Заявка на расчет
Меню Услуги

Проявление девиантного поведения подростков в кадетских классах

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа девиантного поведения в подростковом возрасте

1.1. Подростковый возраст как фактор риска проявлений девиантного поведения

1.2. Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Методология и методы исследования проявлений девиантного поведения подростков в кадетских классах

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по диагностике девиантного поведения подростков в кадетских классах

2.2. Анализ полученных результатов

Выводы по второй главе

ГЛАВА III . Профилактическая работа с подростками в кадетских классах общеобразовательной школы

3.1. Характеристика основных направлений работы по профилактике девиантного поведения подростков кадетских классов

3.2. Результаты экспериментальной работы по профилактике девиантного поведения подростков кадетских классов

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Актуальность выбранной нами темы работы обусловлена потребностью общества в воспитании личности, ориентирующейся на нормы и ценности современного мира. Зачастую, стремление социума к установлению определенных правил поведения базируется на желании построить гармоничную структуру общества. Однако, именно подростковый возраст показывает тенденцию к отрицанию установленных культурных норм и порядков. Несмотря на стремление подростков приобщиться к миру взрослых, ребенку, переживающему кризис переходного возраста, характерно также стремление к личной автономности, независимости и самостоятельности, проявление чувства взрослости и критичность по отношению к старшим поколениям.

В условиях внедрения федеральных государственных стандартов, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса становится важнейшим условием успешного освоения обучающимися универсальных учебных действий. Особенное внимание необходимо уделить освоению УУД обучающихся, поведение которых выходит за рамки общепринятых норм.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и акцентировало внимание социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения.

С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, а дети с девиантным поведением как одно из социальных явлений становится нормой. Многие ученые говорят о том, что временные психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения как неотъемлемая часть процесса развития встречаются у многих детей. Мы остановимся на группе трудных детей, чье поведение принято считать девиантным.

Тема «трудных» подростков – одна из ключевых проблем, объединяющих как педагогику, так и психологию. На сегодняшний день данная проблема является ключевой для изучения множества непосредственно связанных друг с другом наук, так как девиантное поведение подростков в той или иной мере представляет угрозу общественному порядку. Нарушение же норм, установленных обществом, ведет непосредственно к разрушению изнутри социума и государства в целом.

В рамках социально-психологических теорий зарубежных исследователей в качестве факторов отклоняющегося от норм поведения рассматриваются такие частные социально-психологические закономерности усвоения девиантной морали и возникновения асоциальных проявлений, как электоральное отношение личности к своему окружению, его нормам и ценностям, либо характеристики ближайшего окружения.

Академик Немов Р.С. указывает, что, начиная с раннего подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых несовершеннолетний проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего развития. [26, с.155]. Именно в этот период увеличивается число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых школьников. В педагогической науке их принято называть; «трудными», «трудновоспитуемыми», «педагогически запущенными», «безнадзорными», «дискомфортными», «девиантными» и т.д.

Массовым средством воздействия на личность ребенка стало телевидение и интернет. На втором месте по воспитательной значимости находятся печать и кино, влияние которых за последние годы остается примерно одинаковым.

Все это обостряет проблему отклоняющегося поведения несовершеннолетних до крайних пределов и не может не вызвать бурный рост исследований в этой области. К этому периоду относится значительное возрастание интереса по запущенным формам дезадаптации (девиантным нарушениям, делинквентности, преступности несовершеннолетних).

Несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного поведения подростков.

Цель нашего исследования выявить пути профилактики девиантного поведения у подростков в кадетских классах общеобразовательной школы.

При этом объектом исследования является девиантное поведение подростков.

Предметом исследования можно считать профилактику девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения.

Гипотеза исследования. Профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательном учреждении будет эффективной при комплексной работе со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса (дети, учителя, родители)

Из всего перечисленного вытекают основные задачи данного исследования:

  1. На основе анализа педагогической и психологической литературы изучить особенности подросткового возраста как фактор риска возникновения девиантного поведения.
  2. Исследовать возможности психологической профилактики в коррекции девиантного поведения подростков.
  3. Провести профилактическую работу с подростками в кадетских классах общеобразовательной школы.

Методологическая основа исследования. В 80-е годы появляются первые исследования отечественных ученых (С.А.Бельчиевой, М.А.Алемаскина, Б.Н.Алмазова, Г.А.Цукерман и многих др.) рассматривающие социальную дезадаптацию в целом как явление, ее психологические механизмы, виды, формы, возрастные проявление и т.д.

Там где вопрос идет о школе, проблему девиантного поведения рассматривают обычно в аспекте борьбы с трудновоспитуемостью. Это привело к появлению исследований, соединяющих в себе психологию, педагогику, социологию, дефектологию и так далее. Это работы А.С.Белкина, С.А.Кочеткова, И.А.Невского, А.Г.Асмолова и других однако даже они не исчерпали до конца обозначенную проблему.

Изучение девиантного поведения несовершеннолетних представляет собой один из интересных аспектов общей проблемы дезадаптации несовершеннолетних.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ литературы по проблеме;
  • Тестирование;
  • Педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость. Материалы дипломной работы дают возможность совершенствовать социально-педагогические технологии в сфере школьного образования.

Практическая значимость. Полученные результаты могут применяться для повышения эффективности работы специалистов-практиков школьного образования и социальных педагогов, работающих с девиантными детьми.

База исследования: подростки, ученики 7-8 классов в количестве 80 человек.

Первый этап – поисково-теоретический. Проведен анализ и выявление основных проблем адаптации подростка в обществе на основе изучения публикаций научного, педагогического, медицинского содержания, а также справочной, методической литературы; определены основные современные тенденции коррекции девиантного поведения подростков; изучены планы, современные методики, технологии работы с подростками в общеобразовательной организации; определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза и задачи исследования.

Второй этап – формирующий. Обоснована основная идея исследования, осуществлен сбор теоретических и эмпирических данных, определены основные направления работы с девиантными подростками; сформулированы базовые положения разрабатываемой программы, обоснованы направления и методы работы; определены участники эксперимента.

Третий этап – контрольный. Разработаны и реализованы основные направления программы; осуществлен анализ деятельности участников эксперимента; подведены заключительные итоги и выводы; обработаны цифровые и графические данные; проведен анализ общих итогов работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа девиантного поведения в подростковом возрасте

1.1.Подростковый возраст как фактор риска проявлений девиантного поведения

 

В настоящее время много говорят и пишут о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Но одной из проблем, препятствующих духовно-нравственному воспитанию, является проблема девиантного поведения.

Подростковый возраст всегда представлял особый интерес для исследователей в сфере психологии. Именно в подростковом возрасте происходит становление норм и ценностей, переосмысление жизненного пути. В виду переживания кризиса переходного возраста, подросток начинает активно отстаивать свои интересы, во многом не совпадающие с требованиями взрослых. Именно в контексте данного противоречия осуществляется формирование у подростка собственного устойчивого мнения и желания, чтобы с этим мнением считались. Переходный возраст представляет для нас особый интерес, поскольку именно в этом возрасте человек впервые сталкивается с незнакомыми ранее ситуациями, в которых он встает перед серьезным и ответственным выбором, что вынуждает его думать о последствиях своих действий.

В подростковый период у учащихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности. В условиях экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в подростковой среде неуклонно растет. Алкоголь, табакокурение, наркотики, детская и молодежная преступность прочно входят в жизнь подрастающего поколения. Структура личности подростка еще неустойчива, а это неизбежно сказывается на его поведении и взаимодействии с окружающими.

Часто приходится сталкиваться с тем, что, решая возрастные задачи развития, подростки используют неадекватные (неконструктивные) стратегии поведения, что приводит к школьной и социальной дезадаптации учащегося и требует коррекции.

В детском и особенно подростковом возрасте все нервно-психические расстройства достаточно динамичны. При благоприятных условиях они кратковременны и могут быстро исчезать, при менее благоприятных, а тем более неблагоприятных, они могут трансформироваться в устойчивые патологические свойства личности. В связи с этим дезадаптивное поведение может приобретать патологический либо непатологический характер.

В рамках нашего исследования, более пристального внимания заслуживает социальная дезадаптация. Социальная дезадаптация это нарушение деятельности, взаимоотношений, поведения, которое уже заметно не только в рамках узкого микросоциума школьника, а выходит за его пределы. К ней относятся те, кто часто нарушают различные социальные нормы. Не редко это нормы права, морали, традиций, привычного поведения.

Одной из форм социальной дезадаптации является девиантное поведение.

Ч.Ломброзо считал, что причины девиации определяются анатомическими признаками. Ломброзо утверждал, что преступникам характерны некоторые схожие внешние признаки, например, выдающаяся вперед нижняя челюсть.

С другой стороны, существует теория аномии, основоположником которой является Э.Дюркгейм, говорит о дезорганизации общества, как о причине девиаций: в этом случае ценности и нормы ослабевают, либо противоречат друг другу, а личность, в свою очередь, реагирует на эти изменения асоциальным поведением.

Продолжает данную теорию Р.Мертон, увидевший причину возникновения девиантного поведения в разнице между культурными целями общества и социально одобряемые средствами их достижения.

Помимо вышеперечисленных теорий, существует множество объяснений возникновения девиантного поведения. Согласно одним источникам, на подростка, демонстрирующего девиантное поведение, влияет ближайший социум и криминальная референтная группа (теория культурного переноса девиации). Согласно другим – оценка внешней группы, ситуация, когда поведение предопределяется стереотипным отношением социума (теория стигматизации).

Девиантные – это дети, подростки, молодые люди, чье поведение отклоняется от принятых норм. [20,с.33]. Девиантное или отклоняющееся от нормы поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков действий видов деятельности, в обществе, где выработаны стереотипы, ценности, установки, нормы и правила поведения.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [3,с.11].

«Социальная адаптация – это включение индивида, группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практики и культуры организации.

Дезадаптация личности – полярная адаптация и, по существу, деструктивный процесс, в ходе которого развитие внутрипсихических процессов и поведения индивида, приводит не к разрешению проблемных ситуаций его жизни и деятельности, а к углублению, усилению трудностей существования и тех неприятных переживаний их вызывающих» [23, с. 30].

В течение последних десятилетий отмечается рост несовершеннолетних, для которых характерна низкая мотивация к любым видам общественно-одобряемой деятельности и склонность к различным видам девиантного поведения ввиду ряда причин: психологических и психических проблем и особенностей, негативного влияния условий среды, нередко — алкоголизированной семьи, широкого информационного поля, отсутствия нравственных и духовных ориентиров. Асоциальное поведение подростков, совершение ими правонарушений и преступлений – все эти явления связаны, прежде всего, с проблемами адаптации ребенка в современном обществе, ощущение ими отчуждения от семьи, школы, социума вообще, и вливание их в негативно влияющую на них среду, уже сформированную или формируемую ими же и их сверстниками [19].

Большая часть таких несовершеннолетних – дети и подростки так называемой «группы риска» — из неблагополучных семей, часть из них – имеющие проблемы с употреблением психически активных веществ, проблемы с законом.

Развитие самосознания подростка, усложнение требований, предъявляемых обществом подростку, общий рост сознательного отношения к окружающей действительности, — все это приводит вчерашнего ребенка к принципиально новому этапу психического и социального развития.

На этом этапе онтогенеза с новой силой проявляется стремление к самостоятельности. Твердо отстаивая свои убеждения и взгляды, подросток стремится добиться понимания и принятия своим окружением. Он ощущает себя вполне взрослым, и считает, что имеет одинаковые права со взрослыми, отстаивает право на то, чтобы к нему относились как к равному, причем не только на словах, но и на деле.

Сильный протест у подростка вызывает постоянный контроль, требования послушания и подчинения без учета его личных интересов и желаний. Потребность в избавлении от опеки и постоянного контроля родителей, учителей и остальных взрослых становится одной из самых важных потребностей переходного возраста, подросток стремится избавиться от навязываемых правил и порядков. Значительно переоценивая свои новые возможности, подростки считают, что они, в сущности, уже ничем не отличаются от взрослых людей. Отсюда их упорное стремление к независимости, постоянная обидчивость и острая реакция на ущемление их прав [6, с.119].

Особенностью данной социальной ситуации развития является то, что подросток оказывается в промежуточном положении между ребенком и взрослым. При этом отмечается огромное желание стать скорее взрослым, и это определяет основные особенности поведения в данный возрастной период. Подростки пытаются отстаивать свою независимость, заработать право голоса. Основной целью отроческого возраста является избавление от опеки родителей. Но этот процесс в основном проходит не методом разрыва отношений или отделения (кроме особых патологических случаев), а методом формирования отношений нового качества. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Подвергается новой оценке и переоценке все, что окружало подростка с самого детства — семья, друзья, общество. Все это обретает для личности подростка принципиально новое значение и смысл.

Это служит началом подросткового возраста. Его отличают тревога, беспокойство, диспропорции в физическом и психическом развитии, противоречивость чувств, агрессивность, меланхолия, снижение работоспособности и т.д. Постепенно наступает позитивная фаза, выражающаяся в близости к природе, новом восприятии искусства, в возникновении мира ценностей, потребностей в коммуникации интимного типа, любви и близости.

В изложенном контексте протекает и смена ведущей деятельности. Место ведущей в период подросткового возраста отводится социально-значимой деятельности, средством реализации которой служит: учение (Л.И.Божович), общение (Д.Б.Эльконин), общественно-полезный труд (Д.И.Фельдштейн).

Учение. Усвоение мышления в понятиях происходит именно в процессе обучения [22, с.28]. Подобный тип мышления позволяет проникнуть в самую суть вещей, понять закономерности их взаимоотношений. Следовательно, в процессе усвоения новых знаний происходит перестройка и непосредственно способов мышления. Получаемые знания становятся личным достоянием подростка, становясь его убеждениями, это, в свою очередь, становится причиной изменения взглядов на окружающую их действительность [4, с.16].

В этом возрасте изменения затрагивают и характер познавательных интересов — интерес возникает уже по отношению к определенному предмету, к содержанию предмета — конкретный интерес.

Стремление подростка найти свое место среди сверстников является ведущим мотивом поведения. Необходимо иметь в виду, что при отсутствии подобной возможности очень часто возникает к социальная неадаптированность и правонарушения. Значимость оценок сверстников возрастает по сравнению с оценками родителей и учителей. Подросток боится утраты популярности в среде сверстников, теперь он максимально подвержен влиянию референтной группы и ее набора ценностей.

Отметим, что, то место, которое подросток занимает в системе взаимоотношений, напрямую связано с его нравственными качествами, а положение, занимаемое в группе, определяет разную степень его «эмоционального благополучия». Общение как деятельность способствует усвоению ребенком социальных норм, переоценке ценностей, удовлетворению потребности в самоутверждении и признании.

Желая утвердиться в новой для него социальной позиции, подросток стремится расширить рамки ученических дел в другую область, которая обладает социальной значимостью. Реализация потребности в активной социальной позиции требует участия в деятельности, получающей признание других людей, деятельности, которая может повысить его значение как члена общества. Примечательно, что когда у подростка появляется возможность выбора между общением с товарищами и возможностью участия в общественно-значимых делах, которые подтвердят его социальную значимость, он, скорее всего, выберет общественные дела. Общественно-полезная деятельность является для подростка той областью, в которой он сможет самореализоваться, удовлетворить стремление к самостоятельности, потребность в признании со стороны взрослых [4, с.17].

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этом периоде все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере.

К основным новообразованиям относятся: самосознание, абстрактное мышление; половая идентификация; переоценка ценностей, чувство «взрослости», автономная мораль.

Подростковый возраст имеет свои особенности. Даже статистические нормы психического здоровья подростков и юношей по большинству психологических тестов несколько иные, чем для взрослых людей [28, с.32]. Психологи различают, с одной стороны, возрастные психические расстройства, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т.е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Вопрос о норме — ключевой при рассмотрении процессов социализации и девиации. Поскольку отклонения бывают разных типов (от норм психического здоровья, норм морали, правовых или культурных норм), то и нормы, учитываемые и прививаемые в процессе социализации, также разнообразны и относятся к разным типам. Процесс социализации в этом возрасте имеет свои особенности: повышается роль сознательного отношения ко всему окружающему.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе место лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-либо деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений. Поэтому в первую очередь взрослым полезно максимально конкретно проанализировать и «отработать» именно версию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на какую роль он претендует в коллективе сверстников и т.д.

Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями. В то время как для подростка переживания по поводу общения со сверстниками наиболее значимы, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более переживают по поводу общения с родителями [11, с.21].

Взрослые, как правило, не имеют никакого представления о динамике мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. Динамику мотивов общения можно представить схематично следующим образом. Если в 5 классе доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, то уже в 6-7 классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников. В 8-9 классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Анализ показывает, что у многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что приводит к тяжелым переживаниям [17, с.68].

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатка тех детей, с которыми общается их сын или дочь. То же время исследования показывают, что, уже начиная с 7 класса, у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

Как видно из краткого очерка состояния проблемы в теории и на практике, факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права. Нетрудно предположить, что несовершеннолетние в силу своих возрастных особенностей, не обладающие устойчивостью взглядов, убеждений, и нравственных ценностей наиболее подвержены дезадаптированности в социуме.

Основным, ведущим мотивом деятельности становится стремление определить свое место в социуме. Своеобразной чертой возраста является попытка самоутверждения, непризнания авторитетов, что иногда приводит к нигилизму, негативизму во взаимоотношениях с родителями, педагогами. Наличие той или иной мотивации связано с преобладанием определенных потребностей.

Вначале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на взрослых. Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослым» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимы в одном лице. В этом, по видимому заключается одна из причин несоответствия несовершеннолетних своему идеалу и их постоянных переживаний по этому поводу [21.с.224].

Наиболее углубленно тему подросткового возраста рассматривал Л.С.Выготский. Проанализировав процессы психического развития ребенка в разные возрастные периоды, он разработал общую схему, позволяющую наблюдать этапы смены возрастов. Предложенная схема разграничивает каждый из своих этапов кризисом. Именно этот переломный момент обуславливает становление личности в новой ситуации социального развития. Сама по себе, эта ситуация является достаточно противоречивой для взрослеющего ребенка, что способствует развитию в его психике новообразований. Возникшие изменения несут в себе предпосылки разрушения данной ситуации развития, что характеризуется назреванием нового кризиса [2].

Лев Семенович обосновал такую периодизацию развития личности ребенка, которая завершается кризисом семнадцати лет, т.е., переходом к юношескому возрасту. Возраст, называемый подростковым, по периодизации Выготского является пубертатным.

Идеи Л.С.Выготского об обусловленности каждого из этапов социально-культурной сферой, продолжил Д.Б.Эльконин. Даниил Борисович предложил иной взгляд на развитие детской психики. Подход Д.Б.Эльконина к рассмотрению цикла взросления ребенка состоит в том, что каждый кризисный период он определяет социальной ситуацией развития, основными психическими образованиями и ведущим типом деятельности. Согласно его концепции, переход от одного этапа к другому зависит от качества взаимодействия личности обществом. Д.Б.Эльконин утверждал, что личность формируется за счет систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». Иными словами, при знакомстве с окружающим миром, ребенок определяет, устанавливает и реализует свои потребности, мотивы и задачи, овладевает культурными способами взаимодействия с предметным миром.

В своей возрастной классификации Д.Б.Эльконин выявил своеобразную закономерность изменения мировоззрения ребенка: сначала идет ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, затем освоение общественно выработанных методов взаимодействия с предметами. Психическое развитие осуществляется путем плавного изменения ведущего типа деятельности. С каждым новым этапом, ребенок определяет новые потребности и умения, расширяет рамки собственных возможностей, проверяет границы дозволенного. Именно поэтому данные периоды называются возрастными кризиса развития.

Другую теорию разработал Э.Эйдемиллер, утверждающий, что кризис переходного возраста характеризуется ростом самооценки, ее становлением. В связи с этим, эмоциональные проявления привязываются к духовному миру: приоритетными становятся отношения со сверстниками, большое значение приобретают дружба и любовь [36]. Особенность переходного возраста состоит в том, что общение со сверстниками становится не простой прихотью, а острой потребностью, вызывающей сильные эмоции и переживания, требования к отношениям завышаются, а наличие референтной группы становится необходимостью. В то же время, критерии отбора референтной группы зачастую являются достаточно жесткими: близкие, по мнению подростка, должны быть чуткими, преданными, уметь хранить секреты, обладать высоким уровнем эмпатии. Сам подросток очень трепетно относится к дружеским отношениям: именно в них подросток учится взаимодействию с окружающими, приобретает понимание устройства социальных взаимодействий, сотрудничества, помощи окружающим.

В этом возрасте для ребенка характерно иметь наибольшую сферу интересов вне дома, что говорит о нормальном протекании возрастного периода. Известный психиатр А.Е.Личко [21] в своих исследованиях подросткового возраста обратил особое внимание на сензитивность подростков, чувствительность к оценке посторонними своих внешних данных, умений и способностей. Несмотря на ранимость, сами подростки зачастую могут проявлять жестокость и самонадеянность в отношении окружающих.

По мнению А.Е.Личко, в этом возрасте сентиментальность может проявляться вместе с черствостью, застенчивость – с развязностью, желание быть принятым с показной независимостью [21]. Такое противоречивое восприятие подростком социальных явлений связано с неопределенностью отнесения себя к миру взрослых или миру детства.

Во время кризиса переходного возраста, подросток склонен много думать о том, как он выглядит, каким его видят окружающие, особенно сверстники. Подросток склонен проявлять огромную преданность дружбе, поскольку для него важно создание референтной группы, чаще всего из числа сверстников. Тем не менее, в таком возрасте вполне уместен внезапный обрыв взаимоотношений, дружеских или романтичных, в случае конфликтов с друзьями или представителями противоположного пола [21].

Чаще всего, подростковый возраст описывается как категоричный, бесцеремонный, грубый период, ведь, в отличие от сверстников, взрослые предоставляют совсем незначительный авторитет. В.Юстицкий считает, что повышенная самооценка, уверенность в собственных силах и недооценка возможностей часто ведет к тому, что подросток справляется с взятым на себя обязательством хуже, чем он себе представлял или не справляется вообще. В случае, если подросток в такой момент не получает поддержки от значимых взрослых и даже наоборот, получает излишнюю критику в свой адрес, у него развивается чувство неполноценности, что может привести к более серьезным последствиям. С другой стороны, Ф.Райс говорит об отзеркаливании собственных переживаний, присущих подростку. Так, ребенок с высоким уровнем самокритичности и низкой самооценкой демонстрирует высочайший уровень критики по отношению к взрослым [23].

В кризис переходного возраста, наиболее актуальной становится тема справедливости. Любое поведение взрослого сопоставляется со своим и 19 анализируется на справедливость или несправедливость поступков взрослого. При этом, в ходе анализа, подросток сопоставляет поведение окружающих со своим: ребенок выделяет себя как человека, поступающего и рассуждающего более правильно, что позволяет подростку подняться в собственных глазах и глазах окружающих. Такой метод поднятия самооценки не является взрослым и рассудительным, но характерен для данного возрастного периода. В случае проявления подростком подобного поведения, стоит отнестись с уважением к личности подростка и его требованиям, чтобы снизить уровень критичности к окружающим.

Самооценка подростка напрямую зависит от того, как референтная группа взрослых относится к проявлению им самостоятельности, способности принимать решения. Лучшая тактика для наиболее благоприятного развития личности подростка – поддерживать его инициативность, это поспособствует развитию у него эмоциональной зрелости.

В формировании эмоциональной зрелости очень важно понимать тонкую грань: у подростка, растущего в любящей семье, вероятность воспитания эмоциональной зрелости выше, чем у подростка из семьи с нарушением эмоциональной составляющей. Однако, избыток проявления чувств по отношению к подростку тоже может осложнить формирование у взрослеющего ребенка независимости и самостоятельности, породить в нем повышенную потребность в опеке и поддержке. Кроме того, именно в данный период становления личности, появляется потребность в демонстрации собственной индивидуальности. Подросток стремится показать, что он отличается от сверстников внешностью, знаниями и умениями, манерами поведения, увлечениями. Помимо этого, появляется повышенный интерес к разным проявлениям собственной личности, появляются рассуждения на тему смысла жизни и устройства собственного будущего. По мере взросления, ребенок учится контролировать свои эмоции и поведение.

Необходимо обратить отдельное внимание на трудных школьников, т.к. трудности воспитания опосредованно связаны с недостаточным развитием общих способностей подростка. Такие обучающиеся не уясняют в достаточной мере требований, затрудняются своевременно и адекватно реагировать на замечания, не проявляют должной сообразительности при выполнении поручений, правил поведения. Постоянный неуспех заостряет их негативное отношение к товарищам, учителям, родителям. Им не хватает самостоятельности, ответственности, способности преодолевать трудности собственными силами, дисциплинированности и т.д. Эти недостатки оборачиваются неспособностью школьников обходиться без дополнительных указаний и персональной опеки, игнорированием конкретных требований к учебной деятельности и правилам поведения.

Подростки с девиантным поведением не умеют организовать свое время, более того, у них не развито смыслообразование и целеполагание, не сформировано ценностное отношение ко времени. Таким детям довольно трудно самоутвердиться, завоевать положительный статус или лидерство в сфере организованного досуга, в среде сверстников, которые, как правило, имеют более развитый интеллект, более сильную волю и устойчивые эмоции.

Для подростка характерна сосредоточенность на собственном внутреннем мире, а также высокая потребность в общении. Совокупность этих явлений приводит к высокой избирательности и потребности в уединении. Для такого периода очень характерны интенсивность эмоций, повышенная чувствительность к событиям [23].

Что касается дружбы, в подростковом возрасте она имеет свою специфику. Помимо уже отмеченных факторов, таких как преданность дружбе, требовательность к друзьям, наблюдается выделяющиеся среди других возрастов функционирование. Так, например, основная функция дружбы со сверстниками – обмен информацией об отношении к различным явлениям, понимание сложных личностных чувств.

Дружбе между подростками одного пола характерно доверительное отношение друг к другу, посвящение в тайны, испытываемые чувства к противоположному полу. Очень важно, что именно благодаря дружбе, в данный период развития личности формируется понимание половой идентичности, соотношение себя с окружающими, определение принадлежности к мужскому или женскому полу под влиянием биологических, культурных, социальных факторов. Помимо прочего, происходит идеализация друзей, приписывание им качеств, которые, по мнению подростка, должны быть в настоящем друге.

Наравне с дружбой, в подростковом возрасте происходит знакомство с понятием любовь. Именно переходный период обычно знаменуется опытом первой любви, который человек помнит потом всю жизнь. Подростковая любовь отличается яркими эмоциями, появлением символов зрелости – ухаживания, обмен знаками внимания, романтические отношения. Влюбленность в переходном возрасте проявляется в трепетном, бережном отношении к объекту привязанности, при этом, собственные фантазии не всегда реализуются. В условиях взросления личности, появляются новые переживания. Так, потеря друга или любимого воспринимается как трагедия и запоминается на очень долгое время. Тем не менее, для каждого подростка характерна высокая динамика переживаний жизненных моментов, что способствует формированию у него личного опыта и устойчивости к дальнейшим потрясениям в жизни.

Одну из наиболее полных концепций изучения подросткового возраста представил Ст.Холл. В своих работах Холл выделяет особенности психического развития в кризисный пубертатный период. Под такими развитиями подразумеваются амбивалентность и парадоксальность характера. Возрастные противоречия, отмеченные Холлом, заключаются в быстрой смене состояний и настроений: веселье переходит в уныние, уверенность сменяется застенчивостью. Даже мотивы могут меняться, несмотря на их категоричность: высокие нравственные побуждения сменяются жизненными потребностями. Ст.Холл называл кризис переходного возраста периодом «бурь и натиска». Основным фактором прохождения этого периода является кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности» [36].

Благодаря своим исследованиям, Холл разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста, где он описывает пубертатный период как возраст врастания в культуру. Данная концепция стала началом исследования самосознания подростка, его ценностных ориентаций, мировоззрения.

С другой стороны, Э.Шпрангер проводил свои исследования подростковой любви и влюбленности. Согласно его теории, любовь объясняется с помощью эротики и сексуальности. По Шпрангеру, эротика и сексуальность принадлежат к разным слоям психики. Тем не менее, оба этих явления вызывают у подростка страхи, что ведет к появлению такого кризиса: «…появляется лихорадочное, знойное возбуждение, которое исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии». Помощь в преодолении таких страхов, Шпрангер видит в большой, чистой любви и силе идеальных стремлений.

Вместе с тем, Шпрангер указывает на появление новообразований переходного возраста: открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание собственной индивидуальности. При этом, он выделяет 3 типа развития подростка:

1) Первый тип развития представлен резким течением, кризис переживается как второе рождение, возникновение нового «Я»

2) Второй тип является плавным, постепенным, медленным ростом, когда ребенок поэтапно приобщается к взрослой жизни без значимых изменений в личности.

3) Третий тип развития характеризуется сознательным формированием собственной личности, самовоспитанием, самостоятельным преодолением тревог и кризисов [36].

Наравне с другими учеными, Ш.Бюлер предлагает свои исследования кризиса переходного возраста. Бюлер уверена, что основополагающим фактором кризиса является период созревания, когда человек становится половозрелым, отмечаются внешние и внутренние изменения в самом организме. При этом, период до пубертатного автором определяется как детство, а заключительная часть называется юностью.

По мнению Ш.Бюлер, фаза созревания обнаруживается у ребенка в условиях особых психических явлений, называемых психической пубертатностью, появляющейся еще до физического созревания и продолжается долгое время после него. Поскольку в данный возрастной период внешность подростка очень быстро меняется по мере полового созревания и быстрого роста, дети становятся угловатыми, на коже появляются подростковые прыщи, происходит ломка голоса у мальчиков.

Изменение своей внешности подростки воспринимают весьма болезненно, поэтому любое критическое замечание, насмешки в адрес неловкого поведения, сорвавшегося в неподходящий момент голоса или изменившегося внешнего вида, накладываясь на заниженную самооценку и подростковую ранимость, могут вызывать бурную эмоциональную реакцию. Эмоциональная реакция может проявиться в виде дерзости, грубости, громких высказываний со слезами, либо невербально, в виде чувства обиды, тоски и уныния с последующей замкнутостью [45].

С особой чувствительностью подростки относятся к своему внутреннему миру: для подростка становится важным иметь свое личное пространство, самостоятельно выбирать, во что посвящать окружающих, а что оставить тайной. В данном случае необходимо уважать чувства подростка, его права на секреты. Во избежание негативных и даже агрессивных реакций, рекомендуется не вторгаться в личное пространство подростка, позволить ему самостоятельно определить границы откровенности. В противном случае, последствия могут быть самыми серьезными.

Вместе с тем, если сравнивать подростковый возраст и явление ярко выраженного девиантного поведения, можно наблюдать некоторую закономерность в их предпосылках. Так, например, пубертатный период, характеризующийся целым комплексом изменений как физических, так и психологических, и социальных, при определенных обстоятельствах выражается сильнейшим бунтом и борьбой за собственную независимость, вызванными чувством взрослости. Именно в такие моменты подросток наиболее склонен к девиантному поведению: в условиях непринятия взрослыми его инициативности и самостоятельности, в условиях наикратчайшего пути достижения цели и по многим другим причинам, наилучшим выходом становится девиантное поведение как явление подражания взрослым – курение, особый лексикон, употребление алкоголя.

Еще одна причина появления девиаций в поведении подростка – несоответствие завышенной самооценки и объективной внешней оценкой социума. Или наоборот: существуют ситуации, когда самооценка подростка занижена, а уровень притязаний к нему высокий. И в том, и в другом случае реакцией на внешнюю оценку собственных возможностей будет агрессивное поведение. Часто повторяющаяся агрессивная реакция ведет к формированию девиантного поведения.

Во многом предрасположенность к девиации у подростка зависит от стиля воспитания в его семье. Так, например, при авторитарном и либеральном методах воспитания, у подростка не формируется в достаточной степени самоконтроль. Это может послужить катализатором девиантного поведения в будущем [16].

Еще одна серьезная причина возникновения у подростка склонности к девиантному поведению – расхождение личной идентичности и социального восприятия. К примеру, для подростка очень важно принятие его как личности, но если потребность в принятии не будет удовлетворена, подросток будет чувствовать себя униженным, беспомощным и слабым, вследствие чего возникнет необходимость запуска компенсаторных и невротических механизмах. Низкий уровень самоутверждения ведет к агрессивности в поведении в попытке защитить свое «Я», самоутверждению посредством унижения других, более слабых существ.

Если говорить о слабовыраженном аддиктивном поведении, которое является одной из форм девиаций, подросток достаточно сильно подвержен влиянию телевизора, компьютера, Интернет-технологий. Для ребенка телевизионная программа или компьютерная игра – средство ухода от реальности, способ погружения в другой мир и своеобразное отвлечение от проблем реальной жизни. Однако, как и каждый из способов «ухода от реальности», перечисленные безобидные вещи для подростка могут стать серьезной зависимостью.

Семья играет ключевую роль на каждом этапе развития личности. Несмотря на то, что в подростковом возрасте ориентация направлена на сверстников, модель семьи остается одной из важных составляющих в определении поведения подростка. Осознание личностной ценности у подростков определяется именно теми ценностями, которые демонстрируют родители в отношениях с детьми. При гармоничном развитии детско-родительских отношений, когда родители находят «золотую середину» между гиперопекой и гипоопекой, дети склонны к благоприятному прохождению подросткового кризиса. Выбор гиперопеки или же гипоопеки, подталкивает подростка к установлению барьеров, применению защитных реакций.

Существует также более сложное, но уместное объяснение возникновения девиантного поведения у подростка – «расколотая» структура самосознания. Такое самосознание состоит из двух Я: внешнего (защитно- идеализированного) и глубинного (неэффективного). В сознании подростка при этом существует четкое разделение внешнего Я и Я реального, при этом внешнее Я доминирует. Именно вследствие такого разделения, у подростка нарушаются некоторые важные психические функции. Благодаря нарушению этих функций, подросток чувствует себя незначительным, становится инфантильным, преследует цель «опереться на чью-либо силу и значительность» [16].

Негативный аспект такого союза заключается в том, что отказ сильного партнера инфантильное Я воспринимает как ущемление собственных прав. При фрустрации потребностей реального Я возникают ярость и гнев. Как уже было сказано, самооценка подростка играет одну из ключевых ролей в становлении его личности, она связана со многими аспектами жизни подростка, как внутриличностными, так и социальными. Связь самооценки с делинкветным поведением неоспорима и была доказана многими исследователями. В условиях, когда самооценка личности не поддерживается обществом, когда она ниже или выше, чем объективная оценка социума, когда отсутствует реализация потребности в уважении, у подростка появляется чувство дискомфорта. При попытке изменить ситуацию, найти опору в социуме, подросток присоединяется к определенной группе. Такой группой может быть субкультура, группа по интересам. В такой группе оценка социума либо соответствует собственной самооценке подростка, либо превосходит ее. Этот путь снятия противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей [45].

Таким образом, подросток, как личность, не до конца сформированная, наиболее подвержен каждому фактору, приводящему к девиации. Имея хрупкую структуру сознания, подросток легче других, более старших возрастов, поддается негативному влиянию и имеет больше возможностей для развития предпосылок к девиантному поведению. Защищая свои мотивы и потребности, подросток ищет максимально безболезненный для себя путь достижения целей. Однако, к сожалению, даже если цель вполне адекватна, в методы воспитания в семье или само становление личности в социуме не являются благоприятными, риск проявления подростком девиации увеличивается.

Педагоги не всегда на должном уровне осуществляют анализ причин отклоняющегося поведения обучающихся, не устанавливается преемственность со школьным воспитанием и обратная связь с послешкольным периодом жизни молодого человека.

Следовательно, только изменение этих внешних и внутренних условий может влиять на изменение поведения.

Профилактика девиантного поведения подростка базируется на учете основных закономерностей данного процесса, характера социальной среды, психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, индивидуальных свойств каждого подростка, его личностных особенностей. Наиболее важным является система мер воздействия, направленных как на изменения в личностном плане (восприятие себя окружающих), так и в межличностном плане, который включает микросоциум подростка (родители, сверстники, педагоги).

Для проведения качественных мер профилактики, необходимо выработать единую политику, включающую все социально-педагогические условия, позволяющие нейтрализовать негативное влияние социального кризиса,


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф