Меню Услуги

Экспериментальное исследование эффективности психолого–педагогической коррекции агрессивного отношения. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4


1.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

Межличностные отношения — система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [12].

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, — переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с 6 класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении – аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми. [44]

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в 5-6 классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних. [32]

Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны, следовательно, социальная перцепция тоже обуславливается по-разному.

Чем бы ни определялся социальный статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем, такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы.

Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. [11]

Я.Л. Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростов:

  • тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
  • эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать членам группы статус либо равный своему, либо более низкой;
  • ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах (Я.Л. Коломинских1976)

Очевидно, существует и обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной , но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целям и нормам поведения и т.д. [17]

И так, общение — один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками. [6] Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе. Чем бы ни определялся социальный статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на поведение и самосознание.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.4. Практика исследования агрессивного поведения подростков

Исходя из специфики подросткового периода развития (Выготский Л.С.), для анализа нами были выделены три возрастные категории детей: от 9 до 11 лет (начальные проявления пубертата); от 12 до 14 лет (негативная фаза пубертатного криза); от 15 до 17 лет (позитивная фаза пубертатного криза).

Как можно видеть из (рисунка 1), процент агрессивных детей с возрастом имеет устойчивую тенденцию к росту. Причем можно отметить тот факт, что в предпубертатном возрасте (9-11 лет) мы имеем довольно небольшое количество агрессивных детей, однако впоследствии их число растет лавинообразно (от 8% до 80% всей выборки исследованных детей), прибавляя от 10% до 40% за год и, достигая максимального количества к 16 годам.

Рисунок 1.1 Процент агрессивных детей

В то же время рост агрессии у детей имеет свои закономерности как относительно возраста, так и пола. Так, по окончании начальной школы можно наблюдать относительно небольшой процент (8% от всей группы) агрессивных мальчиков, при полном отсутствии агрессивных девочек. Однако затем, по мере взросления девочки не только «догоняют» мальчиков в своей агрессивности (к 12 годам), но и значительно опережают их впоследствии (к 15 годам).

В то же время, можно наблюдать тенденцию к некоторому снижению доли агрессивных детей на рубеже 14 лет. Это может быть объективно связано с окончанием средних классов школы и периодом самоопределения, когда подросток должен выбрать свой дальнейший путь (завершать учебу и пытаться устраиваться на работу, либо идти учиться дальше – в 10 класс школы, колледж, лицей и т.п.). Данное обстоятельство, вероятно, является мобилизующим фактором, когда ребенок не может себе «позволить» проявления агрессивности, дабы не получить отрицательную характеристику или плохую оценку по предмету не за знания, а «за поведение». В данном случае, повышенная агрессия оказывается блокированной высоким уровнем тревожности [45].

Предоставим некоторые данные из статистики за 2013г. Графики: виды агрессии преобладающей у детей из разной среды воспитания (рисунок: 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 1.6):

Л.М. Семенюк приводит данные по преобладанию того или иного вида агрессивного поведения у подростков из разных слоев населения [3] (таблица 1.3)

Таблица 1.3 Проявления различных форм агрессивности у подростков из разных социальных слоёв населения.

 Социальные слои  Формы агрессивности, % 
физическая косвенная вербальная негативизм
Из рабочей среды  70% 45% 50% 30%
Из среды строителей  65% 55% 60% 40%
Из среды сельских тружеников  67% 60% 65% 20%
Из среды малоквалифицированных подсобных работников (прачки, уборщицы) 30% 65% 75% 50%
Из среды служащих среднего звена  40% 45% 75% 60%
Из среды руководящих работников  60% 67% 35% 90%
Из среды торговых работников, коммерсантов  20% 30% 25% 10%
Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры)  25% 40% 55% 80%

 

Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.

Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности виденья себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям, что четко прослеживается, в частности, в различном проявлении агрессивности подростков (физической, косвенной, вербальной и негативизма) на разных стадиях этого возраста.

Так, выяснилось, что у детей 10-11-летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и негативизм по сути находятся на одной ступени развития. У подростков же 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм (64%), отмечается рост физической, а также вербальной агрессивности, тогда как агрессивность косвенная, хотя и дает существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена. Что касается 14-15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессивность (72%), на 20% превышая это форму в 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность, же физическая и косвенная повышаются не существенно, так же как и уровень негативизма.

