразование — образование новых слов от однокоренных слов.
Было отмечено, что ребенок к началу школьного обучения практически владеет всеми формами и значениями, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных слова и использует при создании своих новых слов в период словотворчества на основе чувства языка.
Формирование грамматического строя речи у дошкольников осуществляется с учетом закономерностей онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка.
В процессе подготовительной работы осуществляется учет закономерностей нормального онтогенеза, взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка.
Нарушение формирования словоизменения и словообразования имеет широкое распространение среди дошкольников с нормальным речевым развитием. Изучение особенностей формирования процессов словоизменения и словообразования, определение направлений и содержание коррекционной работы по его развитию у детей старшего дошкольного возраста рассматривается как актуальный вопрос теории и практики педагогики. В соответствии с задачами исследования разработанная методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение формирования процессов словоизменения и словообразования у дошкольников с нормальным речевым развитием.
Подготовительная работа с детьми по освоению грамматического строя может включать следующие задачи / направления работы: обогащение и активизацию словаря; освоение доступных детям грамматических форм (морфологии, словообразования, синтаксиса) средствами различных игр; закрепление грамматических форм в составе синтаксических конструкций (словосочетаний, простых и сложных предложений); активизация грамматических форм в связной речи (диалогической и монологической); подготовка детей к школьному освоению грамматики на научной основе.
Грамотная организация предметно-развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования грамматических умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что нарушение формирования процесса словоизменения и словообразования у детей экспериментальной группы проявляются как при существительных и прилагательных, так и глаголов.
На основании полученных результатов можно утверждать, что трудности в овладении словообразованием и словоизменением у детей дошкольного возраста обусловлены недоразвитием лексико-грамматического строя речи.
У дошкольников с нормальным речевым развитием выявлено нарушение как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов.
Одним из средств обучения является игра, которая способствует рациональной организации учебного процесса. Для формирования и развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраст, нами была разработана и апробирована программа подготовительной работы по освоению навыками словоизменения и словообразования через игру.
Представив и апробировав программу у детей старшего дошкольного возраста, мы увидели, что в итоге дети в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Это говорит о том, что программа подготовительной работы была составлена правильно, с учётом возрастных особенностей детей, что привело к успешному освоению навыков словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что эффективность подготовительной работы по формированию грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста возрастет при следующих условиях:
1) если в процесс освоения грамматического строя речи детей будут интегрированы различные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и др.);
2) если игровые методы и приемы будут включены в разные формы образовательного процесса (в содержание НОД, совместную с педагогом и свободную деятельность детей);
3) если будет создана предметно-развивающая среда, способствующая освоению грамматических навыков детьми.
После проведения подготовительной работы, направленной на развитие навыков словоизменения и словообразования, можно сделать вывод о том, что подготовительная работа на этапе формирующего эксперимента прошла успешно. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась.
Полученные результаты исследования обладают практической значимостью и могут использоваться в условиях педагогической работы ДОУ.
Список литературы
- Алексеева, М.М. Методика академия развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева. – Москва: Просвещение, 2010. — 400с.
- Амелина, А.Н. Словообразование в русском языке: история и тенденции современного развития[Текст] / А.Н. Амелина. – Москва: Смарт, 2001. — 195 с.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада[Текст]/А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. -54 с.
- Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г Арушанова. – Москва: Владос, 2015. — 296 с.
- Березин, Ф.М. Общее языкознание [Текст] / Ф. Березин, Б.Н. Головин. – Москва: Просвещение, 2012. -124 с.
- Бойкова, С.В. Развитие возраста лексики и грамматического строя речи у дошкольников [Текст] / С.В. Бойкова. – Санкт- Петербург: Каро, 2012. — 32с.
- Виноградов, В.В. Современный русский язык [Текст]/В.В. Виноградов. – Москва: Русский язык, 2011. — 36 -41 с.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. статей [Текст]/ под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. – Москва: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 2013. – 144 с.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. — [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/4/0293/4_0293-shtml]. — (Дата обращения: 13.07.2018).
- Галкина-Федорук, Е.М. Горшкова, К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык [Текст] / Под ред. Е.М. Галкиной – Федорук. – Москва, 1962. — 430 с.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – Москва: Детство-пресс, 2011. — 471с.
- Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа [Текст] / В.В. Гербова. – Москва: Мозаика — Синтез, 2014. — 80 с.
- Дудников, А. В. Современный русский язык [Текст] / А. В. Дудников. – Москва: Просвещение, 2012. — 391с.
- Ефименкова, Л.И. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.И. Ефименкова. — [Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/180191]. — (Дата обращения: 13.07.2018).
- Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. — [Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/1748912]. — (Дата обращения: 13.07.2018).
- Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. Статья: Психологические основы развития речи [Текст] / Н.И. Жинкин. — [Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/402464]. — (Дата обращения: 13.07.2018).
- Зализняк, А.А. Русское именное словоизменение [Электронный ресурс] // А.А Зализняк. — М.: Просвещение, 2002. — 760 с. — (Университетская библиотека онлайн). — Режим доступа: http://biblioclub.ru/ (по паролю).
- Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А. Земская, Е. С. Кубрякова. – Москва: Просвещение, 2013. — 460с.
- Зюзгина, Л.А. Дидактические игры в коррекции словообразования современного у дошкольников [Текст]/ Л.А. Зюзгина. – Москва: Воспитатель, 2012. — 12-16 с.
- Иншакова, О. Б. Альбом для развития речи [Текст] / О.Б. Иншакова. — Пермь: Меркурий, 2013. — 106 с.
- Короткова, А.В. Особенности формирования грамматического строя речи [Текст] / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова. – Москва: Педагог, 2012. — 274 с.
- Кравцова, Е. Готовность к школе [Текст] / Е. Кравцова, Г. Кравцова. – Санкт- Петербург: Розвуд, 2011. — 81-84 с.
- Лепская, Н.И. Язык ребенка [Текст] / Н.И. Лепская. – Москва: Владос 2009.- 151с.
- Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов. – Москва: Просвещение 2011.- 176 с.
- Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» [Текст]/ В. Миленко. – Санкт- Петербург: Дошкольное воспитание, 2013. — 125с.
- Морозова, Л.В. Современный русский язык: Словообразование. Морфология. Орфография. Часть II. Синтаксис. Пунктуация [Электронный ресурс]// Морозова Л.В.— Электрон. текстовые данные.- – Санкт- Петербург: Антология, 2005.- 279 c.- Режим доступа: http://www. iprbookshop.ru/42483.html.— ЭБС «IPRbooks»
- Невская, В. П. Дидактическая игра как средство формирования новая интеллектуальной готовности к школе [Текст] / В. П. Невская. – Москва: Педагог русский в детском саду, 2011. — 70 с.
- Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики [Текст] Н.В. Нищева. – Санкт- Петербург: Детсво-Пресс,2010. -79с.
- Парамонова, Л. Возможности дидактической игры [Текст] / Л. Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова. – Москва: Дошкольное воспитание, 2012.- 104 с.
- Попов, Р.Н. Современный русский язык [Текст] / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А. К. Федоров. – Москва: Просвещение 2014.- 463с.
- Потиха, З.А. Современное русское словообразование [Текст] / З. А. Потиха. –– Москва: Просвещение, 2011. — 470.
- Рахманова, Л.И. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. — Электрон. текстовые данные. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 464 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8958.html. — ЭБС «IPRbooks».
- Реформаторский, А. А. Введение в языковедение [Текст]/А.А. Реформаторский. — Москва: Просвещение, 2011. — 200с.
- Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь, И.Б Голуб, М.А Теленкова. — Москва: Академия 2010. — 448с.
- Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: дидактические игры и упражнения [Текст] / Н. В. Самоукина. – Москва: Новая школа, 2013. – 136 с.
- Смирнова, А.Н. Современный русский язык [Текст] / А.Н. Смирнова. — Москва: ПРИОР, 2015. — 443с.
- Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей [Текст] / Е.Ф. Соботович. — Киев, 2010. – 410 с.
- Современный русский язык / Под ред. Валгиной, Н.С. [Текст] / Н.С Валгина. — Москва: Академия 2013. -528с.
- Современный русский язык [Текст] / Н.Г. Белошапков. — Москва : Просвещение 2014.- 560с.
- Современный русский литературный язык: Уч. пособие для студентов пед. Институтов [Текст] / Под ред. Н. М. Шанского. – Санкт- Петербург: Питер, 2011. — 487.
- Современный русский язык [Текст] / Под ред. П. А. Леканта. – Москва: Академия, 2002. — 401 с.
- Сохин, Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования [Текст] //Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. — 2010. — № 3. — С. 35-52
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Тихеева. – Москва: Просвещение, 2011. — 239 с.
- Ткаченко, Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений [Текст] / Т. А. Ткаченко. – Москва: Академия, 2003. — 340 с.
- Туманова, Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи [Текст] / Т.В. Туманова — Москва: Издательство «Коррекционная педагогика», 2012. — 144 с.
- Уфимцева, А. А. Слово в лексико-семантической системе языка [Текст]/ А. А. Уфимцева. – Москва: Наука, 2010. – 65 с.
- Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О.С. Ушакова. — Москва : ТЦ Сфера, 2012. — 56 с.
- Ушинский, К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку [Электронный ресурс] // Ушинский К. Д. — М.: Педагогика, 1974. — 584 с. — (Университетская библиотека онлайн). — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87496 (по паролю)
- Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Электронный ресурс] / С.Н. Цейтлин. — Электрон. текстовые данные.- М.: Знак, 2009.- 592 — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ ЭБС «IPRbooks»
- Черемухина, Г.А. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования [Текст] //Психолингвистические проблемы общения и обучения языку/Под ред. А.А. Леонтьева. — М., 1976. -С. 92-104.
- Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г. С. Швайко. – Москва: Академия, 2008. — 320 с.
- Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]. – М., 1958. — http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-2.shtml
- Яковенко, С.В. Оснащение речевого уголка в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/osnaschenie-rechevogo-ugolka-v-sootvetstvii-s-fgos-981834.html
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф