Заявка на расчет
Меню Услуги

Роль семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста

2.1. Методика проведения исследования

С целью самостоятельного изучения роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Задачи исследования:

  1. Выявление особенностей детско-родительских отношений;
  2. Анализ содержания половой социализации в семье;
  3. Выявление особенностей гендерной идентичности младших школьников.

Гипотеза заключается в предположении о том, что эффективной половой социализации младшего школьника способствует такой стиль детско-родительских отношений, как демократический.

База исследования: исследование было проведено в Егорьевском районе на базе МОУ Саввинская СОШ имени С.А. Калабалина в период с 14.03.2016 г. по 15.04.2016 г. В исследовании приняли участие 80 чел., из них 40 чел – родители, 40 детей в возрасте от 7 до 8 лет.

Исследование носило констатирующий характер, и было проведено в 3 этапа:

  1. организационный – на данном этапе производился отбор методик и формирование выборки;
  2. диагностический – на данном этапе осуществлялась диагностика испытуемых;
  3. аналитический – на данном этапе был проведен анализ полученных данных, сделаны выводы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методики.

Для решения первой задачи мы использовали опросник «Стратегии семейного воспитания» (см. Приложение 1), разработанный С. Степановым. Опросник содержит 10 вопросов, на которые предлагается выбрать один из предложенных ответов. Опросник позволяет определить один из стилей воспитания: авторитарный, либеральный, демократический, индифферентный.

Анкета «Половая социализация в семье». Анкета включила 8 вопросов закрытого типа, направленных на выявление особенностей организации половой социализации детей в семье.

  1. Мне кажется, отношения между мужем и женой в нашей семье – достойный пример для подражания нашему ребенку.
  2. В нашей семье мать может служить хорошим примером женского поведения.
  3. Мы не стесняемся в семье при ребенке обсуждать вопросы отношений полов.
  4. Когда ребенок задает вопросы относительно того, как должны себя вести мальчики и девочки, я охотно это обсуждаю.
  5. Я считаю, что в 7-8 лет с ребенком уже можно говорить об отношениях полов.
  6. Отец в нашей семье – пример мужского поведения.
  7. Если ребенок задает вопросы на тему секса, я готов с ним говорить об этом с учетом возраста.
  8. Я считаю, что воспитание мальчиков и девочек должно различаться.

Для математической обработки результатов за каждый положительный ответ начисляется 1 балл, отрицательный ответ – 0 баллов.

0 – 4 балла – родители не уделяют большого внимания проблеме половой социализации детей в семье

5 – 8 баллов – в семье уделяется внимание проблеме половой социализации

Опросник полоролевых представлений включил вопросы, направленные на изучение представлений детей о мужских и женских гендерных ролях.

  1. Что должен уметь делать мальчик?
  2. Какую одежду носит мужчина?
  3. Что должен уметь делать мужчина?
  4. Что умеет делать девочка?
  5. Что должна уметь делать женщина?
  6. Какую одежду носит женщина?
  7. Когда ты вырастешь, то кем будешь работать?
  8. Какие женские профессии ты знаешь?
  9. Какие мужские профессии ты знаешь?

Для диагностики гендерной идентичности был использован тест Куна «Кто Я». Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. В данной методике нами был рассмотрен именно гендерный аспект самоидентификации.

Половая (или гендерная) идентичность – это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.

Особенности половой идентичности проявляются:

  • во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность;
  • во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.

Обозначение своего пола может быть сделано:

  • напрямую,
  • косвенно
  • отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола – человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола:

  • нейтральное,
  • отчужденное,
  • эмоционально-положительное
  • эмоционально-отрицательное.

Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания.

Косвенное обозначение пола – человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов. Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.

 Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть:

  • широким(если включает в себя несколько половых ролей)
  • узким(если включает в себя только одну-две роли).

Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек который…». Причины этого могут быть следующими:

  1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
  2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);
  3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом:

  • в самом начале списка,
  • в середине
  • в конце.

Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).

Для обработки были использованы такие методы как анализ процентного соотношения, средних значений. Для расчетов была использована программа Microsoft Excel.

2.2. Результаты исследования

В ходе диагностики на основании опросника «Стратегии семейного воспитания» нами получены общие результаты по родителям, представленные в Таблице 1.

Таблица 1. Стратегии семейного воспитания

Имя ребенка дем авт либ инд
авторитарный 1 Софья Ж. 2 8 3 5
2 Екатерина С. 3 8 2 3
3 Марина П. 3 8 4 4
4 Жанна И. 3 8 3 4
5 Наталья И. 4 8 3 3
6 Аленка Ш. 2 9 2 3
7 Иван Т. 2 9 2 3
8 Данил Т. 2 9 2 2
9 Марк П. 2 9 1 4
10 Данил В. 2 9 2 5
11 Петр В. 3 9 2 5
12 Семен О. 3 9 2 5
13 Владимир Е. 4 9 3 3
14 Михаил К. 4 9 3 5
15 Юрий Ж. 3 10 4 5
среднее 2,8 8,7 2,5 3,9
демократический 1 Алина П. 8 2 2 4
2 Зоя П. 8 2 3 5
3 София Ж. 8 3 3 3
4 Регина З. 8 3 2 3
5 Виктория С. 8 3 3 4
6 Елена Н. 9 2 2 4
7 Ольга Б. 9 2 2 2
8 Светлана И. 9 3 2 4
9 Ангелина П. 9 3 2 2
10 Владимир К. 9 2 0 3
11 Павел Н. 10 4 3 2
12 Данил К. 10 4 2 2
среднее 8,8 2,8 2,2 3,2
либеральный 1 Евгения С. 3 2 8 4
2 Тамара Н. 4 2 8 3
3 Жанна П. 4 2 8 5
4 Дарья З. 4 2 8 2
5 Инга Ж. 2 3 8 4
6 Анастасия Ш. 3 3 8 1
7 Юлия В. 4 3 8 1
8 Семен И. 4 3 8 2
9 Михаил Н. 3 4 8 3
10 Валентин Ж. 4 4 8 5
11 Марина В. 2 2 9 4
12 Данил Н. 4 2 9 3
13 Степан Н. 4 2 9 3
    среднее 3,5 2,6 8,2 3,1

 

На основании полученных результатов представлены обобщенные данные на Рис.1.

Наибольшую часть опрошенных составляют авторитарные родители (37,5%, 15 чел.). Эти родители отмечают, что результат воспитания зависит преимущественно от их усилий, а не от врожденных особенностей или жизненного опыта самого ребенок. Кроме того, испытуемые данной группы отмечают, что ребенок вряд ли может оказать влияние на их собственное развитие. Одной из наиболее значимых задач своего взаимодействия с ребенком данные родители обозначают воспитание послушания у ребенка. Данные родители стремятся контролировать жизнь ребенка, что проявляется в желании самим уладить отношения со сверстниками, контроле над расходами ребенка, жестком пресечении отклонений в поведении без анализа причин, боязни самостоятельности ребенка. При этом эти испытуемые в большинстве не сомневаются, что являются для своего ребенка достойным примером. При этом характерно, что авторитарные родители стараются во взаимодействии с ребенком обходить вопросы пола, что говорит о наличии барьера в эмоциональных отношениях. Они считают, что когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом, а в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Далее по численности следует группа либерально настроенных родителей (32,5%, 13 чел.). Либеральные родители считают, что результат воспитания, в конечном счете, зависит скорее не от их усилий, а от задатков, жизненного опыта ребенка, либо других неконтролируемых факторов. Они отмечают, что не часто задумываются о влиянии ребенка на них самих, что свидетельствует о нарушения межличностного взаимодействия с ребенком, отсутствии необходимого эмоционального контакта. Испытуемые стремятся контролировать жизнь своих детей в минимальной степени, что проявляется в слабо аргументированном отношении к распределению денег ребенком, невмешательстве в отношения детей со сверстниками, безразличном отношении к отклонениям в поведении ребенка, либо потворствовании этому («Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе»). В большинстве родители данной группы не задумываются, являются ли они достойным примером для ребенка. Об этом же свидетельствует и отношение к информированию ребенка по вопросам пола. Данные родители считают, что их никто этому не учил, и детей сама жизнь научит.

Наконец, 30% (12 чел.) составляют демократичные родители. Данные испытуемые отмечают, что результат воспитания для них значим и они стремятся оказывать формирующее воздействие на ребенка, однако не менее важны задатки ребенка и его жизненный опыт. Эти родители отмечают, что дети также оказывают на них определенное воспитательное влияние в разумных пределах, что свидетельствует о наличии здорового взаимодействия между родителями и детьми. Испытуемые соглашаются с утверждением, что детям нужны не поучения, а примеры, что позволяет судить об осознании себя и своей роли в воспитании ребенка. Родители данной группы используют такие средства воспитания как личный пример, пример значимых людей, убеждение. Доверие к ребенку проявляется в доверии и уважении к его друзьям. Ложь не вызывает у родителей-демократов столь бурной реакции как у авторитаров, однако она не безразлична им, что проявляется в стремлении разобраться в происходящем. Данные родители считают, что следует с детьми строить доверительные отношения и обсуждать значимые для ребенка вещи совместно: вопросы распределения денег, вопросы взаимодействия со сверстниками, вопросы пола.

На основе полученных результатов мы разделили участников на три подгруппы:

  • Семьи, для которых характерен авторитарный стиль;
  • Семьи, для которых характерен авторитарный стиль демократический стиль;
  • Семьи, для которых характерен авторитарный стиль либеральный стиль.

Такое разделение позволит нам в дальнейшем определить различия в половой социализации детей.

В ходе анкетирования родителей предоставленные в Таблице 2 в соответствии с выделенными группами были получены результаты, представленные в Таблице 3.

Таблица 2. Анкета «Половая социализация в семье»

Имя ребенка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Итого
авторитарный 1 Софья Ж. 0 0 0 0 0 1 0 0 1
2 Екатерина С. 1 1 1 1 0 1 1 0 6
3 Марина П. 0 0 0 0 1 0 0 1 2
4 Жанна И. 1 1 0 0 0 1 1 0 4
5 Наталья И. 0 1 0 1 0 1 0 1 4
6 Аленка Ш. 1 0 1 0 1 0 1 1 5
7 Иван Т. 1 0 0 1 0 1 0 0 3
8 Данил Т. 0 1 0 1 0 1 0 1 4
9 Марк П. 0 0 1 0 1 0 1 1 4
10 Данил В. 1 1 0 0 0 1 0 0 3
11 Петр В. 0 0 0 1 0 1 0 1 3
12 Семен О. 1 1 0 0 1 1 0 1 5
13 Владимир Е. 0 0 1 1 0 0 1 1 4
14 Михаил К. 1 0 0 0 0 1 0 1 3
15 Юрий Ж. 0 0 0 0 0 1 0 1 2
среднее 0,5 0,4 0,3 0,4 0,3 0,7 0,3 0,7 4
демократический 1 Алина П. 1 1 0 1 1 1 1 1 7
2 Зоя П. 1 1 1 1 1 0 0 1 6
3 София Ж. 1 1 0 1 1 1 1 1 7
4 Регина З. 0 1 1 0 0 1 0 1 4
5 Виктория С. 0 1 0 0 1 0 1 1 4
6 Елена Н. 1 1 0 1 0 1 0 1 5
7 Ольга Б. 1 1 1 1 1 1 1 1 8
8 Светлана И. 0 1 0 0 0 0 1 1 3
9 Ангелина П. 1 1 1 0 1 1 0 1 6
10 Владимир К. 1 1 0 1 1 0 1 1 6
11 Павел Н. 1 1 1 1 1 1 1 1 8
12 Данил К. 1 0 1 1 1 0 1 1 6
среднее 0,8 0,9 0,5 0,7 0,8 0,6 0,7 1,0 6
либеральный 1 Евгения С. 1 1 1 1 1 0 1 1 7
2 Тамара Н. 0 0 1 0 0 1 1 0 3
3 Жанна П. 1 1 1 1 0 0 0 1 5
4 Дарья З. 0 0 1 0 1 1 1 1 5
5 Инга Ж. 1 1 0 1 0 0 0 1 4
6 Анастасия Ш. 0 0 1 1 1 1 1 0 5
7 Юлия В. 1 1 1 0 1 0 1 1 6
8 Семен И. 1 1 1 1 0 0 0 1 5
9 Михаил Н. 0 0 0 0 1 1 1 1 4
10 Валентин Ж. 0 0 1 1 1 1 0 0 4
11 Марина В. 1 1 0 0 1 0 1 1 5
12 Данил Н. 0 0 1 1 1 1 0 1 5
13 Степан Н. 1 1 0 1 1 0 1 1 6
    среднее 0,5 0,5 0,7 0,6 0,7 0,5 0,6 0,8 5

 

Таблица 3. Результаты анкетирования родителей (ср. балл)

Авторитарный Демократический Либеральный
1. Мне кажется, отношения между мужем и женой в нашей семье – достойный пример для подражания нашему ребенку. 0,5 0,8 0,5
2. В нашей семье мать может служить хорошим примером женского поведения. 0,4 0,9 0,5
3. Мы не стесняемся в семье при ребенке обсуждать вопросы отношений полов. 0,3 0,5 0,7
4. Когда ребенок задает вопросы относительно того, как должны себя вести мальчики и девочки, я охотно это обсуждаю. 0,4 0,7 0,6
5. Я считаю, что в 7-8 лет с ребенком уже можно говорить об отношениях полов. 0,3 0,8 0,7
6. Отец в нашей семье – пример мужского поведения. 0,7 0,6 0,5
7. Если ребенок задает вопросы на тему секса, я готов с ним говорить об этом с учетом возраста. 0,3 0,7 0,6
8. Я считаю, что воспитание мальчиков и девочек должно различаться. 0,7 1,0 0,8
ИТОГО 3,5 5,8 4,9

 

Следует отметить, что родители всех групп понимают, что воспитание мальчиков и девочек должно различаться. При этом в авторитарных семьях лишь половина семей считают, что отношениях между мужем и женой в их семье представляет собой достойный пример для подражания ребенку. При этом для них характерно убеждение, что отец в большей степени демонстрирует правильные примеры, чем мать, что отражает патриархальный уклад в этих семьях. Эти родители в наибольшей степени по всей выборке стесняются обсуждать с детьми вопросы пола напрямую. Также, в ситуациях, когда ребенок задает вопросы относительно того, как должны себя вести мальчики и девочки, а также относительно секса, эти родители не готовы к диалогу. Для них характерно убеждение, что в 7-8 лет с ребенком еще рано говорить об отношениях полов.

В либеральных семьях также половина семей считают, что отношениях между мужем и женой в их семье представляет собой хороший пример для подражания ребенку, при этом данным примером могут служить как мать, так и отец. Эти родители в наименьшей степени по выборке не стесняются при ребенке обсуждать вопросы отношений полов. В целом они открыты для диалога, готовы говорить с ребенком о нормах взаимодействия мальчиков и девочек, непосредственно о сексе. Однако можно предположить, с учетом общего либерального стиля воспитания, что такие разговоры строятся скорее не на желании адаптировать ребенка, предоставляя информацию с учетом его возраста, а о некоторой непродуманности, легкомыслии.

Наконец, большая часть демократичных родителей полагают, что в их семьях дети могут получить примеры для подражания, что свидетельствует об общей положительной оценке семейных отношений. При этом матери в этих семьях могут в большей степени служить объектом подражания, чем отцы. Эти родители в большинстве готовы с детьми обсуждать вопросы относительно того, как должны себя вести мальчики и девочки, отношений полов и секса. При этом они не ведут себя демонстративно, проявляя разумную сдержанность, учитывая возраст детей.

Следовательно, существуют различия в условиях половой социализации в семьях с различными типами детско-родительских отношений. Так, в авторитарных семьях родители в наибольшей степени стремятся избежать открытого обсуждения вопросов гендерных различий, отношений полов, полагая, что дети младшего школьного возраста еще малы. В либеральных семьях родители скорее небрежно относятся к информированию детей относительно вопросов взаимодействия полов, а также демонстрации гендерных взаимоотношений. В демократичных семьях наблюдается стремление обеспечить оптимальные условия для информирования и предоставления детям примеров гендерного взаимодействия с учетом их возраста.

В ходе анализа Опросника полоролевых представлений у детей были получены следующие результаты. Так, дети авторитарных родителей демонстрируют достаточно ясное понимание общих личных качеств мужчины и женщины, соотносимые с гендерными стереотипами («мужчина – это сильный, храбрый, защитник; женщина – добрая, ласковая, помогает»). При этом относительно того, что они должны уметь, как мальчик или девочка, ответы детей из авторитарных семей во многом схожи, что свидетельствует о недостаточной дифференциации воспитания: «помогать маме, слушаться, все делать, что папа скажет» и т.д. Представления относительно взрослых мужчин и женщин представлены более четко: «мужчина должен ремонтировать по дому, если что сломалось; должен строить дом; должен ходить на работу; должен быть смелым и всех защищать»; «женщина должна готовить еду, наводить порядок; должна ходить в магазин; должна следить, чтобы было чисто в доме и т.д.». Также дети достаточно хорошо осознают различия в мужской и женской одежде. Однако относительно типично мужских и женских профессий такой ясности нет, здесь дети в большей степени склонны обращаться к опыту в их семьях, называть профессии матери и отца.

У детей либеральных родителей наблюдается недостаточная ясность и обобщенность представлений в области гендерных различий, их представления нередко чрезмерно конкретны, связаны с их родителями. Например, на вопрос «Каким должен быть мужчина?» дети, как правило, начинали описывать своих отцов, старших братьев, знакомых мужчин, а на вопрос «Какой должна быть женщина?» характеризовать матерей. Дети ясно представляют, как различается мужская и женская одежда. Ответы на вопрос об обязанностях и умениях мальчиков и девочек свидетельствуют о том, что в семьях родители не уделяют внимания обучению детей типично мужским и женским занятиям. При этом, как правило, в большей степени дети включены в женские занятия. Так, все дети отмечают, что помогают родителям готовить еду («чистить картошку, мыть ее»), поддерживать чистоту в доме («протираю пыль, выношу мусор»). Мужские занятия у мальчиков представлены незначительно. Возможно, это связано с тем, что в этих семьях в целом отцы меньше занимаются воспитанием детей, чем матери. Наконец, дети слабо различают типично мужские и женские профессии. В целом дети либеральных родителей отличаются недостаточной сформированностью, примитивностью представлений о гендерных ролях.

Наконец, дети демократичных родителей демонстрируют сформированность относительно обобщенных гендерных представлений. Как и дети из авторитарных семей, они способны назвать типично женские и мужские качества, различают одежду. Кроме того, они могут назвать, что должны уметь мальчики и девочки в их возрасте, что свидетельствует об активности родителей в этом аспекте: «девочки должны помогать маме по дому: помыть посуду, полить цветы», «девочка должна уметь шить, например, для куклы», «девочка должна маме помогать готовить, мы пекли печенье» и т.д.; «мальчики должны уметь помогать папе. Мы вместе чиним машину папы», «я умею отверткой раскручивать клавиатуру и мышку, и потом собирать. Я их починил» и т.д. При этом характерно, что все же представления об обязанностях мальчиков нередко связаны с ведением домашнего хозяйства (помыть посуду, подмести пол, пропылесосить и т.д.), что свидетельствует о том, что мальчики в действительно больше включены в такого рода дела, или же воспитанием больше занимаются матери. Эти дети в достаточной степени осведомлены о типично мужских женских профессиях: женские профессии – учитель, медсестра, повар, продавец; мужские – водитель, пожарный, строитель и т.д.

Таким образом, наименьшей обобщенностью, чрезмерным преобладанием конкретных примеров в области гендерных представлений отличаются дети либеральных родителей. Наиболее обобщенные и ясные представления о типично мужском и женском имеют дети демократичных родителей. При этом все дети отличаются тем, что к актуальным занятиям мальчиков и девочек относят скорее типично женские занятия, что можно объяснить преимущественно материнским воспитанием в семьях.

При диагностики гендерной идентичности по методике «Кто Я» нами получены результаты, представленные в Таблице 4.

Таблица 4. Результаты диагностики гендерной идентичности (общие характеристики)

авторитарные демократические либеральные
количество гендерных характеристик 2,2 2,8 1,8
ср.место в общем списке 1,7 1,3 1,7
Обозначение пола напрямую 0,5 0,8 0,4
Обозначение пола косвенно 0,5 0,3 0,6
Отсутствие обозначения пола 0,0 0,0 0,0
Обозначение нейтральное 0,6 0,3 0,4
Обозначение дистантное 0,0 0,0 0,1
Обозначение эмоционально-положительное 0,3 0,6 0,4
Обозначение эмоционально-отрицательное 0,1 0,1 0,1

 

Дети авторитарных родителей дали среднее по выборке количество гендерных характеристик при ответе на вопрос «Кто Я?» (2,2), при этом располагая их на 1-2 местах (ср.значение 1,7). Они воспринимают себя как представителей своего пола и отмечают это в первую-вторую очередь, что свидетельствует о достаточной сформированности гендерной идентичности, адекватном осознании своей половой принадлежности. При этом лишь часть детей обозначает свой пол напрямую (0,5), что позволяет говорить о частичной сформированности рефлексивной позиции данной группы. Часть детей склонны обозначать свой пол косвенно (0,5). Например, дети говорят: «я человек мужского пола», «женский пол», «я сын» и т.п., что можно рассматривать как наличие некоторой иронии, критической позиции по отношению к своему полу или склонность в большей степени уделять внимание своей социальной роли. При этом преобладает эмоционально-нейтральное обозначение пола (0,6), в то время как эмоционально-положительное отношение представлено в меньшей степени (0,3). Можно предположить, что такая оценка себя связана с дистанцированием авторитарных родителей от прямого обсуждения гендерных вопросов с детьми, их преимущественной направленностью на воспитание социально одобряемых качеств.

Дети либеральных родителей дали наименьшее по выборке количество гендерных характеристик (1,8). Как правило, они обозначают свой пол («я мальчик», «я девочка»), отмечая это в первую-вторую очередь. Они достаточно осознают свою гендерную принадлежность, однако их представления о себе как представителе пола ограничены. Дети обозначают свой пол косвенно (0,6) и реже напрямую (0,4). При этом в равной степени представлены как эмоционально-положительные (0,4), так и нейтральные оценки (0,4). Следовательно, дети либеральных родителей адекватно оценивают свою половую принадлежность, однако их гендерные представления о себе небогаты, отличаются ограниченностью. При этом в целом отношение к своей гендерной роли положительное.

Дети демократичных родителей дали наибольшее количество гендерных характеристик при описании себя (в среднем 2,8). Как правило, это такие характеристики как «мальчик», «мужчина», «сын», «я ученик», «девочка», «мамина дочь», «ученица 1 класса «А» и т.д. Данные характеристик располагаются на 1 или 2 местах, средний показатель равен 1,3. Дети используют относительно широкий круг обозначений, касающихся их гендерной принадлежности, что свидетельствует о достаточной широте их представлений о себе, как представителе мужского или женского пола. Они обозначают пол как прямо (0,8), так и косвенно (0,3), при этом обозначение преимущественно эмоционально положительное (0,6). В целом дети демократичных родителей ясно осознают себя как представителя пола, при этом их характеристики своей гендерной роди достаточно широки с учетом возраста, а отношение к ней преимущественно положительное, что говорит о самопринятии в данной области.

Следовательно, все дети, вне зависимости от типа детско-родительских отношений в семье, ясно осознают и обозначают свою половую принадлежность. Обозначение своего пола играет для этих детей важную роль, связанную с их социальной позицией, о чем свидетельствует размещение данных характеристик на 1-2 местах. При этом дети авторитарных родителей, при достаточной широте гендерных представлений в связи с самоописанием ребенка, отличаются преобладанием нейтрального, дистанционного отношения к себе как представителю пола, акцентом на социальных характеристиках (ученик, сын, дочь и т.д.).

У детей либеральных родителей наблюдается достаточно положительное восприятие детей своего пола. При этом необходимо отметить сравнительную ограниченность представлений о себе в этой области, что, возможно, связано с тем, что родители не уделяют особого внимания вопросам гендерного воспитания.

Наконец, дети демократичных родителей также положительно воспринимают себя как представителя пола. При этом их гендерные характеристики отличаются большим разнообразием и широтой, что можно объяснить тем, что родители обращают достаточное внимание на вопросы гендерного воспитания.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф