Заявка на расчет
Меню Услуги

Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


2.2. Содержание опытно-экспериментальной деятельности по созданию системы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников

 

Экспериментальная работа по реализации системы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников началась с разработки диагностической карты исследования с целью изучения состояния и результативности психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников.

Результаты диагностической работы (представлены в §2.3) позволили определить содержание формирующего этапа эксперимента и учесть специфические факторы реализации системы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания.

Влияние социально-педагогического фактора организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников на общеобразовательном уровне как объективного и неуправляемого происходило за счет изучения администрацией и педагогами нормативных документов об образовании и воспитании.

Социальными педагогами школы и классными руководителями был изучен микрорайон школы, выявлены его особенности и воспитательные возможности. Так, было установлено, что школа занимает значительное место в образовательно-культурной и эстетически-духовной жизни не только учеников, но и всех жителей пгт. Черноморское.

Следовательно, в основу системы организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников были положены нормативные документы об образовании и воспитании и учитывались особенности и возможности окружающей среды. На уровне классного коллектива этот фактор влиял на содержание взаимодействия педагогов школы, учеников и родителей в соответствии с социальным составом учащихся класса, национальными и этнокультурными традициями, в которых воспитываются ученики. Так, классными руководителями изучался социальный состав учащихся класса, выявлялись учащиеся льготной категории, группы риска (многодетные семьи, полные семьи, неполные семьи, дети-сироты, под опекой, инвалиды), обстоятельства и условия их жизни (гигиенические условия, малообеспеченность семьи, социальный статус родителей, их уровень образования). Полученные данные заносились в социальный паспорт класса и учитывались в воспитательной деятельности. С учетом существующих государственных и региональных программ защиты детей из многодетных, малообеспеченных, асоциальных, неполных семей, которые реализуются во всех школах, особое внимание педагоги обращали на этическую сторону взаимодействия с такими семьями. Они внимательно, осторожно и тактично строили отношения с родителями, привлекали детей к участию в общешкольных и классных творческих делах так, чтобы они не чувствовали себя некомфортно среди одноклассников. В ходе бесед классных руководителей с родителями и учащимися были выявлены принадлежность учащихся к той или иной национальной культуры и степень соблюдения в семье этнокультурных традиций.

Для улучшения взаимоотношений между учащимися, их адаптации в обществе, их гармоничного развития в воспитательном процессе были учтены национальные и этнокультурные традиции, в которых воспитываются ученики. Так, в классах были проведены часы общения «Различные национальные культуры – единый народ», «Мы разные, но едины», фестиваль «Национальная кухня», игра-эстафета «Традиции и песни моего народа», презентация проекта «Разнообразие Крыма».

Объективный управляемый социально-педагогический фактор на общеобразовательном уровне влиял благодаря целенаправленной работе администрации и педагогов школ по созданию позитивного общественного мнения относительно роли школьного образования и воспитания в развитии современного человека за счет участия администрации, педагогов, учеников и родителей школы в различных общественно значимых мероприятиях города, района или региона. Содействие созданию положительного общественного мнения происходило благодаря распространению информации через родительскую общественность о деятельности школы, достижениях учащихся, педагогического коллектива и отдельных педагогов, внедрение традиций встреч выпускников, чествование педагогов школы.

Влияние фактора происходило также в ходе развития материально-технического и финансового обеспечения психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников, проявлялась в спонсорской и благотворительной помощи общественных учреждений и организаций, а также родителей учащихся, сотрудничества школы с различными социальными институтами в проектировании, организации и осуществлении внедрения новых методов и приемов в воспитательный процесс, совместных проектах. На уровне классного коллектива влияние этого фактора происходило за счет взаимодействия с различными школьными структурами, родителями, общественностью. Поэтому организация воспитательного процесса класса осуществлялась при активном взаимодействии с администрацией школы, учебной частью, школьной психологической, социальной и методической службами, библиотекой, а также с родителями и общественностью. Так, например, диагностика воспитательного процесса класса, уровня воспитанности учащихся осуществлялась совместно с педагогом-психологом. Профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения учащимися осуществлялась социальным педагогом и службой по делам несовершеннолетних, а со школьной медицинской службой проводилась работа по формированию здорового образа жизни, то есть организовывались интерактивные лекции по актуальным вопросам охраны здоровья, встречи с врачами, специалистами из реабилитационных центров, конкурсы «Молодежь выбирает здоровье». Вместе с учащимися и родителями проводились экскурсии, семейные праздники, благотворительные и общественно-полезные акции и тому подобное.

На уровне субъектов воспитания такой фактор влиял за счет опыта субъектов воспитания. Несмотря на то, что опыт является результатом действий, активного взаимодействия с окружением, он может быть как положительным, так и отрицательным. С учетом этого была предусмотрена определенная работа по усилению или нейтрализации этого фактора. Так, для усиления действия фактора в первую очередь привлекались родители с положительным опытом семейного воспитания и педагоги с положительным опытом совместной деятельности с родителями для достижения личных и общих целей. Для нейтрализации влияния этого фактора на уроках и воспитательных мероприятиях создавалась ситуация успеха, проводились консультации педагога-психолога и тренинговые занятия по преодолению коммуникативных барьеров.

На методических семинарах учителя знакомились с положительным опытом коллег-педагогов по внедрению и применению форм, методов и приемов работы с родителями. Например, были проведены педагогические советы на темы: «Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания», «Инновационные подходы к решению семейных воспитательных проблем», «Семейное воспитание – неотъемлемая составляющая современного педагогического процесса образовательного учреждения». Круглые столы по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания: «Роль методической службы в развитии психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания», «Содействие развитию личности ребенка в семье: инновационные подходы», «Организация психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания: проблемы, опыт и перспективы». Методические и практические семинары: «Творческий подход к выбору средств, форм, приемов и методов воспитания», «Основные стратегии развития воспитательной системы школы, класса», «Организационно-методическое сопровождение деятельности учителей по организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников» и тому подобное.

Влияние субъективного социально-педагогического фактора на общеобразовательном уровне оказалось управляемым и происходящим за счет интеграции социальных воспитательных воздействий, взаимоотношений администрации, педагогов, учащихся, родителей, создания имиджа школы, организации процесса взаимодействия школы и семьи. Для этого в конце учебного года в планировании воспитательной работы школы на новый учебный год приняли участие ученики, родители и педагоги школы. В школах была объявлена акция «К лучшему вместе». В ходе акции была создана «Копилка предложений и идей», в которую каждый имел возможность бросить бумажку со своими предложениями. Следует обратить внимание на то, что эти предложения не носили характер заявок, а выражали желание и возможности учащихся, их родителей и педагогов их организовать и провести. Приведем примеры: «Предлагаю провести спортивный конкурс, могу организовать команду для участия. Дмитрий К. 9-Б класс», «Могу организовать благотворительную акцию в детский дом на Праздник Николая. Мать ученицы Оксаны М. 7-Б класса», «Наш 10-А класс предлагает и готов организовать в школе День дублера на День учителя», «Могу провести конкурс ораторов. Учитель русского языка и литературы Н.В.», «Предлагаю помощь в организации экскурсии в Севастополь. Мать ученика Саши П. 5-А класса». Такой подход сделал каждого причастным к организации воспитательного процесса школы, позволил быть услышанным, способствовал возникновению желания работать и учиться в такой школе.

На уровне классного коллектива такой фактор проявляется в установлении демократических отношений между педагогами, учениками и родителями. Классным руководителям предлагалось не навязывать ученикам и родителям свои мысли, требования к ним высказывать не категорически, а давать объяснения, почему должно быть именно так, приводить примеры последствий, если не придерживаться этих требований. Предоставлять возможность каждому учащемуся и родителям презентовать свою позицию, высказываться по обсуждаемой проблеме, давать чувствовать собственную причастность к событиям, происходящим в школе, то есть стремиться к совместному с учениками и родителями принятию решения.

На уровне субъектов воспитания субъективный управляемый социально-педагогический фактор влиял на отношение личности к общественным процессам. Поэтому в школе особое внимание уделялось формированию и развитию у учащихся, педагогов и родителей таких общечеловеческих ценностей, как свобода, любовь, дружба, жизнь, и таких личностных качеств как открытость к новому, ответственность, креативность, самостоятельность, толерантность, общительность. Для этого в школе организовывались совместные с родителями учащихся мероприятия, среди которых: «Мир глазами детей и молодежи», «Портрет моей семьи», «Разноцветный мир», «Красота своими руками», которые должны способствовать возможности увидеть красоту в повседневности и неожиданное в обычном.

Одну из важных ролей во внедрении психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников играл организационно-методический фактор, который на общеобразовательном уровне проявился как объективный неуправляемый и субъективный управляемый. Так, влияние объективного неуправляемого организационно-методического фактора на общешкольном уровне происходил за счет научных достижений в области социологии, медицины, психологии, педагогики, менеджмента и других наук, которые выступают источником знаний в воспитании. Например, педагоги школы обращали внимание на необходимость изучения научных основ решения воспитательных проблем, которые возникают в семье. Для этого каждый педагог школы, работая над избранной темой самообразования, докладом на школьных научно-методических советах, исследовал состояние разработанности данной проблемы в науке. В помощь педагогам в школьной библиотеке были созданы картотеки последних научных публикаций по проблемам семейного воспитания. В рамках экспериментальной деятельности были проведены научно-методические семинары по таким темам: «Стратегии современного воспитания», «Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания школьников», «Педагогическое взаимодействие как основа эффективности семейного воспитания».

Субъективный управляемый организационно-методический фактор на общеобразовательном уровне действовал при организации методической работы школы за счет научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания. В школе был создан информационный банк перспективного педагогического опыта, постоянно действующие методические выставки с литературой, рекомендациями, советами по организации семейного воспитания. Проводились презентации творческих и поисково-исследовательских проектов педагогов по проблемам воспитания.

Влияние этого фактора на уровне классного коллектива происходил за счет приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков классных руководителей по организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания по созданию, освоению, внедрению, распространению педагогических знаний в воспитательный процесс. Так, например, классные руководители приняли участие в обсуждении таких тем: «Современные модели воспитательной деятельности в классе», «Деятельность классных руководителей по содействию успешному семейному воспитанию», «Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания в деятельности классных руководителей», мастер-классов «Помощь родителям как направление деятельности классного руководителя». Принимая участие в названных методических мероприятиях, педагоги имели возможность приобрести новые знания по семейной педагогике, развить умения и навыки по психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания.

На уровне субъектов воспитания субъективный управляемый организационно-методический фактор проявлялся в объединении всех сторон и разнообразных воздействий на субъектов воспитательного процесса, что удовлетворяло их потребность в самосовершенствовании и саморазвитии. Так, например, для педагогов школ был предложен перечень публикаций по проблемам совершенствования педагогической компетентности родителей, поощрялось их стремление к получению дополнительного образования. В школе был создан родительский клуб, в котором родители встречались со специалистами, обменивались собственным опытом воспитания детей, приобретали психологические и педагогические знания.

Психолого-педагогический фактор, на общеобразовательном уровне проявлялся как субъективный управляемый и влияющий на организацию психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания за счет расширения педагогических и психологических знаний, как педагогов, так и родителей. Этот фактор предусматривает формирование психологического комфорта в педагогическом, родительском и ученическом коллективах, организацию совместной деятельности, демократический стиль взаимодействия. Для этого поддерживались общешкольные традиции, которые теперь совместно организовывали и проводили педагоги, ученики и родители. Такими традициями стали: День рождения школы, праздник «Давайте уважать лучших», рождественский благотворительный марафон. Кроме того, в школе состоялся «Аукцион идей», в котором принимали участие как родители, так и педагоги и ученики школы. Каждая группа на аукционе предлагала одну или несколько идей решения семейной проблемы, члены другой группы выбирали лучшие. Понравившуюся идею можно было приобрести у автора, рассчитываясь с ним творческими выступлениями.

На уровне классного коллектива субъективный управляемый психолого-педагогический фактор влиял за счет создания благоприятного психологического климата в классе, что выражалось в отсутствии конфликтов между учениками, учениками и учителями, учителями и родителями, учителями и администрацией школы, родителями и администрацией, сплоченностью, характере отношений классного руководителя с учащимися, родителями, учителями, преподающими в классе, и администрацией. Отсутствие конфликтов между учащимися, учителями и родителями способствовали совместному обсуждению проблем и совместному их решению. Например, в школе ученики 9-А класса вместе с классным руководителем и родителями организовали в классе рукописную книгу достижений, в которую заносились различные успехи и достижения учащихся класса.

На уровне субъектов воспитания объективный неуправляемый психолого-педагогический фактор действовал путем организации взаимодействия с родителями, их привлечение к осознанному семейному воспитанию. Это происходило после тактичных консультаций классных руководителей и педагога-психолога с родителями учащихся, в ходе которых акцентировалось внимание на индивидуальных психофизиологических особенностях учащихся, их проявлениях. Обсуждались такие данные, как генетическая наследственность, особенности нервной системы, темперамент, психофизиологические особенности возраста, которые следует учитывать в воспитательной деятельности.

Субъективный управляемый психолого-педагогический фактор влиял на психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания за счет состояния физического, психологического и нравственного здоровья субъектов воспитания, их активности в реализации семейного воспитания. Для этого проводилась пропаганда здорового образа жизни, использовались здоровьесберегающие технологии. Учеников и их родителей привлекали к организации и участию в морально-этических мероприятиях, таких как: выставка плакатов «Дружба – это…», конкурс сочинений «Моральный поступок», игра-путешествие «В стране Культуры» и тому подобное.

Влияние этого фактора проявлялось в обретении и совершенствовании психолого-педагогических знаний родителей. С этой целью в школах для родителей были организованы постоянно действующие лектории из очерченных вопросов, в работе которых принимали участие администрация школы, школьный библиотекарь, педагог-психолог. В школе был организован родительский дискуссионный клуб, на заседаниях которого обсуждались актуальные вопросы семейного воспитания, проблемы возрастных кризисных периодов, пути взаимодействия родителей и школы. Преимуществом был свободный выбор родителями предлагаемых тем лектория и дискуссий, что удовлетворяло любые их интересы и запросы в определенных знаниях по проблемам воспитания.

Реализация психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников осуществлялось на основе личностно-деятельностного подхода. Внедрение этого подхода происходило за счет изучения особенностей личности учащихся. Так, в начале нового учебного года классные руководители совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом провели диагностику воспитанности учащихся, уровня их развития, собрали определенную информацию об интересах, желания школьников, их стремления и мечты, а также о родителях, их социальном статусе, социальных условиях проживания. Для получения такой информации использовались анкеты, беседы, опросники, тесты, воспитательные часы «Расскажи мне о себе», игры-эстафеты «Мои увлечения», «Я умею и могу научить», упражнения «Мое желание», презентация себя «В лучах солнца». На ученических и родительских собраниях были проведены обсуждения по организации и проведению воспитательных мероприятий. Исходя из интересов ученика, уровня его знаний, умений и опыта классные руководители с целью активизации внутренних резервов личности ученика, мотивируя его к саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию, совместно с родителями определили цели воспитательного процесса и пути их реализации.

Таким образом, проектирование и организация воспитательного процесса школы и класса осуществлялись с учетом полученной информации об интересах, возможностях, потребностях учащихся. Это способствовало, наряду с традиционными направлениями воспитательной деятельности, такими как национальное, патриотическое, экологическое, экономическое, трудовое, эстетическое, морально-нравственное, духовное, правовое и другие, определению приоритетных направлений воспитательной деятельности для каждой семьи, например, здоровьесбережения, развитие лидерского потенциала, интеллектуальное развитие и тому подобное.

Организовывая разноплановую деятельность при психолого-педагогическом сопровождении семейного воспитания школьников, необходимо учитывать, чтобы эта деятельность была личностно значимой и творческой для каждой семьи и важной для ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания школьников предусматривало организацию в школе совместных семейных праздников. Например, была проведена интеллектуальная игра «В стране чудес», в которой приняли участие ученики 6-х классов и их родители. Семейные команды должны были решить ребусы и кроссворды по теме семьи и семейных ценностей. Между турами игры были проведены такие конкурсы, как «Собери пословицу», «Дуэль песен о родителях», «Аукцион семейных традиций». Завершилась игра общим чаепитием.

В ходе исследования нами были определены педагогические условия, воплощение которых должно было способствовать эффективному психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания.

Реализация условия «актуализация мотивации педагогов к организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания» происходила за счет разработанной и внедренной в практику программы содействия развитию мотивации педагогов. Программа реализовывалась по четырем этапами: подготовительный, организационный, практический и контрольно-оценочный. На подготовительном этапе, целью которого стало обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к реализации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, был применен комплекс мер. Так, были разработаны меры профилактики и преодоления коммуникативных барьеров педагогов во взаимодействии с родителями. Например, был поведен тренинг, направленный на развитие таких качеств как: целеустремленность, способность к риску, креативность, коммуникативность, настойчивость, открытость, ответственность. Педагогом-психологом проводились групповые и индивидуальные консультации с педагогами по вопросам актуальности психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания.

В библиотеках были созданы картотеки публикаций и Интернет-ресурсов по проблемам семейного воспитания, а в методических кабинетах в помощь классным руководителям – уголки-копилки для обмена опытом организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания. Выявление потребности в психолого-педагогическом сопровождении семейного воспитания школьников осуществлялось с помощью анализа воспитательного процесса, анкетирования учащихся, родителей и педагогов.

В школе был организован и действовал в течение учебного года методический семинар «Теория и практика семейного воспитания». Классные руководители, воспитатели, учителя принимая участие в таком семинаре, имели возможность ознакомиться с методикой организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания. Так, например, одной из тем семинара была «Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания школьников в деятельности классного руководителя». С помощью видеопрезентации участники семинара были проинформированы о современных технологиях психолого-педагогического сопровождения и методическими аспектами их реализации. В завершение семинара была проведена организационно-деятельная игра «Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания школьников». Педагогом-психологом проводились тренинговые занятия по развитию мотивации достижения успеха и развитию актуальных навыков и умений по организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников. Целью практического этапа стало содействие развитию мотивации педагогов к организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания. Для достижения этой цели в школе осуществлялись мероприятия по совершенствованию научно-методической деятельности, которая предусматривала поиск и применение новых форм и методов методической работы, изучение и распространение педагогического опыта. Например, в школе была проведена методическая неделя, в программе каждый день был тематическим. Так, первый день был Днем семейного воспитания. В этот день состоялось открытие методической выставки педагогических идей, находок и достижений, мастер-классы классных руководителей, учителей-предметников. В День развития, совершенствования и роста прошли тренинг профилактики коммуникативных барьеров во взаимодействии с родителями и индивидуальные методические консультации. В День дискуссии, поисков и находок педагоги участвовали в круглом столе «Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания школьников: проблемы, поиски, перспективы». День научно-методического сопровождения начался с заседания методических объединений учителей, классных руководителей, а завершился психологическими консультациями для начинающих педагогов. Последний день недели был Днем диагностики, координации и коррекции, в рамках которого состоялись диагностика умений организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, методический ринг «Инновационное и традиционное в воспитательной деятельности семьи» и методическое совещание, в котором приняли участие директор школы, его заместители и председатели методических объединений, по вопросам подведения итогов методической недели и прогнозирования дальнейшей работы по развитию мотивации педагогов к организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания. На заключительном контрольно-оценочном этапе с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным уровнями развития мотивации педагогов была разработана программа коррекции развития мотивации педагогов, которая предусматривала индивидуальную работу с теми педагогами, у которых не состоялось или незначительно состоялось развитие мотивации.

Реализация условия «совершенствование знаний педагогов и приобретение ими опыта организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания с использованием интерактивных методов» происходила за счет организации школьной методической службой нестандартных форм обучения педагогов, среди которых были методические фестивали, методические недели, мастер-классы, методические ринги, семинары-практикумы, методические выставки, методические аукционы, на которых применялись дискуссии, дебаты, презентации, интерактивные упражнения и игры. Принимая участие в методических мероприятиях, педагоги имели возможность получить необходимые знания об организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, методику его организации и овладеть определенными навыками и умениями его внедрения в практику, создавать необходимые условия для успешного семейного воспитания, осуществлять его организацию и оценку.

Так, например, использовались методы прогнозирования, выдвижения и отбора, а именно: метод отсеивания, обобщения идей, «Генерирование идей 6-3-5», идеи Дельфи, мозговой штурм, «Карусель».

Приобретение и совершенствование педагогами средств и опыта привлечения родителей к осознанной воспитательной деятельности в семье осуществлялось в ходе деловой игры «Метаплан», которую применяли во время проведения семинара-практикума. С помощью данной игры решались проблемы организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, построения новой модели взаимодействия с родителями.

Работа проходила по следующим этапам:

  1. Ведущий формулировал проблему, разделял участников на малые группы.
  2. Ведущий предлагал ответить на вопросы для решения проблемы: Какова ситуация в действительности? Какой должна быть идеальная ситуация? Почему реальная ситуация не является реальной? Что необходимо предпринять для изменения ситуации? Какие есть ресурсы для реализации указанных предложений? Во время обсуждения вопросов учитывались следующие аспекты условий: социальные, организационные, кадровые, содержательные, психологические, материальные и т. п.
  3. В течение определенного времени в малых группах обсуждали вопросы, формулировали и записывали свои предложения.
  4. Каждая малая группа презентовала предложения на каждый вопрос по очереди и отвечала на дополнительные вопросы групп.
  5. Осуществлялось всеобщее обсуждение и выбор наилучшего предложения.

Реализация условия «организация творческого взаимодействия субъектов психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания» происходило за счет создания положительного социально-психологического климата в воспитательной среде; установления субъект-субъектных отношений субъектов воспитания, гуманизации отношений; организации в воспитательном процессе совместной деятельности субъектов воспитания. Большинство педагогов предпочитают делать все самим, не привлекая к разработке и подготовке воспитательных мероприятий учащихся, родителей, общественность, а у большинства учащихся отсутствует опыт совместной деятельности. Учитывая это, для организации эффективного взаимодействия субъектов воспитания педагогам было предложено использовать коллективные творческие дела (КТД), которые предусматривают совместную деятельность субъектов воспитания в подготовке, организации и проведении их, а также насыщение воспитательного процесса интерактивными формами и методами. Это способствует развитию коммуникативных умений, социальной креативности и овладению педагогами и учащимися средствами и опытом организации совместной деятельности и общения. Наиболее сложным для большинства педагогов оказалось отказаться от авторитарного стиля взаимодействия с родителями, что проявляется в нетерпимости к иному мнению, нотациях, приказах, категорических требованиях. Было обращено внимание педагогов на то, что взаимодействие как основа воспитательного процесса должно быть на основе взаимоуважения, взаимопонимания, доверия и должно стимулировать рост самоактивности ребенка, создавать возможности для удовлетворения его актуальной потребности в самореализации и самоутверждении. С целью развития творческого взаимодействия для педагогов было проведено тренинговое занятие. Во время него участники были ознакомлены с научными основами гуманизации взаимодействия и приняли участие в упражнениях и играх, направленных на развитие эффективного общения, умения взаимодействовать в команде, принятии нестандартных решений, творчества, субъект-субъектных отношений, рефлексии, позитивного отношения к себе и другим. Например, на тренинговом занятии было предложено упражнение «Разговор со сменой позиций». Ведущий тренинга предлагал участникам разбились на микрогруппы по три участника. В каждой микрогруппе участники распределили между собой роли: Мечтатель, Скептик, Реалист. Затем каждая микрогруппа выбирала актуальную, на их взгляд, воспитательную проблему и обсуждалась с позиции Мечтателя, Скептика и Реалиста. На следующем этапе члены микрогруппы менялись ролями и обсуждали ту же проблему. В ходе упражнения каждый участник побывал во всех трех позициях. По завершении упражнения участники каждой микрогруппы делились впечатлениями, трудностями, чувствами, темой проблемы и способом ее решения. Еще одним интересным упражнением оказалась «Семь заповедей классного руководителя», которая предусматривала выполнение задания в малых группах. Каждая малая группа получала листы с незаконченными предложениями, обсуждала их и должна была составить и записать на этом листе предложения-заповеди классного руководителя. Например, «Гуманно ориентированный педагог, классный руководитель:

  1. Любит детей… (понимает и чувствует внутренний мир каждого ребенка).
  2. Предоставляет возможность… (делиться своими мыслями, чувствами, дает право на ошибку).
  3. Интересуется… (жизнью ребенка, потребностями и мотивами его деятельности).
  4. Поддерживает… (оказывает реальную помощь в решении проблем).
  5. Направляет… (на овладение общечеловеческими ценностными ориентирами).
  6. Признает… (уникальность и неповторимость каждой личности, не сравнивает детей).
  7. Развивает… (и стимулирует естественный потенциал ребенка)».

Каждая малая группа презентовала результаты своей работы, по завершению все участники обсуждали спорные или интересные предложения-заповеди.

Кроме тренингового занятия, педагогам предлагалось вести дневники самонаблюдения собственного поведения и эмоционального реагирования по следующим критериям: умение свободно высказывать мнение, не подавляя окружающих; открытость восприятия, что предполагает эмпатийное понимание, терпимое слушание ученика, заинтересованное внимание и стремление понять другую точку зрения; толерантное отношение к ошибкам; позитивное отношение к неожиданным индивидуальным проявлениям личности родителей; доверие к возможностям и способностям ученика; уверенность в ценности личностного опыта родителей.

Отметим, что изменения и совершенствование моделей поведения и деятельности педагогов, родителей и учащихся, то есть развитие взаимодействия субъектов воспитательного процесса на гуманистических принципах, были направлены на поддержку и обновление традиций семейного воспитания, на удовлетворение потребностей и интересов участников воспитательного процесса, осуществлялись в ходе совместной подготовки и организации коллективных проектов, командных соревнований, конкурсов и игр, выполнении заданий в творческих группах.

Например, в школе был проведен квест на знание истории родного села. Это командная игра, в ходе которой участники приобретали опыт бесконфликтного и эффективного взаимодействия, умение слушать, поддерживать друг друга, договариваться, доверять, принимать совместное решение и нести за него ответственность. В игре приняли участие ученики 5-7-х, 8-9-х, 10-11-х классов и педагоги, которые в ходе соревнования перемещались по территории села. В начале игры участники формировали команды из 6-9-е учащихся и 3-х педагогов. Команды проходили короткий инструктаж и получали задания, материалы игры и реквизит. Во время игры команды решали логические задачи, выполняли поиск на местности, строили оптимальные маршруты перемещения, искали оригинальные решения и подсказки. После завершения очередного задания переходили к выполнению следующего. Победителем стала команда, которая выполнила все задания быстрее всех. Преимуществом такого мероприятия было то, что в при подготовке квеста и его проведении была создана организаторская группа, в которую вошли учителя, родители и ученики, которые совместно разрабатывали задания и маршруты, готовили реквизит и награды.

Осуществление контроля, анализа и регулирования происходило на каждом этапе подготовки организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, к которому привлекались все участники этого процесса. Для этого использовались посещение и взаимопосещение воспитательных мероприятий, анкеты, опросы, отчеты, выставки достижений, организовывались дискуссии и обсуждения результатов.

Таким образом, внедрение определенных педагогических условий способствовало реализации системы организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания. Следует отметить, что его средствами были определены формы и методы работы, описанные выше. Во время реализации системы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, в случае если не получались ожидаемые результаты, была предусмотрена соответствующая коррекция факторов, педагогических условий, научно-методического сопровождения, форм и методов. Однако в ходе эксперимента необходимости в проведении коррекции не было. Следовательно, поэтапная реализация системы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания в соответствии с определенными факторами и педагогическими условиями, а также формами и методами их реализации, обеспечила эффективность его реализации.


Страницы:   1   2   3   4   5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф