3.7. Оценка эффективности проекта
Вся зона рисков делится на внешнюю, где особенно ощутимо влияние общей экономической ситуации и событий, не связанных с процессом управления бизнесом, и внутреннюю, которая напрямую зависит от эффективности организации управления и реализации бизнеса.
Таблица 28
Основные внешние риски проекта
| Наименование риска | Оценка риска | Характеристика риска и способы реагирования |
| Повышение | высокий | Риск приведет к увеличению стоимости продукции и |
| себестоимости | снижению маржинальной части дохода. Компенсация риска происходит увеличением отпускной цены | |
| продукции или пересмотром весовых требований. Для нивелирования риска необходимо вести постоянный мониторинг рынка поставщиков и заключение долгосрочных контрактов. | ||
| Открытие в городе прямых конкурентов | высокий | При появлении прямых конкурентов, существующая емкость рынка пропорционально делится на участников, что ведет к снижению продаж. Для преодоления риска на организационном этапе следует вести политику отстройки от конкурентов, поддерживать лояльность потребителя. |
| Открытие в городе прямых конкурентов | высокий | При появлении прямых конкурентов, существующая емкость рынка пропорционально делится на участников, что ведет к снижению продаж. Для преодоления риска на организационном этапе следует вести политику отстройки от конкурентов, поддерживать лояльность потребителя. |
| Сезонное снижение продаж | средний | Риск влечет снижение среднегодовых показателей продаж, увеличивает затраты на содержание персонала, ведет к колебанию интенсивности использования производственного оборудования. Риск нивелируется грамотной рекламной и организационной политикой. |
| Изменение на государственном уровне нормативных требований | низкий | Риск может привести к пересмотру технологический карт производства и ассортиментной базы. |
Все внешние риски можно смягчить, если на организационном этапе бизнеса разработать стратегию кризисного управления, удерживать грамотное позиционирование и постоянный контакт с покупателем.
Таблица 29 Основные внутренние риски проекта
Все внешние и внутренние риски имеют единое негативное следствие – снижение прибыли. Причинами снижения прибыли могут стать:Количественный анализ рисков проекта
— увеличение сырьевой себестоимости продукции вследствие повышения цен на материалы, сырье, рабочую силу;
— открытие прямых конкурентов, которые смогут отвоевать собственную долю рынка;
— снижение потребительского спроса вследствие неудовлетворительного качества и обслуживания.
Таблица 30
Оценка рисков фирмы ООО «Салон Богиня»
Оценка рисков и анализ чувствительности проекта инвестиционного проекта свадебного салона указывают на его значительную привлекательность для потенциальных кредиторов (инвесторов):Таким образов, интегральная величина риска составляет 45,3%, что ниже общеэкономического уровня и значит, развитие новой фирмы не потребует значительных финансовых ресурсов на снижение рисков.
Таблица 31
Бюджет инвестиционного планирования инвестиционной программы, руб.
Таблица 32
Показатели эффективности инвестиционного проекта
для расчета дисконтирования денежных потоков будет учитывать риск банковского кредита в размере 16,5% и ставки рефинансирования – 2%.PV=CF1/ (1+r) 1+CF2/ (1+r) 2+…. +CFn/ (1+r) n
где, CFn — денежные потоки, r — ставка дисконта (18,5%)
PV= (2073268,02 + 4807768,91 + 6005277,42+ 7228543,57 + 7937875,4 + 7869350,61 +7939354,07 +7804342,78 + 7289499,12 + 6931852,67 + 6513403,6 + 5919351,44) = 78 319 888 руб.
2) Рассчитаем чистую текущую стоимость проекта
NPV= -45 383 118 + 78 319 888 = 32 936 770 руб.
3) Внутренняя норма дохода (рентабельности) на инвестиции
IRR= (78319888 / 45383118) — 1= 72,57 %
IRR= 72,57 %
4) Период окупаемости инвестиций
PP= 45383118 / ( 78319888 /12) = 7 мес.
5) Индекс рентабельности
PI= 78319888 / 45383118 = 1,72
Значение чистого приведенного дохода (NPV) инвестиционной программы по разработке нового салона (за 7 мес.) составляет значительную положительную величину (78319888 рублей), что указывает на наличие экономической эффективности Проекта;
Значение внутренней нормы доходности (IRR) программы свадебного салона составляет 72,57 %, что указывает на относительно высокий запас прочности проекта. Другими словами, при значительном отклонении плановых значений доходов и расходов (притоков и оттоков) от фактических, вероятность достижения отрицательного значения чистой приведенной стоимости (NPV) и некоторое увеличение периода окупаемости проекта незначительно.
Периоды окупаемости программы составляют 7 месяцев, и является приемлемым для подобной категории проектов и приемлемыми для возврата инвестиционных вложений.
Согласно полученных результатов можно сделать вывод, что разработка данного бизнес плана будет способствовать:
- созданию дополнительных рабочих мест в количестве 18 человек.
- обеспечению дополнительных налоговых поступлений;
- данное расширение позволит организации получить дополнительную прибыль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежит оценка эффективности инвестиционных проектов. Для снижения степени риска при принятии инвестиционного решения необходимо объективно оценить предстоящий проект, т. е. учесть всю совокупность факторов, которые в той или иной степени могут повлиять на эффективность инвестиционного проекта.
Оценка инвестиционного проекта – процесс анализа желательности инвестиционных предложений. Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования.
Данный инвестиционный проект относится к малым проектам, он характеризуется как краткосрочный, так как срок его окупаемости составляет менее 1 года и является монопроектом, т.е. имеет ограниченные ресурсные рамки.
Так как инвестиции представляют собой применение финансовых ресурсов, то для наиболее эффективного применения финансовых ресурсов предприятие формирует свой инвестиционный план. Качественный и грамотно составленный бизнес-план позволяет компании расти, развиваться, завоевывая новые позиции на рынке, составляя концепции производства новых услуг и товаров и подбирая наиболее рациональные способы их реализации.
Оценка эффективности инвестиционных проектов требует анализа большого объема информации. Различия в проектах вынуждают использовать определенные методы оценки. Подобный процесс относится к категории инвестиционного менеджмента. Если выбранный инвестиционный проект не отличается размерами и вложения в него, то достаточно ограничиться самыми простыми методами оценки. Более крупные проекты требуют сложных расчетов, соответственно, и оценочные методы подбираются более тщательно.
Для грамотного инвестиционного проектирования проводится маркетинговый анализ деятельности организации в сфере торговли, позволяющий оценить экономические возможности расширения данного бизнеса на рынке.
В России свадебный бизнес находится в процессе становления. Тем не менее, эксперты оценивают возможности рынка свадебных услуг в Москве в размере 90-230 миллионов долларов.
В 2017 году количество браков увеличилось на 4%. Об этом сообщил официальный портал мэра и Правительства Москвы.
Отмечается, что в 2017 году в столице зарегистрировалось более 90000 супружеских пар.
Так, в 2017 году в Москве было образовано 13 тысяч 685 международных (интернациональных) семей. По статистике, в 2017 году браки с иностранцами составили 15% от общего числа, зарегистрированного в Москве.
Для разработки данного проекта была выбрана организации ООО «Салон Богиня». Организационно-правовая форма предприятия – индивидуальный предприниматель. Всего в штатной численности трудится 18 сотрудников. В соответствии с ООО «Салон Богиня» применяет упрощенную форму налогообложения.
Стратегия предполагает вхождение в состав новой организации в сфере торговли и оказания услуг женского населения, направленного на удержание и закрепление позиций на рынке, позволяющие укрепить конкурентоспособность данной организации на рынке.
По результатам анкетного исследования было выявлено, что по отношению к возрастной категории, большинство заинтересованных в открытии данного салона учитывая специфику направленности, то к основным потребителям можно отнести молодежь, средний возраст которых соответственно составит от 18 до 45 лет.
Значение чистого приведенного дохода (NPV) инвестиционной программы по разработке нового салона (за 7 мес.) составляет значительную положительную величину (78319888 рублей), что указывает на наличие экономической эффективности Проекта;
Значение внутренней нормы доходности (IRR) программы свадебного салона составляет 72,57 %, что указывает на относительно высокий запас прочности проекта.
Согласно полученных результатов можно сделать вывод, что создание данного салона будет способствовать: созданию дополнительных рабочих мест в количестве 18 человек, обеспечению дополнительных налоговых поступлений, обеспечению прибыли, а расчеты с показателями, заложенными в бизнес плане, подтверждая успешное развитие бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018 N 339-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016, N 27, ст. 4287
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (с изм. от 03.08.2018 N 334-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018, N 1, ст. 20
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федераций 26 декабря 2001 г. (ред. от 03.08.2018 N 315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2017, N 49, ст. 7331
- Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. от 03.08.2018 N 295-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2017, N 1, ст. 29; N 45, ст. 6586
- Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2014 — 284 с.
- Барроу К. Бизнес-планирование: Полное руководство / К. Барроу – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2015. – 157 с.
- Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами / И.А. Бланк. — М.: Омега-Л, 2017. — 158
- Богомолова В.А. Бизнес-планирование : учеб. пособие / В.А. Богомолова, Н.М. Белоусова, О.В. Кублашвили, Р.Ю. Ролдугина ; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2014. — 250 с.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха / А. Вайсман. — М.: Интер эксперт, Экономика, 2015. – 59 с.
- Вайсс А. 101 идея для роста вашего бизнеса : результаты новейших исследований эффективности людей и организаций Альпина Паблишер, 2016. – 398 с.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. — М.: Проспект, 2016. — 320 c.
- Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие / М.В. Виноградова, З.И. Панина. – М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 195 с.
- Галенко В. П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: учеб. пособие для студ. вузов / В.П. Галенко, Г.П. Самарина, О.А. Страхова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 152 с.
- Глухов В. В. Менеджмент / В.В. Глухов. — СПб.: Питер, 2014. — 600 с.
- Головань С.И. Бизнес-планирование: учеб. Пособие / С.И. Головань. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2014. – 264 с.
- Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций: учебник для бакалавров, Издательство: КноРус, 2014. – 512с.
- Горемыкин В.А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин. — М.: Юрайт, 2018. — 509 c.
- Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2016. — 432 c.
- Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. — 2012 — № 5 — С. 16-20.
- Казакова Н. А. Финансовый анализ : учебник и практикум / Н. А. Казакова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 539 с.
- Каплан А. В. Решение экономических задач на компьютере / А.В. Каплан — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2014. – 152 с.
- Каплюк Т.С. Финансовый анализ / Т.С. Каплюк. — М.: Экзамен, 2016. — 760
- Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: учебное пособие / В.В. Коссов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГУ ВГИЭ, 2014. – 160 с.
- Крутиков В.К., Аракелян С.А., Дорожкина Т.В., Субботина Т.Н., Якунина М.В. Бизнес планирование. Учебно-методическое пособие. Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), – 2017. – 144 с.
- Липсиц И.В. Инвестиционный проект / И.В. Липсиц, В.В. Коссов — М.: БЕК, 2016. – 152 с.
- Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: Анализ рынка компьютерной техники в РФ // электр. сб. ст. по материалам XIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 12(19) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archve/MNF_social/12(19).pdf
- Морошкин В. А. Бизнес-планирование / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — М.: Форум, 2016. — 288 c.
- Налогообложение ИП и ООО: разница // http://xn—-otbabhrsdikm1b8h.xn--p1ai/ip-ili-ooo/
- Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование. учебное пособие / Е.Г. Непомнящий. – СПб.: ТРТУ, 2014. – 241 с.
- Орлова П.И. Бизнес-планирование: Учебник. / П.И. Орлова. — М.: Дашков и К, 2016. — 288 c.
- Романова М. В. Бизнес-планирование. Учебное пособие / М.В. Романова. — М.: Инфра-М, Форум, 2015. — 240 c.
- Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Под редакцией А.Н. Соломатина. — М.: Питер, 2018. — 560 c.
- Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Варзунов А. В. Бизнес-планирование. Учебное пособие — Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2015. — 90 с.
- Турманидзе Т.У. Финансовый анализ / Т.У. Турманидзе. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 288 c.
- Фролов Д.И. Стратегическое управление и планирование на предприятии / Д.И. Фролов // «Экономика и коммерция». – 2014. — № 4. – С. 3-21.
