СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия
1.2. Методологические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.3. Направления повышения конкурентоспособности предприятия
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «СИБРСК»
2.1. Краткая характеристика ООО «СИБРСК»
2.2. Анализ внутренней среды ООО «СИБРСК»
2.3. Анализ конкурентов ООО «СИБРСК»
2.4. Оценка конкурентоспособности ООО «СИБРСК»
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «СИБРСК»
3.1.Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК»
3.2. Оценка эффективности проектных мероприятий ООО «СИБРСК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования вызвана тем, что в условиях снижающегося спроса, характерного для российского рынка последних лет, выживание и развитие предприятий зависит от их конкурентоспособности. В современных условиях предприятиям необходимо стремиться к динамичному, эффективному и рациональному развитию, что невозможно без управления деловой активностью, конечной целью которого является повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Проблема повышения конкурентоспособности предприятий является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач фундаментальных и прикладных исследований в экономике.
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятия в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, так же принимать решения о проведении мероприятий по увеличению конкурентоспособности не только производимой продукции, но и самой компании.
Функционирование предприятий невозможно само по себе без учѐта деятельности конкурентов. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, который определяет право на существование того или иного предприятия. Сама конкурентная борьба позволяет выявлять из большинства предприятий непременных лидеров рынка, которые способны производить по-настоящему качественные товары, которые будут востребованы. При выявлении слабых и сильных сторон конкурентов, можно правильно постараться оценить их потенциал, цели, что позволит в дальнейшем точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее.
Усиление конкуренции между предприятиями на различных рынках товаров и услуг поставило вопрос об исследовании основных характеристик конкурентоспособного развития предприятий, факторов, влияющих на их конкурентоспособность и возможности повышения конкурентоспособности предприятий в условиях международного разделения труда. Для выработки конкретных мер по повышению конкурентоспособности предприятия необходимо также ответить на вопрос: «Где и как создаются конкурентные преимущества предприятия?». Таким образом, с теоретической и прикладной точек зрения актуальной становится разработка системы формирования конкурентоспособности предприятий, создание методики оценки конкурентоспособности предприятий и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятий.
Целью исследования является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия ООО «СИБРСК».
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкурентоспособности организации;
- раскрыть методологические основы оценки конкурентоспособности предприятия;
- определить направления повышения конкурентоспособности предприятия;
- осуществить анализ конкурентоспособности ООО «СИБРСК»;
- проанализировать деятельность основных конкурентов;
- разработать пути повышения конкурентоспособности ООО «СИБРСК».
Объектом исследования является деятельность ООО «СИБРСК».
Предметом исследования является конкурентоспособность ООО «СИБРСК».
Для проведения исследования использованы следующие методы: логический, анализ, синтез; метод научного анализа; метод научного синтеза и обобщения; финансово – экономический анализ. Они направлены на изучение теоретических основ повышения конкурентоспособности предприятия; анализ конкурентоспособности ООО «СИБРСК»; поиск направлений повышения конкурентоспособности ООО «СИБРСК».
Теоретической и методологической базой исследования послужили различные источники, касающиеся особенностей анализа конкурентоспособности организации, а именно: законодательные акты, монографии и ученые пособия, статьи из периодической печати.
Информационную базу исследования составил законодательство Российской Федерации, нормативные документы Министерств и ведомств РФ, труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам, рассматриваемым в работе, а также финансовая отчетность ООО «СИБРСК».
Структура работы: введение, три части, заключение, список использованных источников, приложения.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложения по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «СИБРСК» могут быть использованы как в деятельности данной организации, так и в других организациях РФ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия
Для того чтобы подойти к вопросу рассмотрения понятия «конкурентоспособность», прежде всего необходимо раскрыть сущность понятия «конкуренция». В федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ приведено следующее определение: «Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [2].
Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [1].
В общих чертах конкуренцию можно охарактеризовать как борьбу между производителями за предпочтения потребителя. Если это борьба за выбор потребителя, то первопричиной возникновения конкуренции можно считать эру рыночной экономики, в основе которой лежит свобода выбора для потребителя (что именно приобрести) и свобода выбора для производителя (что именно производить/продавать) наряду с их личной ответственностью за последствия этого выбора.
В переводе с латинского термин «конкуренция» означает «столкновение», «состязание». Впервые теорию конкуренции обобщил в 1776 г. шотландский экономист, философ, основоположник современной экономической теории Адам Смит (1723-1790) в одном из своих главных трудов «Исследование о природе и причинах богатства народов» [6].