В целом, на воем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому периоду. Вместе с тем, по мере взросления у подростков начинают доминировать вербальные формы агрессивности в негативизм (см. таблица 1.4).

Таблица 1.4 Проявление различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет

Возрастные группы Форма агрессивности
физическая косвенная вербальная негати­визм
1 10-11-летние подростки 49% 32% 44% 45%
2 12-13-летние подростки 56% 48% 51% 64%
3 14-15-летние подростки 61% 51% 72% 65%

 

Таким образом, мы рассмотрели понятие агрессивного поведения, причины и особенности проявления агрессии у подростков.

Агрессивное поведение в настоящее время является не только одной из актуальнейших проблем в психологических исследованиях, но и активно разрабатываются методики диагностики агрессивного поведения и методы его коррекции.

 

Глава II. Источники, факторы и последствия проявления агрессии подростков к сверстникам

2.1. Источники подростковой агрессии к сверстникам

Одной из главных причин подростковой агрессивности можно с уверенностью назвать специфику воспитания ребенка родителями. Некоторые мамы и папы с детства поощряют свое дитя, если оно отвечает агрессией на вмешательство в личное пространство со стороны других детей. Такие моменты не могут пройти бесследно. С возрастом ситуация усугубляется, и подросток проявляет агрессию уже без соответствующей причины.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Отношения непосредственно между родителями тоже играют роль в том, каким вырастет их сын или дочь. Если в семье можно часто услышать, как ругаются мама и папа, если есть случаи рукоприкладства, взаимных унижений и оскорблений, ребенок тоже может начать вести себя довольно агрессивно. Для него такой способ общения становится нормой, ведь родители являются авторитетом в детстве для ребенка, и он легко впитывает особенности их коммуникаций [40].

Подавление эмоций ребенка его родителями тоже может привести к агрессии в подростковом возрасте. Если мама и папа с детства учат дитя сдерживаться, хранить чувства в себе, рано или поздно все накопившиеся переживания могут выплеснуться через агрессивное поведение подростка. Родителям необходимо научить ребенка не игнорировать собственные чувства, а правильно их трактовать и справляться именно с негативными проявлениями эмоций, а не с самими переживаниями.

Порой необоснованная агрессия выступает в качестве способа добиться подростком своего. Он не знает, как иначе можно получить желаемое, или не хочет действовать более мирно, так как считает, что с помощью агрессивного поведения можно быстрее и вернее достичь своих целей. Это касается самых различных жизненных ситуаций. Нежелание и неумение вести эффективные переговоры с другими членами общества заставляет подростка решать вопрос силой.

Восприимчивость и внушаемость человека в подростковом возрасте тоже играет немалую роль в росте его агрессивности. Подростки легко впитывают стандарты поведения из фильмов ужасов, криминальных сводок, компьютерных игр с элементами насилия и перенимают привычку к проявлению агрессии друг у друга. Круг общения очень важен для юноши или девушки. Они не желают выделяться из толпы и легко принимают антисоциальное поведение за норму.

Не стоит забывать о том, что порой агрессивность подростков обуславливается гормональной перестройкой. Начало функционирования половых желез вызывает настоящую бурю эмоций, с которой юноша или девушка просто не может совладать. Появляется неусидчивость, раздражительность, импульсивность и агрессия.

Что заставляет человека переходить в нападение? Фрустрация. Фрустрация — топливо для агрессии. Конечно, она не вызывает агрессию автоматически, так же как кислород не обязательно породит пожар. Как мы увидим, фрустрация может привести и к другим, противоположным результатам. Только в отсутствие более цивилизованного выхода для фрустрации, она выливается в агрессию.

Ориентация на ровесников не только усиливает фрустрацию у ребенка, но и сокращает вероятность нахождения мирных альтернатив агрессии.

Фрустрация — это эмоции, которые мы испытываем, если что-то не работает.

Существует множество сигналов, запускающих фрустрацию, но поскольку самое главное для детей — как и для многих взрослых — это привязанность, основным источником фрустрации для детей и потом для взрослых становятся проблемы в отношениях:

  • Потеря контакта.
  • Нарушенная связь.
  • Слишком долгая разлука.
  • Чувство отверженности.
  • Потеря любимого человека.
  • Недостаток чувства принадлежности.
  • Ощущение, что нас не понимают.

Как правило, мы не отдаем себе отчета в привязанности, а потому мы часто не прослеживаем связи между фрустрацией и неработающими отношениями [7].

Подростковая агрессия чаще всего направлена на сверстников своего пола. Недавно группа канадских психологов провела ряд исследований на эту тему. В частности, ученые выясняли, каким образом агрессия влияет на успешность в отношениях. Оказалось, что «словесные агрессоры» более популярны у противоположного пола, чем, к примеру, драчуны.

В исследовании приняли участие 310 канадских школьников в возрасте от 11 до 14 лет. Им дважды с интервалом в один год приходилось отвечать на вопросы о них самих и об их одноклассниках.

Психологов интересовало, как часто подросток совершал агрессивные действия по отношению к сверстникам, и как часто такие действия совершались по отношению к нему, есть ли у подростка партнер, как часто он ходит на свидания и т. п.

Рассматривалась также самооценка школьника и мнение о нем одноклассников, прежде всего уровень популярности у ровесников противоположного пола.

Исследователи исходили из предположения, что агрессивное поведение у подростков закрепилось в результате полового отбора, так как оно способствовало более высоким шансам в конкуренции за сексуальных партнеров. При этом обычно агрессия наблюдается по отношению к собственному, а не противоположному полу, то есть мальчики задирают мальчиков, а девочки — девочек, а не наоборот (хотя, конечно, встречаются и исключения).

В задачу ученых входила проверка двух гипотез. Первая состоит в том, что агрессия по отношению к сверстникам повышает успешность в личной жизни, вторая — в том, что те, кого третируют, менее успешны в личных отношениях. При этом исследователи выделили прямую агрессию, то есть драки и угрозы, и косвенную — распространение компрометирующих слухов, бойкотирование, моральные издевательства, настраивание против кого-то других.

Оказалось, что подростки со склонностью к косвенной агрессии чаще имеют партнеров   для свиданий, причем это правило действует в отношении и мальчиков, и девочек. А вот что касается физического насилия, то мальчики-драчуны, напротив, не пользуются успехом у своих ровесниц, а вот на успешность в личной жизни девочек учиняемые ими драки никак не влияют.

Ученые объясняют это тем, что современное западное общество рассматривает подобное поведение по отношению к членам своей социальной группы как неприемлемое. Однако во все времена мужчины практиковали физическую агрессию по отношению к представителям собственного пола как средство борьбы за партнера или социальный статус. Безусловно, в отдельных ситуациях проявления физического насилия дают определенное преимущество и позволяют легче адаптироваться. Но в современном обществе это часто выглядит именно атавизмом: проблемы положено решать цивилизованным путем, а не кулаками.

Тем не менее, как выяснили психологи, мужчины нередко имеют совершенно превратное представление о том, как женщины их воспринимают. Так, многие из них считают, что дамам нравится так называемое «брутальное» поведение, например, когда мужчина проявляет агрессию в конфликтной ситуации. На самом деле большинство современных женщин предпочитают неагрессивных представителей противоположного пола, а склонность к агрессии может стать причиной разрыва отношений, так как женщина начинает примеривать роль жертвы агрессивного поведения и на себя.

В то же время, прямая агрессия со стороны представительниц слабого пола может просто не замечаться мужчинами и мальчиками-подростками. К ней нередко относятся как к «бабским разборкам» и не принимают всерьез. Возможно, поэтому на популярности девушек-драчуний это никак не отражается.

Правда, ученые пока не могут дать однозначного ответа на вопрос, почему жертвы агрессии не пользуются успехом у противоположного пола. Не исключено, что причиной этого являются не столько сами факты агрессии, сколько их последствия. Ведь подросток, которого третируют сверстники, испытывает стресс, замыкается к себе, у него снижается самооценка [31].

Немало случаев, когда подростки, ставшие объектами травли со стороны одноклассников, предпринимали попытки суицида.

В целом результаты, полученные канадскими исследователями, укладываются в рамки эволюционно-психологической теории, согласно которой, склонность к подростковой агрессии повышает адаптацию.

Школьная агрессия подразделяется на эмоциональную и физическую.

Эмоциональная агрессия вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

  • насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
  • отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физической агрессией подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других [19].

2.2. Агрессия и тревожность в группе сверстников как факторы повышения агрессивности подростков

Тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Тревожность — это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.[8]

Страх — самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения — бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога — это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее тревожны — с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники обнаруживают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то степени зависят.

В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе, ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.

К факторам, способствующим росту агрессивности среди подростков можно отнести ухудшение социальных условий жизни детей. Это не касается материального состояния семей. Это касается изоляции ребёнка от мира взрослых и других детей за пределами школы. Из жизни детей всё больше исчезают дворы с их играми и непринуждённым общением. Во дворах дети учились дружить, любить, ладить и ссориться, враждовать и мириться. Естественная агрессивность отыгрывалась в них с естественной коррекцией социумом. Современный ребёнок всё больше варится в соку собственной семьи и массовой культуры, воспитывающей его с экранов телевизора и компьютера. 200-300 «друзей»  в «Контакте» и неумение дружить с одним становится обычным положением дел современного подростка. Даже слово «дружить» приобрело какое-то странное значение. Теперь это означает – щёлкнуть по клавише компьютера в ответ на стимул (виртуальное приглашение). Из-за страха родителей ребёнок лишён возможности выйти во двор или пригласить к себе друзей, наладить отношения с забиякой или защитить слабого. Но потребность эта ещё жива в младших подростках. Пятиклассники с упоением назначают «стрелки» и ищут, кого бы защитить, урвав хотя бы немного времени между школьными занятиями и кабалой  родительской опеки. Они нарочно устраивают кучу-малу в раздевалках – лишь бы только попробовать себя в ситуации удержания власти. Имея в виду одиночество детей после школы, неадекватное повышение родительской опеки и лишение возможности детям 10-11 лет «учиться жизни» во дворе  можно сказать, что социальные условия жизни детей ухудшились.

Вторым фактором, способствующим росту аргессивности среди подростков является кризис семьи. Возьмём хотя бы ситуацию с разводами. Хотя развод и сам по себе плох, но ещё хуже эгоистическое нежелание сторон договариваться друг с другом. К сожалению, матери ради  удобства и спокойствия предпочитают, если не лишить отца родительских прав, то хотя бы ограничить в них. Инфантильный отец зачастую соглашается с таким положением вещей  и исчезает из жизни ребёнка навсегда [15].

Человек несёт в своей идентичности две половинки: материнскую и отцовскую. То есть каждый из родителей является его внутренней психологической частью. Недаром,  в старых дворянских семьях мать, сохраняя идентичность ребёнка, создавала легенду об отце, пусть даже и не очень порядочном. Современному родителю подчас не хватает такта оберегать эту часть души ребёнка. Он может позволить себе при нём оскорблять супругу или супруга, особенно бывших. Этим же часто грешат и бабушки с дедушками. Такое отрицание родителя раскалывает личность ребёнка, делает её патологичной, снижает самоконтроль в поведении, что приводит к выплёскиванию внутреннего напряжения в социум.

Определённый тип семьи также влияет на агрессивность ребёнка. Для мальчиков это семья, где он является кумиром и растёт без отца или семья, где отец жесток, а мать уступчива. Тогда мальчик будет идентифицироваться с отцом и противостоять всем, в том числе и отцу. Тогда его либо сломают, либо он станет таким же жестоким.

Для девочки это семья с жёсткой авторитарной матерью и мягким отцом. В ней девочка часто идентифицируется с матерью. Или семья, где девочка, предоставленная сама себе, вынуждена пробивать себе дорогу в жизни. Агрессия в этом случае выступает как механизм выживания, становится инструментальной.

Третьим фактором является невнимание в семье и школе к нервно — психическому состоянию детей. По данным мониторинга воспитанности подростков, второе место после негативного отношения к человеку как иному  принадлежит негативному отношению к собственной душе.

Скрытые неврозы и пограничные расстройства толкают подростков  на поиски снижения тревоги табакокурением, алкоголем, наркотиками, лёгкими сексуальными связями.

А ведь эти состояния можно отследить уже в 1-м классе и сопровождать в дальнейшем. Да только тут ничего не сделаешь без связки «учитель-родитель- психолог-врач». А  связать эти звенья становится всё труднее. Базовое недоверие к миру, идущее от семьи, порождает недоверие между учителями и родителями, между семьёй и школой.

При разобщённости общества исчезают триангуляторные фигуры в жизни ребёнка. Это те, кому можно довериться, когда не получается договориться с родителями. Ими могут быть родные отцы, бабушки, крёстные, классные руководители, психологи. Такой человек способен беспристрастно и неосуждающе выслушать, поддержать, дать совет, снять напряжение, облегчить тревогу [43].

 


Страницы:   1   2   3   4