Заявка на расчет
Меню Услуги

Проблемы государственного регулирования в области социальной защиты населения (на примере Управления социальной защиты населения города Ишима и Ишимского района Тюменской области). Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


Более того, уровни и продолжительность бедности более высоки в США и Великобритании, чем в государствах континентальной Европы: в США и Великобритании больше людей, которые имеют опыт жизни в условиях бедности и дольше пребывают в этих условиях.

Для возрастных групп наиболее существенные различия в части уровней относительной бедности в США в противоположность Европе наблюдаются для детей и трудоустроенных малообеспеченных граждан. При анализе уровней бедности среди детского населения можно обнаружить аналогичный тип различий: в Швеции и Бельгии менее 5 процентов детей проживали в малообеспеченных семьях в 1995 году; во Франции, Нидерландах и Германии речь шла приблизительно о 10 процентах или менее; в Италии, Великобритании и США примерно один из пятерых (или более) детей проживал в малообеспеченной семье. С другой стороны, ситуация в группе старшего возраста обстоит достаточно неплохо. В прежнее время вышедшие на пенсию работники принадлежали к группам риска с точки зрения уровня бедности, однако данная ситуация претерпела безусловные изменения за многие годы (во Франции и Бельгии по-прежнему сохраняются высокие риски бедности для лиц старше 65 лет). Улучшения в сфере охвата пенсионным обеспечением и услугами социального сектора в целом обуславливают снижение риска бедности среди жителей преклонного возраста в большинстве стран[37, c.175].

Бедность среди семей, члены которых трудоустроены, в сильной степени зависит от количества кормильцев в семье. Среди семей с двумя трудоустроенными взрослыми бедность является практически исключенным явлением, за исключением Италии, Великобритании и США. Это обстоятельство наравне с относительно высоким распространением бедности среди семей с одним трудоустроенным членом в тех же странах (и, однако, с уровнями бедности значительно выше нулевого для аналогичной группы в других странах) указывают на существование такого феномена, как работающий бедняк. Рассмотрение уровней бедности для семей, в которых один или более членов являются трудоустроенными, указывает на очевидное различие между государствами континентальной Европы и странами англосаксонского мира. Уровни бедности составляли 2,3 % для Франции, 2,4 % для Германии, 3,7 % для Швеции сравнительно с 6,9 % в Канаде и 12,4 % в Соединенных Штатах Америки.

Системы социальной защиты включают в себя множество различных типов льгот и пособий. Масштаб систем социальной защиты стран Европы является огромным, и данные системы включают как компенсационные льготы, так и некомпенсационные льготы. Компенсационные льготы по преимуществу связаны с рисками, которые непосредственно зависят от ситуации и событий на рынке рабочей силы (безработица, увольнение на пенсию, профессиональные заболевания, производственные травмы и т. д.). Некомпенсационные льготы предусматривают широкий спектр мер, при этом социальная поддержка является лишь одной из таких мер.

В рамках системы социальной защиты, некомпенсационная социальная поддержка выполняет небольшую, остаточную роль в странах-членах Европейского Союза, за исключением Великобритании. В отношении европейских стран, что приблизительно 0,5 % от объема ВВП расходуется на «другие непредвиденные расходы» и приблизительно 1,5 % всех расходов на социальные нужды предназначаются на «Исключения из числа социальных нужд, не классифицированные в иных статьях расходов»[37, c.173].

Пособия по болезни и инвалидности имеют огромное значение в Нидерландах, а семейные пособия являются весьма важными в Бельгии, Франции и Великобритании. В Италии низкий уровень расходов на пособия по безработице проявляется в том, какое воздействие это оказывает на уровень бедности.

Другие льготы (включая пособия по социальному страхованию) играют важную роль особенно в Великобритании, а также и во Франции и Нидерландах (на рисунке также показано наличие в Германи. Представляется необходимым еще раз повторить мысль о том, что льготы и пособия «универсалистского» (всеохватного) характера, такие, как государственные пенсии и семейные пособия, играют важную роль в смягчении проблемы бедности. Ресурсы, которые выделяются на обеспечение данных типов льгот и пособий, в количественном отношении являются более ответственными за успехи в рамках программ снижения уровня бедности в странах континентальной Европы, что подразумевает оказание адресной поддержки, проверенной на степень нуждаемости [6, с. 178].

Системы социальной защиты стран Европы характеризуются, кроме всего прочего, низкими расходами на администрирование и управление. При рассмотрении эффективности системы социальной защиты, возникает важной вопрос относительно того, насколько эффективно осуществляется расходование предназначенных для нее средств, то есть, удается ли обеспечивать положение, при котором затраты на администрирование и управление и другие расходы не поглощают существенную часть общих расходов. Эта проблема, однако, не имеет отношения к государственным расходам на социальные нужды в странах Европы, где расходы на администрирование и управление для большинства стран находятся на уровне ниже 4 % от общего объема расходов на социальные нужды. В самом деле, европейское «общество всеобщего благосостояния» пребывает в хорошем состоянии с точки зрения эффективности, если мы попробуем сравнить эту ситуацию с ситуацией в секторе частного страхования, где расходы на администрирование и управление зачастую значительно выше. [23, с. 79]

Программы проверенной на степень нуждаемости социальной поддержки способны принимать многообразные формы даже в пределах только европейского сообщества. Подробное описание таких систем представляет собой утомительный процесс и легко способно привести к составлению перечней подробностей, которые затрудняют охват общей картины. Основные характеристики данных систем могут быть обозначены с использованием 5 (пяти) параметров, к которым должны быть отнесены:

— базис общности и солидарности.

— избирательность и определение ориентиров.

— институциональный уровень принятия решений.

— проявление широты подходов.

— попытки реинтеграции[16,с. 212].

Существует целый ряд мер, как, к примеру, в Швеции и странах Бенилюкс, которые призваны интенсивным образом направлять бенефициаров в рамках как можно более краткого срока в сферу трудовой деятельности или участия в программе переобучения; другие системы характеризуются более низкой активностью в данном отношении, как, например, меры, предусматриваемые в странах Южной Европы; все системы при этом характеризуются проявлением тенденции к большей активизации.

Таким образом, выше проведено исследование теоретических аспектов государственного регулирования в области социальной защиты населения, по результатам которого можно сделать ряд выводов:

— социальная защита — это необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Она является одним из важнейших направлений политики государства, которое заключается в установлении, поддержании необходимого материального и социального положения всех категорий граждан, снижении социального неравенства, а также в обеспечении доступности основных социальных благ населения, то есть системы социальных гарантий, а именно: медицинского и социального обслуживания;

— автором было сформулировано понятие государственного регулирования социальной защиты населения. Под ним автор понимает комплекс мер, действий, применяемых государством и направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп;

— в настоящее время говорить о том, что социальная политика в нашей стране функционирует в полном объеме и обладает всеми необходимыми характеристиками, конечно же преждевременно. Данный вывод предполагает прекрасную возможность исследования основных особенностей и механизмов социальной политики нашей страны, так как тематика эта является чрезвычайно актуальной. Для совершенствования государственного регулирования в сфере социальной защиты населения в РФ необходимо использовать зарубежный опыт.

 

2 Анализ проблем государственного регулирования в области социальной защиты населения на примере Управления социальной защиты населения города Ишима и Ишимского района

2.1 Общая характеристика Управления социальной защиты населения города Ишима и Ишимского района

 

Управление социальной защиты населения города Ишима и Ишимского района (далее – УСЗН г. Ишима) создано в соответствии с Постановлением Губернатора Тюменской области от 17.10.2003 г. № 338. В соответствии с распоряжением Губернатора Тюменской области от 20.12.2004 г. № 112-р Управление включено в структуру Департамента социального развития администрации Тюменской области. В связи с реорганизацией Департамента социального развития администрации Тюменской области Управление включено в структуру Департамента социального развития Тюменской области в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 29.06.2009 г. № 924-рп.

УСЗН г. Ишима располагается по адресу: Россия, Тюменская область, г. Ишим, ул. Свердлова, д. 43.

УСЗН г. Ишима осуществляет функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере социального развития, включая социальную защиту населения (государственную социальную помощь, социальное обслуживание населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов) на территории города Ишима и Ишимского района.

УСЗН г. Ишима в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом Тюменской области, законами Тюменской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Тюменской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Тюменской области, приказами директора Департамента социального развития Тюменской области, а также Положением об УСЗН г. Ишима.

УСЗН г. Ишима осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области, общественными объединениями и иными организациями.

На рисунке5 представлена организационная структура УСЗН г. Ишима.

Рисунок 5 − Организационная структура УСЗН г. Ишима

УСЗН г. Ишима возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором Департамента в установленном законодательством порядке.

Начальник имеет заместителя начальника Управления, назначаемого на должность и освобождаемого от должности директором Департамента в установленном законодательством порядке.

Структурными подразделениями УСЗН г. Ишима являются отделы: отдел социального обслуживания, отдел льгот и социальных выплат и отдел информационных технологий.

УСЗН г. Ишима осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

− участвует в разработке предложений, проектов нормативных правовых актов Тюменской области и реализации основных направлений государственной политики в сфере социального развития, включая социальную защиты населения;

− содействует в организации работы по предоставлению мер социальной поддержки, социальных и иных выплат, предусмотренных законодательством РФ и Тюменской области, отдельным категориям граждан в пределах своей компетенции на территории муниципальных образований города Ишима и Ишимского района;

− осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок;

− участвует в реализации федеральных программ, целевых программ Тюменской области, ведомственных программ Департамента в установленной сфере деятельности;

− осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Отделения Пенсионного фонда РФ по Тюменской области в части реализации социальных программ и сбору информации об уровне пенсионного обеспечения населения области, необходимых для осуществления функций в рамках Соглашения о взаимном сотрудничестве и совместных приказов;

− содействует организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, оформляет направление на медико-социальную экспертизу, содействует реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

− курирует деятельность бюджетных, казенных, автономных учреждений, филиала на территории города Ишима и Ишимского района: координирует деятельность курируемых учреждений и филиала, содействует в решении вопросов по основным направлениям деятельности, оказывает им организационно-методическую помощь и осуществляет ведомственную проверку;

− содействует в организации деятельности по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских учреждений;

− участвует в организации работы по разработке и внедрению современных технологий в сфере социальной защиты населения;

− осуществляет иные полномочия и функции в установленной сфере деятельности Управления, если такие полномочия определены законодательством Российской Федерации и Тюменской области.

Услуги и целевая аудитория УСЗН г. Ишима представлена в таблице 2.

Таблица 2 — Услуги и целевая аудитория УСЗН г.Ишима

Вид услуг по социальной защите и обслуживанию населения Целевая аудитория Количество обслуженных
за год,чел.
2015 2016 2017
1 2 3 4 5
Социально-реабилитационные
услуги для детей и подростков с ограниченными
умственными и
физическими
возможностями
Семьи, имеющие
детей-инвалидов,
детей с ограниченными возможностями; дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями
1162 1217 1310
Социальная помощь и поддержка семей,
попавших в трудную
жизненную
ситуацию
Многодетные семьи; опекунские семьи; семьи,
имеющие неблагоприятный климат; семьи, сознанные лицами

из числа детей-сирот и несовершеннолетними
родителями; дети и подростки, допускающие асоциальное поведение;
подростки, находящиеся в конфликте с законом;
безнадзорные подростки

12634 12671 13940

 

С каждым годом, в органы социальной защиты населения обращается вес больше нуждающихся людей. В среднем по каждому виду услуг каждый год обращается на 10% больше людей. Это означает, что с каждым годом нуждающихся становится все больше.

 

2.2 Оценка проблем государственного регулирования в области социальной защиты населения на примере Управления социальной защиты населения города Ишима и Ишимского района

 

На территории города Ишим и Ишимского района действует система мер социальной поддержки малообеспеченных семей предоставляются федеральные и муниципальные льготы.

Выполняемые задачи органов местного самоуправления города Ишима и Ишимского района:

  1. Сохранение и укрепление социальной политики с учетом особенностей социально-экономического развития муниципального образования и потребностей незащищенных слоев населения — в условиях перераспределения государственных полномочий в сфере социальной защиты населения.
  2. Широкое вовлечение в этот процесс негосударственных организаций, учреждений и частных лиц, предпринимателей.
  3. Привлечение внебюджетных финансовых источников, в том числе стимулирование направления средств общественными.

Рассмотрим особенности работы УСЗН г. Ишима в области социальной защиты пенсионеров.

Самой распространенной и наиболее приемлемой формой для пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание, которое помогает решать проблемы граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность самообслуживания и нуждающихся в посторонней поддержке.

Кроме гарантированных бесплатных социальных услуг пожилым гражданам, находящимся на надомном обслуживании оказываются и дополнительные платные виды, не входящие в гарантированный перечень.

Деятельность отделения срочного социального обслуживания направлена на оказание гражданам, вне зависимости от их возраста, нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера: помощь в оформлении документов, оказание услуг психолога, вещевая помощь, услуги пункта проката, консультативная помощь и др.

Пенсии и пособия являются основной статьей доходов пенсионеров и нетрудоспособного населения. Численность пенсионеров на 01.01.2018 года составила 12990 человек, что составляет 32,0% от общей численности постоянного населения. Численность получателей пенсий продолжает расти и на 01.01.2017 года в сравнении с 2015 годом (12697) выросла на 293 человека.

В 2017 году в сравнении с 2015 годом произошло увеличение численности пенсионеров «по возрасту» на 277 человек (2,4%), «получателей социальных выплат» на 13 человек (1,7%), а также незначительное увеличение численности пенсионеров «по инвалидности» и «по потере кормильца» (таблица 3).

Таблица 3 — Численность пенсионеров города Ишима и Ишимского района в 2015 – 2017 гг, чел.

На 01.01.2018 года число получателей дополнительных пенсий составило 5559 человек, что на 5.2% меньше, чем на 01.01.2016 года (5867 человек).

В таблице 4 отражены данные о доходах, полученных пенсионерами города Ишима и Ишимского района в 2015 – 2017 гг.

Таблица 4 — Доходы, полученные пенсионерами города Ишима и Ишимского района в 2015 – 2017 гг.

Показатель На 01.01.2016 На 01.01.2017 На 01.01.2018
Сумма назначенных пенсий (государственные пенсии) – тыс. руб. 2 825 757,14 2 865 552,10 2 996 016,6
Сумма начисленных дополнительных пенсий – тыс. руб. 74 195,69 75 665,65 76 113,0

 

В 2017 году в сравнении с 2015 годом наблюдается увеличение суммы назначенных государственных пенсий на 6,0% и увеличение суммы начисленных дополнительных пенсий на 2,6%.

Средний размер назначенной пенсии за 2017 год составил 19392,35 рубля (103,4% к аналогичному периоду 2015 года — 18761 рублей).

Средний доход пенсионера с учетом начисленных дополнительных пенсий (без учета государственной помощи и доплат) составил 20491,65 рублей (103,5% к 2015 году). Соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума пенсионера в 2017 году составил 178,23%.

Мероприятия, запланированные в рамках государственной программы Тюменской области «Развитие отрасли «Социальная политика» до 2020 года и на плановый период до 2023 года» на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, выполнены полностью, в установленные сроки и на условиях софинансирования.

На выплату материального обеспечения гражданам в соответствии с областным Законом от 06.07.2011 № 64-ОЗ «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» затрачено из регионального бюджета 1 690,9 тыс. руб. Средний размер ежемесячной выплаты составляет 5,6 тыс. руб.

В соответствии с законом Российской Федерации от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с 2010 года неработающим получателям пенсий установлена региональная доплата к пенсии с учетом совокупности всех социальных выплат, отнесенных к мерам социальной поддержки населения в размере до прожиточного минимума.

Постановлением Правительства Тюменской области № 523-п от 23 октября 2017 г. «О прожиточном минимуме в Тюменской области» утверждена величина прожиточного минимума для пенсионера для осуществления региональной социальной доплаты к пенсии в 2017 году в размере 11 487 рублей.

Право на получение региональной социальной доплаты к пенсии получили получатели пенсий по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Всего региональную социальную доплату к пенсии в 2017 году ежемесячно получали 120 неработающих пенсионеров города Ишима и Ишимского района. Средний размер доплаты составил 3 245,7 рубля. Численность получателей доплаты к пенсии сокращалась в течение 2017 года в связи с увеличением размеров всех видов пенсий

Финансирование расходов, связанных с выплатой региональной социальной доплаты к пенсии, осуществляется из средств областного бюджета с учетом софинансирования средств из федерального бюджета (таблица 5).

Таблица 5 — Финансирование расходов, связанных с выплатой региональной социальной доплаты к пенсии

В 2017 году на выплату региональной социальной доплаты к пенсии было направлено из бюджета Тюменской области 1077,6 тыс. руб., в том числе за счет федерального бюджета 808,2 тыс. руб.

УСЗН г. Ишима осуществляется работа с ветеранами Великой Отечественной войны, направленная на повышение уровня их жизни, улучшение жилищных и социально-бытовых условий их проживания.

Во исполнение Федерального закона от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», Федеральным законом от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» УСЗН г. Ишима осуществляются мероприятия, направленные на реализацию тематических мероприятий – празднование памятных дней воинской славы России.

УСЗН г. Ишима осуществляется работа по оказанию адресной помощи ветеранам, проживающим в Тюменской области, закрепленным за государственным органами исполнительной власти Тюменской области и федеральными территориальными органам государственной власти.

В целях повышения качества жизни ветеранам войны в 2017 году оказана денежная и натуральная помощь на сумму более 185,1 тыс. руб., в том числе 130 тыс. руб. на приобретение сложно — бытовой техники и 55,1 тыс. руб. на проведение ремонта в квартирах ветеранов.

УСЗН г. Ишима осуществляются меры социальной защиты пенсионеров в форме оплаты проезда неработающих пенсионеров, выезжающих по социальной нужде (похороны близких, необходимость ухода за родственниками, лечение и др.). Всего на эти цели в 2017 году направлено из областного бюджета 52,0 тыс. руб.

Также УСЗН г. Ишима осуществляется работа по приему документов, оформлению и выдачи удостоверений «Ветеран труда» гражданам, проживающим в Тюменской области.

Другой значимой функцией УСЗН г. Ишима является оказание мер по социальной поддержке многодетных семей. При этом УСЗН г. Ишима реализует следующие меры социальной поддержки многодетным семьям и семьям, в которых родился третий и последующие дети:

1) единовременное пособие на третьего и последующего рожденного ребенка — Региональный (материнский) капитал в размере 40000рублей;

2) ежемесячное пособие на ребенка многодетным семьям в размере 402,50 руб. до достижения им возраста 18 лет;

3) возмещение расходов на оплату проезда на городском автомобильном транспорте;

4) компенсация в размере 30% расходов на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива в жилых помещениях с печным отоплением);

5)адресная социальная помощь при обращении многодетной семьи один раз в год на каждого ребенка выплачивается по 2000 рублей. Среднеднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума в среднем на душу населения, устанавливаемой Правительством Тюменской области;

6 )ежемесячная денежная выплата на третьего и последующих детей в размере 6300рублей. (дети рожденные после 31.12.2012г.р.)

Исследование существующих проблем реализации государственной политики в сфере социальной защиты многодетных семей, реализуемой в городе Ишима и Ишимском районе осуществлено с использованием социологических методов. Для этого автором проведен социологический опрос.

Исследуемая совокупность данного исследования – многодетные семьи г. Ишима, выборка − целевая, представленная родителями в количестве 50 человек, воспитывающими трех и более детей до 18 лет.

Инструментарий опроса представляет собой анкету, включающую обращение к многодетным семьям, правила заполнения анкеты, далее представлены вопросы, позволяющие затронуть темы материально-бытового плана, вопросы относительно социальной поддержки местными органами, и пункты отражающие общее представление о многодетной семье. Анкета представлена в приложении 1.

По данным исследования, ежемесячный среднедушевой доход выше прожиточного минимума (в 3 квартале 2018 г в Тюменской обл. составлял 11467 тыс руб.) имеют всего 35 % из опрошенных. Остальные 65% семей – по уровню доходов можно отнести к бедным. Данные о доходах семей представлены в рисунке 6.

Рисунок 6 – Структура ответов на вопрос: «Укажите примерный ежемесячный среднедушевой доход Вашей семьи (со всеми пособиями)?», %

Основным источником денежных средств в семьях является заработная плата родителей (100% ответов), и пособия на детей – 80%, в редких случаях имеется помощь от родственников – 28% (таблица 6).

Таблица 6 − Основные источники доходов семьи

* Общая сумма процента наблюдений по каждому показателю, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

В каждой второй семье участвующей в опросе работает только один из супругов – т.е. 50% семей, это связано с тем, что женщины занимаются домашним хозяйством, воспитанием подрастающего поколения, им трудно найти работу из-за наличия маленьких детей, а также их частых болезней, что затрудняет трудовой процесс, и является не привлекательным для работодателя. В остальных 50% случаях трудоустроены оба родителя, данные отражены на рисунке 7.

Рисунок 7 − Структура ответов на вопрос: «Какова трудовая занятость родителей?», %

Главная проблема семей материальные трудности и наличие своего жилья. Во время анкетирования подтвердилось, что многодетные семьи испытывают неудобства по этому поводу. На вопрос: «Проблемы какого характера наиболее ощутимы для Вашей семьи?», основная масса респондентов отметила, что у них имеются проблемы материального характера – 69% (таблица 7).

Таблица 7 − Проблемы какого характера наиболее ощутимы для Вашей семьи?

На вопрос: «Нуждаетесь ли Вы в улучшении жилищных условий?» у 70% респондентов был положительный ответ. Несмотря на то, что у 86 % опрошенных семей есть собственная жилплощадь, они имеют потребность в улучшении жилищных условий (рисунок 8).

Рисунок 8 − Наличие собственного жилья и необходимость улучшения условий проживания, %

В отдельных случаях условия проживания не соответствуют санитарно-бытовым показателям, жилье требует ремонта (21%), но, чаще всего, площадь жилья является недостаточной для удобного расположения всех членов семьи (65%), ответы смотреть на рисунке 9. Анкетируемыми были выделены и другие проблемы, но на перечисленные пункты приходится самый высокий процент ответов респондентов, и можно считать, что это проблемы первостепенного характера.

Рисунок 9 − Структура ответов на вопрос: «Если Вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий, укажите причины?», %

Наличие жилищной проблемы, подтверждается и использованием средств материнского капитала на улучшение жилищных условий – по результатам исследования 94%.

Мы выяснили, что большинство семей – это бедные домохозяйства, согласно данным только 4% имеют доход выше 80 тысяч рублей – это позволяет семьям достичь «статуса» бедные, следовательно, остальная доля 96% среди опрошенных, относится к малоимущим, доход которых менее 80 тысяч рублей в месяц на семью.

Низкий уровень благосостояния семей наводит на мысль, о том, что многодетные семьи самостоятельно не могут справиться со своими проблемами и задача государства с помощью различных стимулирующих мер, повысить качество жизни семей, обеспечить достойный уровень проживания, помочь в сложившейся негативной ситуации преодолеть социально-экономические трудности. Последние десятилетия семейная политика работает над программами поддержки семей, в том числе и многодетных, а также разрабатывает меры по стимулированию рождаемости.

Отсюда вытекает следующее предположение о том, что меры поддержки, предусмотренные государством не эффективны, выполняются не в полном объеме, многие льготы не действуют, тем самым нарушаются права многодетных семей, и не позволяют улучшить уровень жизни, к которому они стремятся.

Исследуя вопрос о положенных мерах для многодетных семей, был сформулирован соответствующий блок вопросов, касающийся получения или отсутствия конкретных льгот или пособий предусмотренных на основании нормативно-правовых актов.

Согласно закону Тюменской области от 7 июля 2004 г. №45-фз, детям, не достигшим шести лет полагаются лекарства за счет государства, однако большинством респондентов 77% отмечено, что лекарства не выдаются, причины невыполнения данной услуги отражены на рисунке 10.

Рисунок 10 − Структура ответов на вопрос: «Если Вы не получаете лекарства, то по какой причине?», %

Основные причины не выдачи лекарственных препаратов для детей заключаются в их отсутствии и в том, что рецепты на них не выписываются педиатрами лечебных учреждений (иногда родители не знают о такой льготе, а в больнице не всегда подскажут об этой возможности).

В вышеуказанном законе предусматривается бесплатный отдых учащимся в детских оздоровительных лагерях. Стоит заметить, что эта льгота действует при покупке сразу трех путевок в лагерь, только в данном случае одна путевка будет предоставлена бесплатно. Участники опроса в 92% случаях отметили невыполнение такой льготы по причине отсутствия путевок − 40%, также родителями было замечено, что «…бесплатно путевки предоставляются, только при покупке трех одновременно, а нам нужна только одна…». Действительно, при наличии маленьких детей, не представляется возможным покупка трех путевок в силу ненадобности, этот вариант доходит для семей с детьми с небольшой разницей в возрасте.

Проблемы в исполнении законодательства продолжаются при рассмотрении вопроса о предоставлении 100% льготы на транспортный налог, у многих семей – 42%, транспортного средства нет, рассматривая оставшуюся часть опрашиваемых, следует отметить, что лишь 4% получают данную льготу. Отдельные граждане отмечают полное отсутствие такой льготы – 6%, другие говорят о том, что льгота есть, но просто они под нее не попадают, т.к. автомобиль большой мощности двигателя, более 100 л.с. Учитывая количество членов многодетной семьи, нужно предполагать, что и машина должна соответствовать требованиям для комфортной перевозки детей, если пятеро представителей семьи могут спокойно передвигаться в небольшом транспортном средстве, то семья с четырьмя детьми задумается о покупке более вместительного автомобиля, следовательно, и его мощность будет выше. На наш взгляд, для эффективной поддержки многодетной семьи должны учитываться эти особенности.

Одной из самых отрешенных мер поддержки является возможность бесплатного посещения культурно-массовых мероприятий один раз в месяц для всей семьи. Данные исследования показали, что 22% семей не пользовались такой льготой, по причине отсутствия мероприятий, результаты можно посмотреть на рисунке 11. Однако, по нашему мнению, в определенный день многодетные семьи все же могут посетить картинную галерею или музей, не дожидаясь приглашения, но это не происходит в силу отсутствия желания или времени побывать в местах культурного наследия, кроме того маленькие города не отличаются разнообразием достопримечательностей, одним респондентом замечено: «В нашем городе ходить некуда…». Т.е. законодательство вроде бы и исполняется, а по мнению родителей из многодетных семей данные мероприятия отсутствуют. Эта мера поддержки более актуальна для семей путешествующих, и бесплатное посещение музеев и других культурных мест были бы весьма кстати, но небольшие доходы не позволяют свободно передвигаться по стране, что делает данную льготу в большинстве случаев не востребованной.

Рисунок 11 − Структура ответов на вопрос: «Укажите причину, по которой Вы не посещаете культурно-массовые мероприятия?», %

Острой проблемой считается выполнение закона о бесплатном предоставлении земельного участка для семей имеющих трех и более детей. Большинство участников исследования – 98% не смогли воспользоваться этой льготой на протяжении уже нескольких лет. Основные причины несвоевременного выполнения законодательства обосновывается отсутствием земельных участков в районах проживания многодетных семей 70 %, вследствие чего очередь на получение земли продвигается медленно. Те семьи, которые получили участки, нередко сталкиваются с ситуацией предоставления земли на непригодном для проживания месте (рисунок 12).

Рисунок 12 − Структура ответов на вопрос: «Получили ли Вы земельный участок, укажите причины», %

Каждая многодетная семья может воспользоваться правом помощи от государства. Однако, проанализировав ответы граждан, мы наблюдаем, что механизм поддержки многодетных семей имеет ряд недоработок, не все льготы предусмотрены на региональном уровне, некоторые из них не выполняются в полном объеме, что влечет за собой менее продуктивную помощь от государства в данном вопросе, и качество жизни многодетных семей не улучшается.

Еще одним фактором дестабилизации государственного обеспечения многодетных, можно считать низкую информированность домохозяйств о причитающихся для них мер поддержки, а также способах их оформления, учитывая, что отдельные виды социальных благ оформляются по заявлению.

Степень информированности многодетных семей, по их мнению, находится на среднем и низком уровне – в 92% случаях. Информацию о положенных мерах, семьи получают преимущественно из интернета – 92%, от окружающих и по слухам – 71%, по телевидению – 18%. Причем, от органов социальной защиты отмечено всего – 12% (таблица 8).

Таблица 8 − Откуда вы получаете информацию о мерах поддержки многодетных семей?

При рассмотрении ответов граждан, в блоке вопросов касающихся видов оказываемой помощи от государства, выяснялась причина невыполнения льготы, и одним из вариантов ответа предложен вариант: отсутствие знаний по предоставляемой социальной мере помощи.

Отдельные виды помощи не доступны, в силу отсутствия знания о них, несмотря на обширную информацию, предлагаемую Интернет-ресурсами, органами социальной защиты и другими источниками.

Получив представление о жизни многодетных семей, их социально-экономических трудностей, мы решили выяснить отношение населения г. Ишим к многодетным семьям, имеет ли оно негативный характер и сопровождается ли отсутствием желания создавать собственную многодетную семью.

По ответам респондентов, выяснилось, что отношение к многодетным положительное – 76%, и нейтральное – 24% (рисунок 13).

Рисунок 13 − Отношение население к многодетным семьям, %

Негативного отношения зафиксировано не было. Однако, сами респонденты чувствуют со стороны общества некое неодобрение к категории многодетных – это отметили 20% граждан.

Наблюдая положительное отношение к многодетным, со стороны общественности, нас заинтересовало, насколько граждане готовы сами создать большую семью с несколькими детьми. Был поставлен вопрос «Сколько детей вы планируете иметь в своей семье?», ответы респондентов сложились следующим образом, диаграмма 14:

Рисунок 14 − Структура ответов на вопрос: «Сколько детей вы планируете иметь в своей семье?», %

Как ответили анкетируемые, отсутствие желание создавать многодетную семью, характеризуется рядом причин, представленных в таблице 9.

Таблица 9 − Причины, приводящие к отсутствию желания создать многодетную семью у граждан г. Ишима

  Ответы Процент

наблюдений, %

Причины Количество Удельный вес, %
Саморазвитие, карьера 9 4,5 6,8
Общественное мнение 1 0,5 0,8
Муж (жена) против 3 1,5 2,3
Нежелание иметь детей 1 0,5 0,8
Материальные проблемы 79 39,3 59,4
Ответственность, нагрузка 25 12,4 18,8
Ничего не останавливает 16 8,0 12,0
Состояние здоровья 11 5,5 8,3
Жилищные проблемы 39 19,4 29,3
Низкие пособия 17 8,5 12,8
Всего 201 100,0 151,1

 

Предположение о негативном отношении населения к многодетным – не подтвердилось. В то же время большинство опрошенных, не планирует стать многодетными родителями, по вышеуказанным причинам.

Анализируя проделанную работу, мы встретили ряд проблем различного характера, мы рассмотрели лишь отдельные аспекты, однако на этом они не заканчиваются, на самом деле трудностей намного больше, и касаются они почти каждой сферы жизнедеятельности многодетных семей. В отдельных семьях вообще не ощущается тягости многодетности, все складывается благополучно, сложностей не наблюдается вовсе, или только по отдельным направлениям. Семья изучается всеми сферами жизнедеятельности, и проблемы существуют как с внешними факторами, так и внутри семьи, поэтому полностью избежать их не считается возможным. Например, если затронуть сферу здравоохранения – мы непременно, встретим случаи тяжелых заболеваний в семьях, нередко присутствует переутомляемость родителей, элементарная психологическая напряженность; педагогическая среда – сопряжена с наличием трудностей в образовательном процессе, проблемой получения высшего образования, достойного воспитания будущих граждан нашей страны и т.п.; рассматривая бытовую среду – есть трудности приобретения постельного белья, мебели, средств первой необходимости; встречаются и психологические трудности – это недопонимание членов семьи, недостаточное внимание детям, от чего они испытывают подавленность и отчужденность. Конечно, отдельные затруднения встречаются в каждой семье, но многодетные семьи чаще малодетных подвержены именно комплексу сложностей, в силу большего количества детей. Еще раз повторюсь, что эти проблемы касаются не каждой многодетной семьи, а более уязвимых домохозяйств.

Таким образом, в данной главе проведен анализ деятельности УСЗН г. Ишима в сфере социальной защиты населения, который показал следующее:

1) уполномоченным органом реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории города Ишима и Ишимского района является УСЗН г. Ишима.

2) в данной работе проведена оценка существующих проблем реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в муниципальном образовании города Ишим. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Большая часть участвующих в опросе многодетных семей, живут достаточно бедно, лишь 4% участников имеют величину дохода выше установленного прожиточного минимума на каждого члена семьи, остальные 94% относятся к малоимущим.
  2. Главные трудности многодетных семей связаны с их материальным обеспечением, а также тяжелой, нестабильной жилищной ситуацией. Семьи проживают в квартирах небольшой площади, нередко требующего ремонта. Только у 26 % опрошенных семей жилищные условия соответствуют всем параметрам для комфортного проживания.
  3. Заявленные государством меры поддержки многодетных семей не выполняются надлежащим образом, отдельные предоставляемые по законодательству льготы и выплаты действуют не в полном объеме, или вовсе отсутствуют. Это касается меры по предоставлению лекарственных средств детям, путевок в летние лагеря, льготы на транспортный налог, оплату ЖКХ, посещение культурно-массовых мероприятий, сложность в получении земельного участка и другое.
  4. Выявлен недостаточный уровень знания семей с детьми о причитающихся социальных благах, это приводит к недоступности отдельных видов помощи, и ограничении семей в положенных льготах.
  5. Отношение к многодетным семьям со стороны общественности – положительное. Однако, респонденты отмечают со стороны окружающих некоторый негатив к категории многодетных.

1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф