3.2 Оценка эффективности проектных мероприятий ООО «СИБРСК»
Прежде всего рассчитаем затраты на все мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности ООО «СИБРСК».
Затраты на рекламу в сети Интернет ООО «СИБРСК» приведены в таблице 27.
Таблица 27 – Затраты на рекламу в сети Интернет ООО «СИБРСК»
| Показатели | Процент от бюджета на рекламу | Тыс. руб. |
| точечной рекламы и на таргетинг | 25% | 50 |
| вирусный маркетинг | 25% | 50 |
| рекламу в социальных сетях | 25% | 50 |
| баннерная реклама | 25% | 50 |
| Всего затрат | 25% | 200 |
С таблицы 27 видно, что в ООО «СИБРСК» на будущий период предлагается бюджет расходов на Интернет-рекламу по направлениям поделить на равные части, а именно по 25%. Затраты на рекламу в сети Интернет ООО «СИБРСК» составят 200 тыс. руб. в год.
План расходов ООО «СИБРСК» по размещению точечной рекламы и таргетинг приведен в таблице 27.
Таблица 28 – План расходов ООО «СИБРСК» по размещению точечной рекламы и таргетинг на 2019 год
Следует отметить, что согласно данным таблицы 28 расходы ООО «СИБРСК» по размещению точечной рекламы и на таргетинг составят по 25 тыс. руб. по каждому направлению интернет-рекламы.
План расходов ООО «СИБРСК» на вирусный маркетинг приведены соответственно в таблице 29.
Таблица 29 – План расходов ООО «СИБРСК» на вирусный маркетинг
Следует отметить, что согласно данным таблицы 28 расходы ООО «СИБРСК» на разработка забавной флэш-игры с атрибутикой компании составят 15 тыс. руб.; расходы на разработка смешного ролика с атрибутикой компании составят 5 тыс. руб.; расходы на разработку Undercover составят 10 тыс.руб., на Incentivised viral – 10 тыс. руб., на флешмоб – 10 тыс. руб.
План расходов ООО «СИБРСК» на рекламу в социальных сетях приведены в таблице 30.
Таблица 30 – План расходов ООО «СИБРСК» на рекламу в социальных сетях на 2018 год
Следует отметить, что согласно данным таблицы 30 расходы ООО «СИБРСК» на рекламу в социальной сети «Одноклассники» составят 10 тыс. руб.; расходы на рекламу в социальной сети «В контакте» составят 10 тыс. руб.; расходы на рекламу в социальной сети «Facebook» составят 10 тыс. руб., расходы на рекламу в социальной сети «Twitter» составят 90 тыс. руб., расходы на рекламу в социальной сети «Linkedln» составят 100 тыс. руб.
План расходов ООО «СИБРСК» на баннерную рекламу приведен в таблице 31.
Таблица 31 – План расходов ООО «СИБРСК» на рекламу в социальных сетях
Следует отметить, что согласно данным таблицы 31 расходы ООО «СИБРСК» на рекламу в виде классических flash-баннеров составят 5 тыс. руб.; расходы на интерактивные баннеры составят 15 тыс. руб.; расходы на Rich-media баннер составят 10 тыс. руб.; расходы на Screen-Glade-баннеры, Scroll Skyscraper баннеры, Peel-away баннеры и gif– и jpeg-баннеры составят соответственно по 5 тыс. руб.
Таким образом, в ООО «СИБРСК» на 2019 год предлагается бюджет расходов на Интернет-рекламу по направлениям поделить на равные части, а именно по 25%. Расходы ООО «СИБРСК» по размещению точечной рекламы и на таргетинг составят 10 тыс. руб. по каждому направлению интернет-рекламы. Расходы на вирусный маркетинг, рекламу в социальных сетях и баннерную рекламу составят по 10 тыс. руб. по каждому направлению Интернет-рекламы.
Затраты на улучшение коммуникационной политики ООО «СИБРСК» приведены в таблице 32.
Из данных таблицы 32 видно, что затраты на улучшение коммуникационной политики ООО «СИБРСК» составят 445 тыс. руб.
Таблица 32 – Затраты на улучшение коммуникационной политики ООО «СИБРСК»
Затраты на улучшение мотивации сотрудников ООО «СИБРСК» приведены в таблице 33.
Таблица 33 – Затраты на улучшение мотивации сотрудников ООО «СИБРСК»
Из данных таблицы 33 видно, что затраты на улучшение мотивации сотрудников ООО «СИБРСК» составят 900 тыс. руб.
В общем затраты на повышение конкурентоспособности ООО «СИБРСК» составят: затраты на рекламу в сети Интернет 200 тыс. руб. + затраты на улучшение коммуникационной политики 445 тыс. руб. + затраты на улучшение мотивации сотрудников 900 тыс. руб. = 1545 тыс. руб.
Следует отметить, что ООО «СИБРСК» не имеет возможности за счет своих финансовых ресурсов покрыть данные затраты, поэтому предлагаем ООО «СИБРСК» взять кредит в Сбербанке на год под 14% годовых. В итоге расходы на уплату процентов составят: 1545 тыс. руб. × 14% = 216,3 тыс. руб.
Проведем расчет влияния предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» на финансовые результаты предприятия.
Прежде всего, следует отметить, что результаты исследований свидетельствуют [12], что эффективность Интернет рекламы выше рекламы в обычных средствах массовой информации в среднем на 10%.
Таким образом, благодаря переходу ООО «СИБРСК» на рекламу в сети Интернет выручка от внедрения Интренет-рекламы можно посчитать по формуле:
В = Вт×1,1 (1)
Где Вт – текущая выручка компании;
Следовательно, дополнительная выручка ООО «СИБРСК» при внедрении новых методов Интернет-рекламы в 2019 г. составит: В = 1246 тыс. руб. ×1,1 = 125 тыс. руб.
Эффективность мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности ООО «СИБРСК» можно рассчитать по формуле:
Где Змт – затраты на совершенствовании конкурентоспособности организации; Эмт – эффект полученный в результате внедрения мер по повышению конкурентоспособности организации.
Эффект полученный в результате внедрения мер по повышению конкурентоспособности организации можно считать на основе расчета экономического эффекта от уменьшения текучести кадров организации.
Экономический эффект от уменьшения текучести кадров (ЭЭтк) можно рассчитать по формуле [25]:
где Зпн – затраты на подготовку нового работника;
СЧраб – среднесписочная численность работников;
Ктф – коэффициент выбытия кадров в фактическом периоде (после внедрения мер по повышению конкурентоспособности);
Ктб – коэффициент выбытия кадров в базовом периоде.
Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности ООО «СИБРСК» представлен в таблице 34.
Таблица 34 – Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности ООО «СИБРСК»
Благодаря разработанным мероприятиям по совершенствованию конкурентоспособности ООО «СИБРСК» будет получен годовой эффект в размере 1667 тыс. руб., а эффективность мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности ООО «СИБРСК» составит 107,9%.
Влияние мер по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» на финансовые результаты компании представлено в таблице 35.
Из данных таблицы 35 видно, что благодаря мерам по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» выручка вырастит на 1791 тыс. руб. и составит 3037 тыс. руб.
Валовая прибыль ООО «СИБРСК» вырастит на 27,6% или на 246 тыс. руб. и составит 1139 тыс. руб.
Прибыль от продаж ООО «СИБРСК» вырастит на 92,6% или на 246 тыс. руб. и составит 512 тыс. руб.
Чистая прибыль ООО «СИБРСК» вырастит на 38% и составит 86 тыс. руб.
Таблица 35 – Влияние мер по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» на финансовые результаты компании, тыс. руб.
Таким образом, общие затраты на повышение конкурентоспособности ООО «СИБРСК» составят 1545 тыс. руб.. Благодаря разработанным мероприятиям по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» получит выручку в размере 3037 тыс. руб. Чистая прибыль ООО «СИБРСК» вырастит на 197 тыс. руб. и составит 259 тыс. руб.
Влияние мер по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» на общую рентабельность предприятия приведена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Влияние мер по повышению конкурентоспособности
ООО «СИБРСК» на общую рентабельность предприятия
Из данных рисунка 11 видно, что в результате разработки мер по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» общая рентабельность предприятия вырастит на 3,5% и составит 8,5%, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности компании.
Подведя итоги 3-ей части отметим, что существуют такие проблемы конкурентоспособности ООО «СИБРСК»: плохая коммуникативная политика, несовершенная система сбыта услуг, низкая мотивация персонала. Предлагаем следующие мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК»: создание сайта компании и введение должности специалиста по PR, внедрение рекламы в сети Интернет, применения новых материальных и нематериальных приемов мотивации персонала. Для совершенствования мотивации труда сотрудников ООО «СИБРСК» предлагаем: ввести новую систему надбавок для сотрудников ООО «СИБРСК»: надбавка за выполнение плана, премия за разработку оригинальных идей, премия за соблюдение бизнес-процессов, трудовой дисциплины и стандартов организации; усовершенствовать материальное стимулирование сотрудников; улучшить стимулирование сотрудников за счет нематериальной мотивации – разработать в данном ООО «СИБРСК» систему наград и расширить социальный пакет путём предоставление нуждающимся сотрудникам материальной помощи при покупке недвижимости и оплате обучения. Общие затраты на повышение конкурентоспособности ООО «СИБРСК» составят 1545 тыс. руб.. Благодаря разработанным мероприятиям по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» получит выручку в размере 3037 тыс. руб. Чистая прибыль ООО «СИБРСК» вырастит на 197 тыс. руб. и составит 259 тыс. рублей. В результате разработки мер по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» общая рентабельность предприятия вырастит на 3,5% и составит 8,5%, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
- Отсутствует единственное, универсальное, четко сформулированное понятие конкурентоспособности в современной науке. Понятие конкурентоспособности изменяется в зависимости от целей и задач исследователей, а также требований субъектов рыночных отношений, таких как конкуренты, инвесторы, потребители, партнеры, и масштабов деятельности. Конкурентоспособность – это комплектный или обобщающий показатель, т.к. на его значение оказывает влияние целый ряд показателей производственной, хозяйственной, финансовой, коммерческой и пр. сторон деятельности конкретного предприятия, обеспечивающих востребованность продукции и ее привлекательность ее качеств для конкретного потребителя.
- Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по двум признакам: по степени охвата аспектов функционирования предприятия и формой выражения результата оценки. К методам оценки конкурентоспособности предприятия по форме выражения результата оценки относят: матричные, индексные и графические. К типичным показателям оценки конкурентоспособности предприятия относят показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, характеризующие эффективность продвижения и сбыта, характеризующие эффективность производства и т.п.
- Основными направлениями повышения конкурентоспособности предприятия являются: своевременная модернизация оборудования и основных производственных фондов предприятия; формирование и развитие кадрового потенциала предприятия; использование маркетинга для увеличения информированности рынка; создание условий для снижения затрат; увеличение показателя рентабельности продукции, работ и услуг, отражающего долю прибыли в общем объеме выручки; увеличение конкурентоспособности продукции, работ и услуг предприятия.
- ООО «СИБРСК» является строительной организацией. За 2016-2018 гг. выручка ООО «СИБРСК» выросла на 191,1% или на 818 тыс. руб. и составила в 2018 г. 1246 тыс. рублей. Чистая прибыль ООО «СИБРСК» за 2016-2018 гг. снизилась 58,1% или на 86 тыс. руб. и составила в 2018 г. 62 тыс. рублей. Средняя численность персонала ООО «СИБРСК» за 2016-2018 гг. выросла на 2 чел. и составила в 2018 г. 15 чел. Общая рентабельность ООО «СИБРСК» в 2016-2018 гг. снизилась на 29,6% и составила в 2018 г. 5%.
- Была проведена оценка внутренней среды ООО «СИБРСК» по элементам экспертным методом с выставлением баллов и весов. Согласно проведённому анализу наибольшей оценкой обладает ценовая политика и персонал, наименьшей − сбытовая и коммуникационная. Компании следует рассмотреть возможности совершенствования сбытовой политики, а также выявить направления совершенствования коммуникационной деятельности.
- Для деятельности ООО «СИБРСК» существуют положительные прогнозы, связанные с тем, что привлекательность или конкурентоспособность данного сегмента повысится в ближайшее время за счет внедрения мероприятий, которые позволят обеспечить более легкое проникновение в будущем в наиболее привлекательные сегменты. Однако необходимо отметить, что существуют видимые риски, которые могут снизить конкурентоспособность компании на рынке.
- ООО «СИБРСК» обладает средним уровнем конкурентоспособности в своей отрасли. В то же время по сравнению с основными конкурентами у ООО «СИБРСК» ниже уровень конкурентоспособности. Для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность компании ООО «СИБРСК» необходимо разработать программу действий против каждого конкурента, используя при этом слабости конкурентов и учитывая их сильные стороны.
- Существуют такие проблемы конкурентоспособности ООО «СИБРСК»: плохая коммуникативная политика, несовершенная система сбыта услуг, низкая мотивация персонала. Предлагаем следующие мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК»: создание сайта компании и введение должности специалиста по PR, внедрение рекламы в сети Интернет, применения новых материальных и нематериальных приемов мотивации персонала. Для совершенствования мотивации труда сотрудников ООО «СИБРСК» предлагаем: ввести новую систему надбавок для сотрудников ООО «СИБРСК»: надбавка за выполнение плана, премия за разработку оригинальных идей, премия за соблюдение бизнес-процессов, трудовой дисциплины и стандартов организации; усовершенствовать материальное стимулирование сотрудников; улучшить стимулирование сотрудников за счет нематериальной мотивации – разработать в данном ООО «СИБРСК» систему наград и расширить социальный пакет путём предоставление нуждающимся сотрудникам материальной помощи при покупке недвижимости и оплате обучения.
- Общие затраты на повышение конкурентоспособности ООО «СИБРСК» составят 1545 тыс. рублей. Благодаря разработанным мероприятиям по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» получит выручку в размере 3037 тыс. руб. Чистая прибыль ООО «СИБРСК» вырастит на 197 тыс. руб. и составит 259 тыс. рублей. В результате разработки мер по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» общая рентабельность предприятия вырастит на 3,5% и составит 8,5%, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // «Российская газета», № 162, 27.07.2006,
- Аманов, М.А. Основные теоретические подходы к понятию «конкурентоспособность в регионе» / М.А. Аманов // Экономика и предпринимательство. [Текст] – 2017. – № 3-1 (80). – С. 308-310
- Атаев, М.Г. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Г. Атаев // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее. [Текст] Сборник статей МНПК под ред А.А. Сукиасяна. – 2016. – С. 84-86
- Байбиков, В.Э. Направления повышения конкурентоспособности предприятия в сфере сервиса / В.Э. Байбиков // Международный студенческий научный вестник. [Текст] – 2018. – № 5. – С. 102-109
- Борозна, А.С. Экономическая сущность понятия «конкурентоспособность предприятия» / А.С. Борозна // Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета. – 2016. [Текст] – Вып. 11(81). – С. 266-268
- Габибова, М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). [Текст] – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85- 87
- Гранатуров, В.М. Управление конкурентоспособностью предприятий: учебн. пособ. / В.М. Гранатуров, И.А. Кораблинова. [Текст] – Одесса: ОНАС, 2016. – 152 с.
- Гудушаури, Г.В. Управление и моделирование задач на современном предприятии. Право: [Текст] учебное пособие /Г.В. Гудушаури, Б.Г. Литвак – М.:ЭКМОС, 2016. – 514 с.
- Дарбаева, А.Е. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий сферы сервиса / А.Е. Дарбаева, Е.В. Шестакова //[Текст] Сборник материалов XLVII Международной НПК. – Новосибирск, 2016. – С. 244-248.
- Дьячкова, Е.А. Взаимосвязь понятий человеческие ресурсы и конкурентоспособность в коммерческих организациях / Е.А. Дьячкова, Г.А. Хачатрян // [Текст] Проектный менеджмент: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам МНПК СГТУ. – 2016. – С. 80-87
- Кононов, В. А. Стратегия Интернет-продвижения продукта в условиях конкурентной среды / В.А. Кононов // диссер. к.эк.н.. [Текст] – Санкт-Петербург, 2014. – 148 с.
- Корякина, О.В. Экономическая сущность и отличительные особенности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции» / О.В. Корякина, Н.С.Обухова // Экономика и общество в условиях модернизации. [Текст] Материалы МНПК. – 2017. – С. 73-79
- Кравцевич, С.В. Современные представления о конкуренции / С.В. Кравцевич //[Текст] Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 3 (44). – С. 120-126
- Крайнова, О.С. Исследование основных элементов сервисной политики предприятия как инструмента маркетинговой логистики / О.С. Крайнова // [Текст] Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 1-2 (27). – С. 54-58
- Крайнова, О.С. Поиск технологий маркетинг-логистики для целей сорсинга в цепи поставок / //Экономика, право, образование: [Текст] региональный аспект. Сборник научных трудов XI межвузовской НПК. – 2017. – С. 47-52.
- Краузе. А.А. Повышение конкурентоспособности продукции как одно из основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия / А.А. Краузе, О.А. Стародубцева // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. [Текст] Сборник материалов XI МНПК. – 2017. – С. 150-154
- Матвеева, Т.В. Структуризация понятия конкурентоспособность (продукция, предприятие, отрасль) / Т.В. Матвеева, А.Е. Курач // Инновационные процессы в экономике, управлении и социальных коммуникациях. [Текст] Сборник материалов II МНК. – 2016. – Ч. 2. – С. 248-256
- Машковская, А.А. Влияние методов управления предприятием на его конкурентоспособность / А.А. Машковская, О.А. Лымарева // Творчество молодых ученых и студентов в области экономических наук. Материалы международного конкурса научных публикаций молодежи. [Текст] – Краснодар, 2018. – С. 158-163
- Меркулов, И.С. К вопросу о понятии «конкурентоспособность предприятия» / И.С. Меркулов // Актуальные проблемы управления: [Текст] теория и практика. Материалы VII Всероссийской НПК. – 2017. – С. 154-157
- Нечаева, М.Л. Анализ определения понятий «конкурентоспособность» и «конкуренция» / М.Л. Нечаева, М.А. Трушина // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: российский и европейский опыт. [Текст] Материалы и доклады VIII Всероссийской НПК. – 2017. – С. 184-189
- Новиков. В.А. Контроль качества продукции на предприятии, конкурентоспособность на рынке / В.А. Новиков, А.Г. Бачинский, Е.Д. Перевезенцева, В.К. Корсакова // [Текст] Форум молодых ученых. – 2018. – № 3 (19). – С. 446-449
- Паляничка, Е. М. Определение категории «конкурентоспособность предприятия» / Е. М. Паляничка // [Текст] Научные труды SWorld. – 2016. – Т. 6. –№ 44. – С. 12-16
- Пашкова, Е.Ю. Конкурентоспособность товаров и услуг[Текст]: учебное пособие / Е.Ю. Пашкова, Е.В. Дулова. – Самара : РИЦ СГСХА, 2015. – 135 c.
- Разумов, А.В. Система показателей оценки эффективности мотивации персонала предприятия [Текст] / А.В. Разумов А.В. Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах. – 2017. –С. 109-115
- Репина, Т.И. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Т.И. Репина, Н.В.Теске // Наука и бизнес: проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности. [Текст] Сборник статей МНПК. – 2016. – С. 181-184
- Руденко, А.А. Инновационные подходы в обеспечении конкурентоспособности предприятий: Электронное учебное пособие / А.А. Руденко, М.О. Искосков, Д.В. Антипов, О.И. Антипова. – Тольятти[Текст]: Тольяттинский государственный университет, 2018. – 183 с.
- Салимгараева, Е.В. Конкурентоспособность предприятий — основа стратегии развития предприятия / Е.В. Салимгараева, В.К. Романович // Молодежь и наука: [Текст] развитие творческого потенциала. Материалы МНК РУК. – 2016. – С. 405-408
- Сафонова, Л.А. Управление конкурентоспособностью организации: [Текст] монография / Л.А. Сафонова. – Новосибирск : СибГУТИ, 2016. – 154 с.
- Стексова, С.Ю. Оценка конкурентоспособности и эффективности использования ресурсного потенциала предприятия. [Текст] – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2017. – 102 с
- Тарануха, Н.Л. Классификация методов оценки конкурентоспособности применительно к строительным предприятиям / Н.Л. Тарануха, М.М. Плетнева // [Текст] Фотинские чтения. – 2017. – № 2 (8). – С. 130-133
- Тарануха, Ю.В. Конкуренция и конкурентоспособность: монография / Ю.В. Тарануха. [Текст] – М.: Русайнс, 2015. – 336 с.
- Татарина, Л.Г. Современные тенденции развития управления предприятием и его конкурентоспособностью / Л.Г. Татарина // Экономика и управление в условиях современной России. [Текст] Сборник материалов всероссийской НПК. – 2018. – С. 288-292
- Терёшина, Н.П. Управление конкурентоспособностью компании на основе процессного подхода в условиях рыночной экономики: [Текст] учебное пособие / Н.П. Терёшина, В.В. Жаков. – М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2017. – 127 с.
- Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью малых и средних организаций, на рынке услуг: [Текст] практикум /Р.А. Фатхутдинов. – М.: Маркет ДС, 2014. – 208 с.
- Халилов, М.М. Анализ конкурентоспособности методом многоугольника [Текст] / М.М. Халилов // Экономика, бизнес, инновации.Сборник статей МНПК в 2 ч. – 2018. – С. 67-69
- Чазова, О.Л. Основные направления повышения конкурентоспособности на предприятиях строительной отрасли / О.Л. Чазова, В.П. Грахов, М.В. Соловьев [Текст] // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-3 (53). – С. 821-825
- Чернухина, Г.Н. Управление конкурентоспособностью предприятии / Г.Н. Чернухина, А.А. Березин // Социально-экономическое развитие предпринимательства и его роль в экономике России. [Текст] Материалы МНПК Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы. – 2016. – С. 91-94
- Шинкаренко, В. Г. Управление конкурентоспособностью предприятия: уточнение понятий [Текст] / В. Г. Шинкаренко // Экономика транспортного комплекса. – 2016. – № 28. – С. 5-17
- Яшина, Е.Д. Сущность понятий конкурентоспособность и конкурентная стратегия предприятия [Текст] / Е.Д. Яшина // Молодой ученый: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам XIII МНПК. – 2016. – С. 242-247