А. Смит связывал конкуренцию с честным соперничеством (без сговора) в целях поиска наиболее выгодных условий покупки и продажи продукции между субъектами рынка. В его понимании основным способом конкурентной борьбы являлось изменение цен. Именно эти правила обусловливали то, что конкуренция – это некая движущая сила, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения. То есть благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями, кроме того, конкуренция позволяет обеспечить функционирование рыночного механизма ценообразования.
Исходя из вышесказанного, конкуренция – это соперничество (конфликт) между хозяйствующими субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели [23, с. 13]. Стоит отметить, что конкуренция также подразумевает ограниченность ресурсов, которые способствуют достижению этой цели. Если конкретизировать цель с позиции рыночной экономики, то конкуренция – это борьба хозяйствующих единиц за получение прибыли. Основным способом получения прибыли в условиях рыночной экономики является реализация продукции (производимой предприятием или приобретаемой с целью дальнейшей перепродажи) и заложенной в ней добавочной стоимости (маржа). Иными словами, предприятия (поставщики, производители, продавцы) соперничают между собой за выбор покупателя. При этом деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется не только в условиях ограниченности спроса на продукцию со стороны потребителей, но и в условиях ограниченности ресурсов, требующихся для производства данной продукции.
Конкуренция является признаком некого устройства хозяйственной системы, при которой основным признаком взаимоотношений становится борьба, способствующая выживанию и развитию отдельных конкурентов. Следовательно, возможность выстоять в конкурентной борьбе является одной из основных характеристик субъектов рынка. Именно эту способность называют сегодня «конкурентоспособностью», и данный термин в современных исследований встречается даже чаще, чем само понятие «конкуренция».
Конкурентоспособность является сложным понятием, которое характеризует современный рынок, при этом единого понятия ее сущности нет, как нет даже приблизительно одинаковых взглядов на методику ее определения. Данное обстоятельство объясняется необходимостью учета большого количества факторов, различных по своей природе, количественное измерение которых довольно затруднительно [20, с. 155].
Сам термин «конкурентоспособность» трактуется современными исследователями достаточно широко. Происходит он от слов «конкурент» и «способность», что означает быть способным к конкуренции.
Конкурентоспособность – это показатель, который интересует две разные стороны: производителя и потребителя. Производитель заинтересован в продаже своей продукции, для чего она должна иметь определенное качество и обладать оптимальной ценой. Потребитель в свою очередь заинтересован в покупке продукции, которая бы в полной мере удовлетворяла его потребности с точки зрения цены и качества. Регион, отрасль и экономика государства в целом также заинтересованы в том, чтобы компании присутствующие на рынке являлись конкурентоспособными [23, с. 13].
Понятие конкурентоспособность в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании.
Обзор литературы по термину «конкурентоспособность» приведен в таблице 1
В целом конкурентоспособность предприятия – это комплекс таких характеристик как: доля рынка, занимаемая предприятием, способность к производству, сбыту и дальнейшему развитию; способность высшего руководящего состава к реализации установленной цели.
Таким образом, несмотря на очевидность заключенного в понятии «конкурентоспособность» смысла, данное понятие многогранно, и имеет многочисленные трактовки. Конкурентоспособность – это способность конкурировать, т. е. противостоять соперникам, способность эффективно производить и продавать товары, способность удерживать и увеличивать свою долю рынка, способность обеспечивать эффективное использование ресурсов, способность обеспечивать высокий доход, способность создавать добавленную стоимость, способность управлять конкурентными преимуществами.
Таблица 1 – Обзор литературы по термину «конкурентоспособность»
№ п/п | Автор | Определение |
1. | М. А. Аманов [23, с. 308] | Конкурентоспособность – это обладание свойствами, которые создают определенные преимущества для субъекта экономического соревнования |
2. | О. В. Корякин [23, с. 73] | Конкурентоспособность – это возможность производства на производственных мощностях продукции либо услуг в соответствии с запланированными технико-экономическими параметрами, которые обеспечивают конкурентоспособность данной продукции |
3. | А. Е. Дарбаева [10, с. 245] | Конкурентоспособность организации – это способность использовать свои сильные стороны и сосредоточивать свои усилия в той сфере производства товаров или услуг, где она сможет занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках |
4. | Р. А. Фатхутдинов [35, с. 13] | Конкурентоспособность – это свойство объекта, которое характеризуется степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, присутствующими в данном сегменте. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке |
5. | М. Л. Нечаева [21, с. 184] | Конкурентоспособность – это выявляемое в процессе конкуренции внутреннее свойство субъектов рыночных отношений, которое позволяет занять организации свою долю на рынке, а также впоследствии расширить производство, что предполагает покрытие производственных издержек и получение стабильного дохода от легальной хозяйственной деятельности |
6. | Е. Д. Яшина [40, с. 247] | Конкурентоспособность – это относительная оценка преимуществ предприятий, продуктов и услуг, позволяющую предприятиям с большей эффективностью удовлетворять потребности потребителей» |
7. | Е.В. Салимгараева [28, с. 407] | Конкурентоспособность – это обусловленное экономическими, политическими, социальными факторами положение производителя товаров или услуг на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, объективно показывающие состояние производства и его динамику |
Согласно авторам, наиболее конкурентоспособно то предприятие, которое имеет наиболее устойчивые позиции на внутреннем рынке, также проникает на внешний рынок и проводит эффективную конкурентную стратегию [28, с. 407]. Она обусловливается рядом внешних и внутренних факторов, таких как: научно-методическая документация, проектно-конструкторская документация, технология производства, нормативные акты, на основе которых действует предприятие; технический уровень продукта или услуги; состояние ценных бумаг, т.е. обеспечение их ликвидности на рынке; личные и профессиональные качества сотрудников, уровень информации, инфраструктура и состояние окружающей среды. Если все вышеперечисленные факторы оценить по степени удовлетворения потребностей производителя в осуществлении выбранных целей бизнеса и маркетинга, то для каждого определенного случая можно обозначить главные требования, которым должны отвечать данные показатели. Например, к нормативным актам могут быть предъявлены требования соответствия международным нормам и применения их при разработке системного и комплексного подходов к управлению предприятием; к производству – создание и использование прогрессивных технологий, современных методов маркетинга и менеджмента, обновление основных фондов, обеспечение гибкости производственных процессов; к проектно-конструкторской документации – применение современных методов научно-технических разработок, создание опережающей базы сравнения при планировании обновления продуктов и услуг, соответствующих международным требованиям. К работнику предъявляются требования, по умению выполнять все технологические нормативы по всем задаваемым параметрам изделий, а к специалисту – умение разработать, или сконструировать продукт, который до начала производственного процесса и в его ходе опережает конкурентов по всем параметрам.
В современном экономическом словаре [25, с. 348]: «Конкурентоспособность – это уровень преимущества или отставания предприятия относительно других участников данного рынка — конкурентов как внутри страны, так и за ее пределами. Данный уровень определяется такими параметрами как технология, качество, квалификация персонала, политика сбыта.
Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, которая в объективной форме отражает его отличия от товара конкурента, как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [24, с. 34].
По моему мнению, конкурентоспособность – это явление, которое может иметь место только там, где есть конкуренция, т.е. является производным от конкуренции. С помощью конкурентоспособности выражаются отношения соперничества между субъектами рынка в виде конкурентной борьбы. Конкурентоспособность отражает конкретные условия, сложившиеся в данный момент времени в конкурентном процессе. Конкурентоспособность не стоит на месте, развивается вместе с развитием самой конкуренции, причем в процессе эволюции более простые формы конкурентоспособности сменяются более сложными.
Для исследования понятия «конкурентоспособность» целесообразно применить системный подход, отражающий взаимосвязь составляющих конкурентного процесса. Взаимосвязь составляющих конкурентного процесса с помощью системного подхода представлена на рисунке 1.
Итак, сама «конкурентоспособность» является характеристикой, которая будет отражать способность субъектов рынка достигать поставленных целей, сокращать разрыв между настоящим и желаемым состоянием системы.
Так как конкурентоспособность является атрибутом конкуренции, как таковой, или конкурентных отношений, то, в соответствии с определением конкуренции, данным выше и принятым мной в качестве ключевого в рамках данного исследования, конкурентоспособность показывает ограничения возможностей соперников. В свою очередь, у различных субъектов рынка будет наблюдаться различная степень этой способности, можно говорить о разном уровне у них конкурентоспособности. Таким образом, в содержание понятия «конкурентоспособность» закладывается наличие каких-то действий и достижений, превосходящих действия и достижения соперников.
Предпринимая эти действия, участники конкурентной борьбы в конечном итоге стремятся перераспределить в свою пользу большую часть созданной стоимости, хотя внешне это может выглядеть, как стремление повысить свою эффективность, завоевать большую долю рынка, или применить более прогрессивные методы хозяйствования. Таким образом, конкурентоспособность, с одной стороны, выступает, как возможность достигать лучших результатов, с другой стороны, ее мотивом является стремление перераспределить в свою пользу созданную стоимость, следовательно, данная категория может быть сформулирована как «способность субъекта конкуренции перераспределять созданную в хозяйственной системе стоимость в свою пользу» [34, с. 97].
Рисунок 1 – «Конкурентоспособность» во взаимосвязи с другими составляющими конкурентного процесса [29] размер текста в рисунке, согласно методичке, какой допустим?
Однако субъекты рынка не могут просто перераспределять создаваемую стоимость, для этого они должны обладать определенными способностями. Что же является источниками способностей создавать большую стоимость при равенстве прилагаемых усилий. Источниками конкурентоспособности могут выступить определенные виды деятельности, такие как умения стратегически мыслить, предвидеть изменения рынка; умения реагировать на изменения и управлять изменениями; умения эффективно использовать производственные ресурсы, т. е. работать с больше производительностью; умения удовлетворять потребности потребителей; умение взаимодействовать с заинтересованными сторонами, т. е. с агентами рынка.
В процессе конкурентной борьбы имеющиеся у фирмы внутренние или внешние источники конкуренции выступают в качестве конкурентных преимуществ, следовательно, конкурентоспособность будет определяться имеющейся совокупностью конкурентных преимуществ, в результате использования которых будет обеспечиваться перераспределение стоимости между субъектами конкуренции. Следовательно, «источник конкурентоспособности» – это причина, благодаря которой у субъекта рынка возникает преимущество, а само «конкурентное преимущество» – это следствия действия конкретного источника. Как следствие, конкурентоспособность не может быть абсолютным показателем или величиной. Она может выступать только относительным показателем в процессе сравнения одного субъекта рынка относительно другого. В результате уровнем конкурентоспособности станет место участников конкурентной борьбы в ранжированном ряде.
В процессе конкурентной борьбы происходит неизбежное собственное повышение конкурентоспособности субъектов рынка – более или менее успешное, т.к. повышение конкурентоспособности является условием выживания в конкурентной борьбе, и только повышая собственную конкурентоспособность можно ограничивать действия соперников. Обобщая проведенный анализ, можно сформулировать ряд специфических особенностей показателя конкурентоспособности:
- конкурентоспособность – это динамический показатель, значения которого меняются во времени, в зависимости от внешних и внутренних факторов, влияющих на него. Поэтому говорить о достигнутом уровне конкурентоспособности предприятия, мы можем только применительно к конкретному временному интервалу;
- сам по себе уровень конкурентоспособности не дает никакой информации исследователю или производственнику и становится объективным и информационным только в сравнении с другими аналогичными объектами, т.е. является сравнительным показателем. По нему определяется соотношение субъектов хозяйствования друг другу в области из конкурентоспособности. Одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным по отношению ко второму предприятию, и не конкурентоспособным по отношению к третьему;
- взаимосвязь понятий конкурентного процесса целесообразно рассматривать в рамках системного подхода, когда на входе формирования понятия конкурентоспособности находятся ее источники в виде таких видов деятельности, как умения стратегически мыслить, предвидеть изменения, работать производительно, взаимодействовать с заинтересованными сторонами и пр. Вследствие действия источников конкурентоспособности рождаются конкурентные преимущества, помогающие субъекту конкуренции достигнуть превосходства над соперниками, осуществить перераспределение стоимости в свою пользу, составляющие основу конкурентоспособности.
- в рамках конкурентоспособности следует рассматривать в первую очередь способности фирмы, т. к. способности являются организационным качеством, которое нельзя скопировать, продать, купить, а можно развить, пользуясь собственным накопленным опытом и опытом других агентов рынка. А результатом достижения фирмой определенного уровня конкурентоспособности, помимо успеха, относительно соперников на рынке и ограничения их возможностей, становится дальнейшее повышение конкурентоспособности, т.к. именно сильные игроки в процессе конкурентной борьбы приобретают еще большую силу за счет неудач слабых игроков на рынке и, как следствие, дальнейшее перераспределение в их пользу созданной стоимости.
Таким образом, отсутствует единственное, универсальное, четко сформулированное понятие конкурентоспособности в современной науке. Понятие конкурентоспособности изменяется в зависимости от целей и задач исследователей, а также требований субъектов рыночных отношений, таких как конкуренты, инвесторы, потребители, партнеры, и масштабов деятельности – (внешние и внутренние рынки). Конкурентоспособность – это комплектный или обобщающий показатель, т.к. на его значение оказывает влияние целый ряд показателей производственной, хозяйственной, финансовой, коммерческой сторон деятельности конкретного предприятия, обеспечивающих востребованность продукции, и ее привлекательность ее качеств, для конкретного потребителя.
1.2 Методологические основы оценки конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, сводится к интерпретации и оценки комплекса показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия, формирующие его конкурентоспособность.
Оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет [30]:
– сформировать управленческие задачи: определение подходов к производству, технологии, маркетинга, трудовых ресурсов, финансирования материального, информационного и организационного обеспечения;
– принять управленческое решение: уменьшение расходов, фокусировка на конкретный сегмент рынка, заключение контрактов;
– разработать меры развития конкурентных преимуществ: внедрение инноваций, наступательные меры в направлении закрепления долгосрочных преимуществ, защитные меры в направлении предупреждения действий участников, разработка программы выхода на новые рынки, привлечения средств инвестора;
– адаптировать предприятие к рыночным условиям хозяйствования, что в результате дает победу в конкурентной борьбе за потребителя и рынки сбыта.
Сейчас в России нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятий, а зарубежный опыт, который изложен в научной литературе, адаптированный для этих стран.
Каждое предприятие оценивает свою конкурентную позицию по своей методике, а суть, эффективность и результаты ее применения не афиширует.
Низкий уровень конкурентоспособности продукции отечественных предприятий является одной из главных причин кризисных явлений, которые наблюдаются в экономике. Эта проблема особенно актуальна в настоящее время. Для организации эффективного управления конкурентоспособностью продукции предприятия – это необходимый действенный инструмент его оценки. При этом следует учитывать, что через отличительные черты продукции различных отраслей и специфику спроса на нее не стоит пытаться использовать одинаковый метод для анализа конкурентоспособности.
Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по двум признакам: по степени охвата аспектов функционирования предприятия и формой выражения результата оценки.
В развитых странах применяются различные методы оценки конкурентоспособности предприятия, носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер. Это обусловлено тем, что рассматриваемые показатели количественным выражением различных аспектов деятельности предприятия.
В зависимости от степени охвата этих аспектов, методы оценки целесообразно классифицировать на специальные и комплексные. Специальные методы ориентированы на анализ отдельных сторон деятельности предприятия (матричные методы, метод оценки конкурентоспособности продукции и т.д.), комплексные (большинство индексных методов) – на всесторонний анализ.
На рисунке 2 приведены наиболее распространенные методы оценки конкурентоспособности, которые позволяют получить более подробную и полную информацию.
Целесообразно отметить, что матричные методы являются обособленной большой группой. Сущность этих методов заключается в маркетинговой оценке деятельности предприятия. В основе методики – анализ двумерных матриц, которые строятся по принципу системы координат, где по оси абсцисс и оси ординат отражаются изменения двух факторов конкурентоспособности, в свою очередь имеют прямую взаимосвязь и влияют друг на друга.
Преимуществом этих методов является простота использования на практике. Недостатки методов: как процесс, так и результат такой оценки оказывают весьма ограниченное представление о конкурентоспособности предприятия, через учета недостатка факторов, влияющих на ее уровень.
Рисунок 2 – Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия [8]
Графические методы базируются на построении многоугольника конкурентоспособности. На радиальных осях циклограммы отражаются показатели деятельности исследуемого предприятия (количество осей соответствует количеству показателей). Значение на осях размещены равномерно, по возрастанию от центра.
На рисунке 3 можно посмотреть линию, соединяющую все определенные точки, она образует многоугольник конкурентоспособности.
Рисунок 3 – Многоугольник конкурентоспособности [36, с. 69]
Обобщение наиболее распространенных методов оценки уровня конкурентоспособности предприятий позволяет утверждать, что традиционно для этого используют типовые показатели (табл. 2).
Таблица 2 – Типичные показатели оценки конкурентоспособности предприятия [34]
Кб = НИК / (НЦ)2 (1)Коэффициент Буля равняется отношению нормируемого интегрального коэффициента пользовательского качества к квадрату нормируемой его цены:
Числитель характеризует полезность, качество и необходимость товара в глазах потребителя. Чем больше значение числителя, тем больше привлекательность товара для потребителя.
Знаменатель характеризует выгодность данной покупки. Чем ниже цена, тем более выгоден товар для потребителя.
Таким образом, существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по двум признакам: по степени охвата аспектов функционирования предприятия и формой выражения результата оценки. К методам оценки конкурентоспособности предприятия по форме выражения результата оценки относят: матричные, индексные и графические. К типичным показателям оценки конкурентоспособности предприятия относят показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, характеризующие эффективность продвижения и сбыта, характеризующие эффективность производства.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф